Научная статья на тему 'Особенности построения художественного образа как основы композиционной целостности изображения'

Особенности построения художественного образа как основы композиционной целостности изображения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3296
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОМПОЗИЦИЯ / ФОРМА / ЦВЕТ / ФАКТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пронина Н. К.

В статье рассматривается цикл упражнений по композиции, задача которого научить, профессионально и грамотно применяя художественные средства выражения (форму, цвет, фактуру и т. д.), добиваться наибольшей выразительности при создании художественного образа и целостного изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ARTISTIC IMAGE CREATION AS A BASIS OF COMPOSITIONAL INTEGRITY OF THE PICTURE

The article discusses a complex of exercise sin composition, which task is to teach how to achieve the best expressiveness when creatingan artistic image and integrity of the picture, by using professionaly and competently such artistic means of expression as shape, colour, texture, and others.

Текст научной работы на тему «Особенности построения художественного образа как основы композиционной целостности изображения»

УДК: 378.147.88

особенности построения художественного образа как основы композиционной целостности изображения

В статье рассматривается цикл упражнений по композиции, задача которого научить, профессионально и грамотно применяя художественные средства выражения (форму, цвет, фактуру и т. д.), добиваться наибольшей выразительности при создании художественного образа и целостного изображения.

Ключевые слова: художественный образ, композиция, форма, цвет, фактура.

Н. К. Пронина N. K. Pronina

FEATURES OF THE ARTISTIC IMAGE CREATION AS A BASIS OF COMPOSITIONAL INTEGRITY OF THE PICTURE

The article discusses a complex of exercise sin composition, which task is to teach how to achieve the best expressiveness when creatingan artistic image and integrity of the picture, by using professionaly and competently such artistic means of expression as shape, colour, texture, and others.

Keywords: artistic image, composition, shape, colour, texture.

Проблема создания, построения и восприятия художественного образа становится актуальной уже на самом начальном этапе обучения композиции студентов специальности ИЗО. Можно сказать, что композиция - это идеи, чувства и поиски путей выражения их через художественный образ. Готовых решений нет. Но есть увлекательная возможность поиска единственно верного решения художественного образа. Многогранности композиции заключается в широте диапазона ее образности, при этом во всех модификациях композиция на редкость постоянна в своих внутренних законах.

Когда заходит разговор о композиции, мы исходим из того, насколько выражена в картине художественно-пластическая задача, которую поставил художник. Речь идет о композиции для каждого художника и его произведения в отдельности, а не об общем правиле для всех. Метод в композиции остается неизменным при всех вариациях: художественное произведение является не просто зеркалом внешнего мира и не просто выражением внутреннего мира художника, а нерасторжимым сплавом того и другого, реализацией их взаимосвязи.

Концептуальное содержание художественного произведения складывается из объективированных в образе представлений и идей. Художественное мышление образно. Оно сочетает обобщенность и конкретность с личностной формой. Художественный образ, так же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека, результатом индивидуального творческого процесса личности, которая стремится выразить, свое ощущение, личностное видение предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего зрителям, свое понимание действительности. Для того чтобы правильно понимать и глубже усваивать теоретические основы композиции, студентам нужно знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа.

Художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются: наличие индивидуального, характерного; наличие общего, типичес-

кого, которое образуется путем отбора характерных существенных черт ряда людей, предметов, явлений, творческого соединения их в одном образе; наличие эстетического отношения художника к отображаемому; наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей. Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, единство объективного и субъективного. В образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца. Художественный образ - это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающее одно явление через другое, он обладает своей собственной логикой, развивается по своим внутренним законам.

Один из аспектов многозначности образа - недосказанность. Воспринимающий получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохранены и свобода воли, и простор для творческой фантазии.

В творческой работе необходимо отбрасывать второстепенное, несущественное и, наоборот, выделять существенное, закономерное. Работа воображения и вымысел, с помощью которых художник создает сильные образы, связаны с жизненным опытом. Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной, но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

Благодаря тому, что художественный образ в творческом процессе представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального,

необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы, творец получает возможность создания яркого, эмоционально выразительного произведения. Именно с художественным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного.

Созданию выразительного художественного образа в композиции пейзажа посвящены занятия композиции 2 курса специальности ИЗО.

Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа в этом процессе является форма. Точка, линия, пятно - все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти [1].

Целью 2 курса композиции является: овладение композиционными основами пейзажа, практическое освоение закономерностей, правил, изобразительно-выразительных средств культуры и художественного вкуса, отработка будущими художниками-педагогами всех этапов творческого процесса - создание художественного образа.

Курс композиции состоит из теоретической и практической части. В начале каждого семестра читается лекция. Она является теоретической базой для практических занятий и домашних работ, способствует более осмысленному выполнению заданий.

Задачи 2 курса композиции: научить, профессионально и грамотно применяя художественные средства выражения (форму, цвет, фактуру и т. д.), добиваться наибольшей выразительности при создании художественных образов, развивать творческое воображение и образное мышление; закрепить через систему композиционных заданий теоретические основы организации пейзажного пространства; привить студентам навыки творческой работы, обучить их наблюдению, определению наиболее характерного, выра-

а

зительного, типичного, достойного отражения в искусстве с помощью разнообразных изобразительных средств.

На 2 курсе идет овладение знаниями и умениями композиции в жанре пейзажа, что подготавливает студентов к решению композиционных задач тематической картины. Усвоив теоретический и практический минимум, студенты младших курсов получают представление о сущности и значении искусства, о единстве содержания и формы, об образе и образном мышлении, об идее, теме и сюжете произведения искусства, о закономерностях композиции и приемов в композиции пейзажа, развитие творческого воображения и образного мышления.

В предлагаемых упражнениях основной упор делается на создание художественного образа. В качестве средств, усиливающих выразительность формы, в упражнениях предполагается освоить приемы стилизации и трансформации. В ходе практической работы изучаются возможности тона, цвета и фактуры.

Одно из первых упражнений - «Портрет дерева» направлено на изучение художественных приемов стилизации натуры, знакомит с правилами стилеобразования, стилизацией природных форм, выбором главного, самого характерного, поиском образа. Важным становится зависимость между эмоциональностью и выразительностью изображаемого объекта. Значимую роль играет ассоциативное мышление в создании композиции. Варианты графической системы изображения конкретного дерева. «Портрет» дерева с передачей его «характера».

Студентам предлагается, используя пленэрные натурные зарисовки деревьев, выполнить две стилизации дерева по собственному и привнесенному свойству, с выходом на создание «портрета». В ходе работы необходимо учесть возможности формата, соотношения силуэта и фона, выразительности графических материалов и фактуры (рис.1а, б). Для упражнения можно использовать различные материалы: карандаш, бумагу разнообразной фактуры, тушь, ножницы, клей.

б

. 1

В следующем упражнении студентам нужно выполнить один из «портретов» дерева с введением масштабных пейзажных элементов. В ходе работы учесть стилистическое единство всех элементов и степень выразительности первоначального образа. Работа выполняется с введением цвета (рис. 2).

Студенты осваивают средства художественной выразительности, стилевое единство произведения изобразительного искусства, закономерности реалистической системы изображения, глубинно-пространственные отношения, масштабы элементов пейзажа. Большую ценность имеет стилевая целостность изображения. Идет поиск возможных вариантов пластической переработки натурных образов. Важна пластика формы, оптическое равновесие изображения, изобразительные средства выделения главного и способы изображения второстепенного. Материалы: белая

Безусловно, чрезвычайно значимым этапом является изучение цвета как средства эмоциональной выразительности художественного образа. Студенты осваивают возможности использования цветовых закономерностей в композиции, законы светового и цветового решения, факторы, оказывающие влияние на выбор цветового решения композиции (время года, суток, характер освещения, желание вызвать у зрителя определенный эмоциональный отклик). Они изучают основные системы цветового решения картины, отбор художественных средств, адекватных выбранной системе изображения, стилистическую и пластическую целостность композиции. Здесь важно согласование пластической формы и образного строя картины.

и цветная бумага, ножницы, клей, живописные и графические материалы.

Упражнение, которое раскрывает возможности использования разнообразных схем пейзажа, их выразительности при создании определенного состояния, выразительность цветовых и тональных отношений при организации ассоциативной композиции, является переходным этапом.

Студентам предлагается выполнить тематическую (ассоциативную) композицию пейзажа с помощью любой известной схемы, где главным объектом является дерево. Возможные темы: «Сон», «Чудо-дерево», «Время», «Замок» (рис. 3а, б). При этом необходимо учесть масштабные соотношения пейзажных элементов, выразительность схемы, стилизацию пространства. Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, живописные и графические материалы.

Студентам предлагается выполнить цветовые стилизации ранее выполненных композиций пейзажного мотива, используя разные типы цветовых гармоний. Материалами служат бумага, кисть, акварель, пастель, гуашь, карандаш (рис. 4а, б).

Важным этапом является изучение художественного образа как единства содержания и формы в произведении искусства, взаимосвязи всех компонентов языка изобразительного искусства.

Замысел композиции - основа создания художественного образа. Средства композиции - линия, штрих, пятно. Произведение искусства - сложное сочетание содержательных, эмоциональных и материально-фактурных компонентов [2].

Рис. 3

Рис. 4

Задание студентам: на основе натурных зарисовок городских мотивов выполнить композиции городского пейзажа, где отражены разные противоположные состояния: «городская суматоха», «дождь», «напряженный город», «трущобы», «город-сад». При выполнении задания используется изменение пропорций (пластическая трансформация) пейзажных и архитектурных элементов, их соотношение с плоскостью фона, изменение формата (рис. 5а, б). Материалы: бумага, карандаш, тушь, живописные материалы.

Существенный момент в плане создания художественного образа - это выражение темы через определенный сюжет и сюжетную ситуацию. На 2-м курсе осваивается сюжетная композиция в пейзаже.

Здесь важны идея и форма, равновесие, симметрия, асимметрия, статика, динамика, контрасты, нюансы, композиционная завязка. Студентам необходимо обратить внимание на точку зрения, ракурс, горизонт, отдаление, а также определение главного и второстепенного. Первостепенной задачей становится организация композиционного центра, различные пути и средства его выражения - тон, свет, детализация, контрасты, главная фигура, содержательная деталь и т. д.; определение формата и размера; перспективно-пространственное построение. Значимым моментом является художественно-образное отражение действительности.

Рис. 5

Студентам предлагается, используя наброски сюжетных сцен, выполнить эскиз композиции, в которой с помощью окружения выразить эмоционально-психологическое состояние персонажей (рис. 6а, б). Материалы: бумага, гуашь, пастель.

Последующие упражнения имеют своей целью выход на творческую композицию в жанре пейзажа. Это предполагает рассмотрение таких важных вопросов, как идея, тема, сюжет; сюжетный замысел; композиционная завязка; эскиз и картина взаимозависимость размера формата, изобра-

зительного материала и структуры композиции, характера пластического решения, стилистики; подчинение пространственной структуры картины идейному замыслу; тоновые и цветовые контрасты, контрасты форм, величин и др.; композиционная целостность произведения, образность.

На основе натурных зарисовок, студенты выполняют композиции пейзажа: городского, индустриального, лирического. Их задача в процессе работы использовать полученные знания о закономерностях композиции и выразительных возможностях условных приемов и различных

б

а

б

а

рис. 6

систем изображения для получения конкретного эмоционально-психологического состояния и яркого художественного образа.

Приведенный цикл заданий по композиции закладывает у студентов 2-го курса специальности ИЗО основы для создания целостного изображения, помогает успешно реализовать себя на занятиях по живописи и в дальнейшем полноценно раскрыть свой творческий потенциал в дипломной работе.

1. Голубева О. Л. Основы композиции. М.: Изобразит. искусство, 2001. 120 с.

2. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Изобразит. искусство». 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 313 с.

© Пронина Н. К., 2015

УДК 378. 147:75

теоретические и практические аспекты изучения пейзажа по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам на основе федеральных

государственных требований

В статье рассматриваются современные методические подходы к изучению жанра пейзажа на занятиях по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам на основе федеральных государственных требований.

Ключевые слова: жанр, пейзаж, художественное образование, дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, федеральных государственных требований.

H. B. CaenyvuHCKaa N. V. Savluchinskaya

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE STUDY OF LANDSCAPE ACCORDING

TO ADDITIONAL PREPROFESSIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAMS BASED ON FEDERAL STATE REQUIREMENTS

The article deals with the modern methodological approaches to the study of the landscape genre in the classroom according to additional preprofessional general education programs on the basis of Federal State Requirements.

Keywords: landscape, genre, art education, additional preprofessional general education programs, Federal State Requirements.

Одной из главных задач работы педагога по приобщению детей к многообразному миру изобразительного искусства является развитие у детей бережного отношения и любви ко всему прекрасному, творческого воображения, ассоциативного мышления и творческой активности,

способности к сопереживанию, способности сравнивать, анализировать, обобщать собственные наблюдения и явления окружающей действительности.

Особой созидательной средой для ребенка в нашей стране зачастую являются учреждения системы дополни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.