Научная статья на тему 'Формирование идеалов обучающихся в советской школе'

Формирование идеалов обучающихся в советской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / IDEAL / METHODS OF STUDY AND FORMATION OF IDEALS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова С. Л.

В статье анализируется опыт советской школы по изучению и формированию идеалов школьников и учащейся молодежи; приводятся данные исследований содержания идеалов обучающихся в динамике; отмечаются положительные и отрицательные стороны советской воспитательной системы; выявляются закономерности процесса формирования идеалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEALS LEARNED IN SOVIET SCHOOLS

The article examines the experience of the Soviet school students to form ideals; shows the content of the ideals of research students in the dynamics, observed positive and negative aspects of Soviet education system, identifies patterns of the formation of ideals.

Текст научной работы на тему «Формирование идеалов обучающихся в советской школе»

Bibliography

1. Aleshina, J.E. Problems in assimilation of roles of men and women / J.E. Aleshina, A.S. Volovich // Psychology questions. - 1991. - № 4.

2. Krygina, N.N. Gender identity peculiarities of older adolescents brought up in children homes: abstract, dissertatation, thesis in psychological sciences. - M., 1993.

3. Lektorskaya, E.V. Gender - role identification of boys and problems of deviational behaviour // Psychological problems of detection and correction of deviant behaviour of pupils: collection of scientific artricles. - M., 1990.

4. Lorenzi-Cioldi, F. Psychological androgyny: a concert of lesser substance. Towards the understanding of the transformation of a social representation // J. Theory Soc. Behav. - 1996. - Vol. 26. - № 2.

5. Diagnosis methods of socio -psychological adaptation of C. Rogers, R. Daimond // Practical psychodiagnostics: techniques and tests: textbook. -Samara, 1998.

6. Whitley, B.E. Sex-Role Orientation and Psychological Well-Being: Two Meta-Analyses // Sex Role. - 1985. - Vol. 12. - № 1-2.

7. Breslav, T.M. Gender differences and moderen school education / T.M. Breslav, B.I. Hasan // Psychol. questions. - 1990. — № 3.

8. Kagan, V. E. Sexology for educators. - M.: Pedagogics, 1991.

9. Kyindji, N.N Whom does school train nd aducate: boys, girls or ..? // Biology at school. - 1988. — № 2.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 373 Frolova S.L. FORMATION OF IDEALS LEARNED IN SOVIET SCHOOLS. The article examines the experience of the Soviet school students to form ideals; shows the content of the ideals of research students in the dynamics, observed positive and negative aspects of Soviet education system, identifies patterns of the formation of ideals.

Key words: ideal, methods of study and formation of ideals, educational environment.

С. Л. Фролова, главный специалист учебно-методического отдела Института сервиса, филиала ФГОУ ВПО «РГУТиС», г. Москва, E-mail: slfrolova@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

В статье анализируется опыт советской школы по изучению и формированию идеалов школьников и учащейся молодежи; приводятся данные исследований содержания идеалов обучающихся в динамике; отмечаются положительные и отрицательные стороны советской воспитательной системы; выявляются закономерности процесса формирования идеалов.

Ключевые слова: идеал, методы изучения и формирования идеалов, воспитательная среда.

Интерес отечественной педагогики и психологии к проблеме индивидуальных идеалов подрастающего поколения обусловлен пониманием идеала как основы мировоззрения и главного, смыслообразующего мотива деятельности. Этот интерес на протяжении XX столетия не был равномерным: в определенные периоды он возрастал, периодами снижался, но никогда не угасал совершенно. В зависимости от целей, методов исследования и полученных результатов процесс изучения идеалов российских учащихся можно условно разделить на несколько периодов:

1. От начала XX века до 1917 года (С.А. Ананьин, П.Н. Колотинский, Марков, Г. Роков, Н.А. Рыбников, К. Сивков).

2. 20-е годы XX века (А.М. Большаков, Н.Н. Иорданский, П.Н. Колотинский, Н.Ф. Познанский, Н.А. Рыбников).

3. 40-е годы (Н.Д. Левитов, Л.Е. Раскин).

4. 50-е - 60-е годы (В.Г. Васильева, А.А. Гримоть, Б.А. Грушин, Л.Ю. Дукат, А.К. Желтов, Н.И. Загоренко, С.Н. Иконникова, М.Г. Казакина, И.С. Кон С. Г. Крантовский, В.Т. Лисовский, А.С. Марьясин, А.А. Микаберидзе, Л.М. Николаева, Е.А. Ракша, Р.В. Роговина, З.Г. Сафонова, В.А. Су-хомлинский, Н.А. Шульчева, В.А. Ядов, Н.Ф. Яковлев).

5. Конец 70-х - 80-е годы (З.И. Гришанова, Р.Г. Гурова Л.М. Исьянова, В.А. Кратинова, Т.Н. Мальковская, В.Д. Новиков, Ю.П. Петров, Р.М. Рогова, Н.И. Судаков, В.Э. Чудновский).

6. Середина 90-х годов XX века - первое десятилетие XXI века (Н.В. Граблина, С. Л. Гостомыслова, И.Г. Завойчинская, В.Н. Соболев, С.Г. Чухин).

Анализ работ, посвященных проблеме детских идеалов, показывает, что наибольшая активность в данном вопросе приходится на период функционирования советской воспитательной системы. И это не случайно: после Октябрьской революции 1917 года началось активное наступление на старые идеалы и утверждение новых. Следует отметить, что новые социалистические идеалы были близки и понятны российскому сознанию. По свидетельству русского историка М.И. Ту-

ган-Барановского, социалистическая симпатия русской интеллигенции составляла одну из ее характерных отличительных черт: «Русский интеллигент, если он вообще не чужд общественных интересов, обычно более или менее сочувствует, а иногда и фанатически привержен социализму. Причины полубессознательного тяготения нашей интеллигенции к социализму коренятся очень глубоко в условиях нашего общественного развития» [1, с. 419]. Социалистические идеи, по мнению С.Н. Булгакова, созвучны русскому православному христианству: «...в социализме, как хозяйственной организации, содержится христианская идея, заложено организующее начало социальной любви» [2, с. 103].

Социалистические идеалы, ключевыми идеями которых были справедливость, равенство, братство, свобода, мир, труд, всеединство, бескорыстие, просвещение, образование, культура, прогресс, родились в недрах социокультурного творчества русского народа как протест против угнетения и эксплуатации, против отчуждения трудящихся от продуктов материальной и духовной культуры, против идеалов буржуазного строя и находили выражение и в светской, и в религиозной среде, и на социально-практическом и на теоретическом (философском) уровнях, и среди рабочих, и крестьян, и среди интеллигенции.

Исследования показывают, что в содержании идеалов школьников первых послереволюционных лет доминируют нравственные качества: доброта, смирение, трудолюбие -и духовные ценности: счастье, общее равенство, семейный мир. Однако Н.А. Рыбников отмечает, что «условия русской действительности обострили инстинкт собственности» [3, с. 52], поэтому значительный процент составляют «вещные» идеалы: книги, животные (лошади, коровы, козы, кролики, поросенок и т. д.), деньги, собственные дома и дачи, магазины и булочные, именья, автомобили, музыкальные инструменты (пианино, скрипка т. п.), конфеты, игрушки, оружие (для мальчиков), спортивный инвентарь (лыжи, коньки, санки, мотоцикл и т. п.), краски, ящики для красок, бумага для рисо-

вания, наборы инструментов (молоток, пила и пр.), электрические приборы, подзорные трубы и т. д.

Знамением времени, в сравнении с дореволюционными данными, является появление значительной группы школьни-

Конкретные идеалы школьников

Исследования 1924-1925 годов показали, что, выбирая жизненный идеал, учащиеся связывают его с определенной профессией, считая труд главной человеческой ценностью, поэтому в работах появляется термин «профессиональный идеал». Исследователи отмечают, что в ученической среде повысился интерес к производственным профессиям, связанным с физическим трудом. Выбор привлекательных профессий стал значительно богаче: в его круг вошли не только «классические» профессии, такие как врач, инженер, учитель, но и шофер, портниха, землемер, агроном и т. п.

С середины 20-х и до середины 40-х годов, т. е. в течение двух десятилетий, не проводилось широкого систематического изучения детских идеалов. Только по окончании войны, в 1947 году, ленинградским исследователем Л.Е. Раскиным было проведено изучение идеалов учащихся старших классов. Обобщив результаты, он пришел к выводу, что идеалы современных школьников Ленинграда серьезно отличаются от идеалов учащихся дореволюционных и первых послереволюционных лет разнообразием, богатством и яркостью содержания.

Используя анкетный опрос, сочинение на заданную тему, учительские характеристики авторов сочинений и наблюдение, ученый установил, что «подавляющее большинство учеников считает любовь к Родине, общественное служение, готовность принести пользу своему народу своим идеалом» [4, с. 20]. Наиболее привлекательные черты характера современника: воля, настойчивость, готовность противостоять своим желаниям, подчинять их долгу. В своих работах Л.Е. Раскин активно использовал термин «профессиональный идеал», подразумевая под ним описание учащимися интересующей их профессии. Он установил, что школьники называют большое количество профессий, которые не встречались в предыдущих исследованиях. Среди выборов, сделанных девушками: физик, химик, геолог, археолог, строитель, биолог, кукловод, политработник морского флота, учительница, писатель, актриса, музыкант, портниха. Юноши выбирают профессии, связанные с наукой, техникой, военной службой: моряк, капитан, штурман, судомеханик, кораблестроитель, лётчик, радиотехник, авиатехник, инженеры разных специальностей, агроном, биолог, химик, зоолог, литературовед, физик, спортсмен, певец, скульптор, художник, архитектор.

Л.Е. Раскин отмечал изменившиеся, по сравнению с исследованиями первых послереволюционных лет, мотивы выбора учащимися профессии, а именно: быть полезными для общества, принести пользу своему народу. Материальные мотивы практически отсутствуют.

Используя классификацию идеалов по степени обобщенности, Л.Е. Раскин приходит к выводу, что самый большой процент составляют собирательные («синтетические») идеалы, т. е.

ков, преимущественно мальчиков, заявивших желание быть коммунистами или как-либо иначе обнаруживших революционные симпатии и тенденции.

Таблица 1

первых послереволюционных лет

образы, составленные из положительных качеств, которые ярко представлены у различных людей или литературных героев. Конкретные идеалы немногочисленны (но, забегая вперед, отметим, что гораздо разнообразнее идеалов школьников второй половины XX века). Это писатели и поэты: В.Г. Белинский, Н.А. Островский, Н.Г. Чернышевский, Ю. Фучик, А.М. Горький; литературные герои: Печорин (М.Ю. Лермонтов), Базаров (И.С. Тургенев), Рахметов (Н.Г. Чернышевский), Андрей Болконский (Л.Н. Толстой), молодогвардейцы (А.А. Фадеев), Зоя (М.И. Алигер), Павел Корчагин (Н.А. Островский), Саня Григорьев (В.А. Каверин), Гуля Королева (Е.Я. Ильина), Звонарев (А.Н. Степанов), Фауст (Гёте), Жюльен Сорель (Стендаль); люди творческих профессий: Людвиг ван Бетховен, В.Ф. Ко-миссаржевская, Леонардо да Винчи, И.М. Москвин; исторические лица (ученые, герои войны и труда): М.В. Водопьянов, Долорес Ибаррури, А.Г. Стаханов, В.П. Чкалов, Зоя Космодемьянская, Джордано Бруно, П.С. Нахимов, И.В. Мичурин, Г.Я. Седов.

Постепенное утверждение социалистического строя в нашей стране привело к господству в общественном сознании идеала, содержание которого отражалось в Моральном кодексе строителя коммунизма, представлявшем свод принципов коммунистической морали, вошедших в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом в 1961 году. Общественный коммунистический идеал требовал от отечественной школы всестороннего и гармоничного развития личности: «Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу» [5, с. 93]. Воспитательный идеал всесторонне и гармонически развитой личности декларировался на государственном уровне. В.А. Сухомлинский писал, что воспитательный идеал советской школы ярко выражен в Программе КПСС. В человеке, которого воспитывает советская школа, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство [6]. Воспитательные цели и задачи в образовательном процессе считались приоритетными, и реализация их была под государственным контролем. В стране целенаправленно формировалось единое культурное пространство, включающее в себя многочисленные национальные культуры и обогащающее их гуманистическими идеалами и ценностями, такими как труд, человек, героизм,

Местные идеалы Исторические деятели и политические лидеры Писатели и литературные герои Артисты, художники, музыканты Профессиональные идеалы

родственни- ки, сверстники, учителя Ленин, Маркс, Троцкий, Калинин, Коллонтай, Люксембург, Перовская, Халтурин, Петр Великий, Николай II, Наполеон, Ломоносов, Суворов, Уатт. - писатели, поэты: Пушкин, Толстой, Некрасов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Кольцов, Майн Рид, Жюль Верн и др., - литературные герои: Н. Ростова, К. Левин (Толстой), Робинзон Крузо (Дефо), Татьяна и Ольга Ларины, Лиза, Марья Ивановна, Дубровский (Пушкин), Вера (Гончаров), Лиза, Джемма (Тургенев), Елена Курцевич (Сенкевич), Чацкий (Грибоедов), Ева (Бичер-Стоу), Бэла (Лермонтов), Шерлок Холмс (А.К. Дойль). балерины Гель-цер и Балашова, певица Нежданова, художник Коровин, Вера Холодная, Вяльцева, Максимов, Бетховен. учитель, доктор, актриса, художник, певица, инженер, техник, писарь, пристав, землемер, фельдшер, судья, купец, священник, агроном, портниха, комиссар, коммунист, сапожник.

патриотизм, гуманизм и добросердечие, товарищеская солидарность и единение, поддержка слабого и беззащитного, бескорыстие и нестяжательство, неприятие себялюбия, эгоизма, индивидуализма, приоритет общинного и коллективистского. Образ человека труда, героя труда, труженика был центральным образом советского искусства: литературы, театра, кино, живописи, музыки, скульптуры. Труд на благо страны и всеобщий трудовой энтузиазм в течение многих десятилетий активно пропагандировался в средствах массовой информации и поддерживался системой культурно-массовой просветительской работы (социалистические соревнования, производственные собрания с чествованием победителей, «Доски почета», публикации в заводских малотиражках, стенной печати, местных и центральных газетах и т. п.) Героев труда, победителей социалистического соревнования знала вся страна. Именно они: труженики полей, рабочие заводов и фабрик, инженеры, врачи, учителя, ученые - были нравственными ориентирами для учащейся молодежи.

Большую роль в формировании нравственных идеалов играла литература (в то время наша нация без преувеличения была самой читающей в мире, поскольку чтение как форма проведения досуга активно пропагандировалась в средствах массовой печати). Школьная и вузовская программы по литературе включали произведения, проникнутые гуманистическим, героическим и трудовым пафосом. Самоотверженное служение Отечеству, ратный и мирный труд, гуманизм и добросердечие, нравственные поиски и нравственное восхождение героев - основные темы программной литературы, которая всегда была средоточием духовного богатства нации и неисчерпаемым источником нравственного и эстетического развития личности. Утверждаемые русскими писателями-классиками идеалы нравственного совершенствования человека и общества были заимствованы советской культурой и активно пропагандировались в массовой печати, литературе, живописи, музыке, театре, кино, просвещении и образовании. Используя богатый воспитательный потенциал социокультурного пространства, советская школа создавала в нем воспитательную среду, эффективно формирующую идеалы школьников и учащейся молодежи. «Существовала и развивалась целая индустрия воспитания: детские журналы, книги, песни, пионерские и комсомольские организации, - все это было пронизано духом высокой идеи равенства, братства, справедливости. И эта система доказала свою жизнеспособность, воспитав не одно поколение великих людей» [7].

Пик интереса к проблеме содержания идеалов обучающихся приходится на 50-80-е годы. Цель всех исследований заключалась не столько в том, чтобы дать общую картину состояния идеалов, сколько в том, чтобы проанализировать содержание, строение, функции нравственных идеалов и степень их действенности. Для этого периода характерно также стремление глубже проникнуть в сущность идеала, вскрыть его значение в целостном формировании личности, найти эффективные методы, формы и средства формирования идеалов.

Изучая идеалы школьников, исследователи не ограничиваются только анкетированием (как это было на первых этапах, получивших название «анкетных»), но используют: 1) индивидуальные беседы с учащимися, 2) интервьюирование,

3) сочинения и рефераты, 4) наблюдение, 5) учительские характеристики учащихся, 6) изучение документации (протоколов совещаний с записями суждений школьников, писем, библиотечных формуляров), 7) запись выступлений учеников на диспутах и читательских конференциях с последующим анализом, 8) беседы с родителями, педагогами, 9) интервью с выпускниками школы и наблюдения за выпускниками после окончания школы, 10) эксперимент, 11) анализ данных о выпускниках, 12) самооценку.

Анализ научных работ 50-80-х гг. позволил сделать вывод, что в целях формирования идеалов в основном использовались словесные методы, хотя ряд педагогов указывали на их недостаточность и на необходимость сочетать в практике воспитания нравственных идеалов вербальные методы и методы организации практической деятельности. Например, такие как

коммунарское движение и движение красных следопытов [8], общественно полезную деятельность: выращивание фруктов и овощей, лесопосадки, строительство дорог и т. п. [9], поручение [10], художественную самодеятельность [11].

Общим выводом всех исследований этого периода являлась необходимость таких форм воспитательной работы, которые должны были создавать определенный эмоциональный настрой, вызывать эмоциональный отклик у учащихся. К числу таких форм исследователи относили:

- коллективное чтение и обсуждение книг, поднимающих нравственные проблемы;

- этические беседы;

- дискуссии, диспуты на этические темы;

- знакомство с биографиями знаменитых людей;

- рассказы учителя о подвигах героев войны;

- экскурсии на заводы, фабрики и т. п.;

- праздники, конкурсы «Мисс-весна», «Мисс-обаяние» и т. п.;

- открытие памятников и обелисков;

- кружковую работу, клубы по интересам;

- спортивные состязания;

- лекции-концерты;

- добротворческие дела: «трудовые десанты», подготовку лекторских групп старшеклассников для чтения лекций по профилактике наркомании, алкоголизма.

Исследователи делают вывод, что эффективность воспитательной работы, направленной на формирование идеалов, зависит от уровня проведения этических мероприятий, эмоциональной насыщенности материала, знания и учета морального опыта учащихся. Р.М. Рогова в своих работах, посвященных становлению мировоззрения школьников, определяет следующие условия формирования идеалов:

1) взаимосвязь содержания учебной и внеучебной (познавательной, трудовой и общественно-политической) работы школьников;

2) общность принципов организации и методики руководства всеми видами деятельности учащихся и их общения;

3) преемственность в воспитании с учетом возраста, психологии, уровня развития детей, осуществляемая на уроке и во внеурочном процессе;

4) целенаправленное (в воспитательном отношении) применение полученных знаний на практике [12].

Важно подчеркнуть, что работа советской школы по формированию идеалов школьников была весьма успешной. Сравним содержание целенаправленно пропагандируемого в социалистической среде идеала и реальные идеалы советской молодежи. В монографии О.П. Целиковой «Коммунистический идеал и нравственное развитие личности» идеал сформулирован следующим образом: «Содержание коммунистического нравственного идеала составляет единство двух сторон. Одна из них - самые человеческие, гуманные общественные отношения как условие жизнедеятельности и самоутверждения личности. Это отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, основанные на общественной собственности, коллективизм с его наивысшими принципами: свободное развитие каждого как условие развития всех, человек человеку - друг, товарищ и брат, все во имя человека, все для блага человека. Вторая сторона - преданность коммунизму, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, героическая самоотверженность во имя общего блага, высоконравственное поведение в семье и быту» [13, с. 75].

По данным исследований 50-80-х годов, идеалы советской молодежи отличались ярко выраженной общественнопатриотической направленностью. Их содержание определялось такими ценностями, как свобода, равенство, братство, мир, труд, Отечество. Идеальная личность, по мнению обучающихся, должна обладать верностью долгу, гражданственностью, коммунистической убежденностью, мужеством, организаторскими способностями, ответственностью, патриотизмом, силой воли, смелостью, стойкостью, трудолюбием, честностью, целеустремленностью.

Таблица 2

Конкретные нравственные идеалы учащихся 50-80-х годов

Политические деятели Герои войны Герои труда и героических профессий Люди науки и искусства Литературные герои

B.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф.Э. Дзержинский, Н.К. Крупская, Э. Тельман, Ф. Кастро, C. М. Киров и др. В. Чапаев, А. Матросов, З. Космодемьянская, Е. Чайкина и др. П. Ангелина, Ю. Гагарин, Г. Титов, В. Чкалов и др. Ландау, И.В. Курчатов, Д.И. Менделеев, М. Джалиль, В.В. Маяковский, Р. Рождественский, Р. Гамзатов, Э. Асадов и др. А. Маресьев, П. Корчагин, Спартак, Данко, Овод, герои-молодогвардейцы, Макар Нагульнов, Семен Давыдов и др.

Несмотря на то, что официально признанный общественный идеал и индивидуальные идеалы учащихся в точности повторяют друг друга по своему содержанию, не может не настораживать бедность и однообразие последних.

Советская школа, как и весь советский период в развитии нашей страны, весьма неоднозначно оценивается сегодня в общественных кругах: от тоскующих восторженных хвалебных оценок до совершенного отрицания каких бы то ни было заслуг советской системы. Это можно понять, потому что семидесятилетний путь развития советской школы был сложным, болезненным, далеко не триумфальным. Крайний радикализм первых послереволюционных лет в сфере образования, когда полностью отрицалась не только старая школа с ее атрибутами: экзаменами, уроками, заданиями на дом, латынью, ученической формой, но и школа как таковая вообще, сменяется строгим государственным контролем деятельности образовательных учреждений всех типов. «Поворот был на 180°: вместо самоуправления - единоличная власть директора и «твердая дисциплина», вместо коллективной формы обучения («бригадный метод») - традиционные классы, уроки, расписание. В 1934 г. вводятся «стабильные» учебные планы и «стабильные учебники»: по всему Советскому Союзу все школы в одно и то же время учат то же самое по тем же самым учебникам. По каждому предмету вводится один учебник, утверждаемый ЦК», - пишет М.Я. Геллер [14].

Однако, несмотря на отдельные метаморфозы в образовательной политике, касающиеся методов и техники, в самом главном - в понимании миссии школы - государство ни на йоту не отступало от традиций российской дореволюционной школы, а именно: школа должна воспитывать человека, формировать его сознание, основу которого, как известно, составляют идеалы.

Хочется привести замечательные слова в защиту советской воспитательной системы: «Сегодня уже общепризнано, что битву под Сталинградом выиграл советский учитель, в целом «советское чудо» вызвано именно качеством человеческого потенциала в Советском Союзе. И это самое качество человеческого потенциала создавалось системой образования, которая была унаследована у царской России и через целый ряд, в том числе и болезненных экспериментов, эффективно развита советской властью» [7]. Советская школа не делила учащихся на перво- и второсортных, одинаково готовя всех как будущую элиту. В далекой провинции и в крупных городах всех детей учили по одним и тем же программам, предполагающим не только овладение знаниями, но и развитие самостоятельного мышления и научного мировоззрения учащихся. Содержание учебных программ и методы его реализации были направлены на воспитание обучающихся как граждан своей страны, честных и добросовестных тружеников патриотов и защитников Отечества. Советская школа искала, находила и развивала в каждом ребенке талант и учила обращать в первую очередь не на благо себе (по любимому принципу постсоветских СМИ: «ведь ты этого достоин»), а благо всем людям, своей стране.

Анализ опыта советской школы позволяет сформулировать закономерности процесса формирования индивидуальных идеалов обучающихся:

- средовая обусловленность идеалов, т. е. содержание индивидуальных идеалов зависит от содержания идеалов, предъявляемых средой;

- индивидуальный идеал (идеал личности) формируется не на пустом месте, а в процессе интериоризации компонентов содержания предъявляемого средой образа идеала, определяемого в свою очередь совокупным представлением субъектов воспитательной среды об этом идеале;

- эффективность процесса формирования индивидуальных идеалов зависит от степени принятия каждым участником образовательного процесса идеи идеала в качестве личностно значимой, т. е. от уровня идейной интеграции участников.

Все институты воспитания советского периода работали на идеалы обучающихся: библиотеки, кино, театры, периодическая печать, телевидение, радио. Но главную роль пропагандиста социалистических идеалов играли школа и вуз, на которых была возложена функция идейно-политического воспитания подрастающего поколения. Учебные программы, учебники, содержание учебного материала, особенно гуманитарных предметов, система воспитательной работы были подчинены задаче «формирования у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения» [15, с. 8].

Советская система воспитания часто подвергается критике. Действительно, массовая общеобразовательная школа, долгое время ориентировавшаяся на классическую педагогическую систему, не учитывала личностные потребности, интересы и индивидуальность участников учебно-воспитательного процесса. Жесткая регламентация и контроль со стороны государственных органов, монологизм и авторитаризм педагогического стиля общения и руководства привели к формированию воспитательной системы, характеризующейся рядом негативных черт, противоречащих принципам гуманистической педагогики, а именно:

- объектная направленность учебно-воспитательного процесса, при которой ученик выступает как объект педагогических воздействий, а учитель как субъект с ограниченной инициативой, выполняющий директивные решения «сверху»;

- «формализм, мероприятийность» [16], схематизация и унификация нравственного воспитания;

- разрыв обучения и воспитания с практикой жизни и реальностью, мифологизация окружающей действительности;

- обезличенность воспитания, ориентация на среднего ученика;

- разрыв преемственных связей в организации учебновоспитательного процесса в семье, дошкольных, школьных учреждениях и профессиональных учебных заведениях [16].

Анализируя условия нравственного воспитания и идеалы учащихся советского периода, В.Н. Соболев писал: «Эта жесткая, до предела заорганизованная воспитательная система нуждалась в таких же жестких эталонах и критериях поведения, регламентированных в решениях съездов КПСС, которая отражалась в лозунгах или моральном кодексе строителя

коммунизма. Свобода выбора образа жизни или образа поведения, примера для подражания или идеала самовоспитания была предельно ограничена и максимально регламентирована» [17, с. 23].

Именно эту косность, усредненность, излишнюю идеологизацию, стандартизованность мер воспитательного воздействия, вызывавших ощущение навязывания идеалов и примеров для подражания, можно считать недостатком советской воспитательной системы. Но при всех перечисленных недостатках несомненным ее достоинством была ориентированность на образовательный идеал, основывающийся на общезначимых нравственных ценностях, принятых большинством россиян. В образовательный идеал люди верили, вокруг него интегрировались разные воспитательные институты, оказывавшие позитивное воздействие на обучающихся. В подав-

ляющем большинстве советская школа воспитала замечательных тружеников, законопослушных граждан и патриотов, преданных своей родине, чего не скажешь о поколении, выросшем после крушения советской воспитательной системы.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод, что нравственные идеалы и ценности не формируются сами по себе, а только при условии целенаправленной систематической работы всего педагогического коллектива, семьи и общественных организаций, всех институтов воспитания, т. е. в воспитательной среде, где осуществляется формирование личности. Воспитательная среда предлагает обучающимся идеалы, которые в процессе обучения и воспитания при условии идейной интеграции его субъектов успешно усваиваются и присваиваются личностью.

Библиографический список

1. Туган-Барановский, М.И. Интеллигенция и социализм // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст., 1909-1910. - М.: Мол. гвардия, 1991.

2. Булгаков, С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск: Наука; Сиб. отд-ние, 1991.

3. Рыбников, Н.А. Идеалы современного ребенка // Современный ребенок. - М.: Работник просвещения, 1923.

4. Раскин, Л.Е. О направленности личных идеалов учащихся // Советская педагогика. - 1948. - № 2.

5. Народное образование в СССР: Сб. документов 1917 - 1973 гг. - М.: Педагогика, 1974.

6. Сухомлинский, В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. «Фабрика хамов» - идеал современной школы? [Э/р]: Единое отечество. URL: http://otechestvo.org.ua/main/200710/1235.htm

8. Казакина, М.Г. Формирование нравственных идеалов у подростков в процессе общественной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1967.

9. Сухомлинский, В.А. Нравственный идеал молодого поколения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

10. Новиков, В.Д. Формирование коммунистических нравственных идеалов у подростков в условиях школы-интерната: автореф. ди^ ...

канд. пед. наук. - Минск, 1987.

11. Исьянова, Л.М. Формирование нравственного идеала молодежи средствами пропаганды музыкального искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1989.

12. Рогова, Р.М. Некоторые аспекты формирования коммунистического мировоззрения учащихся // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.

13. Целикова, О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. - М.: Наука, 1970.

14. Геллер, М.Я. Машина и винтики. История формирования советского человека // История Российской империи: в 3 т. - М.: Издательст-

во «МИК», 1997. - Том 1. [Э/р]: URL: http://krotov.info/history/11/geller/gell_24.htm

15. Примерная программа воспитания школьников / под ред. И.С. Марьенко. - М.: Изд-во АПН СССР, 1987.

16. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 2000.

17. Соболев, В.Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: дис. . канд. пед. наук. - Минск, 1994.

Bibliography

1. Tugan-Baranovsky, MI. The intellectuals and socialism // Milestones. Intelligentsia in Russia: Sat. Art., 1909-1910. — M.: Mol. Guard, 1991.

2. Bulgakov, SN Christian Socialism. — Novosibirsk: Science; Sib. Branch, 1991.

3. Rybnikov, NA The ideals of the modern child / Modern child. - M,, 1923.

4. Raskin, LE On the direction of personal ideals of pupils // Soviet pedagogy. — 1948. — № 2.

5. Education in the USSR: Sat. Documents 1917 — 1973 years. — Moscow: Pedagogy, 1974.

6. Sukhomlinsky, VA On the education. — M.: Politizdat, 1982.

7. "Factory cads" — the ideal of the modern school? [E/r]: A single fatherland. URL: http://otechestvo.org.ua/main/200710/1235.htm 8. Cossack, MG Formation of moral ideals in adolescents in the process of social activity: Abstract. Dis. ... Candidate. Ped. Science. — Leningrad, 1967.

9. Sukhomlinsky, VA Moral ideal of the young generation. — Moscow: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1963.

10. Novikov, VD Formation of communist moral ideals in adolescents in a boarding school: Author. dic. ... Candidate. Ped. Science. — Minsk, 1987.

11. Isyanova, LM The formation of the moral ideal of youth by means of propaganda musical art: Abstract. Dis. ... Candidate. Ped. Science. — Kyiv,

1989.

12. Rogova, RM Some aspects of the formation of the communist ideology of students // Questions of psychology. — 1981. — № 2.

13. Tselikova, OP The communist ideal and moral development of personality. — M.: Nauka, 1970.

14. Geller, M.J. Machine and screws. History of the formation of Soviet man // History of the Russian Empire. In three volumes. — M.: Publishing house "MIK". — 1997. - Vol.1. [E/r]: URL: http://krotov.info/history/11/geller/gell_24.htm

15. Model program of education students, Ed. IS Marenko. — Moscow: Izdatel'stvo APN SSSR, 1987.

16. Pedagogy: A Textbook. book for students of Ped. Textbook. institutions / VASlastenin, IF Isayev, AI Mishchenko, EN Shiyan. — 3rd ed. — M.: School — Press, 2000.

17. Sobolev, VN Educating moral ideals of high school students: thesis. ... Candidate. Ped. Science / VN Sobolev. — Minsk, 1994.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.