Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ»

отношений современной России затруднительна, тем более в условиях экономической нестабильности.

В данной связи, защита и согласование интересов различных социально-трудовых групп, содействие решению актуальных социальных задач в рамках реализации действенной системы социального партнерства в различных отраслях выходит на первый план [1, с. 21-26].

Однако практическая реализация целей социального партнерства является достаточно трудоемкой задачей, предполагающей учет интересов партнеров в равной степени. Достижение компромиссной согласованности действий и интересов ведет к сглаживанию поляризации социальных групп в организации, что может привести к повышению трудовой активности сотрудников, росту организационной и корпоративной устойчивости, создаются условия для прогрессивного развития организации.

На практике работодатели, отказавшиеся от финансирования социальной сферы, теперь прогрессивно мыслящие бизнесмены убедились в ошибочности такой политики. При заключении контракта с работниками обсуждается не только размер заработка, но и медицинская страховка, возможность получения дополнительного образования и прочего перечня, формирующего социально-трудовую защищенность работников [2, с.21-26].

В настоящее время в современных организациях растет понимание того, что трудовые отношения должны быть сформированы на основе грамотно построенной системе социального партнерства сильной социальной политики организации.

Использованные источники:

1. Хизбуллина Р.Р. Социально-профессиональная поддержка молодых специалистов на предприятиях энергоотрасли: примеры современных практик // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11(55). С. 924-926.

2. Ткаченко В.В. Национальные модели социального партнерства // Вестник Амур. Ун-та. Вып. 20. 2003. С. 21-26.

Ходько Д. А. студент

БГУ им. ак. И.Г. Петровского филиал в г. Новозыбкове ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

«КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

Глобальная информатизация общества - одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Немаловажная роль в этом процессе отводится информатике.

Компьютерные технологии развиваются стремительно, темпы же их осмысления преподавателями-методистами отстают от теоретических разработок. Это приводит к новому противоречию - между наличием обновленных и усовершенствованных технических средств обучения и отставанием разработки методики их внедрения в высшее образование.

Осознание несоответствия современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, привело к принятию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой определена главная задача российской образовательной политики -обеспечение современного качества образовании на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Одной из важных целей образования должно стать развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. В этой связи основным результатом деятельности учителей должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Компетентность — это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Компетентность можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетентность носит над предметный, обще учебный, обще интеллектуальный характер.

Таким образом, ИКК можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование ИКТ в школе проходит три уровня развития:

- пропедевтический уровень (достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания);

- базовый уровень (ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности);

- профильный уровень (формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности).

Ключевым основанием, по проблеме становления и развития ИКК, с нашей точки зрения, является понятие "информация" и формировании умений и навыков применять информационные технологии при решении прикладных задач. Но следует помнить процесс, что формирования ИКК не заканчивается однажды по причине ее сформированности, а продолжается до конца жизни.

Понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучении любой темы всегда следует выстраивать так, чтобы было понятно, какое отношение она имеет к понятию информации, к представлению информации, к хранению, обработке или передачи информации и при раскрытии основных понятий курса всегда опираться на следующие тезисы:

- компьютер - это универсальная машина для работы с информацией;

- алгоритм - это управляющая информация;

- информационные технологии - это методы и средства для работы с информацией;

- информационные модели - это систематизированная информация о реальных процессах, явлениях, объектах.

С понятием информация учащиеся знакомятся во втором классе. Изучение этой и любой другой темы всегда надо начинать с мотивации. Мотивом к изучению информатики, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру, но считаем необходимым мотивировать изучение каждой темы. Содержание понятия информация является абстрактным, поэтому задача учителя состоит в том чтобы, последовательно уточняя содержание понятия, постепенно добиться необходимого уровня научности в восприятии его учеником. Отсюда вытекают и возможные подходы к созданию мотивации: через опору на разностороннее использование данного понятия в повседневной жизни самого школьника, его ближайшего окружения и страны в целом формировать понимание необходимости изучения процессов, в описании которых атрибутивно фигурирует данное понятие.

Для формирования интереса лучше всего идти от жизни, для данной темы от жизненной потребности в информации и организации определенных информационных процессов. Важно, чтобы дети сами проанализировали жизненную ситуацию, лучше синтезированную учителем, в которой будут присутствовать все информационные процессы: получение информации, ее хранение, передача, обработка и использование.

С этого плацдарма можно развивать дальнейшее изложение материала, относящегося к информации и информационным процессам, содержание которого будет раскрываться и уточняться на протяжении всего изучения курса.

При изучении информационных процессов важно сделать акцент на то, что в реальном информационном процессе нередко оказываются тесно переплетенными получение, хранение, преобразование, передача и использование информации.

После рассмотрения информационных процессов изучаем виды информации по способу получения, а затем кодирование информации. Для этого можно использовать систему обучающих дидактических игр (например: игра «Покажи», «Нарисуй», «Найди спрятанную информацию», «Живой словарь», игры на восприятие информации с помощью одного из органов чувств, игры на закрепление понятия искажения информации и т. д.) и программные средства.

При изучении программного обеспечения для развития единого подхода к обучению информационным технологиям в течение всего курса следует руководствоваться следующими принципами:

1. Изучение информационных технологий не должно быть сведено к освоению конкретных средств информационных и коммуникационных технологий, необходимо, прежде всего, формировать научные основы, базу для освоения новых технологий.

2. Необходимой предпосылкой усвоения информационных технологий является предварительное изучение вопросов строения, видов, свойств, форм представления и т.д. информации, способов ее записи, алгоритмов ее преобразования, которые рассматриваются в курсе информатики. Новое программное обеспечение надо изучать не тогда, когда пришло время по программе, а когда нет возможности решать имеющиеся задачи знакомыми средствами.

3. Ключевыми вопросами изучения информационных технологий, обеспечивающими единство методического подхода к их изучению, являются вопросы единства средств и методов представления информации разного типа, функциональной полноты и минимизации операций по обработке информации, алгоритмической основы реализации технологий.

4. Считаем важным рассматривать практико-ориентированные задачи.

При изучении каждого нового вида информационных технологий

учащиеся знакомятся с областями применения этой технологии, прикладными программными средствами, отражающими данную технологию; происходит более подробное изучение принципов работы отдельных устройств компьютера, расширяющее представления учащихся об архитектуре ЭВМ, а также рассматриваются теоретические основы той или иной технологии (вопросы представления различных видов информации в памяти ЭВМ, структурирования данных, постановки и методов решения информационных

задач с помощью технологических средств данного типа).

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, рекомендуем использовать методику проектных занятий.

Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятельности». В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, представлена в нескольких вариантах:

• «точечная» - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами. Например, творческая работа "Человек и компьютер" (5 класс) по теме «Архитектура компьютера»: нарисуйте схему внутреннего устройства компьютера на основании сравнения человека и компьютера; творческая работа "Информация в будущем" (6 класс) по теме «Информация»: придумайте новое устройство для работы с информацией;

• организация проектов от предметного содержания курсов с их продолжение и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Например, проект «Создание локальной сети» (9 класс) по теме «Топология сети» может быть продолжен на элективном курсе «Телекоммуникации и Интернет».

• организация тематических проектов для класса, параллели. Например, можно предложить параллели 9 (10) классов создать рекомендации для учителя по улучшению взаимопонимания между учителем и учеником, выявить качества учителя, которые наиболее важны с точки зрения учеников. Результаты опросов, тестирований обработать средствами электронных таблиц EXCEL. Такой проект способствует повышению знаний учащихся в области информационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ.

Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстает делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.

Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

• осваивает модели учебной деятельности,

• приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),

• получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,

• развивает навыки общения

Таким образом, к окончанию изучения курса учащиеся должны уметь приводить примеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых, уметь осуществлять передачу, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере) информации, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Использованные источники:

1. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Материалы XV Междунар. конф. Применение новых технологий в образовании, 29-30 июня 2007 г., г.Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

2. Белоус, Н.Н. Проблемы и тенденции информатизации образования// Актуальные проблемы гуманитарных и естественнонаучных дисциплин-2015-№ 2-2

3. Гусинский, Э.Н. Этапы обретения компетентности // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. М.: Институт психологии РАН, 1996. - С.29-31Москва, 2006

4. Дзугоева, М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания: М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - Кн.2. - С.31-36.

5. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 10 сентября. -http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11 .htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.