Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры будущего менеджера организации'

Формирование информационной культуры будущего менеджера организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА / МОДЕЛЬ / ЭКОНОМИСТ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Сулейманова Фатима Сулеймановна

Проведен анализ современных подходов к организации процесса формирования информационной культуры у будущих специалистов, включающей самоактуализацию, самооценку, самообразование и саморазвитие; выявлены основные активные методы организации учебно-познавательной деятельности, способствующие повышению информационной культуры: практические упражнения, конкретные ситуации, деловая игра и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры будущего менеджера организации»

ных, задачи, видит возможности информационных и коммуникационных технологий, вследствие чего деятельность характеризуется как продуктивная.

По мнению В. Я. Ляудиса, автоматизация педагогического труда не приведет к утрате его главной психологической ценности, связанной с непосредственным межличностным общением и взаимодействием между учителем и учеником. Межличностное общение не деформируется, а получает новые возможности для значительного творческого обогащения [2].

Следует отметить, что готовность будущего учителя к применению электронной обучающей системы переходит с одного уровня на другой, если базовая составляющая способствует успешному формированию специальных умений на уровне пользователя и профессионального пользователя. При этом уровень интереса к электронным обучающим системам у пользователя ограничен желанием применять только профессионально-ориентированные технологии, не

требующие дополнительных интеллектуальных усилий, независимо от их результативности, а у профессионального пользователя выработаны убежденность в необходимости информатизации профессиональной деятельности, творческого применении электронных обучающих систем для значительного расширения круга профессиональных задач, решаемых более эффективно, навыки алгоритмического и системного мышления. На базовой платформе формируется готовность специалиста-пользователя, и при создании необходимых условий возможно достижение уровня профессионального пользователя. Несомненно, что и базовая, и специальная подготовки должны быть этапами одного непрерывного пути по формированию специалистов, обладающих системным мышлением, способных адаптироваться к новой информационной среде, свободных в выборе средств информатизации профессиональной деятельности и способных к их творческому применению.

Примечания

1. Буторина Т. С., Ширшов Е. В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. 2. Аяудис В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автоматизированного обучения // Теоретические исследования. М„ 1993. 3. Наумов В. В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. № 3. С. 36-40. 4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М„ 1994. 5. Христочевский С. А. Информатизация школьного образования // Информатика и образование: почему так медленно? 1997. № 3. С. 75-79.

Статья поступила в редакцию 16.06.2010 г.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ОРГАНИЗАЦИИ

®2010 Гаджиев Г.М., Сулейманова Ф.С.*

Дагестанский государственный педагогический университет * Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Проведен анализ современных подходов к организации процесса формирования информационного культуры у будущих специалистов, включающего самоактуализацию, са-

мооценку, самообразование и саморазвитие; выявлены основные активные методы организации учебно-познавательной деятельности, способствующие повышению информационной культуры: практические упражнения, конкретные ситуации, деловая игра и так далее.

The authors of the article analyze the modern approaches to the organization of the process of developing the future specialists ' information culture, including the self-actualization, the self-estimation, the self-education and the self-development. They reveal the basic active methods of the educative activity organization, promoting the development of the information culture: practical exercises, concrete situations, business game, etc.

Ключевые слова: информационная культура, информационная подготовка, профессиональная деятельность, программа, модель, экономист, управление, управленческая деятельность, технология, формирование.

Keywords: information culture, information economist, management, administrative activity,

В настоящее время каждый специалист должен обладать умением работать с большим объемом информации в плане ее нахождения, получения, адекватного восприятия и продуктивного использования, что в первую очередь касается специалистов менеджеров. При этом те, кто «лучше и быстрее других сможет оценить и понять общедоступную информацию, поскольку постоянно увеличивающийся объем информации и возможности в ее восприятии, обработке, усвоении, передаче и использовании в профессиональной деятельности актуализируют необходимость непрерывности образования в условиях перехода к информационному обществу и устойчивой мотивационной основы и высокого уровня сформированности знаний, умений и навыков и т.д. [6].

С этих позиций менеджер должен владеть не только способами получения необходимой информации, приемами использования информации и информационных технологий для поддержания и развития интеллектуального потенциала управленца, но и эффективно применять полученные знания при принятии управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов, рационально организовывать информационную деятельность не только свою, но и всего персонала.

Разнообразие подходов к исследованию проблемы обусловлено тем, что co-

training, professional work, program, model, technology, formation.

временная ситуация в формировании информационной культуры менеджера характеризуется:

- наличием социальных противоречий между постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями индивида в его восприятии, обработке, усвоении, передаче и использовании;

- осознанием необходимости устойчивой мотивационной основы и соответствующего уровня сформированности знаний, умений и навыков к осуществлению управленческой деятельности;

- социальной значимостью проблем формирования информационной культуры менеджера и разработанностью механизма его осуществления;

- необходимостью формирования информационной культуры будущего менеджера и существующих подходов к ее формированию недостаточной разработанностью.

Информационную культуру характеризуют операционные умения, связанные с информацией, включая информационное мировоззрение с информационными потребностями и ценностями, информационное мышление, отношение к людям и окружающему миру, тесно сопряженное с информационной деятельностью.

На основе анализа подходов к определению компонентов информационной культуры мы выделяем:

- мотивационно-ценностный компонент, представляющий собой совокуп-

ность информационных потребностей, мотивов выбора информационных источников, содержания информационного поведения и информационного отношения ко всем элементам процесса информационного обмена;

- когнитивный компонент, понимаемый как минимум знаний, которыми должен оперировать человек для адаптации в современном информационном обществе, включая знания о размещении информации, ее источниках, о способах работы по поиску, преобразованию и передаче информации;

- коммуникативный компонент, определяющий статус человека в информационном обществе через умение общаться с людьми, пользоваться различными системами для общения, быть компетентным в вопросах работы с источниками информации;

- технологический компонент, понимаемый как комплекс умений по использованию технических средств или технологических процессов для работы с информацией, включая поиск необходимой информации, структурирование, систематизацию, обобщение, представление информации с использованием технических средств;

- оценочно-рефлексивный компонент, понимаемый как возможность самооценки действий в продвижении по пути собственной траектории развития, а также определения направления дальнейшей деятельности (прогнозирование и планирование), включающий знание всевозможных методик оценивания успешности и самокоррекции.

Все приведенные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и объективно характеризуют уровень осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих сугубо информационных отношений. На базе количественной оценки пяти компонентов можно получить интегральный показатель информационной культуры (обычно: низкая, средняя, высокая) как личности, так и общества в целом.

В нашем исследовании выделены три уровня сформированности информационной культуры: критический, допусти-

мый, оптимальный. Последний в большей степени соответствует современным оценочным подходам.

К важнейшим характеристикам, отличающим информационную составляющую деятельности менеджера, отнесем:

- большой объем информационного поля, обусловленный необходимостью анализа информации не только об особенностях деятельности предприятия, но и процессах, происходящих в экономике, колебаниях спроса на рынке, состояния курса валют, прогрессивных методах работы и т.д.;

- динамику поступления информации, требующей высокой скорости и качества ее переработки;

- многопараметрический характер информации, предполагающий владение менеджером знаниями основ управления;

- опосредованность поступающей информации, предполагающую ее первичную обработку подчиненными;

- дефицит реальной информации и наличие значительного объема «шумовой» информации, не относящейся к деятельности менеджера.

С этих позиций компьютерно-опосредованные коммуникативные навыки (грамотная письменная речь, эффективная работа с различной электронной информацией, критическая оценка информационных ресурсов, координирование совместных действий, презентация и самопрезентация) позволяют эффективно строить взаимодействие и взаимопонимание с участниками управленческого процесса, направлять ход коммуникаций в организации.

При этом предметом труда выступает информация, обрабатываемая с помощью определенных средств и методов, а продуктом - переработанная информация в виде управленческого решения.

И. П. Пономарев представляет информацию не только в качестве предмета и результата управленческого труда, но и инструмента менеджера, с помощью которого он организует, направляет и мотивирует людей для эффективного выполнения работы. С информационной

точки зрения в процессе принятия решения происходит уменьшение неопределенности, что обеспечивает снижение ситуационной неопределенности [5].

Как показывает анализ, принятие решения включает различные элементы, среди которых большинство исследователей выделяют постановку проблемы, обозначение цели, поиск альтернатив и решение как выбор альтернативы, структуру которого мы представили в три стадии (рис.).

Практика принятия решений многообразна. Все они реализуются по определенной схеме, подсказываемой здравым смыслом. Для того чтобы принять эффективное решение, необходимо выполнить ряд работ, складывающихся из отдельных этапов, процедур и операций. Среди многочисленных подходов к при-

нятию решения выделим трехэтапную модель Г. Саймона, являющуюся основой для реализации большинства известных на сегодня технологий [2].

Следует отметить, что компоненты информационной культуры присутствуют во всех стадиях или этапах принятия и реализации управленческого решения.

На сегодняшний день в системе управления преобладают разновидности информационной культуры, влияющие на способ применения информации, т.е. информационную деятельность менеджеров, определяющие их информационное поведение и информационные отношения в организации, отражая приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

1 этап 2 этап 3 этап

Рис. Трехэтапное формирование управленческих решений

Функциональная культура характеризуется использованием информации для управления подчиненными или влияния на них. Культура взаимодействия предполагает доверие друг другу и обмен информации (особенно о наличии проблем и неудач) с целью повышения собственной эффективности.

Культура исследования определяется поиском информации для лучшего понимания будущего изменения собственной деятельности и приспособления к будущим тенденциям

Культура открытости предусматривает открытость для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен и поиск способов прорыва к конкурентоспособности [1].

Анализ требований к профессиональной компетентности менеджера позволяет выделить ступени его информационной культуры:

- мировоззренческую, предполагающую осознание менеджером влияния информационных процессов и технологий на развитие современного общества, структуру и содержание деятельности работников всех уровней и осознание социальных последствий информатизации общества;

- технологическую, направленную на овладение способами и приемами работы с информацией на основе традицион-

ных и новых информационно-компьютерных подходов, использование их как инструмента в учебной и управленческой деятельности;

- профессиональную, предусматривающую накопление опыта использования информации в рамках профессиональной деятельности и, прежде всего, выстраивание эффективной системы информационных ресурсов, формирование информационно-правовой основы принятия управленческих решений, определение востребованности того или иного информационного ресурса в рамках оперативного и стратегического управления организацией.

Первая ступень характеризует информационную культуру любого специалиста, поскольку определяет, прежде всего, его информационное мировоззрение. Вторая и третья ступени, по нашему мнению, отличают менеджера как профессионала, но имеют свою градацию, зависимую от уровня готовности к управлению (табл.).

Проведенный анализ показывает соответствие уровня управления, категории менеджера уровню профессиональной деятельности, качественному показателю информационной профессиональной культуры менеджера и количественной оценке информационной культуры личности.

Таблица

Соотношение уровней управления и информационной культуры менеджера

Уровень управления [3] Категория менеджера Уровень профессиональной деятельности ([4]) Уровень профессиональной информационной культуры менеджера (качественная Уровень информационной культуры личности

Технический Менеджер низшего звена Операционный (выполнение отдельных технологических операций) Элементарный (в основном, репродуктивная деятельность) Критический (низкий)

Управленческий Менеджер среднего звена Тактический (выполнение полного технологического процесса) Функциональный (репродуктивная деятельность с элементами творческой деятельности) Допустимый (средний)

Институциональный Менеджер высшего звена Стратегический (ориентируется во всей системе профессиональной дея- Системный (индивидуально-творческая деятельность) Оптимальный (высокий)

Подводя итог, определим особенности информационной культуры менеджера:

Информация в управлении - это одновременно предмет, результат и инструмент управленческой деятельности, вследствие чего освоение необходимых умений по формированию культуры создания и распространения информации выступает основным компонентом профессиональной подготовки менеджера.

Информационная культура менеджеров различных уровней управления имеет общее содержание на мировоззренческом уровне, но дифференцируется на технологическом и профессиональном уровнях из-за специфики деятельности.

Информационная культура менеджера, и прежде всего менеджера высшего звена, влияет на информационное поведение всех членов организации.

Примечания

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М. : Экономисту 2004. 528 с. 2. Информационные технологии управления / под ред. Г. А. Титоренко. М„ 2002. 280 с. 3. Казначейская Г. Б. Менеджмент: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д., 2005. 352 с. 4. Новиков А. М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста. URL: http//www.novikov.ru./article/urov.htm. 5. Пономарев И. П. Особенность обучения менеджменту // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С. 130-139. 6. Тихомиров В. Н„ Филиппов В. М. Открытое образование - стратегия XXI века для России. М. : МЭСИ, 2000. 152 с.

Статья поступила в редакцию 22.06.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.