Научная статья на тему 'Обоснование параметров этапа открытых горных работ в переходные периоды разработки крутопадающих месторождений'

Обоснование параметров этапа открытых горных работ в переходные периоды разработки крутопадающих месторождений Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
646
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРАБОТКА / ВСКРЫТИЕ / OPENING / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / TRANSITION PERIOD / ЭТАП РАЗРАБОТКИ / ГЛУБИНА КАРЬЕРА / OPEN PIT MINE DEPTH / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ЗАКОНТУРНЫЕ ЗАПАСЫ / ВНУТРЕННИЙ ОТВАЛ / INTERNAL DUMP / RE-EXCAVATION / MINING STAGE / PITWALL AND BOTTOM RESERVES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бурмистров К.В., Овсянников М.П.

Представлены результаты расчетов по оценке влияния параметров этапов открытых горных работ на продолжительность переходного периода и эффективность последующих этапов разработки месторождения. Крутопадающие глубокие месторождения, как правило, разрабатываются этапами. При приближении горных работ к контурам, соответствующим окончанию отработки текущего этапа принимается решение о проектировании последующего этапа. От параметров текущего и последующего этапов, а также принятых и реализованных технологических решений в период перехода от одного этапа разработки к другому во многом зависит эффективность разработки месторождения. Технологические решения по обоснованию параметров этапов разработки месторождений открытым способом в статье рассмотрены на примере железорудного месторождения «Малый Куйбас». Для обеспечения эффективности открытых горных работ при переходе на следующий этап разработки предложено изменить концентрацию горных работ и оборудования в рабочей зоне карьера, изменить участок размещения и параметры внутреннего отвала, что приведет к сокращению транспортной работы и снижению себестоимости вскрышных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бурмистров К.В., Овсянников М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Validation of open pit stage design in the transition periods of mining at steeply dipping mineral deposits

The article presents the calculated estimates of influence exerted by open pit mining stage parameters on the duration of the transition period and on the further mining efficiency. Steeply dipping and thick mineral deposits are developed by stages, as a rule. As mining approaches the limits of a current stage, the next mining phase is to be planned and designed. The parameters of the current and furthers stages, as well as the accepted and implemented engineering solutions in the transition period between the mining stages govern in many ways efficiency of mineral resources development. The engineering solutions on parameters of open pit mining stages are discussed in this article in terms of the Malyi Kuibas iron ore mine. In order to ensure efficient open pit mining in the transition period, it is suggested to change concentration of mining operations and equipment in the working zone of open pit and as well as the location site and parameters of internal dumps, which will decrease amount of hauling and reduce stripping cost.

Текст научной работы на тему «Обоснование параметров этапа открытых горных работ в переходные периоды разработки крутопадающих месторождений»

УДК 622.271

К.В. Бурмистров, М.П. Овсянников

ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЭТАПА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТ В ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Аннотация. Представлены результаты расчетов по оценке влияния параметров этапов открытых горных работ на продолжительность переходного периода и эффективность последующих этапов разработки месторождения. Крутопадающие глубокие месторождения, как правило, разрабатываются этапами. При приближении горных работ к контурам, соответствующим окончанию отработки текущего этапа принимается решение о проектировании последующего этапа. От параметров текущего и последующего этапов, а также принятых и реализованных технологических решений в период перехода от одного этапа разработки к другому во многом зависит эффективность разработки месторождения. Технологические решения по обоснованию параметров этапов разработки месторождений открытым способом в статье рассмотрены на примере железорудного месторождения «Малый Куйбас». Для обеспечения эффективности открытых горных работ при переходе на следующий этап разработки предложено изменить концентрацию горных работ и оборудования в рабочей зоне карьера, изменить участок размещения и параметры внутреннего отвала, что приведет к сокращению транспортной работы и снижению себестоимости вскрышных работ.

Ключевые слова: доработка, вскрытие, переходный период, этап разработки, глубина карьера, транспорт, законтурные запасы, внутренний отвал.

DOI: 10.25018/0236-1493-2018-6-0-20-28

Современные условия функционирования карьеров характеризуются увеличением текущей и проектной глубины ведения горных работ. Проектные глубины карьеров по добыче рудных полезных ископаемых приближаются к 1000 м, до недавнего времени производство горных работ на таких глубинах было возможно только подземным способом. Даже при разработке месторождений строительных горных пород, доставка полезного ископаемого планируется с глубин, превышающих 200 м.

Разработка глубоких крутопадающих месторождений производится в течение нескольких десятилетий. За такой период предприятие сталкивается с неодно-

кратными изменениями внешних факторов их функционирования, например нестабильностью на рынках минерального сырья, которая характеризуется изменениями цен и спроса, как в сторону роста, так и снижения.

Также изменяются факторы внутренней среды — с ростом глубины карьеров изменяются горнотехнические условия эксплуатации месторождения, уточняются запасы и кондиции на полезное ископаемое. Чтобы адаптироваться под изменяющиеся внешние и внутренние экономические и горнотехнические факторы горнодобывающие предприятия проходят переходные периоды [3, 11, 12].

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2018. № 6. С. 20-28. © К.В. Бурмистров, М.П. Овсянников. 2018.

Применительно к геотехнологии в работе [1] под переходным периодом понимается время перехода предприятия с одного порядка и способа отработки месторождения на другой (время осуществления переходного процесса). Порядок отработки месторождения — это стабильная во времени последовательность освоения минерального объекта по определенной технологии и с использованием определенного комплекса горнотранспортного оборудования.

Реагируя на внутренние и внешние изменения, переходные периоды на горнодобывающих предприятиях происходят внутри этапа разработки, при переходе с одного этапа на другой или при переходе с одного способа разработки на другой. Основные причины возникновения указанных видов переходных периодов, а также задачи, которые при

этом решаются на горнодобывающих предприятиях, представлены в табл. 1.

Многие исследователи [1, 4, 8, 10, 13 и др.] отмечают, что одним из самых сложных переходных периодов является переход на подземный способ разработки. Причинам этого являются: существенные капитальные затраты, продолжительный срок строительства шахты, отсутствие квалифицированного персонала, отсутствие специализированной инфраструктуры и множество других факторов, которые осложняют потенциальный переход на подземную добычу. Однако при наличии запасов ниже дна карьера на глубинах более 1000 м соответствующего качества и в достаточном объеме для того чтобы обеспечить планируемую рентабельность производства, переход на подземный способ разработки будет неизбежен. При рассмат-

Таблица 1

Характеристика переходных периодов разработки месторождений открытым способом

Characteristics of transition periods in open pit mineral mining

Вид переходного периода Основные решаемые задачи Причины возникновения переходного периода

Внутри этапа разработки снижение затрат на вскрышные работы; сокращение затрат на транспортирование рост глубины карьера; увеличение транспортной работы

Переход с одного этапа разработки на другой продолжение функционирования горнодобывающего предприятия; изменение производительности предприятия по полезному ископаемому наличие запасов полезного ископаемого за проектным контуром карьера; имеется оборудование, персонал, инфраструктура для дальнейшего развития открытых горных работ

Переход с одного способа разработки на другой продолжение функционирования горнодобывающего предприятия; получение дополнительной прибыли (сокращение затрат); поддержание производительности предприятия по полезному ископаемому; наращивание производственной мощности горнодобывающего предприятия увеличение текущего коэффициента вскрыши; рост затрат на разработку, в основном транспортных; отработка запасов доступных для открытых горных работ; экологические ограничения; отсутствие свободных площадей для развития открытых горных работ; усложнившиеся гидрогеологические условия

риваемой глубине менее 1000 м при современном уровне техники открытый способ разработки является конкурентным и выбор вида переходного периода обосновывается технико-экономическими расчетами.

Чтобы обеспечить безразрывность в добыче руды между открытыми и подземными работами необходимо начинать переход на подземную разработку заблаговременно, либо перейти на следующий этап открытого способа разработки, в ходе которого будут подготавливаться технологические и организационные условия для перехода на другой способ добычи. В таких условиях возможно обеспечить совместное функционирование двух рудников, открытого и подземного, в течение определенного периода, что позволит увеличить производительность по добыче руды с месторождения.

Эффективность деятельности горнодобывающего предприятия в переходный период и в последующий этап разработки во многом будет определяться параметрами этапа, такими как проектная глубина этапа, производительность по руде и вскрыше, коэффициент вскрыши и др.

Принятые параметры этапа повлияют на капитальные и эксплуатационные затраты на разработку месторождения. Теория и практика разработки глубоких крутопадающих месторождений показывает, что с увеличением глубины ведения горных работ, наибольшая доля затрат приходится на создание схемы вскрытия и организацию по ней транспортирования горной массы, данный вопрос поднимался в работах [5, 7 и др.].

Принятые параметры этапа повлияют на объем транспортной работы, на количество средств транспорта и на параметры транспортных коммуникаций, на распределение оборудования в рабочей зоне карьера.

Обоснование параметров этапа для крутопадающих месторождений было рассмотрено на примере месторождения железных руд «Малый Куйбас».

В настоящее время месторождение разрабатывается открытым способом. Разработку осуществляет ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат». По текущему проекту открытые горные работы, в существующих проектных контурах, будут завершены к 2023 г. За проектным контуром карьера имеются запасы, которые позволяют продолжить разработку месторождения. Варианты перехода на комбинированный открыто-подземный способ разработки данного месторождения рассматривался ранее [6, 9, 14]. Сложившаяся на настоящий момент ситуация на месторождении показывает, что переход на текущем этапе на комбинированный способ разработки без разрыва в добыче руды практически не возможна. В таких условиях целесообразно рассмотреть возможность перехода на следующий этап разработки открытым способом.

Карьер «Малый Куйбас» представляет собой два транспортно-соединенных между собой участка — южную и северную части. Текущий проект предполагает первоочередную доработку южной части и формирования в отработанном пространстве внутреннего отвала. Но в таком случае будет потеряна возможность добыть открытым способом около 10 млн т руды с южного участка и 7 млн т с северного. Для того чтобы вовлечь в разработку данные запасы предлагается перейти на следующий этап разработки открытым способом. Параметры карьера по текущему проекту и планируемому варианту представлены на рис. 1 и 2.

По результатам горно-геометрического анализа были определены коэффициенты вскрыши в пределах следующего этапа разработки: в северной части он небольшой и составил около

6 м3/т, а в южной части — около 20 м3/т. При сохранении принятого направления развития горных работ, последовательности и интенсивности отработки участков карьера себестоимость добычи руды существенно увеличивается и становится практически неконкурентоспособной по сравнению с подземной разработкой. Поэтому было принято решение изменить интенсивность отработки участков месторождения.

В итоге была принята следующая последовательность отработки:

• в первую очередь предусмотрено частичное выполнение вскрышных работ и создание транспортного доступа к законтурным запасам южного участка. Для того чтобы обеспечивать производительность карьера по руде в этот период основная часть добычных работ ведется на северном участке с низким коэффициентом вскрыши. В таком режиме карьер может проработать около 10 лет со стабильной производительностью по руде и вскрыше.

• во вторую очередь производится интенсивная разработка южной части, при этом складирование вскрышных пород осуществляется в сформированном выработанном пространстве северного участка. Планируется разместить во внутреннем отвале около 42 млн м3 породы. При том, что по существующему проекту предусмотрено размещение в отработанном пространстве южной части карьера только 11,0 млн м3.

Обеспечить такой вариант отработки возможно путем изменения концентрации в рабочей зоне карьера и перераспределения горно-транспортного оборудования, создания вспомогательной схемы вскрытия на южном участке карьера и реконструкции существующей схемы вскрытия на южном и северном участках.

Для оценки концентрации экскаваторов на различных участках рабочей

зоны карьера был использован показатель, предложенный в [2].

Этим показателем является величина рабочей площади карьера, приходящаяся на 1 м3 емкости ковша экскаватора:

, тыс. м2/м3

k р

I ^

где Брз — площадь рабочей зоны карьера м2; Е — объем ковша экскаватора м3.

Результаты расчетов показателя концентрации оборудования кэрз и количества экскаваторов (Ы ) для вскрышных

Рис. 1. План карьера с нанесенными параметрами карьера по этапам разработки: 1 — контур карьера на современное состояние; 2 — контур карьера на конец отработки этапа по текущему проекту; 3 — проектируемый контур карьера на конец отработки этапа по предлагаемому варианту; 4 — проектируемый внутренний отвал

Fig. 1. Open pit mine layout with contour lines of operation stages: 1—current boundary of open pit; 2—ultimate limits of open pit by the end of the current project phase; 3—planned contour line of open pit by the end of the proposed variant phase; 4—planned internal dump

Рис. 2. Разрез карьера по линии с нанесенными параметрами этапов разработки: 1 — контур карьера на современное состояние; 2 — контур карьера на конец отработки этапа по текущему проекту; 3 — проектируемый контур карьера на конец отработки этапа по предлагаемому варианту; 4 — контур внутреннего отвала на конец отработки; 5 — рудные тела

Fig. 2. Section of open pit mine with the parameters of operation stages: 1—current boundary of open pit; 2—ultimate limits of open pit by the end of the current project phase; 3—planned contour line of open pit by the end of the proposed variant phase; 4—limits of internal dump by the end of mining; 5—ore bodies

и добычных рабочих зон представлен в табл. 2.

Из таблицы видно, что на отдельных участках существенно увеличивается концентрация оборудования, что потребует хорошего организационного обеспечения переходного периода.

Высокий коэффициент вскрыши в контурах этапа на южном участке потребовал поиска вариантов снижения затрат на вскрышные работы. Было предусмотрено размещать вскрышу в отработанной части северного участка, что существенно сократит транспортную работу и

не потребует отчуждения дополнительных земель под отвалы. Результаты технико-экономического сравнения представлены на рис. 3. Предлагаемый вариант развития позволит осуществить разработку следующего этапа открытых горных работ с сохранением количества горно-транспортного оборудования на запроектированном для существующего этапа уровне (рис. 4).

Обеспечить постоянный парк оборудования удается благодаря поддержанию постоянной производительности по руде и вскрыше и стабильной транс-

Таблица 2

Изменение показателей концентрации экскаваторов в рабочей зоне в переходный период

Change in concentration of excavators in working area in transition period

Участок карьера Современное состояние горных работ Планируемое состояние горных работ через 5 лет

Вскрышная зона Добычная зона Вскрышная зона Добычная зона

k^ , э' тыс. м2/м3 N, э' шт. k^, э' тыс. м2/м3 N, э' шт. k^ , э' тыс. м2/м3 N, э' шт. k^ , э' тыс. м2/м3 N , э' шт.

Южный 0 0 1,33 3 2,85 6 2 2

Северный 2 4 3,34 5 0 0 4,67 4

Рис. 3. Распределение затрат по рассматриваемым вариантам размещения вскрышных пород: вариант складирования пустой породы во внешний отвал (а); вариант складирования пустой породы во внутренний отвал (б); 1 — выемочно-погрузочные работы; 2 — транспортирование породы; 3 — буровзрывные работы; 4 — отвальные работы; 5 — прочие расходы

Fig. 3. Cost per overburden dumping alternatives: A—external dumping; B—internal dumping; 1—mining and loading; 2—haulage; 3—drilling and blasting; 4—dumping; 4—miscellaneous costs

портной работе вплоть до периода угасания горных работ (рис. 5).

На рис. 4 сокращение транспортной работы, начиная с 2026 г., связано с началом формирования внутреннего отвала.

Таким образом, в результате выполненных расчетов для месторождения

«Малый Куйбас» были определены параметры этапа открытой разработки для вовлечения в отработку законтурных запасов. Глубина этапа в южной части составила 80 м, в северной — 45 м. Производительность по руде составила 2,4 млн т/год, по вскрыше — до 22 млн т/год. Продолжительность пере-

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031

Сравнение производительностей карьера

Руда по проекту >С Вскрыша по проекту ■ Руда ■ Вскрыша

Рис. 4. Динамика объема добычи руды и вскрыши на карьере Fig. 4. Dynamics of stripping and actual extraction in open pit mine

Рис. 5. Динамика объемов добычи и транспортной работы по годам отработки: 1 — объем горной массы; 2 — расстояние транспортирования; 3 — транспортная работа

Fig. 5. Dynamics of mining and haulage per years: 1—volume of rocks; 2—haulage distance; 3—hauling operations

ходного периода,связанная с перераспределением оборудования по участкам карьера и созданием дополнительной схемы вскрытия составит 2 г.

Предложенный вариант перехода на следующий этап открытых горных работ позволяет вовлечь в отработку 17 млн т руды, расположенной за контуром карьера по существующему проекту при этом сохраняется производительность по руде на проектном уровне. Стабилизация затрат на разработку месторож-

дения обеспечивается изменением интенсивности горных работ и концентрации оборудования на участках карьера и формированием в отработанной части северного участка внутреннего отвала объемом 42 млн м3. Продолжительность планируемого этапа открытых горных работ является достаточной, чтобы подготовить предприятие к переходному периоду на открыто-подземную разработку по любому из рассмотренных в [14] варианте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яковлев В.Л., Соколов И. В., Саканцев Г. Г., Кравчук И.Л. Исследование переходных процессов при комбинированной разработке рудных месторождений // Горный журнал. — 2017. — № 7. — С. 46—50.

2. Сидоренко В. Н. Повышение эффективности эксплуатации глубоких карьеров с автомобильным транспортным формированием зон концентрации горных работ: дис. ... канд. техн. наук. — Магнитогорск, 1987. — 187 с.

3. Яковлев В. Л. Переходные процессы в технологии разработки сложноструктурных месторождений полезных ископаемых // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2015. — № S1—1. — С. 65—76.

4. Танков М. С., Шелковый И. С. Опыт отработки запасов руды в бортах и дне карьеров при переходе с открытого способа разработки на подземный // Записки Горного института. — 2012. — Т. 198. — С. 37—42.

5. Литвин Я. О. Расчет затрат на перемещение горной массы карьерными автосамосвалами // Вестник КузГТУ. — 2011. — № 1. — С. 31—33.

6. Бурмистров К. В., Колонюк А. А., Кидяев В. А. Выбор оптимального направления развития горных работ в период интенсивной разработки месторождения «Малый Куйбас» // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2010. — № 7. — С. 302—306.

7. Nehring M., Knights P. F., Kizil M.S., Hay E.A. comparison of strategic mine planning approaches for in-pit crushing and conveying, and truck/shovel systems // International Journal of Mining Science and Technology. — 2018. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S209526861630221X?via%3Dihub (дата обращения 31.03.2018).

8. King B., Marcos G., Newman A. Optimizing the open pit-to-underground mining transition // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 257, № 1, pp. 297—309.

9. Гавришев С. Е., Бурмистров К. В., Кидяев В. А. Использование преимуществ карьерного комбинированного транспорта при открыто-подземной разработке месторождений // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. — 2010. — № 3. — С. 5—7.

10. Ben-Awuah Eugene, Richter Otto, Elkington Tarrant, Pourrahimian Yashar. Strategic mining options optimization: Open pit mining, underground mining or both // International Journal of Mining Science and Technology. 2016. Vol. 26, № 6, pp. 1065—1071.

11. Яковлев В.Л. Исследование переходных процессов — новый методологический подход к разработке и развитию инновационных технологий добычи и рудоподготовки минерального сырья при освоении глубокозалегающих сложноструктурных месторождений // Проблемы недропользования. — 2017. — № 2. — С. 5—14.

12. Xiao-chuan Xua., Xiao-wei Gua., Qing Wang., Xian-wen Gao., Jian-ping Liu., Zong-kang Wang., Xun-hong Wang. Production scheduling optimization considering ecological costs for open pit metal mines // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 180, pp. 210—221.

13. Каплунов Д. Р., Рыльникова М. В., Калмыков В. Н., Петров Ю. А., Суслов В. А. Комбинированная геотехнология при освоении алмазоносного месторождения трубки «Удачная» // Горная промышленность. — 2005. — № 4(62). — С. 22—26.

14. Гавришев С. Е., Калмыков В. Н., Бурмистров К. В., Гоготин А.А., Петрова О. В. Обоснование рациональных вариантов перехода с открытого на подземный способ разработки месторождения «Малый Куйбас» // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2013. — № 4. — С. 132—139. HZH

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Бурмистров Константин Владимирович1 — кандидат технических наук, доцент, e-mail: burmistrov_kv@mail.ru,

Овсянников Максим Павлович1 — e-mail: ovsynnikovmp@gmail.com, 1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

ISSN 0236-1493. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2018. No. 6, pp. 20-28.

Validation of open pit stage design in the transition periods of mining at steeply dipping mineral deposits

Burmistrov K.V.1, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, e-mail: burmistrov_kv@mail.ru, Ovsyannikov M.P1, e-mail: ovsynnikovmp@gmail.com, 1 Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, 455000, Magnitogorsk, Russia.

Abstract. The article presents the calculated estimates of influence exerted by open pit mining stage parameters on the duration of the transition period and on the further mining efficiency. Steeply dipping and thick mineral deposits are developed by stages, as a rule. As mining approaches the limits of a current stage, the next mining phase is to be planned and designed. The parameters of the current and furthers stages, as well as the accepted and implemented engineering solutions in the transition period between

the mining stages govern in many ways efficiency of mineral resources development. The engineering solutions on parameters of open pit mining stages are discussed in this article in terms of the Malyi Kuibas iron ore mine. In order to ensure efficient open pit mining in the transition period, it is suggested to change concentration of mining operations and equipment in the working zone of open pit and as well as the location site and parameters of internal dumps, which will decrease amount of hauling and reduce stripping cost.

Key words: re-excavation, opening, transition period, mining stage, open pit mine depth, transport, pitwall and bottom reserves, internal dump.

DOI: 10.25018/0236-1493-2018-6-0-20-28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Yakovlev V. L., Sokolov I. V., Sakantsev G. G., Kravchuk I. L. Issledovanie perekhodnykh protsessov pri kombinirovannoy razrabotke rudnykh mestorozhdeniy [Study into transition processes in hybrid metallic mineral mining]. Gornyyzhurnal. 2017, no 7, pp. 46—50. [In Russ].

2. Sidorenko V. N. Povyshenie effektivnosti ekspluatatsii glubokikh kar'erov s avtomobil'nym transport-nym formirovaniem zon kontsentratsii gornykh rabot [Enhancing efficiency of deep open pit mines with concentration zones of mining operations serviced by motor transport], Candidate's thesis, Magnitogorsk, 1987, 187 p.

3. Yakovlev V. L. Perekhodnye protsessy v tekhnologii razrabotki slozhnostrukturnykh mestorozhdeniy poleznykh iskopaemykh [Transition processes in mining complex-structure mineral deposits]. Gornyy infor-matsionno-analiticheskiy byulleten'. 2015, no S1—1, pp. 65—76. [In Russ].

4. Tankov M. S., Shelkovyy I. S. Opyt otrabotki zapasov rudy v bortakh i dne kar'erov pri perekhode s otkry-togo sposoba razrabotki na podzemnyy [Experience of extraction of pitwall and bottom reserves during transition from open pit to underground mining]. Zapiski Gornogo instituta. 2012, vol. 198, pp. 37—42. [In Russ].

5. Litvin Ya. O. Raschet zatrat na peremeshchenie gornoy massy kar'ernymi avtosamosvalami [Cost estimation of haulage by open pit dump trucks]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta. 2011, no 1, pp. 31—33. [In Russ].

6. Burmistrov K. V., Kolonyuk A. A., Kidyaev V. A. Vybor optimal'nogo napravleniya razvitiya gornykh rabot v period intensivnoy razrabotki mestorozhdeniya «Malyy Kuybas» [Selection of optimal mining advance direction in the period of high-rate mining at the Malyi Kuibas mine]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2010, no 7, pp. 302—306. [In Russ].

7. Nehring M., Knights P. F., Kizil M. S., Hay E. A. comparison of strategic mine planning approaches for in-pit crushing and conveying, and truck/shovel systems. International journal of mining science and technology. 2018. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S209526861630221X?via0/o3Dihub (accessed 31.03.2018).

8. King B., Marcos G., Newman A. Optimizing the open pit-to-underground mining transition. European journal of operational research. 2017. Vol. 257, no 1, pp. 297—309.

9. Gavrishev S. E., Burmistrov K. V., Kidyaev V. A. Ispol'zovanie preimushchestv kar'ernogo kombinirovan-nogo transporta pri otkryto-podzemnoy razrabotke mestorozhdeniy [Exploiting advantage of intermodal open pit mine transport in open pit/underground mineral mining]. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova. 2010, no 3, pp. 5—7. [In Russ].

10. Ben-Awuah Eugene, Richter Otto, Elkington Tarrant, Pourrahimian Yashar. Strategic mining options optimization: Open pit mining, underground mining or both. International journal of mining science and technology. 2016. Vol. 26, № 6, pp. 1065—1071.

11. Yakovlev V. L. Issledovanie perekhodnykh protsessov novyy metodologicheskiy podkhod k razrabotke i razvitiyu innovatsionnykh tekhnologiy dobychi i rudopodgotovki mineral'nogo syr'ya pri osvoenii gluboko-zalegayushchikh slozhnostrukturnykh mestorozhdeniy [Analysis of transition processes: new methodological approach to innovative technological development in mining and processing at deep-seated complex-structure mineral deposits]. Problemy nedropol'zovaniya. 2017, no 2, pp. 5—14. [In Russ].

12. Xiao-chuan Xua., Xiao-wei Gua., Qing Wang., Xian-wen Gao., Jian-ping Liu., Zong-kang Wang., Xun-hong Wang. Production scheduling optimization considering ecological costs for open pit metal mines. Journal of cleaner production. 2018. Vol. 180, pp. 210—221.

13. Kaplunov D. R., Ryl'nikova M. V., Kalmykov V. N., Petrov Yu. A., Suslov V. A. Kombinirovannaya geotekh-nologiya pri osvoenii almazonosnogo mestorozhdeniya trubki «Udachnaya» [Combination geotechnology at Udachnaya diamond pipe]. Gornaya promyshlennost'. 2005, no 4(62), pp. 22—26. [In Russ].

14. Gavrishev S. E., Kalmykov V. N., Burmistrov K. V., Gogotin A. A., Petrova O. V. Obosnovanie ratsional'nykh variantov perekhoda s otkrytogo na podzemnyy sposob razrabotki mestorozhdeniya «Malyy Kuybas» [Substantiation of rational variants for open pit/underground mining transition at the Malyi Kuibas deposit]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2013, no 4, pp. 132—139. [In Russ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.