Научная статья на тему 'Формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавров филологического факультета специальности «Журналистика» посредством использования информационно-коммуникационных технологий'

Формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавров филологического факультета специальности «Журналистика» посредством использования информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА / СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Е. Ю.

В статье рассматриваются основные вопросы модернизации учебного процесса, связанные с внедрением ФГОС ВПО-III. Переориентация существующих учебных программ должна быть направлена на увеличение степени свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий. Развитие информационных технологий позволяет обеспечить широкий спектр существенно новых возможностей, помогающих разнообразить образовательный процесс, обеспечить поддержку самостоятельной и исследовательской работы, совместной работы над проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавров филологического факультета специальности «Журналистика» посредством использования информационно-коммуникационных технологий»

УДК 378.02:372.8

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ БАКАЛАВРОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЖУРНАЛИСТИКА» ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2011 Е. Ю. Емельянова

ассистент каф. МПИ и ИТ, e-mail: emelycmova. е. yn&ycmdex. ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются основные вопросы модернизации учебного процесса, связанные с внедрением ФГОС ВПО-III. Переориентация существующих учебных программ должна быть направлена на увеличение степени свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий. Развитие информационных технологий позволяет обеспечить широкий спектр существенно новых возможностей, помогающих разнообразить образовательный процесс, обеспечить поддержку самостоятельной и исследовательской работы, совместной работы над проектами.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, информационнокоммуникационные технологии, самостоятельная работа в образовательном пространстве вуза, стандарты третьего поколения, двухуровневая система образования, бакалавр филологического факультета.

Основная цель системы высшего образования на сегодняшний день - это не только качественная подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, но и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей и потребностей каждого, ориентации на гуманистические ценности в решении определённых проблем, развития способностей к критической оценке и презентации своих достижений.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». Данный документ ориентирован, прежде всего, на интеграцию профессионального образования в мировую систему высшего образования, что в свою очередь позволяет расширить доступ российских граждан к системе высшего образования.

Перед преподавателем современного вуза стоит задача не просто направленного воздействия на студента, но воздействия именно в направлении повышения его самостоятельности в выборе содержания и форм обучения, формирования у него навыков самостоятельной учебной деятельности, создания такого климата, в котором бы студент сознательно стремился к овладению новыми знаниями, к непрерывному повышению уровня своей профессиональной квалификации и общей культуры [Смирнов 2009]. В связи с этим особенно актуальным в образовательном процессе

становится не получение некоторого заданного наперёд объёма знаний, а обучение самому процессу обучения.

Повысить эффективность процесса индивидуального обучения за счёт увеличения доли самостоятельной работы позволит принятие стандартов третьего поколения, разработанных Министерством образования РФ.

Нужно подчеркнуть, что переход на принятую в Европе двухуровневую систему, больше известную как «Болонский процесс», - это европейский проект, который, прежде всего, отвечает на вызовы глобального рынка образования. Одна из его главных целей - создание единого европейского пространства высшей школы.

Двухуровневая система, включающая в себя четырехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру, - это лишь элемент реформы, сам Болонский процесс ею не ограничивается и предполагает комплексное решение многих разнородных задач. Основной смысл Болонского процесса в том, чтобы вузы, готовя грамотных и компетентных специалистов, больше удовлетворяли требования современного рынка труда. Двухуровневая система - один из элементов, призванных решить эту задачу. Второй элемент - академическая мобильность студентов, предполагающая возможность выбрать разные места для обучения и разные программы. Естественно, мобильность предполагает наличие общей системы оценки знаний студентов, так называемых кредитов. Она важна для того, чтобы курсы, которые студенты осваивают в другом университете или другой стране, зачитывались при общей оценке их работы. Академическая мобильность предполагает наличие универсальной системы взаимозачетов, которая признаётся всеми.

Третий компонент Болонского процесса - вариативность учебных курсов. Необходимо отметить, что сегодня российская система образования делает очень большой шаг вперёд, потому что стандарты так называемого второго поколения предписывали высшим учебным заведениям, как и чему учить студентов. Были довольно подробно расписаны дисциплины с очень слабой возможностью вариативности и выбора внутри университета каких-либо образовательных траекторий, в результате студенты не могли самостоятельно выбрать те предметы, которые им интересны. Предусмотренные в планах спецкурсы и дисциплины по выбору позволяли говорить о некоторой вариативности, но при этом более 90% предметов оставались обязательными.

Стандарты третьего поколения, разработанные в течение последних двух лет, сделали в этом плане большой шаг вперёд. Новая двухуровневая система предлагает большее число курсов по самостоятельному выбору студентов. Этому способствует и тот факт, что выполнение учебного плана «закрывается» не перечнем предметов, а количеством кредитов. Так например, если годовой курс для бакалавров филологического факультета специальности «Журналистика» предполагает 120 кредитов, то из них обязательные предметы составляют 10-25%, а остальные - по выбору.

Иными словами в ФГОС ВПО-Ш предписывается только 50% дисциплин, которые прописываются стандартом, а оставшиеся 50% университет может наполнять, исходя уже из своих представлений, из особенностей своего профессорско-преподавательского состава, из того рынка труда, на который они работают, либо тех работодателей, с которыми они взаимодействуют. У высших учебных заведений появилась реальная возможность выстроить обучение в соответствии с лучшими международными образцами и своими возможностями.

Модернизация современного образовательного процесса, инновации ФГОС ВПО-Ш предполагают ориентированность на каждого студента как отдельную личность, которой предстоит воплощать полученные знания в будущей

Емельянова Е. Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавров филологического факультета специальности «Журналистика» посредством использования информационно-коммуникационных технологий

профессиональной деятельности. Это означает, что существующие учебные программы должны быть модернизированы и переориентированы на увеличение степеней свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий (ИОТ). В связи с этим возникает необходимость пересмотреть подходы к отбору содержания образования и технологиям обучения.

Стандарты третьего поколения, разработанные для бакалавров филологического факультета по специальности «Журналистика», указывают, в каком направлении необходимо строить образование будущих специалистов для работы на телевидении, радио, интернет-СМИ, в рекламных агентствах и в службах по связям с общественностью. Основной акцент в учебном процессе делается на формирование системного набора компетенций, что должно обеспечить высокий уровень конкурентоспособности выпускников. Они должны отличаться обобщённым умением решать профессиональные проблемы любого уровня сложности.

Задача обучения в высшей школе состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития студента, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности [Хуторской 2002]. Достижение этих целей напрямую связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при предоставлении возможности каждому студенту создать собственную ИОТ освоения учебных дисциплин.

В научных исследованиях, посвящённых рассмотрению проблемы построения ИОТ, изложены различные подходы к трактовке данного понятия с позиций деятельностного подхода, проблемно-рефлексивного подхода, технологии педагогического сопровождения.

Нам близка позиция А. В. Хуторского, рассматривающего ИОТ как персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании. Под личностным потенциалом автор понимает совокупность познавательных, творческих, деятельностных и иных способностей учащихся. При этом выявление, реализация и развитие данных способностей происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям [Хуторской 2008].

Таким образом, ИОТ - это не только персональный путь реализации личностного потенциала студента в образовании, но и разработанная совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, предметной направленности образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности. В связи с этим мы предлагаем следующее определение ИОТ: «Индивидуальная образовательная траектория бакалавра направления “журналистика” - это есть проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности студента, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование».

Иными словами, ИОТ профессионального развития будущего журналиста представляет собой путь саморазвития личности в последующей профессиональной деятельности посредством создания профессиональной среды, организации психологопедагогической поддержки, оказания помощи в профессиональном росте исходя из проявления индивидуальных качеств личности студента. В связи с этим перед

современной педагогической наукой и практикой обучения в высших учебных заведениях стоит задача обеспечить не только глубокое и прочное усвоение системы знаний, но в гораздо большей степени - свободное развитие личности, творческого потенциала каждого из студентов.

Результаты движения по ИОТ можно проверять, ориентируясь на полученные студентами знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений -мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение студента по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Бурное развитие информационных технологий позволяет обеспечить широкий спектр существенно новых возможностей, помогающих разнообразить образовательный процесс, обеспечить поддержку самостоятельной и исследовательской работы, совместной работы над проектами и т.п.

Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день пока не выработана устойчивая система использования значительного потенциала ИКТ в формировании ИОТ. Включение студентов в информационное образовательное пространство вуза, использование ресурсов ИКТ и влияние их на образовательную траекторию студентов несёт в большей степени ситуативный, чем системный характер.

Изучение процесса формирования ИОТ студентов необходимо осуществлять на качественно новом уровне, с использованием новых технологий, что представляет собой реальную основу целенаправленной активизации резервных возможностей обучаемых в преодолении трудностей и психологических барьеров. То, насколько грамотно будет производиться процесс управления ИОТ студента в период обучения в вузе, будет оказывать огромное влияние на процесс становления будущего специалиста.

В связи с переходом к стандартам третьего поколения, цель высшего

образования, на наш взгляд, стала осознаваться не как «подготовка специалиста», а как «воспитание профессионала», компетентного, гуманистически ориентированного,

эрудированного и гибко мыслящего. Формирование профессиональной компетенции будущего журналиста определяет его профессиональное становление, саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. Под профессиональной компетенцией бакалавра-журналиста мы понимаем интегральную характеристику, определяющую способность будущего специалиста решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с

использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.

Использование возможностей ИКТ, заключающих в себе огромный дидактический потенциал, позволяют воздействовать на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.

Применение ИКТ в формировании ИОТ бакалавра специальности

«Журналистика» позволяет решать следующие задачи: сообщение знаний, контроль за ходом их усвоения, демонстрация иллюстративного материала, проведение лабораторного практикума, хранение информации в виде банков данных с занятиями, документами планирования, картотек обучающих и контролирующих программ; контроль, учёт и анализ динамики подготовленности студентов; помощь в математикостатистической обработке результатов исследований; ведение документации и обработка результатов исследований; моделирование педагогического процесса, составление тренинговых программ. Иными словами, ИКТ позволяют органически сочетать в себе как традиционные так и инновационные средства обучения, дополнив их многоуровневой системой контроля, на основе которой выстраивается

Емельянова Е. Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавров филологического факультета специальности «Журналистика» посредством использования информационно-коммуникационных технологий

индивидуальная стратегия обучения [Современные образовательные технологии 2010: 213-217].

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет преподавателям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а студентам даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий, способы контроля знаний. Таким образом, будет реализовано одно из самых значимых требований современного образования -формирование у студентов индивидуального стиля деятельности, самоопределения, личностного развития.

На сегодняшний день актуальность использования ИКТ при организации процесса построения ИОТ студентов-бакалавров обусловливается дифференциацией процесса обучения; широкими возможностями ИКТ, позволяющими привлекать разнообразные ресурсы для подготовки учебных материалов; незамедлительной обратной связью между студентом и ИКТ; широкими возможностями для развития личности бакалавров и реализации их способностей; автоматизацией процессов информационно-методического обеспечения, а также управления учебной

деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Информационная подготовка студентов, начинающаяся на младших курсах, даёт возможность применять ИКТ непосредственно в образовательном процессе, в том числе и для самообразования. «Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира» [Пери 1999: 70].

Немаловажна роль ИКТ в повышении мотивации обучения студентов за счёт компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельно выбрать формы и методы обучения, что играет немаловажную роль в период формирования ИОТ.

Говоря об использовании ИКТ в самостоятельной работе и самообразовании студента-бакалавра, следует особо отметить, что это, пожалуй, единственный способ сохранения в современном мире профессиональной компетенции будущего специалиста в области журналистики.

Соответственно, применительно к студентам филологического факультета специальности «Журналистика» использование ИКТ развивает такие умения будущего специалиста, как творческая деятельность; проектирование своей профессиональной деятельности; рефлексивные умения, которые необходимы для контроля и оценки своей собственной работы; развивающие и информационные умения; перцептивные умения [Сластенин 2008]; ориентационные умения, направленные на формирование морально-ценностных установок будущего специалиста

Библиографический список

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от

деятельности к личности: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2009. 400 с.

Пери Ю. А. Информационная культура. Экспериментальный курс // Информатика. М.,1999. С. 70-79

Полонский В. М. Инновации в образовании // Инновации в образовании. 2007. №2. С. 4-15.

Сластенин В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2008. №1.

Современные образовательные технологии: учеб. пособие / колл. авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. С. 82-90. ЦКЬ:

http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm (дата обращения: 14.05.2011).

Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.