Научная статья на тему 'Электронные дидактические материалы как средство формирования информационной грамотности и компетенции'

Электронные дидактические материалы как средство формирования информационной грамотности и компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING LIFE-LONG EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ИКТ / ICT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Дарина Олеговна

Статья посвящена проблемам формирования информационной грамотности и компетенции у студентов гуманитарного профиля с помощью электронных дидактических материалов. Отмечается актуальность формирования этих аспектов как составляющих информационной культуры студента. Обосновывается необходимость внедрения электронных ресурсов в процесс обучения семиотике. Приведена структура разработанных электронных обучающих материалов по семиотике. Представлены примеры заданий для развития этих аспектов информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Дарина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational materials as means of building the information competence and literacy

The paper covers the information competence and literacy as the components of the information culture which are essential to develop by means of electronic learning resources. Its integration into the study of semiotics with the use of the electronic educational materials is demonstrated in the learning process. The paper presents a structural diagram of all the developed electronic resources on semiotics.

Текст научной работы на тему «Электронные дидактические материалы как средство формирования информационной грамотности и компетенции»

5. Положение «О реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СПБГПУ— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 13 с.

6. Blackboard : [вэб-сайт]. - URL: http://uki.blackboard.com/sites/international/globalmaster/ (дата обращения : 09.11.2013).

7. Bradford P. The Blackboard Learning System // Conference on Instructional Technologies/ -2006. - P. 61-62.

8. Eradze M., Laanpere M. Interrelation between Pedagogical Design and Learning Interaction Patterns in different Virtual Learning Environments // Lecture Notes in Computer Science. Learning and Collaboration Technologies First International Conference, LCT 2014 held as part of HCI International 2014 Heraklion, Crete, Greece, June 22-27, 2014. Proceedings, Part II. (pp. 23-32).

9. Kogan, M.S., Shumskaia, S.A. Development and organization of the distance interactive course in LMS MOODLE as a supplementary resource for preparation for the Unified State Exam in English. In M. Mokrys; S. Badura, & A. Lieskovsky (Eds.), Proceedings in Global Virtual Conference. 2014 GV- Conf 2014. 7 - 11 April 2014 (pp. 332-36), Zilina: Publishing Institution of University of Zilina. 2014

10. MOODLE: официальный сайт: [веб-сайт]. - 2012. - URL: http://MOODLE.org/ (дата обращения: 13. 05. 2012).

11. Olsen F. Getting ready for a new generation of course-management systems // Chronicle of Higher Education. - 2001. - 48. - P. 25-28.

12. Singh G. K., Doke A., Kumar V., Bhat S., Pedanekar N. Assessing the Need of Augmenting Video Lectures with Supporting Information // Lecture Notes in Computer Science. Learning and Collaboration Technologies First International Conference, LCT 2014 held as part of HCI International 2014 Heraklion, Crete, Greece, June 22-27, 2014. Proceedings, Part I. pp. 238-249/

УДК 371.315.014.3

Д.О.Баринова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ

Статья посвящена проблемам формирования информационной грамотности и компетенции у студентов гуманитарного профиля с помощью электронных дидактических материалов. Отмечается актуальность формирования этих аспектов как составляющих информационной культуры студента. Обосновывается необходимость внедрения электронных ресурсов в процесс обучения семиотике. Приведена структура разработанных электронных обучающих материалов по семиотике. Представлены примеры заданий для развития этих аспектов информационной культуры.

Ключевые слова: непрерывное образование, информационная компетентность, информационная грамотность, информационная культура, ИКТ, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, информация, электронные обучающие материалы.

Реформирование российской образовательной сферы сегодня привело общество к выделению приоритетных направлений развития образования. Высшее образование сегодня рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Модель непрерывного профессионального

273

образования предполагает присутствие интегрированной образовательной среды, в которой обучающийся может совершенствовать свои навыки, полученные на любом этапе обучения в удобном ему темпе и режиме, т.е. изменение самого стиля обучения. Процесс модернизации образования находит отражение в программах, принятых правительством Российской Федерации, среди которых наиболее значимыми являются: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», «Национальная доктрина образования до 2025 года», Приоритетный Национальный Проект "Образование" (ПНПО).

Современные изменения в системе образования основаны на последних достижениях науки и техники в области информационных и компьютерных технологий, психолого-педагогические основы которых находят свое отражение в работах Barr Robert, Hutchins Robert, Pepper G., М.А. Акоповой, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, Я.А. Ваграменко, М.Б Лебедевой, М.П. Лапчика, Е.С. Полат, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.И. Солдаткиной, Ю.Г. Татур и др.

Для развития информационной культуры будущего специалиста процесс обучения в вузе необходимо организовать так, чтобы он стимулировал погружение студентов в работу с информацией, побуждал их сознательно формировать и развивать навыки работы с информацией, давал возможность закреплять полученные навыки в непосредственной учебной деятельности.

Особенно это является актуальным для студентов гуманитарного профиля. Обязательным на сегодняшний день компонентом подготовки специалиста гуманитарной специальности является умение использовать компьютер для решения профессиональных задач, что ставит перед высшим образованием задачу подготовки специалистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, студенты должны обладать системой знаний и умений, информационной культурой, позволяющей грамотно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Одними из основных компонентов информационной культуры являются информационная грамотность и информационная компетентность. Проектирование новых форм обучения, безусловно, связано с задачами их целенаправленного формирования.

Очевидно, что понятия информационной грамотности и информационной компетентности частично пересекаются со знанием информационных технологий. Базовая информационная грамотность должна соответствовать умению решать базовые проблемы профессионально

ориентированной учебной деятельности с использованием средств информационных технологий [2].

Она включает в себя умение использовать дидактические материалы, представленные в электронном виде, владение навыками работы с информацией, использование рациональных методов поиска, хранения, обработки информации, владение навыками организации и проведения мероприятий с использованием ИКТ [3].

Что касается информационной компетентности, согласно определению, содержащемуся в глоссарии ФГОС, это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий, а также эффективно применять эту информацию для решения учебно-познавательных задач [5].

Если информационная грамотность подразумевает непосредственную работу с информацией - отбор, поиск, анализ, чтение, конспектирование, способность учащихся организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, то информационная компетентность отражает, прежде всего, умение проектировать сложные информационные процессы, использование мультимедиа и гипермедиа средств, владение электронной и Интернет-технологией, умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения поставленной задачи, умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию, умение справиться с поставленной задачей при отсутствии помощи извне, оказание помощи другим участникам совместной деятельности, умение отрефлексировать свои действия.

Таким образом, можно сказать, что овладение информационной компетентностью невозможно без навыков базовой информационной грамотности. Сначала учащийся учится работать с первичной информацией, выполняет задания, связанные с ее поиском и анализом, а затем выполняет более сложный проект, творческое самостоятельное задание, побуждающее его использовать полученные навыки, развивать их, применить к решению конкретной задачи.

Нам представляется, что при использовании ИКТ в ходе обучения, занятие становится более эффективным за счёт того, что пробуждает интерес учащихся, а, следовательно, повышает их мотивацию. Данный эффект объясняется тем, что, в отличие от традиционного учебника, учебное пособие, предполагающее использование компьютерных средств, обеспечивает более частую смену видов деятельности. Разнообразие видов учебной деятельности - это важное условие формирования учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся [4].

Согласно принятым в 2010 году Федеральным Государственным стандартам третьего поколения, в настоящее время при реализации компетентностного подхода необходимо уделять большое внимание самоорганизации студентов, применять различные формы самостоятельной работы, в том числе творческой.

В ходе самостоятельной работы или выполнения заданий преподавателя на занятиях компьютерная составляющая предполагает способность студентов не только решать проблему, но и искать наиболее оптимальные пути решения, анализировать, размышлять, уточнять и оценивать полученную информацию для объяснения полученного результата с различных точек зрения.

Направляемый преподавателями и использующий различные приложения, студент усваивает содержание курса на более глубоком уровне, чем, если бы это были просто лекции или чтение дополнительной литературы. Получив полный комплекс знаний в такого рода обучении, студент будет чаще использовать свои мыслительные способности для того, чтобы становиться все более продвинутым пользователем информационных ресурсов, независимо от того, где они хранятся, в каком формате представлены. Таким образом, студент значительно повышает свои возможности в процессе собственного образования.

В рамках исследования были разработаны электронные дидактические материалы по семиотике (рис.1). В качестве объекта исследования выступал процесс подготовки студентов факультета Теоретической и прикладной лингвистики БГТУ им. Д.Ф.Устинова «Военмех» по дисциплине «Семиотика» в системе высшего профессионального образования.

По нашему мнению, информационная грамотность при обучении с использованием электронных дидактических материалов по семиотике достигается, прежде всего, путем определения размеров своих информационных потребностей и запросов в рамках дисциплины при обращении к электронным дидактическим материалам.

Учащийся должен идентифицировать потребность в аккуратной и значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации. Найдя подходящую информацию, учащийся должен определить ее точность, разобраться в том, где факты, а где мнения, и отбросить несоответствующую информацию.

В процессе обучения студенты работали над индивидуальным семиотическим объектом, что предполагало формирование персональных информационных запросов (рис. 2). Наибольшее количество часов отводилось на поиск, изучение и презентацию информации, анализ научных публикаций и данных по выбранным темам. Творческая самостоятельная работа включала самостоятельно выполняемые поисковые задания с использованием электронных ресурсов, что способствовало формированию информационной компетентности.

Лекции

Цели обучения

Темы лекций

Вопросы для самопроверки

Тексты для аналитического чтения

Текст

Видео

Блок справочных материалов

Биографии ученых Словарные статьи

Содержание Программа курса Условные обозначения

1 1

Теоретический блок Блок материалов для семинаров Блок дополнительных материалов

Список литературы и интернет-ресурсы

Список итоговых работ по семиотике

Текст

Видео

Словарь терминов

Иллюстрации

Рис.1. Структура разработанных электронных обучающих материалов по семиотике

С Семиотика - Windows Internet Explorer

О , V g E:\indexhtm v] -if X \& Live Search □03

Файл Правка Вид избранное Сервис Справка

W Избранное Семиотика a - 0 и « §3 т страницат Безопасность' Сервист фт

Семиотика

Приложения |

-

Краткое описание курса СПИСОК ИТОГОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СЕМИОТИКА

Программа курса Условные БГТУ "ВОЕНМЕХ" ФАКУШЕТА "ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ"

обозначения

Лекция 01

Введение 1. Цветовая маркировка резисторов (Кондрацкий К. группа Ф-141) Текст

Лекция 02

План выражения 2. Диакритические знаки (Будкова В. группа Ф-141) Текст

(ПВ). План содержания (ПС) 3. Флаг Тибета (Касаткина О. группа Ф -142)

Лекция 03 Проблема 4. Семиотика Великой Египетской пирамиды (пирамиды Хеопса' Хуфу) (СелюгинаЮ. группа Ф -141)

соотношения знаков смысла и 5. Семиотика цветов волос героев аниме (Маевская А. группа Ф-141)Текст

знаков объектов Лекция 04 б. Семиошка приветливой улыбки (Сторчилова Ю. груша Ф-141)

Соотношение ПВ и ПС 7. Семиотика смайлов (Борисенкова А. Ф-141)

8. Автопортрет Фриды Капо (ИвановаК. труппа Ф-141) -

j Мой компьютер _4 • $.100% - I

Рис. 2. Пример итоговых работ. Блок дополнительных материалов

Для подготовки своего семиотического анализа студент должен был произвести поиск необходимого материала в Интернете, ориентируясь на пройденный раздел, определить актуальные для своего семиотического объекта термины, используя блок теоретического материала, найти дополнительную информацию, опираясь на примеры итоговых работ других студентов, а также на справочную информацию.

Далее студент выполнял анализ объекта, состоящий из нескольких этапов: этимологическая и историческая справка о выбранном семиотическом объекте; форма и материал плана выражения; форма и материал плана содержания; синтактика; синтагматика; парадигматика; прагматика; коннотации; осечки и препятствия. Примеры выполнения такого задания представлены в виде видеофайлов и текстовом формате. Определения терминов, встречающихся в анализе, представлены в тематическом словаре.

Получение доступа к необходимой информации по семиотике осуществлялось за счет структурированного материала и словаря, а также за счет Интернет-ссылок на полезные по дисциплине источники. Использование систем навигации, мультимедиа и гипермедиа, текстового и графического редакторов, работа в формате HTML способствовала развитию компьютерной грамотности.

Для успешного выполнения работ, студентам предлагалось использовать различные блоки электронных материалов.

Для оптимальной подготовки к семиотическому анализу студенты также выполняли тестовые задания после каждой пройденной темы. Использование ресурсов сети Интернет предусмотрено таким образом, чтобы

учащиеся ориентировались на предложенные сайты для своих поисковых запросов по дисциплине в блоке справочных материалов. Кроме того, для успешного выполнения задания, предполагалось активное использование блока дополнительных материалов для написания итоговой работы: видеофайлы, справочные материалы, подсказки, словарь.

Самостоятельная работа с электронными ресурсами, на наш взгляд, позволяет учащемуся не только развивать информационную грамотность и компетентность, но и заниматься в своем индивидуальном темпе и стиле, активизирует самостоятельное мышление и способствует более эффективному усвоению материала и формированию семиотической компетенции.

Однако прежде чем приступить к использованию приемов самостоятельной творческой учебной деятельности, необходимо убедить учащихся, что владение данными приемами значительно повысит результативность и эффективность их работы, сократит время на выполнение различных заданий.

Необходимо организовать самостоятельную работу студентов «в соответствии с принципами автономности, доступности и посильности и учета индивидуальных особенностей» [1: 24]. Можно сделать вывод, что в задачи преподавателя входит создать у учащихся положительную мотивацию к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности и продемонстрировать приемы этой деятельности с использованием электронных ресурсов.

Работа с информационными массивами, умение найти информацию, грамотно ее проанализировать и использовать в целях познания становится одним из видов самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Информационная грамотность и информационная компетентность формируются в процессе самостоятельной работы с электронными материалами, поскольку учащийся, вместо того, чтобы пассивно воспринимать информацию, предъявляемую преподавателем, самостоятельно находит и анализирует необходимые ему данные. Это позволяет взаимодействовать «активным методом», при котором учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Безусловно, эффективность формирования информационной грамотности и компетентности личности возможна при условии целенаправленного педагогического воздействия и систематического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Использование электронных ресурсов стало основным подходом в совершенствовании дидактических средств обучения в высшей школе в последние годы, и предоставляет, на наш взгляд, неограниченные возможности для формирования информационных знаний, умений, навыков, грамотности и ключевых компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белякова Н.М. Формирование социокультурной компетенции студентов начальных курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети Интернет: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук. - СПб., 2008. - 24 c.

2. Зайцева Е.М. Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Ижевск, 2007. - 19 с.

3. Малинина И.А., Ларцов С.В. Комплексное использование средств дистанционного обучения иностранному языку в вузе: Моногр. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006. - 157 с.

4. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык) : дис. ... д-ра пед. наук.: 13.00.08 / Н.В. Попова. - Санкт-Петербург, 2012. - 585 с.

5. ФГОС ВПО третьего поколения / Российское образование: федеральный портал. - М. -2009. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=791 (дата обращения: 25.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.