Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / исследовательская компетентность / педагогика / будущий учитель / педагогика / педагогическое условие / образовательная организация / university / research competence / pedagogy / future teacher / pedagogy / pedagogical condition / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Н. Алипханова, А.А. Квитковская, С.В. Пивнева

В статье рассматриваются реализуемые в процессе подготовки будущих учителей педагогические условия. Отдельно изучается педагогическая инфраструктура для развития в будущих учителях исследовательской компетентности. Разъясняется приоритетность формирования исследовательского потенциала в будущих учителях на фоне существующих подходов к процессу их обучения. Изучена возможность адаптации педагогических условий в целях совершенствования личностных характеристик будущих учителей, способствующих усилению исследовательской компетентности. Выявлены обязательные признаки, которые должны быть присущи будущим педагогам в рамках исследовательской компетенции. Предложены рекомендации для формирования исследовательской компетентности у будущих учителей, которые были аргументированы с точки зрения целесообразности их адаптации к процессу формирования исследовательской культуры, способной привести к образовательному суверенитету. Среди рекомендаций присутствует необходимость объединения усилий государства, профильных ведомств и организаций, которые способны существенно повлиять на российскую педагогическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.Н. Алипханова, А.А. Квитковская, С.В. Пивнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE AMONG FUTURE TEACHERS

The article examines pedagogical conditions implemented in the process of training future teachers. The pedagogical infrastructure for the development of research competence in future teachers is being studied separately. It explains the priority of developing research potential in future teachers against the background of existing approaches to their learning process. The possibility of adapting pedagogical conditions in order to improve the personal characteristics of future teachers, contributing to the strengthening of research competence, has been studied. The mandatory features that should be inherent in future teachers within the framework of research competence have been identified. Recommendations for the formation of research competence among future teachers are proposed, and these recommendations are reasoned from the point of view of their expediency of adaptation for the formation of a research culture capable of leading to educational sovereignty. Among the recommendations, there is a need to combine the efforts of the state, relevant departments and organizations that can significantly influence the Russian pedagogical system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

11. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy. 2020; № 6: 80-83.

12. Tulabaeva G.T., Sajdalieva D.Z. K voprosu vybora metodov obucheniya anglijskomu yazyku v neyazykovyh vuzah. Academy. 2020; № 2 (53): 30-32.

13. Firsova A.V. Problemy v izuchenii anglijskogo yazyka i sposoby ih resheniya. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2022; № 1-3: 25-28.

14. Shatilova A.A. Igrovye tehnologii v obuchenii vzroslyh anglijskomu yazyku: vozmozhnosti i ogranicheniya. Gaudeamus. 2020; T. 19, № 2 (44): 59-68.

15. Yakimchuk O.S. Ispol'zovanie 'elementov gejmifikacii v processe distancionnogo dopolnitel'nogo obucheniya vzroslyh (na materiale anglijskogo yazyka). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 275-278.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

УДК 37.048.45

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Public-Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru

Kvitkovskaya A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: eangelina@yandex.ru

Pivneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: tlt-swetlana@yandex.ru

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE AMONG FUTURE TEACHERS. The article examines pedagogical conditions implemented in the process of training future teachers. The pedagogical infrastructure for the development of research competence in future teachers is being studied separately. It explains the priority of developing research potential in future teachers against the background of existing approaches to their learning process. The possibility of adapting pedagogical conditions in order to improve the personal characteristics of future teachers, contributing to the strengthening of research competence, has been studied. The mandatory features that should be inherent in future teachers within the framework of research competence have been identified. Recommendations for the formation of research competence among future teachers are proposed, and these recommendations are reasoned from the point of view of their expediency of adaptation for the formation of a research culture capable of leading to educational sovereignty. Among the recommendations, there is a need to combine the efforts of the state, relevant departments and organizations that can significantly influence the Russian pedagogical system.

Key words: university, research competence, pedagogy, future teacher, pedagogy, pedagogical condition, educational organization

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: fatima2365@mail.ru А.А. Квитковская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: eangelina@yandex.ru

С.В. Пивнева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий цифрового общества ФГбОу ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: tlt-swetlana@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются реализуемые в процессе подготовки будущих учителей педагогические условия. Отдельно изучается педагогическая инфраструктура для развития в будущих учителях исследовательской компетентности. Разъясняется приоритетность формирования исследовательского потенциала в будущих учителях на фоне существующих подходов к процессу их обучения. Изучена возможность адаптации педагогических условий в целях совершенствования личностных характеристик будущих учителей, способствующих усилению исследовательской компетентности. Выявлены обязательные признаки, которые должны быть присущи будущим педагогам в рамках исследовательской компетенции. Предложены рекомендации для формирования исследовательской компетентности у будущих учителей, которые были аргументированы с точки зрения целесообразности их адаптации к процессу формирования исследовательской культуры, способной привести к образовательному суверенитету. Среди рекомендаций присутствует необходимость объединения усилий государства, профильных ведомств и организаций, которые способны существенно повлиять на российскую педагогическую систему.

Ключевые слова: университет, исследовательская компетентность, педагогика, будущий учитель, педагогика, педагогическое условие, образовательная организация

Актуальность настоящего исследования определена необходимостью углубить исследовательский потенциал всех будущих учителей образовательных организаций с учетом цифровых технологий, новых методов обучения и новых стандартов, утвержденных профильными ведомствами. Современная система образования ожидает, что будущий учитель нацелен на самостоятельное изучение своего предмета для построения расширенной рабочей программы и более структурированных учебных модулей. Если ранее для педагогической системы было важно подготовить учителя преимущественно для передачи знаний и выполнения воспитательной роли, то сегодня роль потенциального учителя расширилась за счет необходимости умения адаптироваться в интенсивно изменяющейся информационной среде [1—13].

В научной литературе прослеживаются попытки выявить факторы, которые влияют на формирование исследовательской компетенции будущих учителей. Наиболее распространенным подходом является изучение причин с точки зрения освоения будущим учителем знаний и навыков обучению определенному школьному предмету, как это наблюдается в работе З.И. Исаевой [6, с. 170]. В труде другого педагога, а именно Т. И. Скрипниковой, исследовательская компетентность подразделяется на два уровня профессиональной готовности будущего учителя [13, с. 209]. При этом автор акцентирует внимание на принципиальное разделение мотиваций, убеждений, эмоциональной составляющей и творческого подхода от коммуникативных, организаторских и прогнозируемых компонентов, которые входят в структуру личности педагога. Таким образом, общим в научной литературе выступает поиск развития и активизации личностных характеристик будущего педагога, который способен самостоятельно осуществить исследовательскую компетенцию и развить подобные умения у учащихся.

Целью исследования является определение необходимых педагогических условий для гармоничного формирования исследовательской компетентности среди будущих учителей. Соответственно, в качестве задач выступают следующие: раскрыть сущность педагогических условий в профильном вузе; выявить

обязательные признаки исследовательской компетентности среди будущих учителей; изучить возможность адаптации педагогических условий для развития личностных свойств будущих учителей, связанных с исследовательской компетентностью; разработать рекомендации для формирования исследовательской компетентности среди будущих учителей.

Методами для достижения поставленной цели настоящего исследования были анализ теоретической базы и синтез результатов исследовательской деятельности, а также обобщения.

Научная новизна статьи состоит в разработке рекомендаций для формирования исследовательской компетентности, которые возможно адаптировать в образовательном процессе будущих учителей разных направлений подготовки.

Теоретическая значимость состоит в изучении феномена педагогических условий в аспекте возможности их адаптации в образовательном процессе профильных вузов, а также выявлении новых рекомендаций, способствующих формированию теоретических предпосылок к исследовательской компетентности среди будущих педагогов.

Практическая значимость заключается в рекомендациях, которые позволят корректировать педагогические условия при подготовке будущих учителей общеобразовательных организаций с учетом одновременного формирования в них исследовательской компетентности.

Педагогические условия для подготовки будущих учителей значительно отличаются от педагогических условий, которые необходимы для подготовки специалистов других профилей. Главным отличием педагогических условий в профильном университете является создание образовательной среды, которая призвана объединить все знания о том, как обучить других. Для таких педагогических условий существуют свои уникальные предпосылки, которые базируются на возможности обеспечения реализации принципа преемственности от преподавателя университета к будущим педагогам, впоследствии от будущих педагогов к будущим учащимся [3, с. 21].

Педагогическая образовательная система направлена на объединение всех существующих результатов интеллектуальной деятельности педагогов, которые трудились и наблюдали за процессом обучения в течение всего периода существования человечества. Таким образом, первым педагогическим условием в профильном университете выступает знание, построенное на обширной педагогической истории [10]. Процесс обучения в рассматриваемом вузе позволяет изучить педагогические аспекты для будущей профессиональной активности с разных сторон. Соответственно, вторым педагогическим условием являются методы обучения, средства обучения, педагогические технологии и приемы, которые в совокупности позволяют подготовить будущего педагога. Данный процесс в действительности нестандартен, так как обучение проводится преподавателями университета для будущих педагогов разного уровня образования. Начиная с древнегреческих философов и публицистов и завершая современными педагогами-исследователями, следует отметить, что в рамках педагогических условий прослеживается третий обязательный компонент, а именно - соблюдение и сохранение принципов педагогики. Для специалистов разных профилей существуют свои правила и постулаты, а также заповеди, которые они обязаны соблюдать в целях качественного выполнения своих функциональных обязанностей. У педагогов существуют идентичные постулаты, принципы, положения и незыблемые правила, которые в определенный момент превращают их в настоящих учителей, ведущих за собой целые поколения учеников [2, с. 23]. Для примера можно привести педагогическую биографию рядового советского учителя, который в течение своей профессиональной активности продолжительностью более сорока лет стандартно выпускал более трех тысяч выпускников школы.

Идентичная практика свойственна многим другим педагогам общеобразовательной организации, которая указывает на создание для будущих учителей, способных посвящать свою жизнь системе образования, дополнительных педагогических условий. К таковым преимущественно относятся формирование в сознании будущего учителя педагогики как образа жизни, главной части судьбы, комплексное осознание своего места в школе как социальной роли. Совокупность приведенных педагогических условий продолжительное время позволяла готовить будущих учителей, которые изъявляли желание научить учащихся, и делиться с ними имеющимися знаниями, накапливающимися тысячелетиями.

В настоящее время, когда осуществляется повсеместная цифровизация образования, неизбежно расширяются педагогические условия. Отныне вовсе недостаточно существовавших педагогических условий, так как школа и образовательный процесс подразумевают, что будущий учитель не только будет распространять знания, но и самостоятельно добывать малоизвестные факты и осмысливать их для дальнейшей передачи информации нового формата. Во многом иные ожидания связаны с тем, что объем знаний, например, по географии или математике, существенно превышает образовательную программу [5, с. 53]. Если будущий учитель не научится самостоятельно добывать новую информацию, то в современных усложненных информационных условиях ему будет намного труднее формировать представление учащихся о реальном мире, в котором существуют современные технологии, о новых открытиях в различных сферах науки. Расширение педагогических условий до создания исследовательской инфраструктуры является необходимостью подготовки будущих учителей в профильном вузе. Под инфраструктурой исследовательской направленности понимается совокупность знаний, навыков, технических и технологических условий, а также компетентности и готовности преподавателей университета воспитывать в будущем учителе потенциал исследователя [10, с. 412]. Конечная цель должна достигаться в образовательном процессе постепенно, а значит, с первого курса в рамках программы бакалавриата в образовательном процессе должна предусматриваться всесторонняя возможность для реализации будущими учителями познавательной компетенции.

Для примера можно обозначить метод аннотирования статей в медицинских вузах, что потенциально полезно для адаптации в процессе подготовки будущих учителей. Публичные выступления выдающихся деятелей науки и образования, занимательные исторические факты о педагогике и воспитании подрастающего поколения, научные труды педагогов и психологов в исторический и современный периоды времени - все обозначенные источники педагогической науки могли быть включены в исторический цикл педагогических дисциплин для будущих учителей в рамках метода аннотирования [4, с. 274]. Познавательная компетенция может быть реализована путем разъяснительной работы преподавателей университета относительно подходов к написанию собственных научных трудов.

В настоящее время данный компонент образовательного процесса во многих вузах осуществляется не в полном объеме, так как преподаватели проводят подобную разъяснительную работу среди тех студентов, которые самостоятельно проявляют инициативу [7, с. 59]. Однако существует риск упущения потенциального исследовательского таланта в других студентах, которые по причине страха или неуверенности в себе не обращаются к преподавателям за помощью в проведении самостоятельной исследовательской работы.

Обозначенная ситуация формирует необходимость и целесообразность внедрения практики проведения преподавателями вузов разъяснительной работы вне зависимости от того, обращаются ли к ним студенты с дополнительными вопросами или нет. Необходимо развивать интерес проведения исследований,

в том числе в случаях, когда студент изначально уверен, что его роль в школе будет всегда заключаться в трансляции уже имеющихся знаний в рамках образовательной программы [9, с. 34].

Педагогическая инфраструктура как элемент педагогических условий также предполагает освоение будущими учителями технических и технологических возможностей, которые связаны с оборудованием и программным обеспечением, позволяющими проводить качественные исследования. Например, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный социальный университет» (ФГБОУ ВО РГСУ) возможности современных технологий студентами применяются в процессе исследований, связанных с ценностными аспектами воспитания и евразийского пространства. Другое исследование будущих учителей с использованием специальных технических устройств, позволяющих осуществлять наукометрию, направлено на определение показателей мотивации, образования, отдыха, спорта детей и молодежи.

Подобных направлений исследований в ФГБОУ ВО РГСУ в настоящее время проводится более 15 на базе специальных лабораторий и кафедр, что приводит к необходимости расширения исследовательского потенциала, в том числе при тесном сотрудничестве со смежными структурами сферы образования. Каждый профильный вуз может предусмотреть собственную педагогическую инфраструктуру с использованием технического и технологического обеспечения. Однако конечной целью должна оставаться готовность будущего учителя заниматься в профессиональной активности самостоятельными исследованиями для повышения качества обучения учащихся.

Опыт ФГБОУ ВО РГСУ полезен также тем, что вуз реализует регламентированный подход по отношению к преподавателям, который позволяет выравнивать ожидания, квалификацию и мотивацию профессорско-преподавательского персонала в соответствии с требованиями времени к выпускникам университета. Для других вузов, которые осуществляют подготовку будущих педагогов, опыт ФГБОУ ВО РГСУ актуален возможностью определить уровень компетентности преподавателя, пригодной для формирования исследовательской компетентности студента. Установлено, что определенный уровень компетентности преподавателя вуза и степень его мотивированности в процессе обучения увеличивают вероятность формирования в студенте стремления относиться к своей профессиональной деятельности более осознанно или продолжить обучение в аспирантуре по определенному научному направлению. В настоящем исследовании совокупность компетентности и готовности преподавателя должна благоприятно повлиять на исследовательский потенциал студентов в сфере педагогики. В некоторых случаях современная образовательная система благоприятствует интенсивной адаптации всех педагогических условий для развития личностных свойств будущих учителей, которые сопряжены с исследовательской компетентностью. В других случаях прослеживаются препятствующие факторы для создания комплекса приведенных педагогических условий. К таким факторам относится неравномерная цифровизация университетов на территории государства, что прослеживается в разности исследовательских условий, предусмотренных в педагогических вузах субъектов Российской Федерации.

Другим препятствующим фактором является отсутствие понимания преподавателями профильных вузов структуры и механизма привития в будущих учителях исследовательской компетентности. До сих пор данный процесс осуществляется стихийным способом, и заблаговременно затруднительно выявить исследовательский потенциал в студентах-первокурсниках, а затем сохранить стремление заниматься исследовательской деятельностью среди студентов старших курсов программы бакалавриата и магистратуры по педагогическим специальностям [8, с. 6]. Очередным препятствующим фактором выступает отсутствие единых стандартов и регламентов для систематизации любого знания, которое добывается или может быть выявлено в процессе осуществления студентом исследовательской деятельности. Приведенный фактор относится к наиболее существенным, так как рассматриваемое умение во многом определяет способность будущего педагога формировать образовательный процесс с элементами педагогических условий для воспитания исследовательского потенциала среди учащихся в школе.

В связи с этим формируется необходимость предложить следующие рекомендации для развития исследовательской компетентности у будущих учителей в профильных вузах:

- сохранить существующие интеллектуальные ресурсы и условия в рамках подготовки будущих педагогов в университете;

- разработать регламенты для имплементации в каждом профильном вузе для формирования компетентности профессорско-педагогического состава, стремящегося к развитию исследовательского потенциала в студентах;

- на государственном уровне необходимо разработать технологические стандарты в целях приведения технологической инфраструктуры вузов в единый формат, особенно для подготовки педагогических кадров;

- создать единую исследовательскую инфраструктуру для будущих учителей, утвержденную профильными ведомствами и способствующую формированию идентичного социального портрета педагога-исследователя;

- на уровне Совета ректоров России необходимо привести к единой структуре формирование знаний, выявляемых и получаемых студентами в ходе проведения ими исследовательской деятельности;

- целесообразно создание на базе профильных вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей, единой системы исследовательской деятельности с содержащейся в ней информацией об актуальных исследованиях в сфере педагогики, мерах поддержки университетами и справочными рекомендациями;

- предпочтительно формирование научной традиции проведения круглых столов, семинаров и конференций на ежегодной основе, в рамках которых может происходить обмен опытом между представителями педагогического сообщества относительно создания социального портрета педагога-исследователя.

Современная система образования подвергается внешнему влиянию, например, цифровизации за смены духовно-нравственных ценностей, трансформации школы и др. Соответственно, необходимо сохранить ныне существующие педагогические условия, которые являются источником соблюдения принципа преемственности. Многие результаты исследовательской и педагогической деятельности выдающихся деятелей науки и образования доказали свою эффективность и не подлежат пересмотру, в том числе в условиях повсеместной циф-ровизации.

Опыт ФГБОУ ВО РГСУ показывает, что регламентация требований и деятельности преподавателей университета может обеспечить создание дополнительных педагогических условий, при которых образовательный процесс существенно дополнятся новыми формами развития исследовательского потенциала студентов. Для будущих учителей регламентация преподавателей вузов, а именно - их деятельности и квалификации, является гарантом получения качественных знаний и навыков в том, как правильно проводить исследования, получать новые знания и трансформировать выявленные знания в качественное обучение учащихся общеобразовательной организации.

Неравномерность технологического обеспечения университетов в субъектах Российской Федерации постепенно приводит к образованию ситуации риска, при которой учебные заведения, осуществляющие подготовку будущих педагогов

Библиографический список

по идентичным образовательным программам и стандартам, из-за разности технологической оснащенности выпускают будущих педагогов с дифференциальным профессиональным потенциалом. На исследовательскую компетентность технологическая оснащенность влияет существенно, так как многие исследования сегодня формируют более качественные результаты лишь посредством применения новейшего оборудования и технологий [1, с. 55].

Единая исследовательская инфраструктура для будущих учителей будет способствовать выравниванию компетенций и внутренней готовности студентов к углублению собственных знаний и навыков. Как влиятельная и авторитетная структура, Совет ректоров России может утвердить путем разработки Хартии о единых подходах к формированию новых знаний студентами в процессе проведения ими исследовательской работы. Присоединение к подобной хартии профильных вузов позволит унифицировать исследовательскую деятельность будущих учителей и облегчить данный процесс, превратив исследовательские действия в доступную для студента процедуру получения знаний.

Единая база исследовательской деятельности является логическим продолжением, после принятия Советом ректоров России Хартии об унифицированных подходах к созданию единых знаний, и способствует постепенному формированию исследовательской культуры среди будущих педагогов. Подобная культура в перспективе может привести к образовательному суверенитету и собственной уникальной российской педагогической системе.

Проведение публичных мероприятий с участием педагогического сообщества будет способствовать усилению российской педагогической системы, в рамках которой исследовательский потенциал будущих учителей станет центральным звеном, являющимся источником образовательного суверенитета.

Исследовательская компетентность будущих учителей относится к дополнительным компонентам социального портрета современного педагога. В настоящее время система образования лишь частично готова к созданию педагогических условий для развития данной компетентности. Препятствующие факторы возможно устранить, в том числе путем реализации приведенных в настоящей статье рекомендаций.

1. Ачмизова С.Я. Особенности развития личности в образовательной системе. Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах: материалы внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов. Международный инновационный университет, 2016: 53-55.

2. Баева Т.Е., Крафт Н.Н., Джабатырова Б.К. Исследовательская компетентность студентов как педагогическая проблема. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020; № 3 (263): 22-28.

3. Горбунова Т.В. Преемственность в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Современные проблемы науки и образования. 2021; № 3: 20-24.

4. Зикирова ГА. Средства исследовательской деятельности при формировании исследовательской компетентности бакалавра. Бюллетень науки и практики. 2020; Т. 6, № 8: 272-276.

5. Зенков А.Р Цифровизация образования: направления, возможности, риски. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020; № 1: 52-55.

6. Исаева З.И. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя математики. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 169-171.

7. Михайленко Т.С. Исследовательская компетентность обучающегося в высшем образовании: преемственность в развитии. Наука и школа. 2021; № 5: 58-65.

8. Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника. Вестник Мининского университета. 2021; Т. 9, № 1 (34): 3-5.

9. Коротков С.Г, Крылов Д.А., Бахтина Е.С. Педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе. Вестник Марийского государственного университета. 2020; Т.14. №1 (37): 33-40.

10. Лаврентьева Е.В. Формирование научно-исследовательской компетентности как фактор академической успешности. Восток - Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков. 2020; № 4: 411-417.

11. Пашина М.В., Петрусевич А.А. Исследовательская компетентность преподавателя вуза при работе со студентами на основе советской научной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 3 (88): 97-100.

12. Пирожкова О.Б., Бубнова И.С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика. Педагогическая перспектива. 2022; № 1 (5): 3-9.

13. Скрипникова Т.И. Профессиональная готовность студентов - будущих учителей к исследовательской деятельности. Современное педагогическое образование. 2021; № 2: 208-214.

References

1. Achmizova S.Ya. Osobennosti razvitiya lichnosti v obrazovatel'noj sisteme. Sovremennye nauchnye dostizheniya i innovacionnye tehnologii v gumanitarnoj i tehnicheskoj sferah: materialy vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya prepodavatelej i aspirantov. Mezhdunarodnyj innovacionnyj universitet, 2016: 53-55.

2. Baeva T.E., Kraft N.N., Dzhabatyrova B.K. Issledovatel'skaya kompetentnost' studentov kak pedagogicheskaya problema. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2020; № 3 (263): 22-28.

3. Gorbunova T.V. Preemstvennost' v organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2021; № 3: 20-24.

4. Zikirova G.A. Sredstva issledovatel'skoj deyatel'nosti pri formirovanii issledovatel'skoj kompetentnosti bakalavra. Byulleten' nauki ipraktiki. 2020; T. 6, № 8: 272-276.

5. Zenkov A.R. Cifrovizaciya obrazovaniya: napravleniya, vozmozhnosti, riski. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2020; № 1: 52-55.

6. Isaeva Z.I. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti buduschego uchitelya matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 169-171.

7. Mihajlenko T.S. Issledovatel'skaya kompetentnost' obuchayuschegosya v vysshem obrazovanii: preemstvennost' v razvitii. Nauka i shkola. 2021; № 5: 58-65.

8. Kozyreva O.A. Teoretizaciya i modelirovanie pedagogicheskih uslovij v professional'noj deyatel'nosti nauchno-pedagogicheskogo rabotnika. Vestnik Mininskogo universiteta. 2021; T. 9, № 1 (34): 3-5.

9. Korotkov S.G., Krylov D.A., Bahtina E.S. Pedagogicheskie usloviya organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov na vneauditornyh zanyatiyah v vuze. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; T.14. №1 (37): 33-40.

10. Lavrent'eva E.V. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti kak faktor akademicheskoj uspeshnosti. Vostok - Zapad: teoreticheskie i prikladnye aspekty prepodavaniya evropejskih i vostochnyh yazykov. 2020; № 4: 411-417.

11. Pashina M.V., Petrusevich A.A. Issledovatel'skaya kompetentnost' prepodavatelya vuza pri rabote so studentami na osnove sovetskoj nauchnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 97-100.

12. Pirozhkova O.B., Bubnova I.S. Issledovatel'skaya kompetentnost' pedagoga: suschnost' i diagnostika. Pedagogicheskaya perspektiva. 2022; № 1 (5): 3-9.

13. Skripnikova T.I. Professional'naya gotovnost' studentov - buduschih uchitelej k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 2: 208-214.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.