ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
КОЛЛЕДЖА
СЕМЕЧЕВА М.К.
В данной статье автором определены основные направления деятельности научно-методической службы в учреждении СПО по формированию инновационного потенциала педагогов колледжа, как основного условия перехода учебного заведения из функционирующего в развивающееся.
In the article the author presents the main directions of scientific-methodical service at the average of professional institutions witch forms innovative abilities of pedagogues, as the basic condition of transforming the educational institution from functional to developing.
Разрабатывая концепцию долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, правительство РФ отводит особую роль образованию - как двигателю системных изменений в экономике и обществе. Современное образование - не столько один из результатов инновационного развития, сколько необходимое условие его осуществления.
Государственная политика в сфере образования предписывает внедрять инновации в образовательные учреждения, на это выделяются средства в рамках нацпроекта «Образование». Поддержка учреждений НПО и СПО города Москвы предусмотрена городской целевой программой развития образования «Столичное образование - 5» на 2009-2011 годы, а также городской целевой программой развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы.
Прежде чем вводить инновации в образовательные учреждения необходимо определиться с целями, на реализацию которых направлена эта инновация, как это отразится на качестве обучения, способствует ли повышению конкурентоспособности учреждения, связано ли планируемое введение инновации с перспективами развития данного учреждения, уровнем и качеством подготовки выпускников.
Ответив на эти вопросы актуализирующие введение инновации можно приступать к формулировке идеи и к разработке механизмов осуществления инновации, только после этого осуществляется её экспериментальная апробация. Таким образом, процесс инновационных изменений состоит из следующих основных этапов: инициирование инноваций; реализация и внедрение в практику; институционализация инновации, которая, как правило, происходит после её широкого распространения в системе образования.
Обязательными требованиями успешного внедрения инновации в практическую деятельность является:
- изучение и обобщение теоретических материалов раскрывающих суть инновации и практику внедрения модели;
- наличие научного руководителя и тьюторов для распространения инновационного опыта, обучение педагогов и администраторов;
- согласие на инновацию не менее половины всех участников образовательного процесса (педагогов и администрации как исполнителей образовательной услуги, учащихся и их законных представителей, т.е. родителей как заказчиков образовательной услуги).
Последнее требование предполагает огромную подготовительную работу со стороны администрации учебного заведения по мотивации к инновационной деятельности, в первую очередь педагогических работников. Поддержка инновации на уровне каждого педагога стимулирует инновации в масштабах образовательного учреждения и системы образования в целом. Основываясь, на определении «педагогическая инновация», данном в словаре Г.М Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова., под инновационным потенциалом педагогов, мы понимаем, их способность вносить целенаправленные изменения (новшества) в образовательную среду, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Дифференциация и персонификация внутриколледжной системы повышения квалификации инженерно- педагогических работников. Сегодня круг вопросов лежащих в компетенции педагогов значительно шире, нежели 10-15 лет назад. В условиях традиционного подхода к содержанию образования считалось достаточным репродуктивная передача знаний от педагога к ученику, т.е. достаточно было ответить на вопросы «Чему учить?», «Как учить?». А такие исследовательские вопросы как «Для чего учить?», «А можно ли учить по-другому?» в компетентность педагога не входили. Традиционная или знаниевая парадигма не предусматривала личностный потенциал главных субъектов образовательного процесса: учителя и ученика (учить, учить учиться).
Организация деятельности образовательного учреждения в инновационном режиме, невозможна без формирования исследовательской позиции педагога, которая необходима для достижения высшей стадии профессионального развитии. «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» (А. Дистервег).
В целостном процессе профессионального становления личности выделяют следующие стадии:
- оптация - формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии;
- профессиональное образование или подготовка;
- профессиональная адаптация - вхождение в профессию;
- первичная и вторичная профессионализация;
- профессиональное мастерство - полная реализация личности в профессиональной деятельности, достижение вершин профессионального развития.
Говоря о профессионализме педагогов - как приобретенной в учебной и практической деятельности способности компетентно выполнять свои функциональные обязанности, остановимся на 3-х завершающих стадиях профессионального роста, которые педагог проходит непосредственно на рабочем вместе. В соответствии со стадиями становления, педагогов колледжа можно условно разделить на три группы:
1. Группа становления педмастерства, которая состоит из молодых преподавателей и мастеров производственного обучения, проходящих этап вхождения в профессию (в КИГМ № 23 - 11 педагогов).
Для этой группы педагогов возобновлена деятельность школы наставничества.
2. Группа совершенствования мастерства составляющим большинством этой группы являются члены инженерно-педагогического коллектива со второй квалификационной категорией (18 педагогов).
Данная группа педагогов объединена в педмастерские, а их исследовательская позиция реализуется в деятельности городской экспериментальной площадки.
3. Группа педагогов обладающих высокими педагогическими способностями внедряющие новые образовательные технологии. Это педагоги высшей и первой квалификационной категории (65 педагогов).
Объединением данной группы педагогов могут быть мастер-классы, апробирующие и внедряющие в учебно-воспитательный процесс новые образовательные технологии. Учебно-методическая и научная работа должна быть адресной и ее необходимо строить в соответствии с запросами вышеназванных групп. Таким образом, главным принципом развития педагогического мастерства в системе внутриколледжного повышения квалификации, за основу мы взяли принцип дифференциации и персонификации, так как каждый педагог должен иметь собственную траекторию профессионального развития.
Управление профессионализмом педагогов можно рассматривать как процесс измерения и изменения их профессионализма до нужного уровня мастерства. Практический интерес представляет профессиограмма (Т.А. Венедиктова, А.Т. Глазунов.) - как перечень профессионально важных качеств преподавателей и мастеров производственного, которая дает возможность оценить практическую деятельность педагога. Работник должен уметь реально оценивать уровень своего мастерства в виде конкретного процента профессионализма. Можно было бы существующие квалификационные характеристики одновременно соотнести с этими тремя группами по 100 бальной шкале. Думаю, что это тем более актуально при переходе на новую систему оплаты труда, в части принятия локальных актов регламентирующих систему оценки труда педагогических работников.
Повальная мода на опытно-экспериментальную работу, во многих учебных заведениях отодвинула на задний план методическую работу, которая отвечает за дидактическую подготовку учителей, обеспечивающую качество обучения. Сегодня мастера производственного обучения и преподаватели активно вовлекаются в псевдонаучную работу, занимаясь имитацией внедрения инноваций, забывая при этом как правильно организовать урок теоретического или производственного обучения, какие методы обучения применимы при выборе определенного типа урока, что такое дифференцированное обучение и т.д.
А ведь научно-методические службы были созданы, для того чтобы преодолеть разрыв между наукой и практикой.
Разрабатывая структуру научно-методической службы колледжа в контексте формирования инновационного потенциала педагогов, мы постарались учесть все эти проблемы, определив главные направления деятельности входящие в компетенцию НМС.
- стратегическое проектирование образовательной деятельности колледжа;
- координация деятельности предметно-цикловых и методических комиссий
- развитие содержания учебно-методической и научной работы (разработка и утверждение учебных программ, организация мониторинга и диагностики качества обучения).
- развитие системы внутриколледжного повышения квалификации педагогов, стимулирования профессионального роста и самообразования;
- модернизация материально-технической базы научно-методической работы;
- организация издательской деятельности;
- разработка системы внутриколледжного контроля;
- накопление и систематизация материалов по учебно-воспитательной и научно-методической работе.
Эти направления деятельности НМС обеспечивают профессиональный рост педагогов, и соответствует предложенному М.М. Поташником представлению содержания работы с учителями по обеспечению их профессионального роста.
Важным звеном в структуре управления научно-методической работой колледжа обеспечивающим профессиональный рост членов инженерно-педагогического коллектива являются предметно-цикловые и методические комиссии. Основными направлениями деятельности ПЦК являются учебно-методическая работа, диагностико-аналитическая деятельность, руководство исследовательской деятельностью студентов.
Предметно-цикловые комиссии проводят традиционные предметные декады, осуществляют подготовку олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, организовывают семинары по обмену опытом по актуальным вопросам обучения и воспитания, принимают активное участие в конкурсах проводимых учебно-методическим центром департамента образования г. Москвы. Результаты опытно-экспериментальной работы отражаются в научно-методическом журнале «Наука в КИГМе».
Творческая и исследовательская работа студентов организована в рамках деятельности студенческого научного общества, которое охватывает два профессиональных направления обучения «Правоведение», «Экономика» и надпрофессиональное «Философия». Студенты участвуют в творческих конкурсах разного уровня в этом году это научно-технические чтения им. С.П. Королева, проводят внутриколледжные конференции, интеллектуальные игры и т.п.
Только после организации всех этих форм учебно-методической работы можно приступать к формированию исследовательской позиции педагогов в системе научно-методической работы.
Формирование исследовательской позиции педагогов. В рамках данного исследования мы говорим о построении модели обучения педагогов на рабочем месте, преимущества которой продиктованы рядом обстоятельств. Во первых, учебная группа представляет собой коллектив единомышленников, объединенных общей целью. Во вторых, процесс обучения представляет собой совместную, коллективную деятельность обучающегося с обучающим и с коллегами. В психологической теории и практике подтверждается (Г.С. Абрамов, А.А. Реан, Д.И. Фельштейн и др.), что развитие личностных качеств, наиболее эффективные изменения в психике человека происходят не в индивидуальном контексте деятельности, а в групповом взаимодействии. Психологи также указывают, что групповая форма учебной деятельности продуктивна, если в процессе обучения отдается приоритет самостоятельной деятельности, используется опыт обучающихся в качестве источника обучения, безотлагательного применения результатов обучения на практике, развития образовательных потребностей обучающихся, системности, индивидуализации и кооперации.
Наиболее перспективными моделями обучения педагогов непосредственно на рабочем месте являются четыре: 1) «Саморазвитие»; 2) «Деятельностное обучение»; 3) «Самооценка и оценка окружающими»; 4) «Структурированное групповое обучение. В условиях колледжа
предпочтительнее модель «Деятельностного обучения», методологической основой которой является положение о том, что развитие личности обусловлено общественно-историческим процессом, в котором она преобразует окружающую действительность, преобразуя одновременно себя. Именно такой формой обучения являются курсы повышения квалификации НИИРПО: «Инновационное развитие колледжа». Целью этих курсов является подготовка педагогов к экспериментальной, инновационной деятельности. К проведению курсов привлечены высокопрофессиональные педагоги-практики А.Т. Глазунов, О.Б. Читаева, М.Б. Романовская.
Учебный план построен по трехблочной системе: «Теория»; «Технология»; «Практика». Такая логика построения обучения рассчитана на усвоение знаний по спирали: от теоретических знаний к технологиям обучения и воспитания до подготовки творческих проектов. Обучающимся в соответствии с основным направлением их деятельности предложено разработать определенную модель деятельности, спроектировав его механизм внедрения.
Обучающимся в соответствии с основным направлением их профессиональной деятельности предложено разработать определенную модель деятельности, спроектировав его механизм внедрения.
Таким образом, изучив все направления работы по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов непосредственно в учебном заведении и в соответствии с логикой профессионального роста, мы предлагаем свою иерархическую модель организации деятельности педагогов в инновационном режиме.
Формирование инновационного потенциала педагогов это сложный, многоступенчатый процесс повышения квалификации обеспечивающий переход учебного заведения из функционирующего в развивающееся (рис.). Для осуществления этого процесса необходимы: соответствие образовательного менеджмента инновационной, стратегической цели колледжа; мотивация членов инженерно-педагогического коллектива к инновационной деятельности; материально-техническое и информационное обеспечение развивающего образовательного процесса; построение системы повышения квалификации педагогов колледжа на макроуровне (инженерно-педагогический коллектив), мезоуровне (группа педагогов), микроуровне (педагог).
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, инновационная деятельность, потенциал, компетенция, профессиограмма.