Научная статья на тему 'Принципы дистанционного обучения как отражение современных требований к образовательному процессу'

Принципы дистанционного обучения как отражение современных требований к образовательному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биккулова Г. Р.

Статья посвящена рассмотрению некоторых основных организационно-процессуальных и дидактических требований к дистанционному обучению. На основе их описания и анализа выделены соответствующие методические принципы организации дистанционного обучения иностранным языкам с учетом современных тенденций в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some principal organisational and didactic requirements to the distance learning are presented in the article. Thorough analysis of them allows the author to differentiate the corresponding methodological principles of foreign languages distance learning organisation considering the latest tendencies in the field of information technologies.

Текст научной работы на тему «Принципы дистанционного обучения как отражение современных требований к образовательному процессу»

Г. Р. Биккулова

ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Работа представлена кафедрой английского языка для гуманитарных факультетов.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Еремин

Статья посвящена рассмотрению некоторых основных организационно-процессуальных и дидактических требований к дистанционному обучению. На основе их описания и анализа выделены соответствующие методические принципы организации дистанционного обучения иностранным языкам с учетом современных тенденций в области информационных технологий.

Some principal organisational and didactic requirements to the distance learning are presented in the article. Thorough analysis of them allows the author to differentiate the corresponding methodological principles of foreign languages distance learning organisation considering the latest tendencies in the field of information technologies.

В настоящее время все более очевидным становится понимание того, что в области гуманитарных технологий профессиональные навыки и умения должны формироваться не только в условиях традиционного аудиторного обучения, «но и в рамках обучения дистанционного»1. Принимая во внимание бурное развитие новейших информационных технологий, поддержание дистанционного обучения (ДО), в частности иностранному языку, переходит в разряд наиболее приоритетных задач открытого образования.

Сегодня система образования переживает этап становления и развития ДО, хотя само понятие и его содержание требует осмысления и четкого определения. Кроме того, не разработана технология его pea -лизации, поскольку отсутствуют методологические принципы его организации. Путь познания в этой области педагогической деятельности осуществляется путем проб и ошибок.

Как и любая «работающая» образовательная система, ДО иностранному языку должно базироваться на теоретически выверенных методологических основаниях, иначе - принципах, учитывающих его особенности как с точки зрения его организации, так и с точки зрения обучающего процесса.

Анализ литературы по исследуемой проблеме2 позволяет выделить некоторые основные организационно-процессуальные требования к ДО, которые, на наш взгляд, должны быть учтены при обосновании соответствующих общедидактических и частнометодических принципов.

Одним из значимых требований к ДО является необходимость обеспечить обуча-емому выбор и реализацию индивидуального маршрута в накоплении знаний и приоб-

ретения необходимых профессиональных навыков.

Внедрение новых информационных технологий и инновационных разработок не должны быть данью моды или тривиальным подстраиванием учебного процесса под новую технику. Важно не внедрение технологии, хотя бы и суперсовременной, а разработка методического сопровождения, создание содержательных учебных программ и курсов с учетом целей и задач ДО. Отсюда, возникает требование методической целесообразности применения инновационных материалов в рамках новейших информационных технологий при проектировании каждого модуля ДО.

Система ДО предполагает формирование определенной номенклатуры базовых предметных знаний, навыков и умений, составляющих основу профессиональной компетенции будущего специалиста. Продуктивность же обучения зависит от знания технологии и основ самостоятельной учебной деятельности при наличии необходимых навыков обращения с компьютером. В этой связи, следующим требованием к организации ДО является необходимость выделения самостоятельной учебной деятельности как фактора обеспечения автономности учебного процесса в ДО.

Следующим - является требование адекватности технологий обучения (способов, приемов, методов и пр.) моделям ДО. В противовес традиционным формам обучения (лекции, семинарские занятия, практические и лабораторные занятия, производственная практика, курсовые и дипломные работы и пр.) в ДО используются «субъектно-ориентированные» и «проектно-информационные» модели.

Исходя из современного понимания учебного процесса программы ДО должны

отвечать требованию блочно-модульной организации. Модуль представляет собой целостное конструктивно-функциональное образование (структуру), включающее рабочие программы и, соответствующие целевым установкам, курсы. Модули позволяют обеспечить усвоение знаний на субъектно-субъектной основе, индивидуализировать работу с отдельными студентами.

Таким образом, стержнем модульного обучения является модуль. Каждый модуль включает следующие разделы:

• описание и постановку целей модуля;

• резюме-обобщение;

• контроль в виде заданий для проверки уровня усвоения материала модуля.

Блочно-модульная реализация дистан -ционно-обучающего процесса предполагает следующие этапы:

• определение уровня подготовки студентов, выявление пробелов в знаниях;

• ознакомительная лекция, содержание которой охватывает информационную часть модуля;

• инструкция по дальнейшей работе с модулем, своего рода алгоритм изучения материала в рамках модуля;

• предоставление студенту материалов, необходимых для самостоятельной работы над модулем (методическое обеспечение);

• самостоятельная работа студентов с материалами модуля;

• оценивание результатов этой работы в соответствии с рейтингом каждого учебного элемента, выраженным в баллах (может проводиться и самим студентом);

• текущий контроль;

• оказание помощи в устранении пробелов и ошибок;

• итоговый контроль;

• обобщение и систематизация знаний по теме модуля.

Выполнение заданий модуля осуществляется путем организации индивидуальной самостоятельной работы студента и сопутствующего консультирования преподавателя, а также работой в малых группах и па-

рах. В ходе всех этапов работы над модулем поддерживается тесная обратная связь, и даются все материалы для самоконтроля.

Требования коммуникативной интерактивности в ДО предполагает взаимодей-ствие субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов: обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т. д. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При ДО взаимодействуют друг с другом прежде всего преподаватели и студенты, а осуществляется подобное взаимодействие за счет использования различных телекоммуникационных средств - электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т. д. Высоким уровнем интерактивности отличаются также и сетевые информационные ресурсы, используемые как средства ДО - электронные учебники, системы поиска информации в сети и др. Интерактивность отражает одну из фундаментальных характеристик процесса обучения - взаимовлияние. Она рассматривается и как оценка самих коммуникационных технологий, и как критерий качества и эффективности обучающих программ. Развитие новых методов обучения на базе современных информационных технологий (гипертехнологий, искусственного интеллекта, мультимедиа, телематических систем и др.) представляет собой реализацию принципа интерактивности в новых формах.

Требование интеграции современных методов, способов и приемов в ДО является необходимым, поскольку позволяет говорить о широком внедрении информационных и дистанционных технологий в образовательный процесс. Это, в свою очередь, дает возможность по-новому организовать самостоятельную работу студентов, увеличить интенсивность учебного процесса, укрепить мотивацию студентов к познавательной деятельности, осуществлять само-

контроль уровня усвоения материала по каждой теме.

Обобщая все вышесказанное можно сформулировать некоторые основные принципы ДО, исходя из тех общих требований, которым оно должно отвечать. Это принципы:

• индивидуализации образовательного маршрута;

• дифференциации требований к результатам обучения;

• гибкости и динамичности обучающего процесса, заключающийся в рациональном соотношении сочетания способов, приемов и средств обучения;

• методической целесообразности;

• самостоятельности (автономности) учебной деятельности;

• адекватности технологий обучения моделям ДО;

• блочно-модульной организации ДО;

• коммуникативной интерактивности;

• интегративности.

Разумеется, представленные принципы не претендуют на исчерпывающее методологическое обоснование такого сложного и недостаточно изученного феномена как

ДО.

Естественно они требуют дальнейшего осмысления, уточнения и анализа. Тем не менее, можно полагать, что они могут быть положены в основу более четкой и действенной организации ДО, в частности иностранным языкам, особенно в самостоятельной учебной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Беляева Л. И. Гуманитарные технологии гуманитарные науки в аспекте подготовки современного специалиста // Вестник Герценовского Университета. СПб., 2008. № 1 (61). С. 6.

2 Сергиенко И. В. Концептуальные иди моделирования и реализации дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. М., 2005. № 7. С. 17-33; Сергиенко И. В. Дидактический подход к реализации системы дистанционного обучения. // Инновации в образовании. М., 2005. № 1. С. 29-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.