Научная статья на тему 'Формирование инфраструктурного мезокомплекса Калининградской области: проблемы и пути их разрешения'

Формирование инфраструктурного мезокомплекса Калининградской области: проблемы и пути их разрешения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕЗОКОМПЛЕКС / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / MODERNIZATION / MANAGEMENT / MESO COMPLEX / HUMAN CAPITAL / INFRASTRUCTURE / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосовский Андрей Михайлович

Рассматриваются проблемы постиндустриальной модернизации инфраструктурного мезокомплекса на условиях выработки новой парадигмы управления мезокомплексом как составной частью региональной системы воспроизводства человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of post-industrial modernization of infrastructure meso complexes under the development of a new paradigm of management as an integral part of a regional system of reproduction of human capital.

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктурного мезокомплекса Калининградской области: проблемы и пути их разрешения»

дорожали и раньше, но не в два и более раза, как сейчас. Население Псковской области из источников СМИ знает, что Правительство РФ не поможет населению и не будет останавливать рост цен на услуги ЖКХ, примерное увеличение коммунальных тарифов с 1 июня 2012 г. по области составит от 22—30%. Но если решили тарифы повышать, то надо объяснить, почему это необходимо и куда уходят народные деньги, Пока система формирования тарифов непрозрачна, надзорное ведомство (Генпрокуратура) отмечает массовые злоупотребления в сфере ЖКХ, что по-прежнему массовый характер носят хищения или нецелевое использование коммунальных денег. В

Псковской области возбуждены уголовные дела, значительная часть нарушений стала следствием халатности либо злого умысла чиновников. Создана комиссия областного Собрания по противодействию коррупции в Псковской области.

В работе использованы практические материалы: Концепция модернизации

системы ЖКХ Псковской области, разработанная до 2020г., отражающая современное состояние менеджмента в жилищно-коммунальной сфере, а также областная программа «Жилище» на 20022018 гг., направленная на переход к устойчивому развитию жилищной сферы и достижение конечных программных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сунгуров И.В. Управление устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг потребителям: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.

2. Наумов И. Бумажный запал // Независимая газета от 27 авг. 2009 г.

3. Псковская область в цифрах. 2009: Крат. стат. сб./ Псковстат-П., 2009.

4. Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 декабря 2009 года// Псковская правда. Приложение от 25 декабря 2009 г

5. Соболь Н.И. Псковский двор [Электронный ресурс]. URL: http://pskovcenter.ru/search.php (дата обращения: 22 июня 2012 г.).

6. Петраков Н.Я. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2005. №2.

УДК 361.058.85 ББК 65.49

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО МЕЗОКОМПЛЕКСА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

А.М. Колосовский

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Калининградский филиал 236022, г. Калининград, ул. генерала Озерова, д. 19

Введение. Значение региональной системы воспроизводства человеческого капитала (далее - РСВЧК) в последнее время значительно возросло и продолжает динамично нарастать.

Как указывает ряд авторов [3;11;14], жилье, питание, здравоохранение, образование во все большей мере рассматриваются как неотъемлемая часть предпосылок, обеспечивающих нормальные ус-

ловия жизни людей, всестороннее и гармоничное развитие личности, т.е. создающих условия, обеспечивающих расширенное воспроизводство человеческого капитала.

Значительная роль в обеспечении высоких стандартов качества жизни человека принадлежит жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ), которое представляет собой комплекс подотраслей,

обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищнокоммунальных услуг [15].

Постановка задачи исследования. Чем цивилизованнее общество, тем все более значима роль инфраструктуры в его жизнедеятельности, тем актуальнее, злободневнее проблемы ее функционирования, развития. Под проблемами постиндустриальной модернизации инфраструктурного мезокомплекса (далее -ИМК) мы будем понимать комплекс проблем повышения эффективности управления сферой услуг на уровне регионального хозяйства. Как представляется автору, целью развития ИМК является повышение результативности функционирования всех входящих в него институтов (в том числе государственных, и муниципальных, и относящихся к иным организационно-правовым формам и уровням управления).

Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что проблема формирования эффективно функционирующей системы управления всех составных элементов ИМК может быть решена при условии нового восприятия ИМК в качестве материальной основы достижения максимально возможной степени комфортности жизни человека. Реализовать этот подход возможно за счет выработки новой, постиндустриальной парадигмы управления как ИМК, так и всей РСВЧК, а также за счет большей открытости регионального хозяйства и регионального сообщества в целом [8].

Реформирование сферы воспроизводства человеческого капитала в институциональном аспекте представляется в двух направлениях: во-первых, это создание и поддержание деятельности эффективных современных институтов как учреждений, т.е. предпринимательских и государственных. Во-вторых, это поведенческие институты, т.е. ментальность, в т.ч. доверие и эмпатия к государственным учреждениям и политике в целом, доверие бизнес-структурам и их автори-

___________проблемы и пути их разрешения

тет, правовые нормы, обычаи делового оборота и пр.

Как представляется автору, магистральным путем повышения эффективности ИМК является опережающий рост полезности потребителей этой важнейшей сферы постиндустриальной экономики по отношению к росту их издержек в связи с потреблением более совершенных и качественных услуг. Еще одним важным аспектом в рассматриваемом контексте является оптимизация трансакционных издержек, оптимизации механизма ценообразования. Речь идет о ключевом факторе, обеспечивающем равновесие региональной экономической системы, основанной на устойчивости мезо-системы расширенного воспроизводства человеческого капитала. Искомое равновесие на мезоуровне может быть реализовано в условиях соблюдения принципа Парето-эффективности, равновесия региональной институциональной среды.

Если в качестве примера рассматривать Калининградскую область, то представленный методологический подход применим и для этого особого региона РФ. Дело в том, что ввиду отсутствия в регионе крупных производств, как промышленных, так и сельскохозяйственных, около 60% ВРП приходится именно на сферу ЖКХ [16]. В этом смысле экономика Калининградской области уже стала постиндустриальной (в смысле ее деиндустриализации). С другой стороны, сфера ЖКХ является тем социальноэкономическим и политическим индикатором, который безошибочно показывает изменения в настроениях широких слоев регионального сообщества. Вместе с тем не будет преувеличением утверждать, что успех реформ в сфере РСВЧК, взятый в более широком контексте постиндустриальной модернизации, сопровождаемой сервисизацией экономики, во многом зависит от эффективности разработки и реализации стратегии развития этой важной сферы региональной инфраструктуры, построенной на научно обоснованных организационно-экономических механизмах ее работы.

Результаты и их обсуждение. Ин-

фраструктурный комплекс в региональном аспекте представляет собой совокупность предприятий и учреждений муниципальных образований, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности проживающего в них населения. Можно привести и развернутое определение. Итак, ИМК представляет собой совокупность обособленных территориально-целевых комплексов, которые технологически, энергетически не связаны между собой, но в рамках системы управления муниципальных образований объединяются трансфертами из бюджета региона едиными хозяйственными и социальными целями и задачами, финансовыми потоками [5].

Отметим, что центральным звеном ИМК является именно жилищная сфера, которая Жилищным кодексом РФ охватывает рынок недвижимости в жилищной сфере, жилищное строительство, жилищный квартирный фонд, предоставление коммунальных услуг, учет жилищного фонда, управления многоквартирными домами и пр.[2].

Наиболее близко к рассматриваемому контексту является подход К.Н. Савина [12], названный «кластером процессов жизнеобеспечения». Он представляет собой комплекс взаимозависимых социально-экономических, экологических государственных и муниципальных структур и институтов, предприятий, систем и учреждений, осуществляющих мероприятия, дифференцированные в зависимости от региональных особенностей, направленных на выполнение основных функций общества и решение задач по обеспечению благополучия граждан при максимальном сохранении и развитии здоровья человека и окружающей среды.

Исследования В.А. Сумина [17] показывают, что в государственном (муниципальном) секторе экономики превалируют нормы отношений, соответствующие конституции командной экономики, где господствует простой утилитаризм, ценностно-рациональные действия детерминированы интересами доминирующих замкнутых групп, находящихся вне нормативных воздействий институциональ-

ного контроля. Подобные отношения весьма характерны для муниципальных жилищно-коммунальных, образовательных и медицинских учреждений. Хозяйственная реформа, направленная на снятие многих ограничений, на переход на подушевое финансирование, не сопровождается, однако, предоставлением полной хозяйственной самостоятельности этим учреждением, что могли бы обеспечить приватизация, акционирование, или, например, превращение в народные предприятия (акционерные общества закрытого типа) [1].

С учетом вышесказанного модель

РСВЧК можно формализовать следую-

щим образом:

Общая оценка устойчивого развития (SDV - sustainable development) SDV

_ 1 у Ssm | 1 S Sen | 1 у Secp

" 3 Ss Bsm 3 Se ¿1 Be„ 3 Sec ¿1 Secp

где Ss, Se, Sc - количество социальных, экономических и экологических, соответственно, критериев оценки;

S , S , S - значения критериев в

' sm ^ en *-} ecp А А

оцениваемой структуре (ЖКХ и т.д.); /?,/?,/? - максимальные значе-

J-Jsm J-J en JS ecp

ния соответствующих критериев.

При условии, когда SDV — 1 , т.е. значения критериев оценки достигают максимальной величины, для равновесной, устойчивой системы все три индикатора должны развиваться равномерно -доля каждого -1/3. Это и есть условие равновесия, условие оптимума.

Полученное аналитическое выражение, применительно к функционированию, например, ЖКХ или любой другой отрасли РСВЧК, можно интерпретировать следующим образом. Совершенно очевидно, что не следует гнаться за сверхприбылью, да еще любыми путями - это будет иметь весьма пагубные последствия для общества и экологии, что обычно и имеет место. Здесь частный интерес некоторых социальных групп регионального сообщества вступает в противоречие с общественными интересами всего мезосоциума. Для социально и эко-

логически значимых мероприятий неприменим критерий прибыльности любой ценой как системообразующий, как бизнес-критерий. Здесь первостепенное значение с точки зрения методологии социально-этического маркетинга имеют социально-экологические критерии оценки различных разрабатываемых и реализуемых мероприятий и программ. В таком случае скорее нужно говорить о таком целостном методологическом подходе как комплекс «социо-эконо-экологи-ческих» критериев оценки, или СЭЭ-критерии.

Особость региона накладывает свой отпечаток: например существует ряд

жидких и твердых бытовых отходов, которые не перерабатываются в Калининградской области (например, ртуть, ядовитые и опасные биоотходы). Их необходимо вывозить, поскольку переработка в регионе не налажена как экономически нецелесообразная. Однако через сухопутную границу вывоз таких отходов запрещен. Приходится их вывозить морским или воздушным путем. Что касается последнего варианта, он очень затратен. Как представляется автору, выход из сложившейся ситуации видится в большей открытости региона, а также в создании всех необходимых мусоропереба-тывающих производств в самой области. Актуальным является строительство в регионе мусороперерабатывающего предприятия. Введение в действие такого производства решило бы многие «социо-эконо-экологические» проблемы региона. Во-первых, это экономически выгодные инвестиции, поскольку создают новый для хозяйства региона вид производства и предпринимательской деятельности. Во-вторых, возникает новый источник сырья и энергии, предложение которых также будет создавать новые виды производств. В-третьих, впервые в истории регионального хозяйства появится мусороперерабатывающее производство замкнутого цикла, деятельность которого

проблемы и пути их разрешения нацелена на оздоровление окружающей среды в эксклавном регионе.

Теперь вернемся к региональной системе воспроизводства человеческого капитала. Основным фактором развития страны, регионов, муниципальных образований, предприятий, как подчеркивает, например, Ю.А. Корчагин [9], с которым нельзя не согласиться, является только качественный человеческий капитал. В самом деле, мы наблюдаем высокую конкурентоспособность, динамичное инновационное развитие регионов, целых стран, часто полностью лишенных каких-либо природных богатств, однако эффективно опирающихся именно на человеческий капитал как основное конкурентное преимущество, как ключевой фактор своего социально-экономического потенциала. По мнению автора, именно приморские (за исключением, разумеется, высокоразвитых столичных регионов) регионы обладают таким конкурентным преимуществом. Как представляется, основным фактором здесь выступает субэтнос приморских (т.н. «контактных зон»[4]) регионов, который и в генетическом, и в культурном отношении более восприимчив к инновациям [6], чем население глубинных регионов страны. Дело в том, что посредством трансграничного сотрудничества осуществляется поток инноваций и институтов[6] в приграничную территорию[7], на которой по обе стороны границы институированы механизмы и инфраструктура приграничного сотрудничества. Таким образом, важнейшим объективным конкурентным фактором развития приграничного региона является приграничное сотрудничество. К сожалению, деятельность регионального политического истэблишмента, выступающего зачастую из своих узких интересов, не всегда направлено на эффективное использование объективно имеющихся у приграничного региона конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества региона

Базовые Ресурсная обеспеченность

Интеллектуальный капитал (Человеческий , организационный, социально-корпоративный) Физический капитал Финансовый капитал Природно-географический капитал Информационный капитал Политикоадминистративный капитал

Инфраструктурные (качество и уровень использования)

Качество организационного и социальнокорпоративного капитала (кластеры и степень внутренней интеграции, региональные сети и региональные инновационные системы)

Эффективность политикоадминистративного капитала

Инфраструктура

Стратегические

Стратегия инновационного развития Стратегия интеграции региона в окружающее экономическое пространство

Стратегия развития триады "человеческий капитал-интеллектуальный капитал-социальный капитал"

Рис. 1. Потенциальные конкурентные преимущества эксклавного приморского региона

(разработано автором)

Как представляется автору, жителям региона и, главное, властям Калининградской области и федерального центра необходимо преодолеть барьерность сознания [13]. Проблемы региона - это проблемы барьерности прежде всего, общественного сознания, идеологии, политики, а затем и жизнедеятельности, включая тип массового поведения и предпринимательской деятельности, превалирующие в регионе. Дело в том, что барьерность накладывает свой отпечаток на генезис и диффузию инноваций и институтов. Многие экономические проблемы региона так или иначе с этим связаны непосредственно или опосредованно. Возьмем, например, ЖКХ. Актуальным для него является энергосбережение. Соседние приграничные территории Польши и Литвы добились серьезных успехов в повышении энергоэффективности в сфере ЖКХ. Те же подходы, которые имеются в Калининградской области, осуществляются в рамках федеральных и региональных программ энергоэффективности и энергосбережения, но передовой опыт зарубежных соседей учитывают недостаточно. Преодоление барьерности, как представляется автору, и является тем ключевым методологическим критерием,

который характеризует степень модерни-зационной активности. Важно не то, где мы были, и не то, где мы будем, - важно, где мы находимся и что делаем!

Моделирование системы ценообразования на услуги ЖКХ в целях сохранения высоких стандартов уровня жизни населения Рассмотрим описанные подходы на конкретном примере тарифной политики в сфере ЖКХ Калининградской области.

Определим основные тенденции изменения доходов, расходов на ЖКУ и величины прожиточного минимума. Используем для определения трендов метод аналитичного выравнивания. При исчислении этого метода фактические уровни рядов динамики (РД) уi заменяются теоретическими у^ вычисленными на основе уравнения кривой, отражающей общую тенденцию развития явления.

Имеющиеся данные возможно выровнять по прямой. Уравнение прямой имеет следующий вид: уг = а + Ы

где t - периоды времени - фактор времени, а, Ь - параметры уравнения.

Параметры а, Ь находят методом наименьших квадратов, смысл которого заключается в следующем. Исчисленные

Формирование инфраструктурного мезокомплекса Калининградской области: __________________________________________проблемы и пути их разрешения

теоретические уровни должны быть максимально близки к фактическим уровням,

т.е. 2(yt-yi)2 -min

Этому требованию удовлетворяет следующая система нормальных уравнений:

( ап + b'Zt = 'Zy, la'Zt + b'Zt2 =Y.yt

где n - количество уровней рядов динамики.

Полученные результаты (табл. 1), можно интерпретировать следующим образом: увеличение уровня оплаты ЖКУ на 5% должно компенсироваться увеличением среднего размера назначенных месячных пенсий не менее чем на 6,34 %.

Можно провести аналогичные расчеты и для других показателей дохода. Увеличение на 10% среднедушевых денежных доходов населения определяет возможность изменения уровня оплаты ЖКУ не более чем на 9,25%.

Увеличение на 10% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике определяет возможность изменения уровня оплаты ЖКУ не более чем на 9,08%.

В табл. 1 представлены аналогичные результаты по городам и районам Калининградской области.

Таблица 1. Результаты расчетов предельно допустимого увеличения уровня оплаты ЖКУ в зависимости от увеличения среднего размера назначенных месячных пенсий и размера заработной платы/

Города и районы Калининградской области* Влияние среднего размера назначенных месячных пенсий Влияние среднего размера заработной платы

увеличение среднего размера назначенных месячных пенсий, в % Возможное увеличение уровня оплаты ЖКУ** не более чем, в % увеличение среднего размера заработной платы в % Возможное увеличение уровня оплаты ЖКУ** не более чем, в %

Калининград ГО 10,00 6,48 10,00 9,58

Пионерский ГО 10,00 8,05 10,00 9,50

Советск ГО 10,00 8,37 10,00 10,00

Балтийский МР 10,00 3,88 10,00 6,45

Светлогорский ГО 10,00 8,24 10,00 10,00

Светловский ГО 10,00 4,94 10,00 6,08

Багратионовский МР 10,00 6,85 10,00 10,00

Гвардейский район 10,00 5,07 10,00 6,96

Гурьевский МР 10,00 4,93 10,00 6,02

Гусевский МР 10,00 7,21 10,00 9,27

Зеленоградский район 10,00 7,45 10,00 10,00

Краснознаменский МР 10,00 6,98 10,00 8,08

Неманский МР 10,00 5,32 10,00 7,66

Нестеровский район 10,00 4,65 10,00 5,97

Озерский район 10,00 10,00 10,00 10,00

Полесский МР 10,00 5,75 10,00 9,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правдинский район 10,00 7,31 10,00 8,92

Славский МР 10,00 7,13 10,00 8,69

Черняховский МР 10,00 4,23 10,00 5,93

Примечание*: ГО - городской округ; МР - муниципальный район. Примечание**: Рассчитано с использованием данных[16].

Заключение. Таким образом, проведенное исследование показывает, что РСВЧК (здравоохранение, образование, культура, сфера социально-культурного

сервиса и туризма, ЖКХ) в основном представлена государственной и муниципальной собственностью, управляемой централизованно, что не означает эффек-

тивно. Региональная парадигма управления динамична и должна постепенно эво-люционизировать к более эффективной, поскольку не соответствует духу времени, стратегическому направлению рыночных преобразований в нашей стране, международному опыту модернизации. Таким образом, необходимо признать, что в сфере ЖКХ сложилась этатистская, во многом антирыночная среда, слабо подверженная реформированию. Следовательно, в основе разработки и реализации магистрального направления реформирования механизма управления ЖКХ, а также других отраслей, входящих в РСВЧК, лежит осуществление новой региональной парадигмы управления. Имеются в виду следующие шаги: создание комплекса правовых, финансовоэкономических, инновационно-технологических, социально-психологических и др. условий, обеспечивающих дальнейший процесс оптимизации институциональной структуры этой важной сферы

регионального инфраструктурного комплекса, преодоления барьерности в сознании, политики, бизнесе. Придание значительно большей открытости экс-клавному региону, что обеспечит беспрепятственную диффузию инноваций и институтов. Данный процесс оптимизации должен развиваться в направлении существенного вовлечения массового сознания, институтов гражданского общества (некоммерческие общественные организации), широкой диффузии инноваций и институтов в сферу РСВЧК, государственного дерегулирования и приватизации, развития института частногосударственного партнерства на основе мелкой и средней частной и частноколлективной собственности, развития сетевых предпринимательских структур. Что же касается последних структур, то, с одной стороны, они смягчают бюрократизм жестко иерархической системы управления, а с другой - оптимизируют одиозность рыночной стихии [18, а 288].

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон 115-ФЗ от 19.07.1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» С измен. Федеральный закон от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 12, ст. 1093.

2. Федеральный закон от 29.12.2004 №188-ФЗ «Жилищный Кодекс Российской Федерации». Изменения внесены ФЗ РФ от 4.06.2011 г. N 123-ФЗ. С измен. «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Опубликовано 7 июня 2011 г. в «РГ». Федеральный выпуск №5497 от 7 июня 2011 г.

3. Берестова Л. О сбалансированности социального развития // Человек и труд. 2004. № 4. С. 31-32.

4. Бильчак В.С., Саванович А.В. Модель трансформирования регионального центра трансфера технологий: фактор развития приграничной экономики//Известия УрГЭУ, 3(25) 2009, с. 89-93.

5. Клименко Г.Т. Институциональные аспекты реформирования жилищно-коммунального хозяйства

региона// ХНАГХ. [Электронный ресурс]. Режим досту-

па:http://kafedra.net.ua/uk/conferenses/2011.html. Дата обращения: 21.05.20112.

6. Колосовский А.М. К вопросу об источниках и механизмах саморазвития приморских террито-рий//Вестник РГУ им. Иммануила Канта. Экономическая серия. 2010. Вып.3, с. 31-42.

7. Колосовский А.М. Воспитание нации/ Креативная экономика. 2010. №2 (февраль), С.28-29.

8. Колосовский А.М. Анализ подходов к разработке стратегии развития приморского приграничного региона в преддверии присоединения России к ВТО//Научные ведомости БелГУ. Серия Экономика. 2011. №7 (102). Выпуск 18/1. С.11-16.

9. Корчагин Ю.А. Три основные России, ее регионов и механизмы их решения: Монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2007. с. 144 (с.7).

10. Кравцова И.В. Приграничное сотрудничество как фактор развития предпринимательства в трансграничном регионе (на примере Приморского Края). Автореф. дис. ...к.э.н. Владивосток, ДГУ, 2008. С.136.

11. Михайлина Д.Л., Матраева Л.В. Эффективное управление социальным развитием региона. Тула, 2001.

12. Савин К.Н. Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения: теория, методология, практика. Автореф. дис.. докт. экон. наук. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2009. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.