13. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. 7.№1(13). pp.105-111.
14. Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm. MIS Quarterly 2017, №41(1), pp. 255-266.
15. Song P., Xue L., Rai A., Zhang C. The ecosystem of software platform: A study of asymmetric cross-side network effects and platform governance. MIS Quarterly, 2018. №42(1), pp. 121-142.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11362
Н.В. Петрухина - к.э.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент», Брянский государственный технический университет, [email protected],
N.V.Petrukhina - PhD, associate Professor of the Department of "Production Management", Bryansk State Technical University.
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ FORMATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE REGION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. В статье представлены результаты научных исследований по актуальным проблемам формирования инновационной инфраструктуры в условиях цифровой трансформации. Одной из рассматриваемых проблем обозначена значительная дифференциация регионов по интегральному рейтингу социально-экономического развития субъектов ЦФО. Она связана с конкурентными преимуществами регионов, на территории которых сосредоточены взаимодействующие между собой субъекты инновационного развития, которые обеспечивают результативность и эффективность процессов освоения новых знаний, создания и спроса на товары, работы, услуги, а также позволяет принимать полезные для региона управленческие решения, основанные на нормах права. Отрицательным последствием неравномерного развития регионов РФ является сконцентрированность исследователей в отдельных регионах, что обуславливает невысокую результативность и эффективность работы научных и образовательных организаций и не способствует практическому применению полученных результатов исследований и разработок. Для устранения диспропорций в условиях происходящих трансформационных изменений социально-экономического развития регионов предложено формирование инновационной инфраструктуры как важного связующего элемента взаимодействующих между собой субъектов. По результатам их деятельности формируются потоки, которые создают инновационную инфраструктуру: информационно -консультационную, правовую, кадровую, сбытовую, финансовую и материально -техническую. Заключение содержит предложение о создании важного элемента информационно-консультационной инфраструктуры-платформы, а также предложены инструменты организационно-экономического воздействия по повышению уровня развития инновационной системы в условиях происходящей цифровой трансформации.
Abstract. The article presents the results of scientific research on the current problems of the formation of innovative infrastructure in the conditions of digital transformation. One of the problems under consideration is the significant differentiation of regions according to the integrated rating of socio -economic development of the subjects of the Central Federal District. It is connected with the competitive advantages of the regions, on the territory of which the subjects of innovative development interacting with each other are concentrated, which ensure the effectiveness and efficiency of the processes of mastering new knowledge, creating and demand for goods, works, services, and also allows making management decisions based on the norms of law that are useful for the region. A negative consequence of the uneven development of the regions of the Russian Federation is the concentration of researchers in certain regions, which causes low productivity and efficiency of scientific and educational organizations and does not contribute to the practical application of the obtained research and development results. In order to eliminate the imbalances in the conditions of the ongoing transformational changes in the socio -economic development of the regions, the formation of an innovative infrastructure as an important connecting element of interacting subjects is proposed. Based on the results of their activities, flows are formed that create an innovative infrastructure: information and consulting, legal, personnel, sales, financial and logistical. The conclusion contains a proposal to create an important element of the information and consulting infrastructure-a platform, and also suggests tools for organizational and economic impact to improve the level of development of the innovation system in the context of the ongoing digital transformation.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, научно -технологическое развитие, тройная спираль, цифровая трансформация, информационно-консультационная платформа.
Keywords: innovative infrastructure, scientific and technological development, triple helix, digital transformation, information and consulting platform.
Введение. 15.01.2020г. В.В. Путин обращаясь к Федеральному собранию с ежегодным посланием сообщил о том, что необходимо обеспечить условия для повышения доходов граждан, что является главной задачей правительства РФ, а также призвал увеличить вложения в инфраструктуру, создание и обновление рабочих мест, а также в развитие отдельных сфер деятельности бизнес -сообщества..
В быстро меняющихся экономических условиях одной из национальных целей, закрепленной в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определена цифровая трансформация [5].
Выступая 27.01.2021г. на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня, В.В. Путин сообщил о том, что необходимо обеспечить цифровую трансформацию как соответствующую основу технологического уклада будущего России, а также создать условия для эффективного труда людей, предпринимателей. На реализацию указанных задач необходимо сконцентрировать усилия государства, бизнеса, гражданского общества, а также выстраивать стимулирующую бюджетную политику в предстоящие годы [4].
Сегодня и представители бизнес - структур, и органы государственной власти, и университеты, т.е. субъекты взаимодействия должны пройти цифровую трансформацию, обеспечивая свою работу в он-лайн среде.
Анализ значимой проблемы: формирование инновационной инфраструктуры региона в условиях цифровой трансформации является актуальным. Он позволяет на региональном уровне в условиях происходящих трансформационных изменений экономики сформировать эффективный инфраструктурный механизм субъектов взаимодействия с целью увеличения уровня ВВП.
Методы. Исследование концептуальных подходов по формированию инновационной инфраструктуры в условиях цифровой трансформации экономики проводилось с помощью системного анализа путем систематизации современных теоретических подходов, а также сбор и обработку необходимой статистической информации. По результатам проведенных исследований, стоит отметить, что огромная территория страны разнится по наличию природных ресурсов, сконцентрированности отдельных производств, эффективности и результативности работы научных и образовательных организаций, а также обеспечению принятия эффективных управленческих решений, основанных на нормах права. В связи с вышеизложенным, возникает объективная необходимость формирования инновационной инфраструктуры, которая является следствием взаимодействующих между собой субъектов и порождаемыми ими потоками, а также влияет на уровень ВВП.
Результаты и обсуждение. Результаты проведенного анализа позволяют свидетельствовать о том, что в связи со сложившимися историческими особенностями развития регионов, финансовыми возможностями, наблюдается значительная дифференциация эффективности и результативности освоения новых знаний, а также создания инновационной продукции, концентрация же исследовательского потенциала присутствует лишь в некоторых регионах ЦФО России [3]. Результаты проведенного анализа, а также ссистематизация данных позволили сделать вывод о значительной дифференциации экономического развития регионов центрального федерального округа за период с 2018 -2019гг., в который входят 18 субъектов. Результаты отражены на рисунке 1.
Рейтинг социально-экономического развития субъектов РФ и ее регионов разработан агентством «РИА-Рейтинг» [3].
Он определяется через интегральный рейтинг (ИР) и включающий в себя оценку через ниже указанные четыри группы показателей: 1) социально-экономические показатели (объем доходов консолидированного бюджета по итогам года, объем производства товаров и услуг по итогам года, численность занятых в экономике по итогам года; 2) показатели эффективности экономики (инвестиции в основной капитал на одного жителя, объем производства товаров и услуг, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ по итогам года, а также доля прибыльных предприятий по итогам года); 3)показатели бюджетной сферы (доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета по итогам года, доходы консолидированного бюджета на одного жителя по итогам года, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета по итогам года, отношение дефицита (-)/профицита (+) к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета по итогам года); 4) показатели социальной сферы (уровень безработицы по итогам года, отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по итогам года, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности по итогам года, число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся).
Установлено, что из восемнадцати регионов ЦФО в 2018году по значению показателя интегрального рейтинга регионов ЦФО только два региона входят в первую десятку: г. Москва занимает 1 место (88,049), Московская область -4 (79,922). Во вторую десятку входит: Белгородская область - 18 (55,598). Третью десятку представляют: Воронежская область -21 (53,882), Липецкая область -22 (51,085); Калужская область-28 (47,086), Тульская область -29 (49,921). Четвертую десятку представляют: Владимирская область -41(41,185), Рязанская область -43(39,963), Тверская область -48 (37,883). Представителями пятой десятки являются: Брянская область -51 (35,937), Тамбовская область -52 (35,436), Смоленская область -59(30,829). В шестую входят: Ивановская область - 62 (29,795), Орловская область -64 (29,447), в седьмую: Костромская область -70 (26,154).
Рисунок 1 - Инновационная активность регионов ЦФО согласно интегрального рейтинга за 2018-2019гг.
Одним из основных факторов развития региона в условиях происходящих цифровых трансформацй является формирование и внедрение передовых научно-технологических разработок и технологий, создающих пространство субъекта. При формировании экономического пространства в условиях цифровой трансформации необходимо учесть положения концепции «тройной спирали» Henry Etzkowitz [1].
Она подразумевает активное гармоничное взаимодействие трех субъектов: государства, бизнес-структур и наукой, представляемой университетами. Предусматривает следующие позиции: равноправие партнеров - субъектов, формирующих единое научно-технологическое пространство РФ, которые взаимодействуя между собой, образуют «тройную спираль»; активное взаимодействие субъектов порождает перераспределение их функций; сотрудничество субъектов обосновывается наличием горизонтальных связей; субъекты образуют самоорганизующуюся систему; их плодотворное сотрудничество свидетельствует о наличии горизонтальных связей. Государство по своей сути также определяет правовую специфику развития научно-технологического пространства страны, ее инфраструктуру, а также является стратегическим узлом контрактных сетевых отношений, порождаемых между наукой, обществом и бизнесом. включая сетевую модель интеграции взаимодействующих субъектов [2].
Являясь важным структурным компонентом, инновационная инфраструктура обеспечивает влияние одного из субъектов взаимодействия на другого с помощью функций. В рамках данного взаимодействия на основе функций субъекта формируются следующие предметных ресурсные потоки: информационно-консультационный, правовой, сбытовой, материально-технический, кадровый, финансовый.
Особенностью инфраструктурного механизма является возможность каждого из субъекта, осуществляя свою функцию, создавать присущую ему инновационную инфраструктуру.
В условиях цифровой трансформации экономических отношений важное значение приобретают потоки знаний субъектов и информации. Они настраивают субъекты взаимодействия на обмен специалистами и технологиями в пределах одного или нескольких регионов, а также осуществляют реализацию совместных проектов и программ в целях развития научно-технологического пространства страны.
Заключение. Предложенный эффективный инфраструктурный механизм взаимодействующих субъектов в условиях цифровой трансформации экономики в виде информационно-консультационной платформы, позволит на уровне региона увеличить ВРП, на уровне страны - ВВП, а также формировать и совершенствовать единое научно-технологическое пространства РФ.
Существующие на территории региона инфраструктурные объекты, позволили сделать вывод о том, что в регионе отсутствует главный центр по обеспечению приоритетных направлений научно-технологического и инновационного развития.
Автором предлагается создание на территории региона объекта инновационной инфраструктуры- информационно-консультационной платформы. Ее можно представить как совокупность организационных струк-
тур, создающих условия для функционирования и развития единого информационного пространства и средств информационного взаимодействия субъектов в условиях происходящих цифровых изменений экономики.
При создании платформы в качестве инфраструктурного элемента региона необходимо основываться на принципах прозрачности, доступности и гласности обмена знаниями и информацией; принципах формирования единого информационного пространства; принципах права на равный доступ к информации, которые отражают цифровую трансформацию, а также баланс интересов взаимодействующих между собой сторон. Реализация вышеуказанной концепции позволит исполнить государственную программу «Цифровая экономика» в части касающейся развития элементов информационной инфраструктуры, с использованием которой будет наблюдаться рост ВРП регионов и ВВП страны.
Источники:
1. Etzkowitz, H., Leydesdorff,L.The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy,29(2), 109-123 (2000).
2. Petrukhina N.V. (2020) Formation of Uniform Scientific and Technological Space of the Russian Federation. In: Solovev D., Savaley V., Bekker A., Petukhov V. (eds) Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2019". Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 172. Springer, Singapore. Pages 653-659.
3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2020г. //https://riarating.ru/infografika/ 20210531/630201353.html.
4. 4.Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» // http://www.kremlin.ru/events/president/news/64938.
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/. References:
1. Etzkowitz, H., Leydesdorff,L.The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy,29(2), 109-123 (2000).
2. Petrukhina N.V. (2020) Formation of Uniform Scientific and Technological Space of the Russian Federation. In: Solovev D., Savaley V., Bekker A., Petukhov V. (eds) Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2019". Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 172. Springer, Singapore. Pages 653-659.
3. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. Results of 2020. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html.
4. Session of the online forum "Davos Agenda 2021"// http://www.kremlin.ru/events/president/news/64938.
5. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 N 474 "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource]. - Access mode: // http://www. consultant.ru/document t/cons doc LAW 357927/.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11363
Н.В. Петрухина - к.э.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент», Брянский государственный технический университет, [email protected],
N.V. Petrukhina - PhD, associate Professor of the Department of "Production Management", Bryansk State Technical University.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК КЛЮЧЕВОЙ СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AS A KEY SUBJECT OF REGIONAL DEVELOPMENT
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные аспекты взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса как ключевых игроков развития региона в условиях происходящих трансформационных изменений в экономике. Рассматривается Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030, Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Анализируются данные в части, касающейся финансирования указанного проекта в разрезе его источников: внебюджетные, федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ. В рамках проводимого исследования анализируются данные по доле работников малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей силы в разрезе регионов ЦФО. Рассматривается рейтинг субъектов ЦФО по указанному показателю. Анализируются наиболее значимые региональные проекты, действующие на территории Брянской области. По мнению автора, важнейшим аспектом поддержки субъектов предпринимательской деятельности являются созданные на территории региона объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства. В целях повышения уровня инвестиционной привлекательности, а также инновационного потенциала в целях конкурентоспособности региона, автором отмечается необходимость создания на территории региона соответствующих объектов научно-технологической инициативы.
Abstract. The article deals with topical aspects of interaction between small and medium-sized businesses as key players in the development of the region in the context of ongoing transformational changes in the economy. The Decree of the President of the Russian Federation "On the national development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", the Strategy for the Development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030, the National Project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual