Научная статья на тему 'Особенности технологии доработки округлых крутопадающих месторождений'

Особенности технологии доработки округлых крутопадающих месторождений Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
149
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ДОРАБОТКА / КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / АВТОСАМОСВАЛЫ / СПОСОБЫ БУРЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Косолапов А. И., Токаренко А. В., Кутузов Б. Н.

Рассмотрены вопросы рациональных схем доработки крутопадающих месторождений с учетом мощности применяемого бурового, погрузочно-транспортного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Косолапов А. И., Токаренко А. В., Кутузов Б. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности технологии доработки округлых крутопадающих месторождений»

----------------------------------------- © А.И. Косолапов, А.В. Токаренко,

2010

УДК 622.271

А.И. Косолапов, А.В. Токаренко

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ДОРАБОТКИ ОКРУГЛЫХ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Рассмотрены вопросы рациональных схем доработки крутопадающих месторождений с учетом мощности применяемого бурового, погрузочно-транспортного оборудования.

Ключевые слова: экономическая целесообразность, доработка, крутопадающих месторождений, автосамосвалы, способы бурения, инновационные технологии.

Семинар № 17

А ктуальность темы. На сего-''^дняшний день многие горнодобывающие предприятия сталкиваются с проблемой отработки глубинных запасов при разработке крутопадающих месторождений полезных ископаемых открытым способом. Проблема заключается в наличии большого количества полезного ископаемого ниже проектного дна карьера, добыча которых сдерживается значительными затратами на дальнейшую углубку при помощи открытых горных работ, а переход на подземный способ требует значительных капитальных затрат и не обеспечивает высокой производительности. Экономическая целесообразность отработки карьеров оценивается граничным коэффициентом вскрыши, который при проектировании закладывался с учетом существующих на тот момент цен на полезное ископаемое. Сейчас в условиях мирового экономического кризиса цены на многие полезные ископаемые выросли. Особенно выросли цены на драгоценные металлы - золото, серебро и на драгоценные камни, так как они являются надежным инструментом для сбережения накоплений и инвестиций в условиях долговременной экономической нестабильности мирового рынка ценных бумаг, как для ча-

стного бизнеса, так и в государственных масштабах (стратегический золотой запас). В то время как стоимость горного оборудования и запасных частей снижаются, дешевеет рабочая сила. Учитывая сложившуюся динамику спроса и прогноз цен на будущие периоды, добыча глубинных запасов становится экономически эффективной, при условии применения новейших технологий и техники, которые позволят значительно сократить издержки производства. Кроме того требуется равномерное распределение добычи полезного ископаемого и вскрышных работ по годам, а так же поэтапная отработка карьеров, с целью оптимизации затрат на производство горных работ в различные периоды времени.

Цель работы. Обоснование экономически целесообразной технологии и стратегии доработки округлых крутопадающих месторождений полезных ископаемых.

Идея работы. Состоит в том, что за счет применения поэтапной отработки месторождения открытым способом и внедрения инновационных технологий и техники большой единичной мощности производить доработку глубинных запасов.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния технологии и условий открытой разработки крутопадающих месторождений при значительной глубине залегания полезных ископаемых.

2. Исследовать влияние на показатели эффективности современного горно-транспортного оборудования различных факторов и выбрать, обосновав рациональность его применения при доработке глубокозалегающих запасов округлых крутопадающих месторождений полезных ископаемых.

3. Исследовать влияние и возможность рационального применения инновационных технологий в области автоматизации управления процессами горных работ и мониторинга устойчивости бортов карьера.

4. Проанализировать и выбрать факторы, позволяющие компенсировать рост себестоимости добычи полезного ископаемого, связанный с углубкой карьера.

5. Обосновать выбор оптимального способа бурения при доработке глубинных запасов округлых крутопадающих месторождений полезных ископаемых.

6. Иллюстрация разработанной методики для оценки эффективности ее применения при доработке запасов золотосодержащих руд в условиях карьера «Восточный» Олимпиадинского месторождения.

Основные научные положения.

1. Увеличение производительности карьера при доработке глубинных запасов, за счет применения техники большой единичной мощности, высокого коэффициента использования и технической готовности, с целью повышения интенсивности

горных работ и снижения себестоимости добычи руды.

2. Поэтапная доработка округлых крутопадающих месторождений полезных ископаемых открытым способом, с вовлечение в переработку заскладиро-ванных забалансовых запасов руд и хво-стохранилищ, для стабильной производительности по готовой продукции.

3. Рациональное расположение

мест разгрузки вскрышных пород и складирования полезного ископаемого, с целью оптимизации расстояния транспортирования по годам.

Научная новизна работы

1. Определяются наиболее эффективные способы бурения при доработке крутопадающих месторождений полезных ископаемых.

2. Устанавливается зависимость

производительности горного оборудования от применения автоматизированных систем управления горно-транспортным комплексом.

3. Обоснование применения автоматизированной системы мониторинга деформационных процессов бортов карьера при доработке округлых крутопадающих месторождений полезных ископаемых.

Практическая значимость работы

Практическая значимость работы заключается в разработке научно обоснованной стратегии рентабельной доработки глубинных запасов крутопадающих месторождений полезных ископаемых открытым способом, за счет применения инновационной техники и технологий, который позволят максимально интенсивно и безопасно вести горные работы при значительной глубине карьера.

Методы исследований

Методологической базой работы послужили труды отечественных и зару-

бежных ученых и практиков открытой разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом и взрывного дела. При решении поставленных задач использовались методы научного анализа и обобщения теоретических исследований, горно-

геологическое моделирование, данные производственной и проектной практики.

Достоверность научных положений

Достоверность научных положений обосновывается обширной информационной базой, основанной на большом объеме проанализированной и обобщенной информации по ряду отечественных и зарубежных горнодобывающих предприятий, получением удовлетворительных результатов расчетов с практикой эксплуатации карьеров и результатами других исследователей.

Идея работы состоит в применении поэтапной доработке крутопадающих месторождений с равномерным распределением горных работ связанных с разноской бортов карьера, для расширения рабочей зоны в нижней части карьера и работ, связанных с углубкой карьера. При этом отработка карьера должна осуществляться со стабильной производительностью по горной массе и добыче полезного ископаемого. Это позволит получить на конец отработки суммарную прибыль на 30-35 % выше, чем при отработке в конечных контурах. Для этого необходимо будет создавать временно нерабочие борта карьера, с последующей их расконсер-вацией при выходе на очередной этап разноски бортов карьера и его углубки.

На сегодняшний день многие российские и зарубежные горнодобывающие предприятия столкнулись с проблемой отработки глубокозале-276

гающих запасов полезного ископаемого в карьерах. Это и карьеры «Мир», «Юбилейный», «Айхал», «Удачный», отрабатывающие алмазные трубки в Якутии, карьер «Восточный», отрабатывающий Олимпиадинское месторождение рудного золота в СевероЕнисейском районе Красноярского края, золотодобывающие карьеры США Round Mountain Gold Mine (совместное предприятие BARRIK GOLD и KINROSS, штат Невада), Chino Mine (штат Нью Мехико) и др. Вышеперечисленные предприятия, имеют значительные запасы полезного ископаемого на глубине ниже отметок проектного дна карьеров, определенных в проектах на конец их отработки. Поэтому встает делема: либо переходить на подземный способ добычи, проходя подземные горные выработки с нижних горизонтов карьера, как это сделали в карьере «Айхал» и делают в «Юбилейном», либо продолжать отработку открытым способом. Переход на подземный способ добычи требует значительных капитальных затрат на проходку подземных выработок (ствол, штреки), полное техническое перевооружение и т.д. Кроме того, подземный способ не обеспечивает высокой производительности, что может не обеспечить рентабельность производства. Доработка запасов полезного ископаемого открытым способом позволяет выйти на высокие показатели производительности. Но так же имеет отрицательные факторы:

1. Увеличение себестоимости добычи с увеличением глубины карьера, за счет увеличения расстояния транспортирования.

2. Обеспечение устойчивости бортов карьера на период доработки карьера.

Смягчить факторы, влияющие на широкого внедрения инновационных

увеличение себестоимости, можно путем технологий, применением горнотранс-

переработки забалансовых запасов по- портного оборудования большой еди-

лезного ископаемого и хвостохранилищ, ничной мощности.

Рис. 1. Двусторонняя погрузка

Это позволит значительно увеличить производительность, за счет увеличения коэффициента использования оборудования, снизить затраты на фонд оплаты труда и затраты на эксплуатацию оборудования.

Таблица №1, 2, 2,1. Применение схем двусторонней погрузки (рис. 1) широко применяемые на зарубежных карьерах позволяют увеличить производительность экскаваторов на 1020%, поэтому их применение необходимо параллельно с вводом в эксплуатацию горно-транспортного оборудо-

вания большой единичной мощности и на отечественных карьерах.

Из рис. 2 видно, что основные производственные затраты золотодобывающие компании несут по статьям «оплата труда», «химикаты», «топливо», «расходные материалы и запчасти». Применение горно-транспортного оборудования большой единичной мощности, автоматизированных систем управления горно-транспортным комплексом и оптимального способа бурения взрывных скважин помогут увеличить производительность труда, а следовательно сни-

зить затраты по статьям «оплата труда», «топливо», «расходные материалы и запчасти».

Переработка хвостов позволит снизить затраты по статье «химикаты», а применение автоматизированной системы мониторинга деформационных процессов бортов карьера, позволит безопасно вести гонные работы и вовремя реагировать на деформационные процессы.

278

Таблица 1

Расчет эффективности применения автосамосвалов различной грузоподъемности для выполнения объемов транспортной работы по курсу 1 долл. = 35 руб.

Наименование показателя Ед. изм. САТ-789С TEREX САТ 777Д Ж-785

Объем тонн/год 25 291 034 25 291 034 25 291 034 25 291 034

Расстояние физическое км 2,90 2,90 2,90 2,90

Грузооборот ткм 73 344 000 73 344 000 73 344 000 73 344 000

Выработка на 1 м/см тонн 6 312,87 4 769,72 3 156,44 3 156,44

Потребное кол-во м/см м/см 4 006,00 5 302,00 8 013,00 8 013,00

Потребное кол-во а/м в смену на линии ед 5,5 7,3 11,0 11,0

Коэффициент выхода на линию (план) ед 0,910 0,910 0,910 0,910

Потребное списочное кол-во а/м в парке (план) ед 6,0 8,0 12,1 12,1

Коэффициент выхода на линию (факт по ЦБА Олимпиа-динского ГОКа) 0,900 0,900 0,900 0,900

Потребное списочное кол-во а/м в парке (факт) ед 6 8 12 12

Норма времени на 1 рейс час 0,2937 0,2937 0,2937 0,2937

Годовой фонд рабочего времени, моточасов/год моточас 48 606 64 331 97 224 97 224

Продолжительность рабочей смены час 11 11 11 11

Подготовительно-заключительное время час 1,0 1,0 1,0 1,0

Время пробега от автоколонны до пункта погрузки и от пункта разгрузки до автоколонны (нулевой пробег) час 0,10 0,10 0,10 0,10

Время в наряде без нулевого пробега час 10,3 10,3 10,3 10,3

Расчетное количество рейсов в смену ед 35,1 35,1 35,1 35,1

Коэф-т перевыполнения норм выработки 1,00 1,00 1,00 1,00

Количество рейсов с учетом коэф-та перевыполнения ед 35,1 35,1 35,1 35,1

Грузоподьемность автомобиля тонн 180,00 136,00 90,00 90,00

Коэф-т использования грузоподьемности 1,00 1,00 1,00 1,00

Количество рабочих дней в году для данной перевозки дн 365,0 365,0 365,0 365,0

Количество рабочих смен в сутки для данной перевозки ед 2,0 2,0 2,0 2,0

Работающих непосредств. в карьере единиц 6 8 12 12

Количество рабочих смен

Расстояние транспортировки

Наименование показателя

Общий объем транспортировки

Объем транспортировки на 1 единицу

Сменная выработка 1 единицы

Плотность горной массы

Среднее количество рейсов в смену

Загрузка кузова

Всего грузовая работа

Всего грузовая работа на 1 един.

Выработка тыс.тн.км/списочн. автотонну численность, чел. (средн.) на 1 а/м = 4 чел.

Условная сумма зарплаты водителя ФОТ (зарплата + ЕСН и ФСН), руб./период на 1 чел. ВСЕГО ФОТ, руб./период Балансовая стоимость, руб.

Срок полезного использования

Амортизационные отчисления ВСЕГО, руб/период

Расход ДТ (норма)

Цена ДТ

Расходы на ДТ, руб.

Расходы на масла и смазки, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Норма расхода масел: картер двигателя

Норма расхода масел: коробка передач

Норма расхода масел: бортовая передача

Норма расхода масел: гидросистема

Норма расхода: автоматическая смазка, число замен

Цена масел: картер двигателя

Цена масел: коробка передач

ы —і

40

см 732 732 732 732

км 2,9 2,9 2,9 2,9

Ед. изм. САТ-789С ТЕЬ(ЕХ САТ 777Д 1ГО-785

т.м3 9 000 9 000 9 000 9 000

т.м3/един 1 476,0 1 115,2 737,9 737,9

м3/см 2 016,4 1 523,6 1 008,1 1 008,1

т/м3 2,81 2,81 2,81 2,81

р/см/ед. 31 31 31 31

м3 64,1 48,4 32,0 32,0

тыс.т.км 73 344 73 344 73 344 73 344

тыс.т.км/ед 12 029 9 088 6 014 6 014

тыс.т.км 66,8 50,5 33,4 33,4

чел./а/м 4 4 4 4

руб./мес. 60 ООО 55 000 50 000 50 000

руб./чел. 933 840 856 020 778 200 778 200

руб./год 22 776 031 27 632 378 37 964 789 37 964 789

руб./ед. 157 482 640 88 013 625 49 048 685 46 200 000

мес. 96 65 65 65

руб./год 120 029 577 131 127 008 110 439 652 104 025 458

г/т.км. 68 100 97 110

руб./т. 19 461 19 461 19 461 19 461

руб./год 97 061 289 142 737 189 138 455 073 157 010 908

руб./год 4 554 986 4 168 230 6 148 925 3 593 273

кг/час. 0,708 0,766 0,445 0,231

кг/час. 0,069 0,000 0,076 0,100

кг/час. 0,341 0,029 0,297 0,118

кг/час. 0,467 0,300 0,266 0,176

кг/2000 час. 0,040 0,030 0,008 0,015

руб./кг 58,218 58,054 58,218 58,177

руб./кг 58,036 59,794 58,036 58,176

280

Цена масел: бортовая передача

руб./кг

58,036

59,794

58,036

58,176

Окончание табл. 1

Наименование показателя Ед. изм. САТ-789С TEREX САТ 777Д Ж-785

Цена масел: гидросистема руб./кг 58,300 58,300 58,300 58,300

Цена: автоматическая смазка руб./кг 36,339 36,339 36,339 36,339

Расходы на ТО и ТР руб./год 1 746 794 2 445 512 6 987 177 6 987 177

Списочное количество ремонтного персонала чел. 5 7 20 20

Баланс рабочего времени для списочного состава ремонтных рабочих час. 2 582 2 582 2 582 2 582

Трудоемкость производства ТО и ТР чел.час 12 910 18 074 51 640 51 640

Стоимость 1 чел. часа руб./чел.час 135 135 135 135

Расход шин шт./ год 47 89 62 62

Цена шин, руб./шт. руб./ компл. 630 000 560 000 420 000 420 000

Расходы на шины ВСЕГО руб./год 29 504 250 49 586 425 26 229 273 26 229 273

Расходы на материалы, запчасти (8 % от балансов. ст-сти в год) руб./год 76 818 929 56 821 703 47 857 183 45 077 699

Транспортно-заготовительные расходы (17%) руб./год 35 349 707 43 063 303 37 177 377 39 424 896

Итого приведенные затраты руб./год 386 094 768 455 136 236 404 272 273 413 326 297

удельная стоимость 1 т. км. руб./т.км 5,26 6,21 5,51 5,64

Таблица 2

Сравнительный расчет прямых расходов на экскавацию горной массы выемочным оборудованием

Наименование показателя ед. изм. ЭКГ - 10 LIBHERR R994 ЭКГ - 20 P&H (25,5 м3)

1. Расходы на оплату труда Расходы на оплату труда за период, в т.ч.: тыс. руб. 1 763 1 763 1 970 1 970

- среднемесячная зарплата работников, в т.ч.: руб./ мес. 113 282 113 282 126 597 126 597

машинист руб./ мес. 58 462 58 462 68 135 68 135

помощник машиниста руб./ мес. 54 820 54 820 58 462 58 462

- отчисления ЕСН и ФСС руб./ мес.

машинист руб./ мес.

помощник машиниста руб./ мес.

2. Расходы на электроэнергию

Удельный расход электроэнергии кВт.час./м3

Объем потребленной эл-энергии т.кВт.час/год

Тариф руб/кВт.час

Сумма расходов на электроэнергию тыс. руб.

3. Расходы на ГСМ

Расчетное количество ГСМ

1. Трансмиссионное Тэп-15 кг

2. Смазка солидол УС-1, С, Литол-24 кг

3. Смазка графитная УСсА кг

4. МАСЛО ВЕРЕТЕННОЕ АУ кг

6. МАСЛО ALBIDA HD 2 кг.

7. СМАЗКА ALVANIA ЕР ARCTIC МОП кг.

8. МАСЛО SPIRAX ASX 75W/90 кг.

9. Масло SAE 10W30 кг.

10. Антифриз кг

11. МАСЛО SHELL CORENA AS 46 КОМПРЕС. кг

12. Дизельное топливо т.

Расчетная цена ГСМ

1. Трансмиссионное Тэп-15 руб./кг

2. Смазка солидол УС-1, С, Литол-24 руб./кг

3. Смазка графитная УСсА руб./кг

4. МАСЛО ВЕРЕТЕННОЕ АУ руб./кг

6. МАСЛО ALBIDA HD 2 руб./кг

7. СМАЗКА ALVANIA ЕР ARCTIC MOLI руб./кг

8. МАСЛО SPIRAX ASX 75W/90 руб./кг

9. Масло SAE 10W30 руб./кг

10. Антифриз руб./кг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. МАСЛО SHELL CORENA AS 46 КОМПРЕС.

12. Дизельное топливо руб/т

расходы на ГСМ тыс. руб.

ТЗР %

33 645 17 363 16 282 1,21 2 819 33 645 17 363 16 282 37 599 20 236 17 363 Л 2,5 9 168

1,16 - 1,16

3 270 - 10 634

1 183

1 587 1 167 128 422 3 371 1 593 8 843 263 2 376 52

0 614

28 28 28

39 39 39

ЗО ЗО ЗО

23 23 23

246 246 246

231 231 231

207 207 207

63 63 63

124 124 124

43 825 43 825 43 825

15 804 15 804 15 804

133 11 500 2 369

9,6% 9,6% 9,6%

37 599 20 236 17 363

ІД

8 273 1,16

9 597

4 001 1 042

З 371 6 709

65

28 39 30 23 246 231 207 63 124 43 825 15 804 5 157 9,6%

Итого сумма расходов на ГСМ за месяц

4. Расходные и нормируемые материалы ЗУБ КОВША (КОРОНКА ЗУБА КОВША)

Удельный расход (норма)__________________

Расчетное количество зубьев (коронок) шт.

цена за единицу тыс. руб/шт.

ТЗР %

Сумма расходов на зубья (коронки) тыс. руб.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ

Удельный расход (норма) т (шт) /млн. м3

Расчетное количество израсходованного каната т (шт. комп.)

цена за единицу тыс. руб./т

ТЗР %

Сумма расходов на канат стальной тыс. руб.

Запчасти (подшипник, электрощетки, сервиспакеты и прочее)

Всего списано за 9 месяцев 2008 г. на сумму тыс. руб.

Расчетные расходы на запчасти в 2009 г. тыс. руб./ год

ТЗР %

Сумма расходов на запчасти тыс. руб.

6. Амортизационные отчисления

Балансовая стоимость т. руб.

Срок полезного использования мес.

Амортизационные отчисления за период 2009 г. тыс. руб.

Приведенные затраты тыс. руб.

Объем горной массы (годовой) тыс. м3

Годовой фонд рабочего времени моточас.

Стоимость 1 моточаса работы руб./ час.

тыс. руб.

шт/млн. м3

| 145 12 604 2 596 5 652

| 27 12 32 16

Окончание табл. 2

63 27 119 124

11 18 13 43

14% 14% 14% 14%

773 558 1 750 6 012

8 11 2,4

19 41 11

35 35 108

14% 14% 14% 14%

738 - 1 615 1328

3 707 9 067

4 943 12 089 6 113 12 871

14% 14% 14% 14%

5 635 13 781 6 969 14 673

81 519 80 036 218 ООО 459 000

61 85 300 300

1336 942 8 720 18 360

13 661 29 648 34 254 57 591

2 333 2 218 3 713 7 755

7 746 6 819 7 549 7 549

1,76 4,35 4,54 7,63

283

Приведенные затраты на 1 м горной массы

руб./ м

5,86

13,37

9,23

7,43

Таблица 3

Исходная информация для сравнительного расчета эффективности использования выемочного горного оборудования

№ п/п Данные ЭКГ-20 P&H (25,5 м3) ЭКГ-10 LIBHERR R994

1 Емкость ковша, м3 20 25,5 10 11

Фонд рабоч. времени, календарный, час./год 8041 8041 8041 8041

2 Фонд рабоч. времени, с учетом кап. ремонтов, час./год 7 549 7 549 6 654 6 819

3 Продолжительность 1 смены, час. 11 11 11 11

4 Количество рабочих смен в год, см/год 686 686 605 620

5 Коэффициент использования во времени 0,8 0,82 0,8 0,79

6 Производительность сменная, м3/см 5 410 11 300 3 070 3 578

7 Производительность годовая, т. м3/год 3 713 7 755 1 857 2 218

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Мощность сетев. эл. двиг., кВт 2 250 2 000 715 -

8.1 Мощность трансформатора, кВт 400 325 160 -

8.2 Коэффициент мощности (cos ф) 0,7 0,7 0,7 -

8.3 Коэффициент спроса по мощности электроприемника 0,6 0,6 0,55 -

8.4 Средние продолжительные нагрузки, кВт 1 518 1 337 455 -

8.5 Потребляемая электроэнергия (тыс. кВт_час/год) 9 168 8 273 2 421 -

8.6 Удельный расход электроэнергии (кВт_час/м3) 2,47 1,07 1,30 -

%

■ Оплата труде • Энергия и тепло Топливо

■ Расходные «латериалы и запчасти ■ Химикаты

■ Налети і Услуги стсрснних организации

Источник: «Полюс Золото-

Рис. 2. Типичная структура производственных затрат золотодобывающей компании на примере «Полюс Золота»

Это позволит значительно увеличить производительность, за счет увеличения коэффициента использования оборудования, снизить затраты на фонд

1. Андросов А.Д., Разживин В.М., Николаев М.И. Корреляционный анализ факторов, влияющих на себестоимость вскрышных работ объединения «Якуталмаз» / Колыма. - 1983. -№ 10. - С. 23-25.

2. Андросов А.Д. Учет фактора сезонности при оптимизации текущих планов горных работ в карьере // Колыма. - 1985. - № 11. - С. 17-18.

3. Арсентьев А.И. Определение производительности и границ карьеров. - М. - Недра, 1970. - 320 с.

4. Акишев А.Н., Попов Ю.С., Кулешова Т.П. Автоматизированный горно-геометрический анализ карьеров простой формы с автомобильным транспортированием пород //Известия вузов. Горный журнал. - 1988. - № 9. - С.20-23.

5. Васильев М.В. Транспорт глубоких карьеров. - М. - Недра, 1983. - 295 с.

оплаты труда и затраты на эксплуатацию оборудования.

Соответственно при выборе технологии доработке округлых крутопадающих месторождений, за основу должны браться технологии, позволяющие минимизировать представленные в графике затраты и которые позволят безопасное производство добычных работ открытым способом. Именно эти особенности технологии позволят смягчить факторы удорожания горных работ при работе на глубоких горизонтах и позволят вести рентабельную добычу полезных ископаемых при доработке округлых крутопадающих месторождений.

1ИГД=1

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6. Вашлаев И.И., Подсохин Е.Л. Оценка стабильности функционирования на карьерах погрузочно-транспортного комплекса с учетом надежности машин // Известия Вузов. Горный журнал. - 1987. - № 9. - С. 73-77.

7. Влияние климата на организацию и планирование горных работ в карьере /Шпанский О.В., Кисилева М.Г. и др. // Горный журнал. - 1973. - № 11. - С. 14-16.

8. Выбор вида карьерного транспорта (Методика). Труды ИГД МЧМ. - М. - Недра. -1973. - 167 с.

9. Гавришев С.Е. Обоснование рациональной последовательности формирования рабочей зоны карьеров при разработке крутопадающих месторождений // Автореф. дис. канд. техн. наук. - Л. - Изд-во ЛГИ, 1990. - 20 с.

1ИГД=1

— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------

Косолапов А.И. - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Открытых горных работ и зав. отделом «Горное бюро» Сибирского федерального университета, Института горного дела, геологии и геотехнологии, VMakarov@sfu-kras.ru Токаренко А.В. - горный инженер, начальник Рудоуправления ЗАО «Полюс» Олимпиадин-ского ГОКА, info@polyusgold.com________________________________________________

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.