Научная статья на тему 'Информациионые и телекоммуникационные технологии в высшей школе'

Информациионые и телекоммуникационные технологии в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баннов В. Я., Трусов В. А., Юрков Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информациионые и телекоммуникационные технологии в высшей школе»

Баннов В.Я. , Трусов В.А. , Юрков Н.К.

ИНФОРМАЦИИОНЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Одним из требований к педагогу высшего профессионального образования является владение разнообразными образовательными технологиями, в т.ч. основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах. Необходимые для этого знания должны аккумулироваться в дисциплине по информационным технологиям в науке и образовании. Дисциплина призвана дать обучаемым комплекс теоретических знаний в области компьютерных технологий, их аппаратного и программного обеспечения, а также привить устойчивые практические навыки использования средств вычислительной техники и программного обеспечения для решения задач в сфере педагогики и научных исследований.

В настоящее время в сфере образования сложились основные направления использования в образовательном процессе средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ):

обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих);

обучение привитию навыков постановки и решения прикладных задач на ЭВМ;

обучение профессиональному применению новых информационных технологий в избранной сфере деятельности;

использование ЭВМ в качестве дидактического средства;

динамическое моделирование различных объектов и процессов;

повышения степени наглядности и изобразительности при изложении учебного материала;

использование ИКТ для развития системы дистанционного образования (СДО).

Объектом изучения учебной дисциплины должен быть образовательный процесс и научные исследования в вузе, предметом изучения — организация образовательного процесса и научных исследований в вузах на базе современных информационных технологий; информационные и коммуникационные технологии для решения задач в сфере науки и образования; технология и методика разработки и использования программных средств учебного назначения.

Основу современных средств обеспечения образовательной деятельности составляют информационные и коммуникационные технологии, базирующиеся на широком спектре аппаратных и программных

средств; компьютеров с различным терминальным оборудованием; средств передачи, приема, хранения, обработки информации; локальных, корпоративных и глобальных сетей; информационных супермагистралей, средств преобразования информации; устройств ввода-вывода информации; мультимедиа средств; средств обеспечения видеоконференцсвязи; средств и устройств

манипулирования аудиовизуальной информацией; средств обеспечения связи (спутниковой, телесвязи, аудиосвязи, видеосвязи); программных средств, (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы; пакеты прикладных программ, обучающие системы, электронные издания), автоматизированных систем обучения и др., перечень которых нельзя считать исчерпывающим.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать: цели, задачи, принципы и

основные направления информатизации системы военного образования; классификацию, назначение и пути развития информационных систем; этапы развития, классификацию и характеристики

информационных технологий для сферы науки и образования; современные аппаратные и

программные средства в новых информационных технологиях; возможности и особенности компьютерных средств обработки текстов и основы машинной графики; технологию использования средств мультимедиа и создания электронных презентаций; основы применения электронных таблиц и табличных процессоров для решения научных и педагогических задач; основы разработки и использования баз данных; принципы применения электронных органайзеров; технологию разработки прикладных программ и Программной документации; теоретические основы формализации решения научных и педагогических задач; сущность и содержание алгоритмизации задач обучения и научных исследований; основы построения экспертных систем, способы представления знаний, примеры реализации экспертных систем; принципы функционирования, назначение и возможности глобальных и локальных компьютерных сетей и телекоммуникаций (в т.ч. сети 1^егпе^ ее основных информационных служб, организации поиска и пр.); п)технологии дистанционного образования, классификацию, характеристики и особенности электронных средств учебного назначения, правовые основы их использования и тиражирования.

Значительную долю учебного времени (до 80%) должны занимать практические занятия и самостоятельная работа, в результате чего обучаемые должны уметь: осуществлять формализацию

типовых учебных и научных задач; работать с основными офисными приложениями: текстовыми

процессорами, графическими редакторами, табличными процессорами и электронными таблицами, средствами электронных презентаций, настольными базами данных, электронными органайзерами, электронной почтой; выполнять работу пользователя персонального компьютера с прикладным программным обеспечением в предметной области основной специальности; разрабатывать фрагменты автоматизированных учебных курсов, автоматизированных учебников и учебных пособий, а также владеть основами применения персонального компьютера в образовательном процессе, методами подготовки и проведения учебных занятий с использованием современных информационных технологий, методами проведения научных исследований с применением современных инструментальных средств.

С учетом прогностического характера рассматриваемой дисциплины обучающиеся должны иметь представление о перспективах развития и применения информационных систем, новых информационных и коммуникационных технологий в сфере образования и прикладных областях по специальности будущего преподавателя; о составе, характеристиках, назначении и перспективах развития и совершенствования аппаратных средств, общесистемного и специального программного обеспечения персонального компьютера.

Дидактические задачи, которые ставятся при обучении, многочисленны и . разнообразны. Они зависят от видов занятий, особенностей технических средств и технологий, их совершенства (здесь наблюдается важный феномен обратного влияния средства на цели), подготовленности преподавателя к использованию компьютерных учебных средств, умения преподавателя ими пользоваться и т.д.

Особое внимание, как в теоретическом, так и практическом плане должно быть уделено вопросам информационной безопасности при работе в Интернет, защите от компьютерных вирусов и вредоносных программ, а также защите от несанкционированного копирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.