Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления региональным АПК'

Совершенствование системы управления региональным АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1149
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / РЕГИОН / SYSTEM / MANAGEMENT / AGRICULTURE / INNOVATIVE STRUCTURES / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошеев А. Д., Альборов Ас А., Семенов З. З.

В статье рассмотрены проблемы развития АПК. Предложены пути совершенствования системы управления региональным АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления региональным АПК»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК

КОШЕЕВ А.Д.,

соискатель,

Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук,

e-mail: kossheev@yandex.ru;

АЛЬБОРОВ Ас.А.,

соискатель,

Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук,

e-mail: alboroff@inbox.ru;

СЕМЕНОВ З.З., соискатель,

Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук,

e-mail: zzs_2000@rambler.ru

В статье рассмотрены проблемы развития АПК. Предложены пути совершенствования системы управления региональным АПК.

Ключевые слова: система; управление; агропромышленный комплекс; инновационные структуры; регион.

In article problems of development of agrarian and industrial complex are considered. Ways of perfection of a control system are offered regional agrarian and industrial complexes.

Keywords: system; management; agriculture; innovative structures; region.

Коды классификатора JEL: Q16, Q18.

Государственное регулирование агропромышленного комплекса характерно не только для плановоадминистративного, но и для рыночного уклада экономики. Анализируя опыт развитых стран Запада, можно сказать, что существующие недостатки свободного рынка нивелируются путем государственного вмешательства в рыночные отношения [4].

Существенные проблемы в сфере управления агропромышленным производством наблюдаются на региональном и, особенно, муниципальном уровнях. Министерство сельского хозяйства ежегодно заключает соглашение о передаче части своих функций по регулированию АПК на региональном уровне Управлениям сельского хозяйства субъектов Федерации. Так, в Кабардино-Балкарской республике создано и действует Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР. Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и в учреждениях, а также правоприменительные функции.

Кроме того, в республике действует Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР, на которое возложены функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.

Основная роль в регулировании АПК региона отводится Министерству сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской республики.

Следует отметить, что предприятия агропромышленного комплекса в настоящий момент не обязаны подчиняться Министерству сельского хозяйства и продовольствия КБР. Однако им приходится это делать, так как существует:

1) серьезная финансовая зависимость от Министерства: если сельскохозяйственное предприятие придержи-

© А.Д. Кошеев, Ас.А. Альборов, З.З. Семенов, 2012

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК

193

вается республиканского курса в сфере реализации региональной аграрной политики, то у него больше возможностей в получении бюджетных средств для финансирования своей деятельности. В то время как аграрные товаропроизводители, деятельность которых не соответствует республиканским программам, практически не имеют возможности привлечения целевых бюджетных средств;

2) сильный административный ресурс, который также оказывает заметное влияние на возможности предприятий работать без ориентации на республиканскую администрацию.

Таким образом, финансовая и административная зависимость сельских товаропроизводителей от Министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР вынуждает их организовывать свою финансово-хозяйственную деятельность, ориентируясь на общий курс, принятый в регионе.

Кабардино-Балкарская республика характеризуется значительным инновационным потенциалом развития агропромышленного комплекса. В республике действуют такие инновационные структуры, как вузы (КабардиноБалкарский государственный университет, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия), научно-исследовательские институты (ГНУ ВНИИ сельского хозяйства, ГНУ ВНИИ горного и предгорного садоводства, ГНУ НИИ информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, а также ряд государственных учреждений, имеющих статус опытных станций.

Для активизации инновационного развития агропромышленного комплекса считаем необходимым: создать некоммерческую ассоциацию, учредителями которой стали бы, в том числе, вышеуказанные научные и учебно-образовательные учреждения республики.

Целью деятельности ассоциации будет интеграция научно-исследовательской работы учредителей в области инновационных разработок для АПК республики. В качестве задач функционирования ассоциации в уставе могут быть заявлены:

• формирование единого регионального аграрного образовательного пространства, органично связанного с научно-исследовательской деятельностью;

• вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов КБГУ и КБГСХА, а также привлечение к педагогической деятельности ведущих ученых научноисследовательских учреждений КБНЦ РАН, что позволит усилить взаимодействие теории и практики;

• повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов в системе АПК Кабардино-Балкарской республики;

• повышение роли вузов и НИИ республики в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона.

Вместе с тем, надо отметить, что в республике уже осуществлен ряд разработок, имеющих научную и производственную ценность. Наиболее значимыми для региона и страны в целом стали:

• проведение исследований и разработка антикризисной системы ведения хозяйства на основе активизации

биологических факторов в земледелии и животноводстве;

• концепция развития инженерно-технической службы агропромышленного сектора в условиях глубокого реформирования;

• проведение исследований и разработка эффективных способов повышения биологической активности почвы и экологической емкости агроэкосистем.

Внедрение разработок в хозяйствах КБР позволило повысить продуктивность пашни (до 20%) при одновременном снижении энергетических и материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции (до 15%). Высокая эффективность и практическая значимость разработок ученых ассоциации призвана способствовать повышению инвестиционной привлекательности аграрного сектора КБР.

Повышение качества подготовки и переподготовки специалистов АПК неразрывно связано с созданием ассоциации. Благодаря научно-исследовательским учреждениям КБР расширяются возможности образовательного процесса и методического обеспечения образования. Новые возможности позволяют расширить перечень специальностей по подготовке специалистов АПК. Большая роль принадлежит ассоциации в повышении квалификации руководителей и специалистов АПК через организацию и проведение совещаний, семинаров и конференций.

Вместе с тем проведенный анализ показывает, что существующая система управления региональным АПК инертна, она не успевает адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, к развитию НТП. Проведенные исследования показывают, что нужна новая система управления АПК на региональном уровне [3].

Громоздкость структуры обусловливает трудности в организации деятельности, в этой связи целесообразно изменить структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР, упростив ее. В частности, на наш взгляд, «отдел внедрения новых технологий в растениеводстве» и «отдел внедрения новых технологий в животноводстве» дублируются «отделом инновационного обеспечения АПК», т.к. новые технологии и есть инновации. Кроме того, управление сельского хозяйства не занимается непосредственным внедрением достижений науки и

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

194

А.Д. КОШЕЕВ, АС.А. АЛЬБОРОВ, З.З. СЕМЕНОВ

техники в процесс производства, оно только может информировать предприятия об их наличии и рекомендовать наиболее приемлемые для условий нашего региона. А данные задачи рекомендуется возлагать на имеющийся «отдел информационно-консультационного обеспечения АПК», и, следовательно, он может выполнять и функции трех вышеука занных отделов.

Функции, возложенные на «отдел инвестиций, капстроительства, чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны» очень разнообразны и затрагивают различные сферы деятельности. Вопросы инвестиций и капвложений целесообразно отдать в ведение финансово-экономической службы, которая будет включать в себя три отдела: бухгалтерия, планово-экономический и финансовый. Этой же службе следует передать полномочия по вопросам оплаты труда, а организацией труда будет заниматься «отдел кадров». Вопросами чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны занимается целое Министерство со своими представительствами на местах, поэтому, на наш взгляд, в управлении сельского хозяйства нет необходимости создавать такой отдел.

В то же время целесообразно организовать на уровне Министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР «отдел развития сельских горных территорий». На указанный отдел рекомендуется возложить решение вопросов социально-культурного развития.

В результате структурных преобразований, из 17 имеющихся на текущий момент отделов останется 14, которые будут выполнять все возложенные функции. Это позволит сократить расходы на управление АПК региона и повысить эффективность его функционирования.

Однако даже с новой организационной структурой Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР априори не может решить проблемы, с которыми сталкиваются региональные сельскохозяйственные товаропроизводители. Основная цель Министерства — формирование общей концептуальной стратегии развития отрасли и формирование эффективной аграрной политики, адаптированной, с одной стороны, к требованиям действующего федерального законодательства, и, с другой, адекватной социально-экономическим потребностям: региональных и муниципальных властей; аграрных товаропроизводителей; населения в целом и сельских социумов, в частности.

Следует признать, что сложившаяся система государственных органов управления АПК не может обеспечить условия для интенсивного развития предприятий этой сферы. Министерство не занимается поиском рынков сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, вопросы финансирования решаются только за счет бюджетных средств, а этого явно недостаточно. Одной из основных проблем, которые необходимо решить для повышения эффективности развития АПК республики, является повышение уровня информационной обеспеченности его субъектов. Без оперативной информации потенциал инновационного развития предприятий не может быть реализован в полной мере, но эту проблему нельзя решить только за счет Министерства.

На наш взгляд, для активизации инновационной деятельности в АПК Кабардино-Балкарской республики, в организационном плане, необходимо создание агротехнопарка на базе Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии.

Технопарк — это организация, являющаяся юридическим лицом, или, в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполняющая по доверенности правомочия юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими учебными заведениями и/или научными центрами, агропромышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления и осуществляющая на находящейся под ее юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды с целью поддержки инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны.

Среди всех видов новых инновационных структур научно-технологические парки отличаются своей многофункциональностью, разнообразием решаемых задач.

К числу основных функций относятся:

• интеграция науки, сельскохозяйственного производства, промышленности;

• инкубация молодых фирм и поддержка новых идей, создание новых рабочих мест;

• освоение инновационных проектов с целью создания новой высокотехнологичной товарной продукции;

• производство малыми сериями на базе технопарка созданной наукоемкой продукции и ее представление на отечественном и зарубежном рынках;

• обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

• формирование сферы услуг и условий для поддержки творческих коллективов, в том числе с участием вузов;

• охрана интеллектуальной собственности и освоение механизма передачи и коммерциализации технологий;

• решение экологических проблем, в том числе, за счет применения экологически чистых методов и способов производства.

Создание технопарка позволит решить следующие социально-экономические задачи:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК

195

• удовлетворение потребностей различных групп потребителей;

• создание новых рабочих мест;

• формирование и развитие малого и среднего бизнеса в сфере АПК;

• создание в сельской местности перерабатывающих предприятий;

• повышение конкурентоспособности продукции АПК;

• помощь в реализации продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

• решение ряда экологических проблем за счет применения новейшей техники и технологии.

Организационная форма многофункционального научно-технологического парка в наибольшей мере отвечает

условиям и особенностям высшей школы и вузовской науки, характерным тенденциям развития инновационных процессов в мире.

Анализ зарубежного опыта развития агротехнопарков позволил сделать вывод о том, что университетская среда оказалась наиболее готовой для создания и становления новых для отечественной науки технопарковых структур.

Проведенные исследования факторов, обусловливающих создание технопарков на базе университетов, позволили выделить имеющие, на наш взгляд, наибольшее значение:

• постоянное генерирование научными коллективами вузов новых идей и готовность использовать возможности технопарков для их реализации;

• привлечение для решения инновационных задач высококвалифицированных специалистов;

• участие студентов и молодых специалистов в освоении новых технологий, ориентация технопарков на молодежь;

• доступность, открытость и оказание малым фирмам разнообразных услуг на льготной основе;

• возможность доступа к уникальным научным объектам высшей школы, участие в повседневной жизни и деятельности вузов, в решении практических задач по обеспечению учебного процесса и др.

Главная задача технопарков — ориентация на регион. Толчком к созданию технопарков в мире, как правило, являлся кризис в экономике. Технопарки стали эффективным механизмом возрождения и выхода из кризисной ситуации отдельных территорий. Результатами их деятельности являются экономически благополучные регионы, сотни тысяч рабочих мест.

Главная особенность технопарков, на наш взгляд, заключается в том, что технопарки изначально создаются не как временные разовые структуры, а рассматриваются как постоянное звено в составе научно-технического комплекса региона, которое в дальнейшем призвано оказывать свое влияние на развитие в сфере инноваций и малого наукоемкого бизнеса.

При создании технопарка неизбежно встают две крупные проблемы:

1) инициирующий посыл (импульс) для каждого из участников;

2) финансовое обеспечение деятельности агротехнопарка.

На наш взгляд, первоначально функционирование технопарка должно осуществляться при участии региональных и местных органов государственной власти. В этом случае возникает другой вопрос — региональные, и особенно, муниципальные бюджеты дотационные и выделение средств на создание новой структуры проблематично. В этой связи, считаем целесообразным, и возможным, осуществлять финансирование за счет ценных бумаг, выпущенных местными органами власти, например, облигаций, обеспеченных землей, находящейся в ведении местных властей. Кроме того, если оформить создание агротехнопарка как реализацию инвестиционного проекта, то возможно его финансирование из федерального бюджета. Естественно, органы государственной власти не будут финансировать никаких проектов, если не видеть перспективу для себя.

Выгода от технопарка для региона будет заключаться в том, что, во-первых, когда технопарк начнет окупать себя, можно будет реализовать пакет акций, имеющийся в распоряжении региональных органов власти, по рыночной цене или продолжать получать текущие доходы в виде дивидендов; во-вторых за счет расширения деятельности аграрных формирований и развития экономики региона, в целом, увеличатся налоговые поступления в региональный и местный бюджеты; в-третьих, и это очень важно для региона, создание технопарка принесет положительный социальный эффект, который будет проявляться, прежде всего, в увеличении заработной платы работников АПК. Кроме того, аграрные предприятия, для повышения привлекательности жизни в сельской местности и привлечения квалифицированной рабочей силы, которая понадобится в связи с расширением производства, будут развивать социальную инфраструктуру села (жилье, школы, спортивные и медицинские учреждения, учреждения культуры, дороги и т.д.).

Часть нагрузки по финансированию агротехнопарка на первоначальном этапе деятельности могут взять на себя его акционеры. Предприятия перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственного производства, ставшие акционерами технопарка, впоследствии получат, так же как и регион, определенную отдачу: во-первых, так же как и региональные власти, они могут продать акции и получить прибыль за счет изменения курсовой стоимости или, оставаясь акционерами, получать текущие доходы в виде дивидендов; во-вторых, агрофирмы и предприятия перерабатывающей промышленности, входящие в агротехнопарк или являющиеся его акционерами будут иметь первоочередной доступ к информации о новых технологиях, технике, об инновационных разработках агротехно-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

196

А.Д. КОШЕЕВ, АС.А. АЛЬБОРОВ, З.З. СЕМЕНОВ

парка; в-третьих, у них будет доступ к результатам маркетинговых исследований рынка, проводимых агротехнопарком, возможность получить консультационные услуги; в-четвертых, агротехнопарком будет оказываться помощь в реализации произведенной продукции, за счет покупки малых партий у производителей и формирования крупных партий с целью реализации крупным оптовикам в других регионах; в-пятых, в связи с тем, что в состав агротехнопарка входят учебные заведения, то предприятия-акционеры будут иметь возможность обеспечить себя высококвалифицированными кадрами из числа выпускников вузов.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андреев Г.И. Основы управления предприятием. М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995.

3. Скорикова И.С., Канкулова М.З., Цалиева О.Т. Институциональные условия формирования конкурентных преимуществ региона // Terra Economicus. Ростов-н/Д: ЮФУ, 2010. № 4.

4. Шамхалов Ф.И. Реалии современной экономики: теория и практика. Вып. 7. М.: Экономика, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.