Научная статья на тему 'Формирование инновационной культуры студентов педагогического колледжа в условиях внедрения новых ФГОС'

Формирование инновационной культуры студентов педагогического колледжа в условиях внедрения новых ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIVE CULTURE / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамаликова Надежда Васильевна

В статье рассмотрены особенности формирования инновационной культуры в условиях внедрения новых образовательных стандартов среднего профессионального образования и компетентностного подхода. Предложена авторская структура формирования инновационной культуры у студентов педагогического колледжа, основой которой служат компетенции различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карамаликова Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATOIN OF INNOVATION CULTURE OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF NEW FSES

The article describes the features of innovation culture formation in terms of introduction of new educational standards for secondary professional education and competence-based approach. The author gives the structure of an innovative culture formation at students of pedagogical college. The structure is based on different levels of competence.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной культуры студентов педагогического колледжа в условиях внедрения новых ФГОС»

УДК 377.016:377.013.75-057.875

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФГОС

FORMATOIN OF INNOVATION CULTURE OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF NEW FSES

Н. В. Карамаликова N. V. Karamalikova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования инновационной культуры в условиях внедрения новых образовательных стандартов среднего профессионального образования и компетентностного подхода. Предложена авторская структура формирования инновационной культуры у студентов педагогического колледжа, основой которой служат компетенции различного уровня.

Abstract. The article describes the features of innovation culture formation in terms of introduction of new educational standards for secondary professional education and competence-based approach. The author gives the structure of an innovative culture formation at students of pedagogical college. The structure is based on different levels of competence.

Ключевые слова: формирование, инновационная культура, федеральные государственные образовательные стандарты, компетенции, компетентностный подход.

Keywords: formation, innovative culture, federal state education standards, competencies, competence-based approach.

Актуальность исследуемой проблемы. Кардинальные изменения в различных областях жизни человека позволяют по праву назвать XXI век «веком эпохальных новшеств». Это касается и системы образования, которая обеспечивает повышение эффективности мер педагогической направленности и нацеленность их качества на действительно инновационное развитие в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Стратегической целью общекультурного и профессионально-подготовительного плана становится повышение уровня инновационной культуры студентов - будущих специалистов.

Материал и методика исследований. Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, научных трудов по теме исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. В системе образования XXI века ключевыми и наиболее обсуждаемыми темами стали внедрение единого государственного экзамена и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

ФГОС, представляющие собой совокупность требований для реализации программ различных ступеней образования, обеспечивают активное взаимодействие четырех важных компонентов:

- единства образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственности ступеней образовательных программ;

- инновационного развития;

- духовно-нравственного развития и воспитания [16].

Для нас представляет научный интерес такая ступень, как среднее профессиональное образование, и конкретно вопрос формирования инновационной культуры.

Известно, что в новых стандартах нашла место перестановка «системы ценностей» будущего специалиста, то есть результатом обучения становятся не знания, умения и навыки, а набор компетенций, обеспечивающих успешную самореализацию в профессии, адаптацию в избранной области. Кроме этого, важная роль отводится самообразованию и рефлексии; условиям, способствующим творческому развитию и способности действовать в различных проблемных ситуациях; стимулированию инновационной деятельности в целях повышения уровня конкурентоспособности специалистов; созданию ситуаций осознания недостаточности знаний и в связи с этим - формированию исследовательского, поискового, продуктивно-творческого мышления.

В Послании В. В. Путина Федеральному Собранию сказано, что будущее нашей страны определяется главным образом интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки и высоких технологий.

Президент Российской Федерации делает акцент на том, что необходимо воспитывать личность, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить [12].

В соответствии с реалиями сегодняшнего дня для нынешнего студента, в частности студента колледжа, умение ориентироваться в систематически изменяющемся информационном пространстве, проявление креативности в противовес стандартизации, самостоятельный творческий поиск, умение сотрудничать, анализировать, быть гибким и стремление к непрерывному образованию (постоянный интеллектуальный рост) -необходимость, которая составляет портрет современного успешного востребованного выпускника и специалиста. Помимо всего, общая эрудиция и пытливость ума, знания общечеловеческого характера, определяющие культуру личности, занимают важное место в процессе образования. Такое множество «умений» личностно -профессионального плана составляет, на наш взгляд, инновационную культуру личности.

В последние годы термин «инновационная культура» стал встречаться в публикациях очень часто, и это неудивительно, так как благодаря решению вопроса ее формирования можно добиться существенного влияния на всю культуру общества, культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей [8]. Среди разнообразных трактовок термина «инновационная культура», которая понимается в большинстве случаев как знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств [11], исторически сложившаяся устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений [13], область общекультурного процесса, характеризующая степень восприимчивости различных новшеств [8], нам представляются значимыми взгляды следующих авторов, отразивших, по нашему мнению, области компетенций в соответствии с ФГОС.

О. А. Шумакова рассматривает феномен инновационной культуры как продукт активности субъекта, определяя акмецелевые умения и стратегии данной культуры личности [15].

Н. В. Кузьмина отмечает, что новаторская и инновационная деятельность является одним из основных факторов повышения качества собственной деятельности личности [7].

И. В. Силина инновационную культуру определяет как высшее проявление общекультурных профессиональных и личностных качеств. Эта же идея нашла отражение у М. Белокуровой. Автор указывает, что феноменом процесса развития индивидуальности является становление индивидуального стиля как способа адаптации человека к конкретной профессиональной среде [1].

По К. Н. Поливановой, реалии современности вызывают стремительные изменения номенклатуры требований трудового рынка по отношению к потенциальному работнику, а главным при этом можно назвать мобильность, проявляющуюся во всех ракурсах, в том числе и академическо-профессиональном. Все это выражается не столько путем простого приобретения знаний и умений, сколько умением учиться и применять знания; важнейшим отмечается то, что будет востребовано в будущем для человека - в его личной и социальной, а также профессиональной жизни [10].

Типичными для нашего времени изменениями характера образования, как считает И. А. Зимняя, можно назвать, прежде всего, направленность, цели и содержание, которые ориентированы на творческую инициативу и мобильность [6].

Процесс формирования инновационной культуры рассматривается С. Г. Григорьевой как динамичный и протяженный во времени, фиксируется поэтапность перехода незнания в знание и перехода свойств и качеств к иным новообразованиям [3].

Именно компетентностный подход служит основой обновления содержания образования в соответствии с новыми стандартами.

Согласно компетентностному подходу акцент в профессиональном образовании смещен на формирование деятельностных умений (компетенций), то есть «формируем деятельность - развивается личность». В нем отражены и личностный (путем формирования общих компетенций, необходимых как в профессиональной, так и в непрофессиональной областях), и деятельностный аспекты (путем формирования компетенций, необходимых для реализации в профессиональной деятельности) [2], [9], [14].

Такие значимые стороны компетентностного подхода, представленные личностным и метапредметным, интеллектуальным и креативным, интеракционным и ценностно-мировоззренческим содержанием, стали основополагающими для нашего определения инновационной культуры. Инновационную культуру мы представляем как совокупность компетенций, формируемую психолого-педагогическими средствами и представляющую собой результат личностно-профессионального роста через эффективное развитие интеллектуальной и творческой сфер.

К ее составляющим мы относим:

- общую культуру личности (общекультурные компетенции - ответственность, рефлексия, нравственность, отношение к ценностям, в том числе к знанию как важнейшему наследию);

интеллектуальную культуру (интеллектуальная инициатива, интеллектуальное творчество, интеллектуальная саморегуляция [5]; научный поиск и внедрение знаний в практику);

- культуру общения и взаимодействия с субъектами педагогической и внепедаго-гической деятельности.

Анализ имеющихся подходов, образовательные реалии нашего времени и собственное видение вопроса позволили нам разработать структуру ключевых диагностируемых и реализуемых компетенций программы формирования инновационной культуры студентов педагогического колледжа, которая является одним из ключей в достижении целей ФГОС. Данная структура состоит из блоков, в каждом из которых отмечены характерные формируемые компетенции.

Блок 1 является личностно-смысловым, в нем акцент делается на субъектно-рефлексивные компетенции, такие как рефлексивные умения и самооценка.

Блок 2 - интеракционный, включающий социально ориентированные компетенции, направленные на формирование социально-психологической адаптации. Необходимость коммуникативной (в нашей работе - интеракционной) культуры обозначается и в исследовании С. Г. Григорьевой, где она подчеркивает, что данный тип культуры, а также общая и инновационная, способствуют трансляции ценностей культуры, обеспечивают личностное развитие и умение выйти за рамки деятельности нормативной [4].

Блок 3 - творческо-интеллектуальный, исследующий творческий потенциал и готовность к решению познавательных задач, то есть решаются вопросы творческой самоактуализации и уровня развития когнитивной сферы.

Блок 4 - интеграционно-информационный, где мы рассматриваем практико-ориентированные компетенции и ценностные ориентации в карьере, значение для нас имеют ценностные ориентации в карьере и мотивы выбора профессии.

Предложенному нами определению инновационной культуры напрямую соответствуют блоки 1 и 3 структуры, которые мы назвали ведущими. Блоки 2 и 4 являются дополняющими или вспомогательными и, благодаря их включению в структуру, позволяют комплексно подойти к формированию инновационной культуры в общем ее представлении и со спецификой будущей профессиональной педагогической деятельности студентов колледжа.

Известный футуролог Э. Тоффлер [17], еще в 1980 году опубликовавший свою работу «Третья волна», отмечал, что мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, характеризующихся нововведениями в различных областях жизни человека. С большой долей вероятности можно прогнозировать развитие данной мысли на практике, тем более что прошедшие десятилетия уже обозначили начало таких кардинальных преобразований.

Резюме. Новые федеральные образовательные стандарты среднего профессионального образования, как и любые стандарты, имеют целью конкретизировать цели и задачи процесса получения квалификации в процессе профессиональной подготовки. Реалии современности обозначают новые пути в решении этого вопроса, и прежде всего это относится к качественно новому взгляду на сам процесс получения образования - формированию общих и профессиональных компетенций, в том числе и дивергентного характера. Предложенная нами структура формирования инновационной культуры у студентов педагогического колледжа является одним из ключей в достижении целей ФГОС, отражая важные личностно-профессиональные составляющие будущего специалиста социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белокурова, М. Акме и развитие индивидуальности человека [Электронный ресурс] / М. Белокурова. - Режим доступа : http://www.terton.ru/biblioteka/akme-i-razvitie-individualnosti-cheloveka.html.

2. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Эйдос. - 2005. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

3. Григорьева, С. Г. Сущность, содержание и структура формирования инновационной культуры бу-

дущего педагога в процессе профессиональной подготовки / С. Г. Григорьева // Вестник Чувашского государ-

ственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2(70). - -С. 51-58.

4. Григорьева, С. Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / С. Г. Григорьева. - М., 2011. - 50 с.

5. Дружинин, В. Н. Психология XXI века / В. Н. Дружинин. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 863 с.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Эйдос. - 2006. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

7. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -144 с.

8. Лисин, Б. К. Инновационная культура [Электронный ресурс] / Б. К. Лисин // Социология инноватики. -2008. - № 10. - Режим доступа : http://transfer.eltech.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69fl3c32568fe00319ec1/ c019257aefe127dac32577dc00493038?0penD0cument.

9. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство : материалы II междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). - М. : Буки-Веди, 2012. -С. 215-217.

10. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.

11. Поскряков, А. А. Инновационная культура [Электронный ресурс] / А. А. Поскряков. - Режим доступа : http://www.sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.html.

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://news.kremlin.ru/transcripts/19825.

13. Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

15. Шумакова, О. А. Акмепсихологические предпосылки проектирования содержания инновационной культуры личности на этапе профессиональной подготовки / О. А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 75. - С. 277-282.

16. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Минобрнауки.рф/документы/

17. Toffler, A. The third wave / A.Toffer. - USA : Bantam Books, 1981. - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.