УДК 37.01
Костькин Денис Александрович
ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»
Россия, Пенза1
Старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования
E-Mail: [email protected].
Теория нравственного воспитания в отечественной педагогике советского периода (1920 - 1950-е годы) как объект историко-педагогического исследования
Аннотация. Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме нравственного воспитания учащихся. По мнению автора, сложность процессов, происходящих в моральной сфере общества, требует глубокой теоретической разработки вопросов нравственного воспитания. При этом необходимо учитывать не только современный опыт воспитания, но и достижения отечественной педагогики прошлого. Проведённое автором статьи исследование обращено к анализу развития теории нравственного воспитания в отечественной педагогике советского периода (1920 - 1950-е годы). Период советской истории интересен тем, что воспитание считалось главнейшей задачей общества. В это время активно развивалась теория воспитания, разрабатывались теоретические положения, раскрывающие её содержание. Исследование потребовало проведение анализа теории нравственного воспитания как объекта историко-педагогического исследования, выделения её структурных компонентов. В статье раскрываются философские и социокультурные основания развития теории нравственного воспитания в 1920 - 1950-е годы. Автор анализирует взгляды советских учёных на проблему нравственного развития личности, разработанные ими положения о цели, задачах, принципах и методах нравственного воспитания. В статье выделены этапы развития теории нравственного воспитания в период с 1920 по 1950-е годы.
Ключевые слова: теория нравственного воспитания; концепция воспитания, этапы развития теории воспитания; воспитательный идеал; нравственные ценности; нравственное развитие личности; содержание нравственного воспитания; принципы и методы нравственного воспитания.
Идентификационный номер статьи в журнале 146РУЫ314
1 440049, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Попова, 40 1
Необходимой составляющей историко-педагогического исследования является точное определение его объекта. Эта процедура актуальна, прежде всего, с точки зрения формулирования темы исследования, выделения его структуры и выстраивания последовательности исследовательских задач. Объектом нашего исследования является теория нравственного воспитания в отечественной педагогике в 1920 - 1950-е годы. Исследование потребовало точной формулировки понятия «теория нравственного воспитания», выделения её структурных компонентов.
В педагогической науке традиционно термин «теория» связывается с именами педагогов, внёсших вклад в развитие тех или иных теоретических положений в педагогике. В историко-педагогических исследованиях, посвящённых теоретическим проблемам воспитания, как правило, выделяются идеи и взгляды отдельных педагогов, раскрывающие их точку зрения на определённый круг педагогических проблем. Анализируя отечественное педагогическое наследие в период с 1920 по 1950-е годы можно выделить целый ряд педагогов, учёных, внёсших вклад в развитие теории нравственного воспитания.
В первую очередь необходимо отметить труды Антона Семёновича Макаренко. В работах теоретического характера он сформулировал ряд важных для теории воспитания проблем. Так, в статье «О коммунистической этике» Макаренко поставил вопрос о том, что теория воспитания должна развиваться на прочном философско-этическом фундаменте и быть связана с определённой номенклатурой этических норм. Он одним из первых обратил внимание на необходимость конкретизации цели нравственного воспитания. По мнению А.С. Макаренко, абстрактная формулировка цели воспитания ведёт к затруднениям в проверке результативности воспитательной работы. [14, с. 463] А.С. Макаренко сформулировал тезис о важности формирования привычек поведения, отражающих то или иное социально значимое качество личности. [14, с. 445] Проблема воспитания сознательной дисциплины является одной из центральных в педагогическом наследии Макаренко. Исходя из гуманистических взглядов, педагог указывал на необходимость создания «...метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперёд по линиям своих наклонностей». [14, с. 467]
Значительный вклад в развитие теории нравственного воспитания внесли педагогические и психологические работы Павла Петровича Блонского. Необходимо отметить, прежде всего, критику учёным теории моральной дефективности. По мнению П.П. Блонского, так называемый «морально-дефективный ребёнок» — это чаще всего «педагогически запущенный ребенок, настолько запущенный, что у него еще нет такого умственного развития, которое требуется для осознавания социально-моральных отношений и норм и правильного ориентирования в общежитии». [1, с. 199 - 201] В отечественной педагогике было сформулировано положение о том, что нравственность формируется под влиянием социальных условий жизни человека и правильно организованного воспитания.
Евгения Львовна Брюнелли в своих работах разрабатывала гуманистический подход к проблеме воспитания сознательной дисциплины. Рассматривая методы воздействия на ребёнка в процессе воспитания, она обосновывала необходимость замены термина «наказание» термином «меры педагогического воздействия». По мнению Е.Л. Брюнелли, наказание есть акт мести, в то время как дисциплинарное взыскание является средством воспитания, актом общественной отрицательной реакции на проступок учащегося. [6] В центре внимания учёного и педагога-практика коллективного воспитания Соломона Марковича Ривеса стояли многие теоретические проблемы воспитания: воспитание
социалистического отношения к труду, формирование сознательной дисциплины у учащихся,
проблема принципов и методов нравственного воспитания. В научных дискуссиях учёный всегда стремился занимать объективную позицию. [17, 18, 19]
Значительный вклад в развитие теории нравственного воспитания внёс Николай Иванович Болдырев. Его статья в журнале «Советская педагогика» (1939 год) «К вопросу о нравственном воспитании в советской школе» стала, по сути, началом серьёзной разработки этой проблемы отечественной педагогической мыслью советского периода. Обобщающий труд Болдырева «Воспитание коммунистической морали у школьников» в 1950-е годы стал настольной книгой для многих учителей.
Немаловажную роль в развитии теоретических положений о нравственном воспитании учащихся в педагогике сыграли психологические исследования Лидии Ильиничны Божович. Она сформулировала ряд значимых для раскрытия сущности процесса нравственного воспитания положений. И , прежде всего, это вывод о том, что формирование у детей нравственных качеств личности возможно лишь в том случае, если воспитание осуществляется на фоне положительного мотива. Нравственное воспитание личности, по мнению Л.И. Божович, невозможно способом принуждения. [3, с. 45]
Развитие теории нравственного воспитания в отечественной педагогике в 1920 - 1950-е годы было так же связано с именами Ивана Андреевича Каирова, Эле Исаевича Моносзона, Николая Арсентьевича Петрова, Леонида Евгеньевича Раскина и других учёных-педагогов.
Анализ теории нравственного воспитания с точки зрения вклада, который внёс в её развитие тот или иной педагог, позволяет выделить различные подходы к формированию нравственных качеств личности, сложившиеся в педагогике исследуемого периода, тематику и направления научной разработки этой проблемы. Изучение работ педагогов 1920-х - 1950-х годов позволяет выделить следующие направления разработки проблемы нравственного воспитания: воспитание сознательной дисциплины, коллективизма, социалистического
отношения к труду, советского патриотизма.
В то же время выделение взглядов отдельных учёных на проблему нравственного воспитания представляется недостаточным для конкретизации объекта исследования. Необходимо выделить его структурные компоненты, специфику, отличительные особенности по сравнению с другими педагогическими явлениями. В исследованиях российских учёных, посвящённых теоретическим проблемам педагогики, педагогическая теория характеризуется как система обобщённого знания, существующего наряду с эмпирическим уровнем (педагогической практикой). В то же время это система высокой степени зрелости знания. [2; 7; 12] Эту характеристику мы можем имплицировать и на теорию нравственного воспитания, являющуюся одним из направлений теоретических поисков в педагогике. Анализ теории нравственного воспитания с точки зрения её предмета позволяет охарактеризовать её как научное знание в педагогике, предметной областью которого является нравственное воспитание школьников, понимаемое как целенаправленный процесс формирование у детей нравственных качеств личности. [5, с. 43; 13 с. 267; 15, с. 14]
В историко-педагогических исследованиях, посвящённых теоретическим проблемам воспитания, как правило, выделяются идеи и взгляды отдельных педагогов, раскрывающие их точку зрения на определённый круг педагогических проблем. В исследовании Е.В. Кондратенко теория воспитания определяется как непротиворечивая концептуальная система педагогических взглядов, идей, представлений, а так же положений, формулирующих закономерности, принципы и способы осуществления воспитания в виде соответствующей модели на фоне определённой социокультурной ситуации. [11, с. 5]
Опираясь на исследования, рассматривающие нравственное воспитание как специфическую педагогическую систему, мы можем говорить о том, что в состав теории
нравственного воспитания входят положения, формулирующие цель, сущность, методы и принципы нравственного воспитания. В структуре теории нравственного воспитания выделяются следующие компоненты: 1) формулировка ведущей проблемы нравственного воспитания; 2) идеи, в которых выражается основополагающий замысел теории; 3) основные понятия; 4) принципы нравственного воспитания, показывающие направления и логику возможных действий с целью решения заявленной в теории проблемы; 5) суждения о требуемом содержании нравственного воспитания и об оптимальных формах и методах его осуществления. [8, с. 25]
В ходе исследования теории нравственного воспитания в отечественной педагогике 1920 - 1950-е годы необходимо учитывать уровень развития педагогической теории в целом и уровень развития теории воспитания в этот период. Научные представления о задачах, функциях теории воспитания развивались от десятилетия к десятилетию. В 1920-е годы А.Г. Калашников выделил общие требования к теории воспитания.
1. Теория воспитания должна ориентировать педагога-практика в вопросах,
касающихся положения организованного воспитания в данном обществе.
2. Теория воспитания устанавливает генезис воспитательных целей, которыми должен руководствоваться педагог, определять общественную ценность, возможности и границы воспитания.
3. Теория воспитания должна рассматривать предпосылки для организации
процесса воспитания, включая вопросы плана, программы, организации занятий, методы воспитательной работы, учета и т. д.
4. Теория воспитания должна систематизировать материал, относящийся к
воспитанию и позволять предвидеть результат деятельности педагога в конкретных условиях воспитательной практики.
5. Ценной является такая теория, которая, анализируя воспитательный процесс, систематизирует данные этого анализа по тем конкретным линиям, которые имеются в его организации. [10, с. 210]
В процессе развития педагогической науки в 1930-е - 1950-е годы были накоплены новые знания в области воспитания и выработано обобщённое определение теории
воспитания: «Под теорией воспитания мы понимаем учение о содержании, организации и методах целенаправленного и руководимого воспитателем процесса формирования личности ученика, проводимого как в школе, так и вне школы (в семье, во внешкольных учреждениях и т.п.), как в процессе обучения, так и во внеучебное время», - говорилось в учебном пособии по педагогике под редакцией профессоров И.Т. Огородникова и П.Н. Шимбирёва. [16, с. 208]
И.А. Каиров в статье «О состоянии и задачах советской педагогической науки» выделил основные проблемы теории нравственного воспитания.
1. Разработка методики нравственного воспитания. Каиров отмечал, что в учебниках и пособиях по педагогике внимание сосредоточено в большей мере на том, что воспитывать и в меньшей мере - как воспитывать.
2. Осуществление глубокого анализа и обобщения опыта воспитательной работы лучших школ.
3. Разработка проблемы слияния знаний, чувств и навыков в процессе нравственного воспитания. По мнению И.А. Каирова теория воспитания должна ответить на вопрос: как формируются нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки поведения?
[9, с. 11 - 13]
По мнению исследователей, педагогическая теория включает в себя не только теоретические конструкты, но и мировоззренческие установки и ценностные ориентиры. Анализ теории нравственного воспитания с точки зрения аксиологии (теории ценностей) позволяет связать процесс её развития с доминирующими в обществе философскими взглядами, с эволюцией общественной системы ценностей в исследуемый период. Деятельность учёного всегда осуществляется в определённой культурной среде и научнопедагогический поиск неизбежно находится под влиянием доминирующей в обществе системы ценностей.
Аксиологическую функцию по отношению к теории воспитания выполняет, прежде всего, философия. Она формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства. Анализ философских оснований развития теории нравственного воспитания в рамках данного исследования позволил выявить идеи, определявшие направление развития теории нравственного воспитания в 1920 - 1950-е гг.:
• идеи о сущности человека, факторах воздействующих на становление человеческой личности;
• идеи о сущности морали, нравственности и нравственных качествах, которыми должен обладать человек.
Выделенный круг идей составляет ценностную, мировоззренческую основу теоретической разработки положений о нравственном воспитании в исследуемый период. В роли методологической и мировоззренческой основы отечественной педагогики в 1920 -1950-е годы выступала марксистская философия. Ценностные ориентиры, которые были привнесены марксистской философией в отечественное воспитание:
• приоритет социальных интересов (коллективных) над личными интересами человека;
• атеизм, отрицание внесоциальных оснований духовного развития человека;
• отношение к человеку как к личности, творчески преобразующей своё социальное бытие;
• отношение к обществу как к обществу, развивающемуся по пути социального прогресса,
• отношение к жизни как к жизни наполненной созидательным коллективным трудом на благо общества.
Данный ряд ценностей образовал идеологию воспитания 1920-х - 1950-х годов, которая получила отражение в лозунгах, декларациях, принципах воспитания, содержавшихся в партийных и государственных постановлениях, регулировавших деятельность школы. Несмотря на идейно-политическую направленность, ориентацию на идеал коммунистического общества, цели правящей партии, в 1920 - 1950-е годы воспитание молодого поколения ориентировалось и на ценности, традиционно присущие российской культуре: труд, коллективизм, патриотизм, ответственность, честность, достоинство, чувство долга, дисциплинированность, стремление к социальной взаимопомощи, товарищество.
Развитие теории нравственного воспитания в 1920 - 1950-е годы с точки зрения аксиологического подхода можно определить как процесс разработки положений, раскрывающих цель, задачи, содержание, принципы и методы нравственного воспитания,
направляющую роль в котором играла идеология воспитания как совокупность ценностных ориентиров. В то же время нельзя не учитывать индивидуальную систему ценностей того или иного учёного. При общей ориентации педагогической науки в 1920 - 1950-е годы на социалистическую систему ценностей педагоги придерживались порой противоположных точек зрения на одну и ту же педагогическую проблему. Известны, например, расхождения взглядов А.С. Макаренко на воспитание с официальной позицией, его нежелание интегрировать свою воспитательную систему с пионерской и комсомольской организациями. Другой пример - дискуссия о принципах и методах нравственного воспитания, развернувшаяся на страницах журнала «Советская педагогика» в 1946 - 1948 гг. В ходе неё столкнулись две точки зрения на вопрос о принципах нравственного воспитания: 1) принципы нравственного воспитания должны вытекать из идейно-политических установок, марксистско-ленинского учения (Н.А. Петров); 2) при направляющей роли идеологических установок принципы нравственного воспитания должны основываться на внутренней логике педагогического процесса, закономерностях воспитания (Н.И. Болдырев, С.М. Ривес). Первая точка зрения не получила поддержки в ходе дискуссии. Как отметил Н.И. Болдырев: «При разработке теории нравственного воспитания следует всегда опираться на высказывания основоположников марксизма-ленинизма о коммунистической морали, но в то же время нельзя стирать грани между политикой, философией и педагогикой, нельзя смешивать педагогику с политикой и игнорировать педагогические закономерности». [4, с. 40] Таким образом, индивидуальная система ценностей учёного, как совокупность мировоззренческих, политических и нравственных убеждений играет важную роль при решении тех или иных педагогических проблем.
Проведённое исследование позволило выделить этапы развития теории нравственного воспитания в исследуемый период:
1. 1920-е годы. Теория воспитания развивалась в условиях дестабилизации традиционных ценностей российского общества. В педагогической науке шёл поиск общих подходов к воспитанию на основе складывающейся системы ценностей социалистического общества. Сам термин «нравственное воспитание» не получил распространение в 1920-е годы и характеризовался как аполитичный, «буржуазный». В педагогической науке утвердилось принципиальное для теории нравственного воспитания положение о том, что качества личности формируются под воздействием социальной среды и воспитания. В ходе педагогических дискуссий, в которых принимали участие такие педагоги как П. П. Блонский,
Н.К. Крупская, И.Ф. Куразов, В. А. Ваганян, А.Г. Калашников, А.П. Пинкевич и др. был определён общий подход к воспитанию, характерный для всей советской эпохи. Ведущую роль в нём играло положение о том, что воспитание должно осуществляться коллектив, в коллективной деятельности.
2. Середина 1930-е - первая половина 1950-х гг. Теория нравственного воспитания развивалась в условиях усилившегося идеологического контроля со стороны государства, курса на выдержанное коммунистическое воспитание. В этих условиях развитие теории воспитания определялось такими ориентирами, как преданность коммунистической партии и советской Родине, нетерпимость к «чуждым идеологическим влияниям». В теории воспитания утвердились направления разработки проблемы нравственного воспитания: формирование сознательной дисциплины, воспитание советского патриотизма, социалистического отношения к труду. В этот период пристальное внимание советскими педагогами было уделено проблемам классификации принципов и методов нравственного воспитания, связи нравственных убеждений и привычек поведения. Были изданы работы Л.Е. Раскина, Э.И. Моносзона, Н.И. Болдырева. В учебниках по педагогике закрепился раздел посвящённый нравственному воспитанию. Нравственное воспитание стало рассматриваться
как руководимый воспитателем процесс, включающий в себя воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся.
3. Вторая половина 1950-х гг. Направление развития теории нравственного воспитания в отечественной педагогике во второй половине 1950-х гг. задавала установка о высокой роли общественно полезной трудовой деятельности в нравственном развитии личности. Этой проблеме были посвящены работы В.А. Сухомлинского, И.Д. Сафронова, И.С. Марьенко, Н.И. Болдырева и др. По мнению ученых, этого времени, методика нравственного воспитания должна строиться как организация разнообразной деятельности детей, ведущую роль в которой должен играть общественно полезный труд. В этот период продолжаются исследования влияния коллектива на формирование нравственных качеств учащихся. Была издана обобщающая работа Т.Е. Конниковой «Организация коллектива учащихся в школе», в которой рассматривалось влияние детского коллектива на моральный облик школьников.
Таким образом, теория нравственного воспитания с точки зрения истории педагогики -это сложное педагогическое явление, в структуре которого выделяются развивающиеся во времени идеи и взгляды отдельных учёных на проблему, концептуальные подходы к нравственному воспитанию, мировоззренческие установки, непротиворечивая система положений, раскрывающих цель, задачи, принципы и методы нравственного воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 Т. Т. 1. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 303.
2. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: Монография / С.В. Бобрышов. -Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006 - 300 с.
3. Божович Л.И. Знания и привычки в формировании личности школьника / Л.И. Божович // Советская педагогика. - 1958. - № 5. - С. 40 - 51.
4. Болдырев Н.И. О принципах и методах воспитания коммунистической морали в советской школе / Н. И. Болдырев // Советская педагогика. - 1947. - № 7. - С. 38-57.
5. Болотина Л.Р. Нравственные отношения как социальная, психологическая и педагогическая категория / Л.Р. Болотина // Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И.Ленина; редкол: Ю.П.Сокольников (отв. ред.), Л.Р. Болотина, Г.М. Коджаспирова. - М., 1984. - С. 33-46.
6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся. - Л.: Ленгороно, 1933. - 26 с.
7. Геницинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие / В.И. Геницинский. - Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1992. -154 с.
8. Дулов, А.И. Психолого-педагогические основы управления процессом нравственного воспитания в школе / А.И. Дулов // Вопросы нравственного воспитания учащихся / Иркутский гос. пед. ин-т; под ред. А.И. Дулова. -Иркутск, 1971. - Вып. 4. - С. 20-38.
9. Каиров И.А. О состоянии и задачах советской педагогической науки. // Советская педагогика 1955 № 3 с. 3 - 30. С. 11 - 13.
10. Калашников А.Г. Определение воспитания // Спорные проблемы марксистской
педагогики, сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани. - М.: "Работник
просвещения", 1930 - С. 210.
11. Кондратенко Е. В. Становление и развитие теории воспитания как учебного предмета в системе профессиональной подготовки учителя (1920 - 1980 гг.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кондратенко Елена Валентиновна. - М, 1998.
- 191 с.
12. Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб. Пособие / Б. И. Коротяев. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
13. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 1996. -464 с.
14. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т. 5. - М.: Издательство АПН, 1960. -558 с.
15. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / И.С.Марьенко. - М.: Просвещение, 1980. - 183 с.
16. Огородников И.Т., Шимбирёв П.Н. Педагогика / И.Т. Огородников, П.Н. Шимбирёв. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1950. - 431 с.
17. Ривес С.М. О воспитании социалистического отношения к труду / С.М. Ривес // Советская педагогика. - 1940. - № 2. - С. 20 - 29.
18. Ривес С.М. О некоторых вопросах воспитания дисциплины / С. М. Ривес // Советская педагогика. - 1943. - № 7. - С. 6 - 12.
19. Ривес С.М. О принципах и методах воспитания коммунистической морали / С. М. Ривес // Советская педагогика. - 1947. - № 12. - С. 13 - 37.
Рецензент: Стародубова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент общеуниверситетской кафедры педагогики Московского государственного педагогического университета.
Denis Kostkin
Institute for Regional Development of the Penza region
Penza, Russia [email protected]
The theory of moral education in native pedagogical science of the soviet period (1920 - 1950 years) as an object of historical and pedagogical research
Abstract. The article is devoted to the modern conditions of the problem of moral education of the young generation. According to the author, the complexity of the processes occurring in the moral sphere of society, requires deep theoretical development issues of moral education. Solving the problems of modern education, the experience gained in previous historical period should be also taken into account. Research conducted by the author turned to the analysis of the theory of moral education in domestic pedagogics of Soviet period (1920 - 1950 years). The period of Soviet history is interesting because education was considered to be the main task of the society. A theory of moral education, and its theoretical positions which revealed its contents, actively developed at this time. The study required an analysis of the theory of moral education as an object of historical and pedagogical studies and the selection of its structural components. The article reveals the philosophical and socio-cultural foundation of the theory of moral education in 1920 - 1950's. The author analyzes the views of Soviet scientists on the problem of moral personality development, the developed goals, objectives, principles and methods of moral education. The author analyzes the views of Soviet scientists on the goals, objectives, principles and methods of moral education. The article highlights the stages of development of the theory of moral education in the period from 1920 to 1950 years.
Keywords: the moral education theory; concept of education; stages of development of the theory of education; the educational ideal; moral values; moral development of the personality; the contents of moral education; principles and methods of the moral education.
Identification number of article 146PVN314
REFERENCES
1. Blonskij P.P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochinenija: v 2 T. T. 1. / Pod red. A.V. Petrovskogo. - M.: Pedagogika, 1979. - 303.
2. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitija pedagogicheskogo
znanija: metodologija i teorija: Monografija / S.V. Bobryshov. - Stavropol': Izd-vo SKSI, 2006 - 300 c.
3. Bozhovich L.I. Znanija i privychki v formirovanii lichnosti shkol'nika / L.I. Bozhovich // Sovetskaja pedagogika. - 1958. - № 5. - S. 40 - 51.
4. Boldyrev N.I. O principah i metodah vospitanija kommunisticheskoj morali v sovetskoj shkole / N. I. Boldyrev // Sovetskaja pedagogika. - 1947. - № 7. - S. 38-57.
5. Bolotina L.R. Nravstvennye otnoshenija kak social'naja, psihologicheskaja i
pedagogicheskaja kategorija / L.R. Bolotina // Formirovanie nravstvennyh otnoshenij v uchebnoj i vneklassnoj rabote mladshih shkol'nikov: sb. nauch. tr. / MGPI im.
V.I.Lenina; redkol: Ju.P.Sokol'nikov (otv. red.), L.R. Bolotina, G.M. Kodzhaspirova.
- M., 1984. - S. 33-46.
6. Brjunelli E.L. O vospitanii soznatel'noj discipliny u uchashhihsja. - L.: Lengorono, 1933. - 26 s.
7. Genicinskij V.I. Osnovy teoreticheskoj pedagogiki: Ucheb. Posobie / V.I. Genicinskij.
- Spb.: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta, 1992. - 154 s.
8. Dulov, A.I. Psihologo-pedagogicheskie osnovy upravlenija processom nravstvennogo vospitanija v shkole / A.I. Dulov // Voprosy nravstvennogo vospitanija uchashhihsja / Irkutskij gos. ped. in-t; pod red. A.I. Dulova. - Irkutsk, 1971. - Vyp. 4. - S. 20-38.
9. Kairov I.A. O sostojanii i zadachah sovetskoj pedagogicheskoj nauki. // Sovetskaja pedagogika 1955 № 3 s. 3 - 30. S. 11 - 13.
10. Kalashnikov A.G. Opredelenie vospitanija // Spornye problemy marksistskoj pedagogiki, sb. statej pod red. A. Z. Ioanisiani. - M.: "Rabotnik prosveshhenija", 1930
- S. 210.
11. Kondratenko E. V. Stanovlenie i razvitie teorii vospitanija kak uchebnogo predmeta v sisteme professional'noj podgotovki uchitelja (1920 - 1980 gg.): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Kondratenko Elena Valentinovna. - M, 1998. - 191 s.
12. Korotjaev B. I. Pedagogika kak sovokupnost' pedagogicheskih teorij: Ucheb. Posobie / B. I. Korotjaev. - M.: Prosveshhenie, 1986. - 208 s.
13. Lihachev, B.T. Pedagogika: kurs lekcij / B.T.Lihachev. - M.: Prometej, 1996. - 464 s.
14. Makarenko A.S. Sochinenija v semi tomah. T. 5. - M.: Izdatel'stvo APN, 1960. - 558 s.
15. Mar'enko, I.S. Osnovy processa nravstvennogo vospitanija shkol'nikov: ucheb. posobie dlja stud. ped. in-tov / I.S.Mar'enko. - M.: Prosveshhenie, 1980. - 183 s.
16. Ogorodnikov I.T., Shimbirjov P.N. Pedagogika / I.T. Ogorodnikov, P.N. Shimbirjov.
- M.: UChPEDGIZ, 1950. - 431 s.
17. Rives S.M. O vospitanii socialisticheskogo otnoshenija k trudu / S.M. Rives // Sovetskaja pedagogika. - 1940. - № 2. - S. 20 - 29.
18. Rives S.M. O nekotoryh voprosah vospitanija discipliny / S. M. Rives // Sovetskaja pedagogika. - 1943. - № 7. - S. 6 - 12.
19. Rives S.M. O principah i metodah vospitanija kommunisticheskoj morali / S. M. Rives // Sovetskaja pedagogika. - 1947. - № 12. - S. 13 - 37.