Научная статья на тему 'Формирование и реализация инвестиционной стратегии макрорегиона в контексте теории устойчивого развития'

Формирование и реализация инвестиционной стратегии макрорегиона в контексте теории устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МАКРОРЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галачиева Светлана Владимировна, Ахматова Лариса Сулеймановна, Хацуков Аслан Муссаевич

Обосновывается необходимость системного подхода к формированию и реализации инвестиционной стратегии макрорегиона. Предложена стартовая база формирования и развития инновационной стратегии на юге РоссииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галачиева Светлана Владимировна, Ахматова Лариса Сулеймановна, Хацуков Аслан Муссаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article necessity of the system approach to formation and realisation of investment strategy of macroregion is proved. The author offers starting base of formation and development of innovative strategy in the south of Russia

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация инвестиционной стратегии макрорегиона в контексте теории устойчивого развития»

жизненного цикла предприятия, функционирующего в той или иной фазе экономического цикла. При этом учитывается степень зависимости этого предприятия от стратегических целей государства. Степень подобной зависимости для предприятий, относящихся к отраслям оборонного комплекса национальной экономики, существенно отличается от предприятий, не относящихся к этому комплексу. Это различие сказывается, прежде всего, на возможности доступа предприятия того или иного статуса к источникам финансирования федерального значения.

С помощью предложенной матрицы менеджер, разрабатывая тот или иной вариант инвестиционной стратегии для условий, складываю-

щихся на определенном этапе жизненного цикла и фазы экономического цикла, может предварительно прогнозировать возможность доступа к тем или иным источникам финансирования и принимать решение о соответствующем варианте подобной стратегии с учетом этой возможности.

Таким образом, инвестиционная стратегия предприятия в большой степени зависит от трех взаимоувязанных факторов: этапов жизненного цикла предприятия, фаз экономического цикла, в условиях которых функционирует национальная экономика, а также доступа к финансовым ресурсам, распределяемым властными структурами в соответствии со стратегическими целями государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазьев, С.Ю. Мировой кризис как процесс замещения доминирующих технологических укладов [Текст] / С.Ю. Глазьев. - М., 2009.

2. Калугин, И.А. Инвестиционная инфраструктура промышленных предприятий в России в условиях экономического кризиса // Экономические реформы в России [Текст] / И.А. Калугин. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2009. - С. 136-143

3. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры: доклады и их обсуждения в Институте экономики

[Текст] / Н.Д. Кондратьев. - М., 1928.

4. Румянцева, С.Ю. Специфика смены парадигм длинноволновых технико-экономических колебаний [Текст] / С.Ю. Румянцева // Вестник СПбГУ. Сер. 5, Экономика. - 1998. - Вып. 2. - С. 74-79.

5. Чиркова, Е.В. Анатомия финансового пузыря [Текст] / Е.В. Чиркова. - М.: Кейс, 2010.

6. О банковской деятельности [Текст] : Фед. закон № 395-1 от 02.12.90 г.

УДК 332.14

С.В. Галачиева, Л.С. Ахматова, А.М. Хацуков

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ МАКРОРЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Современный этап функционирования российской экономики характеризуется стабилизацией основных макроэкономических показателей и требует разработки основных направлений социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Научные представления о целях развития, возможностях

выбора путей их достижения, механизмах реализации принимаемых решений находят воплощение в стратегии развития хозяйствующих субъектов разных уровней организации и управления.

Необходимость системного подхода к формированию и реализации стратегии развития

предполагает ее разработку по различным направлениям экономической деятельности, в том числе инновационным, инвестиционным, финансовым, промышленным, а также применительно ко всем уровням экономической системы. В соответствии с задачами российской экономикой по продолжению экономического роста на новой качественной основе, проведению структурной перестройки, усилению инфраструктуры, решению жилищной проблемы становится актуальным создание многоуровневой инвестиционной стратегии, в которой особое место занимает макрорегион (федеральный округ).

В условиях сохраняющегося дефицита инвестиционных ресурсов стратегическое государственное регулирование переносит «центр тяжести» на уровень макрорегионов, каждый из которых имеет свою природно-климатическую, экономическую, социальную специфику. Поэтому при разработке и реализации макроре-гиональной инвестиционной стратегии следует опираться на накопленный научный и практический опыт управления инвестиционным процессом в региональном экономическом пространстве и учитывать особенности каждого макрорегиона.

Особое значение инвестиционная стратегия имеет для Южного макрорегиона России, характеризующегося ярко выраженной асимметрией экономического потенциала регионов и высоким уровнем социально-экономической дифференциации их населения, расширением ареалов бедности и депрессивности, обострением хронических и появлением новых межрегиональных противоречий [1].

Первоочередной задачей инвестиционной стратегии Юга России является создание благоприятных условий для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций и эффективного механизма их использования в целях усиления производственного потенциала каждого региона в составе округа как основы дальнейшего развития приоритетных сфер экономики и жизни общества.

Инвестиционная стратегия выступает как система разносрочных целей, приоритетов, ориентиров и пределов (императивов) инвестиционной деятельности, задающая траекторию раз-

вития хозяйственной системы. На практике инвестиционная стратегия развития макрорегиона должна представлять собой комплекс взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих синергетический эффект при решении системных проблем экономического роста.

Макрорегиональная инвестиционная политика представляет собой устойчивую форму долгосрочного управления инвестиционными процессами в федеральном округе (привлечением, освоением и осуществлением инвестиций), которая порождает разветвленную систему его отношений с федеральным центром и другими регионами, в том числе зарубежными.

Сложность стратегического управления инвестиционными процессами на макрорегио-нальном уровне состоит в том, что оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих осуществляемой экономической стратегии, связана со значительными трансакционными издержками. Эволюционное представление об инвестиционной стратегии связано с учетом ее объективного устаревания (износа) с течением времени, необходимостью периодической корректировки в соответствии с изменением внешних условий и появлением новых возможностей роста макрорегиона, его субъектов или страны в целом.

Исходным обязательным пунктом (атрибутом) инвестиционной стратегии является введение в макрорегиональный хозяйственный механизм новой модели желаемого состояния экономики округа, на основе которой разрабатывается дифференцированная по регионам система приоритетов, ориентиров и ограничений инвестиционного процесса; формируется динамичный комплекс («дерево») целей; определяются ресурсы и резервы их достижения; устанавливаются формы использования средств, методы и инструменты государственного регулирования; производится оперативный контроль и периодический многокритериальный мониторинг результатов осуществления стратегии; вносятся необходимые коррективы в исходную модель.

Макрорегиональная инвестиционная стратегия должна базироваться на общих принципах

государственной инвестиционной стратегии России с учетом региональных особенностей. Конкретизация инвестиционной стратегии предполагает установление четкой последовательности ее реализации, этапов, конкретных сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. При этом должны обеспечиваться, с одной стороны, внешняя и внутренняя синхронизация процесса стратегического регулирования инвестиционного процесса во времени с общей стратегией социально-экономического развития страны и прогнозируемыми изменениями конъюнктуры регионального инвестиционного рынка, а с другой - согласование временных параметров реализации отдельных направлений инвестирования между собой и с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов. Тем самым будет обеспечена реальная сбалансированность расширенного макрорегио-нального воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более длинными. Это позволит восстановить устойчивое накопление в экономике округов и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет интенсификации наукоемкого технологического базиса.

Пространственная конкретизация инвестиционной стратегии макрорегиона заключается в выделении стратегических зон инвестирования; учете депрессивных зон и очагов бедности; оптимизации территориального размещения экономических ресурсов и региональной диверсификации хозяйственной деятельности; идентификации «точек роста» и санации неэффективных предприятий и производств; стимулировании образования кластеров и «зон роста»; увеличении рабочих мест внутри региона и поддержке развития малого бизнеса; повышении экспортной ориентации макрорегиональной экономики и обеспечении импортозамещения; улучшении экологической ситуации и сокращении ареалов загрязнения.

Одним из концептуальных подходов к определению пространственных приоритетов инвестиционной деятельности является идентификация и развитие «точек роста» макрорегио-нального хозяйственного комплекса, т. е. отраслей, подотраслей, микрозон и отдельных предприятий, реализующих стратегически зна-

чимые в масштабе округа инвестиционные проекты и программы. При этом необходимо учитывать две основные современные тенденции: 1) небольшой размер большинства предприятий и организаций, их низкую мобильность и локализацию деловой активности в пределах «своего» региона; 2) незначительную продолжительность времени функционирования большинства региональных предприятий, ведущую к дефициту нематериальных активов («goodwill» и т. д.). В связи этим должна быть повышена роль государства в формировании инвестиционного климата, расширена доступность программных инвестиционных продуктов и кредитов для малых и средних предприятий, в частности за счет усиления институтов краткосрочного микрокредитования [2].

Для каждого региона должен быть разработан свой блок инвестиционных приоритетов, направленных на развитие «отстающих» факторов инвестиционного потенциала и снижение уровня хозяйственных рисков, поддержку отраслей специализации региона и диверсификацию структуры его хозяйства с целью снижения зависимости от состояния доминирующей отрасли (моноотраслевые города и районы). Общие макрорегиональные приоритеты важно связать с задачами восстановления межрегиональных связей, минимизации негативных эффектов хозяйственной разобщенности регионов и противостояния вызовам глобализации.

К приоритетам макрорегиональной инвестиционной стратегии обязательно должно быть отнесено развитие депрессивных территорий, в которых процесс адаптации к рыночным условиям затянулся и приобрел характер хозяйственного обособления, центробежного тяготения и стагнирующей динамики на подорванной материально-производственной базе. Целесообразно предусмотреть в стратегии инновационные методы и механизмы стимулирования частных инвесторов к размещению производительных сил в слаборазвитых и периферийных районах округов. К возможным методам мобилизации потенциала эндогенного развития депрессивных районов можно отнести активизацию целевой государственной поддержки, стимулирование сферы услуг (льготы, дотации и др.), создание режима максимального благо-

приятствования малому предпринимательству, специальных зон хозяйствования.

В каждом федеральном округе России должна быть в сжатые сроки разработана научно обоснованная, базирующаяся на мировом и отечественном опыте макрорегиональная инвестиционная стратегия, которая подчинялась бы генеральной цели формирования единого экономического пространства страны.

Темп инвестиционной активности в Южном макрорегионе в 2009 г. составил примерно 5 %, что почти в два раза ниже среднероссийского уровня. При этом наблюдается выраженная дифференциация субъектов Юга России по значениям этого показателя. К сожалению, вынуждены констатировать тот факт, что республики Южного макрорегиона сохраняют статус реципиентов федерального бюджета, формируя за счет трансфертов 50-85 % своих бюджетов. Сохраняется существенная межрегиональная асимметрия инвестиционной привлекательности и рискованности. Сложились своеобразные инвестиционные «анклавы»: в республике Северная Осетия-Алания иностранные инвестиции не осуществлялись, по крайней мере, в течение последних шести лет, схожая ситуация наблюдается в Чечне и Ингушетии.

Инвестиционная стратегия Южного макрорегиона призвана в среднесрочной перспективе преодолеть эти негативные тенденции, сделав акцент на ключевые региональные компетенции -уникальные способности южнороссийских регионов, обеспечивающие их конкурентоспособность. Необходимо учитывать динамичность изменения этих компетенций, их устаревание и смену.

В этой связи определение макрорегиональ-ных инвестиционных приоритетов должно исходить не только из оценки инвестиционной привлекательности входящих в округ регионов, поскольку тем самым игнорируются новые и зарождающиеся региональные компетенции и дается только их текущий «срез».

К числу наиболее распространенных недостатков в разработке и реализации инвестиционных программ и проектов на Юге России относятся:

- несоблюдение в большинстве случаев сроков реализации и объемов финансирования,

несоответствие получаемых результатов декларированным целям, незавершенность многих проектов;

- частое изменение содержания мероприятий, осуществляемых в рамках инвестиционных программ и проектов, что не позволяет достичь поставленных целей и повышает уровень неопределенности хозяйственной деятельности;

- низкий уровень научной обоснованности программных и проектных мероприятий в части их народнохозяйственной эффективности и масштабов ресурсного обеспечения;

- недостаточная координация участников инвестиционных программ (проектов), низкое качество менеджмента, неэффективность механизмов контроля ответственности исполнителей за реализацию проектов;

- отсутствие авторитетной публичной экспертизы программных и проектных разработок, низкий уровень научно-методического обеспечения разработки и обоснования программ и проектов.

Одной из проблем формирования эффективной инвестиционной стратегии Юга России является отсутствие четких ориентиров для частных инвесторов. Анализ ситуации свидетельствует о наличии определенной зависимости между установленными региональными администрациями приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов.

В большинстве регионов Юга России разработка инвестиционных программ и проектов должна исходить из объективной ограниченности собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов и необходимости их концентрации на принципиально важных направлениях стратегического развития, т. е. базироваться на принципе приоритетности, предполагающем сокращение номенклатуры программ и проектов до уровня возможностей реального финансирования. Принцип комплексности макрорегиональ-ной инвестиционной стратегии предполагает, что проекты должны вписываться в концепции и стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и федерального округа. Принцип концентрации не допускает распыления инвестиционных ресурсов по множеству слабосвязанных объектов. Инвестиции должны быть сконцентрированы на строго ограничен-

ном перечне объектов, обладающих наибольшим потенциалом обеспечения стратегических преобразований макрорегионального хозяйства (его отдельных сфер, комплексов или сегментов), высокой социально-экономической эффективностью и связанных с высокими технологиями.

Важно преодолеть сложившиеся стереотипы региональной инвестиционной политики. Чрезмерная ориентация на развитие импортозамещающих производств представляет собой дорогостоящий и длительный путь укрепления инвестиционного потенциала. С другой стороны, развитие экспортно-ориентированных и уже достаточно конкурентоспособных отраслей экономики многих регионов Юга России способно быстрее обеспечить наращивание необходимого потенциала. При этом необходимым условием является стратегическое программирование соответствующих действий со стороны органов власти макрорегиона.

Сомнительно, что приоритетное развитие на Юге России должны получить отрасли и производства, продукция которых отличается относительно высокой трудоемкостью, благодаря высокому уровню использования человеческих ресурсов макрорегиона. Действия в этом направлении представляются стратегически неверными, поскольку они консервируют отсталую трудоемкую структуру макрорегионально-го хозяйства и в будущем повысят издержки ее трансформации.

Потенциально эффективным вектором инвестиционной стратегии Южного макрорегиона является осуществление экспортно-ориентированной инновационной стратегии, предполагающей вложение капитала в развитие фундаментальной и прикладной науки, высокотехнологичных производств, экспорт разработанных технологий и произведенной наукоемкой продукции с дальнейшим реинвестированием валютной выручки в региональные хозяйственные системы.

Применительно к северокавказским республикам Юга России в качестве «точек роста» могут выступать инициируемые государством крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с новым строительством, развитием региональной инфраструктуры, модернизацией

производственной базы, развитием наукоемких производств, массовой информатизацией, созданием новых рабочих мест квалифицированного труда.

Необходимо активизировать на макроре-гиональном уровне функцию инвестиционного маркетинга, заключающуюся в комплексной поддержке целей стратегического развития регионов округа посредством рекламы и продвижения (РЯ) имеющихся инвестиционных предложений.

Важными слагаемыми успеха инвестиционного маркетинга Юга России могут стать эффективная сегментация инвестиционного рынка и выбор пакета целевых сегментов, разработка макрорегионального инвестиционного портала как виртуальной площадки взаимодействий проектантов и потенциальных инвесторов, его информационное наполнение и постоянная актуализация. Пока что эти меры остаются недостаточно задействованными, а бумажные каталоги инвестиционных предложений обладают низкой доступностью и мобильностью по сравнению с электронными. В результате многие инновационные разработки, отвечающие мировым стандартам, остаются нереализованными.

При разработке механизма реализации инвестиционной стратегии макрорегиона следует учитывать, что в современных условиях конкурируют, как правило, не отдельные предприятия, а группы взаимодействующих фирм разной отраслевой ориентации - региональные кластеры. Одно из преимуществ развития кластеров - их огромное влияние на малый бизнес, субъекты которого работают на условиях аутсорсинга, в то время как крупные предприятия кластера концентрируются на ключевых направлениях. Основу потенциальных кластеров Южного макрорегиона могут составить цветная металлургия, производство продуктов питания и напитков, строительных материалов, новых материалов и особых сплавов, металлообработка, производство оборудования и приборов, поскольку эти отрасли требуют кооперации многих производств и предприятий разного масштаба.

Таким образом, становление российской инновационной стратегии не может быть осуществлено без поддержки всего процесса - от

идеи, научного открытия и разработки нововведений до выхода их на рынок. При этом должны обязательно учитывать данные марке-

тинговых исследований потребности в инновациях, обеспечивающих получение экономического эффекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тихомирова, Е.И. Экономический рост и кон- дарственного экономического ун-та, 2006. курентоспособность Российских регионов [Текст] / 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр://

Е.И. Тихомирова. - Самара: Изд-во Самарского госу- www.nonlin.ru/node/190

УДК 334.723

В.В. Глухов, М.М. Сафонов ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Государственно-частное партнерство (ГЧП) -один из эффективных механизмов инвестирования в современной экономике. Масштаб его применения позволяет сформировать совокупность типовых моделей организационно-экономической реализации.

В каждом проекте ГЧП можно выделить жизненный цикл и разделить его на отдельные стадии - проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация, обслуживание, передача, владение. В соглашение по реализации конкретного проекта ГЧП могут входить не все стадии.

ВОТ (Build, Operate, Transfer - строительство, эксплуатация, передача). Данный организационно-правовой механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право на эксплуатацию сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.

BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство, владение, эксплуатация, передача). В этом случае частный партнер получает пра-

вомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти.

ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство, передача, эксплуатация). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения.

BOO (Build, Own, Operate - строительство, владение, эксплуатация) . В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.

ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer -строительство, эксплуатация, обслуживание, передача). Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им объектов.

DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer -проектирование, строительство, владение, эксплуатация, передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство объекта, но и за его проектирование.

DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация). В соглашениях такого рода специально оговаривается ответственность сторон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.