Научная статья на тему 'Функционирование инновационно-консультационной инфраструктуры в АПК'

Функционирование инновационно-консультационной инфраструктуры в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аграрное консультирование / агропромышленный комплекс / агросфера / инновации / информация / информационно-консультационная служба / инфраструктура / консультации / методология / организационно-экономический механизм / сельское население / сельскохозяйственные товаропроизводители / стимулирование / услуга / эффективность / the agricultural consulting / the agro-industrial complex / the agro-sphere / the innovations / the information / the information and consulting service / infrastructure / a consultations / the methodology / the organizational and economic mechanism / the rural population / the agricultural producers / the incentives / a service / a efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Гришина Татьяна Вячеславовна, Панина Елена Владимировна

Введение. Статья посвящена оценке существующего уровня развития информационно-консультационной системы в агропромышленном комплексе в методологическом аспекте. Актуальность освещения методических вопросов обусловлена современным уровнем развития информационно-консультационных служб в регионах, стремительностью и масштабностью расширения интернет-пространства, имеющимся отечественным опытом внедрения инноваций, потребностью в реализации государственной политики в сфере АПК. Материалы и методы. Рассматриваются различные типы информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве, анализируются задачи, цели, принципы функционирования ИКС в АПК. При написании работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых. Изложение работы произведено универсальными научными методами (в том числе формально-логическим, системно-структурным, структурно-функциональным) и методами познания экономических процессов и явлений (моделированием, сравнением, графических изображений). Результаты. Проведен анализ источников литературы, раскрывающих экономическую сущность и особенности оказания информационно-консультационных услуг в сельском хозяйстве, в т. ч. в зависимости от задач деятельности ИКС. Рассмотрен процесс оказания консультационных услуг. Изучены работы экономистов-аграрников, посвященные сельскохозяйственному консультированию, его сущности, в том числе работы зарубежных авторов. В работе представлены основные дефиниции сельскохозяйственного консультирования. Обсуждение. Сформулированы основные принципы успешного функционирования информационно-консультационных служб. Выделен инновационно-цифровой тип консультационной деятельности в АПК и дана его характеристика. Предлагается рассматривать инновационно-консультационную деятельность как организационно-экономический механизм со своими элементами, способами воздействия, объектами, задачами. Функционирование инновационно-консультационной инфраструктуры обусловлено девятью основными принципами успешной работы ИКЦ. Предложено выделить мотивирующую функцию инновационно-консультационного центра для реализации его эффективной деятельности в сфере АПК. Заключение. В работе обоснована и дана характеристика основных компонентов ИКЦ как организационно-экономического механизма с учетом применения «четырехзвенной модели» и «умной специализации». Даны предложения по совершенствованию инновационно-консультационной инфраструктуры в АПК с целью повышения эффективности оказания информационно-консультационных услуг, повышения уровня знаний сельского населения, кадрового состава сельхозтоваропроизводителей, распространению информации о достижениях научно-технического сообщества, инновационных разработках и методах хозяйствования, эффективного взаимодействия субъектов хозяйствования АПК, органов власти, научно-образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Гришина Татьяна Вячеславовна, Панина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functioning of innovation and consulting infrastructure in the agro-industrial complex

Introduction. The article is devoted to the assessment of the existing level of development of the information and consulting system in the agro-industrial complex in the methodological aspect. The relevance of the coverage of methodological issues is due to the current level of development of information and consulting services in the regions, the rapid and large-scale expansion of the Internet space, the existing domestic experience in introducing innovations, the need to implement state policy in the field of agriculture. Materials and methods. The authors consider various types of information and consulting activities in agriculture, analyze the tasks, goals, principles of ICS functioning in the agro-industrial complex. The general methodological basis of the work is the general scientific dialectical method of cognition. When writing the article, universal scientific methods (including formal-logical, system-structural, structural-functional) and methods of cognition of economic processes and phenomena (modeling, comparison, graphic images) were also used. Results. The basic principles formulated for the successful functioning of information and consulting services. The Innovative-digital type of consulting activities in the agro-industrial complex. Its characteristics are highlighted and formulated. It is proposed to consider innovation and consulting activities as an organizational and economic mechanism with its elements, methods of influence, objects, tasks. The functioning of the innovation and consulting infrastructure is conditioned by nine basic principles of the successful work of the innovation and consulting center. The authors proposed to highlight the motivating function of the innovation and consulting center. Discussion. The main principles of successful functioning of information and consulting services are formulated. The innovative digital type of consulting activity in the agroindustrial complex is highlighted and its characteristics are given. It is proposed to consider innovation and consulting activities as an organizational and economic mechanism with its own elements, methods of influence, objects, tasks. The functioning of the innovation and consulting infrastructure is determined by the nine main principles of the successful work of the ICC. It is proposed to highlight the motivating function of the innovation and consulting center for the implementation of its effective activities in the field of agriculture. Conclusion. The paper substantiates and characterizes the main components of the ICC as an organizational and economic mechanism, taking into account the use of the «four-link model» and «smart specialization». Proposals are made to improve the innovation and consulting infrastructure in the agro-industrial complex in order to increase the efficiency of providing information and consulting services, increase the level of knowledge of the rural population, the personnel of agricultural producers, disseminate information about the achievements of the scientific and technical community, innovative developments and management methods, effective interaction of agricultural entities, authorities, scientific and educational organizations.

Текст научной работы на тему «Функционирование инновационно-консультационной инфраструктуры в АПК»

08.00.05 УДК 338.43

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-4-81 -94 Функционирование инновационно-консультационной инфраструктуры в АПК

О. А. Фролова, Т. В. Гришина, Е. В. Панина*

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия

* [email protected]. ги

Аннотация

Введение. Статья посвящена оценке существующего уровня развития информационно-консультационной системы в агропромышленном комплексе в методологическом аспекте. Актуальность освещения методических вопросов обусловлена современным уровнем развития информационно-консультационных служб в регионах, стремительностью и масштабностью расширения интернет-пространства, имеющимся отечественным опытом внедрения инноваций, потребностью в реализации государственной политики в сфере АПК. Материалы и методы. Рассматриваются различные типы информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве, анализируются задачи, цели, принципы функционирования ИКС в АПК. При написании работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых. Изложение работы произведено универсальными научными методами (в том числе формально-логическим, системно-структурным, структурно-функциональным) и методами познания экономических процессов и явлений (моделированием, сравнением, графических изображений).

Результаты. Проведен анализ источников литературы, раскрывающих экономическую сущность и особенности оказания информационно-консультационных услуг в сельском хозяйстве, в т. ч. в зависимости от задач деятельности ИКС. Рассмотрен процесс оказания консультационных услуг. Изучены работы экономистов-аграрников, посвященные сельскохозяйственному консультированию, его сущности, в том числе работы зарубежных авторов. В работе представлены основные дефиниции сельскохозяйственного консультирования. Обсуждение. Сформулированы основные принципы успешного функционирования информационно -консультационных служб. Выделен инновационно-цифровой тип консультационной деятельности в АПК и дана его характеристика. Предлагается рассматривать инновационно-консультационную деятельность как организационно-экономический механизм со своими элементами, способами воздействия, объектами, задачами. Функционирование инновационно-консультационной инфраструктуры обусловлено девятью основными принципами успешной работы ИКЦ. Предложено выделить мотивирующую функцию инновационно-консультационного центра для реализации его эффективной деятельности в сфере АПК.

Заключение. В работе обоснована и дана характеристика основных компонентов ИКЦ как организационно-экономического механизма с учетом применения «четырехзвенной модели» и «умной специализации». Даны предложения по совершенствованию инновационно-консультационной инфраструктуры в АПК с целью повышения эффективности оказания информационно-консультационных услуг, повышения уровня знаний сельского населения, кадрового состава сельхозтоваропроизводителей, распространению информации о достижениях научно-технического сообщества, инновационных разработках и методах хозяйствования, эффективного взаимодействия субъектов хозяйствования АПК, органов власти, научно-образовательных организаций.

Ключевые слова: аграрное консультирование, агропромышленный комплекс, агросфера, инновации, информация, информационно-консультационная служба, инфраструктура, консультации, методология, организационно-экономический механизм, сельское население, сельскохозяйственные товаропроизводители, стимулирование, услуга, эффективность.

Для цитирования: Фролова О. А., Гришина Т. В., Панина Е. В. Функционирование инновационно-консультационной инфраструктуры в АПК // Вестник НГИЭИ. 2021. № 4 (119). С. 81-94. DOI: 10.24412/22279407-2021-4-81-94

© Фролова О. А., Гришина Т. В., Панина Е. В., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

The functioning of innovation and consulting infrastructure in the agro-industrial complex

O. A. Frolova, T. V. Grishina, E. V. Panina

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia

* helenpanina@yandex. ru

Abstract

Introduction. The article is devoted to the assessment of the existing level of development of the information and consulting system in the agro-industrial complex in the methodological aspect. The relevance of the coverage of methodological issues is due to the current level of development of information and consulting services in the regions, the rapid and large-scale expansion of the Internet space, the existing domestic experience in introducing innovations, the need to implement state policy in the field of agriculture.

Materials and methods. The authors consider various types of information and consulting activities in agriculture, analyze the tasks, goals, principles of ICS functioning in the agro-industrial complex. The general methodological basis of the work is the general scientific dialectical method of cognition. When writing the article, universal scientific methods (including formal-logical, system-structural, structural-functional) and methods of cognition of economic processes and phenomena (modeling, comparison, graphic images) were also used.

Results. The basic principles formulated for the successful functioning of information and consulting services. The Innovative-digital type of consulting activities in the agro-industrial complex. Its characteristics are highlighted and formulated. It is proposed to consider innovation and consulting activities as an organizational and economic mechanism with its elements, methods of influence, objects, tasks. The functioning of the innovation and consulting infrastructure is conditioned by nine basic principles of the successful work of the innovation and consulting center. The authors proposed to highlight the motivating function of the innovation and consulting center.

Discussion. The main principles of successful functioning of information and consulting services are formulated. The innovative digital type of consulting activity in the agroindustrial complex is highlighted and its characteristics are given. It is proposed to consider innovation and consulting activities as an organizational and economic mechanism with its own elements, methods of influence, objects, tasks. The functioning of the innovation and consulting infrastructure is determined by the nine main principles of the successful work of the ICC. It is proposed to highlight the motivating function of the innovation and consulting center for the implementation of its effective activities in the field of agriculture.

Conclusion. The paper substantiates and characterizes the main components of the ICC as an organizational and economic mechanism, taking into account the use of the «four-link model» and «smart specialization». Proposals are made to improve the innovation and consulting infrastructure in the agro-industrial complex in order to increase the efficiency of providing information and consulting services, increase the level of knowledge of the rural population, the personnel of agricultural producers, disseminate information about the achievements of the scientific and technical community, innovative developments and management methods, effective interaction of agricultural entities, authorities, scientific and educational organizations.

Keywords: the agricultural consulting, the agro-industrial complex, the agro-sphere, the innovations, the information, the information and consulting service, infrastructure, a consultations, the methodology, the organizational and economic mechanism, the rural population, the agricultural producers, the incentives, a service, a efficiency.

For citation: Frolova O. A., Grishina T. V., Panina E. V. The functioning of innovation and consulting infrastructure in the agro-industrial complex // Bulletin NGIEI. 2021. № 4 (119). P. 81-94. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-4-81-94

Введение

В условиях глобализации рынка услуг, специфики аграрного сектора экономики, недостаточного по мировым меркам уровня развития сельскохозяйственного производства одним из приоритетов социально-экономического и инновационного развития в сфере агропромышленного комплекса в

регионах является повышение эффективности функционирования информационно-консультационных служб и решение инфраструктурных проблем развития региона. Изучение названных аспектов является необходимым, в том числе в силу несовершенства и противоречивости методолого-теоретических подходов, отсутствия отечествен-

ных практических наработок, коррелируемых с методическими рекомендациями по комплексному, системному исследованию в решении инфраструктурных проблем в информационно-консультационной среде в сфере агропромышленного комплекса в регионах.

Вместе с тем, уровень развития информационно-консультационных служб в регионах требует модернизации отечественного опыта, повышения эффективности принимаемых решений с учетом комплексного, системного анализа в условиях перехода к цифровой модели развития агропромышленного комплекса. Динамика потенциала развития аграрного сектора напрямую связана с эффективностью распространения информации и внедрения инноваций и научно-технических разработок среди сельхозтоваропроизводителей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и других заинтересованных субъектов.

В последние годы агросектор «демонстрирует уверенный рост, является одним из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федера-ции»1. Переход АПК в цифровую экономику и к инновационному развитию обусловлен на государственном уровне, закреплен законодательной базой и предусматривает в том числе «информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной по-мощи»2. Исследованиям уровня и качества жизни сельского населения с целью выявления ключевых организационно-экономических условий развития социальной инфраструктуры сельских территорий уделяется значительное внимание ученых-экономистов. «В настоящее время развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей не только повышение качества жизни сельских жителей, но и устойчивое развитие сельского хозяйства, является одной из приоритетных стратегических задач государственной политики» [21]. «Современное развитие агропромышленного комплекса во многом зависит от самих сельскохозяйственных производителей, которые вынуждены решать проблемы, остро возникшие в агропромышленном комплексе в период становления рыночных отношений, многие из которых требуют регулирования на государственном уровне» [16].

Единственной структурой сельскохозяйственного консультирования в регионах России являются

информационно-консультационные службы, центры, которые охватывают федеральный, региональный и местный уровни, задают инновационный вектор развития агросферы и координируют взаимодействие органов власти, сельхозтоваропроизводителей, научного сообщества [22, с. 33] и гражданского общества.

Основной целью деятельности ИКС в регионах является содействие развитию аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни в сельской местности. Деятельность ИКС рассматривается как важная часть системы получения и распространения инновационных знаний, совершенствования условий жизни сельского населения, нацелена на увеличение эффективности деятельности и экономического роста сельскохозяйственных товаропроизводителей путем содействия преобразованиям в аграрном секторе экономики, реализации мероприятий государственных программ развития АПК и др.

Эффективное функционирование информационно-консультационной службы АПК обеспечивает решение следующих задач сельскохозяйственного консультирования:

- консолидация и транслирование информации об инновационных разработках, новых методах хозяйствования, достижениях научно-технического прогресса, совершенствовании навыков применения технологий АПК;

- повышение уровня знаний сельского населения по различным направлениям в аграрном секторе, помощь в освоении инновационного прогрессивного опыта агропромышленного производства;

- оказание консультационной помощи по всему спектру вопросов, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- осуществление подготовки и переподготовки кадрового состава товаропроизводителей, повышение квалификации и формирование кадрового резерва субъектов сельскохозяйственного консультирования;

- совершенствование развития международного сотрудничества, взаимодействия с органами власти, научно-образовательными организациями и субъектами хозяйствования АПК.

Учитывая современный уровень развития информационно-консультационных служб, стремительность и масштабность расширения интернет-пространства, накопление отечественного опыта внедрения инноваций, реализации государственной политики в сфере АПК, на наш взгляд, следует уде-

лить внимание методологизации ИКС и определить следующую цель настоящей работы:

- раскрыть экономическую сущность и особенности оказания информационно-консультационных услуг в сельском хозяйстве в зависимости от типа деятельности ИКС;

- выявить основные принципы успешного функционирования информационно-консультационных служб, а также их задачи и функции;

- осветить основные аспекты функционирования инновационно-консультационной системы в АПК и перспективы развития.

Материалы и методы

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных специалистов по проблемам становления, развития и функционирования информационно-консультационных служб (A. Jones, Ю. И. Клименко, В. В. Лазовский и др.), повышения эффективности оказываемых услуг (Г. М. Демишкевич, S. K. Sharma, O. Muellerij, И. С. Санду, В. Г. Савен-ко, М. Я. Веселовский и др.).

Информационной базой исследования являются научная и специальная литература по исследуемому вопросу, нормативно-правовые материалы, методические и аналитические материалы, а также материалы научных конференций и периодических изданий.

При написании работы автором использованы универсальные научные методы (в том числе формально-логический, системно-структурный, структурно-функциональный) и методы познания экономических процессов и явлений (моделирования, сравнения, графических изображений).

На современном этапе «агроконсультирова-ние» как экономическая категория - это явление в отечественной истории науки недостаточно изученное, а для российского опыта формируется на основе зарубежного заимствования, адаптирования и «встраивания» в российскую теорию и практику управления сельским хозяйством. Теория, методология, практика применения агроконсалтинга находятся в стадии активного формирования и становления, подвергаются классифицированию и различной трансформации с учетом специфики АПК.

В современном обществе к сфере консультационных услуг можно отнести широкую гамму деловых услуг [13, с. 693], консультанты решают вопросы неограниченного спектра. Круг задач, стоящих перед консалтингом, специализированной компанией может быть самым различным: от экспресс-консультации, ограниченной одним вопро-

сом/направлением деятельности, до самого объемного и неординарного, охватывающего полный комплекс услуг в определенной области знаний и деятельности субъекта рынка, субъекта хозяйствования и субъекта Федерации. Соответственно, в определение консалтинга или консультационной услуги вкладывается смысл именно от направления и сферы деятельности консультанта, придается оттенок, определяемый направлением или сферой деятельности конкретной консалтинговой компании.

Определение консалтинга или консультационной услуги можно сформулировать как один из видов интеллектуального труда, реализуемого с учетом запросов клиента, ориентированного на анализ, обобщение и обоснование перспектив развития и использования инноваций в различных сферах хозяйственной деятельности.

Понятия «консультационная услуга», «консалтинг» рассматриваются повсеместно как профессиональная помощь в решении поставленных клиентом вопросов (задач) с привлечением профессиональных специалистов из любой сферы деятельности.

Авторы солидарны с мнением, что сущность консультирования заключается «во взаимодействии двух сторон - консультанта, в роли которого выступают специалисты, обладающие необходимым объемом знаний, опытом, и клиент, нуждающийся в интеллектуальной помощи со стороны специалистов» [4, с. 7].

Следует отметить, что в экономической жизни клиент, по существу, получает, в той или иной мере, необходимую (релевантную) информацию. Заказчик может самостоятельно воспользоваться уже имеющимся опытом и знаниями, например, не только в эффективном бизнес-планировании, но и имеет возможность привлечь для получения информации высокопрофессионального компетентного исполнителя.

Представляет научный интерес мнение М. В. Сиговой [15, с. 17], которая считает, что при формировании консалтингового ресурса имеются несколько основных способов при получении необходимых знаний и релевантной (нужной) информации:

- приращение знаний и получение необходимой информации;

- приобретение (покупка) знаний и информационно-консалтинговых продуктов (услуг);

- заимствование (аренда) знаний, умений, информации.

В свою очередь, аренда (получение во временное пользование) информационного ресурса привлекательна в том случае, если:

• консультанты рекомендуют известные и необходимые методы, организационно-экономические механизмы, инновационный инструментарий и имеющиеся ресурсы (в т. ч. информационную, инновационную и инвестиционную инфраструктуру);

• знание требуется на разовой (локальной) основе;

• возникает потребность в аналитической проверке и подтверждении со стороны института (методологии) аудита и/или экспертов;

• консультант может существенно повлиять на исполнительское управленческое решение или кардинальное повышение его эффективности.

Процесс производства консалтинговых услуг может быть охарактеризован следующим откликом интеллектуальной деятельности в виде графической модели (рис. 1).

Процесс производства консультационных услуг / Consulting process

Обратная связь с клиентом для выработки управленческих решений, совершенствования процесса / The Feedback from the client to develop management decisions, improve the process

Si

-► Интеллектуальный процесс /

-► Intelligent process

----------►

----------►

R

_► Потоки информации / ----------► Потоки ресурсов /

The information The resources

Рис. 1. Модель процесса производства информационно-консультационных услуг в АПК Fig. 1. The model of the production process of information and consulting services in the agro-industrial complex

Источник: составлено автором

Компоненты интеллектуальной модели производства консультационных услуг (рис. 1) включают в себя:

Ri - исходные базовые ресурсы (основные средства, персональные компьютеры, нематериальные активы, базы данных, методические материалы, подключение Интернет, собственные наработанные методики, «ноу-хау», опыт, знания, новации, инновации и др.);

^ - интеллектуальный процесс производства консалтинговых услуг;

Si - спектр (номенклатура) консультационных

услуг.

В работах экономистов-аграрников, посвященных сельскохозяйственному консультированию, его сущность раскрывается с разных аспектов, но при этом трактуется на основе определений из работ зарубежных авторов, учитывающих ряд принципов, присущих западным моделям агроконсуль-тирования. Так, «исходя из задания клиента производится оказание помощи в принятии управленческих решений, передача информации, минимизиру-

ющей риски, передача специальных знаний с целью усовершенствования действий, обнаружение и разрешение проблем путем советов, касающихся улучшения и усовершенствования действий, а также помощь в их усвоении, и по итогам проведенной работы формулируются указания для развития» [19]. Рассмотрим основные определения, обосновывающие сущность сельскохозяйственного информационно-консультационного обеспечения.

Известные голландские ученые А. В. Ван Ден Бан и Х. С. Хавкинс [23, с. 10] базируют свое определение на осознанной информационной помощи населению. Транслируют, что согласно накопленному опыту именно самые высококвалифицированные сельхозтоваропроизводители наиболее часто прибегают к помощи информационно-консультационных служб.

Основоположник сельскохозяйственного консультирования А. В. Чаянов называл задачами сельского консультирования: ускорение и рационализацию стихийно совершающейся эволюции сельского хозяйства в сторону большого соответствия изменяющимся условиям. По его мнению, сельский консультант создает новую человеческую культуру, новое народное сознание [20, ^ 14].

Козлов В. В. обращает внимание на свободное волеизъявление в выборе методов и способов в действиях сельхозтоваропроизводителей, которое под воздействием конкуренции повышает ответственность, меняет видение, отношение и в дальнейшем управление предприятием в ходе доверительного взаимодействия с субъектами консультационной поддержки АПК и представляет консультирование как «особую форму организации управленческой деятельности, в процессе которой консультант оказывает научную поддержку клиенту, побуждает его к действию и решению возникших или назревающих проблем» [11].

Экономисты Б. И. Суенсен и Д. Б. Клар [17] рассматривают консультирование как целенаправленный обучающий процесс организации и стимулирования активной деятельности с использованием релевантной информации для повышения качества жизни.

И. М. Михайленко характеризует консультирование системным процессом подбора и вычленения требуемых данных исходя из накопленного опыта, практики, комбинирования со справочной информацией [12, с. 16].

Г. М. Демишкевич считает консультирование «деятельностью по оказанию профессиональных консультационных услуг, носящих рекомендательный характер и помогающих сельским товаропро-

изводителям и населению в реализации целей и задач путем размещения проблем различного характера, выявления и использования новых возможностей, внедрения изменений и обучения» [6, с. 14]. Сельскохозяйственное консультирование представляет как вид деятельности по передаче информации, знаний, опыта, профессиональных рекомендаций потребителям посредством новаций и инноваций для оказания помощи в решении возникших вопросов. Демишкевич Г. М. считает, что система сельскохозяйственного консультирования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, позволяющих решать поставленные задачи в агро-сфере.

Е. В. Иванова [8, с. 287] определяет консультирование как профессиональную помощь сельскохозяйственным потребителям при освоении и внедрении новаций исходя из цели, которая обоснована социально-экономическим, технико-экологическим и др. направлением. Процесс представлен тесным доверительным сотрудничеством сельхозтоваропроизводителей и консультантов.

В основу определения Н. В. Акканиной заложен информационный обмен между субъектами системы исходя из запроса. Первостепенна в процессе агроконсультирования постановка задачи со стороны потребителя информации, т. е. субъективное осознание потребности в информации. В дальнейшем выделяется информационно-поисковая деятельность субъекта, впоследствии информационная удовлетворенность. Консультирование представлено Н. В. Акканиной как «особый вид деятельности, связанный с перемещением информации специалистами, с целью устранить существующую осознанную недостаточность имеющейся информации по сравнению с необходимой для достижения субъектом (индивидом) цели в процессе его профессиональной или социально-бытовой практики» [1, с. 8].

По мнению А. Ф. Нагайцева, «агроконсульта-ционные услуги оказываются аттестованными высококвалифицированными специалистами» в приоритетных сферах деятельности, ориентированных на агропромышленный комплекс: управление, организация, маркетинг, внедрение новаций НТП, техническое перевооружение, юриспруденция и др. «посредством экспертных, обучающих и процессных методов сельскохозяйственного консультирования» [14, с. 9].

Результаты

Таким образом, сущность агроконсультиро-вания максимально раскрыта учеными и, на наш взгляд, заключается в интеллектуальном информационном сопровождении при решении проблем,

основанном на профессиональных знаниях, опыте, интуиции, инновационных схемах и научном прогнозировании, анализе, с одной стороны, и потребительских предпочтениях клиента - с другой.

Следует отметить, что поиск, систематизация знаний и навыков, выбор путей решения и вектор (методология) достижения целей составляют основу агроконсалтинга. Основная его задача заключается в анализе, аргументации дальнейших перспектив динамичного развития и использовании инновационных, организационно-экономических (сценарных) решений с учётом предметной сферы и специфики экономики, а также возможных проблем клиента. При этом профессиональная помощь специалистов - аналитиков, экспертов заключается в решении задач, сформулированных клиентом, а иногда требуется дополнительная информация для выстраивания, уточнения и поиска (постановки) таких задач.

Подбор важной для клиента информации выступает как уникальный вид оказанной услуги, выходит за рамки шаблонного, массового воспроизводства услуг и оказывается вне традиционного блока (каркаса) инфраструктуры, «отпочковываясь» в узкоспециализированную деятельность субъекта агроконсультирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной целью (миссией) агроконсультанта является достижение максимальной оценки качества решения проблем заказчика при снижении издержек как клиента, так и самого исполнителя услуги, в том числе временных затрат. Повышение конкурентоспособности клиентского задания является приоритетом при выполнении задачи и результатом (целью) внедрения управленческих [9] и/или эконо-метрических методов, моделей, методик и/или методических комплексов профессионалами, помощь системе управления (менеджмента) в достижении поставленных целей, той или иной инфра-проблемы.

Обсуждение

Исходя из эволюционного развития сферы аграрного консультирования, а также целей и задач, стоящих перед консультантами, значение и понятие сельскохозяйственной информационно-консультационной службы трансформировалось: от повсеместного распространения информации среди сельского населения до инновационного центра обслуживания сельхозтоваропроизводителей, обеспечивающего увеличение эффективности и доходности их хозяйственной деятельности, а также регионального сельского хозяйства в целом.

А. Ф. Корольковым [10] предложены 4 типа информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве исходя из исторических аспектов развития: просветительский, академический, консультационный и интеграционный. Выделены основные способы достижения цели информационно-консультационного воздействия, типы финансирования, модели службы, а также объект и субъект деятельности в зависимости от типа. Названная классификация усовершенствована и дополнена Н. В. Акканиной [1, с. 10] в зависимости от способов удовлетворения информационной потребности по названным типам. При этом современный уровень развития информационно-консультационной деятельности свидетельствует о том, что каждый из типов не существует по отдельности, на практике происходит комбинирование разновидностей в зависимости от целей, стоящих перед ИКС, и социально-экономического развития местности.

На наш взгляд, следует выделить еще один тип информационно-консультационной деятельности в аграрной сфере и охарактеризовать его как «инновационно-цифровой» (табл. 1).

Инновационно-цифровой тип информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве характеризуется распространением действия не только многоуровневой модели «тройная спираль» (triplex helix) [7], как в случае с консультационным (консалтинговым) типом, но и базирующейся на основе этой модели концепции «четы-рехзвенная спираль» (quadruple helix)» [24, с. 36] и стратегии «умная специализация». Транслирование положительного зарубежного опыта [24, с. 39] по формированию инновационных сетевых центров, опыта функционирования региональных образовательных площадок, позволяющих аккумулировать решение назревших проблем замкнутых контуров и системы вертикального взаимодействия, позволяет отмечать гибкость и незамедлительную трансформацию к изменениям требований рынка. Распространение опыта сетевого взаимодействия четырех звеньев (систем) объективно говорит о решении различного спектра проблем для каждой системы-участника: обострении конкуренции на внешних рынках (в т. ч. межрегиональных), технологических изменениях, глобализации процессов, снижении транзакционных издержек, информационной изолированности, отсутствии кадров, обеспечивающих развитие инновационной деятельности [5, с. 24], и профессиональной невостребованности.

Таблица 1. Типы информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе Table 1. Types of information and consulting activities in the agro-industrial complex

Тип

информационно-

консультационном деятельности / The type of information Цель субъекта деятельности / Особенности достижения цели /

The purpose of the subject of activity Features of achieving the goal

and consulting

activities

Просветительский / Enlightening

Академический / Academic

Консультационный / Consulting

Интеграционный / Integration

Инновационно-цифровой / Innovative digital

Источник: составлено

Улучшение условий быта и труда сельского населения. Развитие людей, живущих в сельской местности / Improving the living and working conditions of the rural population. Development of people living in rural areas

Повышение эффективности сельскохозяйственного труда путем специального обучения, стимулирование сельского населения к проведению улучшений / Improving the efficiency of agricultural labor through special training, stimulating the rural population to make improvements Повышение эффективности работы отдельных предприятий путем предоставления информации и консультаций / Improving the efficiency of individual enterprises by providing information and advice

Повышение эффективности работы клиентов за счет принятия отдельных функций управления вспомогательными процессами деятельности / Improving the efficiency of clients through the adoption of separate management functions for supporting activities

Повышение эффективности отраслей сельского хозяйства, проведение аграрной политики посредством прогрессивного внедрения цифровых технологий / Improving the efficiency of agricultural sectors, pursuing agricultural policy through the progressive introduction of digital technologies автором

Базируется на благотворительной, безвозмездной основе путем обучения, просвещения, оказания моральной помощи и поддержки / Based on a charitable, gratuitous basis through training, education, providing moral assistance and support

Распространение информации о достижениях научного сообщества, мотивирование при решении проблем, повышение квалификации / Dissemination of information about the achievements of the scientific community, motivation in solving problems, advanced training

Предоставление информации, повышение квалификации для принятия решений, проведение специальных научных исследований / Providing information, advanced training for decision-making, conducting special scientific research

Передача отдельных функций или направлений деятельности (узкоспециализированных, например, с использованием инструмента аутсорсинга) / Transfer of individual functions or areas of activity (highly specialized, for example, using an outsourcing tool)

Выработка решений, разработка вариантов и рекомендаций на основе инновационного подхода в условиях цифровизации и цифровой трансформации / Development of solutions, development of options and recommendations based on an innovative approach in the context of digitalization and digital transformation

Для осуществления информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве по инновационно-цифровому типу следует рассмотреть основные характеристики модели ИКС в регионе, осуществляющей координацию и взаимодействие с инфраструктурой сельскохозяйственного бизнеса, государства, образовательного сектора и населения.

ИКЦ как консультационный научно-образовательный сектор проводит обучение, переподготовку, повышение квалификации сотрудников сельхозпредприятий, оказывает консультации, внедряет имеющийся опыт и научные разработки и инновации. Обеспечивается участие в научно-практических конференциях и осуществляется активная инновационная научно-исследовательская работа.

Сельскохозяйственные товаропроизводители и др. субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере АПК, формируют запрос по получение информации, консультации, и происходит активное взаимодействие в процессе выработки решений с консультантами-инноваторами. Обеспечивается обратный отклик по результатам внедрения, распространения опыта, использования информации, консультации, разработки. В процессе сотрудничества осуществляется вовлечение товаропроизводителей в процесс взаимного общения, обмена мнениями и опытом, а в дальнейшем к выработке приоритетов развития и цифровой трансформации.

Федеральные, региональные и муниципальные структуры управления обеспечивают, в свою очередь, координацию работы центра в части реализации национальных программ развития сельского хозяйства, выработки и реализации аграрной политики. Осуществляется финансирование проектов и деятельности консультантов, задается вектор и выстраивается база для международного сотрудничества.

Гражданское общество и сельское население получают в свое распоряжение информацию об улучшении условий быта, сельскохозяйственного труда, в том числе в условиях цифровизации. Обеспечивается реализация инновационных мероприятий, приводящих к комплексным изменениям в образе хозяйствования и/или образа жизни населения.

Специфика деятельности информационно-консультационных служб обусловлена подходом к организации работы службы и может быть направлена как на решение проблем сельского населения, так и на повышение эффективности и продуктивности сельского хозяйства в регионе в целом, предусматривать распространение знаний или участвовать в формировании инноваций и др. Существование различных моделей ИКС свидетельствует о значимой зависимости между задачами консультирования и структурой (масштабностью) деятельности службы.

По нашему мнению, инновационно-консультационный центр следует рассматривать как организационно-экономический механизм с принципами, методами, средствами и формами его реализации. Основной целью организационно-экономического механизма, с точки зрения управления и стимулирования агросферы, является упорядочивание фундаментальных инновационно-информационных процессов посредством воздействия на объект. При этом объектом могут выступать названные компоненты «четырехзвенной» модели.

Исходя из сущности такого воздействия рассмотрим основные принципы ИКЦ инновационного типа консультационной деятельности:

1. Принцип системности обеспечивает согласованность элементов инновационно-консультационного центра, основой которого устанавливается методологическое ядро, направленное на практическую реализацию задач. Выстраиваются упорядоченные связи между теорией и практикой, образуя целостную иерархическую систему.

2. Принцип инновации позволяет совершенствовать формы, методы, способы воздействия, консультирования. Обеспечивает повышение качества консультационных услуг. Направлен на развитие цифровой трансформации, которое обеспечит технологическое развитие, при этом позволит значительно сократить издержки и оптимизировать бизнес-процессы.

3. Принцип учета интересов позволяет ориентироваться на цели клиента и его потребности с учетом специфики запроса. Обеспечивает определенность при постановке задачи клиентом (способ, время услуги должны быть понятны клиенту), удобство при реализации (предоставляется клиенту в такой форме, которая наиболее доступна).

4. Принцип результативности при реализации сельскохозяйственного консультирования обеспечивает получение результата и повышение эффективности как для клиента, так и для организационно-экономического механизма системы АПК в целом.

5. Принцип открытости и прозрачности в работе инновационно-консультационной системы представляется как эффективный «механизм обратной связи, обеспечивающей взаимный информационный обмен между специалистами ИКС, исследователями, преподавателями и сельхозтоваропроизводителями» [2].

6. Принцип сбалансированности обеспечивает непрерывность совершенствования процесса, полноту и сбалансированность средств воздействия, а также самоорганизацию элементов ИКЦ.

7. Принцип альтернативности рассматривается авторами как многовариантный подход в работе элементов. Особую значимость приобретает при выборе вариантов, инструментов, средств, способов, методов для достижения поставленных целей, в том числе на макроэкономическом уровне с обоснованием выбора.

8. Принцип экономичности заключается в заинтересованности при выборе методов, способов, средств, инструментария воздействия, приводящих к достижению поставленных глобальных и локаль-

ных целей с использованием рациональной экономии трудовых, материальных ресурсов.

9. Принцип адаптивности обеспечивает готовность консультантов к изменениям внешних факторов, мобильность, оперативную трансформацию при выборе средств воздействия.

Наряду с рассмотренными принципами, по мнению Г. М. Демишкевич, вне зависимости от модели/типа службы, работа консультантов может быть эффективной только в случае соблюдения принципов создания климата взаимного уважения, доверия, компетентности и ответственности консультанта, ориентации на результат, учитывая индивидуальность и специфику [6].

Кроме того, по мнению Арефьева А. Н. [2], успешными принципами функционирования ИКЦ являются:

- «руководство и финансовая поддержка со стороны государства;

- привлечение к работе в ИКЦ высококвалифицированных специалистов в одной или нескольких отраслях сельскохозяйственного производства, владеющих практическими знаниями, умениями, навыками, методиками проведения исследования и обучения;

- влияние сельхозтоваропроизводителей на определение стратегии и планирование деятельности ИКЦ через участие в работе консультативных комитетов, наблюдательных советов и других органов;

- открытость системы продвижения сельскохозяйственных знаний, наличие обратной связи, обеспечивающей интенсивный регулярный и взаимный информационный обмен между специалистами ИКС, исследователями, преподавателями и сельхозтоваропроизводителями;

- использование разнообразных методов консультирования, широкое использование демонстрации новых технологий и технических решений непосредственно в хозяйствах» [2].

Для успешной и эффективной реализации поставленных задач инновационно-консультационным центром необходимо выполнение определенных функций. Арефьев А. Н. [2] считает, что это инновационная, информационно-издательская, консультационно-образовательная, выставочно-демонстрационная функции. Бабуков И. Х. [3] выделяет такие функции ИКС, как коммуникационная, аккумулирующая, социальная, посредническая. При этом первостепенно основополагающими, на наш взгляд, следует считать образовательную, научную, методическую функции. По мнению Демикевич Г. М. [6], система сельскохозяй-

ственного консультирования выполняет организационно-методическую, консультационную, обучающую, информационную, инновационную функции. Каждая из функций взаимно связана и, в совокупности обеспечивают полноценную работу инновационно-консультационной инфраструктуры в регионе.

На наш взгляд, для реализации эффективной деятельности инновационно-консультационного центра следует рассмотреть мотивирующую функцию, которая проявляется в процессе побуждения субъектов консультирования к активной инновационной деятельности и цифровой трансформации для достижения поставленных ими целей, в том числе личных целей сельского населения. Внутри ИКС мотивирующая функция прослеживается исходя из проводимых мероприятий по снижению затрат и себестоимости услуг, повышению эффективности и качества информационно-консультационных услуг, совершенствованию процесса консультирования, а также нарастающей необходимости обеспечения самофинансирования.

Для реализации своих функций инновационно-консультационный центр как организационно-экономический механизм реализует широкий спектр экономических инструментов: планирование, учет, анализ, мониторинг, менеджмент, контроллинг, маркетинг и др.

Для инновационно-цифрового типа информационно-консультационной деятельности следует уточнить требования к модели ИКС в зависимости от масштаба и сложности поставленных задач клиентом, необходимости выполнения функций просвещения и транслирования информации среди сельского населения, решения поставленных политических задач, наличия научного потенциала и квалифицированных кадров и др. И наш взгляд, одним из важных требований является сочетание государственного, частного и общественного сектора как в части взаимного сотрудничества, так и инвестирования деятельности консультантов.

Заключение

В ходе исследования достигнута поставленная цель и раскрыта экономическая сущность и особенности оказания информационно-консультационных услуг в сельском хозяйстве в зависимости от типа деятельности ИКС. Сформулированы основные принципы успешного функционирования информационно-консультационных служб.

В исследовании инновационно-консультационная деятельность представлена и обоснована как организационно-экономический механизм со своими элементами, способами воздействия, объектами,

задачами. Функционирование инновационно-консультационного центра как организационно-экономи-ческого механизма управления деятельностью АПК, опираясь на инновационно-цифровой вектор развития агросферы, обуславливает следующие выводы:

1) инновационно-консультационный центр как организационно-экономический механизм является частью экономической системы и важным элементом хозяйственного механизма агросферы;

2) ИКЦ функционирует в общем режиме других механизмов АПК как целостная система и самостоятельный субъект;

3) главной функцией рассматриваемого механизма является обеспечение процесса распространения знаний, инноваций в области управления и стимулирования инновационно-информационной деятельностью, которые направлены на достижение глобальных общеполитических целей по повышению эффективности сельского хозяйства;

4) объектами воздействия выступают компоненты «четырехзвенной спирали» (государство -бизнес - наука - общество), а результатом его

функционирования является повышение экономической эффективности.

Основные результаты исследования включают следующие:

1. Необходимо сохранение и усиление содействия государственного регулятора по развитию сельскохозяйственного консультирования.

2. Поиск и оптимизация моделей государственно-частного партнерства [18] в сфере инвестирования инновационно-консультационной деятельности.

3. Развитие мобильности, гибкости, адапти-рованности и наращивание кадрового потенциала консультантов для эффективного управления и организации процессов консультирования и цифровой трансформации с целью достижения максимальной эффективности с учетом разнообразных потребностей и запросов.

4. Обеспечение регулярной обратной связи и согласованности действий между консультантами и потребителями услуг для вовлеченности сельхозтоваропроизводителей в разработку приоритетов развития ИКЦ.

1 Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 993-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/564654448 (дата обращения 09.06.2020).

2 Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=329196&fld=134&dst= 1000000001,0&гМ=0.10946732976177143#05904292186405713 (дата обращения 09.06.2020).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акканина Н. В. Оценка потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах : автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Москва, 2007. 20 с.

2. Арефьев А. Н. Приоритетные направления повышения эффективности информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства : автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Москва, 2015. 21 с.

3. Бабуков И. Х. Развитие информационно-консультативных систем в сельском хозяйстве: на примере Саратовской области : автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Саратов, 2014. 22 с.

4. Веселовский М. Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики). М. : Росинформагротех, 2002. 228 с.

5. Гаврилова Н. М. Кадровая инфраструктура национальной инновационной системы: проблемы и перспективы развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015. № 9 (243), март. С. 23-35.

6. Демишкевич Г. М. Формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования : автореферат дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2009. 48 с.

7. Ицковец Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

8. Иванова Е. В. Сельскохозяйственное консультирование в системе инновационного развития аграрного сектора северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 2 (50). С. 284-300.

9. Кнорринг В. И. Искусство управления. Теория, практика и искусство управления. М. : ПРИОР, 2002.

10. Корольков А. Ф. Типы, виды и принципы информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве (Лекция). М. : 2004.

11. Козлов В. В. Формирование и функционирование региональной информационно-консультационной службы АПК: Теория, методология и практика : автореферат дис. ... д-ра экон. наук. Москва, 2001. 49 с.

12. Михайленко И. М. Информационно-консультационное обслуживание АПК. М. : Росинформагротех, 2000. 194 с.

13. Мордовченков Н. В., Панина Е. В. Методологические основы формирования бизнес-планирования и прогнозирования деятельности предприятия: инфраструктура функционирования консалтинговых услуг // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-2. С. 693-699.

14. Нагайцев А. Ф. Формирование и эффективность функционирования информационно-консультационных центров в системе регионального АПК : автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

15. Сигова М. В. Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности : автореф. дис. ...д-ра. экон. наук. Санкт-Петербург, 2009. 26 с.

16. Тарабукина Т. В., Воронкова О. Ю. Развитие агропромышленного комплекса северного региона: основные тенденции и современное состояние // Экономический обзор. 2020. № 1 (3). С. 3-14.

17. Теоретико-методологические аспекты формирования института сельскохозяйственного консультирования / Под ред. И. С. Санду, Г. М. Демишкевич. М. : ВНИИЭСХ, 2012. 131 с.

18. Sadykova Z. B. Models and forms of public and private partnership in modern conditions // Вестник университета Туран. 2020. № 3 (87). С. 169-175.

19. Хилек К. Е. Информационно-консультационная служба по сельскому хозяйству как инструмент политики развития сельского хозяйства и сельских регионов // Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России. М. : Росинформагротех, 2000. С. 79-91.

20. Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии. Изд. 3-е изд., доп. и пере-раб. М. : Изд-во Наркомзема «Новая деревня», 1924. 132 с.

21. Imashev E. Zh., Turgumbayev A. A. Territorial development of social infrastructure of the Aktyubinsk oblast // Bulletin of the Karaganda university. Biology. Medicine. Geography Series. 2017. Т. 87. № 3. С. 79-85.

22. Шафиров В. Г., Можаев Е. Е., Сердюк Н. С. Сельскохозяйственное консультирование как инфраструктурный драйвер освоения инноваций // Вестник Екатерининского института. № 4 (44). 2018. С. 32-39.

23. A. W. van den Ban and H. S. Hawkins. Agricultural Extension. Second edition / Blackwell Science LTD. Oxford, 1996. 294 p.

24. Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. 2016. V. 10. № 1. P. 31-42.

Дата поступления статьи в редакцию 12.01.2021, принята к публикации 15.02.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах: ФРОЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА,

д.э.н., профессор, директор Института экономики и управления

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 1729-9704

ГРИШИНА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА,

доцент кафедры «Организация и менеджмент»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: tat.grischina2009@yandex

ПАНИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: [email protected]

Spin-код: 9188-5923

Заявленный вклад авторов: Фролова Ольга Алексеевна: общее руководство проектом. Гришина Татьяна Вячеславовна: анализ и дополнение текста статьи. Панина Елена Владимировна: сбор и обработка материалов, подготовка текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Akkanina N. V. Ocenka potrebnostej sel'skohozyajstvennyh tovaroproizvoditelej v informacionno-konsul'tacionnyh uslugah [The Assessment of the needs of agricultural producers in information and consulting services. Ph. D. (Economy) thesis]. Moscow, 2007. 20 p.

2. Arefiev A. N. Prioritetnye napravleniya povysheniya effektivnosti informacionno-konsul'tacionnogo obespecheniya sel'skohozyaj-stvennogo proizvodstva [The Priority directions of increasing the efficiency of information and consulting support of agricultural production. Ph. D. (Economy) thesis], Moscow, 2015. 21 p.

3. Babukov I. Kh. Razvitie informacionno-konsul'tativnyh sistem v sel'skom hozyajstve: na primere Saratovskoj oblasti [Development of information and advisory systems in agriculture: on the example of the Saratov region. Ph. D. (Economy) thesis]. Saratov, 2014. 22 p.

4. Veselovsky M. Ya. Informacionno-konsul'tacionnaya sluzhba APK Rossii (Voprosy teorii i praktiki) [Information and consulting service of the agro-industrial complex of Russia (Questions of theory and practice)], Moscow: Rosinformagrotech, 2002. 228 p.

5. Gavrilova N. M. Kadrovaya infrastruktura nacional'noj innovacionnoj sistemy: problemy i perspektivy razvitiya [Human resources infrastructure of the national innovation system: problems and development prospects], Finansovaya analitika: problemy i resheniya [The Financial analytics: problems and solutions], 2015, No. 9 (243), March, pp. 23-35.

6. Demishkevich G. M. Formirovanie i razvitie sistemy sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya [Formation and development of the agricultural consulting system. Dr. Sci. (Economics) thesis], Ekaterinburg, 2009. 48 p.

7. Itskovets G. Trojnaya spiral'. Universitety - predpriyatiya - gosudarstvo. Innovacii v dejstvii. [The Triple spiral. Universities - enterprises - state. Innovation in action], Tomsk: Publishing house Tomsk. state un-that systems control and radio electronics, 2010. 238 p.

8. Ivanova E. V. Sel'skohozyajstvennoe konsul'tirovanie v sisteme innovacionnogo razvitiya agrarnogo sektora severnogo regiona [Agricultural consulting in the system of innovative development of the agrarian sector of the northern region], Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2017. No. 2 (50), pp. 284-300.

9. Knorring V. I. Iskusstvo upravleniya. Teoriya, praktika i iskusstvo upravleniya [The art of management. Theory, practice and art of management], Moscow: PRIOR, 2002.

10. Korolkov A. F. Tipy, vidy i principy informacionno-konsul'tacionnoj deyatel'nosti v sel'skom hozyajstve (Lekciya) [The Types, types and principles of information and consulting activities in agriculture (Lecture)], Moscow: 2004.

11. Kozlov V. V. Formirovanie i funkcionirovanie regional'noj informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby APK: Teoriya, metodolo-giya i praktika [Formation and functioning of the regional information and consulting service of the agro-industrial complex: Theory, methodology and practice. Dr. Sci (Economics) thesis], Moscow: 2001. 49 p.

12. Mikhailenko I. M. Informacionno-konsul'tacionnoe obsluzhivanie APK [Information and consulting services for the agro-industrial complex], Moscow, Publ. Rosinformagrotech, 2000, 194 p.

13. Mordovchenkov N. V., Panina E. V. Metodologicheskie osnovy formirovaniya biznes-planirovaniya i prognozirovaniya deyatel'nosti predpriyatiya: infrastruktura funkcionirovaniya konsaltingovyh uslug [The Methodological foundations for the formation of business planning and forecasting of enterprise activities: the infrastructure of the functioning of consulting services], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2016, No. 11-2, pp. 693-699.

14. Nagaytsev A. F. Formirovanie i effektivnost' funkcionirovaniya informacionno-konsul'tacionnyh centrov v sisteme regional'no-go APK [The Formation and efficiency of functioning of information and consulting centers in the system of regional agro-industrial complex. Ph. D. (Economy) thesis], Yekaterinburg, 2009, 23 p.

15. Sigova M. V. Konsaltingovye uslugi v strategii obespecheniya nacional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti [The Consulting services in the strategy of ensuring national economic security]. Dr. Sci (Economics) thesis], St. Petersburg, 2009, 26 p.

16. Tarabukina T. V., Voronkova O. Yu. Razvitie agropromyshlennogo kompleksa severnogo regiona: osnov-nye tendencii i sovremennoe sostoyanie [Development of the agro-industrial complex of the northern region: main trends and current state], Ekonomicheskij obzor [Economic review], 2020, No. 1 (3), pp. 3-14.

17. Teoretiko-metodologicheskie aspekty formirovaniya instituta sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya [The Theoretical and methodological aspects of the formation of the institute of agricultural consulting], In I. S. Sandu, G. M. Demishkevich (ed.), Moscow: VNIIESH, 2012 .131 p.

18. Sadykova Z. B. Models and forms of public and private partnership in modern conditions, Vestnik universi-teta Turan [Bulletin of the University of Turan], 2020, No. 3 (87), pp. 169-175.

19. Khilek K. E. Informacionno-konsul'tacionnaya sluzhba po sel'skomu hozyajstvu kak instrument politiki razvitiya sel'skogo hozyajstva i sel'skih regionov [The Information and Consulting Service on Agriculture as a Policy Tool for the Development of Agriculture and Rural Regions], Experience and problems of the functioning of the information and consulting service of the agro-industrial complex of Russia, Moscow: Rosinformagrotech, 2000. pp. 79-91.

20. Chayanov A. V. Osnovnye idei i metody raboty Obshchestvennoj Agronomii [The Basic ideas and methods of work of Public Agronomy], 3rd ed., Moscow: Publishing house of the People's Commissariat for Land «New Vi l-lage», 1924, 132 p.

21. Imashev E. Zh., Turgumbayev A. A. Territorial development of social infrastructure of the Aktyubinsk ob-last, Bulletin of the Karaganda university. Biology. Medicine. Geography Series, 2017, Vol. 87, No. 3, pp. 79-85.

22. Shafirov V. G., Mozhaev E. E. Sel'skohozyajstvennoe konsul'tirovanie kak infrastrukturnyj drajver osvoeni-ya innovacij [Serdyuk NS. Agricultural consulting as an infrastructure driver for the development of innovations], VestnikEkaterininskogo instituta [Bulletin of the Catherine Institute.] No. 4 (44). 2018. pp. 32-39.

23. A. W. van den Ban and H. S. Hawkins. Agricultural Extension. Second edition, Blackwell Science LTD. Oxford, 1996, 294 p.

24. Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness, Foresight and STI Governance, 2016, Vol. 10, No. 1, pp. 31-42.

The article was submitted 12.01.2021, accept for publication 15.02.2021.

Information about the authors: FROLOVA OLGA ALEXEEVNA,

Dr. Sci. (Economy), professor. Director of the Institute of Economics and management

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: [email protected]

Spin-code: 1728-9704

GRISHINA TATYANA VYACHESLAVNA,

Associate Professor of the Department «Organization and Management»

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: tat.grischina2009@yandex

PANINA ELENA VLADIMIROVNA,

lecturer of the chair « Accounting, analysis and audit»

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected] Spin-code: 9188-5923

Contribution of the authors: Olga A. Frolova: general project management. Tatyana V. Grishina: analysis and addition of the article text.

Elena V. Panina: collection and processing of materials, preparation of the text of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.