Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная компетентность / будущий учитель / профессиональная подготовка / образовательная организация / педагогика / информационная компетенция / information competence / future teacher / professional training / educational organization / pedagogy / information competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф Н. Алипханова, С В. Пивнева, А А. Квитковская

Статья посвящена особенностям развития информационной компетентности и ее сущности в образовательном процессе будущих учителей. Определены преимущества и проблемы научного и педагогического содержания, которые вызваны развитием исключительно информационной компетентности и создают риски для снижения значимости педагогического наследия, осваиваемого студентами традиционными методами. Аргументируется необходимость сохранения классического педагогического образования с учетом возможности организации сбалансированного отношения к развитию информационной компетентности. Отдельно рассматривается отношение к информации классическими методами и посредством реализации информационной компетентности. Приведен положительный опыт преподавателей ФГБОУ ВО РГСУ при обеспечении необходимой сбалансированности традиционных форм образования на фоне усиленного развития информационной компетентности. Предложены педагогические подходы к обеспечению рассматриваемой сбалансированности и сохранению ожидаемой от будущих учителей уровня информационной компетентности для осуществления профессиональной активности в образовательной организации после завершения обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф Н. Алипханова, С В. Пивнева, А А. Квитковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

The article studies the peculiarities of the development of information competence and its basics in the educational process of future teachers. Advantages and problems of scientific and pedagogical content are identified, which are caused by the development of exclusively informational competence and creates risks for reducing the importance of the pedagogical heritage mastered by students using traditional methods. The necessity of preserving classical pedagogical education is argued, taking into account the possibility of organizing a balanced attitude to the development of information competence. The attitude to information by classical methods and through the implementation of information competence is considered separately. The positive experience of teachers of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education in ensuring the necessary balance of traditional forms of education against the background of enhanced development of information competence is presented. Pedagogical approaches are proposed to ensure the considered balance and maintain the level of information competence expected from future teachers to carry out professional activity in an educational organization after completion of training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 37.048.45

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Public-Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru

Pivneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: tlt-swetlana@yandex.ru

Kvitkovskaya A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: eangelina@yandex.ru

FORMING INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING. The article studies the peculiarities of the development of information competence and its basics in the educational process of future teachers. Advantages and problems of scientific and pedagogical content are identified, which are caused by the development of exclusively informational competence and creates risks for reducing the importance of the pedagogical heritage mastered by students using traditional methods. The necessity of preserving classical pedagogical education is argued, taking into account the possibility of organizing a balanced attitude to the development of information competence. The attitude to information by classical methods and through the implementation of information competence is considered separately. The positive experience of teachers of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education in ensuring the necessary balance of traditional forms of education against the background of enhanced development of information competence is presented. Pedagogical approaches are proposed to ensure the considered balance and maintain the level of information competence expected from future teachers to carry out professional activity in an educational organization after completion of training.

Key words: information competence, future teacher, professional training, educational organization, pedagogy, information competence

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., ФГБО ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: fatima2365@mail.ru С.В. Пивнева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий цифрового общества ФГбОу ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: tlt-swetlana@yandex.ru А.А. Квитковская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: eangelina@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена особенностям развития информационной компетентности и ее сущности в образовательном процессе будущих учителей. Определены преимущества и проблемы научного и педагогического содержания, которые вызваны развитием исключительно информационной компетентности и создают риски для снижения значимости педагогического наследия, осваиваемого студентами традиционными методами. Аргументируется необходимость сохранения классического педагогического образования с учетом возможности организации сбалансированного отношения к развитию информационной компетентности. Отдельно рассматривается отношение к информации классическими методами и посредством реализации информационной компетентности. Приведен положительный опыт преподавателей ФГБОУ ВО РГСУ при обеспечении необходимой сбалансированности традиционных форм образования на фоне усиленного развития информационной компетентности. Предложены педагогические подходы к обеспечению рассматриваемой сбалансированности и сохранению ожидаемой от будущих учителей уровня информационной компетентности для осуществления профессиональной активности в образовательной организации после завершения обучения.

Ключевые слова: информационная компетентность, будущий учитель, профессиональная подготовка, образовательная организация, педагогика, информационная компетенция

Актуальность исследования состоит в том, что информационная компетентность в настоящее время является основным требованием к будущим педагогам. Информатизация и цифровизация школы ускоряют педагогические процессы, связанные с конструированием образовательного процесса. Информационная компетентность педагога во многом определяет возможность применения технологий на уроках вне зависимости от предмета в общеобразовательной организации. Преимуществом будущего педагога является фактическое отсутствие педагогического опыта при формировании комплексной компетенции с учетом информатизации и цифровизации образования. Среди действующих педагогов проблема усиливается, так как информационная компетенция для них означает перестраивание всего имеющегося педагогического опыта под новые требования [1-13].

В действительности информационная компетенция представляет научный интерес достаточно продолжительное время. Еще в 2008 году в работе Хода-ковой Н.П. рассматривались вариативные модели для формирования информационной компетенции среди будущих педагогов дошкольного образования. В своей работе автор затрагивает несколько профессиональных стандартов, в соответствии с которыми в тот период осуществлялось обучение педагогическим специальностям. Потенциальный интерес вызывает приводимая им статистика того, что в обозначенный период информационным технологиям уделялось лишь 20% времени в образовательном процессе педагогических вузов.

В современных трудах, например, в работе Кожушковой Н.В., прослеживается расширенная вариативность педагогических подходов при развитии информационной компетентности среди будущих педагогов. Упомянутый автор предлагает рассмотреть педагогический подход к информационной компетентности со стороны рефлексивной позиции. По убеждению Кожушковой Н.В., рефлексивный подход позволяет потенциально изменить границы формирования рассматриваемой компетентности среди будущих педагогов [5, с. 49].

Разнообразие предлагаемых подходов и методик к развитию информационной компетентности формирует научную и педагогическую проблемы, которые состоят в необходимости сбалансировать информационную компетенцию и сохранение классического педагогического образования.

Целью статьи является выявление педагогических подходов для обеспечения сбалансированности между информационной компетентностью и классическим педагогическим образованием. Поставленную цель предполагается

достичь при помощи следующих задач: рассмотреть сущность информационной компетентности в отношении будущих педагогов; выявить преимущества и проблемы, порождающиеся в результате интенсивного развития информационной компетентности у будущих учителей; определить фундаментальные ориентиры, при которых возможно сохранение лучших практик и результатов педагогической науки; разработать педагогические подходы к обеспечению сбалансированности между информационной компетентностью и классическим педагогическим образованием.

В целях раскрытия обозначенных научной и педагогической проблем в настоящей статье применены методы анализа, синтеза, обобщения и моделирования педагогических подходов.

Научная новизна настоящей статьи состоит в разработке педагогических подходов, которые способны сохранить педагогическое наследие при одновременном развитии информационной компетентности как главного навыка адаптации в современной образовательной системе.

Теоретическая значимость состоит в формировании теоретических предпосылок для проведения дальнейших прикладных исследований, связанных с развитием информационной компетентности при условии сохранения педагогического наследия.

Практическая значимость заключается в возможности адаптации каждым преподавателем университета предложенных в рамках настоящей статьи подходов при развитии информационной компетентности будущих учителей.

Образовательный процесс для будущих педагогов состоит из различных педагогических подходов, технологий и приемов, применяемых в рамках дисциплин и способных привести к максимально допустимой готовности будущего учителя к работе в образовательной организации. Информационная компетентность как комплекс знаний, навыков и умений применять информационные технологии в своей профессиональной активности постепенно становилась обязательным требованием по отношению к будущим педагогам [2, с. 14]. Если ранее, как это было указано в научных трудах того периода, информационная компетентность не являлась определяющим комплексом навыков, знаний и умений для будущего учителя, так как соответствующие дисциплины занимали незначительное учебное время, то в настоящее время вне зависимости от наличия учебного времени для информационных дисциплин исследуемая компетентность должна развиваться в рамках всех изучаемых образовательных курсов [10, с. 118]. Отличи-

тельной особенностью информационной компетентности для будущих учителей является не только способность применять информационные технологии, но и управлять ими в образовательном процессе, разрабатывать собственные информационные технологии, а также принимать активное участие в информатизации и цифровизации образовательного процесса общеобразовательной организации [6, о 321]. Приведенный комплекс знаний, умений и навыков предполагает, что в рабочих программах всех преподавателей университета в обязательном порядке будет присутствовать информационный компонент Практика показывает, что наличие информационного компонента уже становится недостаточным для развития информационной компетентности среди будущих учителей. Преподаватели университета в настоящее время должны строить образовательный процесс дисциплины не только для того, чтобы обучить будущих учителей пользоваться информационными технологиями как частью профессиональной активности в будущем [11, а 198]. Для информационной компетентности также важно формирование типа мышления и личностных характеристик, которые в общности превращают будущего учителя в педагога с развитыми информационными компетенциями в соответствии с требованиями системы образования и ожиданиями общества [2, о 25]. Установлено, что чтение печатных изданий способствует развитию памяти и навыков запоминания множества фактов вне зависимости от их хронологии. Кроме того, печатные издания развивают ассоциативную память, что позволяет будущему учителю строить причинно-следственные связи при осмыслении педагогической информации. Чтение мультимедийных средств информации, например электронных учебников, электронных учебных пособий или тематических статей в электронных периодических изданиях, обеспечивает ускорение освоения информации, которая в большинстве случаев будущими учителями не осмысливается и не запоминается [4, о 50].

Вторая научная проблема связана с увеличением онлайн-консультаций в ущерб личным коммуникациям между педагогом и студентом. Расширение доступа к образованию при помощи интернет-пространства также ускоряет информационную компетентность, особенно если будущие учителя проходят обучение в дистанционном формате при одновременном проживании на удаленных территориях Российской Федерации [14, а 32]. Личная коммуникация для будущего педагога важна тем, что он ориентируется на поведенческие реакции своего преподавателя в университете, обогащается вербальным и невербальным способами общения, учится воспринимать информацию на интуитивном уровне. Нередко педагоги в своей профессиональной активности вспоминают именно тех преподавателей университетов, с которыми у них сформировалась эффективная коммуникация, а также которые сумели передать им свое мировоззрение, подход к образовательному процессу, любовь к профессии и др. [13].

Информационная компетентность предполагает в большей степени сконцентрированное отношение к информации и активное использование технологий. Между тем при развитии информационной компетентности передача личностного потенциала преподавателя университета к будущим учителям остается за пределами рассматриваемой компетентности [7, а 108].

Очередная научная проблема во многом связана с некоторым деструктивным соотношением других компетенций в пользу информационной компетентности. Будущие педагоги при активном использовании информационных технологий постепенно уходят от практики, которая продолжительное время была традиционной для студентов, например, конспектирование лекций. Установлено, что письмо и письменная речь развивают мышление человека и формируют его ассоциативные связи. В процессе развития информационной компетентности упомянутая ценность рефлексивной компетенции постепенно также утрачивается в образовательном процессе [9, а 42].

В настоящее время не наблюдается расширенных дискуссий среди представителей педагогического сообщества о том, что будущие учителя должны сохранить обозначенную рефлексивную компетенцию, так как в будущем им предстоит не только обучать письму учащихся в начальной школе, но и формировать мышление среди всех представителей подрастающего поколения [8, о 272]. Рассматриваемая научная проблема приводит к неизбежности акцентирования внимания на такой проблеме, как сохранение педагогического наследия будущими учителями. Ранее будущие учителя знакомились с выдающимися педагогами и их трудами в читальных залах библиотек, в настоящее время многие книжные фонды педагогической направленности оцифрованы. Таким образом, постепенно устраняется необходимость посещения будущими учителями библиотек и вдумчивого изучения содержательной части трудов выдающихся педагогов.

В настоящее время поисковая система интернет-пространства создала уникальные возможности для интенсивного нахождения определенной информации в педагогическом труде, однако практически избавила пользователей от необходимости прочтения научного труда в целом или раздела в данном научном труде для извлечения определенной мысли [12, о 89]. Приведенные проблемы в рамках обучения будущих учителей создают необходимость формирования образовательной системы в университете, при которой информационная компетентность развивается рациональным путем. В то же время такая информационная система может позволить сохранить педагогическое наследие в сознании будущих учителей, а также сохранить классическое педагогическое образование, которое обеспечивало комплексную подготовку и осведомленность будущего педагога.

Следует понимать, что преследование двойной цели не означает уменьшение значимости классического педагогического образования по отношению

к информационной компетентности или снижение внимания информационной компетентности в пользу классического образования для педагогов. Нынешнюю образовательную систему необходимо балансировать, как это было возможно в образовательном процессе в течение всей истории развития педагогической науки.

Технологичность образование должна оставаться инструментом для будущего педагога и образовательного процесса университета. Технологии не должны заменять личные коммуникации с преподавателями, комплексные мероприятия по развитию познавательной компетентности и развитие важных для педагога личностных навыков. [1, о 54].

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный социальный университет» (ФГБОУ ВО РГСУ) образовательная система учитывает возможные деструктивные последствия чрезмерного акцентирования внимания в пользу исключительно информационной компетентности. В целях достижения баланса университет стремится к проведению для всех студентов, в том числе для будущих педагогов, проводить ежегодные обязательные студенческие мероприятия, отличительная особенность которых состоит в формировании тематических направлений, связанных с научными проблемами, которые подразумевают более детальное их изучение, включая печатные издания и архивные источники.

Второй подход ФГБОУ ВО РГСУ относится к проведению студентами исследовательской работы над источниками, требующими содержательного конспектирования, осмысления, личной консультации с преподавателем, и лишь затем с публичным обнародованием в информационном пространстве. На фоне развития преподавателями ФГБОУ ВО РГСУ информационной компетентности соблюдается обязательное правило при разработке студентами рефератов, докладов и курсовых проектов формировать собственные предложения и прогнозы в случаи игнорирования изучаемой проблемы, в том числе педагогической, и принятия предлагаемых студентом решений. Таким образом, преподаватели ФГБОУ ВО РГСУ стремятся балансировать между информационной компетентностью и сохранением педагогического наследия.

Положительные результаты применяемой ими практики позволяют сформировать педагогические подходы для будущих учителей на фоне необходимости развития информационной компетентности в процессе обучения.

Таким образом, возможно сохранение в образовательном процессе сбалансированности информационной компетентности и классического педагогического образования. Будущие учителя в процессе развития информационной компетентности продолжат более тщательное изучение педагогического наследия и его осмысления. Кроме того, будущие учителя продолжат, как и в предыдущие периоды, знакомство с важной информацией, содержащейся в архивных документах педагогической направленности. Сбалансированный подход позволит сохранить важную составляющую образовательного процесса, связанную с реализацией и развитием письменной речи среди студентов. Активное совершенствование информационной компетентности не будет утрачивать важных преимуществ письменной речи, что создаст гармоничное комбинирование информационной компетентности и письменной речи как вида познавательной деятельности.

Подход преподавателей ФГБОУ ВО РГСУ в действительности должен быть адаптирован и масштабирован среди других университетов, которые осуществляют подготовку будущих педагогов, ввиду того, что педагоги выполняют воспитательную функцию в образовательных организациях и формируют будущее поколение. Навык осмысления получаемой информации педагогической направленности также способствует информационной компетентности, в рамках которой будущие учителя научатся управлять информацией в публичном пространстве, отделять положительную информацию от деструктивной и смогут сформировать аналогичные навыки среди подрастающего поколения в будущем.

Практика преподавателей ФГБОУ ВО РГСУ, связанная с обязательными личными консультациями со студентами, полезна другим преподавателям университетов при обеспечении информационной компетентности элементами реальности. Будущий педагог должен понимать, что использование информационных технологий выступает лишь инструментами текущего и будущего образовательных процессов и не заменяет ценность личных коммуникаций в образовательных целях. Данный подход позволит обеспечить рационализацию развития информационной компетентности и корректному отношению к ИТ-инструментам со стороны будущих педагогов, которым впоследствии предстоит непосредственно взаимодействовать с представителями подрастающего поколения. Несмотря на то, что в настоящее время активно дискутируется вопрос о путях развития информационной компетентности, до сих пор отсутствует тенденция к планированию учебного времени, в равной степени достаточного для развития всех видов компетентностей, в том числе информационной. Прикладные исследования, которые осуществляются в настоящее время в связи с необходимостью развития информационной компетентности, не содержат данных и результатов, способных рационализировать учебное время всех преподавателей университета, перед которыми стоит задача подготовить информационно компетентного педагога.

Одним из решений обеспечения рационализации развития информационной компетентности наравне с другими видами компетентностей выступает разработка единых подходов и критериев в образовательных стандартах, направленных на подготовку будущих педагогов. Ценность образовательных стандартов

состоит в способности создавать ориентиры для осуществления качественного процесса обучения. Включение в образовательные стандарты разделов, посвященных направлениям развития информационной компетентности как отдельного, но не превалирующего вида компетентности, позволит осуществить подготовку будущих педагогов с учетом влияния информационных технологий и необходимости сохранения педагогического наследия.

Информационная компетентность в отношении подготовки будущих учителей ежегодно становится все более важной по мере информатизации и циф-ровизации системы образования. Полезность информационной компетентности доказана практикой и необходимостью адаптации будущего педагога в новой образовательной реальности. Вместе с тем необходимо своевременно воздействовать на образовательный процесс для того, чтобы сохранить ценность педагогического наследия, которое продолжительное время в университетах переБиблиографический список

давалось из поколения в поколение. Приведенный опыт ФГБОУ ВО РГСУ и его положительные результаты позволили разработать предложения по реализации педагогических подходов преподавателями университетов, которые осуществляют подготовку будущих учителей. Реализация и адаптация данных предложений позволит сбалансировать и обеспечить сохранность педагогического наследия, необходимого для освоения будущими педагогами, на фоне активного развития информационной компетентности. При этом рационализация отношения к информационной компетентности позволит сохранить педагогическое образование в соответствии с его изначальным основным целевым назначением. Развитие информационной компетентности с учетом ориентиров, связанных с классическими подходами, в совокупности может обеспечить подготовку педагога, адаптированного в соответствии с требованиями современной образовательной системы и общественного развития.

1. Aчмизова С.Я. Особенности развития личности в образовательной системе. Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах: материалы внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов. Международный инновационный университет, 2016: 53-55.

2. Балтынова A.H., Тулекеева С.В. Роль цифровой компетентности педагогов в процессе цифровой трансформации образования. Современные тенденции при обучении иностранному языку в XXI веке. 2023; Т. 1, № 1: 12-19.

3. Баннова АВ. Взаимосвязь развития информационной компетентности и цифровизации образования. Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидак-тики. 2023; Выпуск 20: 24-26.

4. Богданова AE., Глазова В.Ф. Системно-содержательная компетентность и ее значение в социальной и профессиональной адаптации выпускников вуза. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023; № 1: 49-51.

5. Кожушкова Н.В. Инициирование рефлексивной позиции будущего педагога в процессе формирования информационно-аналитической компетентности. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72-2: 118-120.

6. Козаченко И.Г. Информационная компетентность учителя как условие эффективного решения профессиональных задач. Шамовские чтения. 2023; № 4: 321-325.

7. Курбанов Д.И. Современные тенденции в подготовке педагогических кадров. Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики. 2023; № 11: 106-113.

В. Ланина С.Ю. Организация образовательного процесса при подготовке будущего учителя. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023; № 1 (215): 271-274.

9. Минзарипов РГ., Шамсутдинова И.И. Цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных изменений. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023; № 4 (61): 41-44.

10. Норкина Е.Л. Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании». Вестник Марийского государственного университета. 2013; № 12: 116-118.

11. Писарева СА, Тряпицына A.n. Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Aкмеология образования. Психология развития. 2023; Т. 12, № 3 (47): 196-208.

12. Старцева Т.О. Формирование информационной культуры с использованием цифровой культуры. Проблемы развития современного общества. 2023; № 6: 87-90.

13. Токарева M.A., Пятач A.K Проблема подготовки студентов к информационно-коммуникативному взаимодействию в процессе реализации инновационных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 233-236.

References

1. Achmizova S.Ya. Osobennosti razvitiya lichnosti v obrazovatel'noj sisteme. Sovremennye nauchnye dostizheniya i innovacionnye tehnologii v gumanitarnoj i tehnicheskoj sferah: materialy vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya prepodavatelej i aspirantov. Mezhdunarodnyj innovacionnyj universitet, 2016: 53-55.

2. Baltynova A.N., Tulekeeva S.V. Rol' cifrovoj kompetentnosti pedagogov v processe cifrovoj transformacii obrazovaniya. Sovremennye tendenciipriobucheniiinostrannomuyazyku v XXI veke. 2023; T. 1, № 1: 12-19.

3. Bannova A.V. Vzaimosvyaz' razvitiya informacionnoj kompetentnosti i cifrovizacii obrazovaniya. Aktual'nye problemy anglijskoj lingvistiki i lingvodidaktiki. 2023; Vypusk 20: 24-26.

4. Bogdanova A.V., Glazova V.F. Sistemno-soderzhatel'naya kompetentnost' i ee znachenie v social'noj i professional'noj adaptacii vypusknikov vuza. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2023; № 1: 49-51.

5. Kozhushkova N.V. Iniciirovanie refleksivnoj pozicii buduschego pedagoga v processe formirovaniya informacionno-analiticheskoj kompetentnosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-2: 118-120.

6. Kozachenko I.G. Informacionnaya kompetentnost' uchitelya kak uslovie 'effektivnogo resheniya professional'nyh zadach. Shamovskie chteniya. 2023; № 4: 321-325.

7. Kurbanov D.I. Sovremennye tendencii v podgotovke pedagogicheskih kadrov. Problemy i perspektivy razvitiya sportivnogo obrazovaniya, nauki i praktiki. 2023; № 11: 106-113.

8. Lanina S.Yu. Organizaciya obrazovatel'nogo processa pri podgotovke buduschego uchitelya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2023; № 1 (215): 271-274.

9. Minzaripov R.G., Shamsutdinova I.I. Cifrovaya kompetentnost' molodezhi v usloviyah global'nyh izmenenij. Kazanskijsocial'no-gumanitarnyj vestnik. 2023; № 4 (61): 41-44.

10. Norkina E.L. Kompetentnostnyj podhod k otboru soderzhaniya discipliny «Informacionnye tehnologii v special'nom obrazovanii». Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 12: 116-118.

11. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Osobennosti sovremennogo universitetskogo obrazovaniya buduschih pedagogov: problema edinstva i variativnosti obrazovatel'nogo prostranstva. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2023; T. 12, № 3 (47): 196-208.

12. Starceva T.O. Formirovanie informacionnoj kul'tury s ispol'zovaniem cifrovoj kul'tury. Problemy razvitiya sovremennogo obschestva. 2023; № 6: 87-90.

13. Tokareva M.A., Pyatach A.N. Problema podgotovki studentov k informacionno-kommunikativnomu vzaimodejstviyu v processe realizacii innovacionnyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-4: 233-236.

Статья поступила в редакцию 31.01.24

УДК 378

Bazayeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: fubazaeva@mail.ru

Kvitkovskaya A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks,

Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: eangelina@yandex.ru

Smyslova G.A., senior teacher, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: GSmyslova@synergy.ru

STUDENTS' SELF-EDUCATION IN THE CONTEXT OF COLLABORATION OF THE EDUCATIONAL SPACE. The article reveals the importance of self-education in modern higher education and its implementation through the collaboration of the educational process. The authors emphasize that the basis of the ability to self-education is the need to obtain and analyze new knowledge, as well as the development of students' cognitive activity. The collaboration of the educational process, based on cooperation and teamwork of students, contributes to effective learning and the development of independent work skills. The main attention is focused on the need to use active forms of independent work and the use of a problem-based teaching method to stimulate the cognitive activity of students. The results of the study show that collaboration in the educational space is an effective tool for developing students' self-education and ensuring their successful adaptation and professional growth in modern society.

Key words: students, self-education, cognitive activity, independent work, collaboration of the educational process, skill, teaching methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.