8. Пустовалова О.В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса «Твиттер» (английский язык, неязыковой вуз): Дис. ... канд. пед. наук. - М.: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2012. - 193 с.
9. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 9. -С. 71-74.
10. Сысоев П.В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2010. - № 5. -C.12-21.
11. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной Интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. -
2011. - № 10. -С. 20-24.
12. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 2-9.
13. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. -С. 12-21.
14. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. -
2012. -№ 4 (20). -С. 115-127.
15. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. -
2013. - № 3 (23). -С. 140-152.
16. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. -2014. -№ 2 (26). -С. 189-201.
17. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2014. -№ 5. - С. 2-11.
18. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 8. -С. 11-15.
19. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. -2011. - № 6. - С. 16-20.
20. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура. - 2013. -№ 1 (21). -С. 114-124.
21. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам. М.: Издательство Икар, 2014. - 224 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М., 2011. - 41 с.
УДК 378.147.018.43:004.588
С.А. Шумская, М.С. Коган
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУРС ПОДГОТОВКИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА (НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ М0001.Е)
Рассматриваются вопросы организации открытых дистанционных курсов на базе он-лайновых платформ. Особое внимание уделяется вопросам организации обсуждений и других видов коммуникации в рамках дистанционных курсов. Показано, что курсы на разных платформах имеют общие черты, которые могут быть использованы в обязательных университетских он-лайн курсах. Описан опыт создания и особенности онлайн курса по подготовке гидов-переводчиков для магистрантов-заочников.
Ключевые слова: системы управления обучением (СУО), MOODLE, BlackBoard массовые он-лайн открытые курсы, обсуждения в дистанционных курсах,
дистанционный учебно-методический комплекс (дУМК), курс подготовки гида-переводчика, самостоятельная работа студентов.
Введение. Общая характеристика существующих систем электронного образования
Система электронного образования - это сложный комплекс программ и решений, часть которых расположена на сервере, а часть - на компьютерах обучаемых. Передача данных между сервером и обучаемым осуществляется через сеть Интернет. Сервер обычно находится в образовательном учреждении и хранит в себе всю информацию о читаемых курсах, расписание, справочные материалы, оценки студентов и другую информацию, относящуюся к учебному процессу. На сегодняшний день в мире существует значительное число платформ для организации электронного обучения. Существующие программы управления учебным курсом делятся на две большие категории: с закрытым кодом (коммерческие) и открытым кодом (распространяются бесплатно).
Говоря о медиа платформах, уже наполненных контентом, то есть с закрытым кодом, необходимо отметить, что они, как правило, коммерческие, наполнение платформ принадлежит фирмам и компаниям, создавшим этот продукт и предоставляющим образовательные услуги. Примерами подобных медиа платформ, созданных для изучения иностранного языка, могут служить образовательные платформы компаний English First (платформа «English Town»; http://www.englishtown.ru/online/how-it-works.aspx) и Pearson (платформа «Global English»;
http://www.globalenglish.com/whoweare/aboutus/pearson).
Помимо вышеупомянутых медиа платформ, так же стоит кратко обозначить и другие учебные заведения и предприятия, успешно реализующие обучение в системах управления обучением.
1. Consorzio ICoN (http://www.italicon.it/it/index.asp) -внутриуниверситетский консорциум (Италия, 1999 г.), обеспечивающий взаимодействие более 20 итальянских университетов.
2. Coursera (https://www.coursera.org/) - предприятие, специализирующееся на предоставлении опЛ^-курсов и лекций; в апреле 2014 года в Coursera было зарегистрировано 7,1 миллионов пользователей, 641 курс из 108 учреждений.
3. FutureLearn (https://www.futurelearn.com/courses/upcoming) -образовательный ресурс, который находится под управлением Открытого университета (The Open University), Великобритания.
4. Etwinning-программа (http://www.etwinning.net/en/pub/index.htm) -инициатива Европейской Комиссии, относящаяся к объединению сетью Internet европейских школ, использует 23 языка.
5. Khan Academy (https://www.khanacademy.org/) - некоммерческий Web-сайт с учебными материалами, содержащем 3200 учебных фильмов из областей математики, естественных наук, истории и экономики.
6. OpenOLAT (Open Online Learning And Training) (http://www.openolat.com/) - это Web-базирующаяся учебная платформа для преподавания, изучения, оценок и коммуникаций. Имеется возможность применения многих дидактических методов с использованием коммуникаций, совместной работы и оценок.
7. Virtual Global University (2001 г.) (http://www.vg-u.de/) -виртуальный университет, предлагающий E-Learning, основанный 17 профессорами экономической или бизнес-информатики из 14 университетов (Германия, Австрия, Швейцария).
8. Yovisto (http://www.yovisto.com/) - видео-портал, используемый для предоставления, поиска академических и лекционных видеоматериалов и управления ими.
9. Academic Earth (http://academicearth.org/) — сайт, на котором размещены видео-лекции из ряда университетов.
10. MIT OpenCourseWare (http://ocw.mit.edu/index.htm) — проект Массачусетского технологического института по публикации в свободном доступе материалов всех курсов института. Публикуемые материалы включают планы курсов, конспекты лекций, домашние задания, экзаменационные вопросы.
11. Udacity (https://www.udacity.com/) — частная образовательная организация, основанная с целью демократизации образования. Компания возникла в результате расширения программы по информатике Стэнфордского университета. Дистанционные курсы доступны бесплатно по Интернету, прослушать их может любой желающий.
Содержание курсов. Интерактивный компонент
Все большую популярность приобретают в последнее время общедоступные он-лайн курсы, размещенные на образовательных ресурсах Coursera (https://www.coursera.org/course), FutureLearn
(https://www.futurelearn.com/courses/upcoming) и др. Их разнообразие стимулирует исследователей к сравнению курсов с разных точек зрения, например, с точки зрения взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем в разных СУО [8]; к анализу причин высокого процента «отсева» студентов, записавшихся на подобные курсы, и к возможности предложить решения для изменения ситуации (например, снабжение видеолекций комментариями) [12]. Нам представляется целесообразным охарактеризовать организацию он-лайн курсов, слушателями которых стали авторы статьи: Corpus Linguistics: Method, Analysis, Interpretation (https://www.futurelearn.com/courses/corpus-linguistics-2014-q3) на платформе FutureLearn и Data Analysis and Statistical Inference на платформе Coursera.
С точки зрения организации, разные курсы, представленные на платформах (Coursera и FutureLearn), имеют ряд общих черт, что позволяет предположить, что они типичны для других курсов. В описании каждого курса указано, на какой уровень подготовки он рассчитан. Большое количество курсов ориентировано на начинающих изучать определенный предмет, то есть для их прохождения не требуется специальных умений и навыков. Некоторые
266
курсы отсылают в качестве основы к предыдущим курсам, представленным на данном ресурсе. В описании также сказано, какой именно университет выпустил курс, кто из преподавателей участвует в данном курсе, чему именно научатся слушатели и получат ли они свидетельство по завершении. Большинство курсов на платформе Coursera (но не FutureLearn) предоставляет возможность получить официально заверенный сертификат, подтверждающий полученные знания. Курсы создают преподаватели институтов-партнеров Coursera. Преимущественно это университеты и колледжи, а также музеи, предлагающие образовательные программы.
С точки зрения организации работы и представления материала, курсы имеют четкую структуру, отличающуюся в деталях в зависимости от платформы и специфики курса. В структуру курса входят:
• еженедельные видеолекции (по типу «говорящая голова» или «голос за кадром» в случае комментария к материалу на презентации), разбитые на фрагменты, не превышающие 8-10 мин, снабженные транскриптами и презентациями, доступными для скачивания для слушателей;
• дополнительные материалы для чтения по теме лекции (ссылки на открытые образовательные ресурсы, или документы в формате pdf);
• небольшой тест (quiz) на проверку усвоения материала лекции (множественный выбор или «числовой ответ»), который можно проходить несколько раз. При этом в курсах на платформе Coursera вопросы теста рэндомизируются (т.е. при каждой новой попытке пройти тест выдаются новые задания в случайном порядке) так что «дойти» до правильного ответа методом исключения практически невозможно. Тесты проверяются автоматически;
• вопрос для обсуждения по теме лекции;
• блок по освоению специальных компьютерных программ (напр., AntConc, CLAWS и др. в курсе по корпусной лингвистике, RStudio в курсе Data Analysis and Statistical Inference), включающий задания и дающий возможность участникам обсуждать как результаты выполнения задания с помощью освоенной программы, так и технические трудности, возникающие при работе с программой;
• дополнительный (необязательный для выполнения) блок, рассчитанный на слушателей, желающих более глубоко разобраться в определенных вопросах курса;
• использование процедуры peer assessment для оценки заданий, выполненных другими участниками курса по предлагаемой таблице критериев. Выполнение этого задания учитывалось в итоговой оценке.
После завершения курса его материалы доступны на сайте, но выполнение заданий больше не оцениваются и обсуждение и сертификация недоступны. Важным элементом курсов является регулярное взаимодействие лектора со слушателями путем еженедельной рассылки на е-почту всем участникам курсам информации о плане работы на текущую неделю.
Очевидно, что многие из перечисленных характеристик Massively Online Open Courses (MOOC) курсов могут быть успешно использованы в обязательных курсах университетов, в частности, в системе управления обучением MOODLE СПбГПУ, т.к. во-первых, они не противоречат жестким требованиям дистанционного учебно-методического комплекса (дУМК) к структуре и содержанию курсов [4], а во-вторых, степень взаимодействия учащихся с материалом курса и между собой в MOOC значительно выше, чем в университетских курсах, как отмечается в работе [8] и соответствует нашим наблюдениям [9]. Попытка повысить активность учащихся в обязательных университетских онлайновых курсах с учетом опыта MOOC может оказаться плодотворной. Проиллюстрируем этот тезис примером того, насколько активно участвуют слушатели в дискуссиях, организованных в MOOC.
Например, после первой лекции в курсе Corpus Linguistics: Method, Analysis, Interpretation для обсуждения предлагается следующий вопрос: «'Noam Chomsky is one of the most influential figures in corpus linguists. His ideas have shaped corpus linguistics while also, paradoxically, seeking to deny its value' Given what you have read, discuss what is a somewhat deliberately provocative statement!» Обсуждение состоит из 792 записей, сделанных участниками курса (около 150 человек). В общей сложности, в течение 8 недель курса и двух последующих недель, в течение которых участникам предлагалось продолжить обсуждение, если у них есть такое желание, было сделано 3490 высказываний по заданным вопросам. Интерактивность курса по корпусной лингвистике была очень высока, т.к. свои мнения, пожелания, вопросы можно было высказывать после каждого раздела модуля: видео лекции, освоения специальных программ, выполнения заданий модуля и т.д. Обсуждение отслеживалось помощниками лектора, «mentors», которые давали четкий ответ в случае возникновения технических сложностей. (Заметим в скобках, что в курсах Coursera дискуссия осуществляется через Форум, на котором участники могут знакомиться, задавать вопросы по курсу и получать на них ответы - как от других студентов, так и от преподавателей и их помощников).
Особенности, наиболее распространенные в СУО Blackboard и MOODLE
Более подробно остановимся на медиа-платформе, которую широко используют в Санкт-Петербургском государственном университете в качестве основной платформы, на базе которой строится система электронного образования. Американская компания Blackboard Inc, разработавшая одноименную платформу для электронного обучения «Blackboard», является мировым лидером среди коммерческих продуктов [6]. Представленная компания обладает целой линейкой программных продуктов, которые активно используются по всему миру для организации учебного процесса на всех уровнях образования.
Смысловым ядром этой среды является обучающая система Blackboard (Bb) [6], которая позволяет осуществлять обучение не только в
дистанционном, но и в смешанном режиме, а также служит помощником при проведении очных занятий. Важно отметить, что система Bb позволяет руководить процессом обучения и регулировать образовательный процесс в учебном заведении.
Система Bb включает в себя собственно обучающую платформу Bb, а также платформу сообществ Bb и платформу контента Bb. Ключевым является первый компонент (Blackboard Learning System), с помощью которого создаются и управляются курсы, осуществляются коммуникация со студентами и оценка успеваемости учащихся.
Платформа Bb имеет множество приложений, важнейшими из которых являются: Blackboard Collaborate (используется для интерактивного обучения, онлайн лекций и семинаров); Blackboard Connect (система уведомления); Blackboard Mobile (доступ к системе Bb и другим образовательным ресурсам с помощью мобильных устройств); Blackboard Engage (система управления образовательным сообществом) [7]. Недостатками этого продукта применительно к российским условиям является высокая стоимость, отсутствие русскоязычной версии и сервер, локализованный за пределами России.
В качестве альтернативы выступает виртуальная среда MOODLE, которая является одной из самых популярных технологических основ в свободном доступе для создания современной системы управления обучением (СУО) и организации полноценного дистанционного или смешанного обучения.
СУО MOODLE располагает большим разнообразием модулей, которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса может включить лишь наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые MOODLE. Модули, используемые в системе для представления материалов курса, можно разделить на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса) ресурсы [10]. При этом необходимо, чтобы все инструменты и образовательные ресурсы, включенные в курс, удовлетворяли требованиям эргономики и имели образовательную направленность.
Любая учебная практика, в том числе и электронного обучения, диалектично связана с образовательной средой, в которой происходит ее реализация. Поэтому при проектировании курса в СУО и его наполнении контентом необходим системный подход. Основываясь на данном подходе, каждому элементу среды надлежит предписать свою собственную ролевую функцию, исполнение которой должно вносить определенный вклад в овладение планируемыми компетенциями. Совокупность всех элементов СУО должна быть достаточной для решения поставленных учебных задач и для достижения заявленных целей образовательного процесса [1].
Стоит отметить, что основной целью проекта по созданию MOODLE является предоставление преподавателям самых лучших средств для управления процессом обучения и его популяризации [3]. Есть несколько способов использования MOODLE:
1) MOODLE имеет возможности для масштабирования, то есть система способна справляться с увеличением рабочей нагрузки. В нашем случае, под нагрузкой подразумевается увеличение количества обучаемых вплоть до нескольких сотен тысяч человек.
2) Большое количество организаций используют MOODLE в качестве платформы для создания онлайн курсов, используемых в смешанном обучении.
3) Многие пользователи высоко оценивают Элементы курса (такие как форумы, базы данных и словари) за возможность создания удобной среды для обмена информацией по изучаемым темам. Интерактивность виртуальной среды позволяет существенно увеличивать степень усвоения учебного материала обучаемыми, так как делает образовательный процесс более интересным и динамичным
4) Преподаватели высших учебных заведений отмечают, что СУО MOODLE можно использовать в качестве хостинга, то есть просто для размещения дополнительных материалов по курсу [2].
В соответствии с положением «О реализации электронного обучения дистанционных образовательных технологий» [5], в СПбГПУ качестве системы управления обучением и системы управления образовательным контентом Университета используется специализированная информационная система MOODLE https://dl.spbstu.ru/.
В качестве примера представления обучающего курса, созданного в этой системе, остановимся на описании содержания и организации «Курса подготовки гида-переводчика» для магистрантов заочного отделения.
Разработка курса по дисциплине «Курс подготовки гида-переводчика»
Курс подготовки гида-переводчика размещен по адресу https://dl.spbstu.ru/course/view.php?id=2297 и доступен для
зарегистрированного пользователя. Записанные на курс слушатели имеют возможность выполнения тестовых и интерактивных заданий, получения оценок и комментариев к ним, участия в обсуждениях на форумах по указанной дисциплине и др.
В соответствии требованиям дУМК [4] к структуре и содержанию курса, общий раздел курса по подготовке гида-переводчика содержит:
• официально утвержденную рабочую программу дисциплины (РПД) соответствующей утверждённой образовательной программы - в виде файла в формате PDF;
• календарный план изучения учебной дисциплины соответствующей утверждённой образовательной программы - в виде файла в формате PDF;
• словарь узкоспециализированных терминов с толкованием и переводом термина на английский язык при необходимости (до 20 понятий) -с использованием элемента курса «глоссарий»;
• список основной и дополнительной литературы со ссылками на сайт ФБ Университета - в виде веб-страницы;
• требования и вопросы к очному зачету - в виде веб-страницы;
• общие методические указания и рекомендации по изучению учебной дисциплины в целом, выполнению практических заданий, организации самоконтроля, текущего контроля и пр. - в виде веб-страницы;
• образец реферата.
Помимо нулевого блока, описанного выше, который присутствует во всех разрабатываемых курсах в СУО MOODLE, нам представляется важным кратко описать содержательное наполнение курса по подготовке гида-переводчика. Разработанный курс предназначен для студентов пятого курса заочного отделения кафедры ЛиМКК и рассчитан на один год обучения. Однако, согласно календарному плану дисциплины, большая часть установочных (аудиторных) занятий проходит в осеннем семестре. В весеннем семестре обучающиеся в основном работают самостоятельно и регулярно представляют выполненные задания в СУО MOODLE. Все задания для самостоятельного изучения и выполнения представлены в соответствии с календарным планом изучения дисциплины. Охарактеризуем некоторые из заданий:
• участие в форуме, где организуется вербальная коммуникация между обучающимися по интересующим их тематикам;
• участие в проекте. Метод проектов позволяет обучающимся применить полученные во время прохождения курса знания, умения и навыки на практике (например, один из проектов предлагает обучающимся создать видеоролик экскурсии в г. Пушкин с собственными впечатлениями);
• написание эссе, в котором обучающиеся имеют возможность выразить индивидуальные впечатления по конкретному вопросу. В рамках данного курса учащимся предлагается написать на выбор 3 эссе (например, по таким темам как: «Моя любимая картина в Русском музее», «Невский проспект и его загадки» и др.);
• разработка, написание и защита реферата, что непосредственно служит проверкой усвоения материала, аналитических навыков обучающегося;
• работа с аутентичными видеороликами, которые создают чувство причастности к иноязычной практике, что, несомненно, повышает мотивацию обучающихся. Каждый включенный в курс видео фрагмент сопровождается вопросом для обсуждения, что, по нашему мнению, должно способствовать повышению активности учащихся в курсе (по аналогии с рассмотренными выше MOOC курсами). (Например, обучающимся предоставляется возможность выполнения интегрированного задания, где необходимо ознакомиться со статьей на тему «How to Become a Tour Guide», а затем с четырьмя видео роликами на ту же самую тематику длительностью 2 - 4 мин каждый ("I Wanna Be a Tour Guide", "Travel Advice: How to Become a Tour Guide"), после чего студентам необходимо проанализировать полученную информацию и
ответить на поставленный в задании вопрос: «Does one really need a tour guide? I'd rather take a guide book with me to a new place. It's cheaper and more comfortable. What is your opinion?»)
Исключительно важная роль в курсе отводится организации самостоятельной работы студентов, т.к. у магистрантов заочного отделения соотношение аудиторной работы к самостоятельной в данном курсе составляет 9:2. Данное соотношение должно обеспечиваться заданиями для самоподготовки, включающими в себя: теоретическую базу (например, анализ статьи, посвященной Невскому проспекту Walking Tour: Nevsky Prospekt
http://www.nytimes.com/fodors/top/features/travel/destinations/europe/russia/stpet ersburg/fdrs_feat_151_5.html?n=Top%o2FFeatures%o2FTravel%o2FDestinations0/o2 FEurope%2FRussia%2FSt.+Petersburg); вопросы для самопроверки; проекты (например, при организации самостоятельной работы по модулю, посвященному дворцово-парковому ансамблю Петергоф, обучающимся предлагается самостоятельно посетить пригород и разработать коллаж с фотографиями дворцово-паркового ансамбля и описаниями собственных впечатлений); эссе в размере 250-300 слов (например, на тему «Люблю тебя, Петра творенье!»); работа с видеороликами (например, видеоролик, посвященный Эрмитажу). Предполагается, что результат работ студенты выложат в СУО MOODLE, а другие слушатели смогут его просмотреть и прокомментировать в курсе. Все письменные работы и комментарии делаются на английском языке.
Внедрение и использование СУО MOODLE в процессе обучения позволяет не только создавать эффективные онлайн ресурсы, но и интенсифицировать обучение студентов, а так же заложить прочную основу их дальнейшего постоянного самообразования. Таким образом, интеграция традиционных и современных дистанционных технологий в организации учебного процесса в высшей школе позволяет сделать более эффективным качество всего учебного процесса в целом.
Созданный курс планируется апробировать в новом (2014/2015) учебном году с магистрантами 5 курса заочного отделения кафедры ЛиМКК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев А.В. Практика электронного обучения с использованием MOODLE / А.В Андреев, С.В Андреева, И.Б. Доценко - Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
2. Коган М.С., Савин П.Ю. Способы организации самостоятельной работы по иностранному языку в системе MOODLE // Всерос. науч.-практ. конф. «Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования» 27-28.04 2012. - 2012. - С. 88-94.
3. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle // Науковедение. - 2013- №1 -С.3-8.
4. Методические указания по разработке дистанционных учебно-методических комплексов - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2013 . - 28 с.
5. Положение «О реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СПБГПУ— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 13 с.
6. Blackboard : [вэб-сайт]. - URL: http://uki.blackboard.com/sites/international/globalmaster/ (дата обращения : 09.11.2013).
7. Bradford P. The Blackboard Learning System // Conference on Instructional Technologies/ -2006. - P. 61-62.
8. Eradze M., Laanpere M. Interrelation between Pedagogical Design and Learning Interaction Patterns in different Virtual Learning Environments // Lecture Notes in Computer Science. Learning and Collaboration Technologies First International Conference, LCT 2014 held as part of HCI International 2014 Heraklion, Crete, Greece, June 22-27, 2014. Proceedings, Part II. (pp. 23-32).
9. Kogan, M.S., Shumskaia, S.A. Development and organization of the distance interactive course in LMS MOODLE as a supplementary resource for preparation for the Unified State Exam in English. In M. Mokrys; S. Badura, & A. Lieskovsky (Eds.), Proceedings in Global Virtual Conference. 2014 GV- Conf 2014. 7 - 11 April 2014 (pp. 332-36), Zilina: Publishing Institution of University of Zilina. 2014
10. MOODLE: официальный сайт: [веб-сайт]. - 2012. - URL: http://MOODLE.org/ (дата обращения: 13. 05. 2012).
11. Olsen F. Getting ready for a new generation of course-management systems // Chronicle of Higher Education. - 2001. - 48. - P. 25-28.
12. Singh G. K., Doke A., Kumar V., Bhat S., Pedanekar N. Assessing the Need of Augmenting Video Lectures with Supporting Information // Lecture Notes in Computer Science. Learning and Collaboration Technologies First International Conference, LCT 2014 held as part of HCI International 2014 Heraklion, Crete, Greece, June 22-27, 2014. Proceedings, Part I. pp. 238-249/
УДК 371.315.014.3
Д.О.Баринова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ
Статья посвящена проблемам формирования информационной грамотности и компетенции у студентов гуманитарного профиля с помощью электронных дидактических материалов. Отмечается актуальность формирования этих аспектов как составляющих информационной культуры студента. Обосновывается необходимость внедрения электронных ресурсов в процесс обучения семиотике. Приведена структура разработанных электронных обучающих материалов по семиотике. Представлены примеры заданий для развития этих аспектов информационной культуры.
Ключевые слова: непрерывное образование, информационная компетентность, информационная грамотность, информационная культура, ИКТ, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, информация, электронные обучающие материалы.
Реформирование российской образовательной сферы сегодня привело общество к выделению приоритетных направлений развития образования. Высшее образование сегодня рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Модель непрерывного профессионального
273