УДК 338.51
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕНО- И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ В ЖКХ
А.М. Колосовский
SOME ASPECTS OF PRICING AND TARIFF-IN HOUSING AND COMMUNAL
SERVICES
A.M. Kolosovskii
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты цено- и тарифообразования на услуги и поставку ресурсов в ЖКХ. В частности, установлена обратная зависимость между численностью предприятий в отрасли ЖКХ и уровнем цен и тарифов на услуги в этой сфере. На примере положительного опыта стран ЕС и России показано, что на общую ценовую ситуацию в ЖКХ благоприятно сказываются различные меры поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, функционирующим в сфере ЖКХ. Программы финансовой поддержки, льготного кредитования для малых и средних предприятий позволяют поднять уровень конкурентоспособности в сфере ЖКХ, противодействуют усилению монополизации отрасли, стимулируют механизмы контроля цен и тарифов на основные услуги и поставку ресурсов производственным потребителям и населению. Показано, что в условиях олигопольного рынка ЖКХ-услуг основными факторами, влияющими на уровень цен и тарифов в этой отрасли, выступают муниципалитеты, что позволяет более эффективно проводить региональную политику цено-и тарифообразования в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: цена; тариф; жилищно-коммунальное хозяйство; отрасль; конкурентоспособность; бизнес; ресурс.
Abstract. This article discusses some aspects of pricing and tariffs for services and delivery in housing. In particular, the inverse relationship between the number of established enterprises in the field of communal and the level of prices and tariffs for services in this area. Based on the best practices of EU countries and Russia shows that the overall price situation in housing and communal services, favorably impact various measures to support small and medium-sized enterprises operating in the area of housing and communal services. A program of financial support, preferential lending for small and medium-sized businesses allow you to raise the level of competitiveness in the area of housing and communal services, opposed strengthening the monopolization of the industry, stimulating the mechanisms of control of prices and tariffs for basic services and productive resources supply to consumers and the public. It is shown, that in conditions of oligopolistic market utilities services key actors influencing the level of prices and tariffs in this industry serve municipalities, allowing more effective regional policy in housing and communal services.
Key words: price; tariff; housing and communal services; industry; competitiveness; business; resource.
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее сложных сфер для модернизации как в силу своей высокой социальной значимости для социально-политической ситуации в регионах России, так и по причине весьма непростой ситуации, сложившейся в этой отрасли, с точки зрения износа инфраструктуры жилищно-коммунального сектора.
http://vestnik-nauki.ru/
Постановка проблемы
Отсутствие рыночного механизма ценообразования в этой сфере, зачастую обоснованное существованием естественных монополий, при периодическом обострении указанных проблем, связанных с высокой нагрузкой на население, а также недостаточным уровнем услуг, обрекает соответствующие органы власти на постоянный поиск компромисса при установлении предельных индексов изменения тарифов, а также при утверждении самих тарифов.
Рост тарифов на ЖКУ в течение 2000-х гг., постоянно превышавший темпы роста индекса потребительских цен, отчасти компенсировался для населения высокими темпами увеличения номинальных и реальных доходов (рисунок 1). Но в условиях нынешнего экономического спада 2014-2016 гг. продолжение роста тарифов чревато неблагоприятными социальными последствиями.
о
(D £ И
(5 к
о
I2002 ■ 2003 2004 ■ 2005 ■ 2006 2007 ■ 2008 ■ 2009 ■ 2010 ■ 2011 ■ 2012 2013 2014
Рисунок 1 - Расходы на жилищно-коммунальные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива, в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в месяц.
Составлено автором по материалам [1, с. 178]
Являясь самостоятельным и значительным компонентом роста общего уровня цен, тарифы и цены на услуги ЖКХ, могут также сами по себе сыграть роль фактора макроэкономической нестабильности, препятствуя снижению инфляции до приемлемых уровней. Всё это заставляет внимательно проанализировать причины и последствия существующей и потенциальной динамики роста тарифов ЖКХ, оценить допустимые масштабы их роста с точки зрения платёжеспособности и благосостояния населения, с одной стороны, а также необходимость и экономическую обоснованность их повышения с точки зрения функционирования и развития самой системы ЖКХ.
Для этой цели были проведены комплексные исследования принципов цено- и тарифообразования в сфере ЖКХ различных регионов России. Важно было установить корреляцию между влиянием региональной тарифной политики в сфере ЖКХ на социально-экономическую ситуацию в регионе и уровнем жизни населения. Кроме того, с целью
http://vestnik-nauki.ru/
разработки эффективного инструмента управления региональным инфраструктурным комплексом важно было установить взаимосвязь между эффективностью его функционирования, важной частью которого является сфера ЖКХ и уровнем цен и тарифов, являющимся также следствием численности предприятий в сфере ЖКХ [1, с.231].
Так, анализ изменения структуры затрат населения на коммунальные услуги и тарифы в ЖКХ, (в %) за период 2002-2014 гг. показывает, что при относительном снижении затрат населения на текущее содержание и ремонт жилого помещения (забегая вперед, отметим, что этот ниспадающий тренд коренным и резко будет изменен с сентября 2015 г., когда будет введена плата за капремонт жилья) [2] постоянно, хотя и незначительно, росла арендная плата за наем помещения, а также плата за водоснабжение и поставку других коммунальных ресурсов (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика структуры затрат населения на коммунальные услуги и тарифы в ЖКХ, %. Составлено автором по материалам [1, с.189]
В настоящем исследовании рабочей гипотезой является предположение о корреляции между численностью микро-, малых и средних предприятий, действующих в сфере ЖКХ и уровнем затрат в этом секторе экономики, влияющем на уровень цен и тарифов в ЖКХ.
http://vestnik-nauki.ru/
Для проверки выдвинутой гипотезы рассмотрим опыт зарубежных стран Евросоюза в развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере ЖКХ. На рис. 3 показано число предприятий по виду деятельности «Водоснабжение; системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей среды» с различной численностью занятых в отдельных зарубежных странах ЕС в 2012 г.
Рисунок 3 - Число предприятий по виду деятельности «Водоснабжение; системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей среды» с различной численностью занятых в отдельных зарубежных странах в 2012 г. Составлено автором по данным [3]
Абсолютным рекордсменом по численности МСП является Италия (8967 предприятий), ей уступает только Республика Польша (6789) и Соединенное Королевство (6810). Однако, если рассмотреть удельную численность МСП в ЖКХ в расчете на душу населения, то несомненным лидером является Чешская Республика (6383/8,5 млн.чел). На втором месте оказалась Республика Польша (6789/38,5 млн.чел). На третьем месте -Итальянская Республика (8967/55 млн.чел). На рис. 4 показано число предприятий по виду деятельности «Водоснабжение; системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей среды» с различной численностью занятых в отдельных зарубежных странах ЕС в 2012 г. Ведущие позиции по численности МСП в ЖКХ занимают Испания (13986), Италия (8926) и Чехия (5991). Причем, что касается структуры МСП, то в Испании более 90% задействованных в ЖКХ предприятий относятся к категории «микропредприятия», особенностью которых является высочайшая конкуренция и полное отсутствие монополизма, что весьма благоприятно сказывается в области ценообразования на тарифы и услуги в важнейшем секторе городской экономики. Если рассмотреть деятельность малых, а особенно средних предприятий, то здесь лидером является Германия,
учитывая, что особенностью сферы ЖКХ является отсутствие крупных корпораций. Средние предприятия в ЖКХ - это предприятия, эксплуатирующие городские теплосети, водораспределительные сети, канализационное хозяйство. Все эти предприятия эксплуатируют весомые основные фонды в виде инженерно-технического комплекса, часто находящиеся на балансе муниципалитетов.
О.
с
ф
о. с
о и
13986
Всего предприятий, в том числе:
с численностью занятых менее 20, человек
с численностью занятых 20 - 49, человек
с численностью занятых 50-249
с численностью
Рисунок 4 - Число предприятий по виду деятельности «Снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом» с различной численностью занятых в отдельных зарубежных странах в 2012 г. Составлено автором по данным [3].
Малые же предприятия и, особенно, микро-предприятия - это, обычно, различные обслуживающие, эксплуатационно-ремонтные предприятия в системе ЖКХ. Однако, если же рассмотреть удельную численность МСП в ЖКХ в расчете на душу населения, то несомненным лидером и здесь является Чешская Республика (5991/8,5 млн.чел).
Чем интересен опыт стран ЕС? ЖКХ большинства этих стран работает стабильно, достаточно эффективно, удовлетворяя запросы потребителей услуг, при этом безубыточно, и даже прибыльно. Причиной высокой эффективности ЖКХ рассмотренных стран ЕС во
http://vestnik-nauki.ru/
многом предопределяется отлаженным рыночным механизмом. Благодаря чрезвычайно эффективному взаимодействию государства, муниципалитетов и бизнеса в виде частно-государственного партнерства, антикоррупционному механизму, высокой численности этих предприятий, вынужденных работать в условиях высокой конкуренции, тарифы ЖКХ и их рост в большинстве стран Европы находятся под контролем государства и рынка. Для обслуживающих компаний предусмотрено общее пользование сетевой инфраструктурой, для чего в некоторых странах ЕС инфраструктура ЖКХ национализирована и обслуживается специальными операторами, получающими оплату от государства или от самих обслуживающих коммунальных компаний. В плане настоящего исследования представляет интерес как раз высокая плотность коммунальных предприятий.
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в коммунальном хозяйстве России. На рис. 5 показана численность предприятий по видам экономической деятельности (на конец 2014 года) по микро-предприятиям. Анализ показывает значительный (на 25,5% с 2010 г.) рост числа микро-предприятий, занятых, в основном, сервисом, оказанием ремонтных услуг в сфере ЖКХ. Причем, набольший рост наблюдался в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии (на 46,4% с 2010 г.), при одновременном сокращении (на 12,9% за 4 года, с 2010 г.) численности предприятий, специализирующихся на производстве и распределению газообразного топлива.
Рисунок 5 - Число предприятий по видам экономической деятельности (на конец года). Микро-предприятия. Составлено автором по данным [4].
На рис. 6 показана численность предприятий по видам экономической деятельности (на конец 2014 года) по малым предприятиям. Анализ показывает не менее стремительный рост числа малых предприятий (на 41,9% с 2010 г.) в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии, при одновременном сокращении (на 8% за 4 года, с 2010 г.)
численности предприятий, специализирующихся на производстве и распределению газообразного топлива.
I Производство и распределение газообразного топлива
■ Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
Рисунок 6 - Число предприятий по видам экономической деятельности (на конец года).
Малые предприятия. Составлено автором по данным [4]
Иная картина наблюдается среди среднего предпринимательства (см. рис. 7). По всем без исключения видам деятельности наблюдается неуклонное сокращение численности этих предприятий. А это, как мы уже говорили, самые технически оснащенные, крупные предприятия сферы ЖКХ - водоканалы, теплосети, предприятия по обеспечению чистоты и пр.
2014
■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды I Производство, передача и распределение электроэнергии
Производство и распределение газообразного топлива I Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
Рисунок 7 - Число предприятий по видам экономической деятельности (на конец года). Средние предприятия. Составлено автором по данным [4].
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №4
Пути решения проблемы
Одним из возможных путей решения проблемы является стимулирование институционального процесса, другими словами, формирования механизмов по поддержке и развитию МСП в сфере ЖКХ. Одной самых болезненных проблем для МСП является дефицит основного и оборотного капитала. Это общемировая проблема МСП. Здесь проверенным механизмом является финансовая поддержка таких предприятий.
Одним из таких механизмов является предоставление субсидий из федерального и регионального бюджетов на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.^, с.59]. В Российской Федерации одним из источников привлечения финансовых ресурсов являются франчайзинговые соглашения и субподрядные договоры, кредитование крупными частными инвесторами малого бизнеса и пр. Они нацелены на упрощение регулирования предпринимательской деятельности; усиление защиты прав собственности; облегчение налогового бремени; упрощение доступа к кредитным ресурсам; способствует снижению издержек, связанных с экспортно-импортными операциями [6].
На рис. 8 рассмотрена динамика субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам субъектов Российской Федерации. Анализ линии тренда (линейный прогноз) при условии продолжения наметившейся тенденции прогнозирует снижение уровня субсидирования МСП в 2016 г. до 17,5-18 млрд. руб. Одной из проблем, сложившейся в РФ кризисной ситуации, является недостаточное внимание к финансированию проектов развития малого и среднего предпринимательства [7].
Как указывает ряд авторов (например, Власов И.П., Сулакшин С.С., Захарова Ю.В., Оранова М.В.), наиболее перспективным направлением финансовой поддержки МСП является содействие развитию микрофинансовых организаций как фактических элементов инфраструктуры поддержки [8;9;10]. В этой связи актуально рассмотреть (см. рис. 9) деятельность микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку в соответствии с программами поддержки МСП, реализуемыми Министерством экономического развития (МЭР) Российской Федерации.
На рис. 9 рассмотрена деятельность таких микрофинансовых организаций и гарантийных фондов. Не трудно заметить, что на фоне роста количества действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями на 13% в 2013 г. по сравнению с 2012 г., и на 15,3% в 2014 г. по сравнению с 2013 г. наблюдается также рост суммы действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями — относительный рост на 22,6% в 2013 г. по отношению к 2012 г., и на 24% в 2014 г. по отношению к 2013 г.
Что же касается количества действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, то здесь наблюдается следующая картина. Сначала наблюдается относительный рост действующих кредитов на 10,6% в 2013 г. по отношению к 2012 г. Затем наблюдается их снижение на 7,4% в 2014 г. по отношению к 2013 г. При этом сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов в 2013 г. возросла на 18,4 % по отношению к 2012 г. Однако уже в 2014 г. наблюдается снижение этого показателя по отношению к 2013 г. на 1%. Как представляется автору, если не переломить складывающуюся ситуацию, то в ближайшие годы может возникнуть проблема снижения кредитоспособности микрофинансовых организаций и гарантийных фондов ввиду возникшего в стране дефицита централизованных кредитных ресурсов. Таким образом, с известной долей вероятности может возникнуть ситуация крупномасштабного свертывания программ финансовой поддержки малого предпринимательства, могущая привести к ликвидации сектора малой экономики в России.
Можно согласиться с мнением Власова И.П., когда он отмечает, что одним из важнейших факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является
http://vestnik-nauki.ru/
стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов [8, с.27].
25000000
20000000
^15000000 110000000
5000000
20В00000
19786832 19374322
III
2012 г 2013 г. 2014 г 2015 г. 2016 г 2017 г.
{прогноз) {п ротное) _1 Размер еубсыди й, тыон руб. -Л и ней ная {Размер субсиди й, тыон руб.)
Рисунок 8 - Размер субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам субъектов Российской Федерации. Составлено автором по данным [11]
« и
ч
ю ^
а
ЕТ «
О
н
12000000 10000000 80000000 60000000 40000000 20000000 0
2012 г.
2013 г.
2014г.
■Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, единиц
■Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс. руб.
■ Количество действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, единиц
■Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, тыс. руб
Рисунок 9 - Деятельность микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку МСП, реализуемых МЭР Российской Федерации.
Составлено автором по данным [11]
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т. 2, №4
По результатам исследования зарубежного опыта стран, успешно развивающих малый бизнес, как правило, развитых в экономическом отношении стран, можно отметить следующие основные направления развития механизмов финансовой поддержки МСП для особенностей финансово-экономического развития России:
- снижение налоговой нагрузки на существующие и на вновь открывающиеся малые предприятия, поскольку одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов [9, с. 765];
- стимулирование кредитования и инвестирования в сфере малого бизнеса [12];
- субсидирование компенсаций расходов при открытии или расширения бизнеса должно быть заменено проектными субсидиями, выдаваемыми перед осуществлением затрат [10];
- должна быть решена проблема предоставления малым предприятиям госзаказов [13; 14].
Обсуждение результатов
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Установлена обратно пропорциональная корреляционная зависимость между количеством крупных, средних и малых предприятий в ЖКХ и уровнем цен и тарифов в отрасли.
Значительная позитивная динамика роста численности малых и микро-предприятий в сфере ЖКХ, не наделенных дорогостоящими основными фондами, хотя и улучшает конкурентную среду, не может коренным образом положительно повлиять на уровень цен и тарифов в сфере ЖКХ, поскольку основными по размеру эксплуатирующими ресурсы предприятиями в ЖКХ являются средние (до 250 - 350 чел.). Это МУПы - водоканалы, теплосети, предприятия по очистке города и пр. Что касается последних, то здесь мы наблюдаем особый тип рынка - олигопольный, где правят бал картели, т.е. «псевдомонополии». Последнее означает власть сговора в цено- и тарифо-образовании в сфере сбытовой политики. Если принять во внимание, что при сложившейся в России практике, когда основные игроки на рынке эксплуатирующих хозяйствующих субъектов ЖКХ-ресурсов являются муниципальными предприятиями, то становится очевидным, что ключ к решению вопроса об «оптимизации» тарифов на ключевые услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, отоплению, вывозу ТБО и тп. находится в руках муниципальной власти. Это обстоятельство необходимо учитывать региональным властям при разработке региональной ценовой и тарифной политики в сфере ЖКХ (см. [2, с. 189]).
Рекомендуется использовать богатый зарубежный и отечественный опыт по финансовой поддержке МСП в сфере ЖКХ, направленной как на увеличение численности предприятий в этой стратегически важной сфере экономики России, так и на укрепление финансовой их устойчивости, платеже- и кредитоспособности.
Заключение
Финансовые механизмы поддержки малого бизнеса в России развиваются, но имеются проблемы текущего плана, связанные, главным образом, с недостаточностью финансирования, госгарантий кредитования, предоставления субсидий и субвенций, что негативно влияет на темпы развития МСП, следовательно, и на скорость экономического развития страны. Богатый зарубежный опыт финансовой поддержки МСП, демонстрирующий высокоэффективные механизмы и институты, успешно зарекомендовавшие себя в деле динамичного развития МСП, позволяет изучать и перенимать его в условиях российской экономической действительности.
1. Колосовский А.М. Институциональные проблемы инфраструктурного комплекса Калининградской области на примере ЖКХ / Институциональные аспекты ценообразования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
в сфере ЖКХ эксклавного региона России (Монография). Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта. Издатель/Verlag: LAPLambertAcademicPublishing. Heinrich-Böching-Str. 6-8, 66121 Saarbrücken, Deutschland/Германия, 2014. 324 с.
2. Федеральный закон РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-o-kapitalnom-remonte-mnogokvartirnyh-domov-2015-2016.
3. NACE Rev. 2 - Statistical classification of economic activites in the European Community. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. European Commission, 2012 URL: http://ec.europa.eu>Eurostat>product?code=KS-RA-07....
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб. - M.: Росстат, 2015. - 96 с. URL: http:// www.gks.ru.
5. Агафонов А.Ю.Тенденции развития финансовой поддержки малого бизнеса // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2010. № 4 (44). С.59-62;
6. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: //http:www.rcsme.ru (дата обращения 12.12.2016).
7. Лбова Н.О.Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности субъектов малого бизнеса // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 2010. № 1-2. С. 14-18.
8. Власов И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса // Финансовый менеджмент, 2009. № 9 (345). С.22-28.
9. Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. II. - М.: Научный эксперт, 2008. - 1832 с.
10. Захарова Ю.В., Оранова М.В.Пути развития финансового обеспечения инновационной сферы в современных условиях // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 2. С. 456-462.
11. Малое и среднее предпринимательство в России // Роскомстат РФ [Электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359http://www.gks.ru/wps/wcm/con nect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1139841601359 (дата обращения 12.12.2016).
12. Погорелов В. В Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Сборник научных трудов МЭСИ [Электронный ресурс]. URL: //http:study.mesi.ru/patners/studjar/aspir/Lists/C/Attachments/23/Погорелов%20В.В.-ЯФ%20МЭСИ-статья.docx (дата обращения: 12.12.2016).
13. Ерошкин, А. Механизмы государственной поддержи инноваций: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения, 2011, №10. С.21-24.
14. Юнусов, И. А. Малое предпринимательство в контексте рыночной трансформации российской экономики и ее интеграции в мировую экономику // Аудит и финансовый анализ, 2012. № 1. С.23-28.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Колосовский Андрей Михайлович
ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, Россия, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры водных ресурсов и водопользования, член-корреспондент Российской академии естественных наук,
E-mail: andrej .kolosovskij @klgtu.ru
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т. 2, №4
Kolosovskii Andrei Mikha 'lovich FSEI HPE «Kaliningrad State Technical University», Kaliningrad, Russia,Senior Lector of The Water Resources Department, Candidate of Technical Science, Docent, Correspondent Member of Russian Academy of Natural Science, E-mail : andrej .kolosovskij @klgtu.ru.
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 236022, Калининград, Советский пр., 1, КГТУ, ГУК, каб. 332. Колосовский А.М.
8(4012)99-53-37