Научная статья на тему 'Формирование информационной рефлексии у студентов гуманитарного профиля (на базе электронных обучающих материалов)'

Формирование информационной рефлексии у студентов гуманитарного профиля (на базе электронных обучающих материалов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДУЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИКТ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Дарина Олеговна

Одной из приоритетных задач программы по информатизации образования является внедрение новых информационных технологий в процесс обучения и формирование информационной культуры студентов. Ключевым компонентом информационной культуры выступает информационная рефлексия. Предметом данного исследования являются условия формирования информационной рефлексии при подготовке специалистов гуманитарного профиля. В рамках исследования были созданы электронные обучающие материалы по семиотике, каждый модуль которых направлен на формирование информационной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the priorities of the modern education is the introduction of new information technologies in the learning process and the formation of students' information culture. The paper covers the information reflection as the component of the information culture which is essential to develop by the electronic learning resources. The demanded circumstances are discussed as well as the means of its integration into the study of semiotics with the use of the electronic educational materials.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной рефлексии у студентов гуманитарного профиля (на базе электронных обучающих материалов)»

4. Баранова, И.И. Русский глагол [Текст] / И.И. Баранова [и др.]. — СПб.: Нестор, 2003. — 275 с.

5. Буданов, В.Г. Трансдисциплинарное образование в XXI веке: проблемы становления [Текст] / В.Г. Буданов // Будущее России в зеркале синергетики / под ред. Г.Г. Малинецкого. - М., 2006. - С. 169-179.

6. Гураль, С.К. Синергетическая модель развития образовательного пространства [Текст] / С.К. Гураль // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2007. — № 303. — С. 15-16.

7. Кулюткин, Ю.А. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] / Ю.А. Кулют-

кин, С.М. Тарасов. - Режим доступа: http://www. znanie.org/gurnal/n1_01/obraz_sreda.html.

8. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

9. О Национальной доктрине образования Российской Федерации [Текст]: Постановл. Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

10. Писаренко, В.И. Синергетический подход в инновационном образовании [Текст] / В.И. Писаренко // Изв. Таганрог. радиотехн. ун-та. - 2004. -Т. 38. - № 3. - С. 268-272.

УДК 371.315.014.3

Д.О. Баринова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (на базе электронных обучающих материалов)

Реформирование российской образовательной сферы сегодня привело общество к выделению приоритетных направлений развития образования. Стала очевидной необходимость изменения самой парадигмы учебного процесса - от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Высшее образование сейчас рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Модель непрерывного профессионального образования предполагает присутствие интегрированной образовательной среды, в которой обучающийся может совершенствовать свои навыки, полученные на любом этапе обучения, в удобном ему темпе и режиме, т. е. изменение самого стиля обучения. Процесс модернизации образования находит отражение в программах, принятых правительством Российской Федерации. Среди них наиболее значимыми являются: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», «Национальная доктрина образования до 2025 года», Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО).

Современные изменения в системе образования основаны на последних достижениях науки и техники в области информационных и компьютерных технологий, психолого-педа-

гогические основы которых находят свое отражение в работах таких ученых, как R. Barr, R. Hutchins,G. Pepper,M.A. Акопова, В.П. Бес-палько, Б.С. Гершункский, Я.А. Ваграмен-ко, М.Б. Лебедева, М.П. Лапчик, Е.С. Полат, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.И. Солдаткина, Ю.Г. Татур и др.

Для развития информационной культуры будущего специалиста процесс обучения в вузе необходимо организовать так, чтобы он стимулировал погружение студентов в работу с информацией, побуждал их сознательно формировать и развивать навыки такой работы, давал возможность закреплять полученные навыки в непосредственной учебной деятельности. Это особенно актуально для студентов гуманитарного профиля. Сегодня обязательным компонентом подготовки специалиста гуманитарной специальности является умение использовать компьютер для решения профессиональных задач, что ставит перед высшим образованием задачу подготовки специалистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, студенты должны обладать системой знаний и умений, информационной культурой, позволяющей грамотно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Информационная культура включает в себя: грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности [3].

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими факторами, лежащими в основе общеобразовательной политики на современном этапе:

• неразработанностью теоретических вопросов, связанных с проблемой использования компьютерных технологий в обучении гуманитарным дисциплинам;

• осознанием требований, предъявляемых обществом на современном этапе как к педагогу, так и к содержанию и качеству подготовки специалиста гуманитарного профиля со знанием информационных технологий;

• интенсивным ростом объема научной и технической информации, развитием глобальной информационной сети Интернет, приводящим к тому, что квалифицированный специалист должен обладать информационной культурой, способностью к самообразованию, самостоятельному поиску и обработке информации в ее хаотичном потоке и к различению информации и дезинформации;

• необходимостью поиска путей оптимизации процесса обучения, а также способов интеграции компьютерных технологий в процесс подготовки специалиста гуманитарной специальности.

Одним из основных компонентов информационной культуры является рефлексия. Проектирование новых форм обучения, безусловно, связано с задачами ее целенаправленного формирования. В этой связи проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности.

Объектом нашего исследования является процесс подготовки студентов факультета теоретической и прикладной лингвистики БГТУ

им. Д.Ф. Устинова «Военмех» по дисциплине «Семиотика» в системе высшего профессионального образования, а предметом исследования — средства формирования информационной рефлексии при подготовке специалистов гуманитарного профиля по этой дисциплине с использованием ИКТ.

В Философском энциклопедическом словаре дано следующее определение термина «рефлексия»: «Рефлексия (лат. гейехю — обращение назад). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта» [2]. Отметим, что этот термин введен Дж. Лок-ком. В различных философских системах (у Дж. Локка, Г. Лейбница, Д. Юма, Г. Гегеля и др.) он имел различное значение.

Н.Л. Росина определяет рефлексию применительно к учебной деятельности как способность осознавать собственную деятельность, и в первую очередь ее результат и способ, приведший к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания. В исследованиях О.В. Лишина, Г.А. Цукерман и других высказывается мысль о «монополизации» взрослым права на рефлексию, которая практически не принадлежит ученикам. Исследования Н.Ф. Кругловой, А.К. Осницкого подтверждают мысль о несформированности у старших школьников и студентов регуляционных компонентов рефлексии, в частности такого, как определение рациональных способов выполнения. Информационную рефлексию можно определить как способность оценки информации, наличие установок во взаимодействии с информационной средой. Сформированность способности к рефлексии как интегративного личностного образования определяется, на наш взгляд, динамическим соотношением уровня осознанности всех компонентов выполняемой деятельности (цели, условий, способов и др.) и уровня осознанности средств ее регуляции. При изучении сформиро-ванности способности к информационной рефлексии необходима диагностика уровня осознанности мотивации, целей, условий, способов действий и регуляции.

Полагаем, что рассмотрение способности к информационной рефлексии учебной деятельности как сформированного личностного свойства, обеспечивающего успешное одновременное осознание выполняемой деятельности (ее структуры) и средств регуляции этой дея-

тельности с точки зрения их эффективности, включающего умения выявлять индивидуальные особенности собственной деятельности, анализировать ее результаты, позволяет определять условия и педагогические средства формирования этой способности.

Обратимся к условиям развития рефлексии в учебной деятельности, выделенным Н.Л. Ро-синой [1]:

1. Формирование мотивационной готовности к развитию рефлексивных способностей.

2. Знание учащимися структуры и содержания учебной деятельности, наличие представлений об эффективных способах ее регуляции.

3. Преодоление поглощенности собственной деятельностью, обеспечение позиции анализа для выполнения дополнительных мыслительных действий.

4. Обучение интеллектуальной саморегуляции.

5. Развитие творческого компонента мышления.

6. Развивающее содержание форм контроля.

7. Реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использованием рефлексии как метода в каждом шаге профессиональной деятельности.

8. Субъект-субъектное взаимодействие и живое общение.

В целях формирования информационной культуры в целом, и информационной рефлексии как одного из основных ее компонентов, в рамках исследования были созданы электронные обучающие материалы по семиотике с использованием гиперссылочных и мульти-медиатехнологий по принципу модульности. Структура электронных обучающих материалов по семиотике приведена на рис. 1.

На основании условий развития рефлексии, выделенных Н.Л. Росиной, нами выделены следующие средства формирования рефлексии с помощью разработанных электронных обучающих материалов по семиотике у студентов лингвистического факультета БГТУ «Военмех»:

• Выработка осознанного желания студента сосредоточить внимание на процессе обучения — анкетирование, опросы, обратная связь с преподавателем через средства электронных обучающих материалов, постановка задачи (семиотический разбор выбранного объекта) в начале семестра.

• Усвоение методологических знаний о построении курса, целях, задачах посредством обращения к специальным блокам материала электронных дидактических ресурсов. Каждый модуль (лекция) блока теоретических материалов разбит на цели обучения, вопросы для самопроверки и изучаемые темы, оформленные гиперссылками (рис. 2).

• Диалоговый режим общения, творческие задания, постановка обучаемого на место обучающего путем обращения к модулям электронных ресурсов, содержащих примеры работ других студентов, включение учащихся в анализ собственных способов деятельности, предоставление им выбора нужного модуля или темы (рис. 3).

• Активация учебной деятельности с помощью разработки способов самоконтроля, тестов для самопроверки (рис. 4), развитие процессов самонаблюдения путем включения в электронные дидактические материалы видеоматериалов с зачетных занятий учащихся.

• Стимуляция самостоятельной постановки научных проблем и творческой деятельности достигается путем обращения к модулям электронных дидактических материалов, содержащим дополнительную информацию о биографиях известных исследователей, расширенные исторические справки, а также к модулю, содержащему возможные варианты итоговых работ учащихся, помогающему определиться с выбором наиболее интересной темы. Организация семинарских занятий в форме дискуссий на основе прочитанных в модуле дополнительных материалов научных текстов известных лингвистов (рис. 5).

• Отказ от системы отметок в тестах электронных дидактических материалов (рис. 6). Организация экзамена в форме творческого задания — выбора индивидуального семиотического объекта для разбора.

• Групповая работа, дискуссии по выбранным темам, просмотр видеоматериалов электронных дидактических ресурсов и обсуждение удачных итоговых работ (рис. 7, 8).

Таким образом, разработанные нами в ходе исследования по принципу модульности электронные обучающие материалы с использованием средств гипертекста и мультимедиа позволяют выделить и использовать средства формирования информационной рефлексии у студентов гуманитарных специальностей в процессе обучения семиотике.

Рис. 1. Структура разработанных электронных обучающих материалов по семиотике

Рис. 2. Пример одного модуля (лекции)

Рис. 3. Пример итоговых работ. Блок дополнительных материалов

Рис. 4. Вопросы для самоконтроля

Рис. 5. Фрагменты текстов для подготовки к семинарским занятиям

Рис. 6. Система контроля вопросов модуля

Рис. 7. Итоговая работа. Текстовый файл

£ Семиотика - Windows Internet Explorer . пх

Т £] E:\index.htm [у] Ч X !3 Live Search - Р.

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка

& Избранное >£ Семиотика Ä' 1 Э * И ^ т Страница'' Безопасность'' Сервис" Ф"

Краткое описание курса

Программа курса Условные обозначения Лекция 01 Введение Лекция 02

План выражения (ПВ). План содержания (ПС) Лекция 03 Проблема соотношения знаков смысла и знаков объектов Лекция 04

Соотношение ПВ и

41. Сеыиотикг

42. Семиотикг

43. Семиотикг

44. Семиотикг

45. Руны (Клк

46. Семиотикг

47. Семиотикг

48. Семиотикг

49. Семиотикг

50. Семиотикг

51. Семиотию!

52. Семиотика огнетушителя (Петренко Т. Группа Ф-152) Видео

'ПУСК • АСПИРАНТУРА Ц ipatova-text.doc -... Ш Microsoft PowerP... (I Семиотика - Win... fc Просмотр медиа-...

Рис. 8. Итоговая работа. Видеофайл

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Росина, Н.Л. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения [Текст] / Н.Л. Росина // Высш. образование в России. - 2006. - № 7.

2. Философский энциклопедический словарь

[Текст] / под ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 2001.

3. Фомин, В.И. Информационная культура в

подготовке современного специалиста [Текст] /

В.И. Фомин // Изв. Самар. науч. центра РАН. — 2009. — № 4 (30). Т. 11.

УДК 37.013.32

О.Ю. Харламова

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИНГВИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данные современных исследований в области высшей школы свидетельствуют о том, что сегодня значительная часть выпускников оказывается слабо подготовленной к выполнению задач профессиональной деятельности, осуществлению эффективной коммуникации. Исследователи в большой степени связывают

этот факт с несформированностью у студентов определенных личностных качеств, в том числе толерантности [2]. Студенты испытывают трудности в общении, сталкиваясь с особенностями коммуникативного поведения представителей иной культуры. При этом межкультурные контакты могут иметь и негативные последствия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.