Научная статья на тему 'Перспективы развития национальной системы сельскохозяйственного консультирования в условиях перехода к цифровой аграрной экономике'

Перспективы развития национальной системы сельскохозяйственного консультирования в условиях перехода к цифровой аграрной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ПЛАТФОРМЕННОЕ РЕШЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕНТРЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / AGRO-FOOD COMPLEX / GOVERNMENT SUPPORT / INVESTMENT POLICY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / PLATFORM SOLUTION / AGRICULTURAL CONSULTING / SOCIAL SPACE / STRATEGIC PLANNING / DATA PROCESSING CENTERS / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадомцева Марина Евгеньевна, Осовин Максим Николаевич

Введение: в условиях макроэкономической и геополитической нестабильности для обеспечения лидирующих позиций Российской Федерации на мировых продовольственных рынках требуется комплекс институциональных решений, направленных на увеличение инновационной активности в сфере сельского хозяйства и обеспечение трансфера технологий, применяемых в смежных с АПК отраслях. С этих позиций институт сельскохозяйственного консультирования должен рассматриваться, как центр распространения инноваций, стимулирующий сельхозтоваропроизводителей к постоянному повышению компетенций в сфере высоких технологий. Материалы и методы: теоретико-методологической базой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых в области организации и развития системы сельскохозяйственного консультирования. В процессе исследования применялись методы системного, сравнительного и факторного анализа. Результаты: в рамках исследования проведен анализ современного состояния национальной системы агроконсалтинга и обоснованы перспективные направления ее развития. Исследование практики консультационной деятельности в странах Евросоюза показало, что гибкая политика бюджетного софинансирования способствует росту качества оказываемых услуг, увеличению профессионализма сотрудников ИКС и их коммуникативных навыков. Обсуждение: cопоставление ожидаемого и полученного экономического эффекта от инновационной деятельности региональных служб сельскохозяйственного консультирования выявило, что реализация предложений специалистов ИКС способна во много раз снизить риски принятия ошибочных управленческих решений и обеспечить устойчивость развития предприятия. Заключение: сделан вывод, что основной задачей информационно-консультационных служб агропродовольственного комплекса на переходном этапе является оказание помощи субъектам малого и среднего бизнеса, предоставляя им доступ к вычислительным ресурсам Министерства сельского хозяйства РФ, формируя пакет заказов на проведение наиболее востребованных прикладных научных исследований и обеспечивая обучение специалистов сельскохозяйственных предприятий работе с Интернетом вещей, технологиями анализа больших данных, картографическими материалами пространственного зондирования и продуктами геоаналитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадомцева Марина Евгеньевна, Осовин Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SYSTEM OF AGRICULTURAL CONSULTING IN CONDITIONS OF TRANSITION TO DIGITAL AGRARIAN ECONOMY

Introduction: in the context of macroeconomic and geopolitical instability, to ensure the leading position of the Russian Federation on world food markets, a set of institutional solutions are needed to increase innovative activity in agriculture and to ensure the transfer of technologies used in industries related to the AIC. From this point of view, the institute of agricultural consulting should be considered as a center for the dissemination of innovations, stimulating agricultural producers to constantly increase their competences in the field of high technologies. Materials and methods: the theoretical and methodological basis of the research was the work of Russian and foreign scientists in the field of organization and development of the agricultural consulting system. In the process of research, methods of system, comparative and factor analysis were used. Results: the study analyzed the current state of the national agricultural consulting system and substantiated promising areas of its development. A study of the practice of consulting activities in the European Union countries showed that a flexible budgetary co-financing policy contributes to the quality of provided services, to the professional development in theinformation and consulting services and communication skills of specialists. Discussion: comparison of the expected and received economic effect from the innovation activities of the regional agricultural consulting services revealed that the implementation of the proposals of the information and consulting services specialists is able to reduce risks of making erroneous management decisions and ensure the sustainability of the enterprise. Conclusion: it is concluded that the main task of the information and consulting services of the agro-food complex at the transition stage is to assist small and medium-sized businesses, giving them access to the computing resources of the Russian Federation Ministry of Agriculture, forming a package of orders for the most popular applied scientific research and providing training specialists of agricultural enterprises working with the Internet, data assets analysis technologies, cartographic materials of spatial sensing and geoanalytic products.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития национальной системы сельскохозяйственного консультирования в условиях перехода к цифровой аграрной экономике»

08.00.05

УДК 005.942:338.432

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© 2019

Марина Евгеньевна Кадомцева, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Максим Николаевич Осовин, кандидат экономических наук, ученый секретарь

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт аграрных проблем Российской академии наук», Саратов (Россия)

Аннотация

Введение: в условиях макроэкономической и геополитической нестабильности для обеспечения лидирующих позиций Российской Федерации на мировых продовольственных рынках требуется комплекс институциональных решений, направленных на увеличение инновационной активности в сфере сельского хозяйства и обеспечение трансфера технологий, применяемых в смежных с АПК отраслях. С этих позиций институт сельскохозяйственного консультирования должен рассматриваться, как центр распространения инноваций, стимулирующий сельхозтоваропроизводителей к постоянному повышению компетенций в сфере высоких технологий. Материалы и методы: теоретико-методологической базой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых в области организации и развития системы сельскохозяйственного консультирования. В процессе исследования применялись методы системного, сравнительного и факторного анализа. Результаты: в рамках исследования проведен анализ современного состояния национальной системы агрокон-салтинга и обоснованы перспективные направления ее развития. Исследование практики консультационной деятельности в странах Евросоюза показало, что гибкая политика бюджетного софинансирования способствует росту качества оказываемых услуг, увеличению профессионализма сотрудников ИКС и их коммуникативных навыков. Обсуждение: отпоставление ожидаемого и полученного экономического эффекта от инновационной деятельности региональных служб сельскохозяйственного консультирования выявило, что реализация предложений специалистов ИКС способна во много раз снизить риски принятия ошибочных управленческих решений и обеспечить устойчивость развития предприятия.

Заключение: сделан вывод, что основной задачей информационно-консультационных служб агропродоволь-ственного комплекса на переходном этапе является оказание помощи субъектам малого и среднего бизнеса, предоставляя им доступ к вычислительным ресурсам Министерства сельского хозяйства РФ, формируя пакет заказов на проведение наиболее востребованных прикладных научных исследований и обеспечивая обучение специалистов сельскохозяйственных предприятий работе с Интернетом вещей, технологиями анализа больших данных, картографическими материалами пространственного зондирования и продуктами геоаналитики. Ключевые слова: агропродовольственный комплекс, государственная поддержка, инвестиционная политика, инновационное развитие, научно-технологический прогресс, платформенное решение, сельскохозяйственное консультирование, социальное пространство, стратегическое планирование, центры обработки данных, цифровая экономика.

Для цитирования: Кадомцева М. Е., Осовин М. Н Перспективы развития национальной системы сельскохозяйственного консультирования в условиях перехода к цифровой аграрной экономике // Вестник НГИЭИ. 2019. № 2 (93). С. 83-95.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SYSTEM OF AGRICULTURAL CONSULTING IN CONDITIONS OF TRANSITION TO DIGITAL AGRARIAN ECONOMY

© 2019

Marina Evgenievna Kadomtseva, Ph. D. (Economy), senior researcher Maksim Nikolaevich Osovin, Ph. D. (Economy), academic secretary Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, Saratov, Russia

Abstract

Introduction: in the context of macroeconomic and geopolitical instability, to ensure the leading position of the Russian Federation on world food markets, a set of institutional solutions are needed to increase innovative activity in agriculture and to ensure the transfer of technologies used in industries related to the AIC. From this point of view, the institute of agricultural consulting should be considered as a center for the dissemination of innovations, stimulating agricultural producers to constantly increase their competences in the field of high technologies.

Materials and methods: the theoretical and methodological basis of the research was the work of Russian and foreign scientists in the field of organization and development of the agricultural consulting system. In the process of research, methods of system, comparative and factor analysis were used.

Results: the study analyzed the current state of the national agricultural consulting system and substantiated promising areas of its development. A study of the practice of consulting activities in the European Union countries showed that a flexible budgetary co-financing policy contributes to the quality of provided services, to the professional development in theinformation and consulting services and communication skills of specialists.

Discussion: comparison of the expected and received economic effect from the innovation activities of the regional agricultural consulting services revealed that the implementation of the proposals of the information and consulting services specialists is able to reduce risks of making erroneous management decisions and ensure the sustainability of the enterprise. Conclusion: it is concluded that the main task of the information and consulting services of the agro-food complex at the transition stage is to assist small and medium-sized businesses, giving them access to the computing resources of the Russian Federation Ministry of Agriculture, forming a package of orders for the most popular applied scientific research and providing training specialists of agricultural enterprises working with the Internet, data assets analysis technologies, cartographic materials of spatial sensing and geoanalytic products.

Key words: agro-food complex, government support, investment policy, innovative development, scientific and technological progress, platform solution, agricultural consulting, social space, strategic planning, data processing centers, digital economy.

For citation: Kadomtseva M. E., Osovin M. N. Prospects for the development of the national system of agricultural consulting in conditions of transition to digital agrarian economy enterprise // Bulletin NGIEI. 2019. № 2 (93). P.83-95.

Введение

В условиях перехода от традиционной к «цифровой» модели развития агропродовольственного комплекса динамика роста его производственного потенциала напрямую зависит от эффективности механизмов распространения агрознаний среди товаропроизводителей и внедрения наиболее перспективных научно-технических разработок во все сегменты производственного цикла. На переходном этапе данный процесс невозможен без помощи централизованной системы сельскохозяйственного консультирования сельских товаропроизводителей, но текущий порядок комплектования портфеля предложений информационно-консультационных служб (ИКС) не в полной мере удовлетворяет ожидания заказчиков, что во многом является причиной невостребованности консультационных услуг среди представителей реального сектора экономики. Изменившиеся социально-экономические условия вступили в противоречие с устаревшей концепцией модернизации системы управления агропроизводством, что требует внесения изменений в консультационную практику, выхода за рамки привычных дисциплинарных знаний и классического набора предложений консультантов.

Агропродовольственный комплекс России и его базовая отрасль - сельское хозяйство - «являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродоволь-ственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий» [1]. Процесс вхождения агропродовольственного комплекса в цифровую экономику и информатизация сельских территорий РФ регламентированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в котором предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным производителям названо в числе основных направлений государственной поддержки в сфере сельского хозяйства.

Безусловно, часть функций ИКС постепенно переходит в интернет-пространство, и в ряде развитых стран все чаще отказываются от деления на федеральную и региональную службы консультирования в пользу коммерческого консалтинга, работающего по индивидуальным схемам заказчика, однако усиление конкуренции, интернационализации и глобализации бизнеса стимулируют поиск дополнительных ресурсов для повышения эффективности

производства. Согласно прогнозу, подготовленному Высшей школой экономики по заказу Министерства сельского хозяйства РФ [2], к 2030 году популярность информационно-консалтинговых услуг во всем мире возрастет более чем в 2 раза за счет увеличения интереса к дистанционному информированию о состоянии сельхозугодий и обеспечения доступа сельхозтоваропрозводителей к специализированным онлайн-сервисам. Для того чтобы не упустить открывающегося окна возможностей и избежать догоняющего сценария развития событий, при котором у западных компаний закупаются патентованные платформенные технологии, на смену устаревшим функциям ИКС должны прийти новые, связанные, прежде всего, с распространением среди заинтересованных потребителей инновационных разработок, высокотехнологичных новинок и информационных продуктов.

Методы исследования Теоретико-методологической базой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых в области организации и развития системы сельскохозяйственного консультирования (A. Jones, Ю. И. Клименко, В. В. Лазовский и др.), обоснования ее роли в аграрном производстве и его инновационном развитии (S. K Sharma, O. Muellerij, И. С. Санду, Г. М. Демишкевич, В. Г. Савенко, М. Я. Веселовский и др.), характеристики функций информационно-консультационных служб АПК (G. Bareiss, E. Hruschka, H. Rheinwald). Отдельные элементы анализа новых стилей и методов функционирования ИКС, происходящие под влиянием институциональных преобразований в социально-экономическом пространстве, можно найти в работах R.Birner, K. Davis, J. Pender и др., а оценка качественных изменений в практике консультирования

700 600 500 400 300 200 100 0

549

465

385

309

52

52

М

56

60

Я

64

фермерского сектора нашла отражение в исследовании R. Nettle, A. Crawford, P. Brightling.

Информационной базой исследования послужили данные Министерства сельского хозяйства РФ, отчетные материалы ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса», отчеты о проведенной работе региональных информационно-консультационных служб АПК. Для сопоставления российского и зарубежного опыта и проведения оценки качественного развития национальной системы сельхозконсультирования использованы результаты составленных по запросу Европейской комиссии отчетов: «Agricultural Knowledge and Information System (AKIS)» (Служба сельскохозяйственных знаний и информационных систем), «Farm Advisory System (FAS)» (Национальная фермерская консультативная система).

В процессе исследования применялись методы системного, сравнительного и факторного анализа.

Результаты исследования

На сегодняшний день концепция формирования информационно-консультационных служб поддержки сельхозтоваропроизводителей воплощена на практике в 60 субъектах Российской Федерации, общее число консультационных центров регионального уровня составило 105 единиц, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 51 %, а количество ИКС районного уровня достигло 480 единиц (рост на 35 % за тот же период). Данная положительная динамика, с нашей точки зрения, объясняется ростом интереса к ИКС со стороны фермерских объединений и организаций, расположенных в Приволжском, Сибирском, Северо-Кавказском и Дальневосточном округах (рисунок 1).

668

531

539

73

84

561

65

495

480

418

89

67

105

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 d Количество региональных центров / Number of regional centers d Количество районных центров / Number of district centers

2016

Рис. 1. Развитие региональных и районных организаций сельскохозяйственного консультирования

в 2006-2016 гг., ед. [3; 4; 5] Fig. 1. Development of regional and district agricultural consulting organizations in 2006-2016, units

85

При всем многообразии форм организации информационно- консультационной поддержки хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса большинство функционирующих на территории Российской Федерации служб агроконсал-тинга являются структурными подразделениями отраслевых органов управления, либо, в редких случаях, они созданы на базе крупных региональных многопрофильных университетов. Такая форма часто критикуется пользователями, поскольку ее считают недостаточно гибкой и плохо адаптируемой к изменениям внешней среды [6; 7].

Для сравнения, на сегодняшний день в США уже функционирует порядка 2900 центров распространения агрознаний (extension service), 91 опытная станция для тестирования технологий и только 10 научно-исследовательских институтов сельскохозяйственного профиля [8].

В 2016 году одним лишь подразделением экс-теншн-сервиса факультета сельского хозяйства университета штата Арканзас было проведено 3,3 тыс. выставочных демонстраций, а из 43 тыс. фермеров штата к консультантам обратились 21,6 тыс. человек, то есть клиентом службы является приблизительно каждый второй сельхозтоваропроизводитель [9].

В большинстве стран Евросоюза услуги по сельскохозяйственному консультированию оказывают преимущественно коммерческие организации, но гибкая политика бюджетного софинансирования консалтинговых услуг снимает часть нагрузки с фермерских хозяйств. В Германии субсидирование государством договоров на оплату коммерческих услуг в сфере консалтинга составляет 60 %, а удельный вес расходов фермеров не превышает 0,81 % от общего объема прибыли. В Бельгии, Италии, Литве и Венгрии государство компенсирует порядка 80 % расходов сельхозтоваропроизводителей на услуги ИКС, а собственные расходы потребителей составляют от 2,19 до 0,8 % от суммы годового дохода [10].

Более того, анализ и сопоставление результатов исследовательских проектов «Evaluation of the Implementation of the Farm Advisory System» и «Prospects for Farmers' Support: Advisory Services in European AKIS» [11], опубликованных Европейской комиссией, показывает, что в странах ЕС в последние годы все более востребованными являются услуги, связанные с поиском дополнительных источников повышения результативности производства за счет применения ресурсосберегающих технологий, к ним относятся: возобновляемые источники энергии (40,1 % запросов), экология и охрана окружающей

среды (33,1 %), диверсификация производства (27,8 %). Подобная структура запросов полностью соответствует концепции стратегического управления развитием на долгосрочный период, однако российские сельхозтоваропроизводители пока ориентированы на достижение лишь краткосрочных целей, и решение вопросов стратегического планирования не является для них приоритетным (рисунок 2).

В функциональном плане российские консультационные центры регионального уровня осуществляют индивидуальное или групповое обслуживание заказчиков по широкому кругу вопросов, входящих в их компетенцию: проводят полевые исследования, обучающие мероприятия, семинары, выставки и специализированные конференции. По данным ежегодного мониторинга предоставления консультационной помощи сельскохозяйственным производителям и сельскому населению Российской Федерации, только в 2016 году было организовано 356 демонстрационных объектов (104 региональных, 93 районных и 159 по договорам с сельскохозяйственными организациями), проведено 407 выставок (187 регионального и 220 районного уровня) и 315 «Дней поля» [3].

В 2016 году по вопросам, связанным с получением государственной поддержки, сотрудниками ИКС было оказано порядка 42 тысяч консультаций, включающих в себя не только целевое информирование заинтересованных субъектов рынка об изменениях отраслевого законодательства, но и конкретную помощь в оформлении необходимой документации для получения субсидий, обеспечении прямой и обратной связи между руководителями сельхозпредприятий и органами управления регионов.

Анализ динамики востребованности остальных консультационных услуг показывает, что по сравнению с 2002 годом в 2016 году сфера интересов клиентов ИКС существенно изменилась. Хотя оказание профессиональной помощи в области растениеводства и животноводства все еще пользуется стабильным спросом, но доля консультаций по маркетингу упала с 10 до 2 %, механизации с 9 до 5 %, земельных отношений - с 5 до 1 %. С другой стороны, ответы на вопросы, связанные с программным обеспечением и информатизацией, стали более востребованы (рост с 0,3 до 5 %). Также положительная динамика роста числа оказанных консультационных услуг отмечена в сфере экономики и организации производства (с 9 до 13 %), бухгалтерского учета (с 8 до 11 %), социального развития села (с 0,7 до 2 %) и правового обеспечения (с 5 до 6 %). Таким образом, клиенты ИКС теперь более избирательно относятся к источникам

информации и стремятся самостоятельно применять новые знания в бизнес-планировании и производственном проектировании.

Растениеводство / Crop production Животноводство / Livestock Bos обновляемые н сточит; н энергии Renewable Energy Устойчив oe производство i Sustainable production Государственная поддержка t Governmental support

Экология / Ecology Смежные в опросы ''Related Issues Диверсификация производства Production diversification

Прочее i Other Механизация ''Mechanization Правов ые вопросы Legal issues Бухгалтер скин учет / A ccounñng Инф орм атнз ацня / Informatization Маркетинг Marketing Развитие сельских территории 1 Rural development

Рис. 2. Структура консультационных услуг, оказанных организациями сельскохозяйственного

консультирования в 2016 гг., в (%) [3; 12] Fig. 2. The structure of consulting services provided by organizations of agricultural counseling in 2016, in (%)

□ Се льх озорга ни за цнн Agricultural organizations

■ Крестьянские (фермер ске e) хозяйства Peasant farms

□ ЛПХ: садоводы, огородники private fanning

□ Потребительские кооперативы Consumer cooperatives

я Перерабатывающие н другие предприятия Processing and other enterprise s

■ Органы управления АПК Denization s of the asji-food complex management

Рис. 3. Структура пользователей консультационных услуг организаций сельскохозяйственного консультирования за 2012 и 2016 годы, в (%) Fig. 3. The structure of users of consulting services of agricultural consulting organizations for 2012 and 2016, in (%).

Проведенный анализ выявил тенденцию к изменению структуры пользователей информационно-консультационных центров (рисунок 3).

По сравнению с 2012 годом доля крестьянских (фермерских) хозяйств в клиентской базе ИКС выросла с 31 до 45 %, тогда как число обращений крупных сельскохозяйственных организаций сократилось с 31 до 23 %, а их доля стала сопоставима с малыми формами хозяйствования (ЛПХ, садоводы, огородники) [3].

С нашей точки зрения, на деятельность ИКС все сильнее воздействует фактор размерности. Крупные предприятия располагают достаточным уровнем финансирования и способны обеспечить долговременную стратегическую поддержку собственной инновационной политики. За счет функционально- технологической целостности производственной цепочки, включающей в себя хранение, переработку и реализацию продукции, агрохолдинги являются одной из наиболее инвестиционно привлекательных форм ведения бизнеса в российском АПК, обеспечивающей ей приток капитала как со стороны банковских, так и промышленных структур. Вместе с тем, доминирующее положение крупного агробизнеса не приводит к снижению значимости средних и мелких предприятий. Их конкурентное преимущество заключаются в

гибкости, мобильности, быстрой адаптации к внешним условиям, а также в высокой скорости оборота средств и небольших расходах на управление. По сравнению с предприятиями крупных организационно-правовых форм они в наибольшей степени связаны с местными рынками, охватывая практически все сферы производства товаров и услуг на региональном и муниципальном уровне [13].

Изучение опыта работы наиболее эффективных информационно-консультационных служб регионов РФ показывает, что реализация предложений специалистов ИКС способно во много раз снизить риски принятия ошибочных управленческих решений и обеспечить устойчивость развития предприятия. Регламентное информирование о соотношении спроса, предложения и сопутствующих им цен на продовольственные товары предоставляет возможность уже на этапе планирования не только рационально распределять всю совокупность технических, трудовых и материально- энергетических ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, но и грамотно соотнести позицию организации по отношению к её основным конкурентам (таблица 1).

Таблица 1. Количество внедренных с помощью информационно-консультационных служб инноваций и полученный от внедрения экономический эффект в 2011-2016 гг. [3; 14]

Table 1. The number of innovations implemented with the help of information and consulting services received from the implementation of the economic effect in 2011-2016

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Внедрено инноваций, ед. / Innovation introduced, units Экономический эффект, млн руб. / Economic effect, million rubles

1 311

2 831

198,4

909

391,9

1 445

1 230

570

106,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

534

624,2

Согласно данным мониторинга предоставления консультационной помощи, в 2016 году порядка 20 тысяч сельскохозяйственных организациях внедрили более 300 инноваций в сфере организации производства, растениеводства и животноводства, а из индивидуально разработанных для них 240 инновационно-инвестиционных проектов был освоен каждый второй.

Анализируя итоги инновационной деятельности информационно-консультационных служб по получателям услуг, можно сделать вывод, что из 324 обратившихся в ИКС собственников личных подсобных хозяйств внедрили рекомендуемые им инновационные решения - 65, но их процент освоения составил 80 пунктов (из 221 предложенных сотрудниками ИКС

проектов были реализованы 178). Наиболее популярной данная услуга оказалась у крестьянских (фермерских) хозяйств (86 хозяйств, процент освоения - 40) (таблица 2).

В целом полученный суммарный экономический эффект от инновационной деятельности региональных служб сельскохозяйственного консультирования в 2016 году составил 624,2 млн руб. при ожидаемом уровне в 1211,0 млн руб. (51,5 %) (таблица 3). Самыми востребованными оказались консультации в области растениеводства. По рекомендациям сотрудников ИКС было внедрено 194 инновационных решения в этой отрасли, и они принесли доход в размере 221 млн руб. (91 % от запланированного).

Таблица 2. Результаты инновационной деятельности российских информационно-консультационных служб АПК в 2016 году [3]

Table 2. Results of innovation activities of the Russian information and consulting services of the agro-industrial

complex in 2016

Внедрено

Внедрено инноваций в растениеводстве/ Внедрено инноваций в животноводстве / Introduced innovations in animal husbandry инноваций в сфере экономики и организации производства/ Количество инновационно-инвестиционных

Introduced innovations in crop production Implemented innovations in the field of economics and organization проектов / Amount innovationinvestment projects

production

кол-во кол-во кол-во

ед. / хозяйств/ ед. / хозяйств / ед./ хозяйств / разработано освоено /

units number of farms units number of farms units number of farms / developed mastered

Сельскохозяйственные

организации / Agricultural 119 17633 139 116 47 35 240 121

organizations

Крестьянские

(фермерские) хозяйства / 52 78 58 56 28 24 251 112

Peasant farms

Личные подсобные

хозяйства / Personal 23 260 30 59 12 36 178 26

utility farms

Другие / Others 2 - 20 - 4 - 26 -

Таблица 3. Эффективность внедрения инноваций, внедренных с помощью информационно-консультационных служб в 2016 году

Table 3. The effectiveness of the introduction of innovations introduced through the information and consulting services in 2016

Ожидаемый экономический эффект, тыс. руб. / Expected economic effect, thousand rubles

Полученный экономический эффект, тыс. руб. / The resulting economic effect, thousand rubles

Инновации в растениеводстве / Innovations in crop production Инновации в животноводстве / Livestock Innovation

Инновации в сфере экономики и организации производства / Innovations in economics and production organization

В сфере животноводства результативность деятельности ИКС не столь высока. Хотя внедрение 227 проектов позволило получить 371 млн руб., но данный показатель почти в три раза меньше, чем планировалось. По сравнению с растениеводством данная отрасль считается более рискованной для

243 701 906 946

60 870

221 944 371 917

30 371,1

инновационного проектирования. Если закупка новых сортов семян, эффективных средств борьбы с вредителями или улучшение системы мелиорации могут вернуть вложенное в них финансирование в течение одного цикла вегетации, то все производственные процессы в сфере животноводства более

замедленные, особенно если речь идет об обновлении племенного стада, когда необходимо дождаться смены нескольких поколений животных.

Кроме того, характерной особенностью российского агропродовольственного комплекса является преобладание в его структуре малых форм хозяйствования. Они в меньшей степени зависят от макроэкономической ситуации, поскольку ориентированы, прежде всего, на внутренний рынок, однако мелкий масштаб производства, относительно небольшая масса прибыли и низкий уровень концентрации капитала не позволяют им в достаточном объеме приобретать инновационные разработки, чтобы стать ключевым игроком на отечественном рынке ИТ-товаров и услуг. Таким образом, в рамках общемировой тенденции к максимально быстрой переориентации агропромышленного комплекса на инновационный путь развития функции информационно-консультационных служб существенно меняются, обрастая «цифровыми» компонентами. Предоставляя доступ сельхозтоваропроизводителям к вычислительным ресурсам Министерства сельского хозяйства РФ, платформам для разработки, развертывания и поддержки цифровых приложений, распространяя необходимое для этого программное обеспечение и обеспечивая обучение специалистов по работе с Интернетом вещей и с технологиями анализа больших данных, информационно-консультационные службы могут стать площадкой для тестирования лучших зарубежных практик по применению средств ИКТ в сфере сельского хозяйства, способствовать их естественному трансферу и адаптации к специфическим российским условиям.

Обсуждение

В соответствии с планом информатизации Министерства сельского хозяйства РФ [15], в 2016 году был запущен интернет-ресурс, призванный существенно облегчить работу федеральной системы сельскохозяйственного консультирования и объединяющий в себе три технологические платформы: информационную, коммуникационную и консультационную [16]. Информационную платформу составляет база данных по инновациям, технологиям, бизнесу; статистические материалы; регулярно пополняемые отраслевые справочники; технологические решения (инструментарий для сбора и обработки информации, решения контактного центра, интегрированные с CRM (Customer Relationship Management) решением). Коммуникационная платформа предоставляет возможность взаимодействия специалистов системы информационно-консультационного обслуживания АПК с отраслевым сообществом. Консультационная платформа является интегрированным

web-решением по оказанию широкого спектра платных консультационных услуг.

Поскольку современные технологии перевели часть функций информационно-консультационных служб АПК в интернет-пространство, то создание централизованной базы данных позволяет, с одной стороны, обобщить собранную из закрытых источников информацию о реальном состоянии дел в АПК за длительный промежуток времени, с другой стороны, сфокусировать деятельность профессиональных консультантов на выполнении индивидуальных заказов, требующих более неформального подхода к решению проблемы и проведения специальных выездных исследований. Большинство ИТ-стартапов, как правило, избегают использования статистически контролируемых полевых испытаний, используя «быстрые» методы сбора и анализа данных, чтобы как можно быстрее выйти на рынок. Однако их потенциальные клиенты не могут позволить себе допустить ошибку при внедрении новой технологии, в связи с этим организация сотрудниками информационно-консультационных служб демонстрационных площадок, опытных станций, а также проведение тематических семинаров становится все более актуальным и востребованным мероприятием как со стороны сельхозтоваропроизводителей, так и коммерческих бизнес-структур.

Кроме того, работа единой базы данных информационных ресурсов по различным предметным областям знаний должна очень тонко балансировать с классификацией, идентификацией, учетом источников и способов их хранения. В противном случае многие организации могут выполнять идентичные проекты, что приведет к повышению затрат и снижению эффективности деятельности ИКС.

Помимо поддержки централизованной базы данных в число функций информационно-консультационных служб нового поколения также должно входить распространение программного обеспечения, как узко специализированного, так и общего назначения. Данная услуга может быть организована посредством сетевого доступа всех обслуживаемых ИКС организаций к публичному «облаку» хранения данных. Кроме программного обеспечения (услуга SaaS -Software as a Service), «облачная» модель предоставляет возможности для развертывания и сервисного обслуживания мобильных приложений (PaaS -Platform as a Service), а также включает в себя услугу laaS (Infrastructure as а Service), которая позволяет пользователям воспользоваться полным комплектом вычислительных ресурсов для организации собственной базы данных [17].

Создание единого центра обработки данных, восполнение пробелов в поступлении информации о текущих параметрах каждого объекта сельской инфраструктуры и ее окружения, формирование беспрерывных каналов коммуникаций между организациями сходного профиля деятельности в перспективе могут быть использованы при разработке алгоритмов искусственного интеллекта в сельскохозяйственной отрасли. Однако, на наш взгляд, к проблеме влияния технических инноваций на эффективность и качество ведения агропроизводства следует подходить более взвешенно, поскольку на него оказывает давление слишком много неформальных факторов. При всех своих достоинства цифровые технологии -это всего лишь инструмент, и только сам человек в состоянии насытить !Т тем содержанием, которое в большей степени соответствует его потребностям, целям и задачам.

Сельское хозяйство становится сектором с очень интенсивным потоком данных. Информация поступает от «полевых» датчиков, метеорологических станций, дронов, спутников, внешних систем и т. д. С одной стороны, роботизация и автоматизация рабочих процессов постепенно будут заменять целые классы традиционных для сельского хозяйства профессий, а с другой - являются источником новых вакансий для программистов, операторов сервисного обслуживания и разработчиков протоколов взаимодействия интернет-вещей и т.д. [18; 19]

Растущий уровень технологической оснащенности современных производственных комплексов, а также все более высокие ожидания, которые возлагает на них цифровая экономика, требуют не только переквалификации сельхозработников в новые высокомаржинальные сегменты (органическое земледелие, производство специфических немассовых видов сельхозпродукции), но и более углубленного обучения несельскохозяйственным специальностям. Для устранения этих противоречий и разрешения потенциально кризисных ситуаций посредническая функция по поиску партнеров для аутсорсинга ИТ и прочих услуг в сфере АПК должна закрепиться за информационно-консультационными службами. При обращении клиентов они могут рекомендовать как собственные кадры, так и внешних специалистов, применяя технологии краудсорсинга, как наиболее прогрессивной формы организации консультационной деятельности [20].

Помимо прочего, деятельность информационно-консультационных служб совершенствует институциональную структуру агропродовольственных систем, модели кооперирования ее субъектов. Со-

гласно международному опыту, интеграция в производство пакета технологий, разработанных и апробированных в смежных с АПК отраслях, провоцирует качественные изменения на всех этапах аграрного производства, способствуя не только снижению себестоимости продукции, но и ускоряя процесс ее реализации. Оценив объем и структуру спроса, сельхозпроизводитель самостоятельно контактирует с конечным потребителем, сокращая количество звеньев в цепочке формирования добавленной стоимости, что не может не отразиться на уровне цен на основные продукты питания. Исключение оптово-розничных наценок и переход на прямые поставки продукции нанесет ощутимый удар по теневому сельскохозяйственному рынку. Использование для закрепления контрактных отношений электронных торговых площадок с их прозрачными схемами расчета создаст предпосылки для увеличения объемов кредитования отрасли, существенно улучшит ее привлекательность для инвестирования со стороны частного капитала.

Заключение

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [21], агропродовольственный комплекс страны в самой ближайшей перспективе может стать одной из ведущих отраслей национальной цифровой экономики, однако на современном этапе развития отечественный сегмент рынка высоких технологий, нашедших свое применение в сельском хозяйстве (agroIoT, Big Data, GIS / Spatial Analytics), все еще не достиг общемирового уровня практически по всем параметрам.

Синхронизация цепочки внедрения всех вновь созданных или усовершенствованных технологий в сельскохозяйственное производство требует не только увеличения объема государственной поддержки и роста внутренних затрат на научные разработки, но и сближения предметной области исследований с целями и задачами, стоящими перед реальным сектором экономики.

Информационно-консультационные службы пока остаются одним из немногих связующих звеньев между производством и наукой. Именно специалисты ИКС непосредственно работают с сельхозтоваропроизводителями, оказывая им практическую помощь в освоении передового производственного опыта и формируя пакет заказов на проведение наиболее востребованных прикладных научных исследований.

В ответ на вызовы времени дальнейшее расширение функций региональных служб ИКС может быть

связано с популяризацией методов точного и органического земледелия, обучением пользователей технологиям работы с большими данными, картографическими материалами пространственного зондирования и продуктами геоаналитики, оказанием маркетинговых услуг по выбору перспективных вариантов технико-технологического обеспечения производства и т. д.

Более того, национальная служба агроконсал-тинга играют весомую роль в решении социальных проблем села, принимая участие в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни населения за счет увеличения количества занятых в сфере производства информационных продуктов и услуг.

Таким образом, с нашей точки зрения, система информационно-консультационной поддержки сель-

хозтоваропроизводителей может стать одним из ключевых элементов будущей национальной цифровой платформы агропродовольственного комплекса страны. Синхронизируя все этапы производственного цикла, объединяя производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, расширяя масштаб и тематический охват научных исследований в сфере сельского хозяйства, она закладывает естественный вектор к построению сбалансированной экосистемы агропродовольственного комплекса - системы, учитывающей не только технологические процессы перехода от традиционной к инновационно ориентированной форме ведения производства, но и влияние современных технологий на эффективность производственного потенциала еще на доконкурентных (до-коммерческих) стадиях внедрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/programs/208/events/ (дата обращения: 04.02.2019).

2. Прогноз научно-технического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/file_document/v7_show/ 37653.156.htm (дата обращения: 01.02.2019).

3. Отчет по мониторингу предоставления консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2016 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx-consult.ru/otchety-ob-okazanii-konsultatsionnoy-pomoshchi-selskokhozyaystvennym-tovaroproizvoditelyam-i-selskomu-naseleniyu-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.02.2019).

4. Доклад о результатах мониторинга развития системы сельскохозяйственного консультирования России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx-consult.ru/page0125022010 (дата обращения: 03.02.2019).

5. Концепция развития системы сельскохозяйственного консультирования на период до 2015 года. М. : 2009. 66 с.

6. Zobov A. M., Degtereva E. A., Chernova V. Y., Golodova Z. G., Starostin V. S. Analysis of the agro risks of import substitution of the food production // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. V. 8. № 3 (19). P.648-656

7. Демишкевич Г. М. Формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования. М. : ФГУ РЦСК, 2009. 296 с.

8. Новый импульс для развития АПК Казахстана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econom-ics.kazgazeta.kz/?p=21951 (дата обращения: 16.01.2019).

9. University of Arkansas System. Division of Agriculture. Cooperative Extension Service. Available at: URL: https://www.uaex.edu/default.aspx. (дата обращения: 07.02.2019).

10. Final Report Summary - PRO AKIS (Prospects for Farmers' Support: Advisory Services in European AKIS). Available at: https://cordis.europa.eu/project/rcn/105025/reporting/en (дата обращения: 03.02.2019).

11. Evaluation of the Implementation of the Farm Advisory System/ Available at: URL: https://ec.europa.eu/ag-riculture/evaluation/market-and-income-reports/2009-fas_en (дата обращения: 06.02.2019).

12. Target groups and main methods of advisory services in surveyed EU countries . Final Report Summary -PRO AKIS (Prospects for Farmers' Support: Advisory Services in European AKIS)/ Available at: URL: https://cordis.europa.eu/project/rcn/105025/reporting/en (дата обращения: 01.02.2019).

13. Хабиров Г. А., Ситдикова Г. З. Оценка эффективности использования производственных ресурсов в сельскохозяйственных организациях // Перспективы инновационного развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXIV Международной специализированной выставки «Агро-комплекс-2014». 2014. С. 234-239

14. Отчет о результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // ФГБУ УМЦ АПК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx-consultru/d/77622/d/doklad--2012.pdf (дата обращения: 11.01.2019)

15. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13 мая 2016 г. N° 184 «Об утверждении плана информатизации Минсельхоза России на 2016 финансовый год и плановый период 2017 и 2018 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71398454/#ixzz5f3FYRVqf (дата обращения: 03.02.2019).

16. Отчет об организации и проведении семинара-совещания по развитию сельскохозяйственного консультирования и созданию федеральной сети обмена знаниями и технологиями в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/images/5/52/Portal_fedseti.pdf (дата обращения: 29.01.2019).

17. The European Cloud initiative. Available at: URL: https://ec.europa.eu/ digital-smgle-market/en/%20euro-pean-cloud-initiative. (дата обращения: 01.02.2019).

18. Осовин М. Н. Анализ российских и зарубежных практик стимулирования инновационного развития современного производства / Закономерности развития региональных агропродовольственных систем, 2015. Т. 1. № 1. С. 32-38.

19. Былина С. Г., Кадомцева М. Е., Осовин М. Н. Информатизация агропродовольственного комплекса и сельских территорий России: возможности и ограничения : Монография. Саратов : Изд. «Саратовский источник», 2018. 228 с.

20. Санду И. С., Савенко В. Г., Соколов К. О. Краудсорсинг как инструмент развития деятельности информационно-консультационных служб // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2017. № 6. С. 78-80.

21. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/57425 (дата обращения: 04.02.2019).

Дата поступления статьи в редакцию 18.10.2018, принята к публикации 11.12.2018.

Информация об авторах: Кадомцева Марина Евгеньевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Адрес: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук, 410012, Россия, Саратов, ул. Московская, 94 E-mail: kozyreva_marina_@mail.ru Spin-код: 7331-6249

Осовин Максим Николаевич, кандидат экономических наук, ученый секретарь

Адрес: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук, 410012, Россия, Саратов, ул. Московская, 94 E-mail: himma@mail.ru Spin-код: 8298-8740

Заявленный вклад авторов:

Кадомцева Марина Евгеньевна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта статьи. Осовин Максим Николаевич: общее руководство проектом, сбор и обработка материалов, подготовка финального варианта статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaj stvennoj produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013 - 2020 gody. Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii № 717 ot 14 iyulya 2012 goda [State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 717 of July 14, 2012]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://government.ru/programs/208/events/.

2. Prognoz nauchno-tekhnicheskogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda [Forecast of scientific and technical development of the agro-industrial complex of the Russian Federation

for the period up to 2030]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.mcx.ru/documents/file_document/ v7_ show/37653.156.htm.

3. Otchet po monitoringu predostavleniya konsul'tatsionnoj pomoshchi sel'skohozyajstvennym tovaropro-izvoditelyam i sel'skomu naseleniyu v Rossijskoj Federatsii v 2016 godu [Report on the monitoring of the provision of consulting assistance to agricultural producers and the rural population in the Russian Federation in 2016]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://mcx-consult.ru/otchety-ob-okazanii-konsultatsionnoy-pomoshchi-selskokhozyay stven-nym-tovaroproizvoditelyam-i-selskomu-naseleniyu-v-rossiyskoy-federatsii.

4. Doklad o rezul'tatah monitoringa razvitiya sistemy sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya Rossii [Report on the results of monitoring the development of the agricultural consulting system in Russia]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://mcx-consult.ru/page0125022010.

5. Konceptsiya razvitiya sistemy sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya na period do 2015 goda [The concept of development of the agricultural advisory system for the period up to 2015]. Moscow: 2009. 66 p.

6. Zobov A. M., Degtereva E. A., Chernova V. Y., Golodova Z. G., Starostin V. S. Analysis of the agro risks of import substitution of the food production // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Vol. 8. No. 3 (19). pp. 648-656.

7. Demishkevich G. M. Formirovanie i razvitie sistemy sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya [Formation and development of the agricultural advisory system]. Moscow : FGU RCSK, 2009. 296 p.

8. Novyj impul's dlya razvitiya APK Kazahstana [New impulse for the development of the agro-industrial complex of Kazakhstany. [Elektronniy resurs]. Available at: http://economics.kazgazeta.kz/?p=21951.

9. University of Arkansas System. Division of Agriculture. Cooperative Extension Service. [Elektronniy resurs]. Available at: https://www.uaex.edu/ default.aspx.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Final Report Summary - PRO AKIS (Prospects for Farmers' Support: Advisory Services in European AKIS). [Elektronniy resurs]. Available at: https://cordis.europa.eu/project/rcn/105025/reporting/en

11. Evaluation of the Implementation of the Farm Advisory System. [Elektronniy resurs]. Available at: https://ec.europa.eu/agriculture/evaluation/market-and-income-reports/2009-fas_en

12. Target groups and main methods of advisory services in surveyed EU countries . Final Report Summary -PRO AKIS (Prospects for Farmers' Support: Advisory Services in European AKIS). [Elektronniy resurs]. Available at: https://cordis.europa.eu/project/rcn/ 105025/reporting/en

13. Khabirov G. A., Sitdikova G. Z. Otsenka effektivnosti ispol'zovaniya proizvodstvennykh resursov v sel'skokhozyaystvennykh organizatsiyakh [Evaluation of the effectiveness of the use of production resources in agricultural organizations], V sbornike: Perspektivy innovatsionnogo razvitiya APK Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkakh XXIVMezhdunarodnoy spetsializirovannoy vystavki «Agrokompleks-2014» [Prospects for the innovative development of the agro-industrial complex Materials of the International Scientific and Practical Conference in the framework of the XXIV International Specialized Exhibition «Agrocomplex-2014»], 2014, pp. 234-239.

14. Otchet o rezul'tatah realizatsii v 2012 godu Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i reg-ulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2008-2012 gody [Report on the results of the implementation in 2012 of the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2008-2012], FGBU UMC APK. [Elektronniy resurs]. Available at: http://mcx-consult.ru/d/77622/d/doklad-2012.pdf

15. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva RF ot 13 maya 2016 g. No. 184 «Ob utverzhdenii plana informati-zatsii Minsel'hoza Rossii na 2016 finansovyj god i planovyj period 2017 i 2018 godov» [Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of May 13, 2016 № 184 «On approval of the plan of informatization of the Ministry of Agriculture of Russia for the 2016 fiscal year and the planning period of 2017 and 2018»]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://base.garant.ru/71398454/#ixzz5f3FYRVqf.

16. Otchet ob organizatsii i provedenii seminara-soveshchaniya po razvitiyu sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya i sozdaniyu federal'noj seti obmena znaniyami i tekhnologiyami v sel'skom hozyaj stve [Report on the organization and holding of a seminar-meeting on the development of agricultural consultancy and the creation of a federal network for the exchange of knowledge and technologies in agriculture]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.tadviser.ru/images/5/52/Portal_fedseti.pdf.

17. The European Cloud initiative. [Elektronniy resurs]. Available at: https://ec.europa.eu/ digital-smgle-mar-ket/en/%20european-cloud-initiative.

18. Osovin M. N. Analiz rossijskih i zarubezhnyh praktik stimulirovaniya innovatsionnogo razvitiya sovremen-nogo proizvodstva [Analysis of Russian and foreign practices of stimulating innovative development of modern production], Zakonomernosti razvitiya regional'nyh agroprodovol'stvennyh sistem [Patterns of development of regional agri-food systems], 2015. Vol. 1. No. 1. pp. 32-38.

19. Bylina S. G., Kadomtseva M. E., Osovin M. N. Informatizatsciya agroprodovol'stvennogo kompleksa i sel'skih territorij Rossii: vozmozhnosti i ogranicheniya [Informatization of the agri-food complex and rural territories of Russia: opportunities and limitations]: Monografiya. Saratov: «Saratovskij istochnik», 2018. 228 p.

20. Sandu I. S., Savenko V. G., Sokolov K. O. Kraudsorsing kak instrument razvitiya deyatel'nosti infor-matsionno-konsul'tatsionnyh sluzhb [Crowdsourcing as a tool for the development of information and consulting services], Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ehkonomiki [Basic and applied research of the cooperative sector of the economy]. 2017. No. 6. pp. 78-80.

21. Ukaz Prezidenta Rossij skoj Federatsii ot 7 maya 2018 goda «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda» [Presidential Decree of May 7, 2018 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://kremlin.ru/events/ president/news/57425.

Submitted 18.10.2018, revised 11.12.2018.

About the authors: Marina E. Kadomtseva, Ph. D. (Economy), senior researcher

Address: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, 410012, Russia, Saratov, Moskovskaya Str., 94. E-mail: kozyreva_marina_@mail.ru Spin-code: 7331-6249

Maksim N. Osovin, Ph. D. (Economy), academic secretary

Address: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, 410012, Russia, Saratov, Moskovskaya Str., 94. E-mail: himma@mail.ru Spin-code: 8298-8740

Contribution of the authors: Marina E. Kadomtseva: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the article Maksim N. Osovin: general project management, collection and processing of materials, preparation of the final version of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.