ИТ применяются в процессе обучения:
• для подготовки учебных пособий;
• изучения нового материала (можно выделить два направления — самостоятельная презентация преподавателя и использование готовых программ);
• компьютерного контроля знаний учащихся;
• получения и работы с информацией из сети Интернет;
• работы с сайтом, позволяющим связать между собой студентов, родителей и преподавателей.
Для более успешного усвоения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» автором разработаны учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей горной отрасли; электронный лабораторный практикум для специальностей горной отрасли; сборник внеаудиторной самостоятельной работы. Студентам предоставлены информационные ресурсы со строгим соблюдением ГОСТов, что позволяет также формировать информационную культуру.
В результате освоения дисциплины студент должен овладеть информационной культурой, а именно:
• иметь представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
• уметь использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
• уметь с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;
• уметь создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
• умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
• уметь использовать базы данных для хранения и поиска информации;
• уметь использовать информационные ресурсы компьютерной сети;
• знать и не нарушать законы об авторских правах на компьютерные программы;
• соблюдать этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.
Таким образом, информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в информационном обществе, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном проявлении.
возможности ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ М0001.Е в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
М. В. Поликарпочкин, преподаватель ГПОУ «Юргинский технологический колледж»
В эпоху тотального технического прогресса компьютеры все чаще и чаще помогают человеку выполнять однотипные рутинные операции. В образовательном процессе таких операций тоже немало. И если 5-10 лет назад пиком автоматизации образовательного процесса считалось составление презентаций, то сегодня массовая доступность глобальной сети Интернет позволяет решать гораздо более серьезные задачи.
Компьютерные программы стали более «продвинутыми», «обзавелись» мощным функционалом. Одним из решений, призванных оптимизировать образовательный процесс, является среда дистанционного обучения (СДО)
тоосИе. Она проектировалась специально для нужд преподавателей и позволяет систематизировать учебный материал. Главной структурной единицей тоосИе является элемент «Курс», который включает разные рубрики, например: лекция, задание,
тест, семинар, страница, файл и др. Разнообразие элементов позволяет сделать изучение дисциплины интереснее.
Главным же достоинством СДО считается его ориентированность на глобальную сеть, ведь по сути moodle — это программа, написанная на одном из серверных языков PHP, который предназначен для создания веб-сайтов. Конечный продукт в виде комплекта электронного учебно-методического обеспечения по дисциплине (междисциплинарному курсу, модулю) представляет собой сайт, размещенный в глобальной сети, к которому имеется круглосуточный доступ без выходных и перерывов на обед. Простая лекция, размещенная в СДО moodle, превращается в международный веб-ресурс, доступный с любой точки земного шара, поскольку для изучения этой лекции нужен доступ к сети Интернет и программа для просмотра веб-страниц (браузер), которая есть на 99,9% пользовательских компьютерах.
Конечно, есть и альтернативные варианты. Но все они имеют существенные недостатки. К примеру, иногда для размещения электронных ресурсов использую файловые серверы. В этом случае студент может лишь скачивать файлы, но отсутствует возможность полноценной коммуникации между обучающимся и преподавателем. В moodle же эта возможность является одной из базовых. Почти все элементы курса предусматривают возможность интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, причем не только в формате «обучающийся — преподаватель», но и в форматах «обучающийся — обучающийся», «преподаватель — преподаватель», а также имеется возможность организовать групповое взаимодействие.
Несмотря на то, что система предназначена для дистанционного обучения, она находит широкое применение при организации аудиторных практических занятий для студентов по специальности «компьютерные сети», поскольку большинство из них выполняются обучающимся на рабочем месте, оборудованном компьютером с доступом в Интернет. Дублирование методических указаний к выполнению практической работы в форме элемента moodle позволяет получать доступ к ним из любого кабинета в любое время. Кроме того, обучающийся имеет возможность самостоятельно готовиться к практическим работам, не имея бумажной версии методических указаний. После выполнения работы отчет и все сопутствующие файлы отправляются в СДО обучающимся строго с использованием уникальных идентификационных данных (имя пользователя и пароль). Причем все работы сохраняют-
ся на сервере в индивидуальном виртуальном пространстве обучающегося. Система позволяет получать доступ к работам даже спустя несколько лет. Такие архивы позволяют обучающимся легко актуализировать знания по разделам, которые были изучены на предыдущих курсах.
В СДО также предусмотрена система оценок. Каждая работа оценивается преподавателем, и в случае если работа выполнена с существенными недостатками, преподаватель может оставить рецензию тут же в системе. Кроме того, в ходе сдачи работы может быть организован диалог между студентом и преподавателем средствами комментирования, которые входят в базовые возможности.
Контроль знаний и умений обучающихся достаточно трудоемкий процесс, который требует применения разнообразных форм, учитывающих уровень сформированности компетенций. Базовым элементом, позволяющим провести контроль знаний в системе, выступает элемент «Тест». Разнообразие типов вопросов позволяет сделать тест вариативным, а продуманная преподавателем система составления тестов, большое количество вариантов почти исключает выбор правильного ответа простым подбором. Тестирование проводится индивидуально для каждого обучающегося. Отличительной возможностью moodle является возможность анализа всего теста в целом для всей группы обучающихся, при помощи которого можно увидеть, какие разделы дисциплины освоены недостаточно и на чем нужно акцентировать внимание преподавателю при планировании учебного процесса. Стоит отметить, что оценка за тест выставляется автоматически, что существенно экономит время на занятиях, поскольку рутинные операции сравнения ответов выполняет система. Несмотря на автоматическое оценивание, преподаватель может видеть все ответы каждого обучающегося и имеет возможность переоценить работу, например после индивидуальной беседы.
Тестирование может использоваться не только для контроля, но и на этапе закрепления знаний и умений. Тесты, проведенные перед практическим занятием, могут быть повторно проведены после него, что позволяет обучающемуся видеть прогресс в своем развитии, выраженный в числовом эквиваленте.
Одной из профессиональных компетенций, которую должны освоить обучающееся по специальности «компьютерные сети» является умение администрировать различные ресур-
сы. Именно поэтому администрирование в системе тоос11е является закреплением профессиональной компетенции по специальности. Так, став на некоторое время преподавателем, обучающийся готовит тест по одному из разделов дисциплины, но сам этот тест не проходит. В ходе такого задания у составителя появляется дополнительная ответственность за содержание вопросов, что невозможно без глубокого усвоения учебного материала. Тестируемый обучающийся не только проверяет свои знания, но и косвенно дает оценку уровню усвоения материала составителя теста.
Система moodle является открытой системой, что позволяет сторонним разработчикам создавать различные модули, расширяя функционал. Сегодня в официальной базе плагинов собрано несколько сотен дополнений, доступных всем.
Широкие возможности СДО moodle позволяют полноценно организовать внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, а продуманная систематизация учебного материала в moodle избавляет преподавателя от необходимости тратить время на поиск методических материалов и пособий.
ОБ ИТОГАХ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «БИБЛИОТЕКАРЬ — ПРОФЕССИЯ ТВОРЧЕСКАЯ»
Н. В. Сушенцоаа
Т. А. Чекалина
Н. В. Сушенцова, методист ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Т. А. Чекалина, кандидат педагогических наук, заведующая библиотекой
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 71), библиотеки входят в систему всеобщего и комплексного экологического образования, создаваемой в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, а также распространения экологических знаний.
В 2016/2017 учебном году для специалистов библиотек образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций состоялся третий областной конкурс «Библиотекарь — профессия творческая». Конкурс проводился ГБУДПО «КРИРПО» совместно с департаментом образования и науки Кемеровской области и некоммерческой организацией «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области».
Цель конкурса — поддержка и развитие творческого потенциала специалистов библиотек, развитие системы экологического просвещения обучающихся в библиотеках образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.
Тематика конкурса обусловлена тем, что 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии и одновременно Годом осо-
бо охраняемых природных территорий в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 и от 01.08.2015 № 392.
Конкурс проводился по трем номинациям:
- «Электронный экологический ресурс»;
- «Мероприятие по экологическому воспитанию и образованию молодежи»;
- «Электронный ресурс об особо охраняемых природных территориях Кемеровской области».
Всего в областном конкурсе «Библиотекарь — профессия творческая» приняли участие 48 специалистов библиотек из 5 образовательных организаций высшего образования и 33 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.