JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 5, № 3. 2013
144
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА
www.hjournal.ru
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
КОЛОСОВСКИЙ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ,
кандидат экономических наук, с.н.с., БФУ им. И. Канта, Институт балтийских исследований,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются аспекты совершенствования управления инфраструктурным мезо-комплексом (ИМК) в целях полноценного развития региональной системы воспроизводства человеческого капитала (РСВЧК), необходимость разработки принципов новой региональной управленческой парадигмы. Разработана гипотеза, согласно которой проблема формирования эффективно функционирующей системы управления ИМК может быть решена при условии восприятия этого комплекса в качестве материальной основы обеспечения максимально возможной степени комфортности жизни человека. Даются рекомендации по выработке новой парадигмы управления всего ИМК, который должен быть нацелен не на достижение максимальных финансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий, а на максимальное удовлетворение потребностей человека, а также за счет большей открытости регионального хозяйства и сообщества в целом.
Ключевые слова: инфраструктура; комплекс; регион; хозяйство;
управленческая парадигма; воспроизводство; человеческий капитал.
THE INFRASTRUCTURAL COMPLEX OF THE KALININGRAD REGION: PROBLEMS OF POST-INDUSTRIAL MODERNIZATION
KOLOSOVSKY ANDREW, M.,
candidate of economic sciences (PhD), senior researcher, Immanuel Kant Baltic Federal Institute, Institute of Baltic studies,
е-mail: [email protected]
The paper covers the aspects of improving the infrastructure mezo-complex (IMC) management with a view to the full development of the regional system of human capital reproduction (RSHСR), the need to develop principles of a new regional management paradigm. It’s developed a hypothesis, according to which the problem of efficiently functioning system formation of IMC management can be solved if this complex is perceived as a material basis for ensuring the highest possible degree of comfort human life. There are done recommendations on developing a new paradigm of the IMC, which should be aimed at achieving the maximum financial efficiency indicators of economic activity of enterprises, and at the maximum satisfaction of human needs, as well as due to the greater
© А. М. Колосовский, 2013
openness of the regional economy and the community at large.
Keywords: infrastructure; complex; the region; economy; administrative paradigm; the reproduction of human capital.
JEL: 017, О18, P43, P46.
Введение
Значение региональной системы воспроизводства человеческого капитала (далее, РСВЧК) в последнее время значительно возросло и продолжает динамично нарастать. Система эта является региональной по определению, поскольку задает условия в обеспечении расширенного воспроизводства человеческого и тесно связанных с ним интеллектуального и социального видов всеобщего капитала (Kolosovsky, 2009. Р. 6). Такая трактовка РСВЧК структурно включает в себя учреждения предпринимательства граждан и государства, институты гражданского общества. От социальной, экономической и экологической эффективности РСВЧК зависит благополучие общества. Как представляется автору, магистральным путем повышения эффективности РСВЧК является опережающий рост полезности потребителей в этой важнейшей сфере современной экономики постиндустриального типа по отношению к росту издержек тех же потребителей в связи с использованием более совершенных и качественных услуг (т.е. как правило, более дорогостоящих). Еще одним важным аспектом в рассматриваемом контексте является оптимизация трансакционных издержек. Речь идет о ключевом факторе, обеспечивающем равновесие региональной экономической системы, основанной на устойчивости региональной системы расширенного воспроизводства человеческого капитала (РСРВЧК). Искомое равновесие на мезо-уровне может быть реализовано в условиях соблюдения принципа Парето-эффективности. Как указывает Краснов М. А., обеспечение устойчивого развития возможно за счет совершенствования регионального управления, основывающегося на учете законов и закономерностей регионального развития, которые проявляются в содержании различных форм их использования в целях качественного изменения параметров региона (Краснов, 2009. С. 44).
Весомой частью РСВЧК является сфера ЖКХ, значение которого для экономики любого региона страны вследствие его чрезвычайной способности воздействовать на социально-экономическое благополучие в регионе переоценить трудно. Например, Иванов А. В., рассматривая обращение твердых бытовых отходов (ТБО), указывает (Иванов, 2009. С. 35), что переработка ТБО приводит к получению новых товаров (тепло, газ, энергия, вторичное сырьё и т.п.). «... Таким образом, если рассматривать сферу обращения с ТБО как часть сложной рыночной системы хозяйствования, как относительно автономный инфраструктурный комплекс, являющийся частью региональной инфраструктуры, то разработка научно обоснованных организационно-хозяйственных механизмов» его работы (этого комплекса) обеспечит экономически эффективное функционирование в нем хозяйствующих субъектов, а для региона — совокупную общественную полезность.
Как указывает ряд авторов (Берестова, 2004. С. 32; Михайлина, Матраева, 2001; Согачева, 2009. С. 390), жилье, питание, здравоохранение,
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 3. 2013
образование во все большей мере рассматриваются как неотъемлемая часть предпосылок для обеспечения нормальных условий жизни людей, для всестороннего и гармоничного развития личности, т.е. для создания условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство человеческого капитала.
Значительная роль в обеспечении высоких стандартов качества жизни человека принадлежит жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ), которое представляет собой комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг (Софина, 1999. С. 72).
Постановка задачи исследования. Под проблемами постиндустриальной модернизации инфраструктурного мезо-комплекса (далее, ИМК) мы будем понимать комплекс проблем повышения эффективности управления сферой услуг на уровне регионального хозяйства. Как представляется автору, целью развития ИМК является повышение результативности функционирования всех входящих в него институтов (в том числе государственных, и муниципальных, и относящихся к иным организационно-правовым формам и уровням управления). Деятельность указанных институтов, так или иначе, подпадает под критерий максимизации полезности жителей региона в обеспечении нормальных условий их жизни, для всестороннего и гармоничного развития личности, т.е. для создания условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство человеческого капитала. Как указывает ряд исследователей, процесс совершенствования эффективности управления инфраструктурного комплекса региональной экономики, т.е. на мезо-уровне серьезно затруднен неадекватной современным требованиям степенью структурно-институционального развития этой сферы. На основе методологии институционально-эволюционного анализа рассмотрим подходы разных авторов к вопросу об институциональном анализе инфраструктуры региона.
Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что проблема формирования эффективно функционирующей системы управления ИМК, может быть решена при условии нового восприятия этого комплекса в качестве материальной основы обеспечения максимально возможной степени комфортности жизни человека. Реализовать этот подход возможно за счет выработки новой парадигмы управления всего ИМК, который должен быть нацелен не на достижение максимальных финансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий, а на максимальное удовлетворение потребностей человека, а также за счет большей открытости регионального хозяйства и сообщества в целом (Колосовский, 2011. С. 14). Автор здесь исходит из принципа повторяемости процессов и механизмов модернизации в глобальном масштабе. Если распространить предлагаемый подход на весь масштаб регионального хозяйства, то можно получить прогнозируемый мезоэкономический эффект, распространяемый на всю РСВЧК.
Реформирование сферы воспроизводства человеческого капитала в институциональном аспекте представляется в двух магистральных направлениях. Во-первых, это создание и поддержание деятельности эффективных современных институтов как учреждений, т.е. предпринимательских и государственных. Во-вторых, это поведенческие
институты, т.е. ментальность, в т.ч. доверие и эмпатия к государственным учреждениям и политике в целом, доверие и авторитет бизнес-структур, правовые нормы, обычаи делового оборота и пр.
Если в качестве примера рассматривать Калининградскую область, то представленный методологический подход применим и для этого особого региона РФ. Дело в том, что ввиду отсутствия в регионе крупных производств, как промышленных, так и сельскохозяйственных, около 40% потребляемой в регионе энергии и других услуг, товаров и работ приходится именно на сферу ЖКХ1. В этом смысле экономика Калининградской области уже стала постиндустриальной (в смысле ее деиндустриализации). С другой стороны, сфера ЖКХ является тем социально-экономическим и политическим индикатором, который безошибочно показывает изменения в настроениях широких слоёв регионального сообщества. Вместе с тем, не будет преувеличением утверждать, что успех реформ в сфере РСВЧК, взятый в более широком контексте постиндустриальной модернизации, сопровождаемой сервисизацией экономики, во многом зависит от эффективности разработки и реализации стратегии развития этой важной сферы региональной инфраструктуры, построенной на научно обоснованных организационно-хозяйственных механизмах ее работы.
Таким образом, можно со всей уверенностью утверждать, что наличие грамотной стратегии развития ИМК региона является непременным условием, если не залогом, во многом предопределяющим дальнейшее развитие хозяйственного комплекса, в котором создается значительная доля добавленной стоимости в ВРП Калининградской области. По сути, речь идет о разработке регионального форсайта в сфере ИМК. В случае успешной его реализации население региона получит доступные по ценам, тарифам социально значимые услуги, а жилищная сфера ТЭК существенный прирост инвестиций, потребительского спроса, а также импульс инновационного развития.
Результаты и их обсуждение. Что же представляет собой инфраструктурный комплекс в региональном аспекте? Это совокупность предприятий и учреждений муниципальных образований, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности проживающего в них населения. Как представляется автору, можно привести и развернутое определение РИК, а именно — это обособленные территориально-целевые комплексы, технологически, энергетически не связанные между собой, однако которые в рамках системы управления муниципальных образований связываются едиными хозяйственными и социальными целями и задачами, финансовыми потоками в рамках системы трансфертов из бюджета региона (Клименко, 2011). Отметим, что центральным звеном РИК является,
именно, жилищная сфера. Федеральным законом 122-ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики” эта сфера определяется как область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилых помещений, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме того, сюда включается управление жилищным фондом, его содержанием и ремонтом2.
1 См.: Статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, «Калининградская область в цифрах, 2011.
2 См.: Федеральный закон 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «Об основах федеральной жилищной политики». (http://base.consultantm/cons/cgi^nlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=49090 - Дата обращения 12.01.13).
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 3. 2013
Для успешного функционирования ИМК необходим адекватный институционально-хозяйственный механизм (Макареня, 2009. С. 45), обеспечивающий эффективное регулирование системы предоставления услуг. Это позволяет учитывать величину потребления услуги и нормировать величину расходов, формировать единый механизм разработки тарифов с учетом разноуровневого подхода к их установлению, непосредственный механизм регулирования инфраструктурного комплекса муниципального образования и отвечающий потребностям клиента. Макареня Т. А. считает, что в институциональном отношении этот механизм включает: субъекты государственной власти; субъекты рынков жилищнокоммунальных услуг на макро-, мезо-, муниципальном и микроуровне; хозяйствующие субъекты; субъекты смежных рынков.
Ульянова О. Ю. вводит понятие «жилищной системы» (Ульянова,
2009. С. 42), являющейся составной частью региональной социальной инфраструктуры. Жилищную систему региона можно определить как совокупность взаимосвязанных и скоординированных подсистем и элементов, которые функционируют в определенном региональном пространстве и обеспечивают расширенное воспроизводство социально значимой потребности в жилье за счет инвестиций в инновационное обновление жилищного фонда и диверсификацию жилищных услуг.
Достаточно близкий подход предложен Кондратьевой М. А. (Кондратьева, 2009. С. 52). Этот автор ссылается на мировой опыт, анализ которого позволяет сделать вывод о необходимости эффективного сочетания рыночных методов и методов централизованного государственного регулирования, а также централизации и децентрализации управления ЖКХ. Опыт зарубежных стран показывает, что именно муниципалитет является центральной и заинтересованной фигурой в управлении экономикой ЖКХ.
Еще один подход, концептуально близкий к рассмотренным, предлагается Слиняковым Ю. В. (Слиняков, 2010. С. 48), в котором рассматривается самоорганизация управления персоналом в сфере жилищно-коммунальных услуг регионов в процессе их развития. Она может использоваться как дополнительный к централизованному из федерального центра управлению, как источник развития региональной составляющей сферы жилищно-коммунальных услуг.
Наиболее близким к рассматриваемому контексту является подход Савина К. Н. (Савин, 2009. С. 43), названный «кластером процессов жизнеобеспечения». Он представляет собой комплекс взаимозависимых социально-экономических, экологических государственных и
муниципальных структур и институтов, предприятий, систем и учреждений, осуществляющих мероприятия, дифференцированные в зависимости от региональных особенностей, направленных на выполнение основных функций общества и решение задач по обеспечению благополучия граждан при максимальном сохранении и развитии здоровья человека и окружающей среды.
Теперь вернемся к региональной системе воспроизводства человеческого капитала. Основным фактором развития страны, региона, муниципальных образований, предприятий, как подчеркивает, например, Корчагин Ю. А. (Корчагин, 2007. С. 7), и с которым нельзя не согласиться, является только качественный человеческий капитал. В самом деле, мы
наблюдаем высокую конкурентоспособность, динамичное инновационное развитие регионов, целых стран, часто полностью лишенных каких-либо природных богатств, однако эффективно опирающихся именно на человеческий капитал как основное конкурентное преимущество, как ключевой фактор своего социально-экономического потенциала. По мнению автора, именно приморские (за исключением, конечно, высокоразвитых столичных регионов) регионы обладают таким конкурентным
преимуществом. Как представляется, основным фактором здесь выступает субэтнос приморских, т.н. «контактных зон» (Бильчак и Саванович, 2009. С. 90) регионов, который и в генетическом, и в культурном отношении более восприимчив к инновациям (Колосовский, 2010б. С. 39), чем население глубинных регионов страны. Дело в том, что посредством трансграничного сотрудничества осуществляется поток инноваций и институтов (Кравцова, 2008. С. 136) в приграничную территорию (Колосовский, 2010а. С. 28), где по обе стороны границы институированы механизмы и инфраструктура приграничного сотрудничества. Таким образом, важнейшим объективным конкурентным фактором развития приграничного региона является приграничное сотрудничество. К сожалению, деятельность регионального политического истэблишмента, выступающего зачастую из своих узких интересов, не всегда направлено на эффективное использование объективно имеющихся у приграничного региона конкурентных преимуществ. Мы имеем дело с проявлением «этноментальной региономики», диктующей свои закономерности функционирования. Термин «этноэкономика» уже достаточно широко признан (Сурнина и Печура, 2009. С. 103), однако в практическом плане, как правило, недооценивается, что приводит к серьезным просчетам в региональной экономической политике.
На рис. 1 представлены потенциальные конкурентные преимущества эксклавного приморского региона.
Конкурентные преимущества региона
I Ьлеллекту альнып капитал (Человеческий, организационный.
социальнокор пор атнвный)
. Физический капитал Финансовый капитал Природно-географический капитал 11нформац1 юнный капитал Политнко-административный капитал
I
Базовые Ресурсная обеспеченность І Інфр астру ктурные (качество н уровень использования)
Качество организационного и социально-корпор ативного капитала (кластеры и степень внутренней интеграции, региональные сети и региональные і тновацнонные системы)
Эффективно сть политико-ад министр ативного капитала
Инфр астру ктур а
Стратегические
Стратегия инновационного развития Стратегия интегр ацин р еп юна в окружающее экономическое пространство
Стр атегия р а з вития триады "человеческий капитал-интеллекту альнын капитал-соцнальнын капитал"
Рис. 1. Потенциальные конкурентные преимущества эксклавного приморского
региона
Источник: разработано автором.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 3. 2013
Вопрос о доверии и сотрудничестве. На существование корреляции между развитием социального капитала и конкурентоспособностью региона указывает, например, Калюжнова Н. Я. (Калюжнова, 2003. С. 182).
Как представляется автору, конкурентоспособность региона
непосредственным образом складывается из конкурентоспособности
учреждений (организаций, предприятий, фирм, в том числе, и государственных и муниципальных и общественных, некоммерческих и т.п.) как групп людей. Конкурентоспособность же групп, в свою очередь, зависит от конкурентоспособности индивидов. И, наконец, индивидуальная конкурентоспособность зависит от степени социализации людей, степени их вовлеченности в общественные отношения посредством социальных, экономических, родственных и др. связей. «Люди-винтики» никогда не будут конкурентоспособны, поскольку им навсегда определено место в общем механизме3.
Другими словами, конкурентоспособность детерминирована
кооперацией, сотрудничеством. Как указывает Г. Гирш, реального противоречия между конкуренцией и кооперацией не существует (Биджио, 2004). Более того, мы можем сказать даже более: сотрудничество и конкуренция являют собой диалектическое единство и борьбу противоположностей, делающее возможным дальнейшее развитие. Конкуренция стимулирует развитие. Сотрудничество же, как элемент развитого социального капитала, построенное на доверии к институтам, уменьшает обструктивное поведении индивидов, социальных групп, организаций, их противодействие (сопротивление) реформам.
Таким образом, на почве доверия предпринимательства к государству, государства к предпринимательству, деловой элите общества (социальный капитал) может строиться долгосрочный и наиболее устойчивый бизнес (как крупный, так и средний, и малый), который способен придать региону устойчивое экономическое развитие. Полученные выводы позволяют разрабатывать механизмы целенаправленного совершенствования качества управления ИМК региона по пути формирования вектора устойчивого развития постиндустриального регионального хозяйства, целью которого является максимизация полезности жителей региона.
Реальное же управление ИМК довольно далеко от идеального. Одним из важнейших институтов общества является сочетание идеального типа рынка, представляемого совокупностью норм (сложный утилитаризм, целерациональные действия, деперсонифицированное доверие, эмпатия, свобода в позитивном смысле, легализация) (Олейник, 2002. С. 234), и столь же идеального управления, основанного на демократических институтах. Исследования Сумина В. А. (Сумин, 2005. С. 312) показывают, что в государственном (муниципальном) секторе экономики превалируют нормы отношений, соответствующих конституции командной экономики, где господствует простой утилитаризм, ценностно-рациональные действия детерминированы интересами доминирующих замкнутых групп, находящихся вне нормативных воздействий институционального контроля. Подобные отношения весьма характерны для муниципальных образовательных и медицинских учреждений. Хозяйственная реформа,
3 См.: Институциональные меры реализации стратегии регионального развития: обзор международного опыта. Департамент устойчивого развития Всемирного Банка // Регион: Экономика и Социология, 2007, № 3. С. 329. (http://ecsocman.hse.ru/text/23457806/ - Дата обращения 12.01.13).
направленная на снятие многих ограничений, на переход на подушевое финансирование, не сопровождается, однако, предоставлением полной хозяйственной самостоятельности этим учреждениям, что могли бы обеспечить приватизация, акционирование, превращение в народные предприятия (акционерные общества закрытого типа работников)4.
С учетом вышеуказанного модель РСВЧК можно формализовать следующим образом:
Общая оценка устойчивого развития (SDV - sustainable development):
где Ss, Sen, Sec - количество критериев оценки (группы критериев: социальные, экономические и экологические);
B.s, Веп, Вес - количество критериев в оцениваемом предприятии, сфере ЖКХ, при условии, что SDV —» 100%.
Очевидно, что для равновесной, устойчивой системы все три индикатора должны развиваться равномерно - доля каждого - 33,3%. Это и есть условие равновесия, условие оптимума.
Как можно интерпретировать вышеуказанное аналитическое выражение применительно к функционированию, например, ЖКХ или любой другой отрасли РСВЧК? Очевидно, не следует гнаться за сверхприбылью, да еще любыми путями - это будет иметь весьма пагубные последствия для общества и экологии, что обычно и имеет место. Для социально и экологически значимых мероприятий неприменим критерий прибыльности любой ценой как системообразующий, как бизнес-критерий. Здесь первостепенное значение с точки зрения методологии социальноэтического маркетинга имеют социально-экологические критерии оценки различных разрабатываемых и реализуемых мероприятий и программ. В таком случае скорее нужно говорить о таком целостном методологическом подходе, как комплекс социо-эконо-экологических критериев оценки или СЭЭ-критерии.
Особость региона накладывает свой отпечаток: например, существует ряд опасных жидких и твердых бытовых и промышленных, которые не перерабатываются в Калининградской области. Их приходится вывозить, однако через сухопутную границу вывоз таких отходов запрещен. Приходится их вывозить морским или воздушным путем. Что касается последнего варианта, он очень затратен. Как представляется автору, выход из сложившейся ситуации видится в большей открытости региона, а также в создании всех необходимых мусороперебатывающих производств в самой Калининградской области. Актуальным является строительство в регионе мусороперерабатывающего предприятия. Введение в действие такого производства решило бы многие социо-эконо-экологические проблемы (СЭЭ-критерии) региона. Во-первых, это экономически выгодные инвестиции, поскольку создают новый для хозяйства региона вид производства и предпринимательской деятельности. Во-вторых, возникает новый источник сырья и энергии, предложение которых также будет создавать новые виды
4 См.: Федеральный Закон 115-ФЗ от 19.07.1998 г. (с изменениями по состоянию на 01.09.2008 г.) «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (http://base.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=36023 - Дата обращения 12.01.13).
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 3. 2013
производств. В-третьих, впервые в истории регионального хозяйства появится мусороперерабатывающее производство замкнутого цикла, деятельность которого нацелена на оздоровление окружающей среды в эксклавном регионе.
Как представляется автору, жителям региона и, главное, властям Калининградской области и федерального центра необходимо преодолеть барьерность сознания (Салихова, 2011. С. 45). Проблемы региона - это проблемы барьерности, прежде всего, общественного сознания, идеологии, политики, а затем, и жизнедеятельности, включая тип массового поведения и предпринимательской деятельности, превалирующие в регионе. Дело все в том, что барьерность накладывает свой отпечаток на генезис и диффузию инноваций и институтов. Многие экономические проблемы региона, так или иначе, с этим связаны непосредственно или опосредовано. Возьмем, например, ЖКХ. Актуальным для него является энергосбережение. Соседние приграничные территории Польши и Литвы добились серьезных успехов в экономии в вопросах энергоэффективности в сфере ЖКХ. Те же подходы, которые имеются в Калининградской области, осуществляются в рамках федеральных и региональных программ энергоэффективности и энергосбережения, но передовой опыт зарубежных соседей учитывают недостаточно. Преодоление барьерности, как представляется автору, и является тем ключевым методологическим критерием, который характеризует степень модернизационной активности. Важно не то, где мы были, и не то, где мы будем. Важно, где мы находимся и что делаем!
Вопрос о собственности. Элинор Остром (Elinor Ostrom), Нобелевский лауреат в области экономики за 2009 год, посвятила свои исследования такому слою жизни, как общественные организации самоуправления. Они оказались чрезвычайно важны (Ostrom, 1990) в современном рациональном сообществе, где многие природные ресурсы (такие как рыбные запасы, пастбища, леса, озера и недра) управляются как общее имущество. Общая собственность в виде, например, муниципальной формы, часто неожиданно хорошо управляется самими пользователями, которые могут создавать и обеспечивать соблюдение правил, против чрезмерной эксплуатации. В этом смысле такой же эффективностью обладает кооперативная собственность, где производительный, управленческий труд и присвоение результатов труда осуществляется одними и теми же индивидами. Э. Остром выделяет три распространенные ошибки недоучета трудностей приватизации и госрегулирования. Первые две — это ошибки коллективизации и приватизации. Третья ошибка — это ошибка управленческой модернизации.
Главный ее урок состоит в предпочтительной возможности самим устанавливать правила пользования ресурсами (хотя приватизация или госрегулирование могут оказаться лучшим), поскольку общая собственность и управление на основе правил и процедур, традиций, которые отрабатывались и спонтанно развивались в течение длительных периодов времени, часто вырабатывают лучшие правила, нежели чиновные социологи и политики.
Как представляется автору, проецируя результаты исследований Э. Остром на функционирование муниципального уровня власти и экономики в России, здесь столь явным образом не проявляются отмеченные ею закономерности, другими словами требуется вносить серьезные поправки на российские коррупцию и бюрократизм.
Исследования Нобелевского лауреата (1993 г.) Дугласа Норта (Douglass North) (North, 1990) о соотношениях неформальных ограничений (спонтанный процесс), принципов теории игр, формальных процедур и механизмов принуждения приводят к смешению более или менее эффективных институтов. В результате соединения «ограниченной рациональности» Г. Саймона (Herbert A. Simon) и «оппортунистического поведения» формируются «квазиконтрактные отношения», своеобразная
сетевая структура, т.е. специфическая институциональная среда в сфере ЖКХ, здравоохранения, образования и др. В результате существенного превалирования оппортунизма, по О. Уильямсону (Oliver E. Williamson), значительно возрастают трансакционные издержки, в реальных условиях России представляющие собой «цивилизационные» издержки (Колосовский, 2006. С. 83). Гарольд Демсец (Harold Demsetz) это назвал "экономикой нирваны", т.е. поле деятельности государства и различных игроков-монополистов (например, российских ТНК в ТЭК). Проблема состоит в том, что, например, по Дж. Бьюкенену (Patrick J. Buchanan), государство чиновников преследует свои узкокорыстные интересы, совмещая их с интересами российских естественных монополий. Выход, который подсказал Дж. Бьюкенен, состоит в расширении политического рынка.
В соответствии с результатами исследований Элинор Остром об эффективности систем самоуправления в решении целого ряда хозяйственных задач, предполагается, что тенденции перевода целого ряда дотоле муниципальных учреждений (например, поликлиник или общеобразовательных учреждений) в разряд автономных бюджетных учреждений собственности субъекта Федерации, представляется, по мнению автора, по меньшей мере, непродуманным. Например, вопреки принципам маркетинга, вместо того, чтобы приблизить учреждения здравоохранения и образования к потребителям услуг - к населению, к трудовому коллективу, происходит еще больший отрыв управления от процесса труда и результатов труда, от человеческого капитала. Вместо децентрализации и дерегулирования важнейшей РСВЧК в сфере здравоохранения (например, приватизация, акционирование учреждений здравоохранения, избавление от гнета чиновников, перевод в акционерную форму народного предприятия и т.п.) происходит усиление бюрократической управленческой прослойки, усиливается патернализм, иждивенчество, ударными темпами формируется особая экономика неоэтакратического типа (Шкаратан и Ястребов, 2008. С. 48). В чем же состоит причина такого дрейфа от постсоветской экономики либерального типа к усилению командных элементов? Как представляется автору, главная причина кроется в усилении института ’’власть-собственность”, что можно проанализировать на основе институционально-эволюционного подхода Нуреева Р. М. и Латова Ю. В. (Нуреев и Латов,
2010. С. 321). Государственные контролирующие органы, прежде всего ФАС, ФТС, призванные противодействовать монополизации рынков, активно поддерживать развитие конкурентной среды, по сути, способствуют процессу усиления роли государства в принятии решений субъектами хозяйства, что провоцирует значительный рост цен и тарифов.
Моделирование системы ценообразования на услуги ЖКХ в целях сохранения высоких стандартов уровня жизни населения.
Рассмотрим описанные подходы на конкретном примере тарифной политики в сфере ЖКХ Калининградской области.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 5, № 3. 2013
Таблица 1
Соотношение доходов населения и уровня платежей за ЖКУ по городам и районам Калининградской области
Города и районы Калининградской области Отношение среднего размера назначенных месячных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионеров в % Темп при- роста Отношение среднего размера заработной платы к величине прожиточного минимума, в % Темп при- роста Уровень фактических платежей населения за ЖКУ, в %
2005 2009 в % 2005 2009 в % 2009
Калининград 114,0 173.0 51,8 280,0 350,0 25,0 93,5
Пионерский 111,0 169,0 52,3 150,0 290,0 93,3 88,6
Советск 106,0 159,0 50,0 170,0 210,0 23,5 93,2
Балтийский городской округ 104,0 160,0 53,8 220,0 240,0 9,1 89,3
Светлогорский городской округ 112,0 169,0 50,9 190,0 270,0 42,1 81,0
Светловский городской округ 110,0 168,0 52,7 200,0 350,0 75,0 85,3
Багратионовский район 98,0 148,0 51,0 180,0 220,0 22,2 85,3
Гвардейский район 99,0 150,0 51,5 150,0 210,0 40,0 85,3
Гурьевский район 101,0 154,0 52,5 230,0 410,0 78,3 90,5
Гусевский район 102,0 151,0 48,0 130,0 200,0 53,8 92,9
Зеленоградский район 103,0 157,0 52,4 180,0 260,0 44,4 85,7
Краснознаменский район 94,0 141,0 50,0 110,0 220,0 100,0 85,0
Неманский район 104,0 153,0 47,1 150,0 190,0 26,7 92,6
Нестеровский район 97,0 144,0 48,5 110,0 170,0 54,5 94,3
Озерский район 95,0 140,0 47,4 120,0 200,0 66,7 79,5
Полесский район 97,0 145,0 49,5 160,0 180,0 12,5 90,2
Правдинский район 98,0 147,0 50,0 120,0 210,0 75,0 90,8
Славский район 93,0 138,0 48,4 110,0 190,0 72,7 78,1
Черняховский район 100,0 149,0 49,0 180,0 240,0 33,3 93,3
Калининградская область 107.4 162.5 5 3 200,0 280,0 40,0 91,3
Как может быть отмечено на основе приведенных данных, чем выше разрыв в среднедушевых доходах населения по сравнению с прожиточным минимумом и величиной оплаты ЖКУ, тем ниже фактический уровень оплаты услуг населением. Наиболее критическая ситуация, где фактический уровень оплаты ЖКУ ниже 81,5%, наблюдается в таких муниципальных образованиях Калининградской области, как Светлогорский, Озерский районы, Славский муниципальный район. Уровень оплаты ЖКУ в пределах от 81,5 до 90,0% сложился в таких муниципальных образованиях, как Пионерский и Светловский городские округа, Балтийский, Багратионовский и Краснознаменский муниципальные районы, Гвардейский и Зеленоградский районы. Наиболее благоприятная ситуация по оплате и тарифам ЖКУ наблюдается в г. Калининграде, г. Советске, Гурьевском, Гусевском, Неманском, Полесском, Черняховском муниципальных районах, Нестеровском и Правдинском районах области.
Определим основные тенденции изменения доходов, расходов на ЖКУ и величины прожиточного минимума. Используем для определения трендов метод аналитичного выравнивания. При исчислении этого метода фактические уровни рядов динамики (РД) у заменяются теоретическими у%, вычисленными на основе уравнения кривой, отражающей общую тенденцию развития явления.
Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом: увеличение уровня оплаты ЖКУ на 5% должно компенсироваться увеличением среднего размера назначенных месячных пенсий не менее, чем на 6,34 %.
Можно провести аналогичные расчеты и для других показателей дохода. Увеличение на 10% среднедушевых денежных доходов населения определяет возможность изменения уровня оплаты ЖКУ не более, чем на 9,25%.
Увеличение на 10% среднемесячной номинальной начисленной з/п работающих в экономике определяет возможность изменения уровня оплаты ЖКУ не более, чем на 9,08%.
В табл. 2 представлены аналогичные результаты по городам и районам Калининградской области.
Таблица 2
Результаты расчетов предельно допустимого увеличения уровня оплаты ЖКУ в зависимости от увеличения среднего размера назначенных месячных пенсий и размера заработной платы (совместно с Дмитриевой М. А.)
Города и районы Калининградской области Влияние среднего размера назначенных месячных пенсий Влияние среднего размера заработной платы
увеличение среднего размера назначенных месячных пенсий, в % возможное увеличение уровня оплаты ЖКУ* не более чем, в % увеличение среднего размера заработной платы в % возможное увеличение уровня оплаты ЖКУ* не более чем, в %
Калининград ГО 10 6,482767 10 9,58545
Пионерский ГО 10 8,05389 10 9,508873
Советск ГО 10 8,378568 10 10
Балтийский МР 10 3,88051 10 6,456854
Светлогорский ГО 10 8,242229 10 10
Светловский ГО 10 4,948014 10 6,088119
Багратионовский МР 10 6,855995 10 10
Гвардейский район 10 5,077712 10 6,964372
Гурьевский МР 10 4,937419 10 6,022851
Гусевский МР 10 7,215263 10 9,27529
Зеленоградский район 10 7,451388 10 10
Краснознаменский МР 10 6,983253 10 8,080032
Неманский МР 10 5,324313 10 7,669233
Нестеровский район 10 4,653477 10 5,977277
Озерский район 10 10 10 10
Полесский МР 10 5,758359 10 9,18085
Правдинский район 10 7,319781 10 8,92103
Славский МР 10 7,13379 10 8,69251
Черняховский МР 10 4,236209 10 5,935602
Примечание 1: ГО - городской округ; МР - муниципальный район. Примечание 2: Рассчитано с использованием данных, представленных в табл. 1.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 3. 2013
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показывает, что РСВЧК (здравоохранение, образование, культура, сфера социально-культурного сервиса и туризма, ЖКХ), за некоторым исключением, в основном представлена государственной и муниципальной собственностью, управляемой централизованно, что не означает, что эффективно. Региональная парадигма управления динамична и должна постепенно эволюционизировать к более эффективной, поскольку не соответствует духу времени, стратегическому направлению рыночных преобразований в нашей стране, международному опыту модернизации. Таким образом, необходимо признать, что в сфере ИМК сложилась этатистская, во многом антирыночная среда, слабо подверженная реформированию. Следовательно, магистральным направлением реформирования механизма управления ИМК, а также всех сфер и других отраслей, входящих в РСВЧК, должно быть создание комплекса правовых, финансово-экономических, инновационно-технологических, социально-психологических и др. условий, обеспечивающих дальнейший процесс оптимизации институциональной структуры этой важной сферы регионального инфраструктурного комплекса. Обеспечить реализацию постиндустриальной модернизации ИМК возможно при помощи новой парадигмы регионального управления, основанной на обеспечении максимального уровня полезности потребителей услуг, комфортности жизни жителей региона. Процесс оптимизации должен основываться на существенной перестройке массового сознания населения (посредством, например, образования и воспитания), институтов гражданского общества (некоммерческие организации), государственного дерегулирования и приватизации, развития института частногосударственного партнерства на основе мелкой и средней частной и частноколлективной собственности, развитии сетевых предпринимательских структур. Использование богатого зарубежного опыта постиндустриальной модернизации инфраструктуры позволит, с одной стороны, смягчить бюрократизм жестко-иерархической системы управления, а с другой — оптимизировать одиозность рыночной стихии (Фукуяма, 2008. С. 227).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный Закон 115-ФЗ от 19.07.1998 г. (с изменениями по состоянию на 01.09.2008 г.) «Об особенностях правового положения
акционерных обществ работников (народных предприятий)». (http:// base.consultant.ru/cons/cgi/onlrne.cgi?req=doc;base=LAW;n=36023 - Дата обращения 12.01.13).
Федеральный закон 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «Об основах федеральной жилищной политики». (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=LAW;n=49090 - Дата обращения 12.01.13).
Берестова Л. (2004). О сбалансированности социального развития // Человек и труд, № 4, с. 31-32;
Биджио Дж. Е. (2002). Глобальный вызов западной цивилизации // Русский журнал, 17 апр. (http:www.russ.ru - Дата обращения 12.01.13).
Бильчак В. С. и Саванович А. В. (2009). Модель трансформирования регионального центра трансфера технологий: фактор развития
приграничной экономики // Известия УрГЭУ, 3(25), с. 89-93.
Иванов А. В. (2009). Теория и методология формирования системы
управления инфраструктурными комплексами. Автореф. дисс. док. экон. наук. СПб: СПбГУЭФ, с. 135.
Институциональные меры реализации стратегии регионального развития: обзор международного опыта. Департамент устойчивого развития Всемирного Банка // Регион: Экономика и Социология, 2007, № 3. (http:// ecsocman.hse.ru/text/23457806/ - Дата обращения 12.01.13).
Калюжнова Н. Я. (2003). Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 432 c.
Клименко Г. Т. (2011). Институциональные аспекты реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона // ХНАГХ. (http://kafedra.net.ua/ uk/conferenses/2011.html - Дата обращения 12.07.13).
Колосовский А. М. (2006). Экономика особого региона России. Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 283 c.
Колосовский А. М. (2010а). Воспитание нации // Креативная экономика, № 2 (февраль), с. 27-33.
Колосовский А. М. (2010б). К вопросу об источниках и механизмах саморазвития приморских территорий // Вестник РГУ им. Иммануила Канта. Экономическая серия, Вып.3, с. 31-42.
Колосовский А. М. (2011). Анализ подходов к разработке стратегии развития приморского приграничного региона в преддверии присоединения России к ВТО // Научные ведомости БелГУ. Серия Экономика, Вып. 18/1, №
7 (102), с. 11-16.
Кондратьева М. Н. (2009). Методологические основы управления жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы местного самоуправления. Автореф. дисс. докт. экон. наук. Нижний Новгород: Ульяновский государственный технический университет.
Корчагин Ю. А. (2007). Три основные России, ее регионов и механизмы их решения. Воронеж: ЦИРЭ.
Кравцова И. В. (2008). Приграничное сотрудничество как фактор развития предпринимательства в трансграничном регионе (на примере Приморского Края). Автореф. дисс. к.э.н. Владивосток: ДГУ, 136 c.
Краснов М. А. (2009). Методология исследования антикризисного управления предприятиями в системе устойчивого развития региона. Автореф. дисс. докт. экон. наук. Казань: Высш. шк. эконом. ГОУ ВПО «КГТУ», 168 с.
Макареня Т. А. (2009). Институционально-экономический механизм регулирования и модернизации функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг. Автореф. дисс. докт. экон. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 145 с.
Михайлина Д. Л. и Матраева Л. В. (2001). Эффективное управление социальным развитием региона. Тула: Гриф и КО.
Нуреев Р. М. и Латов Ю. В. (2010). Россия и Европа: эффект колеи (опыт институционального анализа истории экономического развития): монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 531 с.
Олейник А. Н. (2002). Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 416 с.
Савин К. Н. (2009). Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения: теория, методология, практика. Автореф. дисс. докт. экон. наук. Тамбов: Тамбовский государственный технический
университет, 155c.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 3. 2013
Салихова Н. Р. (2011). Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта. Автореф. дисс. докт. психол. Наук. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 145 c.
Слиняков Ю. В. (2010). Методология управления сферой жилищнокоммунальных услуг в регионах. Автореф. дисс. докт. экон. наук. М: Институт экономики и социальных отношений, 148 c.
Согачева О. В. (2009). Особенности формирования и функционирования социальной инфраструктуры региона // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 3, с. 388-392.
Софина Т. Н. (1999). Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике. СПб.: СПбУЭФ.
Статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, «Калининградская область в цифрах, 2011.
Сумин В. А. (2005). Оценка рыночных норм поведения во взаимодействиях индивидов // Постсоветский институционализм. Под. ред. Р. М. Нуреева, В. В. Дементьева. Донецк: Каштан.
Сурнина Н. М. и Печура О. В. (2009). Этноэкономика региона: цивилизационные основы и перспективы развития // Известия Уральского государственного экономического университета, Т. 23, № 1, с. 98-104.
Ульянова О. Ю. (2009). Инвестиционно-инновационное развитие жилищной системы в региональной социальной структуре. Автореф. дисс. докт. экон. наук. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 56 c.
Фукуяма Ф. (2008). Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер с англ. М.АСТ: АСТ МОСКВА.
Шкаратан О. И. и Ястребов Г. А. (2008). Российское неоэтакратическое общество и его стратификация: Препринт WP7/2008/02. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 254 с.
Kolosovsky A. (2009). Capitalized economy of Russia: theory and practice // Global Academic Society Journal: Social Science Insight, vol.2, no. 8, pp.4-23. (http://www.scholar articles.net/journal/social_science_insight/release/2-
8 - Access date 12.01.13).
North D. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Perfomance. Cambridge University Press. (http://www.schumpeter.ru/content/ Nort-institutes.pdf - Access date 12.01.13).
Ostrom E. (1990). Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge University Press. (http://www.google.co.th/ books?id=4xg6oUobMz4C&lr=&hl=ru&source=gbs_similar books_r&cad=3 -Access date 12.01.13).
REFERENCES
Federal Law 115-FZ of 19.07.1998 «On peculiarities of the legal status of joint staff (people's enterprises)» (as amended 01.09.2008). (http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base = LAW; n = 36023 - Access date 12.01.13). (in Russian).
Federal Law 122-FZ of 22.08.2004 «On the basis of Federal housing policy». (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base = LAW; n = 49090 - Access date 12.01.13). (in Russian).
Berestova L. (2004). On the balance of social development. Man and
labor, no. 4, pp. 31-32. (in Russian).
Bigio J. E. (2002). Global Challenge to Western civilization. Russian Journal, 17 apr. (http:www.russ.ru - Access date 12.01.13). (in Russian).
Bilchak V. S. and Savanovich A. V. (2009). Model transformation of regional technology transfer center: a factor in economic development of the border. Izvestiya of USEU, no. 3 (25), pp. 89-93. (in Russian).
Ivanov A. V. (2009). The theory and methodology of formation control system infrastructure systems. PhD diss. abstract. St. Petersburg: StPSUEF. (in Russian).
Institutional measures implementing the strategy for regional development: a review of international experience. Department of Sustainable Development at the World Bank. Region: Economics and Sociology, 2007, no. 3. (http://ecsocman.hse.ru/text/23457806/ - Access date 12.01.13). (in Russian).
Kalyuzhnova N. Y. (2003). Regional competitiveness in a globalized world. M.: TEIS, 432 p. (in Russian).
Klimenko G. T. (2011). Institutional aspects of housing and communal services of the region. KNAME. (http://kafedra.net.ua/uk/conferenses/2011.html - Access date 12.07.13). (in Russian).
Kolosovsky A. M. (2006). Economy distinct region of Russia. Kaliningrad: Publ. House of the HPE “KSTU”, 283 p. (in Russian).
Kolosovsky A. M. (2010a). Parenting Nation. Creative Economy, no. 2 (Febr.), pp. 27-33. (in Russian).
Kolosovsky A. M. (2010b). On the question of the sources and mechanisms of self-coastal areas. Bulletin of RSU Immanuel Kant. The economic series, Issue 3, pp. 31-42. (in Russian).
Kolosovsky A. M. (2011). Analysis of approaches to strategy development, maritime frontier region on the eve of Russia's accession to the WTO. Study Statement of BSU. Economy Series, issue 18/1, no.7 (102), pp. 11-16. (in Russian).
Kondratyeva M. N. (2009). Methodological foundations of the housing sector in the reform of local self-government. PhD diss. abstract. Nizhny Novgorod: Ulyanovsk State Technical University. (in Russian).
Korchagin Y. A. (2007). Three main Russia, its regions and determinations. Voronezh: TSIRE. (in Russian).
Kravtsova I. V. (2008)/ Cross-border cooperation as a factor in the development of entrepreneurship in the cross-border region (for example, Primorsky Krai). PhD diss. abstract. Vladivostok: DSU. (in Russian).
Krasnov M. A. (2009). The methodology of the study of anti-crisis management of enterprises in the sustainable development of the region. PhD diss. abstract. Kazan: HSE, KSTU. 168 p. (in Russian).
Makarenya T. A. (2009). Institutional and economic mechanism of regulation and modernization of the functioning of enterprises of housing and communal services. PhD diss. abstract. Rostov-on-Don: SFU. 145 p. (in Russian).
Mikhailina D. L. and Matraeva L. V. (2001). Effective management of social development of the region. Tula: Grief and K0. 88 p. (in Russian).
Nureev R. M. and Latov Y. V. (2010). Russia and Europe: the effect of gauge (the experience of the institutional analysis of the history of economic development). Kaliningrad: Publ. House of the RSU Immanuel Kant, 531 p. (in Russian).
Oleinik A. N. (2002). Institutional Economics: Textbook. M.: INFRA-M,
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 3. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 3. 2013
416 p. (in Russian).
Savin K. N. (2009). Formation and development of a regional cluster of quality of life support: theory, methodology, practice. PhD diss. abstract. Tambov: Tambov State Technical University, 159 p. (in Russian).
Salikhova N. R. (2011). Value-sense regulation of the life of the subject. Abstract diss. Doctor of psychol. sciences. Kazan: Kazan (Volga) Federal University, 145 p. (in Russian).
Slinyakov Y. V. (2010). Management methodology sphere of housing and communal services in the regions. PhD diss. abstract. M: The Institute of Economics and Social Affairs, 148 p. (in Russian).
Sogacheva O. V. (2009). Features of formation and functioning of the social infrastructure in the region. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, no.3, pp. 388-392. (in Russian).
Sofina T. N. (1999). Scope of services: transformation into a market economy. St. Petersburg: SPbUEF. (in Russian).
Statistical Coll. Territorial authority of the Federal State Statistics Service of the Kaliningrad region, “Kaliningrad Region in Figures”, 2011. (in Russian).
Sumin V. A. (2005). Assessment of market norms of behavior in the interactions of individuals. Post Soviet institutionalism. / Ed. by R. M. Nureev, V. V. Dementiev. Donetsk: Chestnut, 339 p. (in Russian).
Surnina N. M. and Pechura O. V. (2009). Ethno Economics of region: the civilizational foundations and prospects. Izvestiya of the Urals State University of Economics, vol. 23, no. 1, pp. 98-104. (in Russian).
Ulyanova O. Y. (2009). Investment and innovation development of the housing system in the regional social structure. PhD diss. abstract. Volgograd: Volgograd State University, 56 p. (in Russian).
Fukuyama F. (2008). Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity: Translation into Russian from English. M.: AST Moscow, 730 p. (in Russian).
Shkaratan O. I. and Yastrebov G. A. (2008). Russian Neoetacratic society and its stratification. Preprint WP7/2008/02. M.: Publ. House of HSE, 254 p. (in Russian).
Kolosovsky A. (2009). Capitalized economy of Russia: theory and practice. Global Academic Society Journal: Social Science Insight, vol.2, no. 8, pp.4-23. (http://www.scholar articles.net/journal/social_science_insight/release/2-8 -Access date 12.01.13).
North D. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Perfomance. Cambridge University Press. (http://www.schumpeter.ru/content/ Nort-institutes.pdf - Access date 12.01.13).
Ostrom E. (1990). Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge University Press. (http://www.google.co.th/ books?id=4xg6oUobMz4C&lr=&hl=ru&source=gbs_similar books_r&cad=3 -Access date 12.01.13).