УДК 371.315.014.3 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.23.3
Д. О. Баринова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
В ОБУЧЕНИИ СЕМИОТИКЕ
БАРИНОВА Дарина Олеговна - кандидат педагогических наук, кафедра «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: [email protected]
BARINOVA Darina O. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: [email protected]
Статья посвящена выделению и классификации принципов интегрирования электронных дидактических материалов в процесс профессионально-ориентированного обучения студентов на примере дисциплины «Семиотика». В статье доказывается, что соблюдение этих принципов позволяет сформировать ключевые профессиональные компетенции, обозначенные нормативными документами как основа содержания современного образования: готовность студентов работать с информацией из самых разных источников - универсальные инструментальные компетенции; способность использовать различные формы обучения и информационно-образовательные технологии (на основе модульности, гипертекстовых технологий и мультимедийности) - компетенции самообразования; готовность и способность к индивидуальной и самостоятельной работе -компетенции индивидуальной работы; способность и готовность к социальному взаимодействию (дискуссии на семинарах) - компетенции деятельности и общения. Реализация этих принципов позволяют решать многие современные дидактические задачи в рамках обучения студентов семиотике, а именно: формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самообразования с использованием информационных технологий; навыки рефлексии; развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; МОДУЛЬНОСТЬ; МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ; ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ; ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Ссылка при цитировании: Баринова Д.О. Дидактические аспекты использования технологии интегрирования электронных ресурсов в обучении семиотике // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 23. С. 22-28. Б01: 10.18720/НиМ/!88М 2227-8591.23.3
Дидактическая роль и функции применения каждого средства обучения закладываются еще на этапе его проектирования и изготовления. В результате исследования был создан электронный дидактический ресурс по семиотике. Учебная работа студентов, как
в аудиторное, так и в неаудиторное время занятий, предполагала использование теоретического блока, блока материалов для семинарских занятий, блока дополнительных материалов, а также блока справочных материалов электронного ресурса.
Рис. Модель технологии интегрирования электронных дидактических материалов в процесс обучения «Семиотике»
На рисунке представлена концептуальная модель технологии интегрирования электронных дидактических материалов в процесс обучения «Семиотике».
Технология интегрирования электронного ресурса по семиотике базируется на следующих общедидактических и специфических принципах, выделенных нами на основе проанализированной литературы в процессе исследования [1], [2], [3]: принципе наглядности, принципе сознательности и активности, принципе доступности и адаптивности, принципе научности, принципе связи теории с практикой, принципе прочности в овладении знаниями, умениями и навыками (общедидактические принципы); принципе модульности, прин-
ципе интерактивности и мультимедийно-сти, принципе гипертекстового представления материала, принципе интегративно-сти (специфические принципы).
В нашей статье рассмотрим каждый из выделенных принципов применительно к обучению семиотике с использованием разработанных электронных дидактических ресурсов.
Принцип наглядности подразумевает использование возможностей современного компьютера и информационных технологий в представлении информационного материала. В разработанных электронных материалах этот принцип реализуется за счет использования средств мультимедиа, рисунков, схем, видеофайлов. Все эти ма-
териалы студенты могут использовать при подготовке к занятиям и устным выступлениям.
Принцип сознательности и активности в обучении заключается в управлении педагогом учебно-познавательной деятельностью учащихся. Преподаватель должен стимулировать активность учащихся, следить за темпами усвоения материала, формировать интерес учащихся не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения, что приведет к сознательному и активному усвоению знаний по семиотике [4]. Принцип сознательности и активности усиливается благодаря повышению мотивации студентов, а также за счет удобного асинхоронного формата работы с учетом индивидуальных характеристик и лично-стно-мотивационных установок в обучении.
Адаптация к нуждам конкретного студента, возможность варьировать глубину и сложность изучаемого материала, применительно к нуждам пользователя, генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и видео интерпретации изучаемых понятий - всё это способствует реализации принципа доступности и адаптивности.
Принцип научности в контексте использования электронных материалов при обучении семиотике реализуется более полно, чем при традиционном обучении, так как позволяет преподавателю подойти к педагогическому процессу с научной точки зрения. Кроме того, информационные технологии облегчают процессы обобщения и формирования у студентов научных понятий и закономерностей.
Организация зачета в форме устного выступления, для подготовки к которому учащемуся приходится выполнить полный семиотический анализ выбранного объекта с использованием разработанных элек-
тронных ресурсов, предлагает поиск необходимой информацию, с помощью компьютерных средств, с последующим решением поставленной задачи.
Для подготовки своего семиотического анализа студент должен провести поиск необходимого материала в Интернете, ориентируясь на пройденный раздел, определить актуальные для своего семиотического объекта термины, используя блок теоретического материала разработанных материалов, найти дополнительную информацию, опираясь на примеры итоговых работ других студентов, а также на справочную информацию, что способствует не только реализации принципа научности, но и формированию информационной грамотности и компетентности.
Далее студент выполняет анализ объекта, изучает этимологическую и историческую справку о выбранном семиотическом объекте, определяет его форму и материал плана выражения, форму и материал плана содержания, синтактику, синтагматику, парадигматику, прагматику, находит коннотации, осечки и препятствия. Примеры выполнения такого задания представлены в электронном ресурсе в видео и текстовом формате. Определения терминов, встречающихся в анализе, представлены в тематическом словаре.
Получение доступа к необходимой информации по семиотике выполняется за счет структурированного материала и словаря, а также за счет Интернет-ссылок на полезные научные источники. Использование систем навигации, мультимедиа и гипермедиа, текстового и графического редакторов, работа в формате HTML также способствует соблюдению принципа научности и развитию компьютерной грамотности [5].
Для успешного выполнения семиотического анализа студенты также выполняют тестовые задания после каждой пройден-
ной темы. Использование ресурсов сети Интернет предусмотрено таким образом, чтобы учащиеся ориентировались на предложенные сайты для своих поисковых запросов по дисциплине в блоке справочных материалов.
Кроме того, для успешного выполнения задания, предполагается активное использование блока дополнительных материалов для написания итоговой работы: видеофайлы, справочные материалы, подсказки, словарь, что позволяет учитывать и принцип связи теории с практикой.
При изучении семиотики студенты получают доступ к необходимой научной информации и используют ее для работы над анализом индивидуального семиотического объекта. Применяя информационные технологии для удовлетворения поисковых запросов в Интернете, учащиеся совершенствуют свои пользовательские навыки и развивают информационную культуру в целом [6].
Каждая тема в тексте лекции электронного ресурса снабжена заголовками: цели обучения, вопросы для самоконтроля, вопросы, изучаемые в рамках темы. Такая подача материала позволяет учащимся сориентироваться на основных задачах конкретной темы и выбрать для себя индивидуальный режим работы. А их самостоятельная работа в таком случае организована в соответствии с принципами автономности, доступности, посильности и учета индивидуальных особенностей, а также принципа прочности в овладении знаниями, умениями и навыками [7], [8].
Этот принцип заключается в структурировании материала таким образом, чтобы студент имел возможность обратиться последовательно к теоретическому материалу, практическому блоку, справочной информации, а также выполнить упражнения после каждой пройденной темы для самоконтроля.
Материалы электронных ресурсов по семиотике разбиты на минимальные тематические модули - лекции, согласно принципу модульности. Поэтому структурирование информации электронного ресурса реализуется через определенную последовательность подачи порций системно организованного учебного материала, подлежащего усвоению [9].
Удобная панель навигации доступна при работе с любым модулем и позволяет ориентироваться по курсу, согласно разработанной программе. Каждый модуль поделен на темы и включает в себя: учебный материал (в том числе, формулы, схемы, таблицы, иллюстрации, графики, примеры), систему самопроверки знаний, систему навигации.
Принцип интерактивности и мульти-медийности открывает возможность вызывать на экран необходимое количество примеров, иллюстрирующих изучаемый материал, решить необходимое количество задач, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы. Интерактивность также достигается за счет возможности выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность [10]. В рамках изучения семиотики с использованием разработанных ресурсов, учащиеся могут выбирать в каждом тематическом модуле именно те темы, которые соответствуют их уровню знаний и конкретному заданию. Для студентов, желающих углубить свои знания, спроектированы блоки дополнительных и справочных материалов с сопутствующей вспомогательной информацией, ссылками на Интернет - ресурсы и библиографию, словарь терминов.
Соблюдение принципа гипертекстового представления материала способству-
ет компенсаторности и информативности и реализуется через облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени и сил обучающегося на понимание и изучение материала, а также через передачу необходимой и дополнительной для обучения информации. Удобная навигация и использование гиперссылок позволяют легко и быстро ориентироваться в представленной информации [11].
В разработанных электронных ресурсах по семиотике информация представлена технологиями гипертекста, гипермедиа, мультимедиа, что позволяет восстанавливать связи между различными формами представления информации. Легкость, с которой фрагменты информации могут быть соединены между собой в различных комбинациях, побуждает обучаемого восстанавливать связи между разными явлениями [12], [13].
Многие ученые подчеркивают особую роль гипертекста в развитии критического мышления личности обучающегося. Множество связей между фрагментами информации, по их мнению, подкрепляет ассоциации между разными тематическими блоками, расширяя кругозор личности и смягчая дисциплинарные границы.
Безусловно, такой способ представления информации позволяет соблюдать принцип интегративности. Широкие возможности для развития интегративных подходов к созданию образовательных электронных изданий и ресурсов предоставляет структурирование их содержательного наполнения.
Направляемый преподавателями и использующий различные приложения, студент усваивает содержание курса семиотики на более глубоком уровне, чем, если бы это были просто лекции или самостоятельное чтение дополнительной литературы. Получив полный комплекс знаний в такого рода обучении, студент будет чаще ис-
пользовать свои мыслительные способности для того, чтобы становиться все более продвинутым пользователем информационных ресурсов, независимо от того, где они хранятся, в каком формате представлены [14], [15].
Реализация этих принципов позволяют решать многие современные дидактические задачи в рамках обучения студентов семиотике, а именно:
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации - система навигации и гипертекста позволяет ориентироваться в представленной информации;
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- формировать навыки самообразования, рефлексии;
- развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить (выбор семиотического объекта для анализа, работа над анализом в течение всего семестра с использованием элементов электронных материалов, подготовка к семинарским занятиям, подготовка к терминологическим тестам);
- формировать навыки самоконтроля и т. д. - тесты для самоконтроля, дополнительные справочные модули для более детального изучения темы.
В ходе обучения студенты продемонстрировали готовность работать с информацией из самых разных источников, способность использовать различные формы обучения и информационно-образовательные технологии, готовность и способность к индивидуальной и самостоятельной работе, а также способность и готовность к социальному взаимодействию.
Полученные результаты позволяют говорить об успешном формировании ключевых компетенций, обозначенных нормативными документами как основа содер-
жания современного образования: универсальных инструментальных компетенций, компетенций самообразования, компетенций индивидуальной работы, компетенций деятельности и общения.
Сформированные у выпускников лингвистической специальности посредством
информационных технологий компетенции, умение работать в команде, высокий уровень владения 1Т, способность к самообразованию, и высокий уровень информационной культуры предопределяют их востребованность у работодателя и успешный карьерный рост.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Паронджанов В.Д. Возможна ли новая революция в образовании? // Высшее образование в России.1997.№ 2. С. 9-18.
2. Бочков В.Е. Проектирование информационно-образовательной среды открытого дистанционного образования: системные подходы к формированию институционального элемента экономики знаний. - М.: ИДО-МНМЦ «СОО» МГИУ, 2006. - 386 с.
3. Зимина О.А. Формирование ценностных ориентаций у студентов в образовательном процессе вуза : дис. канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08. - Краснодар, 2004. - 241 с.
4. Журавлева О.Б., Крук Б.И., Соломина Е.Г. Управление Интернет-обучением в высшей школе / под ред. Б.И. Крука. - Новосибирск: Веди, 2005. - 225 с
5. Баринова Д.О. Электронные дидактические материалы как средство формирования информационной грамотности и компетентности. // Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. № 3(17). С. 273-280 ISSN: 22278591
6. Ипатова Д.О. Роль информационно-коммуникативных технологий в системе непрерывного современного образования при подготовке высококвалифицированного специалиста // мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф.(с междунар. уч.) «Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты», СПб., 2009. - С. 25.
7. Maddux C.D. Information technology in éducation: The need for skepticism // International Journal of Technology in Teaching and Learning. 2009. № 5(2). P. 182-190.
8. Белякова Н.М. Формирование социокультурной компетенции студентов начальных
курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети Интернет : автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2008 -24 с.
9. Bastiaens Th. J., Marks G. H. Education and Information Technology - 2013 // A Selection of Aace Award Papers Paperback / Editors: Th. J. Bastiaens, G. H. Marks. - 2013.
10. Роберт И.В. Информатизация образования в России: достижения, проблемы, перспективы // Магистр. 2000. № 6. С. 31-37.
11. Ипатова Д.О., Алмазова Н.И. Применение гипертекстовых технологий при создании электронного учебного пособия по семиотике // мат-лы междунар. науч.-практ. конф. XXXIX Неделя науки СПбГПУ. Экономические и гуманитарные науки. Часть 2. - 6-10 декабря 2010 г. - СПб. С. 503-505.
12. Федоров А.В. Всероссийская научная школа для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность»: первые итоги // Инновации в образовании. 2009. № 12. С. 26-38. ISSN: 1609-4646
13. Branden K. Teacher-training: Task-based as well? // Task-based language education: From theory to practice. - Cambridge : Cambridge University Press, 2006.- P. 217-248.
14. Lehman R.M. Creating a Sense of Presence in Online Teaching: How to «Be There» for Distance Learners / R.M. Lehman, C.O. Simone. -Jossey-Bass. - 2010. - October. - 160 p.
15. Ипатова Д.О. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как способ формирования культурно-образовательной среды // В мире научных открытий. 2010. № 4-5. С. 71-73. ISSN: 2072-0831
Barinova D.O. Didactic aspects of integration technology of electronic resources into teaching semiotics. The article is devoted to the selection and classification of the principles of integrating electronic didactic materials into the process of professionally-oriented education of students (the discipline «Semiotics»). The article proves that the observance of these principles allows to form the key professional competences indicated by normative documents as the basis of the content of modern education: the willingness of students to work with information in a variety of sources -universal instrumental competencies; the ability to use various forms of education and information and educational technologies (based on modularity, hypertext technology and multimedia) - the competence of self-education; readiness and ability for individual and independent work - the competence of individual work; ability and readiness for social interaction (discussions at seminars) - competence of activity and communication. Following these principles allows solving many modern didactic targets during teaching semiotics: to develop critical thinking skills of students in conditions of working with various information; to create their skills of independent work with educational material using information technologies; to create skills of self-education and reflection; to develop the ability to formulate tasks and to solve it cooperatively; to create self-management and self-study skills.
PROFESSIONAL COMPETENCE; MODULARITY; MULTIMEDIA; ELECTRONIC DIDACTIC MATERIALS; HYPERTEXT TECHNOLOGIES; INDEPENDENT WORK
Citation: Barinova D.O. Didactic aspects of integration technology of electronic resources into teaching semiotics. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 23. P. 22-28. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.23.3
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017