личения капитализации товаропроизводителя и получения максимальной прибыли, а как объект государственной безопасности.
Подход к аграрному сектору как к стратегической отрасли народного хозяйства должен изменить и всю совокупность методологических, хозяйственных и управленческих решений в сфере АПК. Нецелесообразно, проводить крупномасштабное финансирование отрасли, не меняя сущность и структуру самого механизма хозяйствования. Инвестиции в АПК могут улучшить ситуацию, но не решат проблемы неэффективного организационно- хозяйственного механизма в сфере аграрного производства [1].
Теоретическим обоснованием наших заключений является научное наследие выдающихся классиков экономической мысли. Диалектика экономической мысли всегда проходила в борьбе концепций, учений и научных подходов. На стыке мировоззрений рождалась истина, отвечающая потребностям и уровню развития общества. Однако, всегда проблема оптимального товарообмена в соответствии с принципами социализации и распределении дохода в рамках национальной экономики ставилась во главу угла [2].
Решение столь масштабной проблемы, мы видим, в коренной перестройке распределительных отношений в рамках национальной экономики, усилении роли государственного воздействия, приоритетности крупного производителя в сфере АПК, при соблюдении равных конкурентных условий для всех участников данного рыночного сегмента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллаевф.Р., Раевский С.В. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе. М.: Экономика, 2007. 145 с.
КАНДРОКОВА М.М.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОГО
СП
2. Ашабоков Т.М., Темиржанов А.Т., Теуважуков Б.Д. Разработка региональной модели оптимизации зонального размещения отрасли // Экономический вестник РГУ. Р-н-Д, 2006. №3. С.299-303. Ь
3. Борбот В.А. Сельскохозяйственная кооперация и продовольственная безопасность страны./ В.А. Борбот щ // Вести, экон. и упр. АПК. 2000. №2. С. 55-58. т
4. ГосподарчукГ.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2006. ^ 288 с. 7.
5. Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния 00 бизнеса. Нальчик: Эль-Фа, 2006. 314 с. ]>
6. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ 2007 год. М.: Финансы и статистика, 2008. 526 с.
7. Шамхалов ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2005. 727 с. щ
□
ПОТЕНЦИАЛА АПК РЕГИОНА ®
m
Кандрокова М.М. Институт Информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, научный ^
сотрудник отдела Управление региональной экономикой, , e-mail: [email protected] ^
i i
Рассматривается актуальность использования человеческого капитала, предполагается задейство- Ф
вать кадровый потенциал региона, сформировать эффективную систему управления инновационной ^
деятельностью при помощи создания комплекса, объединяющий образование и производственный Q.
процесс в АПК региона. ^
Ключевые слова: региональная экономика; инновация; кадровый потенциал; научно-техническое о
развитие. О
О
Коды классификатора JEL: Q 13, Q 38. ^
со
О
Реформирование агропромышленного производства Кабардино-Балкарской республики (КБР) прово- £ дилось в соответствии со сформулированными подходами построения рыночной экономики и характери- £ зовалось теми процессами, которые были характерны для переходной экономики России. Негативная часть g содержащихся в стратегии аграрных преобразований оказала воздействие на структуру научно-техничес- £ кого потенциала АПК республики, на его инновационную деятельность. ^
Первым шагом в становлении инновационной инфраструктуры на основе сложившегося научно-техни- ™ ческого потенциала республики должна стать оценка кадрового потенциала АПК КБР и построение на этой § основе принципиальной новой системы, учитывающий зональные условия ведения сельского хозяйства. о Такой комплексный подход позволит сформировать систему инновационной деятельности, позволяющий не только проектировать варианты ведения хозяйства, но и проводить прогнозирование агроклиматичес- 2 ких и финансово-экономических условий, сочетать рыночные механизмы с государственной поддержкой i
основополагающих мероприятий по повышению почвенного плодородия, защите почв от эрозии, освое-
нию засухоустойчивых сортов с высокими адаптационными признаками, защите экономических интересов товаропроизводителей.^]
Анализ нынешнего состояния кадрового потенциала в регионе выявил серьезные упущения в области подготовки квалифицированных работников, недоразвитость рынков труда и учебных услуг. А связь между этими рынками самая непосредственная, поскольку формирование конкурентоспособных работников зависит, в первую очередь, от уровня профессионального обучения. Квалификация работников, соответствующая стандартам современного рынка труда и услуг, не только является средством их защиты от безработицы, но и прямо влияет на инвестиционную привлекательность региона или предприятия.
В процессе рыночных преобразований разрушились связи между профессиональной подготовкой кадров для народного хозяйства и профессиональным трудом. В республике ежегодно более 50% выпускников профессионального сельскохозяйственного образования испытывают большие трудности с трудоустройством, без работы и учебы ежегодно остаются около 500 вьшускников сельских общеобразовательных школ. Этот процесс, к сожалению, имеет кумулятивный характер и число нетрудоустроенной молодежи возрастает из года в год, ослабляя профессиональный потенциал сельской экономики и снижая качество жизни сельского населения.
С целью определения жизненных планов молодежи нами был проведен социологический опрос выпускников Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии. Число опрошенных - 400 человек по имеющимся в академии специальностям (агрономы, зоотехники, инженера). Как показал опрос, из общего числа выпускников предполагают работать в городе - 76%, в селе - лишь 21%, а остальные намерены продолжить обучение в аспирантуре (3%). Заявки на трудоустройство имеют лишь П 4,3% опрошенных выпускников. Работать по специальности предполагают лишь 48% выпускников, а 49% Л) хотят заняться другой работой. Самый низкий процент предполагающих работать по специальности (29%) О у будущих агрономов. Из них 57% намерены заняться другой работой. Большая часть выпускников на-
-р целены на получение другой профессии, если они не трудоустроятся - 74% опрошенных положительно ответили на этот вопрос.
^ В последние годы в республике имеет место миграции молодежи, одной из основных причин кото-
Й рого является отсутствие возможности повышать образование и квалификацию, а также низкий уровень
Ш механизации и технической оснащенности сельскохозяйственного труда. Проблемы закрепления кадров
2 успешно можно решать, уделяя пристальное внимание социальным проблемам. По данным Росстата оплата
° труда в сельском хозяйстве на 1,4 раза ниже (рис. 1), чем в промышленности, что не стимулирует молодых
□ специалистов и рядовых рабочих работать в данной отрасли. Надо также отметить, недостаток благоуст-
□ роенного жилья, развитой инфраструктуры в сельских населенных пунктах.
^ финансовая деятельность 16318
^ госуправление
0 оптовая и розничная торговля
I—
ф транспорт и связь
^ строительство ] 56Э2.4
О. здравоохранение и соц. обеспечение
Ф
со промышленность
образование
0 сельское хозяйство
х О 5000 10ООО 15000 20000
Ю671
I 6466 I 6460,3
Рис. 1. Среднемесячная заработная плата работников
в базовых секторах экономики КБР, руб.,2006г.
о Для изменения сложившейся ситуации, особенно, актуальным сегодня представляется формирование
о активной поведенческой позиции молодых специалистов на рынке труда.
о Необходимо большее внимание уделить ознакомлению студентов с основными законодательными ак-
о тами по занятости населения, т.к. выпускники не обладают достаточными знаниями о своих правах. Лишь
о 37% опрошенных студентов Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии по-
0 ложительно ответили на вопрос: «Знаете ли вы свои права и Закон о занятости?». А о существовании про-^ граммы «Развитие АПК», о привлечение молодых кадров в сельское хозяйство через программу «Доступное
1 жилье для молодых специалистов и их семей» знают лишь 16% опрошенных студентов.
^ В настоящее время растет дефицит специалистов высокого класса по рабочим профессиям и профессией ям, связанным с внедрением новых передовых технологий.
В 2007 году доля лиц, получивших высшее образование по специальностям (агрономы, зоотехники,
^ инженера) уменьшилось на 32 чел., в то время как лица получившие среднее образование по тем же специ-
ф альностям составили в 2007 по сравнению с 2006 году на 44 чел. больше.
^ Повышение требований к уровню профессиональной подготовки кадров, их профессиональной комо петенции, базируется на устойчивом фундаменте общего и среднего образования, требует организации о системы непрерывного профессионального образования кадров АПК, которая призвана оптимизировать (Т) структурные сдвиги профессионально-квалификационной занятости.[4]
28У
В сельскохозяйственном секторе экономики вследствие отсутствия притока выпускников, также текучести специалистов значительную долю составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста. Данная категория получила образование до 1990 г., т.е. в период плановой экономики, поэтому не легко работать в условиях рыночного хозяйства, не знает основ антикризисного ведения производства и аграрного менеджмента. Кроме того, эти работники, как правило, отличаются консервативностью ведения производства, надеждой на помощь государства. В большинстве своем они придерживаются концепции натурального хозяйства и противятся любой инициативе молодых специалистов в корне изменить ситуацию. Следовательно, инвестирование эффективности производства в таких хозяйствах без обновления не принесет желаемых результатов. Для того чтобы поднять на новый уровень сельскохозяйственное производство необходимо на должности руководителей и главных специалистов выдвигать молодые высококвалифицированные кадры. [3]
В разрабатываемых в последнее время Правительством РФ и Министерством сельского хозяйства документах, направленных на совершенствование социальной и кадровой работы на селе подчеркивается необходимость новых подходов к обеспечению кадрового и социального развития.
При разработке планов социального развития региона и сельских поселений целесообразно осуществлять работу в следующих направлениях:
• количественный анализ и прогнозирование развития АПК как сложной социально-экономической системы;
• изучение организационных форм и экономических условий функционирования сфер обслуживания;
• анализ условий труда и занятости сельского населения; совершенствование распределительных отношений, включая распределение социальных благ;
П
Для адаптации к современным условиям ведения производства и бизнеса необходимо использовать ^
инновационный потенциал, который заложен в экономике знаний. В основе инновационного обеспечения ^
кадровой работы лежит активизация органов государственного и отраслевого управления по обеспечению щ современного кадрового развития в АПК на базе образовательных учреждений саморазвивающихся техно-
парковых структур региональной системы аграрного образования.[1] ^
Для обеспечения поворота к инновационному кадровому обеспечению на селе должны быть решены 21
следующие задачи: Ш
• интеграция учреждений аграрного образования в регионе посредством создания университетско- ]> го комплекса аграрного образования на основе финансирования технопарковой структуры;
• выдвижение с образовательными и консалтинговыми услугами вглубь региона путем создания в щ сельских районах представительств агротехпарка; □
• интенсификация предпринимательской деятельности; О
• создания региональной инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства; .
• развертывания на базе агротехпарков современной инфраструктуры поддержки предпринима- ^ тельства в сельских районах, включая выставочные центры, центры продвижения современных £ технологий, учебно-методические центры социально-экономического развития сельских муници- ^ пальных образований, подготовки аналитиков и аудиторов, инвестиционной инфраструктуры;
• развертывания на базе университетских образовательных комплексов современной системы ин- $ формационно-консультационного сельскохозяйственного сервиса. х
Региональная аграрная инновационная система имеет свои особенности, ее структура находится в за- ^
висимости от состояния природного и производственного потенциала, а также возможностей использова- о ния кадрового потенциала.
Предполагается в такой системе задействовать кадровый потенциал в сельском хозяйстве, информаци- $
онно-консультационные службы и центры, предпринимательские структуры, необходимо изменить струк- о
туру кадров, сформировать эффективную систему управления инновационной деятельностью, комплекс о
объединяющий образование и производства в АПК региона. ^
Для повышения эффективности инновационной деятельности целесообразно определять координи- ^
рующие органы данного процесса в рамках регионального АПК. В качестве такого органа следует сфор- д
мировать управление по инновационному и научно-техническому развитию АПК в системе Министерства о
сельского хозяйства и пищевой промышленности. Данное управление должно разрабатывать программы о
инновационного развития АПК, для реализации которых необходимо скоординировать деятельность всех о
научных учреждений и ВУЗов, занимающихся исследованием проблем развития агропромышленного ком- о
плекса. В настоящее время многие ВУЗы, работают по индивидуальным планам, не всегда учитывающим оь
задачи научно-технического развития агропромышленного комплекса региона. По этой причине научная Ц
продукция многих ВУЗов остается не востребованной в хозяйственной практике, что существенно снижает Е
кадровый потенциал в АПК региона.[3] ф
Таким образом, для развития агропромышленного производства республики необходимо создать условия для формирования интенсивного сельскохозяйственного производства на основе научно-техничес- § кой и инновационной деятельности. В этих целях, исходя из наличия достаточного аграрного кадрового ф потенциала и опыта освоения инноваций непосредственно в хозяйствах, целесообразно на региональном Е уровне сформировать орган управления инновационной деятельностью как, координатора процессов ком- о плексного освоения достижений научно-технического прогресса и обеспечения условий инновационной § деятельности предприятий агропромышленного комплекса региона. ^