Организационно-правовая форма ГПКК «ЦТЛ» -унитарное предприятие. Это означает, что оно является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. Поэтому представительство ГПКК «ЦТЛ» должно осуществлять свои функции на основании доверенности без образования юридического лица.
Создание представительства в Иркутской области позволит сократить расходы на содержание законсервированного имущества и распространить влияние ГПКК «ЦТЛ» на эту область. В первое время представительством и его руководителем будут осуществляться получение заявок на аренду вагонов и организация рекламы. В ближайшие 3 года, согласно финансовому плану, объем предоставляемых услуг с каждым годом должен увеличиваться в 2 раза, т. е. в 2011 г. в аренду будут сдаваться 20 грузовых полувагонов, в 2012 г. - 40 вагонов, что связано с перспективами постепенного завоевания рынка в Иркутской области. А если учесть, что цены на аренду останутся на уровне 2010 г., то предприятие сможет заслужить репутацию надежного поставщика, в результате чего количество потребителей увеличится.
Увеличение объема услуг в 2 раза в 2011 и 2012 гг. позволит увеличить прибыль практически в 2,5 раза, что связано с предельной себестоимостью каждой дополнительной услуги. В итоге базовый темп роста составит более 500 %.
Экономическая эффективность выражается годовым экономическим эффектом в 916,61 тыс. руб. Коэффициент эффективности больше нормативного коэффициента, поэтому можно сказать, что затраты экономически обоснованны. Срок окупаемости проекта - 2 года 1,5 месяца. Увеличение показателя рентабельности составит 51,47 %.
Однако следует отметить, что для повышения прибыли предприятия необходимо увеличить количество основных средств. Дальнейшее развитие представительства возможно за счет расширения предоставляемых им услуг и выхода на новые рынки и на новых потребителей.
Таким образом, данный проект может считаться экономически эффективным и принести реальную пользу транспортно-логистической компании ГПКК «ЦТЛ».
M. A. Ragozina, Yu. K. Khakhaleva Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
DEVELOPING ACTIONS FOR PERFECTION OF ECONOMIC ACTIVITIES OF «THE CENTER OF TRANSPORT LOGISTICS» STATE ENTERPRISE OF KRASNOYARSK REGION (SEKR)
The essence of expansion of the enterprise is revealed, on the basis of the analysis of economic-financial activity of the enterprise the representation organization in the Irkutsk region is presented, stages of its formation are listed, the basic characteristics of its work are analyzed and its economic efficiency is proved.
© Рагозина М. А., Хахалева Ю. К., 2010
УДК 622.003 (075):378
А. В. Селиванов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
И. И. Вашлаев
Институт химии и химической технологии Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Красноярск
А. Д. Бурменко Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА БАЛАНСА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Предложена методика организации и управления движением материальных и сопутствующих потоков на предприятии на основе сетевых графиков и контроля норм расхода материалов по однородным массивам входной информации по мере накопления статистики.
Возможность организации и управления движением материальных и сопутствующих потоков рассмотрим на примере промышленного предприятия. Процедуры материально-технического обеспечения пер-
воначально устанавливаются по объектам (например, технологическим процессам, услугам) раздельно. Пусть сетевым графиком задается совокупность работ по объекту 1 [1]. Расчет параметров сетевого графика
Решетневские чтения
производится на самом графике по алгоритму [2] по всем событиям с их проецированием на числовую ось по ранним окончаниям работ.
Для своевременного выполнения любой работы требуется определенное количество материальных ресурсов (комплектов). Коды комплектов упорядочиваются во времени и отражаются на параллельной оси материально-технического обеспечения (МТО) с учетом имеющихся полных резервов. Особые требования предъявляются к комплектам, обеспечивающим работы, принадлежащие критическому пути, так как поставка этих комплектов имеет нулевой резерв времени и должна осуществляться без нарушения графика, в противном случае срывается директивная дата окончания комплекса работ объекта 1 по причине запаздывания поставок комплектов на рабочие места. Прочие комплекты, которые обеспечивают работы, не лежащие на критическом пути, могут поступать на рабочие места с некоторыми задержками, не превышающими полных резервов времени по соответствующим цепочкам работ.
Преимущество данного подхода заключается в том, что материальный поток упорядочивается во времени в соответствии с заданной последовательно-стию, согласно которой комплекты материальных ресурсов должны поступать на рабочие места со склада предприятия. Для определения общего потока материальных ресурсов предприятия следует совместить проекции поставок комплектов по всем объектам с учетом возможного смещения начала работ от условного нуля и режима работ по объектам. Таким образом будет сформирован объединенный поток комплектов материальных ресурсов предприятия на плановый период.
Объединенный график поставок является базовым документом, по которому устанавливается дата самого раннего начала работ по совокупности объектов предприятия, учтенных в нем. Тогда момент начала заключения договоров с внешними организациями -поставщиками комплектов материалов будет определяться методом обратного отсчета от плановой календарной даты начала работ по объектам. В результате будет сформирован такой сетевой график на поставку материалов, конечное событие которого совпадает с датой начала работ по объектам (или завершается поставкой с более ранней календарной датой). К подготовленным смежным сетевым графикам применяются процедуры их оптимизации по известным методам [2; 3].
Общая трудоемкость внешних работ снабженческого периода поставки комплектов материалов, установленных по объединенному сетевому графику, на внутренний склад предприятия оценивается по следующим компонентам: трудоемкости заключения договоров с поставщиками, трудоемкости оплаты услуг поставщиков, трудоемкости изготовления (производства) комплектов, трудоемкости транспортирования комплектов от поставщиков, трудоемкости погрузоч-но-разгрузочных работ, трудоемкости временного хранения комплектов материалов от поставщиков.
Оплата поставок материальных ресурсов производится частями с учетом объединенного графика потребности комплектов по предприятию в целом. Сопутствующее финансовое обеспечение поддерживает такую периодичность поставок, которая совпадает (или не превышает) по срокам с установленными датами объединенного графика доставки материальных ресурсов на предприятие.
Приоритет отдается тем вариантам поставок, которые удовлетворяют критериям минимальности трудоемкости внешних работ и затрат, своевременности поставок материальных ресурсов, качественности поставляемых материальных ресурсов, устойчивости договорных отношений. Контроль и регулирование фактического расхода материалов осуществляются по однородной входной информации, получаемой по мере накопления статистики по периодам поставок комплектов материалов и оцениваемой методами математической статистики [4].
Также предлагается использовать возможности имитационного моделирования с целью контроля текущих и страховых запасов материалов. Организационные отношения в логистической инфраструктуре формируются по контурно-интегрированному принципу, согласно которому локальные контуры объединяются в интегрированную структуру поставок и сопровождения движения материальных, информационных, финансовых потоков [5]. В качестве общего критерия рационального функционирования логистической системы принимается известное превышение финансовых поступлений от продаж собственной продукции предприятия над соответствующим объемом финансового обеспечения поставок комплектов.
Предложенная методика позволяет повысить надежность материально-технического обеспечения за счет увеличения коэффициента технической готовности оборудования. В итоге упорядочиваются материальные, информационные и финансовые потоки, обеспечивается контроль расходования материальных запасов, снижаются расходы на поддержание баланса материалов предприятия.
Библиографические ссылки
1. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Концепция формирования баланса материалов в логистических цепях поставок материальных ресурсов горного предприятия // Логистика и экономика регионов : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. Ч. 1. С. 311-315.
2. Комащенко В. И., Школа И. Н. Организация, планирование управление предприятиями горной промышленности : учебник для вузов. М. : Высш. шк., 1980.
3. Ганицкий В. И. Организация производства на карьерах. М. : Недра, 1983.
4. Автоматизированный учет материалов на горном предприятии с расчетом и контролем их баланса / В. В. Ефремов, А. В. Селиванов, И. И. Вашлаев,
B. Г. Трофимов // Изв. вузов. Гор. журн. 1999. № 1-2.
C. 88-95.
5. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Концепция развития текущей организации производства на рудных карьерах средней мощности // Современные тех-
нологии освоения минеральных ресурсов : сб. материалов 7-й Междунар. науч.-техн. конф. / Сиб. федер. ун-т. Красноярск, 2009. Ч. 1. С. 328-334.
A. V. Selivanov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
1.1. Vashlaev
Institute of Chemistry and Chemical Technology, Russian Academy of Science, Siberian Branch, Russia, Krasnoyarsk
A. D. Burmenko Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
TECHNIQUE OF FORMATION AND CALCULATION OF MATERIAL RESOURCES BALANCE IN LOGISTICAL SYSTEMS
The organization and traffic control of material and accompanying streams at the enterprise on the basis of network schedules and the control of norms of the materials expense in homogeneous files of the entrance information in process of statistics accumulation is suggested.
© Селиванов А. В., Вашлаев И. И., Бурменко А. Д., 2010
УДК 656.11
Я. И. Шамлицкий, Д. В. Тихоненко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ ГЛОНАСС/GPS
Излагаются теоретические основы систем навигации на основе ГЛОНАСС/GPS. Дается описание аппаратно-программной системы GPS-мониторинга транспорта «Форт-Телеком».
В логистике транспорт играет значительную роль, связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в производстве материальных благ. В зависимости от вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку могут составлять более 40 % от общей стоимости этих материальных благ [1].
Современные условия ведения бизнеса ставят перед компаниями все новые и новые задачи. Сейчас для получения прибыли уже не достаточно просто составить оптимальный транспортный маршрут. Необходимо постоянно отслеживать координаты транспортных средств, чтобы динамично реагировать на быстро меняющуюся дорожную обстановку.
Развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение навигации всех видов транспорта невозможно без современной достоверной информации об объектах поверхности Земли, которую создает и обеспечивает геодезия и картография. Эта информация очень важна для организации перевозок на всех видах транспорта, в первую очередь при решении вопроса навигационного обеспечения транспорта (практиче-
ски это 80 % всего объема разработок различных навигационных систем).
Главная цель навигации заключается в непрерывном определении точного местоположения объекта в заданной системе координат и в нахождении оптимального маршрута движения этого объекта на основе получения и обработки его навигационных параметров и информации о местности, по которой он перемещается. Наиболее современные методы навигации - астрономические и радиотехнические. Астрономические методы основаны на определении положения известных небесных светил относительно выбранной системы координат. Радиотехнические методы позволяют бортовым приборам различных наземных и спутниковых навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС, Galileo)быстро и автоматически определять и указывать местоположение, а при необходимости - и скорость, в любых погодных условиях.
Координаты, которые определяются с помощью спутниковых систем GPS, ГЛОНАСС и др., в движении могут давать точность 5.. .10 м. Для их улучшения существуют так называемые дифференциальные станции или пункты, на которых постоянно отслеживаются координаты и получаются поправки к ним. Эти поправки стабильны примерно на расстоянии 30.50 км, и если передать их на движущийся объект,