#
2. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: Учеб. пособие / Под. ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. -М.: Изд-во МГУ, 1987. - 167 с.
3. Гагарина Д. А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования (на примере курса Отечественной истории): Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.02) - теория и методика
обучения и воспитания (информатизация образования); Перм. гос. ун-т; науч. рук. Е. К. Хен-нер, С. И. Корниенко. - М., 2009. - 23 с.
4. Кузнецов А. А. Степень свободы школы не должна быть критической [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/ kuznezov.html (дата обращения 01.04.2011).
5. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Проект).
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
CONCEPTUAL APPROACH TO DEVELOPING INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY TEACHERS
С. А. Зайцева
В статье рассматриваются вопросы обеспечения качества подготовки в области информационных и коммуникационных технологий будущих учителей начальных классов. Предлагается концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности учителя в условиях высшего образования.
S. A. Zaitseva
The article examines questions of ensuring the quality of future primary teachers's education in the area of information and communication technologies. The author proposes a conception of developing teachers' information and communication competence during their university studies.
Ключевые слова: информационная и коммуникационная компетентность; подготовка учителей начальных классов; концепция.
Keywords: information and communication competence, primary teachers training, conception.
Одним из важнейших показателей профессиональной готовности учителя начальных классов являются его информационная и коммуникационная компетентность (ИКК). В содержание понятия ИКК применительно к педагогической деятельности обычно включают: функциональную грамотность, эффективное применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности и понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании [1]. В нашем исследовании возникла необходимость уточнить понимание данного понятия применительно к специфике профессии учителя начальных классов.
Под ИКК учителя начальных классов мы понимаем мотивированное желание, готовность и способность учителя эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении, воспитании
и развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.
Традиционные модели формирования знаний и умений у учителя начальных классов в области применения ИКТ, ориентированные на внутрипредметное их изучение в рамках курсов информатики и информационных технологий, не отвечают современным образовательным потребностям подготовки педагогов. Возникла проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию ИКК через междисциплинарную интеграцию специальных дисциплин информационной подготовки и предметов профессиональной цикла [2]. Изучая и анализируя образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения, мы увидели возможность формирования профессиональной ИКК у учителя начальных классов на всех трех уровнях их проявления: общекультурном, общепрофессиональном и профессиональном.
Ф
#
Основы ИКК педагога закладываются в процессе получения профессионального образования в вузе и базируются на ключевой информационной компетентности (классификация А. В. Хуторского). На наш взгляд, ИКК учителя начальных классов целесообразно рассматривать в трех аспектах, а именно: универсальную личностную компетентность в сфере высшего образования; часть общей профессиональной педагогической компетентности; методическую компетентность - специальную профессиональную педагогическую компетентность учителя начальных классов.
Универсальная личностная компетентность формируется на протяжении всей жизни человека на всех ступенях образования. Задача вузовского образования - обеспечение преемственности и дифференцированное ее развитие: изучение состояния данной компетентности у абитуриента; коррекция и развитие компетентности у студента; стимулирование и ориентация выпускника на ее совершенствование. Формирование и развитие данного вида компетентности соотносится с задачами каждой изучаемой дисциплины в рамках вузовского образования, что отмечено в ГОС ВПО по педагогическому направлению подготовки в качестве первой общекультурной компетентности: «выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения». Таким образом, вся информационно-образовательная среда вуза работает на развитие у будущего учителя универсальной личностной компетентности.
Педагогическая ИКК базируется на универсальной информационной и коммуникационной компетентности и всех общепрофессиональных компетенциях, поименованных в образовательном стандарте нового поколения. Задача подготовки учителя начальных классов в рамках высшего образования - сквозное формирование данного аспекта компетентности на протяжении всего процесса обучения в вузе. Педагогическая ИКК учителя начальных классов, сохраняя общие черты с любой другой педагогической специальностью, характеризуется многогранностью ее преломления в многопредметной подготовке учителя (математика, русский язык, литература и т. д.) в связи с психолого-педагогическими и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
Методическая компетентность обусловливается спецификой образовательной деятельности учителя начальных классов. Задача вузовского образования -формирование данного аспекта компетентности на основе интеграции специальных информационных дисциплин с предметами психолого-педагогической и методической подготовки.
Согласно взглядам В. А. Асеева [3], системное построение любой теории должно быть основано на минимальном числе исходных и логически связанных принципов, что увеличивает ее системность. За исходное основание концепции формирования информационной и коммуникационной компетентности мы приняли одну аксиому, суть которой заключается в том, что учитель начальных
классов будет компетентным в вопросах использования ИКТ в образовании, если весь процесс его обучения в вузе построен на использовании современных технологий и он не представляет решения своих образовательных задач вне информационно-коммуникационной среды как вуза, так и общества. Более полно данная аксиома раскрывается в виде семи базовых принципов: а) принцип полифункциональности, предполагающий включение информационных технологий в качестве метапредметного средства и инструмента познания в процесс подготовки студента по различным дисциплинам; б) принцип наличия системообразующего основания, выполняющего интегрирующую функцию в формировании ИКК, при котором специальные информационные курсы объединяют в единую систему обучения частные методики; в) принцип направленности обучения студентов на активизацию их самостоятельности в освоении и применении информационных и коммуникационных технологий; г) контекстно-деятельностный принцип построения обучения, согласно которому (по А. А. Вербицкому [4]) усвоение содержания любой учебной дисциплины в вузе осуществляется на основе моделирования в формах обучения студента содержания и условий его будущей профессиональной деятельности; д) принцип непрерывности формирования ИКК на протяжении всего периода обучения в вузе, реализующий динамическую модель поэтапного движения учебной деятельности студентов: от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика) к собственно профессиональной деятельности; е) принцип обучения студентов с учетом методов, отражающих специфику возрастных особенностей младших школьников, реализующийся через квазипрофессиональную деятельность, когда студент, в зависимости от содержания занятия, проигрывает ситуативные роли учителя и ученика; при этом используются свойственные и адаптированные к возрастным психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста методы и формы обучения (игровые, наглядные, эвристические и др.); ж) принцип непрерывности мониторинга становления и развития ИКК.
Предложенная концептуальная формирования информационной и коммуникационной компетентности учителя начальных классов непременно требует для своей реализации ряда условий: 1) желание, консолидация и подготовленность преподавательского состава к решению проблем повышения эффективности образовательного процесса на основе современных ИКТ. Этому способствует организация и проведение курсов повышения квалификации преподавательского состава, работа факультетского методического семинара, проведение открытых занятий, проведение и участие в конференциях по вопросам использования ИКТ в учебном процессе, поведение мастер-классов презентации нового оборудования и программного обеспечения и др.; 2) необходимость формирования у студентов мотивации
Ф
собственного профессионального становления и развития; 3) постоянное расширение сферы применения в учебном процессе возможностей информационно-коммуникационной среды вуза (автоматизированных обучающих предметных сред; электронных каталогов, библиотек, справочных систем; совокупности учебно-методических материалов, разработанных преподавателями для организации учебной деятельности студентов; электронных рейтинговых журналов студентов, по которым они могут отслеживать свой уровень успеваемости и т. д.); 4) наличие информационно-методического обеспечения процесса формирования ИКК, которое позволяло бы преподавателям различных дисциплин реализовать принцип полифункциональности.
Описанная выше концепция формирования ИКК учителя начальных классов базируется на интегратив-ном подходе, при котором содержание и методика освоения средств и инструментов ИКТ происходит во всех изучаемых в вузе дисциплинах и основывается на содержании начального образования, специфики изучаемого студентами курса и с применение методов обучения, соответствующих возрастным особенностям младших школьников. Формирование методической составляющей компетентности учителя имеет метапредметный характер, ориентированный на обучение студентов методике формирования у младших школьников универсальных учебных действий. При изучении специальных ин-
формационных дисциплин переносится акцент с формирования у студентов умений работать с конкретным программным обеспечением на развитие у них способностей самостоятельного освоения новых программных продуктов, мониторинга динамически меняющегося технологического и программного окружения младшего школьника, адаптации своих профессиональных задач к возможностям информационно-коммуникационной образовательной среды.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев B. Р. и др. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. - 2010. - № 4. - С. 3-11.
2. Зайцева С. А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 4. - С.42-44.
3. Асеев В. А. Оптимизация методов образования и их // Инновации и образование. - СПб., 2003. -С. 31-38. - (Сер. «Symposium». Вып. 29).
4. Вербицкий А. А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // Alma Mater. (Вестник высшей школы). - 2006. - № 5. - С. 19-25.