МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
3. Рычкова А.В., Смирнов А.А. Методические аспекты повышения эффективности обучения в smart-университете // Открытое образование. 2015. № 5. С. 39—43.
4. Тельной В.И., Рычкова А.В. Обеспечение принципа наглядности при изучении графических дисциплин // Вестник МГСУ. 2015. № 11. С. 202—211.
5. Тельной В.И., Рычкова А.В. Применение мультимедиатехнологий при изучении графических дисциплин. В сборнике: Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 191—194.
© Смирнов А.А., 2016
УДК 75.05
С.А.Смирнова,
старший преподаватель кафедры «Дизайн» МГУТУ им. К.Г.Разумовского. г. Москва, Российская Федерация [email protected]
«ФОРМИРОВАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ, НА ПУТИ ОТ ЗАМЫСЛА К ЗАВЕРШЕНИЮ »
Аннотация
В данной статье рассматривается проблематика создания художественного произведения, особенно в части его заключительного этапа; проводится анализ целей и задач в написании картины, а также определяются критерии успешной реализации замысла. В статье содержаться практические рекомендации ведения работы, с целью формирования у учащихся необходимых навыков и грамотного подхода к процессу завершения.
Ключевые слова
Художественное произведение, традиции, академическое образование, реализация художественной идеи.
Во все времена проблема доведения художественного замысла до своего логического завершения, оставалась очень актуальной. Особенно актуальна эта проблема для учащихся. Надо сказать, что окончание художественного произведения является очень интересным и сложным процессом. Не менее сложным и важным, чем непосредственно само создание произведения и его начало. И тем интересен, что этот процесс иной раз загадочен и таинственен даже для самого автора. Есть выражение, принадлежащее П.П. Чистякову, художнику и величайшему педагогу XIX столетия, что начинают и заканчивают по таланту, а в середине -труд. Именно поэтому и следует изучить этот важнейший заключительный этап. Он требует предельной собранности, профессионального мастерства и жизненного опыта. Ведь картина окончена не тогда, когда проработаны все элементы и детали до последней мелочи, а когда художник сказал в своей картине всё, что хотел сказать. Безусловно, умение выполнить тот или иной предмет, элемент подробно, грамотно и красиво, очень ценно, требует большого мастерства, но это само по себе не может быть самоцелью, если за этим навыком не стоит стремление к чему-то большему. Ведь сам по себе набор качественно и подробно сделанных предметов это еще не картина, и в художественное произведение не сложится. Грамотный подход, включающий в себя тщательно продуманный подготовительный этап (эскизирование, сбор материала), безусловно, является определяющим, но оказывается, что без умения договорить и вовремя «замолчать» картина может и не состояться, несмотря на титанический труд. Очень важно наличие такого качества, как чувство меры. В реалистической традиции существует множество различных подходов к исполнению,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
техник, жанров и взглядов. Также на отношение к окончанию произведения влияет темперамент художника, его вкусовые предпочтения, но критерий законченности произведения один - это выраженная идея. В зависимости от замысла художника, идея может выражаться по-разному. Это может быть как прямо выраженное отношение к чему либо, так и недосказанность, поставленный вопрос, приглашение к размышлению. Но и недосказанность это тоже выраженная мысль и она должна ясно прочитываться. Например, В.Суриков в своей картине «Утро стрелецкой казни», не даёт прямого ответа на вопрос о пути, по которому Пётр Первый направил Россию, но даёт собственную оценку происходящему, остро передавая ощущение того времени, ощущения людей той эпохи, действительно сложной, трагичной и во многом непонятной, наверное и до сего дня. Мы чувствуем и сопереживаем это время вместе с художником. И в этом смысле художник сказал всё. Неслучайно автор включил в произведение свой автопортрет, как часть диалога со зрителем. Впрочем, для искусства не так уж важно, насколько глобальны те вопросы, которые ставит перед собой и зрителем художник. Глубокую и тонкую мысль можно выразить и через простой, незатейливый мотив. Для автора и зрителя, собеседника, бесценны и праздники, и будни, и все, что нас окружает, всё, что нам дорого. Так в пейзажной живописи маленький дворик, тихая улочка провинциального городка, достойны не меньшего внимания, чем величественные ландшафты или жизнь современного мегаполиса. Голландский натюрморт нередко насыщенный огромным количеством элементов, через предметы быта, цветочные букеты, фрукты, овощи, даже животных и насекомых ( Снейдерс, Питер Клас, Абрахам Хендрикс ван Бейерен, Геррит Виллемс Хеда, Виллем Калф, Питер де Пюттер,Ян Юстус ван Хейсум, Юриан ван Стрек), раскрывающий взгляд человека на систему мироздания, исполненный очень тщательно и внимательно, и маленький букет полевых цветов в крынке или стаканчике, могут несмотря на разницу в исполнении и временные затраты говорить об одном и том же. И в обоих случаях мысль может быть выражена, следовательно, произведения окончены. В искусстве есть место и серьёзному произведению и наброску. Но существует разница в подходе. И понятие готовности у разных видов конечно разное. Чтобы определить состоялось ли произведение необходимо определить и разобрать основные критерии. Итак, для начала, изображая предмет, следует поставить себе цель и понять, что же именно мы хотим сказать, что нас привлекает в конкретной теме и какими выразительными средствами нашу мысль можно передать. Важно четкое выявление главного и подчинение ему второстепенного. Очень важна эмоционально-смысловая составляющая содержания, выраженная при помощи композиционного, тонового и цветового решения. Найдя это решение, далее следует его придерживаться. В быстрой работе этюдного порядка, особенно на пленэре, где мы можем быть сильно ограничены во времени, важно передать какой-либо один элемент, тот, что привлёк наше внимание, и является для нас наиболее интересным. С него-то и следует начать, изучить проработать наиболее подробно. Например, закатное небо, вечерний туман, облака, стремительно бегущие по небу, нависшие тучи, надвигающаяся гроза, или солнечные блики на воде - всё, что передает эмоциональное состояние. Если настроение передано, то дальше, если состояние изменилось, можно и не продолжать. Этюд готов. Впрочем, иногда, для поддержания главного, нужно тронуть и второстепенное, хотя бы несколько прикосновений. Далее, разобравшись с тем, что мы хотим сказать, надо понять, чем нас привлекла наша тема, и какими выразительными средствами нам её передать. Например: мы задумали написать натюрморт, на тему «завтрак», состоящий из хлеба и самой разнообразной, свежей выпечки, посуды и так далее. Возможно, что наша цель - легкость и свежесть утра, предвкушение вкусного завтрака, радости предстоящего дня - следовательно, и колорит картины должен соответствовать настроению. Ощущению свежести и легкости будет способствовать светлый общий цветовой и тональный строй, много света, обилие светлого и сквозного фарфора, прозрачного стекла. Солнечный свет, светлая скатерть, блики на стекле, румяная золотистая выпечка, варенье в вазочках, пар от чашек или стаканов с чаем (тему можно развивать бесконечно) всё будет способствовать передаче настроения. (Это конечно не руководство к действию, в искусстве нет клише, нет рецептов, иначе все было бы очень скучно и однообразно, а есть определённые закономерности, которые необходимо знать и уметь использовать). Здесь можно вспомнить прекрасных художников живописцев С. Ю. Жуковского, с его замечательными пейзажами усадеб и интерьерами, Б.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Кустодиева, З. Серебрякову И. Машкова и тд. Разобравшись с целями, задачами и выразительными средствами переходим к исполнению. Необходимо определить композиционный центр картины, главный элемент, вокруг которого и будет закручиваться сюжет, впрочем, вовсе необязательно этим предметам находиться четко по центру. Композиционный центр может и смещаться по отношению к центру картины. В любом случае это должна быть тональная и цветовая доминанта. Как пишет Н. Б. Ульянова: " Произведение должно быть построено и выполнено таким образом, чтобы прочтение идеи оказалось возможным и доступным". [3, С.106]. Также одним из критериев готовности предмета или элемента, может служить его узнаваемость. Вести работу нужно от общего к частному, от главного, к второстепенному, раскрыв работу в целом, чередуя проработку деталей и обобщение. Чтобы не потерять контроль над работой, крайне важно постоянно держать перед глазами эскиз и как можно чаще отходить от своей работы, смотреть на расстоянии. Именно в связи с необходимостью постоянного отхода, художники работают преимущественно стоя.
Это может показаться необычно и странно, но умению заканчивать произведение могут способствовать наброски и зарисовки, то есть всё то, что делается быстро. Они помогают сохранить свежесть, точность и чистоту восприятия, сохранить живость, что исключительно важно для достижения художественной выразительности образа. Также наброски помогают развить чувство меры, умение подметить и выделить важную деталь, правильно расставить акценты, что, в общем, играет решающую роль в умении завершить работу. Из этого следует, что завершение требует больших усилий. Насколько труден и в целом непрост этот процесс говорят разнообразные свидетельства многих художников, их биографии. Осталась неоконченной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Известно как он, приходя в помещение, где над ней работал, подолгу смотрел на фреску и, не прикоснувшись, или сделав буквально несколько прикосновений, оставлял кисти и уходил, чем очень раздражал заказчика. Осталась неоконченной «Взятие Казани» Карла Брюллова, известно как долго работал над своими портретами В.Серов, несмотря на живость и кажущуюся лёгкость его произведений. Савицкий испортил отношения с П.Третьяковым, из-за того, что, невзирая на запрет, тайком пришёл в галерею дописывать одно из своих произведений, уже приобретённое меценатом. Так что в окончании работы остаётся место для некой тайны. Из всего сказанного можно сделать вывод, что степень завершенности художественного произведения в реалистической традиции, можно разделить на две части: техническую (когда выполнены все, поставленные учебным процессом, задачи) и творческую, когда мастеру удалось выразить свой замысел. Конечно, это разделение очень условно, одно без другого в искусстве существовать не может, и техника является лишь инструментом, но между тем, от ученической технической завершенности до выраженного зрелым мастером художественного замысла, порой пролегает долгий и трудный путь. И зачастую проблема умения грамотно завершить работу, стоит именно перед учащимися. Причем как показали наблюдения, она бывает преимущественно двух видов: учащийся либо на каком-то этапе останавливается, не зная, что делать дальше, оставляет работу «сырой», или, перерабатывает ее и таким образом портит. В обоих случаях сказывается проблема отсутствия знаний, навыков и опыта. В связи с этим, для них, на мой взгляд, вполне применимы, в качестве критерия законченности, именно критерии технической завершенности, что не мешает, конечно, прививанию понимания того, что конечной целью овладения техническими приемами является выраженный художественный образ. Мастерство приходит с опытом.
Список использованной литературы:
1. И.Захарова.«Голландские живописцы XVII века». /Издательство «АРТ-Волхонка», /Москва. 2010г.//
2. А.Бенуа. « Русское искусство 18-20вв»./Издательство «Яуза», «Пресском»/.Москва. 2005г.//
3. Н.Б.Ульянова. «Изобразительное искусство»./ Пособие для ВУЗОВ. Издательство «Рид»./ Рязань 2012г.//
4. Л.А.Маркина. «А.Иванов. Очерк творчества»./ Издательство «Сканрус». /Москва.2006г.//
5. Д.В.Сарабьянов. « Валентин Серов». /Издательство «Аврора» Санкт-Петербург,/ Издательство «Паркстоун» Бурнемут, /Англия.1996г.
© Смирнова.С.А, 2016