Научная статья на тему 'Исследования системы управления реформой ЖКХ'

Исследования системы управления реформой ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОБСТВЕННИКОВ ДОМА / ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО / SOCIO-CULTURAL CONCEPT OF MANAGEMENT / HOUSING / UTILITIES / HOMEOWNERS ASSOCIATION / MANAGEMENT COMPANY / THE AUTHORIZED REPRESENTATIVE OF THE OWNERS OF THE HOUSE / THE COMMON PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Евгений Семенович

В статье рассмотрены основы методологии для принятия управленческих решений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Дается анализ ситуации и прежде всего структурирование проблемы объекта управления. Реализация концепции ЖКХ в рамках региональной экономической системы должна осуществляться на основе системного подхода с учетом региональных особенностей и специфики этой деятельности на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research management housing reform

The article covers the basics of the methodology for management decisions Housing is an analysis of the situation and above all, structuring the problem of control object. The implementation of the concept of housing within the regional economic system should be based on a systems approach, taking into account regional peculiarities and specificities of these activities at the local level.

Текст научной работы на тему «Исследования системы управления реформой ЖКХ»

ОПО 14,1 14,1 17,0 17,0

1ОПО 0,78333 0,78333 0,94444 0,94444

1Образование 0,78773 0,78773 0,98989 0,98989

1Доход 0,8169 0,8169 0,8169 0,8169

1ИЧР 0,82983 0,84762 0,89548 0,91468

Примечание:

1. Во всех 4-х вар. ВНЦ^^' в = X! = иЯБ 30000; 1Доход 0,8169

2. 1-й вар. и 2 вар. отличаются только ОПЖ, при СПО и ОПО равных 9,8 и 14,1 лет. 3. 3-й вар. и 4 вар. отличаются ОПЖ, но при других СПО и ОПО: 13 и 17 лет.

1жизнь 0,88801 ^-Образование 0,989888;

1доход 0,8169; что на 8 % выше значения 1ИЧР 0,829828, соответствующего значениям показателей 1Жизнь и 1доход , но более высоким значениям 1Образование , т.к. этот показатель соответствует значениям СПО и ОПО не 9,8 и 14,1 лет, как в 2011 г., а 13 и 17 лет, соответственно, как ожидается в соответствии с данным прогнозом, к 2022 г.

Т.о. выполненные расчеты, прогнозы и проведенный анализ позволяют сделать вывод о том, что предложенная в [2] методика и статистика расчетов ИЧР и ее применение позволяют не только провести рейтинг стран мира, обеспечить привлечение, целевое распределение и использование финансовых потоков для

борьбы за сохранение экологии на планете, устранение неравенства, борьбу с бедностью и т.д., но и дают возможность каждой из стран оценить себя и свое место в мире «со стороны», а также наметить узкие места в развитии страны и перераспределив свои ресурсы - выправить положение, корректировать тактические и стратегические планы развития страны, а также создать более благоприятный климат для бизнеса и инвестиций, которые необходимы для дальнейших работ по развитию и совершенствованию социологии, политики, экономики страны, с целью дальнейшего повышения уровня обслуживания, качества жизни граждан и её эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. В России насчитали 23 миллиона бедняков [Электронный ресурс].иКЬ: http://news.rambler.ru ( дата обращения04.06.2011)

2. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-ух т. Том I. СПб: Наука. 2007.

3. Доклад о человеческом развитии 20ЩЭлектронный ресурс] . иЯЬ: http://hdr.undp.org/en/statistics (дата обращения 03.11.2011).

4. Минэкономразвития: Россия обгонит Германию к 2021 году[Электронный ресурс] .иКЬ: http://www.finmarket.ru/news (дата обращения 13.04.2012).

5. Официальный сайт Президента России. Документы. Указы Президента. иКЬ: http://www.kremlin.ru/president-rf.html (дата обращения 05.07.2012 ).

УДК 332,8 Из. 2 ББК 65.44 (4 Пск.)

ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМОЙ ЖКХ

Е.С. Иванов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Псковский филиал 180005 г. Псков, Ленинградское шоссе, д.24

Коммунальная и жилищная сфера номические вопросы жизнеобеспечения

России - это многоотраслевой комплекс, городов и иных населенных мест. Этот

в котором переплелись социально-эко- комплекс включает взаимозависимые, а

также автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, деятельность которых связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Построение в будущем эффективной системы управления отраслью ЖКХ в условиях рыночной экономики возможно только с использованием новых информационных технологий и инструментальных средств для принятия тактических и стратегических решений. А перестройка

механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством должна выполняться с учетом требований полной финансовой прозрачности [1]. Проведенные в 1991-2005 гг. реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Таблица 1. Жилищный фонд Псковской области ( общая площадь жилых помещений тыс. кв.м.)

Год Всего построено тыс.кв. м. общей площади В том числе Удельный вес в общем вводе, процентов

ЖСК Населением за счет собственных и заемных средств ЖСК Населен. за счет собственных и заемных средств

2000 81,8 - 33,6 - 41,1

2005 99,6 - 41,7 - 41,9

2006 125,5 3,2 40,9 2,6 32,6

2007 131,3 - 59,5 - 45,3

2008 151,4 - 63,9 - 42,2

2009 191,8 - 79,3 - 41,3

2010 118,7 - 45,6 - 38,5

900,1 3,2 52,7 2,6 40,4

Доля частного жилищного фонда по области составила 64,7%. Вместе с тем с указанными результатами преобразований не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить безопасные условия проживания. Данные социологических обследований (перепись населения

2010 г.) показывают, что жилищная проблема стоит перед 87% семей в Псковской области, которые не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая третья семья проживает в жилье, находящемся в постоянном неудовлетворительном состоянии, в особенности это относится к населению, проживающим в сельской местности.

Основные уроки отечественной жилищно-коммунальной истории в совершенствовании взаимосвязей в советский период развития ЖКХ-реформ и ме-

неджмента были найдены в децентрализации управления. Для четкого определения административных единиц были предложены относительно автономные в хозяйственном отношении территориальные общности населения, им дали независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна», а их хозяйственная деятельность была названа «коммунальное хозяйство».

В 1921 г. было создано Главное управление коммунального хозяйства (гУКХ) НКВД РСФСР. Структура управления ЖКХ строилась на принципах двойного подчинения министерству и местным органам власти. Предприятия в этот период были практически полностью лишены самостоятельности. Необходимо отметить, что, несмотря на ежегодное увеличение основных фондов ЖКХ, уровень их эксплуатации не соот-

ветствовал нормативным требованиям из-за недостаточного финансирования. Постановление Совета Министров

РСФСР «О переходе жилищно-

коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование» от 29.07.89. №235 продекларировал стремление власти к улучшению жилищно-коммунального обслуживания путем перехода предприятий ЖКХ на самофинансирование и хозяйственный расчет; введения договорных отношений между местными органами и хозяйственными предприятиями; перехода на взаиморасчеты за выполненные работы согласно договорам на основе планово-расчетных тарифов, покрывающих затраты предприятий.

В 1990 г. ликвидирован Минжилком-хоз РСФСР и образовывается Комитет жилищно-коммунального хозяйства при Совмине РСФСР, а в 1992 году он преобразован в Комитет ЖКХ. В 1993 году вновь образован самостоятельный федеральный орган - Комитет по муниципальному хозяйству РФ (Роскоммунхоз).

Острота образовавшихся и накопившихся проблем в жилищно-коммунальной сфере сделала неизбежным ее реформирование по единой комплексной программе, которое осуществляется с 1989 г. по отдельным направлениям деятельности, а с 1997 г. — по единой комплексной программе - Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В настоящее время единый объект управления жилищно-коммунальным хозяйством уже не существует ни на федеральном, ни на региональном уровнях и относится к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, формирование позитивного общественного мнения о реализации реформы ЖКХ в современных условиях является самым ключевым элементом дальнейшего углубления процессов реформирования отрасли.

Удельный вес ЖКХ во внутреннем валовом продукте (ВВП) России равен 7,6%. Стоимость основных фондов отрасли ЖКХ в настоящее время более 1 трлн руб., а их износ выше критического

достиг в среднем по России 38%. Жилищный фонд в стране составляет 24% всего воспроизводимого недвижимого имущества и насчитывает более 2,8 млрд кв.м. общей площади. На федеральном уровне законодательно трижды переносились сроки завершения намеченных преобразований: 1998, 2003 и завершение в 2008 году, а воз и ныне там. В субъектах РФ сфера ЖКХ развивается по одному сценарию, а именно: цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства Псковской области сформулированы в следующих направлениях:

- перевод этого сектора экономики на гражданско-правовые отношения, на реальную возможность управлять собственностью, дать возможность людям реально обустроить свой дом;

- дать возможность собственникам самостоятельного регулирования тарифов по содержанию жилья и обслуживанию многоквартирного дома, создать условия конкурентной среды в ЖКХ;

- создать экологически безопасные условия жизни;

- создание большого количества рабочих мест.

Основными способами достижения указанных целей являются:

1) непосредственный выбор собственниками многоквартирных домов форм управления;

2) переход на реальные договорные отношения с подрядчиками, управляющими организациями и коммунальными организациями, отбор организаций, предоставления потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;

3) упорядочение существующей системы льгот, движение в направлении адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

В сфере ЖКХ в настоящее время сфокусированы такие острые экономические и социальные проблемы, как нарастающий износ основных фондов, регрессивные изменения в наборе и качестве услуг при высоком росте доли расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эти проблемы оказывают

влияние практически на все стороны жизни населения, становятся существенным фактором сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок стабилизации и экономического развития области [1]. Вызваны эти проблемы отсутствием роста объемов и снижением качества жилищно-коммунального обслуживания населения, а точнее - отсутствием эффективных методов управления, назревшим реформированием жилищно-коммунального хозяйства, что связано, по нашему мнению, с отсутствием эффективных форм привлечения населения и его собственности к этому процессу.

Изношенность основных фондов в области ЖКХ более чем на 70%, устаревшие технологии и оборудование, многомиллионная задолженность и банкротство муниципальных предприятий - это наблюдаемые последствия кризиса жилищно-коммунального хозяйства. Наши многолетние наблюдения раскрывают истоки кризиса инфраструктуры ЖКХ муниципальных образований в непонятных отношениях собственности и невнятных формах управления.

Практика проводимой реформы в жилищно-коммунальной сфере свидетельствует о том, что состояние отрасли крайне запущенное и вызывает очень серьезную озабоченность, как, например, проживание граждан в ветхом и аварийном жилье. По нашему мнению, во многом такая ситуация сложилась из-за того, что «в 1990-х годах начался развал системы ЖКХ, а именно: с отмены обязательной номенклатуры и численности работников, ликвидации четкой и действенной системы контроля, нет единого управления, нет и единых мер воздействия» и др.

В.В. Путин признал, что из-за несовершенства системы «впустую утекают сотни миллиардов рублей, тарифы растут как грибы, а положение дел не меняется»

[2]. Надо отметить, что ни одна из социальных реформ не может быть успешной, если она не будет понята и воспринята населением. Жилищно-коммунальная реформа касается той сферы жизнедеятель-

ности, которая постоянно затрагивает интересы людей, и любое ее непонимание может привести к противостоянию населения и социальным конфликтам, что порой наблюдается в некоторых регионах РФ. Администрацией области и города Пскова принимаются определенные шаги, направленные на решение этого глобального вопроса, но достаточно ли сделанного? И в чем заключаются особенности перехода ЖКХ к рынку в Псковской области? Ведь еще одна особо острая проблемная зона стала на пути реформирования, появилась не так давно и не случайно - это вынужденное создание товариществ собственников жилья (ТСЖ)

[3]. Казалось бы, сколько уже говорили на всех уровнях власти о сказочно будущем, какие перспективы бы ни рисовали с 90-х годов, но колея из года в год углубляется, а процесс постоянно буксует. К положительному примеру можно отнести незначительный опыт Пскова, который в последние два года придает большое значение данной реформе. Особенно привлекательной выглядит позиция депутатов Псковской городской Думы по проводимой пропагандистской компании «собственных» методов реформирования ЖКХ. В муниципальном образовании города Пскова на смену шестнадцати предприятиям (учреждениям) «Управление микрорайоном», которые ранее оказывали горожанам услуги по управлению, содержанию и эксплуатации многоквартирных домов, сегодня приходят частные управляющие организации и товарищества собственников жилья. В большинстве случаев собственники жилых помещений выбирали для управления своими домами частных управляющих организации путем заочного голосования. Собственники жилых помещений сами не принимали решения о способе управления домами, конкурсы по отбору управляющих организаций для обслуживания таких домов организовывала администрация г. Пскова. В соответствии с Жилищным кодексом РФ в г. Пскове по состоянию на 01.06.2010 года собственники 1665 многоквартирных домов выбрали и реализуют способ управления, в том чис-

ле:

- в 1410 домах общей площадью жилых помещений 3695, 8 тыс. кв. м, выбран способ управления домами - управляющая организация (ЧУО);

- в 227 домах общей площадью жилых помещений 117, 3 тыс. кв. м. созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ);

- в 25 домах сохранены жилищностроительные кооперативы;

- 5 домов имеют непосредственное управление.

Кроме того, 222 дома на 01.03.2010 г. общей площадью 109,843 тыс. кв.м. находились на обслуживании муниципальных предприятий города «Управление микрорайоном» (№ 1,2,5,6,7,11,13,15,16, 17). Надо отметить, что собственники данных домов не выбрали способ управления МКД, и проводимые открытые конкурсы по отбору управляющих организаций признаны несостоявшимися. Опыт свидетельствует о том, что наибольшее влияние на процессы самоорганизации собственников жилья оказывает социальная форма проявления культуры отношений собственности. В результате воздействия прежней социалистической модели управления именно социальная сторона культуры собственности (статус: хозяин, арендатор) оказалась наименее развитой по сравнению с такими составляющими культуры управления собственностью, как экономическая (рентабельность, регулярность дохода, издержки на поддержание жилья) и организационная (порядок использования, управления развитием). На рис. 1 показана выраженность перечисленных выше показателей культуры отношений собственности у граждан, выбравших различные способы управления своим жильем из тех форм, которые в настоящее время предлагаются в ходе реформы ЖКХ. Наименее развитой оказываются социальная составляющая культура управления личной собственностью во всех выбранных формах управления многоквартирными домами. Следовательно, именно она выступает сдерживающим фактором для самоорганизации населения по совмест-

ному управлению жилой собственностью наиболее экономными способами.

Как показали многолетние наблюдения, собственники жилья просто не обладают культурой и даже навыками совместного решения вопросов управления собственностью, в том числе и коллективной собственностью, и нуждаются в постоянном дополнительном обучении. Надо отметить, что введение институтов управления многоквартирными домами потребовало наличия квалифицированных специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в этой сфере, с этой целью в обязательный минимум содержания образовательной программы по подготовке специалистов для отрасли ЖКХ должны быть включены следующие направления: экономика недвижимости, понятие о собственности, техническая эксплуатация зданий, управление жилыми зданиями и объектами тепло-, электро-, водо-, газоснабжения и утилизация ТБО, финансы, ценообразование, правовые основы управления недвижимостью и др.

В феврале 2011 года в ПФ СПбУСЭ открылись первые краткосрочные курсы повышения квалификации по 18-часовой программе «Управляющий многоквартирными домами /ТСЖ/» для руководителей и сотрудников товариществ собственников жилья. Цели и задачи курса -получение слушателями теоретических и практических знаний о работе объединений собственников жилья в условиях реформирования ЖКХ и формах управления недвижимостью в жилищной сфере. По методике, разработанной на основе опроса вошедших в выборку: руководителей и специалистов, исследовательская группа на кафедре менеджмента предложила ответить на поставленные в анкете вопросы. Респондентов, просили оценить как работу ЖКХ в целом, так и отдельных услуг: содержание подъездов, придомовой территории, землеустроительные работы - межевое дело, работа сантехника, электрика, своевременно ли вывозятся отходы, рост задолженности населения за оказанные услуги, оценка деятельности правления, указать размер

затрат на работу в своих ТСЖ. В анкету были включены вопросы о вкладе жильцов в работу ТСЖ (аккуратность уплаты взносов, добровольный труд, участие в работе собраний), а также об интенсивности общения и взаимной помощи между соседями. Далее фиксировались социально-экономические характеристики жильцов и ключевые параметры - размер и возраст здания (время с момента строительства или капитального ремонта), год образования ТСЖ и наличие управляющей компании, нужно было отметить также, по чьей инициативе было создано ТСЖ, - самих жильцов, компании застройщика или местных властей. Данные опроса позволили сформировать ряд индикаторов социального капитала в сообществе жильцов. Некоторые из этих индикаторов отражают атмосферу недостаточного доверия и взаимопомощи между жильцами. Хорошее представление о таких показателях дает индикатор ожидания помощи от соседей. Материальным факторам, несомненно, принадлежит самая важная роль в успехах и неудачах ТСЖ, постоянно растущий разрыв между затратами на содержание домов и доходами населения. По объектам муниципального жилищного фонда, переданного в ТСЖ, постоянно возникают разногласия в части передачи прав на владение, пользование, распоряжение нежилыми помещениями (использование их членами ТСЖ, сдача в аренду). Кроме того, остается до сих пор нерешенным вопрос о выделении в полном объеме финансовой помощи собственникам жилья на капитальный ремонт. Надо отметить, что в

2008 году началась пропагандистская работа - комплекс профилактических мер по созданию ТСЖ, и на псковском сайте появилась рубрика с актуальными вопросами и лозунгом «Пришло время хозяйствовать самим!». Результаты первых лет работы собственников жилья в муниципальном образовании г.Пскова достаточно противоречивы, а в районах области будущее в этом вопросе пока неясно. Например, в Дновском, Невельском, Опочецком, Псковском районах создано от 1 до 5 ТСЖ, а в Гдовском, Великолук-

ском, Себежском, Пустошкинском, Ус-вятском районах - ни одного. В некоторых пытаются только формировать пакет документов с подборкой федерального законодательства. Большинство ТСЖ числятся только на бумаге, а те, что уже созданы и включены в статистическую отчетность, работает неудовлетворительно, дискредитируя новый институт и усиливая недоверие к нему со стороны населения. Низкая платежная дисциплина лишает ТСЖ необходимых ресурсов, а пассивность жильцов ведет к «захвату» и эксплуатации ТСЖ управляющими компаниями, неподотчетным правлению, или муниципальной бюрократией с целью контроля над финансовыми потоками в высокодоходной недвижимостью.

Обобщение результатов в условиях передачи части жилищного фонда в управление организованным группам собственников жилья свидетельствует, что при проведении реформы в изменившихся условиях социокультурной среды власть традиционно опирается на прежние принципы управления. Эта методологическая неготовность руководства отраслью негативно сказывается в целом на результатах проводимой реформы, а также вызывает рост недовольства действиями власти населения на местном уровне. Надо отметить, что 67% жилищного фонда области, а это более 2,2 млн кв. м. нуждается в капитальном ремонте на общую сумму 14,7 млрд руб. (областной бюджет в отрасли ЖКХ чуть более 424 млн руб.).

Практика несбалансированного бюджетного планирования и нерегулярного финансирования на различных уровнях хозяйствования привела к тому, что абсолютное большинство муниципальных образований в настоящее время практически не имеют финансовых ресурсов для решения жизненно необходимых задач развития инфраструктуры ЖКХ. Поэтому качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на очень низком уровне и не соответствует потребностям и ожиданиям населения. Основная причина неэффективности ЖКХ -охранение нерыночных принципов функ-

ционирования отрасли, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. Практика показала, что проблема реформирования ЖКХ больше политическая, чем экономическая. Вот почему наиболее важные стратегические цели и первоочередные меры по совершенствованию системы управления ЖКХ

сегодня целесообразно рассматривать на комплексной основе, позволяющей обеспечить реализацию основных направлений антикризисных преобразований; выработать и предлагать современные организационно-экономические и социальнопсихологические механизмы эффективной управленческой деятельности.

Рис.1. Влияния уровня развития культуры управления жилищной собственностью на результаты самоорганизации собственников жилья.

По состоянию на 01.01.2011 г., выбор способа управления многоквартирными домами осуществили в области реально более 10,7% собственников жилья. В

2009 г. расходы бюджета г. Пскова на ЖКХ составили 806,4 млн руб., что на 315 млн руб. больше, чем в 2008 г., и в структуре расходов бюджета составляет 30%. Дефицит бюджета города Пскова в

2011 году составит 11%, а ЖКХ получит порядка 328 млн рублей, а это ниже расходов 2010 года за счет собственных средств на 34%. Значительное увеличение в последние годы расходов на ЖКХ стало возможным благодаря тому, что впервые, согласно адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города, было выделено финансирование из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, област-

ного бюджета и средств собственников помещений в домах в размере 394,7 млн руб., что позволило произвести ремонтные работы в 114 жилых домах, и улучшили жилищные условия 328 семьи.

Наши исследования позволили выявить важную социокультурную проблему: муниципальные власти вынуждены проводить реформу отрасли в условиях очень низкого доверия населения, его пассивности, вызванных практикой административного управления отраслью во все предыдущие годы. Проведенный анализ системы управления развитием ЖКХ в условиях передачи жилищного фонда в управление собственникам жилья на примере г.Пскова (отчет депутата Псковской городской Думы, опубликованный в информационных бюллетенях «Псковский двор» (март 2007 - май 2008

- апрель 2009 - июнь 2010 - апрель 2011

гг.) позволил сделать обоснованные выводы, а именно:

а) о самостоятельности органов местного самоуправления в решении задач повышения жилищных условий граждан;

б) использование современных инструментов управления в ходе реформы ЖКХ, это в первую очередь относится к области освоения новых технологий и активизации социально-экономического и психологического потенциала;

в) способность к саморазвитию субъектов преобразований в ходе реформы ЖКХ.

Основная причина негативных последствий, проявившихся в ходе реформирования системы управления муниципальной жилищно-коммунальной собственностью, состояла в желании администрации «пристроить» муниципальную собственность, найти организацию, предприятие, на чей баланс ее можно разместить.

Опыт свидетельствует, что в сферу жилищно-коммунального хозяйства пришел частный бизнес и население надеется, что появится более реальная возможность привлечение инвестиций (частных

и государственных инвесторов) и ресурсосберегающих технологий в ЖКХ.

Для изменения ситуации, сложившейся в отрасли ЖКХ, необходима смена всей концепции управления реформированием жилищно-коммунального хозяйства, поскольку реформу нужно развернуть в сторону человека как собственника имущества и жилища. Многолетняя практика показывает, что качественные изменения в отрасли ЖКХ возможны только в результате отказа от неэффективных методов хозяйствования, хотя «доперестроечная» система ЖКХ разрушена, а новая системой, по сути, не является, так как работает в режиме аврала. К сожалению, в Пскове пока нет городской программы развития ТСЖ, хотя идея напрашивается с 2005 г. Не определена в полной мере и роль исполнительной власти различных уровней в создании реальных условий для саморазвития товариществ, создании и функционировании ТСЖ, повышении роли некоммерческих союзов, объединений, ассоциаций ТСЖ.

Дальнейшее развитие системы управления реформой ЖКХ мы предлагаем в следующих направлениях (табл. 2).

Таблица 2.Направления развития системы управления реформой ЖКХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аспекты, требующие изменений при проведении реформы ЖКХ Рекомендации наиболее рационального развития отрасли ЖКХ

Недостаточное использование современных инструментов управления на вертикальном и горизонтальном уровнях происходит в ЖКХ крайне медленно Одним из направлений имеет развитие интуиции и воображения, инициативы и склонности к нововведениям, способности находить нестандартные решения с учетом особенностей работ и оказываемых населению жилищных услуг, владеть психологическими методами руководства и др.

Нерегулярность и ограниченность поступления финансовых средств из бюджетов всех уровней Бюджетирование развития комплексной технологии управления на основе нормативно-правовых актов и методических документов, регламентирующих деятельность ЖКС, позволит провести полный комплексный экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.

Недостаточная эффективность управления развитием инфраструктуры ЖКХ на местном уровне Совершенствование инфраструктуры управления ЖКХ на местном уровне, наделение субъектов инфраструктуры новыми функциями, целями, задачами; опираясь на современный менеджмент для фактического достижения целей на уровне отрасли, предприятия и организации ЖКХ, необходимо обеспечивать системный, комплексный подход, всесторонне учитывать усложнение всех видов хозяйственной, коммерческой и социальной деятельности, обеспечивать гибкость и оперативность принимаемых решений.

Недостаточно эффективная система подготовки персонала, ответственного за решение задач в ЖКХ Главное направление - формирование опыта производственной и организационной управленческой деятельности, т.е. глубокое понимание профессиональных проблем, практических знаний по конкретным направлениям деятельности в жилищнокоммунальной сфере. Глубокое понимание аналитической, консалтинговой, нормативно-методической деятельности, поиск

оригинальных решений для достижения профессиональных целей: прогнозирования нестандартных ситуаций и распознавания проблем в контексте этих событий и др.

Неэффективная методика создания ТСЖ возникают из-за несовершенства законодательства и практики правоприменения, в том числе проблемы коллективных действий. Для эффективного функционирования ТСЖ важен факт создания товарищества по инициативе самих жильцов (а не муниципалитета или компании-застройщика). Такое решение отражает уверенность сообщества жильцов в своей способности коллективно управлять общей собственностью и наличие необходимой для этого технической гражданской компетентности.

Отсутствие внутреннего целепо-лагания в системе управления реформой ЖКХ, когда ждут непосредственно «указаний сверху» Выбор эффективных механизмов управления собственностью в жилом секторе требует большой гибкости и внимания к сложившимся экономическим и социальным условиям, которые могут лишить более прогрессивные институты преимуществ по сравнению с действующим порядком.

Низкий уровень доверия граждан при проведении общих собраний Необходимо соблюдать установленную законом процедуру для принятия легитимного решения. Первое собрание провести в очной форме с целью фиксации собственников и, главное- подписей собственников (подписи собственников фиксировать с расшифровкой, снять ксерокопии свидетельств о праве собственности).

Различные направленности этой категории обусловлены разными подходами в понимании этих направлений в жилищнокоммунальной сфере. Любая деятельность вызывает необходимость, потребность и возможность эффективного управления, как самого человека, так и его деятельности. Следовательно, результативность реформы определяется степенью участия в ней самодеятельного населения, в том числе собственников жилья.

В этой связи мы предлагаем главной задачей считать совершенствование в области социально-экономического механизма (рис.2), который мы надеемся, будет содействовать процессам самоорганизации, как собственников жилья, так и иных субъектов проводимой реформы, становлению у граждан культуры управления собственностью во всех формах её проявления.

Действие механизма основано на реализации взаимных интересов всех субъектов проводимой реформы. Государство организовало Фонд содействия реформированию ЖКХ (ФЗ от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ). Из фонда содействия реформированию ЖКХ Псковской области выделено 1,976 млрд рублей. Но, чтобы получить эти финансовые средства, надо выполнить ряд необходимых установленных нормативов. Одним из наиболее важных и сложных условий участия в Фонде является наличие не менее 5% ТСЖ от общего количества домов в муниципалитете. Опыт свидетельствует, что финансовую помощь получают

дома, в которых есть товарищества собственников жилья либо выбранная управляющая компания. Данная процедура имеет затяжной характер в получение финансовых средств из фонда содействия. Контролируется процесс включения дома в программу через муниципалитеты, органы исполнительной власти области.

Нами предлагается разработанная

(примерная) модель управления в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Использование модели механизма управления позволит найти наилучшие управленческие решения, отражающие стратегические и тактические цели развития сферы деятельности ЖКХ на местном уровне. Следует отметить, что ействие данного механизма будет способствовать дальнейшему развитию отрасли ЖКХ на основе принципов частно-государственного партнерства (ЧГП), которое в настоящее время получает все большее развитие в качестве решения социально-экономических задач на местном уровне. Обоснован вывод о модели механизма управления, следует понимать, что реформа ЖКХ строится на экономических принципах, без которых невозможно функционирование хозяйствующих субъектов на рынке обслуживания потребителей, а именно: проведение его технологической и управленческой

модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, так как отрасль ЖКХ характеризуется стабильным спросом и практически гарантированным

сбытом продукции и услуг - по своей природе эта отрасль привлекательна для инвестиций; формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах путем передачи им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Сегодня много говорится о том, что при проведении различных преобразований в регионе необходимо учитывать общественное мнение. Реформа ЖКХ является самой важной темой, волнующей население, поэтому властям очень важно знать мнение населения относительно проводимых преобразований. Однако, как показывает данный опрос, до сих пор население плохо информировано о реформах ЖКХ. Даже на вопрос: «Идет ли реформа в г. Великие Луки?» - население не имеет единого четкого

представления. Более 2/3 (из 2 тыс. семей) опрошенных великолучан считают, что реформа и не начиналась или находится в самой начальной фазе. Только 17% считают, что реформа идет и достигла примерно середины пути. О приходе частного бизнеса в ЖКХ на важном направлении реформы знает около 28%. Проще говоря, кроме роста цен на услуги великолучане не видят иных результатов реформы ЖКХ в своем городе.

Согласно официальной статистике, самое большое повышение тарифов на услуги ЖКХ в Псковской области произошло в Великих Луках - на 21,15%, в то время как в Дновском и Опочецком районах тарифы на услуги ЖКХ повысились на 17%, в Пы-таловском районе -

Рис. 2. Общая модель механизма управления развитием ЖКХ на местном уровне в условиях передачи жилищного фонда в управление собственникам жилья

на 15,12%. В результате мониторинга официальных статистических данных выяснилось, что в целом средний рост

тарифов в Псковской области не превысил допустимой отметки и составляет 10,84%. Надо отметить, что услуги ЖКХ

дорожали и раньше, но не в два и более раза, как сейчас. Население Псковской области из источников СМИ знает, что Правительство РФ не поможет населению и не будет останавливать рост цен на услуги ЖКХ, примерное увеличение коммунальных тарифов с 1 июня 2012 г. по области составит от 22—30%. Но если решили тарифы повышать, то надо объяснить, почему это необходимо и куда уходят народные деньги, Пока система формирования тарифов непрозрачна, надзорное ведомство (генпрокуратура) отмечает массовые злоупотребления в сфере ЖКХ, что по-прежнему массовый характер носят хищения или нецелевое использование коммунальных денег. В

Псковской области возбуждены уголовные дела, значительная часть нарушений стала следствием халатности либо злого умысла чиновников. Создана комиссия областного Собрания по противодействию коррупции в Псковской области.

В работе использованы практические материалы: Концепция модернизации

системы ЖКХ Псковской области, разработанная до 2020г., отражающая современное состояние менеджмента в жилищно-коммунальной сфере, а также областная программа «Жилище» на 20022018 гг., направленная на переход к устойчивому развитию жилищной сферы и достижение конечных программных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сунгуров И.В. Управление устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг потребителям: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.

2. Наумов И. Бумажный запал // Независимая газета от 27 авг. 2009 г.

3. Псковская область в цифрах. 2009: Крат. стат. сб./ Псковстат-П., 2009.

4. Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 декабря 2009 года// Псковская правда. Приложение от 25 декабря 2009 г

5. Соболь Н.И. Псковский двор [Электронный ресурс]. иКЬ: http://pskovcenter.ru/search.php (дата обращения: 22 июня 2012 г.).

6. Петраков Н.Я. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2005. №2.

УДК 361.058.85 ББК 65.49

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО МЕЗОКОМПЛЕКСА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

А.М. Колосовский

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Калининградский филиал 236022, г. Калининград, ул. генерала Озерова, д. 19

Введение. Значение региональной системы воспроизводства человеческого капитала (далее - РСВЧК) в последнее время значительно возросло и продолжает динамично нарастать.

Как указывает ряд авторов [3;11; 14], жилье, питание, здравоохранение, образование во все большей мере рассматриваются как неотъемлемая часть предпосылок, обеспечивающих нормальные ус-

ловия жизни людей, всестороннее и гармоничное развитие личности, т.е. создающих условия, обеспечивающих расширенное воспроизводство человеческого капитала.

Значительная роль в обеспечении высоких стандартов качества жизни человека принадлежит жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ), которое представляет собой комплекс подотраслей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.