Научная статья на тему 'Формирование инфраструктурного обеспечения и развитие госудаственно-частного партнерства в cфере услуг в регионах Таджикистана'

Формирование инфраструктурного обеспечения и развитие госудаственно-частного партнерства в cфере услуг в регионах Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФРАСОХТОР / ТАЪМИНОТИ ИНФРАСОХТОРЙ / РУШДИ СОҳАИ ХИЗМАТРАСОНЙ / МЕХАНИЗМИ ИДОРАКУНИИ ДАВЛАТЙ / МУҳИТИ МОЛИЯВЙ / ТАЪМИНОТИ САРМОЯГУЗОРЙ / ҳАМКОРИИ ДАВЛАТ БО БАХШИ ХУСУСЙ / INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURAL PROVISION / DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF SERVICES / MECHANISM OF STATAL REGULATION / FINANCIAL CLIMATE / INVESTITIVE PROCUREMENT / STATAL-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбонова Ф. Х., Султонов З. С.

Проведен научный обзор исследований по формированию инфраструктурного обеспечения и развитию государственно частного партнерства в сфере услуг, выполненных учеными развитых стран. Выделены основные методологические подходы к определению понятия и сущности формирования инфраструктурного обеспечения и развитию государственно частного партнерства в сфере услуг. Отмечено, что формирование инфраструктурного обеспечения и развитие государственно частного партнерства в сфере услуг являются основой для устойчивого и всеобъемлющего экономического роста, тем самым создавая большее количество рабочих мест и снижая уровень бедности в стране. Определены роль и значение инфраструктурного обеспечения и развития государственно частного партнерства в обеспечении экономического роста в системе рыночной экономики. Уточнены теоретические основы и особенности инфраструктурного обеспечения и развития государственно частного партнерства в сфере услуг страны. Проведен анализ приоритетных отраслевых направлений развития государственно-частного партнерства в сфере услуг на уровне субъектов Республики государственно-частного партнерства в cфере услуг в регионах Таджикистана Таджикистан. Предложен механизм государственного регулирования и поддержки развития государственно-частного партнерства в сфере услуг Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Infrastructural Provision and Development of Statal-Private Partnership in the Sphere of Services in Tajikistan Regions

The authors of the article have conducted a scientific survey of researches on a formation of infrastructural provision and development of statal-private partnership in the sphere of services done by the scientists of the evolved countries. They singled out basic methodological approaches towards a definition of the notion and essence in regard to a formation of infrastructural provision and development of statal-private partnership in the sphere of services. It is underscored that the above-mentioned problems are a basis for a stable and all-embracing economy growth creating a greater number of job vacancies and reducing poverty level in the country. The role and significance of the formers in an insurance of economy growth in the system of market have been determined. Their theoretical grounds and peculiarities have been signified. The analysis of priority branch streamlines of the development of statal-private partnership in the sphere of services on the level of Tajikistan Republic subjects has been carried out. The authors proposed a mechanism of state regulation and support in reference to the issue canvassed.

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктурного обеспечения и развитие госудаственно-частного партнерства в cфере услуг в регионах Таджикистана»

УДК 338

ББК 65.207.1+65-31

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ В РЕГИОНАХ ТАДЖИКИСТАНА

ТАШАККУЛИ ТАЪМИНИ ИНФРАСОХТОРЙ ВА РУШДИ ХАМКОРИИ ДАВЛАТ БО БАХШИ ХУСУСЙ ДАР СОХАИ ХИЗМАТРАСОНЙ ДАР МАНОТЩИ

ТОЦИКИСТОН

FORMATION OF INFRASTRUCTURAL PROVISION AND DEVELOPMENT OF STATAL-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF SERVICES IN TAJIKISTAN REGIONS

Курбонова Фариза Холовна,

к. э. н, доцент, завкафедрой банковской деятельности Таджикского государственного университета коммерции

Султонов Зоиршо Султонович,

соискатель ТГУК (Таджикистан, Душанбе)

курбонова Фариза Холовна,

н.и.и., дотсент, мудири кафедраи кори бонкии ДДТТ

Султонов Зоиршо Султонович,

унвощуи ДДТТ (Тоцикистон, Душанбе)

Kurbonova Fariza Kholovna,

candidate of economy sciences of the TSUC Sultonov Zoirsho Sultonovich,

claimant for candidate degree of the TSUC (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL:Kurbonova85@mail. ru

Ключевые слова. инфраструктура, инфраструктурное обеспечение, развитие сферы услуг, механизм государственного регулирования, финансовый климат, инвестиционное обеспечение, государственно-частное партнерство

Проведен научный обзор исследований по формированию инфраструктурного обеспечения и развитию государственно - частного партнерства в сфере услуг, выполненных учеными развитых стран. Выделены основные методологические подходы к определению понятия и сущности формирования инфраструктурного обеспечения и развитию государственно - частного партнерства в сфере услуг. Отмечено, что формирование инфраструктурного обеспечения и развитие государственно - частного партнерства в сфере услуг являются основой для устойчивого и всеобъемлющего экономического роста, тем самым создавая большее количество рабочих мест и снижая уровень бедности в стране. Определены роль и значение инфраструктурного обеспечения и развития государственно - частного партнерства в обеспечении экономического роста в системе рыночной экономики. Уточнены теоретические основы и особенности инфраструктурного обеспечения и развития государственно - частного партнерства в сфере услуг страны. Проведен анализ приоритетных отраслевых направлений развития государственно-частного партнерства в сфере услуг на уровне субъектов Республики

Таджикистан. Предложен механизм государственного регулирования и поддержки развития государственно-частного партнерства в сфере услуг Республики Таджикистан.

Калидвожа^о: инфрасохтор, таъминоти инфрасохторй, рушди соуаи хизматрасони, механизми идоракунии давлати, мууити молияви, таъминоти сармоягузори, уамкории давлат бо бахши хусуси

Дар мацола таулили раванди ташаккули таъминоти инфрасохтори ва рушди шарокати давлат дар бахши хусуси дар соуои хизматрасони, ки аз тарафи олимони кишваруои мутарацци корбастшуда пешниуод мешавад. Асосуои методологии муайян намудани мафуум ва вежагиуои хоси ташаккули таъминоти инфрасохтори ва рушди шарокати давлат дар бахши хусуси дар соуаи хизматрасони барраси шудааст. Кайд шудааст, ки ташаккулёбии таъминоти инфрасохтори ва рушди шарикии давлат дар бахши хусуси дар соуаи хизматрасони заминаи рушди босуботи ицтисодиётро фароуам оварда, бо уамин цойуои нави кори ба вуцуд оварда, ба паст намудани сатуи камбизоати мусоидат менамояд. %амзамон нацш ва ауамияти таъмин намудани инфрасохторуо ва рушди уамкории давлат бо бахши хусуси дар масъалаи фароуам овардани рушди минбаъдаи ицтисод дар низоми ицтисоди бозоргони мушаххас шудааст. Дар мацола таулили самтуои авлавиятдоштаи хоцагидории уамкории давлат бо моликияти хусуси дар соуаи хизматрасони дар сатуи субъектуои Чумуурии Тоцикистон оварда шуда, механизми танзими давлати ва дастгирии рушди уамкории давлат бо бахши хусуси дар соуаи хизматрасонии Чумуурии Тоцикистон пешниуод мешавад.

Key words: infrastructure, infrastructural provision, development of the sphere of services, mechanism of statal regulation, financial climate, investitive procurement, statal-private partnership

The authors of the article have conducted a scientific survey of researches on a formation of infrastructural provision and development of statal-private partnership in the sphere of services done by the scientists of the evolved countries. They singled out basic methodological approaches towards a definition of the notion and essence in regard to a formation of infrastructural provision and development of statal-private partnership in the sphere of services. It is underscored that the above-mentioned problems are a basis for a stable and all-embracing economy growth creating a greater number of job vacancies and reducing poverty level in the country. The role and significance of the formers in an insurance of economy growth in the system of market have been determined. Their theoretical grounds and peculiarities have been signified. The analysis of priority branch streamlines of the development of statal-private partnership in the sphere of services on the level of Tajikistan Republic subjects has been carried out. The authors proposed a mechanism of state regulation and support in reference to the issue canvassed.

Развитие инфраструктуры традиционно финансируется государством, поскольку до недавнего времени в Республике Таджикистан отсутствовала нормативная база для участия частного сектора в финансировании развития инфраструктуры. Хотя

общественные потребности опережают возможности бюджета и необходимость альтернативного финансирования очевидна, частные операторы по-прежнему сталкиваются с серьезными рисками вложения своих финансовых средств.

Однако в последнее время появились различные модели финансирования так называемых публично значимых проектов и смешанные (гибридные) структуры. Они нацелены на обеспечение традиционно публично финансируемых проектов частного сектора. Их появление предполагает создание законодательных основ для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государственным и частным сектором. Государство играет важную роль в создании условий для успешной реализации программы государственно-частного партнерства: в области совершенствования законодательства, создания специальных институтов поддержки государственно-частного партнерства и разработки механизмов финансовой поддержки.

Это необходимо для оптимального распределения рисков между государственными и частными партнерами, что, в конечном счете, снизит стоимость проекта для налогоплательщиков и потребителей. В то же время для того, чтобы сектор был заинтересован в инвестировании социально значимых проектов, необходимо на законодательном уровне обеспечить так называемые нормальные условия для ведения бизнеса, при которых учтены риски инвестора.

Кроме формирования законодательного поля, желательно осуществление целого ряда иных мероприятий, и даже комплексная программа для того, чтобы государственно-частное партнерство эффективно работало в любой сфере, включая сферу услуг.

На наш взгляд, для решения имеющихся проблем и устранения препятствий на пути становления и развития сферы услуг необходимо провести комплексную работу по основным направлениям совершенствования государственной политики поддержки и развития сферы услуг в стране:

1. Совершенствовать нормативно-правовую базу инфраструктурного обеспечения и развития государственно - частного партнерства в сфере услуг. Ликвидировав избыточные функции органов исполнительной власти по осуществлению контроля (надзора) над улучшением инфраструктурного обеспечения и развития государственно - частного партнерства в сфере услуг, оптимизировать государственные нормативные правовые основы инфраструктурного обеспечения сферы услуг, создать механизм взаимодействия власти и общественности.

2. Разработать действенные финансово-кредитные механизмы поддержки развития сферы услуг. Создать государственный фонд поддержки сферы услуг. Главной задачей государства в финансово-кредитной области является привлечение частных кредитов и инвестиций в данный сектор экономики.

На наш взгляд, в целях расширения возможностей для доступа сферы услуг к источникам финансовых средств, необходимых для её развития, в рамках действующих государственных программ целесообразно предусмотреть выполнение комплекса мер, содействующих созданию кредитных кооперативов, обществ по взаимному кредитованию, других небанковских кредитных институтов. В вопросах финансово-кредитной поддержки развития сферы услуг, большинство стран отдает приоритет не прямым, а косвенным мерам поддержки - предоставлению государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам в сфере услуг, субсидированию процентных ставок.

3. Совершенствовать систему налогообложения для развития сферы услуг. Снижение налогового бремени, упрощение процедуры налогообложения и предоставления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития сферы услуг являются необходимыми условиями улучшения налогового климата в сфере услуг. Налоговая система в сфере услуг должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения - прозрачной.

4. Совершенствовать информационно-коммуникационную поддержку. Организация информационного обеспечения определяет уровень ориентации общества в социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране, способствует успеху сферы услуг на рынке, ориентирует в вопросах производства и продвижения продукции и услуг, влияет на её выживаемость.

Целесообразно поддерживать сферу услуг, пропагандируя, разъясняя и рекламируя через средства массовой информации её лучшие достижения и вклад в экономическую жизнь Республики Таджикистан.

Разработка программы государственно-частного партнерства в Республике Таджикистан является одной из потенциальных ключевых стратегий для достижения поставленных целей.

На наш взгляд, в Республике Таджикистан, начиная с транспорта и заканчивая водными ресурсами и энергетическими системами, все сферы экономики нуждаются в инвестициях и инновациях, чтобы уменьшить зависимость от ископаемых видов топлива, нарастить потенциал для экономического роста и более эффективно использовать собственные природные ресурсы.

Экономика Республика Таджикистан нуждается в модернизации инфраструктурного обеспечения и развития сферы услуг, которая страдает от недофинансирования и недостаточного технического обслуживания. Среди прочего предполагается, что усовершенствования затронут следующие направления:

^ создание разносторонней и надежной энергосистемы; ^ формирование эффективных комплексных транспортных сетей; ^ внедрение эффективной системы водоснабжения и канализации; ^ усовершенствование системы образования и здравоохранения; ^ разработка продуктивной сельскохозяйственной системы с надежной ирригацией и цепочкой поставок продукции агропищевой промышленности.

На сегодняшний день государство играет доминирующую роль в процессах планирования и предоставления государственных услуг ведущим успешным рыночным экономикам. Для улучшения инфраструктуры по предоставлению услуг Республике Таджикистан необходимо осуществить дальнейшее вовлечение заинтересованных сторон в процесс планирования и диверсификации государственных и частных поставщиков услуг, предоставляя больше возможностей для вовлечения частного сектора. Международное сообщество признало тот факт, что отсутствие инфраструктуры является препятствием для экономического роста любой экономики. Государственно - частное партнерство при правильном применении способно снизить уровень дефицита инфраструктуры в стране. С учетом надлежащей благоприятной среды государственно-частное партнерство способно внести свой вклад в удовлетворение нужд и потребностей национальной инфраструктуры, тем самым гармонизируя ведомственную политику и

стратегию, привлекая инвестиции и опыт частного сектора, обеспечивая лучшее соотношение цены и качества для государственных инвестиций и оптимизируя распределение проектных рисков.

Модель государственно - частного партнерства имеет стройные механизмы, способные снизить возможные риски при отставании от запланированного графика и перерасходе средств при реализации крупных проектов, и ускорить внедрение улучшений в соответствующих сферах инфраструктуры и предоставления услуг1.

Принято считать, что правительство может развить необходимый потенциал на основе комплексного подхода, который устанавливает новые институты и обучает государственных должностных лиц, в то же время используя внешнюю экспертизу. Тем не менее, развитие навыков госчиновников представляет собой серьезную проблему.

Существует целый ряд новых навыков, которые должны быть выработаны для реализации государственно - частного партнерства, такие как переговоры, договорные и финансовые навыки. Одной из ключевых проблем является то, что вместо традиционных подходов, которые сосредоточены на необходимых ресурсах, государственно - частное партнерство требует навыков, которые могут определить требуемые результаты проектов. Эти навыки, как правило, отсутствуют в органах власти на начальной стадии реализации государственно - частного партнерства, но эти навыки могут быть наработаны. Задача состоит в том, чтобы сохранить навыки, полученные в частном секторе (в том числе советников), в государственном секторе. Ключевыми функциями государственно -частного партнерства в Республике Таджикистан являются:

^ оказание содействия в разработке и поддержка управления процессом подготовки проекта;

^ предоставление стратегической, технической, правовой и иной помощи местным властям и министерствам, ответственным за подготовку проекта, а не самостоятельное его ведение;

> помощь соответствующему органу, осуществляющему при государственно-частном партнерстве закупки, более уверенно управлять всем процессом (в том числе привлечением внешних консультантов) - от стадии начальной разработки проекта до оценки предложений и стадии после утверждения проекта;

> взятие на себя проведения консультаций с инвесторами и информирование линейных министерств об обеспокоенности инвесторов правовыми барьерами затрагивающими реализацию проектов государственно - частного партнерства;

^ развитие рынка для государственно - частного партнерства, тем самым осуществляя последовательный подход к широкому диапазону проектов государственно -частного партнерства;

> взятие на себя ключевой роли для налаживания диалога между всеми игроками (участниками) рынка;

^ проведение регулярных семинаров для коммерческих советников по аспектам правовой, технической и финансовой помощи проектам;

1 Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство : в 2 т. / В.Г. Варнавский. - М. : ИМЭМО РАН, 2009. - 398 с.

У тесное взаимодействие с советниками для получения неофициальных советов и консультаций (что является формой «тестирования рынка») на различных этапах реализации проекта.

Задача состоит в том, чтобы сохранить навыки, полученные в частном секторе (в том числе и у советников), в государственном секторе.

Передовая практика по реализации проектов ГЧП показывает, что перед принятием решения о передаче контракта ГЧП государственный сектор должен провести технико-экономическое обоснование (ТЭО) или бизнес-анализ с целью определения приемлемости проекта для ГЧП.

Иными словами, это приемлемость технического осуществления, наличие заинтересованности частного сектора, его потенциал для реализации проекта и то, каким образом ГЧП обеспечит лучшее соотношение цены и качества в сравнении с традиционной системой государственных закупок (если, конечно, последнее применимо). Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» признает этот принцип, и статья №7 затрагивает аспекты ТЭО и его утверждение. Однако Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» по содержанию и формату специфически не затрагивает технико-экономического обоснования, а также детали его разработки. Данное обсуждение применяется для оказания помощи в разработке более подробной политики и стратегии технико-экономического обоснования. Также отмечается, что структурированный процесс оценки проекта будет полезен для проведения ТЭО и приоритезации проектов, не подпадающих под ГЧП.

На рисунке 1. приведен типичный пример процесса утверждения бизнес-кейса проекта ГЧП.

Рисунок 1. Ключевые этапы типичного процесса бизнес - кейса проекта ГЧП

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в Республике Таджикистан уже имеются два полностью реализованных и функционирующих проекта ГЧП. Эти проекты: платная дорога Душанбе - Чанак и Памирская ГЭС.

Контракт на эксплуатацию 358 км платной дороги Душанбе - Чанак был присужден в 2010 году в рамках старого закона о концессиях. С выбранным подрядчиком был заключен контракт на 33 года, с учётом налоговых льгот, на эксплуатацию, техническое обслуживание и улучшение основного дорожного сообщения северо-южного дорожного коридора. Пункты для сбора денег были размещены на ранее бесплатной дороге, где сбор денег был предназначен для выплаты кредита в размере более 280 миллионов долларов США, выданного правительством КНР для улучшения дорожной инфраструктуры.

Выбранный подрядчик являлся недавно учрежденным предприятием без подтвержденного опыта участия в других проектах. Предприятие не является местным предприятием, и его право собственности непрозрачно. Также было выявлено, что по данному проекту не были проведены консультации с заинтересованными сторонами, и это

привело к общественным протестам. В контракте недостаточно прописаны стандарты реализации и другие аспекты, касающиеся правильно составленного контракта ГЧП. Несмотря на эти неблагоприятные факторы, концессионер Innovative Road Solutions улучшил техническое обслуживание дороги, свел к минимуму закрытие дороги из-за снегопада, а также вкладывает инвестиции в обслуживаемую дорогу. Как следствие - это определенно привносит общественное благо для населения, хотя представляется невозможным объективно оценить, оправдывает ли это благо тарифы по использованию дороги в связи с отсутствием каких-либо исследований или другой общественной информации.

Памирская ГЭС на реке Гуни в Горно-Бадахшанской автономной области на востоке Республики Таджикистан - это проект стоимостью 26 миллионов долларов США, завершивший строительство ГЭС «Памир-1», частично функционирующей с 1994 года (функционировали 2 из 4 турбин). В этом проекте участвовали такие организации, как Фонд Ага-Хана, МФК, МАР и правительство Швейцарии; соответственно, дизайн проекта и стандарты соответствовали международным нормам. Проект продолжает успешное функционирование (отчёт Всемирного банка о завершении и результатах проекта от 28 июня 2011 года оценил проект в качестве удовлетворительного).

Проект успешно преодолел ряд проблем, включая разрушения в связи с наводнением в 2007 году, и попытку правительства Республики Таджикистан повысить в одностороннем порядке процентную ставку для концессионера по государственному займу.

Таким образом, наличие двух завершенных и функционирующих проектов ГЧП в стране может рассматриваться как положительный фактор для дальнейшего внедрения ГЧП. Однако эти два проекта также выявляют некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться потенциальные инвесторы, связанные с прозрачностью, подотчетностью и обязательствами правительства страны.

Эти проблемы должны быть решены до начала привлечения любого значительного объема инвестиций в проекты подобного рода.

Бизнес-среда в Республике Таджикистан остается проблематичной, а бюрократия-обременительной. Рейтинг Всемирного банка Doing Business за 2014 год поместил Республику Таджикистан на 140 позицию в мире (из 183). Таджикистан является одной из стран с самым низким рейтингом в мире по таким направлениям, как: разрешение на строительство (180), подключение к системе электроснабжения (178), кредитование (178), уплата налогов (177), а также международная торговля (184). Более позитивная сторона -это то, что в 2014 году у Республики Таджикистан повысиль в рейтинге с 66-й до 24-й позиции по аспекту защиты инвесторов, в основном благодаря новым положениям, в рамках которых директора предприятий несут больше ответственности за деятельность предприятий. С учетом этого важного улучшения Республика Таджикистан улучшила свою позицию на 6 пунктов (до 147) в общем рейтинге по сравнению с 2013 годом.

По данным Индекса восприятия коррупции Transparency International (2014), в данный момент Республика Таджикистан занимает 157 позицию (из 176) в мире с показателем 22 (из 100). Таджикистан потерял несколько позиций по сравнению с 2013 годом (152), а из стран Содружества Независимых Государств в 2013 году Республика Таджикистан опережала только Туркменистан и Узбекистан, которые занимают более низкие позиции.

Данный уровень коррупции выступает в качестве значительного препятствия для привлечения частного капитала в страну. Обычно в данном случае требуется большая прозрачность в судах, а также в системе государственных закупок. Без прозрачности внешние инвесторы вряд ли будут инвестировать средства в Республику Таджикистан с учетом доступных инвестиционных альтернатив в других странах как на глобальном, так и на региональном уровне.

Неудивительно, что, с учётом вышеуказанных проблем, в стране относительно не развиты банковская отрасль и бизнес в целом, несмотря на то, что и коммерческие банки и частный сектор высказали заинтересованность в расширении своей деятельности и возможностей. Однако все ещё вызывает обеспокоенность вмешательство правительства в частный и коммерческий сектор, и это выражается различным образом, начиная с банков, куда направляются для получения кредитов, и до блокирования иностранных источников новостей, которые отражают нежелательные версии событий. Банковский сектор также пострадал от нежелания правительства полностью компенсировать потери в связи с кредитованием хлопковой отрасли. Это снижает желание банков кредитовать сельское хозяйство в будущем. Долгосрочное кредитование в целом недоступно в Республике Таджикистан. Доминирующая роль правительства в качестве поставщика услуг также ограничивает возможности в наращивании потенциала частного сектора.

Во многих странах мира все эти секторы имеют развитую инфраструктуру и поставляют качественные услуги посредством ГЧП. Тем не менее, в Республике Таджикистан ключевым фактором будет доступность, которая будет влиять на количество и модели проектов ГЧП, подлежащих реализации.

Например, одной из общепринятых моделей ГЧП является британская частная финансовая инициатива (ЧФИ). При таких моделях ГЧП частный партнер разрабатывает дизайн, финансирует, строит, эксплуатирует и проводит техническое обслуживание объекта для государства и на периодической основе (например ежемесячно) получает оплату от государства в зависимости от наличия готовности объекта в соответствии с условиями контракта. В рамках срока контракта (обычно от 20 до 30 лет) частная сторона, с учётом удовлетворительного выполнения обязательств, сможет не только окупить первоначальные инвестиции и расходы по эксплуатации и техническому обслуживанию, но и извлечь прибыль. Это идеальная модель, при которой государство освобождено от крайне затратных первоначальных капиталовложений на строительство или обслуживание объектов и передает все риски частному сектору. Несмотря на то, что модель ЧФИ применяется во многих отраслях, чаще всего она применяется в социально значимых проектах ГЧП: больницы, школы, тюрьмы и т.д., т.е. там, где оплата потребители неприменима или нежелательна с социальной точки зрения.

На наш взгляд, в Республике Таджикистан на национальном уровне возможно ограниченное применение модели ЧФИ. Тем не менее, правительство не имеет возможности взять на себя финансовые обязательства, связанные с большим количеством проектов ЧФИ. Кроме того, инвесторы могут быть обеспокоены долгосрочными обязательствами правительства в выплате платежей в рамках таких проектов. По этой причине модель ЧФИ следует применять очень избирательно и она может быть использована для приоритетных, относительно краткосрочных проектов, в которых оплата потребителями за пользование услугами не является обязательным вариантом.

Великобритания одной из первых добилась регулярного применения механизма ГЧП: в начале 90-х гг. XX века была запущена программа «Частная финансовая инициатива» (ЧФИ, англ. - The Private Finance Initiative, PFI) - первая комплексная программа, нацеленная на стимулирование тесного сотрудничества между государством и бизнесом1.

Суть ЧФИ заключается в следующем: частный сектор финансирует предоставление государственных услуг и выполнение работ, но, из соображений рациональности и справедливости, данные услуги и работы оплачиваются государством, а не потребителями. В число таких услуг и объектов можно включить освещение общественных мест, больницы, школы и автомобильные дороги. По этой причине ЧФИ также называют теневой концессией, поскольку расходы в конечном итоге оплачиваются конечными пользователями, только косвенным образом: через государственный аппарат2. Уникальность системы ГЧП в Великобритании состоит и в фактическом отсутствии соответствующего законодательства, каким-либо образом ограничивающего ведомство или государственный орган в заключении соответствующих контрактов.

Одним из решений, хотя бы частичным, являются проекты ГЧП по энергосбережению или общественному освещению, где экономия за счет более эффективной модернизации существующих систем составляет поток доходов, которые и будут приносить прибыль частным инвесторам.

Непосредственное внимание на национальном уровне должно быть уделено созданию благоприятной среды для ГЧП. В то время как должны быть реализованы несколько тщательно отобранных пилотных проектов ГЧП, основная программа ГЧП будет успешной лишь при создании благоприятной среды.

Правительству страны необходимо предпринять действия для улучшения бизнес -климата, например устранение реальных или воспринимаемых как таковые барьеров, связанных с ведением бизнеса в стране (например обременительный уровень бюрократии в государстве; активное вмешательство государственных органов; текущая регламентирующая система; нестабильность нормативно-правовой базы для ведения бизнеса и т.д.); коррупцией; политическими интервенциями для снижения стоимости и расходов, связанных с доступом к финансированию, что является жизненно важным для развития программы государственно- частного партнерства в стране.

Правительству необходимо предпринять действия для улучшения финансового климата для ГЧП, включая стратегии и политику, направленные на более доступное кредитование частого сектора как для местного, так и для иностранного капитала; оказание содействия в получении долгосрочного кредитования для инфраструктурных проектов. Должны быть рассмотрены все соответствующие элементы благоприятной среды, в том числе макроэкономические показатели, деловой и финансовый климат, а также управленческая структура, нормативно-правовая база и аспекты регулирования. Далее приведен краткий анализ отдельных аспектов, благоприятных условий, имеющих

1 Tirole, Jean and Maskin, Eric (2008) «Public-Private Partnerships and Government Spending Limits», International Journal of Industrial Organization, 26(2):412-420.

2 Dochia , Parker M. Introduction to Public-Private Partnerships with Availability Payments // Public Works Financing newsletter. Режим доступа: http ://www. Pw finance. net/document/researchreports/9%20intro%20availability.pdf (дата обращения: 12.02.2012).

отношение к реализации и развитию ГЧП в Республике Таджикистан. По данным за 2015 год, население Республики Таджикистан составляет 8,34 миллиона жителей. Ниже

Возрастная группа %соотношение с общим числом населения

0-14 33,7

15-60 63

60-65 3,3

Относительно небольшое количество пожилого населения отражает низкий уровень продолжительности жизни: Республика Таджикистан занимает 165-е место в мире по средней продолжительности жизни населения. Ниже приведено прогнозируемое среднее значение продолжительности жизни населения в Республике Таджикистан по половому признаку:_

Мужчины Женщины

Средний возраст в стране составляет (лет) 23 24

Средняя продолжительность жизни (лет) 62 66

Как и ожидалось, средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин, однако общая продолжительность жизни является относительно низкой по сравнению с ситуацией в развитых странах. Например, в Великобритании средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет, а женщин - 82 года. Принимая во внимание принцип, что богатое общество - это здоровое общество, очевидно, что необходимо большее экономическое развитие для устранения коренных причин низких показателей продолжительности жизни населения, таких как улучшение инфраструктуры здравоохранения и социального ухода и поощрение здорового образа жизни. Современная инфраструктура будет одним из ключевых элементов повышения уровня экономического процветания Республики Таджикистан, а проекты ГЧП, при соответствующей разработке, могут сыграть значительную роль в достижении этой цели.

Таблица1. Основные показатели ВВП и ВРП по регионам (млн сомони)

№ п/ 'п Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1. ВВП 17706,9 20628,5 24707,1 30071,1 36163,1 40525,5 45605,2 48401,6

2. ВРП 15886,1 18112,6 22308,8 27018,8 32784,7 36535,1 40836,2 41553,9

3. Душанбе 3295,5 3452,0 5201,5 6774,4 8073,8 9410,5 10176,2 9468,8

4. РРП 3314,8 4072,0 4481,9 4701,4 5651,4 6181,8 6630,3 7245,5

5. Согдийская область 4037,7 4988,6 5716,2 7179,3 8961,2 10439,9 11530,5 11597,2

6. Хатлонская область 4904,2 5206,7 6493,2 8013,2 9572,6 9869,7 11777,5 12522,7

7. ГБАО 333,9 393,3 416,0 350,5 525,7 633,2 721,7 719,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Статистический сборник: «Таджикистан: 25 лет государственной независимости»: офиц.документ. - Душанбе: АПСПРТ, 2016. - 522 с.

Согласно данным, уровень безработицы в Республике Таджикистан составляет 2,3% (2016). В рамках международных стандартов - это довольно хороший показатель (16-е место в мире). Однако реальный уровень безработицы значительно выше. В связи с отсутствием пособия по безработице нет причин для идентификации себя в ранге безработного; также в стране распространена неполная/частичная занятость. Многие граждане Республики Таджикистан ищут работу заграницей, в частности в Российской Федерации, а переводы трудовых мигрантов являются важным источником капитала для страны. Из всего местного занятого населения 49,8% работают в сфере сельского хозяйства, 37,4% - в сфере услуг и 12,8% - в промышленности. В таблице 3 указаны темпы роста ВВП Республики Таджикистан за период с 2008 по 2015 гг., который увеличился в 2,7 раза.

На диаграмме 1 показаны ведущие отрасли промышленности Республики Таджикистан - производство алюминия, цемента, растительного масла, и основные виды сельскохозяйственной продукции: хлопок, зерно, фрукты, виноград, овощи, мелкий и крупный рогатый скот. Ниже приведен список основных видов экспортной и импортной продукции Республика является основным импортером товаров. Ключевые направления таджикского экспорта: Турция - 30,2%, Российская Федерация - 8,3%, Иран - 7,0%, КНР -6,7%, Южная Корея - 6,7%, Афганистан - 6,0% и Италия - 5,1%. В основном Республика Таджикистан импортирует продукцию из КНР. Ключевые направления таджикского импорта: КНР - 45,9%, Российская Федерация -16,4%, Казахстан - 6,8% и США-4,1%.

Диаграмма 1. Структура ВВП по регнонсш на период с 2008 по 2015 г.

60000 40000 20000

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

-ВВП -ВРП

-Душанбе -РРП

•Согдийская обл.

Динамика ВВП Республики Таджикистан указывает на планомерный рост экономики и улучшение социального благосостояния населения за последние годы. Одним из значительных достижений страны является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в марте 2013 года, тем самым подведя итог годам переговорного процесса. Республика Таджикистан завершила переговорный процесс 26 октября 2012 года, когда рабочая группа приняла вступительный пакет. Генеральный совет утвердил вступление Республики Таджикистан в ВТО 10 декабря 2012 года, а парламент страны ратифицировал вступление в ВТО 9 января 2013 года. Республика Таджикистан взяла в на себя обязательство по соблюдению всех положений ВТО, не прибегая к переходному периоду. В рамках подготовительного процесса Республика Таджикистан устранила целый ряд торговых барьеров и приняла более 100 законодательных актов и регламентов для применения в стране правовой базы соглашений ВТО. Эти изменения окажут содействие в

модернизации и трансформации экономики Республики Таджикистан и поддержат дальнейший рост и развитие её экономики.

Области бизнес-климата, подлежащие рассмотрению для успешного развития ГЧП в Республике Таджикистан. По международным стандартам, ведение бизнеса в Республике Таджикистан является непростым, однако в последнее время был принят ряд усовершенствований законодательства, которые дают надежду на формирование более конкурентоспособного и эффективного рынка в будущем. Другая область, где имеются четкие барьеры (реальные или воспринимаемые), связана с коррупцией. Кроме того, барьеры, озвученные бизнес-сообществом, связаны с обременительными гарантиями, запрашиваемыми кредиторами; некоторые из этих кредиторов находятся в собственности у государства, тем самым ограничивая доступ к финансированию и увеличивая стоимость кредитования. Тем самым, в контексте ГЧП, этот факт оказывает влияние на доступность государственного сектора и, в конечном итоге, - на жизнеспособность перспективных проектов ГЧП. На наш взгляд, развитие финансового климата является основой разрешения некоторых из этих потенциальных ограничений. Банковский и частный секторы относительно слабо развиты, несмотря на то, что в стране имеется банковская и предпринимательская среда, и, в свою очередь, и банки и предприниматели выразили заинтересованность в расширении возможностей и потенциала. Банковский сектор Республики Таджикистан слабый, и практика правительства в выдаче прямых кредитов негативно влияет на сектор в целом. Существующая практика значительно ослабляет систему управления рисками банков, ослабляет их финансовое положение, подрывает роль Национального банка Таджикистана в качестве регулятора отрасли и ослабляет усилия Республики Таджикистан по созданию и налаживанию кредитной культуры.

Отсутствие долгосрочного кредитования на самом деле является проблемой для успешного развития ГЧП, в частности учитывая негласное правило, что в связи с мировым финансовым кризисом, соотношение заем/капитал компании для типичного проекта ГЧП должно составлять 80 на 20. Акцент на малые краткосрочные проекты ГЧП способен снизить воздействие данного ограничения, но это так и останется ограничивающим фактором. Как видно из диаграммы 2, темпы роста банковской системы Республики Таджикистан с учетом влияния экономического кризиса показывают положительную динамику роста. В настоящее время местные банки не в состоянии предоставить долгосрочное кредитование инфраструктурных проектов соразмерно продолжительности типичного проекта ГЧП (от 25 до 30 лет).

Диаграмма 2. Динамика развития банковской системы Республики Таджикистан

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

В дополнение к аспекту о выдаче долгосрочных кредитов, уровень рентабельности и залогового обеспечения, требуемый местными кредитными организациями, может

повлиять на доступность государственного сектора и, следовательно, на жизнеспособность любых потенциально возможных проектов ГЧП. Было отмечено, что процесс утверждения государственного бюджета в Республике Таджикистан аналогичен с процессом в других странах, где стратегический элемент согласуется на центральном уровне, и после разработки ежегодного плана каждое министерство несет ответственность за выполнение запланированных работ и контроль над использованием бюджетных средств. Министерство финансов исполняет общий бюджетный контроль. Тем не менее, было отмечено, что на протяжении бюджетного года возможен ряд исправлений. В таблице нами указаны основные экономические показатели, влияющие на развитие экономики Республики Таджикистан. Несмотря на различные трудности, некоторые секторы показывают положительную динамику, в частности количество безработных за 2015 год сократилось по отношению к 2014 году на 28,6%, но также есть и отрицательная составляющая. К примеру, число малых предприятий в 2015 году заметно сократилось по отношению к предыдущему году. Но даже в этой непростой ситуации государство всячески поддерживает отечественных предпринимателей, увеличив финансовые вливания в 2015 году в сферу предпринимательства в 4,3 раза по отношению к предыдущему году.

На наш взгляд, стратегические интервенции Правительства Республики Таджикистан помогут стране достичь соответствия передовому международному опыту. Необходимо наращивание институционального потенциала ГЧП как в государственном, так и в частном секторе.

Таблица 2. Основные экономические показатели на период 2008-2015 гг.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ВВП 17706,9 20628,5 24707,1 30071,1 36163,1 40525,5 45605,2 48401,6

Число малых предприятий 2291 2658 2865 3367 3890 4810 5394 5176

Выручка от реализации продукции от ПД (работ и услуг), млн сомони 1615,2 1374,3 1836,2 2363,2 2849,9 4271,1 5501,6 6170,9

Количество безработных, тыс. человек 43,6 44,5 48,1 54,5 52,3 53,9 55,5 51,1

Инвестиции, тыс. дол. США 989250,1 383136,0 459173,6 325518,5 746411,3 1011862,8 909254,4 977815,7

Прямые инвестиции, тыс. дол.США 425656,3 89384,3 230924,6 161448,2 391355,0 341063,9 377425,7 470867,3

Депозиты населения в банках 44849 44774 61602 74639 81995 87686 113080 85812

Государственная поддержка в сфере предпринимательства, млн сомони - - - - - 33,0 30,0 130,0

Источник: Статистический сборник «Таджикистан: 25 лет государственной независимости»: офиц. документ. - Душанбе: АПСПРТ, 2016. - 522 с.

Правительство Республики Таджикистан определило современное развитие инфраструктуры в качестве ключевого элемента для успешного перехода экономики к рынку и

для улучшения благосостояния и качества жизни граждан. Налицо значительный дефицит инфраструктуры, и устранение данного дефицита потребует значительной политической воли, а также значительных капиталовложений и государства, и частного сектора, если будет успешно реализован национальный инфраструктурный план.

На наш взгляд, прозрачность в рассмотрении некоторых вопросов необходима Республике Таджикистан для успешного привлечения инвестиций участников международных рынков с целью развития инфраструктуры. Государственно-частное партнерство в Республике Таджикистан, как и во всем мире, признано одним из лучших механизмов привлечения инвестиций в экономику страны в целом.

В настоящее время в Республике Таджикистан важным является решение следующих задач:

- исследовать природу государственно-частного партнерства в сфере услуг как форму взаимодействия бизнеса и государства, развивающуюся по определенному правовому сценарию для решения общественно полезных задач;

- определить современные тенденции и основные барьеры на современном этапе развития государственно-частного партнерства в сфере услуг Республики Таджикистан;

- исследовать основные формы реализации государственно-частного партнерства в сфере услуг Республики Таджикистан;

- провести анализ приоритетных отраслевых направлений развития государственно-частного партнерства в сфере услуг на уровне субъектов Республики Таджикистан:

Список использованной литературы:

1. Бочков С.О. Развитие государственно-частного партнерства в инвестиционных проектах в сфере капитального строительства в городе Москве [Электронный ресурс] / С.О. Бочков // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2008. -№ 2 (35). - Режим доступа: http: //dpr.ru/journal/joumal_33_19. htm.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство : в 2 т. / В.Г. Варнавский. - М. : ИМЭМО РАН, 2009. - 398 с.

3. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под ред. А.К. Казанцева, Д.А. Рубвальтера. - М. : Инфра-М, 2010.- 330с.

4. Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» от 28 декабря 2012, № 907.

5. Дадеркина Е.А. Эволюция инновационного процесса: парадигма открытых инноваций / Е.А. Дадеркина //Инновационная деятельность. - 2009. - № 4. - С. 14-22.

6. Tirole, Jean and Maskin, Eric (2008) «Public-Private Partnerships and Government Spending Limits», International Journal of Industrial Organization, 26(2):412-420.

7. Dochia , Parker M. Introduction to Public-Private Partnerships with Availability Payments // Public Works Financing newsletter. Режим доступа: http ://www. Pw finance. net/document/research_reports/ 9%20intro%20availability.pdf (дата обращения: 12.02.2012).

8. Статистический сборник «Таджикистан: 25 лет государственной независимости»: офиц.документ. - Душанбе: АПСПРТ, 2016. - 522 с.

Reference Literature:

1. Bochkov S.O. Development of Statal-Private Partnership in Investitive Projects in the Sphere of Capital Construction in the City of Moscow [Electronic resource] // S.O. Bochkov. // Real Property and Investitures. Legal Regulation. - 2008, - # 2(35). Regime of availability: http: // dpr. ru/journal/joumal_33_19. htm.

2. Varnavsky V. G. Statal-Private Partnership: in 2 volumes // International Relations under the Russian Academy of Sciences (IWEIR RAS), 2009. - 398 pp.

3. Statal-Private Partnership in Scientific-Innovational Sphere // under the editorship of A.K. Kazantsev, D.A. Rubwalter. - M.: Infra-M, 2010. - 330 pp.

4. Tajikistan Republic Law «On Statal-Private Partnership» from December 28, 2012. - # 907.

5. Daderkina Ye.A. The Evolution of Innovational Process: Paradigm of Open Innovations // Ye.A. Daderkina. Innovational Activity. - 2009, - #4. - pp. 14 - 22.

6. Tirole, Jean and Maskin, Eric (2008) «Public-Private Partnerships and Government Spending Limits», International Journal of Industrial Organization, 26(2):412 - 420.

7. Dochia , Parker M. Introduction to Public-Private Partnerships with Availability Payments // Public Works Financing newsletter. Regime of availability: http://www. Pw finance. net/document/research_reports/ 9%>20intro%>20availability.pdf (дата обращения: 12.02.2012).

8. Statistical Collection «Tajikistan: 25 Years of State Independence» - official document. -Dushanbe: Statistical Agency under the Auspices of Tajikistan Republic President, 2016. -522 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.