Научная статья на тему 'Концептуальный подход к формированию информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов'

Концептуальный подход к формированию информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / КОНЦЕПЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / PRIMARY TEACHERS TRAINING / CONCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева С.А.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения качества подготовки в области информационных и коммуникационных технологий будущих учителей начальных классов. Предлагается концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности учителя в условиях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACH TO DEVELOPING INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY TEACHERS

The article examines questions of ensuring the quality of future primary teacherss education in the area of information and communication technologies. The author proposes a conception of developing teachers information and communication competence during their university studies.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к формированию информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов»

#

2. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: Учеб. пособие / Под. ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. -М.: Изд-во МГУ, 1987. - 167 с.

3. Гагарина Д. А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования (на примере курса Отечественной истории): Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.02) - теория и методика

обучения и воспитания (информатизация образования); Перм. гос. ун-т; науч. рук. Е. К. Хен-нер, С. И. Корниенко. - М., 2009. - 23 с.

4. Кузнецов А. А. Степень свободы школы не должна быть критической [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/ kuznezov.html (дата обращения 01.04.2011).

5. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Проект).

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

CONCEPTUAL APPROACH TO DEVELOPING INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY TEACHERS

С. А. Зайцева

В статье рассматриваются вопросы обеспечения качества подготовки в области информационных и коммуникационных технологий будущих учителей начальных классов. Предлагается концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности учителя в условиях высшего образования.

S. A. Zaitseva

The article examines questions of ensuring the quality of future primary teachers's education in the area of information and communication technologies. The author proposes a conception of developing teachers' information and communication competence during their university studies.

Ключевые слова: информационная и коммуникационная компетентность; подготовка учителей начальных классов; концепция.

Keywords: information and communication competence, primary teachers training, conception.

Одним из важнейших показателей профессиональной готовности учителя начальных классов являются его информационная и коммуникационная компетентность (ИКК). В содержание понятия ИКК применительно к педагогической деятельности обычно включают: функциональную грамотность, эффективное применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности и понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании [1]. В нашем исследовании возникла необходимость уточнить понимание данного понятия применительно к специфике профессии учителя начальных классов.

Под ИКК учителя начальных классов мы понимаем мотивированное желание, готовность и способность учителя эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении, воспитании

и развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.

Традиционные модели формирования знаний и умений у учителя начальных классов в области применения ИКТ, ориентированные на внутрипредметное их изучение в рамках курсов информатики и информационных технологий, не отвечают современным образовательным потребностям подготовки педагогов. Возникла проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию ИКК через междисциплинарную интеграцию специальных дисциплин информационной подготовки и предметов профессиональной цикла [2]. Изучая и анализируя образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения, мы увидели возможность формирования профессиональной ИКК у учителя начальных классов на всех трех уровнях их проявления: общекультурном, общепрофессиональном и профессиональном.

Ф

#

Основы ИКК педагога закладываются в процессе получения профессионального образования в вузе и базируются на ключевой информационной компетентности (классификация А. В. Хуторского). На наш взгляд, ИКК учителя начальных классов целесообразно рассматривать в трех аспектах, а именно: универсальную личностную компетентность в сфере высшего образования; часть общей профессиональной педагогической компетентности; методическую компетентность - специальную профессиональную педагогическую компетентность учителя начальных классов.

Универсальная личностная компетентность формируется на протяжении всей жизни человека на всех ступенях образования. Задача вузовского образования - обеспечение преемственности и дифференцированное ее развитие: изучение состояния данной компетентности у абитуриента; коррекция и развитие компетентности у студента; стимулирование и ориентация выпускника на ее совершенствование. Формирование и развитие данного вида компетентности соотносится с задачами каждой изучаемой дисциплины в рамках вузовского образования, что отмечено в ГОС ВПО по педагогическому направлению подготовки в качестве первой общекультурной компетентности: «выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения». Таким образом, вся информационно-образовательная среда вуза работает на развитие у будущего учителя универсальной личностной компетентности.

Педагогическая ИКК базируется на универсальной информационной и коммуникационной компетентности и всех общепрофессиональных компетенциях, поименованных в образовательном стандарте нового поколения. Задача подготовки учителя начальных классов в рамках высшего образования - сквозное формирование данного аспекта компетентности на протяжении всего процесса обучения в вузе. Педагогическая ИКК учителя начальных классов, сохраняя общие черты с любой другой педагогической специальностью, характеризуется многогранностью ее преломления в многопредметной подготовке учителя (математика, русский язык, литература и т. д.) в связи с психолого-педагогическими и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

Методическая компетентность обусловливается спецификой образовательной деятельности учителя начальных классов. Задача вузовского образования -формирование данного аспекта компетентности на основе интеграции специальных информационных дисциплин с предметами психолого-педагогической и методической подготовки.

Согласно взглядам В. А. Асеева [3], системное построение любой теории должно быть основано на минимальном числе исходных и логически связанных принципов, что увеличивает ее системность. За исходное основание концепции формирования информационной и коммуникационной компетентности мы приняли одну аксиому, суть которой заключается в том, что учитель начальных

классов будет компетентным в вопросах использования ИКТ в образовании, если весь процесс его обучения в вузе построен на использовании современных технологий и он не представляет решения своих образовательных задач вне информационно-коммуникационной среды как вуза, так и общества. Более полно данная аксиома раскрывается в виде семи базовых принципов: а) принцип полифункциональности, предполагающий включение информационных технологий в качестве метапредметного средства и инструмента познания в процесс подготовки студента по различным дисциплинам; б) принцип наличия системообразующего основания, выполняющего интегрирующую функцию в формировании ИКК, при котором специальные информационные курсы объединяют в единую систему обучения частные методики; в) принцип направленности обучения студентов на активизацию их самостоятельности в освоении и применении информационных и коммуникационных технологий; г) контекстно-деятельностный принцип построения обучения, согласно которому (по А. А. Вербицкому [4]) усвоение содержания любой учебной дисциплины в вузе осуществляется на основе моделирования в формах обучения студента содержания и условий его будущей профессиональной деятельности; д) принцип непрерывности формирования ИКК на протяжении всего периода обучения в вузе, реализующий динамическую модель поэтапного движения учебной деятельности студентов: от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика) к собственно профессиональной деятельности; е) принцип обучения студентов с учетом методов, отражающих специфику возрастных особенностей младших школьников, реализующийся через квазипрофессиональную деятельность, когда студент, в зависимости от содержания занятия, проигрывает ситуативные роли учителя и ученика; при этом используются свойственные и адаптированные к возрастным психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста методы и формы обучения (игровые, наглядные, эвристические и др.); ж) принцип непрерывности мониторинга становления и развития ИКК.

Предложенная концептуальная формирования информационной и коммуникационной компетентности учителя начальных классов непременно требует для своей реализации ряда условий: 1) желание, консолидация и подготовленность преподавательского состава к решению проблем повышения эффективности образовательного процесса на основе современных ИКТ. Этому способствует организация и проведение курсов повышения квалификации преподавательского состава, работа факультетского методического семинара, проведение открытых занятий, проведение и участие в конференциях по вопросам использования ИКТ в учебном процессе, поведение мастер-классов презентации нового оборудования и программного обеспечения и др.; 2) необходимость формирования у студентов мотивации

Ф

собственного профессионального становления и развития; 3) постоянное расширение сферы применения в учебном процессе возможностей информационно-коммуникационной среды вуза (автоматизированных обучающих предметных сред; электронных каталогов, библиотек, справочных систем; совокупности учебно-методических материалов, разработанных преподавателями для организации учебной деятельности студентов; электронных рейтинговых журналов студентов, по которым они могут отслеживать свой уровень успеваемости и т. д.); 4) наличие информационно-методического обеспечения процесса формирования ИКК, которое позволяло бы преподавателям различных дисциплин реализовать принцип полифункциональности.

Описанная выше концепция формирования ИКК учителя начальных классов базируется на интегратив-ном подходе, при котором содержание и методика освоения средств и инструментов ИКТ происходит во всех изучаемых в вузе дисциплинах и основывается на содержании начального образования, специфики изучаемого студентами курса и с применение методов обучения, соответствующих возрастным особенностям младших школьников. Формирование методической составляющей компетентности учителя имеет метапредметный характер, ориентированный на обучение студентов методике формирования у младших школьников универсальных учебных действий. При изучении специальных ин-

формационных дисциплин переносится акцент с формирования у студентов умений работать с конкретным программным обеспечением на развитие у них способностей самостоятельного освоения новых программных продуктов, мониторинга динамически меняющегося технологического и программного окружения младшего школьника, адаптации своих профессиональных задач к возможностям информационно-коммуникационной образовательной среды.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев B. Р. и др. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. - 2010. - № 4. - С. 3-11.

2. Зайцева С. А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 4. - С.42-44.

3. Асеев В. А. Оптимизация методов образования и их // Инновации и образование. - СПб., 2003. -С. 31-38. - (Сер. «Symposium». Вып. 29).

4. Вербицкий А. А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // Alma Mater. (Вестник высшей школы). - 2006. - № 5. - С. 19-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.