Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры студентов в условиях информатизации общества'

Формирование информационной культуры студентов в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры студентов в условиях информатизации общества»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

М. М. Сергеева, преподаватель ГКПОУ Кемеровский горнотехнический техникум

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития. Формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

После получения профессионального образования задача человека традиционно состояла лишь в необходимости периодического пополнения знаний. В новом обществе учеба превращается в непрерывное, пожизненное занятие. Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать, специалистом становится лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года.

Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности. Решить эти задачи невозможно без глубокого овладения возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе.

- 74

Высокие темпы научно-технического прогресса, появление новых наук, накопление информационных ресурсов породило необходимость сменить рутинные процессы обработки информации на автоматизированные.

Внедрение персонального компьютера (ПК) в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии (ИТ). Внедрение ИТ является следствием и одновременно основой сложного социально-экономического и научно-технического процесса информатизации.

Необходимость использования информационных технологий в образовании вызывается тем, что объем учебной и научно-технической информации постоянно растет, а 50% материала отводится на самостоятельное изучение. Внедрение информационных технологий позволит сократить временные затраты на поиск, обработку, хранение и передачу информации, поэтому необходимо непрерывное использование компьютерной техники в учебном процессе.

Следовательно, информационные технологии предоставляют возможность:

1) рационально организовать познавательную деятельность студентов в ходе учебного процесса;

2) сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

3) построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

4) вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

5) использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

6) интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность ИТ состоит в том, что они позволяют создать более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и студента. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В связи с этим студентов необходимо научить грамотно осуществлять поиск, сбор, преобразование, хранение и передачу информации. Необходимо сформировать информационную культуру.

В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для каждой специальности введена дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая позволит сформировать у студентов информационную культуру в условиях информатизации общества. Для специальностей горного профиля на дисциплину отводится 150 часов: 100 часов — обязательной аудиторной учебной нагрузки; 50 часов — внеаудиторной самостоятельной работы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

- использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

- использовать технологии сбора, размещения, хранения,накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);

- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

- общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

С учетом требований, предъявляемым к умениям и знаниям, весь курс разделен на пять разделов:

1. Автоматизированные рабочие места для решения профессиональных задач. Изучение теоретических сведений по организации рабочего пользователя специалиста той или иной специальности.

2. Программный сервис ПК. Изучение основных понятий раздела.

3. Технология сбора информации. Изучение понятий, связанных с безопасным поиском информации и защитой информации.

4. Технология обработки и преобразования информации. Изучение пакета прикладных программ общего назначения.

5. Обработка графической информации. Формирование навыков работы в графических редакторах, системах автоматизированного проектирования (САПР) в соответствии с профилем специальности.

При изучении каждого раздела особое внимание уделяется изучению способов поиска и сбора информации в соответствии с поставленной задачей и соблюдением правил и законов; изучению методов и средств обработки информации; для формирования профессиональных навыков — изучению САПР AutoCAD; разработке и созданию чертежей на уровне выполнения курсовой и дипломной работ.

ИТ применяются в процессе обучения:

• для подготовки учебных пособий;

• изучения нового материала (можно выделить два направления — самостоятельная презентация преподавателя и использование готовых программ);

• компьютерного контроля знаний учащихся;

• получения и работы с информацией из сети Интернет;

• работы с сайтом, позволяющим связать между собой студентов, родителей и преподавателей.

Для более успешного усвоения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» автором разработаны учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей горной отрасли; электронный лабораторный практикум для специальностей горной отрасли; сборник внеаудиторной самостоятельной работы. Студентам предоставлены информационные ресурсы со строгим соблюдением ГОСТов, что позволяет также формировать информационную культуру.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть информационной культурой, а именно:

• иметь представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

• уметь использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;

• уметь с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;

• уметь создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;

• умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;

• уметь использовать базы данных для хранения и поиска информации;

• уметь использовать информационные ресурсы компьютерной сети;

• знать и не нарушать законы об авторских правах на компьютерные программы;

• соблюдать этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

Таким образом, информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в информационном обществе, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном проявлении.

возможности ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ М0001.Е в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

М. В. Поликарпочкин, преподаватель ГПОУ «Юргинский технологический колледж»

В эпоху тотального технического прогресса компьютеры все чаще и чаще помогают человеку выполнять однотипные рутинные операции. В образовательном процессе таких операций тоже немало. И если 5-10 лет назад пиком автоматизации образовательного процесса считалось составление презентаций, то сегодня массовая доступность глобальной сети Интернет позволяет решать гораздо более серьезные задачи.

Компьютерные программы стали более «продвинутыми», «обзавелись» мощным функционалом. Одним из решений, призванных оптимизировать образовательный процесс, является среда дистанционного обучения (СДО)

тоосИе. Она проектировалась специально для нужд преподавателей и позволяет систематизировать учебный материал. Главной структурной единицей тоосИе является элемент «Курс», который включает разные рубрики, например: лекция, задание,

тест, семинар, страница, файл и др. Разнообразие элементов позволяет сделать изучение дисциплины интереснее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.