Научная статья на тему 'Развитие теории нравственного воспитания в отечественной педагогике в 1920-1950 годы'

Развитие теории нравственного воспитания в отечественной педагогике в 1920-1950 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ / THE MORAL EDUCATION`S THEORY / PEDAGOGIC THEORY / MORAL VALUES / MORAL IDEAL OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костькин Денис Александрович

Статья посвящена проблеме развития теории нравственного воспитания в советской педагогике в 1920 1950 годы. В статье выделены этапы развития теории нравственного воспитания в исследуемый период. Автор анализирует факторы, повлиявшие на развитие теории нравственного воспитания в 1920 1950 гг., ее содержание, основные понятия и идеи. Показана значимость исследуемой проблемы для современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костькин Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the moral education`s theory in the domestic`s pedagogy in the 1920-1950

The article is devoted to the problem of the development of the moral education`s theory in the Soviet`s pedagogics in the 1920-1950. In the article are marked the stages of the development of the moral education`s theory in this period. The author analizes the factors that influenced on the development of the moral education`s theory in the 1920-1950, its contents, its general notions and ideas. This article shows the importance of the problem under consideration for the modern times.

Текст научной работы на тему «Развитие теории нравственного воспитания в отечественной педагогике в 1920-1950 годы»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 371:370(09)

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ В 1920 1950-е ГОДЫ

© Д. А. КОСТЬКИН Пензенский институт развития образования, кафедра педагогики и психологии e-mail: kostkin.denis@yandex.ru

Костькин Д. А. - Развитие теории нравственного воспитания в отечественной педагогике в 1920-1950 годы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 671-675. - Статья посвящена проблеме развития теории нравственного воспитания в советской педагогике в 1920 - 1950 годы. В статье выделены этапы развития теории нравственного воспитания в исследуемый период. Автор анализирует факторы, повлиявшие на развитие теории нравственного воспитания в 1920 - 1950 гг., ее содержание, основные понятия и идеи. Показана значимость исследуемой проблемы для современности.

Ключевые слова: педагогическая теория, теория нравственного воспитания, нравственные ценности, нравственный идеал личности.

Kostkin D. A. - The development of the moral education's theory in the domestic's pedagogy in the 1920-1950 // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 671-675. - The article is devoted to the problem of the development of the moral education's theory in the Soviet's pedagogics in the 1920-1950. In the article are marked the stages of the development of the moral education's theory in this period. The author analizes the factors that influenced on the development of the moral education's theory in the 1920-1950, its contents, its general notions and ideas. This article shows the importance of the problem under consideration for the modern times.

Keywords: pedagogic theory, the moral education's theory, moral values, moral ideal of the personality.

Становление личности человека неразрывно связано с нравственным воспитанием, с формированием таких моральных качеств, которые помогли бы ей занятьдостойное место в обществе, самостоятельно сделать моральный выбор, определить линию поведения, свою жизненную позицию.

В начале 21 века проблема нравственного воспитания была поставлена на государственном уровне. Важнейшей фундаментальной задачей образования признано формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания [9]. Перед педагогической наукой встают новые требования и задачи. Опираясь на государственный заказ, педагогике необходимо сформулировать цели и задачи нравственного воспитания на современном этапе развития российского общества и на этой основе разработать соответствующие методики. Эти задачи требуют развития теории нравственного воспитания. Данную проблему можно решить, в том числе, через анализ отечественного педагогического наследия. В нашем исследовании мы обращаемся к педагогическому наследию советской эпохи и ставим своей задачей анализ развития теории нравственного воспитания в советской педагогике в 1920-1950 гг.

Состояние изученности проблемы

Проблему развития теории нравственного воспитания в советской педагогике (1920-1950 годы) исследовали Моносзон Э. И., Константинов Н. А., Жу-раковский Г. Е., Равкин З. И., Гаврилов В. А. и Харламов И. Ф. В трудах этих ученых процесс развития теории нравственного воспитания в исследуемый период рассматривается с диалектико-материалистических позиций, в качестве факторов развития теории нрав-ственноговоспитаниярассматриваются,преждевсего, постановления советского правительства и коммунистической партии, темпы социалистического строи-тельства.Авторыподчеркиваютзависимостьразвития теоретического знания в педагогике от социальноэкономических и политических процессов.

На современном этапе переосмыслению советского педагогического наследия в области нравственного воспитания посвящены работы Вульфсона Б. Л. и Попова Л. А. Делается попытка рассмотреть систему нравственноговоспитаниясоветскогопериодасновых мировоззренческих позиций, показать актуальность некоторых положений советской теории нравственного воспитания для современной системы образования. В то же время в отечественной истории педагогики

отсутствует системное комплексное исследование процесса развития теории нравственного воспитания в 1920-1950 годы, не исследована его зависимость от эволюции системы нравственных ценностей и нравственного идеала личности. Это обуславливает актуальность поставленной проблемы и позволяет выделить проблему исследования, которая заключается в выявлении и анализе причин изменения содержания теории нравственного воспитания, общих существенных черт процесса нравственного воспитания; значения процесса становления теории нравственного воспитания в советской педагогике в 1920-1950 гг. Анализ данной проблемы преследует решение следующих задач:

1. Выявить философско-этические основания теории нравственного воспитания школьников в 1920-1950 гг.:

2.Раскрытьсодержаниеполитикисоветскогого-сударства в вопросах воспитания в 1920-1950 гг.:

3. Раскрыть содержание нравственного идеала в 1920-1950 гг.:

4. Раскрыть особенности процесса развития теории нравственного воспитания школьников в отечественной педагогике в 1920-1950 гг.

Марксистско-ленинская этика как основа теории нравственного воспитания школьников в 1920-1950 годы

В научно-педагогической литературе выделено несколько групп закономерностей, одной из которых является зависимость воспитания от господствующих в обществе философских идей, лежащих в основе воспитательной теории и практики. Методологической основой теории нравственного воспитания в 1920-1950 годы была марксистско-ленинская философия, выдвинувшая свою трактовку проблем морали и нравственности. Проблемы коммунистической этики разрабатывались видными советскими педагогами

Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. В конце 1940-х сформулированообобщающееопределениекоммуни-стической нравственности, под которой понималась «совокупность требований, которыми регулируется поведение советских людей, отвечающих задачам укрепления и развития советского строя, задачам постепенного перехода от социализма к коммунизму». Были выделены основные черты коммунистической нравственности: 1) советский патриотизм; 2) социалистическое отношение к труду, общественной собственности; 3) социалистическая дисциплина; 4) то-варищескаясолидарность;5)честностьиправдивость; 6) выдержка и стойкость; 7) смелость и мужество; 8) решимость в преодолении трудностей; 9) скромность, принципиальность; 10) чувство советской национальной гордости; 11) чувство дружбы народов [14].

Таким образом, в качестве нравственных ценностей выдвигались понятия: стремление построить общество будущего, коллективизм, труд, патриотизм, интернационализм. Эта система ценностей легла в основу советского воспитательного идеала и позволила советским педагогам сформулировать цели и задачи нравственного воспитания.

Политика советского государства в вопросах воспитания, образования и науки в 1920-1950 гг.

Любая система воспитания имеет свою социальную природу и четко выраженную историческую специфику. Процесс воспитания в 1920-1950 годы нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических условий, сложившихся в этот период истории и вытекающей из них политики советского государства в вопросах воспитания.

Анализ литературы позволил проследить эволюцию политики советского государства в сфере воспитания в 1920-1950 гг. и выделить ряд этапов.

1. 1917 - конец 1920-х гг. Содержание государственных постановлений было ориентировано на идеи сочетания марксистских представлений с гуманистической педагогической традицией. Политика советского государства носила в целом демократический характер. 1920-е годы - период активной борьбы только еще утвердившейся советской власти с дореволюционной идеологией, с мировоззрением, основанным на религиозных ценностях. Необходимо было создать систему коммунистического воспитания, которая бы обеспечила необходимые духовные предпосылки для воспитания нового человека.

2. Конец 1920-х - вторая половина 1950-х годов усилениеидеологическогоконтролягосударственных и партийных структур в сфере воспитания и образования. Система воспитания и образования развивалась в условиях политики репрессий и культа личности. Совершенствование идеологической работы в школе становится основным направлением политики советского государства в сфере воспитания.

3. Вторая половина 1950-х гг. Главным содержанием государственной политики в сфере воспитания и образования становится реализация принципа связи школы с жизнью, практикой коммунистического строительства, политехнизация советской школы.

Таким образом, политика советского государства в вопросах воспитания, образования и науки прошла в 1920-1950 годы значительный путь. Были созданы материальные и организационные условия для функционирования системы воспитания подрастающего поколения, для развития педагогической науки. В материалах официальных документов регулирующих сферу воспитания и образования четко прослеживаются ценностные ориентиры марксистско-ленинскойфилософии,котораяпосредствомполитики советского государства получила статус официальной идеологии. По мере развития советской системы воспитания происходило ужесточение идеологического контроля государствавэтойсфере.Темнеменее,через систему государственных мер были созданы условия для развития теории нравственного воспитания личности коммунистического типа.

Нравственный идеал личности в 1920-1950 годы

Рассмотрение вопроса о нравственном идеале личности необходимо с той точки зрения, что оно позволит раскрыть цели и задачи нравственного воспитания, которые выдвигались советской педагогической наукой в 1920-1950 гг. Нравственный идеал -

это представления о нравственномсовершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившие такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом [13]. Содержание нравственного идеала в каждую историческую эпоху определяется признанной в обществе системой ценностей. Идеал личности служит связующим звеном между признанными в обществе нравственными ценностями и целями воспитания [1].

Марксистский идеал личности вытекал из представления о том, что в человеке главное - его социальная составляющая (человек как совокупность общественных отношений). Человек может полноценно развиваться и полноценно себя реализовать только в совместной деятельности с другими людьми, в коллективе. Отсюда вытекали такие ценности и качества личности как коллективизм, трудолюбие, приоритет общественных интересов над личными. Из задач международной политической, революционной борьбы вытекало такое качество как интернационализм. Марксистские представления о нравственном идеале личности получили развитие в трудах советских педагогов и деятелей просвещения, таких как Луначарский А. В., П. П. Блонский, Н. К. Крупская. Анализ историческихдокументов, теоретическихработсовет-ских педагогов позволил выделить этапы эволюции нравственного идеала личности в 1920-1950 годы:

1. 1917 г. - середина 1920-х гг. Нравственный идеал основывался на ценности всесторонне развитой гармоничной личности способной к самоопределению (А. В. Луначарский, П. П. Блонский). Важнейшими характеристиками нравственного идеала признаются интернационализм, трудолюбие коллективизм. В то же время задача преодоления старой, дореволюционной ценностной системы, основанной на религии, усиливала в нравственном идеале личности такие черты какатеизм,стремлениепреодолетьпережиткистарого общества (Н. К. Крупская).

2. Конец 1920-х гг. - первая половина 1950-х гг. Нравственный идеал наполняется все большим идейно-политическим содержанием. Главными ценностью общества начиная с конца 1930-х годов становится патриотизм, как идейная преданность Родине и правящей партии, готовность жертвовать собой ради дела строительства социализма. В 1940-е годы эти идеи были детализированы в «чертах большевистского характера» [7].

3. Вторая половина 1950-х годов - в качестве нравственного идеала выдвигается образ человека, включенного в активный созидательный труд.

Развитие теории нравственного воспитания

школьников в отечественной педагогике в 1920 - 1950 годы

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить этапы процесса развития теории нравственноговоспитания:1)1920-середина1930-хгг.; 1) середина 1930-х гг. - первая половина 1950-х гг.; 3) вторая половина 1950-х гг.

Развитие теории нравственного воспитания в 1920-е - середине 1930-х гг.

Разработка проблем воспитания и в частности проблемы нравственного воспитания вытекали из задачи преодоления старого дореволюционного буржуазного мировоззрения, основанного на религиозных ценностях,привнесения всреду воспитанияценностей коммунистической морали. На этой основе шла критика немарксистских теорий воспитания, в том числе носящих ярко выраженный негуманный характер. Т ак в работах Н. К. Крупской и П. П. Блонского критиковалась идея о врожденной моральной дефективности некоторых детей [6].

В 1920-е годы в работах советских педагогов, прежде всего Н. К. Крупской, разрабатывается проблема антирелигиозного воспитания школьников, которая с 1930-х годов будет рассматриваться как составная часть процесса нравственного воспитания личности. Огромное значение Наркомпрос и Государственный ученый совет при Наркомпросе уделяют развития школьного ученического самоуправления и пионерского движения. Эти педагогические средства признаются важнейшими средствами воспитания вообще и антирелигиозного воспитания в частности. В целом отметим, что в 1920-е - первой половине 1930-х гг. термин «нравственное воспитание» не получил распространения. Это понятие вызывало к себе настороженное отношение ввиду его аполитичности и классовой нечеткости [12].

Развитие теории нравственного воспитания в середина 1930-х гг. - первая половина 1950-х гг.

В 30-е годы педагогическая наука определила направлении нравственного воспитания школьников исходя из нравственного идеала личности: 1) антирелигиозное воспитание; 2) воспитание советского патриотизма; 3) интернациональное воспитание; 4) воспитание сознательной дисциплины; 5) воспитание социалистического отношения к труду и других качеств личности социалистического типа [2]. Во время Великой Отечественной войны педагоги-теоретики акцентировали внимание в своих работах на таких вопросах каквоспитаниемужества,дисциплинированности,пат-риотических чувств.

В целом, нравственное воспитание в анализируемый период можно охарактеризовать следующими положениями:

1. Разработка теории воспитания базируется на марксистско-ленинском учении о морали, материалистическом понимании ее происхождения и сущности.

2. В основе нравственного воспитания в советской школе - идеал «нового человека», идеал коммуниста, воплощенный в личностях К. Маркса, Ф. Энгельса, в советских партийных и государственных деятелях и прежде всего Ленина и Сталина.

3. Целью нравственного воспитания в советской школе называется воспитание новых людей способных окончательно установить коммунизм. Задачи нравственного воспитания заключаются в выработке

у подрастающего поколения качеств личности, которые характерны для основоположников марксизма-ленинизма, «для лучших людей нашей сталинской эпохи».

4. Основные средства и методы нравственного воспитания: учебная работа, школьный режим, личный пример учителя и вообще взрослых, влияние детского коллектива, пример товарищей, пример вождей пролетариата, социалистическоесоревнование,обще-ственная деятельность детей в школе и вне ее, художественная литература, кино, театр. Главным средством воспитания коммунистической нравственности называется весь социалистический строй [3].

Осложнившаяся международная обстановка в конце 1930-х годов актуализирует проблему воспитания советского патриотизма. Выдвигается задача воспитания у учащихся готовности встать на защиту рубежей первой в истории человечества страны свободных от эксплуататорского гнета рабочих и крестьян [5].

Чтокасаетсяметодическогоаспекта, т. е.средств реализации цели и задач нравственного воспитания, то он практически отсутствует в работах педагогов-теоретиковразрабатывавшихпроблемунравственного воспитания в 1930-е годы [12]. Ученые в своих статьях акцентировали внимание на том, каким должен быть процесс нравственного воспитания в советской школе («учитель должен, школа должна, ученик должен»), они пытались установить норму, на которую должен ориентироваться учитель, давая общие указания и ориентиры. Т олько с конца 1940-х годов начинают разрабатываться проблемы методики нравственного воспитания. На страницах журнала Советская педагогика была развернута дискуссия по вопросу о принципах и методах нравственного воспитания [4]. И. А. Каиров, подводя итоги работы Академии педагогических наук, отмечает,чтонаиболееслабымзвеномпедагогической теории является теория нравственного воспитания [4].

Развитие теории нравственного воспитания во второй половине 1950-х гг.

Во второй половине 1950-х годов в развитии теории нравственного воспитания наступает новый этап. Была поставлена цель связать нравственное воспитание с практическими задачами социалистического строительства, наполнить его трудовым содержанием. В эти годы продолжается разработка методики нравственного воспитания, в частности методика проведения этической беседы [8]. Педагоги пытались ответить на вопрос как сделать производительный труд учащихся основой их нравственного воспитания и какова должна быть методика этой специальной работы классного руководителя. Подчеркивалось засилие слова в воспитательной работе школы, злоупотребление словесными методами нравственного воспитания. Была поставлена проблема расхождения между словом и делом в нравственном воспитании учащихся [4]. Новую трактовку в этих условиях получило понятие «моральная зрелость». Главной чертой, определяющую моральную зрелость, по В. А. Сухомлинскому,

является готовность к участию в производительном труде. Производительный труд стал рассматриваться как главное средство нравственного воспитания [11]. Во второй половине 1950-х годов была так же сделана попыткаразработатьпрограммувоспитательнойрабо-ты школы по возрастным группам учащихся, составной частью которой должно было быть и нравственное воспитание учащихся [4].

Необходимо отметить, что единая программа воспитательной работы так и не была разработана. В 1957 - 1958 годах только обсуждался проект программы и материалы к нему. Тем не менее, во второй половине 1950-х годов был поставлен ряд важных вопросов, решение которых нашло отражение в работах педагогов-теоретиков.

Заключение Основными факторами развития теории нравственного воспитания в исследуемый период были не только социально-экономические и политические изменения в стране, постановления партии и правительства под воздействием которых происходили изменения в советской системе образования, но и ценностные установки общества, представления о нравственном идеале личности. Развитие теории нравственного воспитания происходило от общих нормативных устано-вокк разработке представлений о методике нравственного воспитания, к составлению программ воспитательной работы. Эта эволюция во многом зависела от того, как формулировался нравственный идеал личности коммунистического типа. Чем больше нравственный идеал наполнялся конкретным содержанием, тем конкретнее ставились задачи нравственного воспитания, что вызывало необходимость разработки методики нравственного воспитания.

Советская педагогика неоднократно подвергалась жесткой и во многом справедливой критике и положения теории нравственного воспитания, разра-ботанныев1920-1950годы, требуют переосмысления, прежде всего с новых мировоззренческих позиций на основе гуманистических представлений о педагогическом процессе. В то же время такие ценностные установки советской эпохи как труд, любовь к Родине, коллективизм, дружба народов могли бы стать одной из основ научной разработки цели, задач и методов нравственного воспитания на современном этапе развития российского общества, сплотить научнопедагогическое сообщество для решения проблемы нравственного становления молодого поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинов В. И. Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменения ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М: МПГУ, 2001. 29 с.

2. Болдырев Н. И. Воспитание интернационализма // Советская педагогика. 1937. № 4. С. 20-32.

3. Болдырев Н. И. К вопросу о нравственном воспитании в советской школе // Советская педагогика. 1939. № 1. С. 37-50.

4. Гаврилов В. А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945-1985гг.).Кишинёв.:«ШТИИНЦА»,1990.170с.

5. Зорин В. А. Воспитание советского патриотизма // Советская педагогика. 1937. № 4. С. 27-31.

6. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 6-ти томах Т. 2. М.: Педагогика, 1978. 452 с.

7. Малышев М. П. Школа и воспитание характера // Советская педагогика. 1941. № 6. С. 3-16.

8. Марьенко И. С., Богданова О. С. Фронтальные этические беседы в 5 -10 классах // Советская педагогика. 1956. № 6. С. 49 - 61.

9. О развитии образования в Российской федерации // Народное образование. 2006. № 5. С.7-16

10. Ривес С.М. Воспитание сознательной дисциплины // Советская педагогика. 1939. № 6. С. 48-54.

11. Сухомлинский В. А. Роль производительного труда в воспитании у учащихся моральной зрелости // Советская педагогика. 1956. № 1. С. 17-34.

12. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания. История и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск.: Изд-во БГУ, 1972. 363 с.

13. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.

14. Шевкин В. С. О коммунистической морали и воспитании // Советская педагогика. 1947. № 11. С. 3-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.