Научная статья на тему 'Формирование и регулирование доходов региональных бюджетов в условиях финансовой самостоятельности'

Формирование и регулирование доходов региональных бюджетов в условиях финансовой самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1005
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шебуняева Е. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и регулирования доходов городского бюджета в г. Тамбове в условиях финансовой самостоятельность субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND REGULATION OF REGIONAL BUDGETS IN THE CONDITIONS OF FINANCIAL INDEPENDENCE

The article considers topical issues of formation and regulation of incomes of the city budget in Tambov in conditions of financial autonomy of the constituent entity of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Формирование и регулирование доходов региональных бюджетов в условиях финансовой самостоятельности»

Шебуняева Е.А.

к.э.н.,

старший преподаватель, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы

формирования и регулирования доходов городского бюджета в г. Тамбове в условиях финансовой самостоятельность субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: городской бюджет, социально-экономическое

развитие, самоуправление, финансовая самостоятельность.

Shebuniaeva E. A.

Ph. D.,

Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration

Tambov, Russia

FORMATION AND REGULATION OF REGIONAL BUDGETS IN THE CONDITIONS OF FINANCIAL INDEPENDENCE

Abstract: The article considers topical issues of formation and regulation of incomes of the city budget in Tambov in conditions of financial autonomy of the constituent entity of the Russian Federation.

Keywords: city budget, economic and social development, self-

management, financial independence.

Вопрос формирования и регулирования бюджета в последние годы приковывает к себе достаточно большое внимание не только депутатов, экономистов и финансистов, но и простых горожан. Сегодня бюджеты всех

уровней рассматриваются как своеобразный барометр нашей жизни, влияющий на все ее сферы.

Финансовую базу регионального управления и самоуправления составляют местные бюджеты, в их структуру включаются бюджеты муниципальных районов и округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований населенных пунктов федерального значения, бюджеты муниципальных и аграрных поселений. Совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы представляет собой консолидированный бюджет. Минимальный консолидированный госбюджет не является независимым, он определяется с учетом норматива экономической состоятельности на 1 -го жителя.

В основе развития местных бюджетов лежат следующие принципы:

- направленности социального характера;

- использования ассигнований с точки зрения экономного и целевого;

- стимулирования регионов к зарабатыванию средств;

- сделать избирательной поддержки тех, кто выполняет свою работу с отдачей и эффективно.

Социально-экономическая роль регионального самоуправления обусловливается присутствием у него финансовых средств, достаточных для решения местных проблем и для эффективного участия в осуществлении общегосударственной политики в области социального и экономического развития подведомственных зон.

Основой образования финансовых средств органов местного самоуправления выступают местные бюджеты, представляющие собой совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием и использованием денежных фондов органов местного самоуправления в процессе перераспределения национального дохода.

Финансовые ресурсы либо финансовый потенциал региона находится в зависимости, прежде всего, от эффективности деятельности субъектов

хозяйствования в данной местности, то есть от размера получаемых прибыли и доходов.

Вопрос развития прибыльной основы бюджетов получила особенную значимость в связи с объективной потребностью реформирования федеративных взаимоотношений в РФ, вызванной процессами децентрализации государственного управления и переходом регионов к экономической самодостаточности. Субъекты федерации приобрели определенные полномочия в сферы налогообложения и постановления областной собственностью. В результате закрепилась зависимость управления финансовой основы областного бюджета от эффективности процессов формирования собственных доходов. Имеющиеся доходные источники невозможно признать исчерпывающими, и это является следствием несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации

Значимым условием, содействующим социально-экономическому развитию района и укреплению его экономического положения, является использование ресурсов финансово-кредитной области. Становление и развитие рынка финансовых ресурсов зависит от возможностей и способности региона аккумулировать свободные финансовые ресурсы, как предпринимателей, так и населения. Возможно привлечение средств из бюджета не только в виде установленных трансфертов, но и на основе разработки своего рода территориального бизнес-плана, оценивающего привлекательность региона и эффективность вложений средств с позиций интересов государства [4].

Основными целями нового законодательства в налоговой и бюджетной сфере провозглашены повышение стабильности доходной базы местных бюджетов, усиление заинтересованности органов местного самоуправления в создании условий для экономического роста, наращивания налогового потенциала муниципальных образований. Однако на практике предпосылок

для реализации указанных задач не создано. Особенно серьезно дело обстоит с созданием механизмов формирования доходов местных бюджетов.

В настоящее время отсутствуют эффективные рычаги воздействие на повышения доходной части региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Плановое выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, за счет собственных доходов регионов, то есть их самостоятельности.

Основными проблемами в этой сфере, как и прежде, остаются общая неустойчивость финансового состояния местных бюджетов и их недопустимая зависимость от финансовой помощи вышестоящих уровней власти, а также отсутствие серьезных стимулов для развития муниципальными образованиями собственной доходной базы. Представляется, что при всей важности и необходимости развития межбюджетных отношений путем совершенствования механизма перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, эти меры сами по себе не могут привести к повышению бюджетной самодостаточности территорий.

Условия повышения самостоятельности регионов заключаются в реализации принципов рыночной экономики и определяются как самоуправление, самофинансирование и самообеспечение. Невозможность их полной реализации на практике требует определенного государственного вмешательства в процессы финансового выравнивания развития территорий. В этих условиях сущность местных бюджетов определяется как система денежных отношений, возникающих между субъектами финансовой системы на микро и макроуровнях, возникающих с целью формирования, распределения и использования ресурсов местных бюджетов, основанных на

обеспечении финансовой устойчивости и соблюдении условий их финансовой безопасности.

Обеспечению финансовой устойчивости местных бюджетов, которая достигается путем урегулирования межбюджетных отношений в сфере четкого разделения полномочий органов местного самоуправления и соответствующего их финансирования. Показана объективная взаимозависимость финансовой устойчивости местных бюджетов с их финансовой безопасностью, которая обеспечивается путем решения следующих задач: идентификации опасностей и угроз финансовому

состоянию местных бюджетов; мониторинге их финансовой устойчивости и безопасности; разработке мероприятий, направленных на обеспечение финансовой безопасности местного бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу; контроле за выполнением мероприятий, их оценке и корректировке. Выделены угрозы финансовой безопасности местных бюджетов, которые разделили на угрозы внешней и внутренней среды.

Министерство финансов Российской Федерации оценивает шанс формирования фонда поощрения субъектов Российской Федерации, имеющих высокий рост объема прямых инвестиций либо произведенной добавленной стоимости в обрабатывающих производствах. В Правительстве Российской Федерации все больше внимание уделяется стимулированию усилий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по качественному исполнению своих обязательств, взамен иждивенческого наделения финансовыми ресурсами. Это обеспечит повышение финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов. Появятся дополнительные и незапланированные в бюджете на следующий год средства, которые муниципалитеты могут субсидировать на финансирование расходов по межмуниципальной кооперации, о необходимости развития.

На начало 2015 года в Тамбове было утвержден общий объем доходов городского бюджета, который определен в сумме 3 млрд. 642 млн. руб., из

них налоговые и неналоговые доходы - 2 млрд. 483 млн. руб. Эти источники очень важны, особенно раздел «неналоговые доходы», которые уменьшатся более чем на 50 %, с 1 млрд. 506 млн. руб. до 721 млн. руб. Снижение является закономерным итогом проводимой властями политики тотальной приватизации муниципальной собственности и отсутствия развития реального сектора экономики.

Городская казна формируется из налогов на доходы и имущество физических лиц, и безвозмездных поступлений из областного бюджета.

Последние годы бюджет города Тамбова принимался с профицитом. 2015-й станет исключением, дефицит составит 208 млн. руб. Общий объем расходов определен в сумме 3 млрд. 850 млн. руб. По сравнению с текущим годом, в 2015 г. планируется значительно сократить следующие разделы бюджета: национальная экономика: с 1 млрд. 361 млн. до 815 млн. руб.; жилищно-коммунальное хозяйство: с 1 млрд. 296 млн. до 498 млн. руб.; социальная политика: с 187 млн. до 65 млн. руб.; образование: с 2 млрд. 523 руб. до 1 млрд. 810 млн. руб.

В то же время расходы на обслуживание муниципального долга возрастут на 57 млн. руб., до 197 млн. руб. На обслуживание долга потратят больше чем на охрану окружающей среды, национальную безопасность, физическую культуру и спорт, СМИ вместе взятые, а он будет и дальше увеличиваться - в 2018 г. его объем составит 2 млрд. 475 млн. руб.

Стартовые показатели бюджета не радужные. Можно уповать на выделение дополнительных безвозмездных ассигнований из областного бюджета, но при условии ухудшения социально-экономического положения в стране питать большие надежды на это не приходится. Опора на собственные силы, развитие реального сектора экономики при активном участии органов местного самоуправления, региональной власти вполне могут дать импульс поступательному развитию.

На сегодняшний день в ходе заседания 18 ноября 2015г. депутаты Госдумы приняли во втором чтении поправки в федеральный бюджет 2015 года. Заключительное чтение пройдет 20 ноября, сообщает «Интерфакс».

Поправки в главную смету страны на этот год предусматривают увеличение доходов бюджета в 2015 году на 711,6 миллиарда рублей (0,9 процента от ВВП) — до 13,251 триллиона рублей, расходов — на 202,3 миллиарда рублей (0,2 процента ВВП), до 15,417 триллиона рублей.

Таким образом, дефицит бюджета-2015 составит 2,165 триллиона рублей (три процента ВВП), что на 0,7 процентного пункта ВВП ниже утвержденного ранее уровня.

Восьмого октября 2015 г. правительство России утвердило проект бюджета на 2016 год. Согласно документу, в казну поступит 13,6 триллиона рублей, а расходы составят 15,8 триллиона. Ожидаемый дефицит — 2,8 процента ВВП (2,18 триллиона).

Список литературы

1. Беспалов, М.В. Анализ развития социально-экономической системы Тамбовской области в условиях кризиса // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 35. С. 43-51.

2. Беспалов, М.В. Роль государства в формировании программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4 (44). С. 212-215.

3. Беспалов, М.В. Повышение конкурентоспособности региональной экономики посредством реализации эффективной государственной и региональной социально-экономической политики // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №19. С. 71-75.

4. В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, B.C. Фатеев. Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. —432 с., 2002.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

6. Постановление администрации города Тамбова № 6223 от 30.07.2014 «О разработке проекта бюджета городского округа - город Тамбов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.