удк 378.147:004:81
Н.А. Кабанова
формирование информационно-методической компетентности преподавателя иностранного языка вуза в системе повышения квалификации
Nadezhda A. Kabanova
DEVELOPING IT AND METHODOLOGY COMPETENCY OF A uNIVERSITY TEACHER OF FOREIGN LANGuAGES
with the help of further education courses
Аннотация
В статье уточняется определение информационно-методической компетентности преподавателя иностранных языков в техническом вузе, раскрываются ее структура и содержание. Дается обоснование необходимости формирования и развития данной компетентности в системе повышения квалификации преподавателей вузов. Рассматриваются андрагогические принципы обучения, понятия непрерывного образования и системы повышения квалификации преподавателей вуза.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, профессиональные компетенции, непрерывное образование,
АНДРАГОГИКА. Abstract
The concept of competency in IT and methodology of a foreign language teacher at technical universities is defined in the article. The structure and content of the IT and methodology competency are described. The necessity of the development of the above mentioned competency with the help of the system of further education is proved. Andragogic principles of teaching are stated. The notion of life-long learning in relation to further education courses for EFL university teachers is discussed. Keywords
IT AND METHODOLOGY COMPETENCY, FURTHER EDUCATION, PROFESSIONAL COMPETENCES, LIFE-LONG LEARNING, ANDRAGOGY.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были описаны цели высшего профессионального образования, основной из которых провозглашалась подготовка квалифицированного работника, «конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [1].
Очевидно, что выпускники вузов, получившие диплом в 2010 году, уже в течение трех лет должны успешно функционировать на рынке труда, реализовывая свои способности и приобретенные в высшем учебном заведении компетенции. Однако на практике мы наблюдаем несколько иную тенденцию, заключающуюся в недовольстве работодателей качеством образования современных выпускников, в частности касающегося практических умений в профессиональной сфере. Полагаем, что причиной сложившейся ситуации отчасти является недостаточное внимание к совершенствованию методики обучения в вузах и уровню развития
профессиональных компетентностей преподавателей вузов.
Данное утверждение ни в коей мере не ставит под сомнение квалификацию современного преподавателя, тем не менее стоит признать, что методы и формы обучения, используемые в вузах, не всегда соответствуют современным требованиям к процессу обучения, не учитывают психологические особенности современного поколения студентов, свободно ориентирующихся в информационно-коммуникационных технологиях, легко и естественно использующих технические достижения для решения своих бытовых и образовательных задач.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в сфере преподавания в вузах на данный момент сложилось противоречие между существующим социальным заказом, диктующим высокие требования к выпускникам (конкурентоспособность, профессиональная мобильность, соответствие мировым стандартам и т. п.), и состоянием методики преподавания в вузах, тяготеющей к сохранению традиционных классических форм и методов обучения, с помощью которых невозможно в полной мере сформировать ключевые профессиональные компетенции будущих специалистов.
Таким образом, возникает необходимость использования преподавателями в своей практике современных методов, приемов обучения, а также уверенного владения навыками работы со всеми доступными средствами обучения, включая высокотехнологичные решения для образования, существующие в мире. Тенденции развития современной системы высшего образования и уровень развития информационных технологий предполагают необходимость создания гибкой информационно-коммуникационной образовательной среды вуза, которая обеспечит всестороннее развитие личности выпускника — будущего специалиста, востребованного в условиях инновационной экономики и знаниевого общества.
Под информационно-коммуникационной средой вуза (далее — ИКС вуза) мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя (студента, преподавателя) с информационным ресурсом, а также информационное взаимодействие с другими пользователями (студентами и преподавателями) с помощью интерактивных
средств информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [2].
Для успешного функционирования в указанных условиях преподаватель вуза должен обладать рядом профессиональных компетент-ностей, которые требуют постоянного развития в ходе осуществления профессиональной деятельности, поскольку напрямую связаны с быстро меняющимися внешними условиями и чрезвычайно высоким темпом развития современных технологий.
Уточним, что в данном контексте речь идет именно о компетентности, а не о компетенции, и вслед за ведущими учеными в области дидактики (О.Е. Лебедевым, Дж. Равен, А.В. Хуторским и др.) под компетентностью мы будем понимать состоявшееся личностное качество (характеристику) индивида и, по меньшей мере, минимальный опыт деятельности по отношению к заданной сфере. Ключевая компетенция же, по мнению вышеуказанных авторов, понимается как совокупность наиболее общих (универсальных) способов действия, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в конкретных условиях профессионального или общественного сообщества.
Таким образом, будем понимать профессиональную компетентность преподавателя вуза как совокупность ключевых компетенций плюс опыт преподавательской деятельности, связанный с реализацией компетенций на практике.
Среди важнейших компетенций, лежащих в основе профессиональных компетентностей преподавателя иностранного языка (далее — ИЯ) современного вуза, отметим информационно-коммуникационную компетенцию, определяемую крупнейшим специалистом по компьютерной лингводидактике М.А. Бовтен-ко как способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности преподавателя ИЯ, с использованием информационных и коммуникационных технологий [3].
Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя ИЯ включает, на наш взгляд, широчайший круг практических умений в области применения информаци-
онно-коммуникационных технологий (ИКТ), подкрепленных профессиональным опытом, позволяющих решать задачи научного, поискового, учебного, контролирующего, мотива-ционного, рефлексивного, познавательного характера. Остановимся на тех из них, которые непосредственно связаны с обучением студентов, т. е. с методикой обучения ИЯ и ее задачами. Для их решения преподавателю ИЯ требуется компетентность, которую мы выделяем как самостоятельную единицу в поле профессиональных компетентностей, связанных с использованием ИКТ, так как именно от ее уровня зависит в первую очередь сформированность компетенций будущих выпускников. Поскольку речь в данном случае пойдет о методических умениях, реализуемых с помощью ИКТ, введем понятие информационно-методической компетентности преподавателя ИЯ (далее — ИМК преподавателя ИЯ), являющейся составной частью более широкого понятия информационно-коммуникационной компетентности, описанной выше.
Под ИМК преподавателя ИЯ технического вуза будем понимать способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе обучения студентов иностранному языку с использованием ИКТ Мы выделяем данную компетентность из общего поля информационно-коммуникационной компетентности, поскольку полагаем, что для ее формирования и развития необходимы специальные условия и особым образом организованная деятельность преподавателя.
Для определения этих условий следует рассмотреть структуру и содержание ИМК преподавателя ИЯ технического вуза. Как и любая компетентность, она включает в себя три взаимосвязанных аспекта:
• когнитивный (знаниевый),
• операциональный (деятельностный),
• аксиологический (ценностно-мотива-ционный).
Когнитивный и операциональный аспекты настолько взаимосвязаны, что их содержательное наполнение интегрировано и может быть описано следующими умениями, подкрепленными профессиональным опытом преподавателя ИЯ:
1) осуществлять продуманную, структурированную, организованную деятельность по поиску, обработке, передаче, классификации
информационного ресурса на ИЯ (например, находящегося в сети Интернет), предназначенного для обучения;
2) отбирать и использовать в своей профессиональной деятельности иноязычные электронные издания научного и образовательного назначения, находящиеся на локальных носителях информации и в сети Интернет;
3) продуцировать структурированную, построенную в соответствии с принципами и методами обучения ИЯ, технически оформленную информацию (информационный ресурс), в том числе с целью усовершенствования информационно-методического обеспечения процесса обучения ИЯ (информационно-методический ресурс);
4) использовать отобранные в сети Интернет и разработанные преподавателем иноязычные ресурсы в таком сочетании, которое позволит решать профессиональные задачи максимально эффективно;
5) планировать, разрабатывать и проводить диагностирующие, промежуточные и итоговые контрольные мероприятия для оценивания уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых с использованием ИКТ (в частности, ИКС вуза);
6) организовывать обмен информацией учебного и научного характера (включая общение и совместную работу по созданию и усовершенствованию информационно-методических ресурсов, проектную деятельность, решение учебных задач) между участниками учебного процесса посредством ИКС вуза.
Говоря о ценностно-мотивационном аспекте ИМК, следует рассмотреть понятие профессиональной готовности преподавателя к использованию средств ИКТ в процессе обучения студентов. Готовность преподавателя к тому или иному аспекту деятельности определяется В.А. Сластениным как особое психическое состояние, как наличие у субъекта образца структуры определенного действия и постоянную направленность на его выполнение [4].
Готовность отражает требования к свойствам личности и способностям, включая познавательные (например, целеполагание, оценка значимости профессиональных задач), моти-вационные (интерес к предмету и его преподаванию, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной сфере)
и волевые (преодоление трудностей, умение преодолевать кризисные состояния, мобили-зовывать свои силы) компоненты личности преподавателя.
Быстрое развитие информационных технологий, рынка технических устройств и программного обеспечения для нужд образования, в том числе обучения ИЯ, обусловливает необходимость развития и совершенствования ИМК преподавателя ИЯ в непрерывном, постоянном режиме. По мнению известного ученого, исследовавшего особенности образования взрослых, С.И. Змеёва, для практической реализации непрерывного образования, т. е. образования в течение всей жизни, важно различать два основных его этапа: базовый (первоначальный) и послебазовый (последующий).
Обозначенные этапы имеют различные цели, задачи, принципы организации процесса обучения, содержание, формы и методы обучения. Целью базового этапа является подготовка специалиста к профессиональной деятельности, а теоретическую основу первоначального этапа определяют педагогические принципы обучения.
Последующее образование — второй этап непрерывного образования, на котором происходит развитие полученных и приобретение новых знаний, навыков, умений, качеств, т. е. компетенций и компетентностей, необходимых для реализации потенциала личности (в данном случае личности преподавателя ИЯ), в меняющихся внешних условиях. К последующему образованию относится и повышение квалификации — одна из форм организации непрерывного образования, представляющая собой особый целенаправленный образовательный процесс, организованное взаимодействие обучающегося с обучающим и обучающихся между собой, в целях совершенствования их профессиональных компетентностей. По мнению В.В. Краевского, повышение квалификации можно охарактеризовать как «получение дополнительных знаний на базе специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний» [5].
Этап послебазового непрерывного образования основывается на теоретических положениях андрагогики — науки об обучении взрослых.
С.И. Змеёв формулирует основные андраго-гические принципы обучения — общие правила организации процесса обучения взрослых людей:
1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения.
2. Принцип совместной деятельности (обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися) по планированию, реализации и оценке процесса и результата обучения).
3. Принцип опоры на имеющийся опыт обучающегося (бытовой, социальный, профессиональный).
4. Принцип индивидуализации обучения (в идеале — создание осознанно выбранной индивидуальной образовательной траектории, учитывающей конкретные образовательные потребности, цели обучения, опыт, уровень подготовки, психологические, когнитивные особенности обучающегося).
5. Принцип системности обучения (соответствие целей, форм, методов, содержания, средств обучения личностно значимым результатам обучения).
6. Принцип контекстности обучения (учет пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов и условий обучающегося).
7. Принцип актуализации обучения (применение на практике приобретенных обучающимся компетенций, совершенствование ком-петентностей).
8. Принцип элективности (свобода выбора целей, содержания, форм, методов, средств, сроков, условий обучения, а также обучающих).
9. Принцип развития образовательных потребностей (процесс обучения строится с учетом формирования у обучающихся новых образовательных потребностей).
10. Принцип осознанности обучения (осмысление обучающимся целей, задач, результатов процесса обучения и своих действий, направленных на их достижение) [6].
Краткосрочное повышение квалификации в области использования ИКТ в преподавании ИЯ в вузе, построенное с учетом принципов андрагогики, с использованием последних научных и технических достижений, отчасти может решить проблему развития ИМК преподавателей ИЯ. Однако для устойчивого результата и актуализации полученных знаний и умений необходимо соблюдение условия непрерывности
развития ИМК, о котором говорилось выше. С этой целью важно вовлечь преподавателей в постоянное профессиональное общение в период между блоками курсов повышения квалификации. Возможными видами деятельности, поддерживающими ИМК преподавателей на необходимом уровне, могут стать, например:
• использование ресурсов ИКС вуза, а также открытых интернет-источников в своей работе;
• изучение отечественного и зарубежного опыта преподавания иностранных языков с использованием ИКТ;
• общение со специалистами в области применения ИКТ в обучении ИЯ в режиме опНпе-консультаций, семинаров, форумов по профессиональным вопросам;
• участие в сетевых тематических конференциях, ведение блогов, членство в профессиональных сетевых сообществах.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что достаточно высокий уровень сформиро-ванности информационно-методической компетентности преподавателя ИЯ в неязыковом вузе будет, по нашему мнению, способствовать повышению качества подготовки выпускников, формированию у них ключевых компетенций в области ИЯ с помощью современных методов, средств и технологичных решений, что в дальнейшем повысит конкурентоспособность выпускника технического вуза России в соответствии с потребностями современной экономики и социальным заказом общества.
список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2002/04/57884.shtml.
2. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - № 6. - С. 63-70.
3. Бовтенко, М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка [Текст]: моногр. / М.А. Бовтенко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.
4. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.
B.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
5. Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. -2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
6. Змеёв, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых [Текст] /
C.И. Змеёв. - М.: Пер Сэ, 2007. - 272 с.
REFERENCES
1. The strategy of the development of Russian system of education till 2010. Access mode: http://archive. kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml.
2. Robert I.V. The description of key terms and definitions of informatization in education. Computer Science and education, 2004, nr 6, pp. 63—70.
3. Bovtenko M.A. Professional ICT competency of a foreign language teacher. Novosibirsk, NSTU Publ. office, 2005.
4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiianov E.N. Pedagogy: textbook for university students. Ed. by VA. Slastenin. Moscow, Academia, 2002. 576 p.
5. Kraevskii V.V., Khutorskoi A.V. The fundamentals of education: Didactics and methodology: textbook for university students. 2nd ed. Moscow, Academia, 2008. 352 p.
6. Zmeiev S.I. Andragogy: theory, history and methods of teaching adults. Moscow, Per Se, 2007. 272 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AuTHOR
КАБАНОВА Надежда Александровна — старший преподаватель кафедры лингводидактики и перевода Института прикладной лингвистики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]
KABANOVA Nadezhda A. — Senior Lecturer, Department of Linguodidactics and translation, Institute of Applied Linguistics — St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya Str., 29, St. Petersburg, Russia, 195251 [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013