Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ОВЛАДЕНИИ ИСКУССТВОМ ВОКАЛА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ОВЛАДЕНИИ ИСКУССТВОМ ВОКАЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ / ИСКУССТВО ВОКАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина И.В.

Автором анализируются аспекты формирования индивидуального исполнительского стиля студента в процессе профессиональной вокальной подготовки. Рассматриваются теоретические ракурсы дефиниции «исполнительский стиль» в музыковедческих концепциях разных отечественных авторов. Выявляется ресурсный потенциал практических занятий студентов в вокально-исполнительском классе. Индивидуально-исполнительные свойства определяются музыкально-стилевыми предпочтениями самого студента, влиянием педагога и действием предметной музыкально-звуковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INDIVIDUAL PERFORMING STYLE IN MASTERING THE ART OF VOCALS

The author analyzes the aspects of the formation of an individual performing student’s style in the process of professional vocal training. The theoretical perspectives of the definition of «performing style» in the musicological concepts of various Russian authors are considered. The resource potential of practical classes of students in the vocal and performing class is revealed. Individual performance properties are determined by the musical and stylistic preferences of the student himself, the influence of the teacher and the action of the subject musical and sound environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ОВЛАДЕНИИ ИСКУССТВОМ ВОКАЛА»

УДК 377.112

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ОВЛАДЕНИИ ИСКУССТВОМ ВОКАЛА

И.В. Шинтяпина

ФГАОУ ВО Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) КФУ им. В.И. Вернадского, Крым, г. Ялта e-mail: shyntyapina@gmail.com

Автором анализируются аспекты формирования индивидуального исполнительского стиля студента в процессе профессиональной вокальной подготовки. Рассматриваются теоретические ракурсы дефиниции «исполнительский стиль» в музыковедческих концепциях разных отечественных авторов. Выявляется ресурсный потенциал практических занятий студентов в вокально-исполнительском классе. Индивидуально-исполнительные свойства определяются музыкально-стилевыми предпочтениями самого студента, влиянием педагога и действием предметной музыкально-звуковой среды.

Ключевые слова: индивидуальный исполнительский стиль, искусство вокала, профессиональная подготовка студента.

Исследование дефиниции «индивидуальный исполнительский стиль» строится на актуальности современных положений о возможностях высказывания индивидуальной творческой свободы, развития интеллектуально-эстетических качеств, владения художественно-творческими навыками и умениями. Однако необходимо констатировать факт недостаточной разработанности проблемы стиля в направлении вокального исполнительства, в отличие от инструментального или оркестрового творчества. Не актуализированной оказалась сфера единения теоретических стилевых аспектов и индивидуального осуществления их практического воплощения.

Основные идеи понимания данной проблемы в отдельных сферах научного знания рассматриваются исследователями в основных направлениях искусствознания и музыкознания: Б.В. Асафьевым,

B.B. Медушевским, М.К. Михайловым, Е.В. Назайкинским,

C.И. Савенко, С.С. Скребковым, Т.С. Сорокиной, А.Н. Сохором, В.Ю. Троицким, E.H. Устюговой, А.Г. Шнитке и др.

Анализ публикаций по исследуемому вопросу позволил вывить определенные направления научного поиска: - педагогический опыт ведущих представителей музыкальной педагогики - П.Ф. Каптерева, В.Л. Вахтерова, Е.Н. Вентцеля, и др.; - принципиальные авторские позиции обучения освоению стиля по определенным исполнительским направлениям - Г.В. Г.Нейгауз, А.Г. Рубинштейн, Б.Л. Яворский, Л.А. Баренбойм и др.; - современные положения базовой интонационной теории стилевой концепции В.Г. Власов, Г.И. Грушко, Т.С. Кюрегян, Г.И. Николаев, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман, Л.П. Печко.

Стиль представляет собой структурное единство системы образов, а также приёмов художественного выражения, при помощи которых можно овладеть живой практикой развития искусства. Термин «стиль» применяется для проведения параллелей, а также выявления характеристик исторических эпох развития искусства, которые позволяют проследить тенденции развития художественных направлений, а также особенности конкретного, исследуемого художника. При помощи применения конкретного стиля становится возможным выявить определённые характерные черты свойств и особенностей выразительных средств, которые отличают одно произведение от другого.

Научный интерес в данном исследовании определяется возможностью рассмотрения стилевых концепций, принадлежащих разным авторам и конкретно дефиниции «музыкальный стиль», в качестве основы педагогического подхода в вокально-исполнительском процессе. Стилевой подход, с данных позиций, направлен на обнаружение и осмысление авторской идентичности, понимание внутренних взаимосвязей внешнего мира и художественно-выразительных средств музыкального искусства, то есть принятия их в качестве средств индивидуального выражения, в качестве «смыслонесущих» элементов, а также нахождения и воссоздания в процессе исполнительского воспроизведения и интерпретации единства «означаемого и означающего», как исполнительски-выразительных, единственно верных для данного прочтения средств.

В рассматриваемой плоскости вокального искусства, и конкретно сферы вокальной педагогики, таким фактором должно явиться обращение к категории «исполнительский стиль». Художественно-

педагогический потенциал, заложенный в ее многоаспектный комплекс, требует сегодня как теоретического изучения, так и активного практического использования. В педагогической и методической литературе этот процесс рассматривается, в основном, с позиций профессионального усовершенствования студента, оснащения его соответствующими компетентностными характеристиками, но не в аспекте личностно-ориентированного развития. Представляется необходимой новая интерпретация понятия «исполнительский стиль», действие которой базируется на принципах развития качественно-новой, творчески-свободной и потенциально-креативной личности. Исследование направлено на поиск путей осуществления данной работы в рамках вокального класса, раскрытие функционального потенциала категории «индивидуальный исполнительский стиль», выявления принципов, методов и приемов формирования индивидуального стиля студента в процессе овладения искусством вокала в ВУЗе.

На современном этапе изучения исторического вокального наследия, достижений в области методических возможностей профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей важной задачей является формирование нестандартной, активно-творческой личности, профессионально-готовой к глубокому осмыслению традиций и одновременно поиску новых индивидуальных решений исполнительских задач. Для конкретного исполнителя стилевая принадлежность не является абстракцией, или результатом мыслительного акта, постигаемого только интеллектуально, для него стилевая атмосфера выражается именно через мироощущение музыкальных смыслов, активизирующееся в процессе исполнительского познания физического и психического (эмоционально-образное восприятие, интеллектуально-смысловое осознание и двигательно-волевое воспроизведение) [2, с. 544].

Таким, идеальным представлением о стиле, по мнению В.В. Медушевского [4], может служить его характеристика как образа художественно-смыслового мира, воплощаемого музыкальными категориями в творчестве определенного композитора и трансформирующееся в сознательном восприятии слушателя или исполнителя, педагога или ученика. В онтологическом ракурсе стиль рассматривается ученным как неповторимо-смысловой мир, который находит способы воплощения через средства музыкального языка.

Именно благодаря подобной трактовке данного понятия следует рассматривать стилевую исполнительскую адекватность. Осознание исполнителем стилевых смысло-форм означает неодномерное понимание смыслов не отдельного композиторского произведения, а комплексное восприятие и постижение общих базовых ингредиентов, специфически характеризующих все творческое наследие определенного автора.

В современной социокультурной ситуации, которая характеризуется обесцениванием многих морально-нравственных и художественно-эстетических ценностей, сфера образования выступает реальной альтернативной платформой возрождения и развития базово-традиционных позиций культуры, в том числе и в области музыкально-исполнительской культуры. Сегодня выступает актуальной задача поиска факторов, которые через личностное стимулирование, будут влиять на ее индивидуально-творческую активность, служить фактором ее внутреннего совершенствования.

Первый этап в развитии отечественной науки о музыкальном стиле отмечен формированием его интонационной концепции, принадлежащей Б. Асафьеву. Понятие стиля было осмысленно исследователем-музыковедом как рассмотрение системно-интонационной стабильности -основного стиле-смыслового компонента, где интонация выдвинулась в понимании содержательной единицы музыки. Асафьев идет от понятия «комплекс», через понятие «интеграция» в системность. Так в работе, посвященной процессуальности музыкальной формы, автор представляет дефиницию, воплощающую интерпретацию данной категории, что становится определяющим в авторской последовательности: «Стиль -свойство, манера, характерные черты, совокупность и, наконец, система выразительных свойств» [1, а 137].

Б.В. Асафьевым выдвигаются четыре тезиса аналитических наблюдений, относительно стиля в музыкальном искусстве, как основы стилевого анализа произведений. Первый характеризуется выяснением контекста интонационного генезиса произведения, его интонационно-первичных и, прежде всего, мелодичных истоков; второй аспект актуализирует выявление жанрово-художественных традиций; третий дает возможность определения стиля через метод функционального развития; и последним, четвертым, определяется стилевой анализ

отдельных художественно-выразительных средств - мелодии, гармонии, метро-ритма, фактуры воплощения.

Наиболее значимой, основанной на интонационно-сущностном подходе, является концепция художественно-музыкального стиля М.К. Михайлова, которому удалось рассмотреть данный феномен с точки зрения философски-эстетического, музыкально-теоретического и индивидуально-психологического функционирования и взаимодействия. Михайлов представляет системность в строении теории стилеполагания, предполагающей осмысление актуальных проблем музыкального искусства: «стиль и творческое мышление, стиль как художественный процесс, стиль и психология, стиль как категориальность эстетики, структура и уровневость стиля» [6, с. 112]. Согласно теоретическим позициям М.К. Михайлова, музыкальный стиль, «являясь иерархически-выстроенной системой, включает три категориальные подсистемы -уровни. Высшим проявлением выступает уровень эпохально-исторического стиля». В аспекте данного исследования важным является выявление М.К. Михайловым особого психического образования -«стиле-слуховой опыт» [6, с. 126].

Можно утверждать, что сущностные стилево-семантические характеристики каждого композитора проявляются в разнообразных знаково-исполнительских категориальных характеристиках.

Взаимообусловленное проникновение стилевых ипостасей обнаруживает особую онтологическую форму стиля, а именно его проявление в исполнении, создающем дефиницию «звучащий стиль». Фактически, это проявление его неизбежной вариативности, что на практике актуализируется в конкретно-звучащих исполнительских интерпретациях.

Об органической связи двух стилевых ипостасей писал Я.И. Мильштейн: «Именно отделение исполнительского стиля от композиторского - весьма относительно. Исполнительский стиль в недавнем прошлом создавался не исполнителями, а композиторами. Композиторы, будучи одновременно и исполнителями, указывали направление исполнителям, ставили перед ними новые задачи, то есть определяли их стиль» [5, с. 64]. Однако, появившись из одной ипостаси, творческий и исполнительский стили в дальнейшем живут самостоятельной жизнью.

Музыкальное искусство, будучи, несомненно, многоаспектной художественно-культурной ценностью, намного переживет свое время, войдя в новую эпоху, характеризующуюся уже другим исполнительским стилем, подчиняющим себе исполнение музыки более ранних периодов. Подобное явление наблюдалось в начале ХХ столетия, когда новые художественно-стилевые достижения потребовали нового прочтения произведений эпохи барокко - А. Вивальди, А. Скарлатти и др.

В вокально-исполнительском искусстве оригинальность индивидуально-интерпретационного исполнительского стиля

воспринимается как категория субъективного уровня исполнительского мастерства, связанного с уникально-личностным прочтением вокального произведения, соответственно его художественно-музыкальному наполнению. Индивидуальная самобытность определяет категориальные компоненты эмоционально-духовной и мотивационно-личностной сферы музыканта-певца, объективируя его природно-физиологические и эмоционально-мыслительные данные, профессиональное мастерство в данной системности проявляется в качестве дефиниции материального мира, ассоциируясь со сферой исполнительско-компетентностной технологии.

Анализ теоретических положений и практического опыта ведущих педагогов-вокалистов свидетельствует об активном взаимодействии в музыкально-исполнительском процессе выявленных смысловых категорий. Исследователи данного музыкально-творческого направления (Н.П. Тимошенко, Н.Б. Гонтаренко, Г.И. Белозерова, О.П. Павлищева и др.), базируя свои позиции на классификационных показателях видов темперамента личности, в индивидуально-исполнительском стиле выделяют три ведущих исполнительских типа музыканта: рационалистический, эмоциональный и интеллектуальный, которым присущи те или иные характерные свойства. Как результат, триединство педагогического процесса - педагог, обучающийся и музыкальное произведение оказываются носителями одной из ипостасей стиля. Так, музыкальное произведение есть продукт музыкального языка стиля композитора, педагог представляет творческий результат определенной художественно-исполнительской традиции - исполнительской школы, обучающийся, как субъект восприятия стилевой концепции, оказывается выразителем третьей его ипостаси - воспринятых стилевых категорий.

По свидетельству педагога-вокалиста, профессора Московской консерватории, крупнейшего профессионала в вокальном искусстве, Умберто Мазетти, цель певческого искусства не сводится лишь к овладению в совершенстве вокальной техникой. Отлично осознавая, что это лишь нужное средство для всей полноты омузыкаливания, воссоздания вокального образца, педагог неоднократно отмечал: «Индивидуальная смысловая выразительность, заключающаяся в верной передаче чувства и настроения, есть венец вокального искусства. Для достижения выразительности, необходимо уметь понимать исполняемое» [7, с. 187].

Вокалист - исполнитель, сталкиваясь задачами стилевой интерпретации, решает задачу осмысления соотношения стилевых характеристик произведения и исполнения, связанных с трудностями художественно-драматургического соответствия, которые невозможно решить только на обще-эстетическом уровне. Разнообразные акценты, отмеченные в педагогике Г.Г. Нейгауза как полярно-противоположные формы осмысления « - Я!!! Играю Шопена - я играю Шопена!!!», помогают зафиксировать противоположные точки чрезвычайно обширного пространства, в котором функционирует сложно-динамичная палитра диалога композиторской и исполнительской индивидуальности, направленного на слушателя [7, с. 207].

Современный репертуар вокалиста-исполнителя характеризуется огромным охватом большого количества художественно-исторических эпохальных направлений. Познание стилевой оригинальности композитора возникает благодаря глубокому проникновению в творческие глубины художника, для чего необходима возможность исполнения не одного произведения определенной эпохи, направления, композиторского наследия. Вхождение в эпохальную созвучность необходимо осуществлять всеми доступными путями: история, философия, литература, педагогика и т. д. В вокально-педагогической практике стилистические особенности интерпретации конкретного произведения часто находятся и реализуются эмпирически. Необходим поиск особых педагогических подходов, которые выступят в качестве системы для реализации целей и задач воспитания самостоятельной творческой личности, формирования ее индивидуального исполнительского стиля [9].

В вокально-исполнительском классе ведущую роль играет направленность педагога на ресурсный потенциал практических индивидуальных занятий со студентами, в процессе которых становится возможным рассмотрение стилевых исполнительских особенностей, служащих результатом особого аналитического мастерства и стилевого ощущения педагога. Для того чтобы студент создавал свое, а не перенимал чужое интерпретационное видение, необходимо его погружение в смысло-содержательный мир стиле понимания, познание его глубинной сущности, которое дает возможность на основе его переосмысления активизировать творческо-исполнительские силы, найти и практически реализовать собственные формы ее звукового воплощения.

Студенту необходимо через индивидуально-творческую концентрацию научиться воплощать в реально-звучащий голосовой инструмент синтез слова и музыки. По мнению Ф. Бузони, возможность творческого прочтения и практического воплощения осуществляется благодаря внутреннему диалогу исполнителя и произведения, его реализации задачи оживления застывших нотных знаков через их исполнительское воспроизведение [3].

В данный процесс исполнитель должен включать свои: волю, разум, чувство, воображение. Композитором, в процессе создания произведения, осуществляется процесс кодирования живых звуков, их комбинаций и мелодических последовательностей: гармонического и метро-ритмического склада, динамической шкалы, темпового структурирования и т. д. «Стремясь к выявлению характерных черт индивидуальной музыкальной мысли, композитор использует музыкально-художественные средства, рожденные в его творческой фантазии. Исполнителю же необходимо проникнуть в смысл данной кодовой системы произведения, произвести ее дешифровку, оценивая действенные характеристики каждого из этих показателей, воскрешая застывшие символы через звучащие фонемы своего голоса» [8, а 426].

Вокалисту в практической исполнительской деятельности важны ясно-представляемые внутренние осознания того, что он исполняет, осмысленная способность легко представить себе драматургическую ситуацию художественного образа произведения. «Вокальное воплощение не должно быть формальным, в нем должно быть ясное, яркое представление сюжетной линии, которую нужно выразить

средствами голосового аппарата. Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления, которые певцу важно копить, обогащаясь ими, запоминая свои чувства» [8, с. 429].

Творческий стиль студентом воспринимается сквозь призму любого стиля исполнения, с которым он соприкасается в субъективно -творческом процессе озвучивания вокального произведения. Информационную составляющую стилевого контекста он впитывает со слуховым опытом существующей исполнительской традиции, получая ее в частности в творческом общении с педагогом, однокурсниками. Синтетический образ возникающего в его сознании музыкального стиля позже находит преломление в качестве отражения его индивидуального стиля. Эта творчески-интерпретативная система определяет процесс рождения в сознании студента субъективного чувства стиля, которое, как предполагается должно позже реализоваться непосредственно в личном исполнительском акте студента. Стиль, проникая и пронизывая сущностную структуру личности исполнителя, детерминирует единство двух сфер ее бытия - внутреннюю и внешнюю. Таким образом, индивидуальные исполнительские свойства определяются музыкально-стилевыми предпочтениями самого студента, влиянием педагога и воздействием окружающей его звуковой среды.

Список литературы

1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Москва : Музыка, 1971. - 376 с.

2. Власов, В. Г. Стили в искусстве : Словарь. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 544-547.

3. Леонтьев, Д. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ. - Москва, 1998. - С. 150-174.

4. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - Москва : Музыка, 1976. - 254 с.

5. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. - Москва, 1983. -170 с.

6. Михайлов, М. К. Стиль в музыке. - Ленинград : Музыка, 1981. - 261 с.

7. Печко, Л. П. Эстетическая значимость индивидуального стиля в искусстве. - Москва, 1968. - 207 с.

8. Шинтяпина, И. В. Артистизм, как компонент исполнительских умений обучающихся ВУЗов в процессе занятий вокалом // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 426-429.

9. Шинтяпина, И. В. Художественно-творческие умения как компонент развития творческих способностей в процессе вокальной подготовки в ВУЗе // Наука, Искусство, Культура. - 2017. - № 3 (15). - С. 157-162.

FORMATION OF AN INDIVIDUAL PERFORMING STYLE IN MASTERING THE ART OF VOCALS

I.V. Shintyapina

Humanitarian and Educational Academy (branch in Yalta) Crimean Federal University V.I. Vernadsky, Crimea, Yalta e-mail: shyntyapina@gmail.com

The author analyzes the aspects of the formation of an individual performing student's style in the process of professional vocal training. The theoretical perspectives of the definition of «performing style» in the musicological concepts of various Russian authors are considered. The resource potential of practical classes of students in the vocal and performing class is revealed. Individual performance properties are determined by the musical and stylistic preferences of the student himself, the influence of the teacher and the action of the subject musical and sound environment.

Keywords: individual performing style, vocal art, professional training of a student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.