Научная статья на тему 'Формирование информационной технологии производства ремонтных работ горного оборудования'

Формирование информационной технологии производства ремонтных работ горного оборудования Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
124
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной технологии производства ремонтных работ горного оборудования»

А.В. Селиванов, А.Д. Бурменко

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РЕМОНТНЫХ РАБОТ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Установлено, что в настоящее время улучшение ТЭП горных предприятий США в большей мере происходит за счет внедрения в производство информационных технологий (ИТ) [1]. Среди организационных задач одной из важнейших является разработка мероприятий по наиболее эффективному использованию оборудования горных предприятий. Чаще ИТ, подобного направления, представляют как учет движения основных фондов (например, документирование ввода ОФ, определение структуры ОФ, учет амортизационных отчислений на полное восстановление, расчет процентов износа с их группировкой, учет текущих затрат на ремонты, переоценка фондов, учет бухгалтерских проверок по ОФ с их сводом в баланс карьера, выбытие фондов, ведение картотеки и другой нормативной документации). Такой подход существенно сужает возможности системного анализа в области автоматизации горного производства [2] и ее экономическую эффективность.

Для карьера, с его мощным оборудованием, важно устранить возможные организационные простои горного оборудования. Так, доля простоев связанных с ремонтом оборудования составляет 1528 % общих потерь [3, с. 187].

Эффективность организации ремонтных работ напрямую связана с экономическими показателями карьера и комбината в целом. Так, для службы главного механика Ачинского глиноземного комбината до 75 % всех аварийных ремонтов выполняется по причинам нарушения правил эксплуатации и планов технического обслуживания, ремонта оборудования карьера и комбината. Недостаточная эффективность работы горно-технологического оборудования во многом обусловлена низким уровнем информационного обеспечения ремонтной службы и, прежде всего, отсутствием представительной, хорошо упорядоченной информации, сопровождающей работы ремонтного персонала в периоды технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов. Расчет показателей ремонтной

службы карьера и комбината характеризуется большими объемами входной, промежуточной и выходной информации. Потоки информации должны отражать сложившуюся структуру текущей и плановой документации: сменные рапорта; графики ППР (годовой, месячный, посменный); графики поставки комплектов материалов и запчастей; сметы затраты на капитальный ремонт (хозяйственным и подрядным способами); сводные сметы затрат на ремонт; сводные графики поставок материалов и запчастей. Не комплексное изготовление текущей и плановой документации приводит к слабой организации работ ремонтной бригады, срывам графика ремонтов головного оборудования, некачественному ремонту, что порождает сверхплановые ремонтные работы и вызывает потери производительности горного оборудования на 16-19 %.

Поэтому целесообразно организовать автоматизированное изготовление с помощью средств вычислительной техники требуемой технической и экономической документации [4]. В качестве информационной основы инженерных и экономических расчетов ремонтной службы первоначально берутся отраслевые ремонтные нормативы (периодичности, трудоемкости и продолжительности). По установленным плановым объемам ремонтных работ определяются размеры затрат по зарплате и отчислениям, а также затраты по материалам, запчастям и другим статьям. Нормативная информация систематизирована по типам оборудования карьера и комбината.

Входная информация выбирается из сменных рапортов и эксплуатационных данных и включает: даты последних капремонтов, состав комплектов материалов и запчастей на ремонт, структуру работ по капремонту оборудования, коды простоя оборудования. Организация информационных связей реализована по принципу базового подхода. Базы данных сформированы из самостоятельных блоков нормативной и текущей информации, что обеспечивает их гибкость. Накопленная информация по эксплуатации оборудования и результатам ведения ремонтных работ необходима в процессе решения следующих задач: учета ТЭП использования основных средств, автоматизированного построение сетевых графиков ремонта горного оборудования, установления отклонений от плановых параметров восстановительных работ, статистического контроля норм расхода материалов и запчастей [5], формирования данных о бухгалтерских проводках, расчета плановых дат обновления изношенного оборудования, расчета запасов материалов на складах по мере ведения ремонтных работ.

Предложенный порядок автоматизированного расчета плановых и текущих технико-экономических показателей работы службы главного механика позволяет: снижать до 65 % трудоемкость изготовления инженерной и экономической документации; обеспечить статистический контроль расходования материалов и запчастей; значительно облегчать деятельность ремонтной службы; совмещать графики остановки горнотранспортного оборудования [3]; контролировать карты смазки оборудования; по необходимости пересчитать параметры сетевых графиков и вывести на экран дисплея (или на твердую копию) фрагменты графика остановки оборудования по запросу специалистов; оптимизировать запасы материалов и запчастей на складах.

Работа специалистов службы главного механика взаимоувязана с деятельностью других подразделений в контуре текущего и оперативного управления [2], что повышает качество принимаемых решений по использованию оборудования предприятия.

-------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Арсентьев А.И., Арсентьев В.А. Пути развития технологий в горнодобывающей промышленности США//Горный журнал, 2002. - №6. -С. 16-23.

2 Концепция формирования информационной основы карьера / В.А. Паду-ков, А.В. Селиванов, М.Л. Медведев, И.И. Вашлаев // ФТПРПИ, 1993. - №4. - С. 6773.

3 Ганицкий В.И. Организация производства на карьерах. -М.: Недра, 1983.

- 232 с.

4 Селиванов А. В. Организация и планирование горного производства: Метод указания по курсовой работе “Текущая организация капитального ремонта драги”.- Красноярск: Изд-во КИЦМ, 1990.- 40 с.

5 Автоматизированный учет материалов на горном предприятии с расчетом и контролем их баланса / В.В. Ефремов, А.В. Селиванов, И.И. Вашлаев, В.Г. Трофимов II Изв. вузов Горный журнал, 1999. - №1-2. - С. 88-95. ШИН

— Коротко об авторах ----------------------------------------

Селиванов А.В. - доцент, кандидат технических наук,

Бурменко А.Д. - доцент,

Сибирский федеральный университет. Институт цветных металлов и

золота.

© Си-.»ит- Тун, 2008

Со-Мин-Тун

МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛИЕНТ-СЕРВЕРНОЙ

СЕТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.