Научная статья на тему 'Формирование информационно-консультационной системы управления региональным агропромышленным комплексом'

Формирование информационно-консультационной системы управления региональным агропромышленным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INFORMATION TECHNOLOGIES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / AGRICULTURE / INNOVATIONS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созаева Танзиля Хакимовна, Хитиева Аминат Жагафаровна

Современные региональные экономики во многом определяются взаимодействием и взаимовлиянием закономерностей глобального, национального и регионального уровней. В статье предпринята попытка формирования информационно-консультационной системы управления региональным АПК, которая должна обеспечивать высокую конкурентоспособность и устойчивое развитие территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INFORMATION AND CONSULTING CONTROL SYSTEM OF REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Modern regional economies in many respects is defined by interaction and interference of regularities of global, national and regional levels. In the article an attempt of formation of an information and consulting control system of regional agrarian and industrial complex which has to provide high competitiveness and a sustainable development of territories is made.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-консультационной системы управления региональным агропромышленным комплексом»

УДК 338.436.33(470.64)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Аннотация. Современные региональные экономики во многом определяются взаимодействием и взаимовлиянием закономерностей глобального, национального и регионального уровней. В статье предпринята попытка формирования информационно-консультационной системы управления региональным АПК, которая должна обеспечивать высокую конкурентоспособность и устойчивое развитие территорий.

Ключевые слова: информационные технологии, устойчивое развитие, сельское хозяйство, инновации, агропромышленный комплекс.

FORMATION OF AN INFORMATION AND CONSULTING CONTROL SYSTEM OF REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Annotation. Modern regional economies in many respects is defined by interaction and interference of regularities of global, national and regional levels. In the article an attempt offormation of an information and consulting control system of regional agrarian and industrial complex which has to provide high competitiveness and a sustainable development of territories is made.

Keywords: information technologies, sustainable development, agriculture, innovations, agro-industrial complex.

Экономические условия, в которых функционируют современные субъекты хозяйствования, требуют от руководителей самостоятельности и высокой степени ответственности, направленной на обеспечение эффективности работы организации. В этой связи результаты всех видов деятельности зависят от множества взаимосвязанных и независящих друг от друга факторов. Степень, характер, направленность их влияния различны, также как различны условия и причины их возникновения. Очевидно, что невозможно эффективно управлять деятельностью организации, вовремя не вскрыв и не оценив влияние этих факторов. Правильно и качественно проделать данную работу можно лишь с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия с учетом задач и поставленных целей.

Отсутствие пользователей информационными технологиями на локальном и централизованном уровнях приводит к следующим последствиям: отсутствие ясных целей, отсутствие понимания миссии организации у руководства; трудности при определении потребностей в текущих ресурсах; организации трудно ориентироваться в условиях рынка; отсутствие системы представления достоверной информации в нужное время и в нужном месте; планирование становится трудоемким процессом и затянутым по времени; процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции; нет возможности осуществлять технологии финансового менеджмента; нет возможности оценить и выработать пути достижения инвестиционной привлекательности фирмы; нет возможности проведения достоверного сценарного анализа и анализа финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. В данном контексте, чтобы избежать названных последствий актуализируется проблема формирования разноуровневой системы информационного обслуживания организаций регионального агропромышленного комплекса (АПК), проблема совершенствования и эффективного использования новых, доступных и рентабельных информационных технологий.

© Созаева Т.Х., Хитиева А.Ж., 2016

Т.Х. Созаева А.Ж. Хитиева

Tanzilya Sozaeva Aminat Hitieva

Одним из основных направлений развития АПК является использование инноваций. Инновационное развитие регионального АПК потребует также формирования регионального рынка инноваций; формирования региональной инфраструктуры инноваций; формирования системы консалтинга в сфере агроинноваций; подготовку кадров для трансфера и использования инноваций; развития системы региональной поддержки инновационных процессов [1; 2].

В современных условиях развития национального хозяйства формирование регионального рынка инноваций обуславливает необходимость выявления различных особенностей в природно-климатических условиях разных регионов, требующих разработки конкретных инновационных проектов для данного региона. В этой связи необходимо сформировать банк данных, содержащий информацию, включающая в себя заключение и рекомендации по возможному использованию потенциально доступных для аграрных товаропроизводителей инноваций, прошедших отбор после предварительной экспертизы. Так же необходимо оказывать содействие и квалифицированную помощь в стимулировании спроса на инновации от этапа преобразований новых знаний в коммерческий продукт, доведенный до готовности к внедрению.

Следует иметь в виду также дефицит финансовых ресурсов у большинства сельхозтоваропроизводителей и в этой ситуации предпочтение будут отдаваться региональным инновационным проектам, так как возможность получения консультаций от «первых лиц» и, следовательно, эффективность использования такого инновационного проекта существенно увеличиваются.

Другим важнейшим направлением инновационного развития является содействие в развитии региональной структуры инноваций, включающей технико-внедренческие зоны, агротехнопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера инноваций, бизнес-инкубаторы, объекты информационной и телекоммуникационной структуры и т.п. Именно эти объекты могут стать основными трансляторами инноваций в производство и обеспечат их продвижение в реальный сектор экономики. Здесь также возникает необходимость в создании банков данных (реестр существующих региональных инновационных структур с указанием адреса и указанием имеющихся инновационных разработок и т.д.).

Важно отметь, что такого рода работы выполняются различными информационно-консультационными службами АПК. По организационным моделям сельскохозяйственные консультационные службы классифицируются на: государственные службы в форме самостоятельных учреждений, предприятий; службы в составе региональных органов управления и администраций; службы, функционирующие на базе аграрных университетов и колледжей; кооперативные службы; частные службы [3]. Дальнейшее развитие сельского хозяйства без активной деятельности информационно-консультационная служба (ИКС) представляется весьма затруднительной.

В рамках подпрограмм, включенных в проект «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.», указано, что достижение показателей программы возможно только при активной модернизации сельскохозяйственного производства на базе внедрения различных инновационных разработок[4]. В данном контексте необходимо создание такой организационной структуры управления, которая способствовала бы более эффективно решать поставленные задачи, одной из которых является распространение передового опыта. В АПК распространением передового опыта занимается консультационная служба.

Система сельскохозяйственной информационно-консультационной службы Кабардино-Балкарской Республики (далее - КБР) может быть представлена следующими структурами: информационная - для создания банка знаний, предназначенная для использования сельхозтоваропроизводителями; консультационная - предназначена для аккумуляции информации, необходимой для осуществления консультационной деятельности в регионе по имеющимся сельскохозяйственным

направлениям; обучающая, где можно ознакомиться с имеющимися методическими рекомендациями по вопросам консультирования. Многие сельхозтоваропроизводители отдают предпочтение тренингу с обратной связью.

Нами была выполнена работа по определению наиболее оптимальной организационной формы информационно-консультационной службы АПК КБР. Основные этапы определения оптимальной организационной формы ИКС республики.

1. Определение цели создания и деятельности ИКС. Основной целью создания и деятельности ИКС является оказание качественных информационно-консультационных услуг сельским товаропроизводителям.

2. Выявление целевой функции деятельности республиканской ИКС, отражающей как цель создания консультационной службы и методологию осуществления консультационной деятельности выражающий качественную характеристику достижения поставленной цели. Отражением этих результатов может стать повышение эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей по направлениям консультирования

3. Формулировка методических задач решения проблемы выбора организационной формы ИКС КБР должна отражать возможность комплексного решения задач АПК региона, для чего решаются задачи по определению оптимальной организационной формы ИКС.

Решение данной задачи строится на выполнении следующих пунктов:

- изучение основных проблем АПК региона;

- поиск механизмов решения задач через реализацию консультационных услуг с учетом выявленных проблем путем создания качественной организационной системы консультационной службы АПК.

Задача по выбору организации решалась путем определения соответствия выбранным целям и умением решать поставленные задачи.

Для решения задачи по выбору формы организационной деятельности консультационной службы был использован метод экспертного анализа путем сравнения качественных характеристик следующих форм организации консультационной службы АПК КБР: как структурное подразделение Министерства сельского хозяйства КБР; на базе Кабардино-Балкарского Государственного аграрного университета; на базе объединения нескольких фермерских организаций или объединений по оказанию консультационных услуг; как структурное подразделение коммерческих фирм (ООО, ОАО); государственное унитарное предприятие; в составе системы дополнительного профессионального образования (на базе сельскохозяйственного профессионального лицея).

Деятельность информационно-консультационного центра на базе муниципального образования должна быть направлена на изучение и прогноз конъюнктуры на консультационные услуги АПК района; удовлетворение спроса по оказанию консультационных услуг сельскому населению на уровне компетенции районного звена АПК; оказание практической помощи в реализации федеральных и региональных программ, изучение мнения населения по реализации федеральных и региональных программ, а также содействие в решении социально-экономических и экологических проблем района в пределах компетенции.

Нами разработан организационный механизм (см. рис. 1) информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики (ИКС АПК КБР) на базе ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова».

взаимодействие функциональное

линейное подчинение

цель

Рис. 1. Организационная модель управления ИКС АПК КБР на базе Кабардино-Балкарского

государственного аграрного университета

При комплектовании штатов ИКС предлагаем исходить из основной специализации региона по направлениям деятельности АПК. Для АПК КБР это, прежде всего, мясное и молочное скотоводство, обусловленное особенностями природно-климатических условий, наличием естественных природных выпасов, традициями местного населения.

Таким образом, формирование ИКС региона будет способствовать более эффективному и менее затратному методу использованию инноваций в АПК.

В число наиболее актуальных услуг ИКС необходимо (кроме информационных услуг) отнести следующие услуги (см. табл. 1).

При составлении планов и оценки реального влияния специалистов ИКС на освоение резервов и эффективное использование ресурсов формирований АПК необходимо ориентироваться на: оценку факторов роста располагаемой мощности, так и объемов фактического производства продукции; оценку и анализ причин снижения уровней установленной мощности и фактических объемов производства продукции.

В первом случае формируются программа мероприятий по освоению резервов располагаемой мощности и программа носит тактический характер, так как не требует больших материальных и финансовых затрат.

Таблица 1

Актуальные услуги ИКС стратегической направленности

Сбор и подготовка информации Построение и читка агрегированного баланса Анализ затрат Предложения по производственному менеджменту Предложения по социальному и кадровому менеджменту

Денежные потоки Анализ ликвидности Анализ финансовой устойчивости Оборачиваемость активов Оборачиваемость пассивов Финансовый цикл Рентабельность продаж Рентабельность активов Рабочий капитал и чистые активы Оборачиваемость чистых активов Предложения по организации финансового менеджмента в АПК региона

Коэффициенты реинвестирования Оценка финансовой деятельности АПК и его образований Бюджетирование деятельности на следующий год Обучение подготовка и составление бюджета АПК региона на следующий год и перспективу

Разработка текущего и перспективного плана мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности работы АПК региона

Содействие по его реализации

Во втором случае мероприятия программы направлены на снижение или нейтрализацию негативных последствий от причин, обуславливающих снижение уже достигнутых уровней базовых показателей производства продукции и услуг сельхозтоваропроизводителей.

Одним из главных условий нормальной деятельности формирований АПК является обеспеченность денежными средствами, оценить которую позволяет анализ денежных потоков. Рассчитать величину денежных потоков и оценить основные притоки и оттоки денежных средств можно лишь произведя их бюджетирование по следующим потокам: от основной деятельности; от инвестиционной деятельности; от финансовой деятельности.

Особую роль необходимо отвести ИКС в вопросе расчетов и оценки финансового цикла предприятия, входящего в состав АПК. Чем выше длительность финансового цикла, тем выше потребность в оборотных средствах, что увеличивает производственный цикл и ухудшает финансовую обеспеченность. Следя и оценивая составляющие финансового цикла, предприятие получает возможность при участии высококвалифицированных специалистов ИКС разрабатывать и реализовывать мероприятия, обеспечивающие снижение периода оборачиваемости денежных средств.

Оценку эффективности услуг ИКС целесообразно осуществлять по следующему принципу (см. табл. 2).

Условия, приведенные в данной таблице, согласовываются сторонами договора, и отражается в соответствующих его разделах. Такая система стимулирования специалистов ИКС позволяет максимально исключить субъективно-формальный характер и объективно по легко контролируемым показателям оценивать ИКС. Кроме того, такая система оплаты услуг ИКС создает избирательную мотивацию на оказание наиболее «доходных» с позиции интересов ИКС услуг, что в свою очередь определяется интересами пользователей услуг ИКС.

Таблица 2

Условия оплаты оказанных услуг

Группы услуг Интервал Размеры вознаграждения

Коэффициент выполнения договорных обязательств информационного характера 90-100 % от согласованной базовой суммы

80-90 % от согласованной базовой суммы

80-60 % от согласованной базовой суммы

Коэффициент выполнения плана услуг учебного характера 100 % по согласованной стоимости часа

90 % по уменьшенной стоимости часа, на 20 %

менее 90 % по уменьшенной стоимости часа, уменьшенной на 30 %

Коэффициент выполнения услуг инновационно-инвестиционного характера (обязательство по договорам) 90-100 % согласованный процент от эффективности проекта

80-90 % процент от эффективности проекта

менее 80 % процент от эффективности проекта

Коэффициент выполнения обязательств по «сетевому взаимодействию» 90-100 % процент от полученной выгоды

70-90 % процент от полученной выгоды

менее 70 % процент от полученной выгоды

Оценка роли ИКС в динамике конечных результатов деятельности клиентов ИКС положительная согласованная сумма премии

нейтральная -

отрицательная процент снижения стоимости услуг

Обобщая вышеизложенное можно предложить следующую схему реализации функций ИКС региона (см. рис.2).

Обозначения: Ам - Амортизационные отчисления; Кисп - коэффициент использования; МЗ - материальные затраты; Р чел - численность персонала; НР - накладные расходы; Фин - денежные средства; Кзаг -коэффициент загрузки; ±КК - изменение квалификации; ±Числ - изменение численности; ><Кв - изменение квалификации; ±Расх. - изменение расходования; Р - результат, А - нормативное состояние ресурсов; Б - текущее (фактическое) состояние ресурсов.

Рис. 2 Реализация функций ИКС на уровне предприятий отраслей АПК

Таким образом, современное состояние экономики ее трансформация и глобализация требуют расширения задач и функций информационных систем. На наш взгляд, сегодня информационные технологии, ограничивающиеся только внутрифирменным (локальным) уровнем не обеспечат предприятию устойчивого функционирования в рыночных конкурентных условиях. Необходимо создавать региональные Центры информационно-консалтингового обслуживания предприятий АПК.

Библиографический список

1. Кандрокова, М. М. Вопросы развития инновационного потенциала регионов СКФО в условиях новой экономики / М. М. Кандрокова, С. А. Туменова // Материалы III Международной научно-практической конференции. - Кемерово : Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2016. - С. 265-269.

2. Созаева, Т. Х. Неравномерность экономического развития и различий в уровне конкурентоспособности отдельных секторов и отраслей национальной экономики / Т. Х. Созаева, Б. А. Кушхова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-3(59-3). - С. 353-356.

3. Созаева, Т. Х. К вопросу о государственной поддержке сельского хозяйства / Т. Х. Созаева, Л. И. Макитова // Вестник университета. - 2014. - № 17. - С. 83-89.

4. Ушачев, И. Г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. : научное обеспечение / И. Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 4. - С. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.