Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Комышкова А. Д., Латухина А. Л., Маринина Ю. А.

Введение. Одной из ключевых профессиональных компетенций преподавателя русского языка как иностранного является информационно-коммуникационная. С этой точки зрения представляется значимым изучение способов ее формирования. Наряду с учебными дисциплинами, задачей которых является непосредственное включение студентов в цифровую педагогику, огромную роль в совершенствовании IT-культуры будущего преподавателя играют филологические и методические дисциплины, позволяющие студентам на практике познакомиться с методикой использования информационно-коммуникативных технологий. Полученный опыт может быть транслируем ими в собственной профессиональной деятельности. Материалы и методы. В ходе выполнения исследования применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, научная теоретизация. Ключевыми понятиями, используемыми в работе, являются «цифровая педагогика», «сквозные технологии», «мобильное обучение», «информационно-коммуникационная компетентность». Результаты исследования. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя русского языка как иностранного понимается как совокупность системных научных знаний, умений и навыков, в основе которых лежат освоение инструментов информационно-коммуникативных и сквозных технологий и умение их применять в своей профессионально-педагогической деятельности. Филологические дисциплины образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и магистратуры в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (44. 03. 01 «Русский язык как иностранный» и 44. 04. 01 «Преподавание русского языка как иностранного») способствуют формированию умения работать с технологиями больших данных, AR- и VR-реальностью, искусственныминтеллектом, беспроводными и мобильными технологиями. Результатом сформированности профессиональных навыков в использовании технологий цифровой педагогики стали успешно защищенные выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров, выступления с докладами на конференциях различных уровней. Обсуждение и заключения. Преподаватель русского языка как иностранного должен владеть информационно-коммуникационной компетенцией, которая позволит организовать процесс обучения с использованием сквозных технологий, сделав его личностно ориентированным, мобильным. Дисциплины филологического цикла, в которых цифровое пространство является еще и объектом изучения, позволят студентам сформировать представление о его лингводидактическом потенциале и дадут возможность творческого преобразования полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Комышкова А. Д., Латухина А. Л., Маринина Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF A TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE WHEN TEACHING PHILOLOGICAL DISCIPLINES

Introduction. One of the key professional competencies of a teacher of Russian as a foreign language is information and communication. From this point of view, it seems significant to study the ways of its formation. Along with academic disciplines, the task of which is to directly involve students in digital pedagogy, philological and methodological disciplines play a huge role in improving the IT culture of the future teacher, allowing students to get acquainted with the methodology of using information and communication technologies in practice. The experience gained can be broadcast by them in their own professional activities. Materials and Methods. In the course of the study, theoretical and empirical research methods were used: analysis, synthesis, generalization, scientific theorization. The key concepts used in the work are «digital pedagogy», «end-to-end technologies», «mobile learning», «information and communication competence». Results. The information and communication competence of a teacher of Russian as a foreign language is understood as a set of systemic scientific knowledge, skills and abilities, which are based on the development of information and communication and end-to-end technologies tools, and the ability to apply them in their professional and pedagogical activities. Philological disciplines of educational programs in the direction of training "Pedagogical education" at the bachelor's and master's level at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (44. 03. 01 "Russian as a foreign language" and 44. 04. 01 "Teaching Russian as a foreign language") contribute to the formation of the ability to work with big data technologies, AR and VR reality, artificial intelligence, wireless and mobile technologies. The result of the formation of professional skills in the use of digital pedagogy technologies was the successfully defended graduation theses of bachelors and masters, presentations at conferences of various levels. Discussion and Conclusions. A teacher of Russian as a foreign language should have information and communication competence, which will allow organizing the learning process using end-to-end technologies, making it student-oriented, mobile. The disciplines of the philological cycle, in which the digital space is also an object of study, will allow students to form an idea of its linguodidactic potential and will provide an opportunity for the creative transformation of the acquired knowledge in their professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Статья/Article

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281 -2022-10-4-5

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ1

А. Д. Комышкова1, А. Л. Латухина1, Ю. А. Маринина1

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Одной из ключевых профессиональных компетенций преподавателя русского языка как иностранного является информационно-коммуникационная. С этой точки зрения представляется значимым изучение способов ее формирования. Наряду с учебными дисциплинами, задачей которых является непосредственное включение студентов в цифровую педагогику, огромную роль в совершенствовании 1Т-культуры будущего преподавателя играют филологические и методические дисциплины, позволяющие студентам на практике познакомиться с методикой использования информационно-коммуникативных технологий. Полученный опыт может быть транслируем ими в собственной профессиональной деятельности.

Материалы и методы. В ходе выполнения исследования применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, научная теоретизация. Ключевыми понятиями, используемыми в работе, являются «цифровая педагогика», «сквозные технологии», «мобильное обучение», «информационно-коммуникационная компетентность».

Результаты исследования. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя русского языка как иностранного понимается как совокупность системных научных знаний, умений и навыков, в основе которых лежит освоение инструментов информационно-коммуникативных и сквозных технологий, и умение их применять в своей профессионально-педагогической деятельности. Филологические дисциплины образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и магистратуры в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (44.03.01 «Русский язык как иностранный» и 44.04.01 «Преподавание русского языка как иностранного») способствуют формированию умения работать с технологиями больших данных, AR- и ""^реальностью, искусственным интеллектом, беспроводными и мобильными технологиями. Результатом сформированности профессиональных навыков в использовании технологий цифровой педагогики стали

1 Статья выполнена в рамках проекта «Филологический марафон», реализуемого в 2022 г. в рамках соглашения о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии юридическим лицам в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка № 073-15-20221226 от 24.08.2022 г.

успешно защищенные выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров, выступления с докладами на конференциях различных уровней.

Обсуждение и заключения. Преподаватель русского языка как иностранного должен владеть информационно-коммуникационной компетенцией, которая позволит организовать процесс обучения с использованием сквозных технологий, сделав его личностно ориентированным, мобильным. Дисциплины филологического цикла, в которых цифровое пространство является еще и объектом изучения, позволят студентам сформировать представление о его лингводидактическом потенциале и дадут возможность творческого преобразования полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, русский язык как иностранный, сквозные технологии, цифровая педагогика.

Для цитирования: Комышкова А. Д., Латухина А. Л., Маринина Ю. А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности преподавателя русского языка как иностранного при обучении филологическим дисциплинам // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 5.

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF A TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE WHEN TEACHING

PHILOLOGICAL DISCIPLINES1

A. D. Komyshkova1, A. L. Latukhina1, J. A. Marinina1

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. One of the key professional competencies of a teacher of Russian as a foreign language is information and communication. From this point of view, it seems significant to study the ways of its formation. Along with academic disciplines, the task of which is to directly involve students in digital pedagogy, philological and methodological disciplines play a huge role in improving the IT culture of the future teacher, allowing students to get acquainted with the methodology of using information and communication technologies in practice. The experience gained can be broadcast by them in their own professional activities.

Materials and Methods. In the course of the study, theoretical and empirical research methods were used: analysis, synthesis, generalization, scientific theorization. The key concepts used in the work are «digital pedagogy», «end-to-end technologies», «mobile learning», «information and communication competence».

Results. The information and communication competence of a teacher of Russian as a foreign language is understood as a set of systemic scientific knowledge, skills and abilities, which are

1 The article was written as part of the Philological Marathon project, which is being implemented in 2022 as part of an agreement on the provision of a grant from the federal budget in the form of a subsidy to legal entities as part of the implementation of certain activities of the state program of the Russian Federation "Development of Education", aimed at the full functioning and development of the Russian language No. 073-15-2022-1226 dated 24.08.2022

based on the development of information and communication and end-to-end technologies tools, and the ability to apply them in their professional and pedagogical activities. Philological disciplines of educational programs in the direction of training "Pedagogical education" at the bachelor's and master's level at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (44.03.01 "Russian as a foreign language" and 44.04.01 "Teaching Russian as a foreign language") contribute to the formation of the ability to work with big data technologies, AR and VR reality, artificial intelligence, wireless and mobile technologies. The result of the formation of professional skills in the use of digital pedagogy technologies was the successfully defended graduation theses of bachelors and masters, presentations at conferences of various levels.

Discussion and Conclusions. A teacher of Russian as a foreign language should have information and communication competence, which will allow organizing the learning process using end-to-end technologies, making it student-oriented, mobile. The disciplines of the philological cycle, in which the digital space is also an object of study, will allow students to form an idea of its linguodidactic potential and will provide an opportunity for the creative transformation of the acquired knowledge in their professional activities.

Keywords: information and communication competence, Russian as a foreign language, end-to-end technologies, digital pedagogy.

For citation: Komyshkova A. D., Latukhina A. L., Marinina J. A. Formation of information and communication competence of a teacher of Russian as a foreign language when teaching philological disciplines // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 4. P. 5.

Введение

Актуальность формирования информационно-коммуникационной компетентности преподавателей русского языка определяется и профессиональным стандартом учителя русского языка, и соответствующими требованиями к профессии преподавателя иностранных языков. Современная педагогическая деятельность немыслима без сквозных цифровых технологий, обращения к интернет-сервисам, функциям программного обучения, к информационному пространству глобальной сети. При этом необходимость формирования соответствующей компетенции определяется сразу несколькими аспектами профессиональной деятельности преподавателя русского языка.

Информационно-коммуникационные технологии, с одной стороны, привлекаются к профессиональной деятельности как средство обучения чужому языку. Так, актуальным является использование сквозных технологий мобильных сетей последнего поколения, технологий искусственного интеллекта, нейросетей в практике обучения новому языку на разных уровнях его освоения. Разнообразные интернет-технологии позволяют по-новому работать с изучаемым языком: интернет-тренажеры снимают часть труда с преподавателя и делают студента более автономным в изучении нового лингвистического материала, цифровые сервисы позволяют контролировать прогресс и успехи ученика. Цифровые средства коммуникации и возможности сети Интернет позволяют вести образование в дистанционном режиме, сокращая бывшие ранее неприступными преграды между преподавателем и обучающимся, позволяют включать в практику изучения языка непосредственное общение с его носителями. Вместе с тем интернет-технологии могут быть

проективными, способствовать развитию творческого потенциала и коммуникативной компетентности осваивающего чужой язык. В этом смысле владение соответствующими технологиями является обязательным для преподавателя любого языка, и в том числе русского языка как иностранного.

Подготовка учителя русского языка как иностранного предполагает владение навыками использования соответствующих технологий в профессиональной деятельности, и преподавателю важно показать обучающимся возможность применения цифровых инструментов при обучении иностранным языкам.

Другой аспект информационно-коммуникационной компетентности преподавателя связан с тем, что информационная среда является также и языковой, и лингвокультурной средой. Современные медиа в большей степени связаны именно с интернет-пространством и с новыми средствами передачи и сохранения информации. Попадая в цифровую среду, обучающийся, осваивающий новый язык, сталкивается с ранее неизвестным ему лингвистическим материалом, который оказывается стратифицированным по стилю, тематике, степени грамматической и лексической сложности. Свои особенности, правила и сложившиеся тенденции имеет живое неформальное общение в сети Интернет: через мессенджеры, социальные сети, тематические форумы, видеоконференции. Вместе с этим интернет выступает средством хранения больших данных: это и цифровые библиотеки, и национальный корпус русского языка с многочисленными подкорпусами, справочные платформы по лексике, грамматике, произношению и т.д. Современный преподаватель русского языка как иностранного должен владеть соответствующими знаниями, умением ориентироваться в русскоязычном информационно-коммуникативном пространстве.

Перечисленные аспекты в настоящее время активно обсуждаются, обрастая новыми подходами, взглядами, методами. Нередки дискуссии, круглые столы, методические семинары по вопросам использования современных информационно-коммуникативных технологий в практике преподавания русского языка как иностранного и формирования информационно-коммуникационной компетентности педагога - преподавателя русского языка. В настоящее время дисциплины, связанные с ИКТ-компетенциями, сквозными цифровыми технологиями встраиваются в обязательную часть программы обучения студентов бакалавриата и магистратуры по педагогическому направлению подготовки.

В настоящей статье мы обратим основное внимание на формирование ИКТ-компетенции будущего преподавателя русского языка как иностранного в рамках освоения филологических дисциплин. Русская филология как учебный предмет в свете последних тенденций развития образования находится в положении балансирования между привычными, классическими подходами, доказавшими свою эффективность в формировании глубоко эрудированной, нравственной и методически компетентной личности выпускника, с одной стороны, и новыми требованиями к профессии, ориентированными на освоение цифровых технологий, позволяющих менять формат обучения с очного на дистанционный, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся, организовывать проектную деятельность, делая образовательный процесс более мобильным и современным.

На наш взгляд, формирование ИКТ-компетенции педагога-филолога в области преподавания русского языка как иностранного позволит выполнить поставленные задачи: базовые филологические дисциплины, обновленные в связи с цифровизацией образования и внедрением в процесс обучения сквозных технологий, будут способствовать становлению профессионала-филолога.

Обзор литературы

Понятие «информационно-коммуникационная компетентность» сегодня находится в поле активного осмысления исследователей. Необходимость формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов, в том числе педагогов -учителей иностранного языка (и русского как иностранного), отмечена многими учеными и методистами [2, 7, 9, 15, 16, 22, 24, 28, 30]. И. И. Митрофанова, Ж. И. Жеребцова определяют информационно-коммуникационно-технологическую компетентность преподавателя русского языка как иностранного как «наличие способности, позволяющей эффективно осуществлять процесс обучения иностранных граждан русскому языку и культуре России, а именно развитие языковых знаний, речевых навыков и умений студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий» [13, 31]. По мнению исследователей, ее развитие обусловлено сочетанием трех видов деятельности: поисково-аналитической, информационно-коммуникационной, информационно-инструментальной.

Распространение трендов образования, связанных с трансформацией дидактической парадигмы, необходимостью «цифрового воспитания», формирование «разомкнутого открытого образования будущего» [23] предполагает наличие цифровой компетентности в профессиональной деятельности педагога и владение ею на высоком уровне. Использование цифровых инструментов, интернет-платформ позволяет преподавателю создавать на занятиях, в том числе занятиях по русскому языку как иностранному, информационное учебное пространство, в котором учащийся легко адаптируется, однако для этого необходимо построение «виртуальной личности» самого учителя, что, несомненно, не может осуществляться без владения информационно-коммуникативной компетенцией [23].

В ряде исследований информационно-коммуникационная компетентность рассматривается как часть профессиональной компетентности педагога (в том числе преподавателя иностранных языков и русского языка как иностранного) [1, 3, 5, 10, 25, 26, 34], а также цифровой культуры в целом [9, 30, 33, 35].

Необходимость развития и совершенствования IT-компетентности и коммуникативной компетенции с использованием цифровых образовательных ресурсов в современных условиях обозначена в статье Л. В. Гудковой, Н. Н. Прохорова. Авторы исследования проводят сравнительно-сопоставительный анализ требований к цифровым компетенциям (или ИКТ-компетенциям) педагога, представленным в «Профессиональном стандарте педагога», рекомендациях ЮНЕСКО к «Структуре ИКТ-компетентности учителей», а также «Профиле цифровых компетенций учителя» [7]. Международные подходы к информационно-коммуникационной компетентности педагога рассмотрены в статье С. В. Титовой, О. Ю. Самойленко (ISTE Standards. Teachers, подготовленный Международным обществом информатизации в образовании (ISTE), European e-Competence Framework 3.0 (Европейский стандарт ИК-компетенции), требования к ИК-компетентности педагога Департамента образования и обучения правительства Западной Австралии (штат Квинсенд), проект The Consultants-e Г.Дадни и Н.Хокли, рекомендации ЮНЕСКО [20]), а также требования, представленные в профессиональных стандартах педагога («Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования») [21]. Исследователи рассматривают широкий круг знаний и умений, иллюстрирующих профессиональный уровень информационно-

коммуникационной компетентности педагога (знать «дидактические свойства и функции мобильных технологий», «способы презентации и визуализации материала в мобильном формате»; уметь «организовывать индивидуальную и групповую работу посредством мобильных приложений» и т.д.) [21, 36].

Л. В. Гудкова, Н. Н. Прохоров убедительно показывают возможности использования сервисов Quizlet, WordWal, Zoom в обучении иностранному языку, подчеркивая при этом необходимость дальнейшего изучения вопросов формирования и использования цифровых компетентностей педагога как в теоретическом («формирование новых образовательных стандартов в эпоху цифрового обучения, определение оптимального соотношения виртуального и реального компонентов в учебном процессе, разработка подходов к проектированию учебного процесса в условиях цифровизации, уточнение места и роли педагога в цифровом образовательном процессе»), так и в практическом аспекте [6, 7].

Анализ эффективности отдельных цифровых инструментов и образовательных платформ становится предметом изучения в ряде работ [6, 7, 9, 11, 12, 14, 17, 18, 27, 38]. Владение информационно-коммуникационной компетентностью позволяет организовывать учебный процесс с учетом использования цифровых инструментов, и особенно разнообразны и эффективны могут быть в этом случае различные формы индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся [16, 32, 37].

С информационно-коммуникационной компетентностью М. Е. Вайндорф-Сысоева и В. В. Пчелякова связывают понятие «цифрового следа». Разделяя цифровые следы на пассивные (формируются без ведома владельца) и активные, авторы исследования отмечают, что активный цифровой след может демонстрировать создание образовательного и научного контента (использование ЭИОС в образовательном процессе, размещение и обсуждение статей в библиотеках открытого доступа, ведение микроблогов, размещение учебной информации в формате видеолекций, подкастов и т.п.) [4]. Исследование цифрового следа поможет понять эффективность образовательного процесса, оценить степень сформированности профессиональных компетенций студентов, отследить и выстроить их индивидуальную образовательную траекторию.

Анализ исследований, посвященных различным аспектам формирования информационно-коммуникационной компетентности педагога, позволяет прийти к следующим выводам: а) современное состояние образовательного процесса предполагает обязательное её включение в содержание образования, причем для студентов педагогических вузов необходимо как формирование собственной информационно-коммуникационной компетентности, так и её восприятие в дидактическом аспекте (освоение инструментов, способствующих её формированию в профессиональной деятельности - у обучающихся); б) актуальные тренды развития общества и образования, а также содержание информационно-коммуникационной компетентности предполагают постоянное обновление не только знаний сквозных технологий, но и нормативно-правовой и методической базы, определяющей ее формирование и включение в число профессиональных компетентностей педагога.

Материалы и методы

Среди множества компетенций, которыми должен обладать преподаватель русского языка как иностранного, можно выделить ключевые: межкультурную, профессионально-

коммуникативную, методическую, акмеологическую, учебно-познавательную и информационно-коммуникационную [8].

Современная образовательная среда устроена таким образом, что объединяющим началом в формировании данных компетенций может служить умение преподавателя организовать процесс обучения в формате цифровой педагогики с использованием информационно-коммуникативных технологий или мобильного обучения [19, с. 8]. Студент в рамках филологических дисциплин, направленных на изучение русского языка, литературы, русской культуры, использует цифровые технологии для получения информации или диагностики знаний, как возможность осуществления коммуникации в процессе образовательной деятельности, при этом он перенимает опыт методики работы с разными ресурсами информационно-коммуникативных технологий для того, чтобы впоследствии реализовать его в своей профессиональной деятельности.

Основополагающими понятиями для исследования являются «цифровая педагогика», «сквозные технологии», «мобильное обучение», «информационно-коммуникационная компетентность».

Опыт, представленный в работе, осуществлялся в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина при обучении иностранных студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и магистратуры (44.03.01 «Русский язык как иностранный» и 44.04.01 «Преподавание русского языка как иностранного»). Эмпирическим материалом исследования стало обобщение опыта преподавания дисциплин филологического цикла («Аудиовизуальные средства на уроках русской словесности», «Технологии обучения видам речевой деятельности», «Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного», «Культура русской речи», «Лексикология русского языка», «Основы русского языкового менталитета», «Теория и технологии преподавания русского языка как иностранного», «Филологический анализ текста в преподавании русского языка как иностранного» и др.).

Результаты исследования

Одной из главных проблем при обучении иностранных студентов на начальном этапе освоения русского языка особенно в межэтнических группах является организация коммуникации внутри группы и коммуникации с преподавателями. На основании опроса студентов 1 курса бакалавриата было выявлено, что у большинства из них есть аккаунт в социальной сети ВКонтакте, что позволило использовать данную платформу для создания группы, где студенты и преподаватели обменивались информацией, в том числе и аудиовизуальной для выполнения домашних заданий. Обратная связь, которую можно получить в результате виртуального общения в соцсети, позволяет развивать лексические и грамматические навыки студентов, формировать такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо. Кроме того, материалы социальных сетей могут стать средством обучения, так как представляют собой аутентичные тексты, в которых используется живая разговорная речь, а также встречаются модели разных речевых ситуаций и интенции.

На начальном этапе общение внутри группы зачастую происходит с помощью машинного перевода. Именно поэтому нейротехнологии и искусственный интеллект занимают значительную роль в подготовке преподавателя русского языка как иностранного. Некоторые электронные обучающие курсы, онлайн-переводчики позволяют грамматически обрабатывать речь, при этом зачастую возникают ошибки из-за невозможности

автоматически понять разницу у омонимичных форм, которая «считывается» благодаря контексту. Данные «переведенные» машинные тексты можно использовать в качестве «отрицательного дидактического материала» для редактирования и отработки грамматических конструкций.

Одним из способов использования искусственного интеллекта на занятиях, связанных с обучением русскому языку, является обращение к чат-ботам. Применение «разговорных агентов», способных создавать ответы на входные предложения с учетом языковых норм и правил, позволяет развивать коммуникативные навыки, совершенствовать письменную речь студентов-инофонов. При использовании чат-ботов возможны разнообразные коммуникативные сценарии в зависимости от дидактической задачи: какой вид речевой деятельности отрабатывается с помощью искусственного интеллекта. Это может быть беседа с пользователем, чтение или запись информации, открытие веб-страницы или обновление базы данных, комбинирование тезисов. Особое внимание следует уделить чат-ботам образовательной направленности, например, каналу «Правила русского языка» https://t.me/Russianlanguageschoolbot или телеграм-каналу «Спроси Толстого» https://t.me/ask_Tolstoy_bot.

Визуализация информации, погружение в среду, моделирование определенных коммуникативных ситуаций на занятиях позволяют технологии виртуальной или дополненной реальности. Использование на занятиях по речевому этикету электронного учебника «Академия речевого этикета» 1С дает возможность отработать стандартные коммуникативные ситуации: знакомство, поздравление, просьба, извинение, согласие или отказ, телефонный разговор - в формате виртуального урока. Если данный курс можно использовать со студентами уровня владения языком А1, то работу с AR-приложениями музеев можно организовать для инофонов продвинутого уровня. Еще одним приемом работы со сквозными технологиями дополненной реальности является использование приложения Яндекс.Карты в качестве навигатора при построении маршрута из одной точки в другую. Подобные задания позволяют формировать социокультурную компетентность иностранных студентов, отрабатывать употребление в речи темы «Глаголы движения», знакомиться с достопримечательностями города, в котором они находятся.

Изучая лексику русского языка, невозможно не обратиться к национальному корпусу русского языка (ruscorpora.ru), работа с которым позволяет увидеть реальные употребления той или иной языковой единицы в узусе современного русскоязычного общения. Это позволяет оценить активность единиц, определить их функциональные значения. Задания, связанные с поиском лексических значений, помогут студентам освоить алгоритм работы с технологией Big data. Подобные умения работы со словарными данными можно отрабатывать с помощью лексикографических порталов, например, на Грамота.ру.

Среди дисциплин, осваиваемых бакалаврами профиля подготовки «Русский язык как иностранный», можно выделить «Аудиовизуальные средства обучения русскому языку». Здесь лекционные и практические занятия связаны с обучением методике использования информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного. Программой дисциплины предусмотрено знакомство с образовательными платформами, посвященными изучению русского языка как иностранного («Время говорить по-русски»), ресурсами для создания тестов и кроссвордов (Онлайн Testpad), платформами для визуализации информации (инфографика - Visme, облако слов - Word Art, комиксы - Storyboard и т.д.).

Аспект, связанный с восприятием интернет-пространства как лингвокультурной среды, реализуется при подготовке студентов по названным профилям подготовки в дисциплинах «Язык современных СМИ», «Деловой русский язык». Здесь происходит работа с цифровым дискурсом как источником лингвистического материала. Так, функциональное изучение русского языка, его стилистического и экспрессивного потенциала происходит в практике чтения, анализа и комментирования медиатекстов в интернет-изданиях, сетевых радиостанциях, подкастах, блогах. Предметом изучения становятся функциональные языковые единицы, употребление которых часто обусловлено экстралингвистическими факторами коммуникативной ситуации и языковой культуры, экспрессивно-стилистическая окраска единиц, явления речевой агрессии в сети интернет. Дисциплина «Деловой русский язык» направлена на формирование у инофонов навыков создания текстов определенных жанров, закрепившихся в цифровом деловом общении: электронной переписки в e-mail-сервисах и мессенджерах, электронного резюме с использованием автоматизированных цифровых платформ, видеоконференций и т.д.

Показателями успешной сформированности информационно-коммуникационной компетенции студентов являются выпускные квалификационные работы, тематика которых связана с освоением цифровых технологий: «Использование учебных видеоматериалов при формировании видов речевой деятельности на занятиях русского языка как иностранного (элементарный уровень)», «Формирование и совершенствование коммуникативно-речевых компетенций на занятиях русского языка как иностранного (на основе материалов элективного курса «Музей в кармане»)», «Использование технологии блогинга при обучении русскому языку как иностранному», «Платформа ZOOM как форма дистанционного обучения русскому языку как иностранному (на примере изучения «Повестей Белкина» А. С. Пушкина)», «Дидактический потенциал материала социальных сетей России для обучения русскому языку как иностранному (лингвокультурологический и социокультурный аспекты)» и др. Исследования, проведенные в рамках указанных выпускных квалификационных работ, имели постоянную эмпирическую базу в среде изучающих русский как иностранный (часто исследование проводится в иностранной аудитории обучающихся Мининского университета, осваивающих русский язык как иностранный), прошли апробацию на всероссийских и международных конференциях, выдержали успешную защиту перед государственной экзаменационной комиссией.

Обсуждение и заключения

Таким образом, в рамках преподавания филологических дисциплин на профилях подготовки, связанных с освоением теории и практики преподавания русского языка как иностранного, формирование ИКТ-компетенции будущего педагога представляется возможным и вполне эффективным, как показывает практика реализации соответствующих образовательных программ в Мининском университете. Дисциплины, имеющие методическое содержание, формируют у выпускника умение ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств информационно-коммуникативных технологий, навыки их творческого использования в профессионально-педагогической деятельности, прежде всего в преподавании русского языка как иностранного. Современные цифровые технологии позволяют по-новому подходить к работе с текстом и решать образовательные задачи не только в области освоения языка, но и задачи русской филологии как учебного предмета.

Кроме того, удачный опыт преподавания филологических дисциплин, связанных с использованием ИКТ-технологий, показывает, что современное цифровое пространство может быть рассмотрено как лингвокультурное. Иностранный обучающийся, таким образом, в рамках дисциплин филологического цикла осваивает стратегии и тактики взаимодействия с русскоязычной цифровой информационной средой, обучаясь функциональному чтению, анализу семантики языковых единиц, осваивая функционально-системные взаимосвязи этой языковой среды и формируя навыки самостоятельного продуцирования текстов на русском языке. Будущий преподаватель русского языка как иностранного в этом случае формирует широкое представление о лингводидактическом потенциале цифрового пространства и навык творческого преобразования его в своей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1. Барахсанова Е. А., Варламова В. А. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности бакалавров-будущих педагогов в условиях двуязычия // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 10. С. 68-71. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35160 (дата обращения: 23.10.2022).

2. Басова А. И., Хапулькова Е. Л. Профессиональная компетенция преподавателя русского языка как иностранного // Профессиональная коммуникативная личность в институциональных дискурсах: тезисы докладов международного круглого стола. Минск, 22-23 марта 2018 г. / редкол.: О. В. Лущинская (отв. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2018. С. 132-135. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/193673/1/132-135.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

3. Бовтенко М. А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. 244 с.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Пчелякова В. В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. С. 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1249/839 (дата обращения: 23.10.2022).

5. Воронина Д. К., Шамов А. Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 5. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1306/885 (дата обращения: 23.10.2022).

6. Гудкова Л. В. Использование платформы Zoom в процессе обучения иностранному языку в средней школе и вузе // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 2(40). С. 3-6.

7. Гудкова Л. В., Прохоров Н. Н. Использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall для формирования иноязычной лексической компетенции студентов-бакалавров // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 3. С. 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1337/895 (дата обращения: 23.10.2022).

8. Латухина А. Л., Маринина Ю. А. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. С. 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1148/814 (дата обращения: 23.10.2022).

9. Лебедева Т. Н., Шефер О. Р., Крайнева С. В., Белоусова Н. А., Эрентраут Е. Н., Ахкамова Ю. А. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых

открытых онлайн-курсов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 3. С. 6. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/1321/898 (дата обращения: 23.10.2022).

10. Леонтьева Л. А. Модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-preemstvennogo-formirovaniya-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 23.10.2022).

11. Махаева Р. С. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного на современном этапе развития иноязычного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. Том 9. DOI: https://doi.org/10.15862/39PDMN221.

12. Миллер В. В. Интернет-технологии как эффективный способ формирования коммуникативной компетентности студентов // Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога: материалы всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: ОГУ, 2010. С. 1465-1472.

13. Митрофанова И. И., Жеребцова Ж. А. Формирование профессиональной компетентности преподавателя русского языка как иностранного в условиях цифровизации образования // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 3(103). С. 256-264. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 23.10.2022).

14. Можаева Г. В., Маслова Д. А., Кабанова Т. В., Яковлева К. И. Исследование эффективности моделей сопровождения массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. C. 211-222. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/458/26.

15. Низовая И. Ю. Профессиональная компетенция преподавателя русского языка как иностранного в области информационно-коммуникационных технологий // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8, № 10-1. С. 138143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentsiya-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-oblasti-informatsionno-kommunikatsionnyh/viewer (дата обращения: 23.10.2022).

16. Павлова Е. А. Использование онлайн-ресурсов для формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей английского языка // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. C. 43-48. URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49535/ru RU (дата обращения: 23.10.2022).

17. Переходько И. В. Интерактивные формы обучения иностранному языку в системе профессионального образования // Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога: материалы всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: ОГУ, 2010. С. 1465-1472. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/20.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

18. Прохоров Н. Н. Онлайн-инструменты на занятиях иностранного языка в вузе // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: сборник материалов научно-практической конференции. Шуя, 2020. С. 139-141.

19. Сдобняков В. В. Трансформация педагогического университета в контексте глобальной научно-образовательной повестки // Инновационные технологии управления: сборник

статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции (17-18 ноября 2021г.). Н. Новгород: Мининский университет, 2021. С. 6-11.

20. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Париж, 2011. 95 с.

21. Титова С. В., Самойленко О. Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, вып. 3. С. 39-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentsii-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 23.10.2022).

22. Федорова Е. А. Цифровая грамотность как ключевая компетенция будущего // Наука Online. 2019. № 2(7). С. 77-81. URL: http://nauka-online.ru/wp-content/uploads/2019/07/nauka online 7 1-78-82.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

23. Фролова С. В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1300 (дата обращения: 23.10.2022).

24. Хряпова А. Е. Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка // Современные научные исследования: исторический опыт и инновации. Якаевские чтения - 2020. Краснодар: Академия, 2020. С 137-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44513704 (дата обращения: 23.10.2022).

25. Шибко Н. Л. Профессиональная компетенция преподавателя РКИ: проблема определения, содержания, структуры // Русский язык - первый язык общения в космосе: материалы международной научно-практической конференции (Витебск, 18-19 декабря 2007 г.) / редкол.: И. Н. Потапов (отв. ред.) [и др.]. Витебск, 2007. С. 149-155. URL: https://speakrussian.by/wp-content/uploads/2014/02/SHibko-N.L.-Professionalnaya-kompetentsiya-Vitebsk-2007.doc.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

26. Шипелевич Л. Личность преподавателя РКИ в эпоху интернета // Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура. Москва: РУДН, 2017. С. 49-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28973535 (дата обращения: 23.10.2022).

27. Яковлева Т. С. Информационные технологии в изучении и преподавании русского языка как иностранного // Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура. Москва: РУДН, 2017. С. 522-526. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28973607 (дата обращения: 23.10.2022).

28. Balandina I., Lebedeva T., Milyutina A., Moskvitina T., Shefer O., Shiganova G., Yuzdova L. Formation of IT competency while teaching school students // ICERI2020 (13th annual International Conference of Education, Research and Innovation). Valencia, SPAIN: ICERI. 2020. Pp. 9644-9649. DOI: 10.21125/iceri.2020.2154.

29. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. DOI: http://dx.doi.org/10.2760/38842.

30. Coste D., Moore D., Zarate G. (dir.) Compétence plurilingue et pluriculturelle, LFDM, Recherches et Applications, numéro spécial, Apprentissage et usage des langues dans le cadre européen. Vanves: Hachette-EDICEF, 1998.

31. Dzyuba E. M., Zakharova V. T., Ilchenko N. M., Latuhina A. L., Sheveleva T. N. Intellectual Resource as a Factor of Ensuring National and Cultural Security in the Conditions of the Training Course "Teacher of Russian as a Foreign Language" // Popkova E., Sergi B. (eds) The

21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Dzyuba E. M., Ilchenko N. M., Latukhina A. L., Marinina J. A., Sheveleva T. N. Nationalregional component in concept of open education courses on russian as foreign language // Revista EntreLinguas, Araraquara. 2021. Vol. 7, no. 4. P. e021078. DOI: 10.29051/el.v7iesp.4.15623.

33. Guseva L. V., Koroleva E. V., Kruchinina G. A., Marinina J. A., Oladyshkina A. A. Digital Humanities: The Possibility of Using Intelligent Learning Systems in Teaching Foreign Languages // Popkova E., Sergi B. (eds) Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 129. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_44.

34. Harmer J. How to teach English. Pearson Education Limited, 2009. 288 p.

35. Novikov A., Novikova I., Shkvarilo K. Psychological and linguistic specifics of the foreign language acquisition by multinational university students // Language and Super-diversity: Explorations and Interrogations: Abstracts. Finland, Jyvaskyla, 2013. Pp. 179-180.

36. Richards J. C., Sylvester Th., Farrell Ch. Professional development for language teachers: strategies for teacher learning. Cambridge University Press, 2005. 202 p.

37. Scrivener J. Learning Teaching. The Essential Guide to English Language teaching. Third edition. Macmillan Education, 2011. Pp. 185-188.

38. Vladimirova L., Safin R., Ivanova D., Litvina T. Succeeding in Foreign Language Study: Teachers and Students Standpoints // The International Scientific and Practical Conference Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2018). SHS Web Conference. 2018. Vol. 50. P. 01196. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001196.

References

1. Barahsanova E. A., Varlamova V. A. Formation of professional ICT competence of bachelor-future teachers in the conditions of bilingualism. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2015, no. 10, pp. 68-71. Available at: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35160 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

2. Basova A. I., Hapul'kova E. L. Professional competence of a teacher of Russian as a foreign language. Professional'naya kommunikativnaya lichnost' v institucional'nyh diskursah: tezisy dokladov mezhdunarodnogo kruglogo stola. Minsk, 22-23 marta 2018 g. / redkol.: O. V. Lushchinskaya (otv. red.) [i dr.]. Minsk, BGU Publ., 2018. Pp. 132-135. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/193673/1A32-135.pdf (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

3. Bovtenko M. A. Professional information and communication competence of a foreign language teacher. Novosibirsk, NGTU Publ., 2005. 244 p. (In Russ.)

4. Vajndorf-Sysoeva M. E., Pchelyakova V. V. Prospects for the use of the digital footprint in educational and scientific processes. VestnikMininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 3, p. 1. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1249/839 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

5. Voronina D. K., SHamov A. N. Professionalization of foreign language training of students of non-linguistic universities: approaches, technologies, techniques and methods. Vestnik

Mininskogo universiteta, 2022, vol. 10, no. 2, p. 5. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1306/885 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

6. Gudkova L. V. Using the Zoom platform in the process of teaching a foreign language in secondary school and university. Nauchnyj poisk: lichnost', obrazovanie, kul'tura, 2021, no. 2(40), pp. 3-6. (In Russ.)

7. Gudkova L. V., Prohorov N. N. Use of online tools Quizlet and WordWall for the formation of foreign language lexical competence of bachelor students. Vestnik Mininskogo universiteta, 2022, vol. 10, no. 3, p. 3. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1337/895 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

8. Latuhina A. L., Marinina YU. A. Professional portrait of a teacher of Russian as a foreign language: competence-based approach. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 4, p. 4. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1148/814 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

9. Lebedeva T. N., SHefer O. R., Kraineva S. V., Belousova N. A., Erentraut E. N., Ahkamova YU. A. Formation of the digital culture of the teacher by means of mass open online courses. Vestnik Mininskogo universiteta, 2022, vol. 10, no. 3, p. 6. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1321/898 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

10. Leont'eva L. A. Model of successive formation of information and communication competence in the process of teaching a foreign language. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 64-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/model-preemstvennogo-formirovaniya-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku/viewer (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

11. Mahaeva R. S. Distance technologies in teaching Russian as a foreign language at the present stage of development of foreign language education. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, 2021, no. 2, vol. 9, doi: https://doi.org/10.15862/39PDMN221. (In Russ.)

12. Miller V. V. Internet technologies as an effective way to form the communicative competence of students. Integraciya nauki i praktiki v professional'nom razvitii pedagoga: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orenburg, OGU Publ., 2010. Pp. 1465-1472. (In Russ.)

13. Mitrofanova I. I., ZHerebcova ZH. A. Formation of professional competence of a teacher of Russian as a foreign language in the context of digitalization of education. Vestnik CHGPU im. I. YA. YAkovleva, 2019, no. 3(103), pp. 256-264. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya/viewer (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

14. Mozhaeva G. V., Maslova D. A., Kabanova T. V., YAkovleva K. I. Efficiency study of support models for massive open online courses. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 458, pp. 211-222, doi: https://doi.org/10.17223/15617793/458/26. (In Russ.)

15. Nizovaya I. YU. Professional competence of a teacher of Russian as a foreign language in the field of information and communication technologies. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, vol. 8, no. 10-1, pp. 138-143. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentsiya-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-oblasti-informatsionno-kommunikatsionnyh/viewer (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

16. Pavlova E. A. The use of online resources for the formation of information and communication competence of future teachers of English. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo

universiteta, 2017, no. 3, pp. 43-48. Available at: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49535/ru_RU (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

17. Perekhod'ko I. V. Interactive forms of teaching a foreign language in the system of vocational education. Integraciya nauki i praktiki v professionalem razvitii pedagoga: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orenburg, OGU Publ., 2010. Pp. 1465-1472. Available at: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/20.pdf (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

18. Prohorov N. N. Online tools in foreign language classes at a university. Nauka i obrazovanie v sovremennom vuze: vektor razvitiya: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. SHuya, 2020. Pp. 139-141. (In Russ.)

19. Sdobnyakov V. V. Transformation of the Pedagogical University in the context of the global scientific and educational agenda. Innovacionnye tekhnologii upravleniya: sbornik statej po materialam VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (17-18 noyabrya 2021g.). Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2021. Pp. 6-11. (In Russ.)

20. The structure of teachers' ICT competence. UNESCO recommendations. Paris, 2011. 95 p. (In Russ.)

21. Titova S. V., Samojlenko O. YU. The structure of the information and communication competence of a university teacher. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki, 2017, vol. 22, no. 3, pp. 39-48. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentsii-prepodavatelya-vuza (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

22. Fedorova E. A. Digital literacy as a key competence of the future. Nauka Online, 2019, no. 2(7), pp. 77-81. Available at: http://nauka-online.ru/wp-content/uploads/2019/07/nauka_online_7_1-78-82.pdf (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

23. Frolova S. V. Sociocultural factors in the formation of a professional worldview of a modern teacher: challenges of the new world of education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2022, vol. 10, no. 2, p. 3. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1300 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

24. Hryapova A. E. Formation of information and communication competence in foreign language lessons. Sovremennye nauchnye issledovaniya: istoricheskij opyt i innovacii. YAkaevskie chteniya - 2020. Krasnodar, Akademiya Publ., 2020. Pp. 137-142. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44513704 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

25. SHibko N. L. Professional competence of a Russian as a foreign language teacher: the problem of definition, content, structure. Russkij yazyk - pervyj yazyk obshcheniya v kosmose: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Vitebsk, 18-19 dekabrya 2007 g.) / redkol.: I. N. Potapov (otv. red.) i dr. Vitebsk, 2007. Pp. 149-155. Available at: https://speakrussian.by/wp-content/uploads/2014/02/SHibko-N.L.-Professionalnaya-kompetentsiya-Vitebsk-2007.doc.pdf (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

26. SHipelevich L. The Personality of a Russian as a Foreign Language Teacher in the Age of the Internet. Russkij yazyk v internete: lichnost', obshchestvo, kommunikaciya, kul'tura. Moscow, RUDN Publ., 2017. Pp. 49-54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28973535 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

27. YAkovleva T. S. Information technologies in the study and teaching of Russian as a foreign language. Russkij yazyk v internete: lichnost', obshchestvo, kommunikaciya, kul'tura. Moscow, RUDN Publ., 2017. Pp. 522-526. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28973607 (accessed: 23.10.2022). (In Russ.)

28. Balandina I., Lebedeva T., Milyutina A., Moskvitina T., Shefer O., Shiganova G., Yuzdova L. Formation of IT competency while teaching school students. ICERI2020 (13th annual International Conference of Education, Research and Innovation). Valencia, SPAIN, ICERI, 2020. Pp. 9644-9649. DOI: 10.21125/iceri.2020.2154.

29. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2017. DOI: http://dx.doi.org/10.2760/38842.

30. Coste D., Moore D., Zarate G. (dir.) Compétence plurilingue et pluriculturelle, LFDM, Recherches et Applications, numéro spécial, Apprentissage et usage des langues dans le cadre européen. Vanves, Hachette-EDICEF, 1998.

31. Dzyuba E. M., Zakharova V. T., Ilchenko N. M., Latuhina A. L., Sheveleva T. N. Intellectual Resource as a Factor of Ensuring National and Cultural Security in the Conditions of the Training Course "Teacher of Russian as a Foreign Language". Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7 54.

32. Dzyuba E. M., Ilchenko N. M., Latukhina A. L., Marinina J. A., Sheveleva T. N. Nationalregional component in concept of open education courses on russian as foreign language. Revista EntreLinguas, Araraquara, 2021, vol. 7, no. 4, p. e021078, doi: 10.29051/el.v7iesp.4.15623.

33. Guseva L. V., Koroleva E. V., Kruchinina G. A., Marinina J. A., Oladyshkina A. A. Digital Humanities: The Possibility of Using Intelligent Learning Systems in Teaching Foreign Languages. Popkova E., Sergi B. (eds) Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 129. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_44.

34. Harmer J. How to teach English. Pearson Education Limited, 2009. 288 p.

35. Novikov A., Novikova I., Shkvarilo K. Psychological and linguistic specifics of the foreign language acquisition by multinational university students. Language and Super-diversity: Explorations and Interrogations: Abstracts. Finland, Jyvaskyla, 2013. Pp. 179-180.

36. Richards J. C., Sylvester Th., Farrell Ch. Professional development for language teachers: strategies for teacher learning. Cambridge University Press, 2005. 202 p.

37. Scrivener J. Learning Teaching. The Essential Guide to English Language teaching. Third edition. Macmillan Education, 2011. Pp. 185-188.

38. Vladimirova L., Safin R., Ivanova D., Litvina T. Succeeding in Foreign Language Study: Teachers and Students Standpoints. The International Scientific and Practical Conference Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2018). SHS Web Conference, 2018, vol. 50, p. 01196, doi: https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001196.

© Комышкова А. Д., Латухина А. Л., Маринина Ю. А., 2022

Информация об авторах

Комышкова Анна Дмитриевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского

языка и культуры речи, Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская

Федерация, ORCID: orcid.org/0000-0002-8657-4595, Researcher ID: V-5359-2018, SPINcode: 8177-4732, [email protected]

Латухина Анна Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: orcid.org/0000-0001-5150-969X, Researcher ID: 0-1465-2018, SPINcode: 1590-9730, alatuhi na@yandex .ru

Маринина Юлия Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: orcid.org/0000-0002-5996- 8396, Researcher ID: M-7257-2013, SPINcode: 8113-6939, [email protected]

Information about the authors Komyshkova Anna D. - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian language and Culture of speech, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: orcid.org/0000-0002-8657-4595, Researcher ID: V-5359-2018, SPIN-code: 8177-4732, [email protected]

Latukhina Anna L. - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Philology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: orcid.org/0000-0001-5150-969X, Researcher ID: 0-1465-2018, SPIN-code: 1590-9730, [email protected]

Marinina Julia A. - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Philology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: orcid.org/0000-0002-5996-8396, Researcher ID: M-7257-2013, SPIN-code: 8113-6939, [email protected]

Вклад авторов

Комышкова Анна Дмитриевна - представление данных в тексте; подготовка введения. Латухина Анна Леонидовна - представление данных в тексте; развитие методологии; изучение концепции.

Маринина Юлия Анатольевна - подготовка начального варианта и доработка текста; формализованный анализ данных.

Contribution of the authors Komyshkova Anna D. - presentation of data in text; preparation of the introduction. Latukhina Anna L. - presentation of data in text; development of methodology; concept study. Marinina Julia A. - preparation of the initial version and revision of the text; formalized data analysis.

Поступила в редакцию: 20.09.2022 Принята к публикации: 05.12.2022 Опубликована: 22.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.