Научная статья на тему 'Инструментарные аспекты реализации стратегии симметричной интеграции развития (на примере Южного макрорегиона России)'

Инструментарные аспекты реализации стратегии симметричной интеграции развития (на примере Южного макрорегиона России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СИММЕТРИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЮЖНЫЙ МАКРОРЕГИОН / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константиниди Христофор Александрович, Мавриди Кирилл Павлович, Мишулин Георгий Маркович

Обоснованы методологические аспекты формирования инструментария реализации стратегии симметричной интеграции развития Южного макрорегиона России, которые могут использоваться и для управления развитием других макрорегиональных систем современной России. Спроектированы инструменты оценки параметров развития макрорегиональной системы ЮМРI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the methodological aspects of the instrumental formation of the strategy implementation for symmetric integration of the Southern Russian micro regional development are stated which can be also applied for the development administration of other macro regional systems of contemporary Russian Federation. The valuation instruments of development parameters of the macro regional system JuMR are projected

Текст научной работы на тему «Инструментарные аспекты реализации стратегии симметричной интеграции развития (на примере Южного макрорегиона России)»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иерархия региональных систем и территориальная организация управления [Текст] : сб. науч. тр. -Новосибирск, 1998.

2. Итеративное агрегирование и его применение в планировании [Текст] / под ред. Л.М. Дудкина. - М.: Экономика, 2003. - 327 с.

3. Комплексное региональное планирование и прогнозирование [Текст] / отв. ред. Н.П. Федорен-ко, С.О. Календжан. - М.: Наука, 2004.

4. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1990. - 734 с.

5. Лексин, В.Н. Федеральный бюджет и «региональная справедливость» [Текст] / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов // Российская газета. - 2004. - 20 сент.

6. Погребной, В.К. Построение и исследование графовых моделей алгоритмов управления АСУ. Автоматизация проектирования систем управления [Текст] : сб. статей / В.К. Погребной / под. ред. В.А. Трапезникова. - М. Статистика, 1995. - 69 с.

7. Таран, О.Л. Индикативная оценка социально-экономического состояния и развития региональной экономики [Текст] : моногр. / О.Л. Таран. - Кисловодск: Тьютор, 2007.

8. Таран, О.Л. Отраслевая асимметрия, диагностики и использование ресурсного потенциала в региональной экономике: сущность, факторы, индикативная оценка [Текст] : моногр. / Л.И. Муратова, О.Л. Таран. - Кисловодск: Тьютор, 2008.

УДК 332.142

Х.А. Константиниди, К.П. Мавриди, Г.М. Мишулин

ИНСТРУМЕНТАРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СИММЕТРИЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИИ)

Каждой стратегии развития пространственной системы социально-экономических отношений соответствует свой комплекс тактических инструментов, обеспечивающих ее формирование, реализацию, мониторинг полученных результатов, анализ полученной информации и контроль.

Следует несколько уточнить содержание понятия «тактические инструменты». Мы исходим из того, что тактика всегда сопровождает установленную стратегию, точнее говоря, конкретизирует ее, воплощая идеально определенные цели в виде материальных результатов совокупной человеческой деятельности. Необходимо представлять себе возможности и ограничения тактики. Отметим, что она способна более или менее существенно изменить результаты реализации избранной стратегии, но вместе с тем не в состоянии коренным образом преобразовать определенные цели развития или трансформи-

ровать развитие в иное русло. Неадекватные инструменты всего лишь погашают созидательный потенциал избранной стратегии.

Стратегическая ориентация развития детерминирует как способ, так и пространство применения тактических инструментов. В. Ойкен, оценивая различные варианты инструментального обеспечения стратегий, указывал, что неудача антитрестовской экономической политики в США объясняется именно отсутствием необходимого конституированного пространства: концентрация реальной экономической власти в руках трестов стала непреодолимым препятствием для применявшихся тактических инструментов. Поэтому, выбирая конкретные инструменты антитрестовского регулирования, властям следовало бороться не с так называемыми «злоупотреблениями» экономической власти, а с избыточной концентрацией экономической власти, порождающей указанные злоупотребле-

ния и делающей их системными. Без изменения вектора социально-экономической политики никакие тактические инструменты такую задачу решить не могут [1, с. 33].

Принципиально важна также мера соответствия тактических инструментов установленной стратегии. Раскрывая ее, необходимо учитывать следующие объективные обстоятельства:

- способ взаимосвязи между перспективными целями и инструментами их достижения характеризует содержание применяемой стратегии;

- соответственно, анализ указанного способа позволяет установить возможности и ограничения тактических инструментов.

Предлагая те или иные инструменты развития Южного макрорегиона России (ЮМР), необходимо учитывать то обстоятельство, которое В. Ойкен квалифицировал как предметную логику экономического процесса: «Надо остерегаться веры в то, что мы могли бы практически осилить проблемы политики экономического порядка, руководствуясь своими чувствами и настроем. Как оказалось, данный вопрос является, прежде всего, чисто экономической проблемой, решение которой требует точного мышления и больших усилий. Правда, одновременно выяснилось, что решение этой реальной экономической проблемы воздействует не только на экономическую сферу. Скорее, вместе с другими факторами оно оказывает влияние на всю человеческую жизнь. Поэтому это решение представляет собой специфический вопрос экономической политики и одновременно универсальную с исторической точки зрения задачу. Тот, кто за него берется, должен, например, хорошо понимать все трудности, связанные с внедрением достаточного «измерителя ограниченности благ» в современный экономический порядок и вообще знать предметную логику экономики» [1, с. 258].

Предметная логика развития социально-экономических отношений в пространстве ЮМР заключается прежде всего в формальности осуществляемых преобразований, а также в асимметрии интеграционных взаимодействий. Оба указанных аспекта развития тесно связаны друг с другом: формальное администрирование поддерживает доминирование вертикальной инте-

грации над горизонтальной интеграцией и, в свою очередь, нуждается в таком доминировании. Отмеченная взаимосвязь обусловливает закрепление асимметрии интеграционных взаимодействий в пространстве ЮМР, в том числе в нормах права и стандартах хозяйственного процесса, формах контрактов и способах экономического поведения, т. е. имеет место институциональное закрепление.

Стратегическая коррекция развития ЮМР предполагает реализацию стратегии симметричной интеграции с помощью комплекса соответствующих ей инструментов. При этом необходимо исходить из того, что природа данной стратегии предполагает использование инструментов развития, совместимых с расширенным пространством и задачами активизации интеграционного взаимодействия. Можно согласиться со следующей позицией - комплекс инструментов развития интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов-субъектов РФ в расширенном мета-региональном пространстве ЮМР должен отвечать следующим требованиям:

- быть адекватным реализуемой стратегии симметричной интеграции и особенностям организации пространства данной макрорегио-нальной системы;

- организационно обеспечивать реализацию интересов всех субъектов интеграционного взаимодействия, представляющих федеральный центр, органы власти и управления, различные региональные системы, входящие в состав ЮМР;

- соответствовать интеграционным потенциалам регионов, факторам данного процесса и его институциональным параметрам (в частности, устойчивой для России тенденции к доминированию института власти над институтом собственности).

Исходя из установленных выше функций пространственной системы и особенностей стратегии симметричной интеграции, можно сделать вывод о том, что в составе данного комплекса должны быть представлены следующие группы инструментов (см. рис. 1):

- мониторинг изменения ситуации в пространстве макрорегиона;

Инструментальные группы обеспечения стратегии

Мониторинг ситуации

Оценка параметров интеграции

Оперативное достижение целей

Контроль результатов

Рис. 1. Инструментальное обеспечение стратегии симметричной интеграции

- оценка достигнутых параметров интеграционного взаимодействия;

- оперативное достижение поставленных перспективных целей;

- контроль полученных результатов.

Каждая из указанных выше инструментальных групп значима в процессе обеспечения стратегии симметричной интеграции. Вместе с тем среди них устанавливаются приоритеты, определяемые в соответствии с особенностями реальной ситуации в макрорегиональной пространственной системе ЮМР.

Правомерен вопрос о том, какие приоритеты действуют на современном этапе развития интеграционного взаимодействия в конкретных условиях указанной пространственной системы. В поисках ответа на данный вопрос необходимо исходить из следующих ранее установленных положений:

- преобладание вертикальной компоненты интеграционного взаимодействия над горизонтальной;

- потребность в смене парадигмы процесса управления развитием макрорегиональной системы.

Характерно, что различные исследователи в соответствии со своими задачами, избирают разные инструментальные приоритеты обеспечения избранной стратегии. Представляется, что в данном случае особое значение приобретает характер стратегии. Так, М. Шарапов, определяя эффективную стратегию развития макроре-гионального финансового рынка, исходит из обусловленности ее целей и средств факторами, доминирующими в пространстве эволюционного процесса, и ставит в соответствие избранной стратегии глобальной инновации группу такти-

ческих инструментов оперативного характера [2, с. 187-188].

А. Киргуев, обосновывая стратегию горизонтальной интеграции в пространстве, в котором действуют мощные факторы дезинтеграции, отдает приоритет группе институциональных инструментов. При этом он в своей аргументации исходит из того, что речь идет о специфическом феномене социально-экономической политики региона. Природа региональной политики побуждает А. Киргуева избрать альтернативный - институциональный по своей природе - способ классификации тактических инструментов социально-экономической политики региона, опирающийся на признак институциональной формы поведения тех субъектов, которым адресованы данные инструменты. В результате получается разграничение трех основных групп тактических инструментов:

1. Инструменты, ориентированные на индивидуалистическое поведение субъектов малого и среднего бизнеса, домохозяйств, мелких инвесторов и сберегателей, владельцев рабочей силы и человеческого капитала и др.

2. Инструменты, ориентированные на добровольно-координированное или корпоративное поведение, в основе которого лежит некоторый совместный интерес субъектов. Это может быть некоммерческое партнерство или общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество или ассоциация людей, реализующих общие профессиональные интересы.

3. Инструменты, нацеленные на субъекты командно-коллективных, т. е. организованных органами государственной власти, действий (в региональной социально-экономической по-

литике это налогоплательщики, государственные служащие, бюджетные учреждения и др.) [3, с. 171-172].

В. Ахполова выстраивает иную аргументацию, определяя инструменты активизации интеграционного взаимодействия двух соседних и во многом комплементарных друг другу региональных систем. В отношении институциональной группы инструментов ее позиция схожа с позицией А. Киргуева.

Вместе с тем В. Ахполова обращает особое внимание на функцию коррекции параметров институциональной среды, контрактных соглашений и форм экономического поведения, свойственную предлагаемым ей институциональным инструментам, а также формулирует набор требований, которым должны удовлетворять данные инструменты:

- соответствовать природе процесса и конкретному механизму его формирования и реализации;

- поддерживать применяемую стратегию осуществления и развития интеграционного взаимодействия;

- составлять инструментальный комплекс, т. е. обладать системным качеством (применение одного или нескольких вычлененных из этого комплекса инструментов, как правило, не приводит к ожидаемому результату) [4, с. 165-167].

Соглашаясь с выводом о высокой эффективности и востребованности институциональных инструментов в пространстве ЮМР, в котором накопилось множество противоречащих друг другу норм, стандартов, традиций, форм контрактов и способов экономического поведения, следует оговорить, что обоснованной выше стратегии симметричной интеграции потребуется иная группа тактических инструментов.

Приоритеты инструментального обеспечения развития интересующего нас макрорегио-нального пространства заданы самими условиями стратегической коррекции. В условиях асимметрии процесса интеграции и смены административной парадигмы управления развитием макрорегиональной системы ЮМР на интеграционно-воспроизводственную парадигму особое значение приобретают инструменты

оценки параметров интеграционного взаимодействия, позволяющие достичь следующих рубежей исследования:

- определить реальные результаты указанного процесса;

- соотнести их с планируемыми рубежами.

Обобщение результатов анализа факторов,

обусловливающих стратегическую ориентацию развития ЮМР, позволяет предложить следующие новационные инструменты оценки параметров интеграционного взаимодействия региональных систем в пространстве ЮМР, обеспечивающие соразмерность между вертикальной и горизонтальной компонентами данного процесса:

А. Коэффициент макрорегиональной адаптации федеральных интеграционных программ и проектов, рассчитываемый как отношение инвестиционных ресурсов, направленных на развитие системного качества отношений в макрорегиональном пространстве, к общей стоимости инвестиционных ресурсов, консолидированных в составе программы или проекта. При этом под системным качеством понимается:

- создание элементов общей инфраструктуры;

- реализация макрорегиональных инвестиционных проектов, в которых к федеральным средствам присоединены средства двух и более регионов ЮМР;

- подготовка человеческого фактора для мак-рорегиональных инвестиционных проектов;

- коррекция институциональных параметров развития макрорегионального пространства;

- формирование и развитие организационных структур управления макрорегиональной системой;

- разработка новых технологий для экономической интеграции и социальных коммуникаций в макрорегиональном пространстве и др.

Чем больше данный коэффициент, тем лучше оцениваемая программа адаптирована к задачам развития макрорегиональной системы.

Расчеты, проведенные авторами по данным действующего варианта ФЦП «Юг России», показывают, что применительно к современной ситуации в ЮМР указанный коэффициент составляет 0,03. Это означает, что ФЦП «Юг Рос-

сии» по своему реальному содержанию не является макрорегиональной программой и ориентирована на удовлетворение локальных потребностей функционирования и развития отдельных регионов.

Б. Прирост частных инвестиций, приходящийся на единицу прироста государственных инвестиций в развитие системы макрорегиона: чем больше значение данного оценочного показателя, тем выше «приватная» продуктивность государственных инвестиций.

Отметим, что в данном случае определяется своеобразный эффект мультипликации, на который способны государственные бюджетные инвестиции. При этом важна корректная функциональная ориентация последних. Например, в случае простого «вытеснения» государством частного бизнеса из определенных сфер общественно-хозяйственной жизни предлагаемый показатель прироста частных инвестиций, приходящегося на единицу прироста государственных инвестиций в развитие системы макрорегиона, скорее всего, будет близок к нулю.

Напротив, в случае направления государственных инвестиционных ресурсов на создание новых инфраструктурных объектов, обозначающих развитие каких-либо новых рынков и видов хозяйственной деятельности, данный показатель отразит «всплеск» частных инвестиций (причем с определенным лагом во времени).

Учитывая отмеченный лаг во времени, целесообразно использовать следующую методи-

ку расчета прироста частных инвестиций, приходящегося на единицу прироста государственных инвестиций в развитие системы макрорегиона, - оценивать прирост частных инвестиций спустя год после осуществления государственных инвестиций. Применительно к современной ситуации в ЮМР (расчеты производились по действующему варианту ФЦП «Юг России») данный показатель составляет 0,32, что свидетельствует о низкой инвестиционной «продуктивности» государственных вложений.

Было бы неверно предлагать, не опираясь на достаточно объемную базу расчетов обоих предложенных оценочных показателей, какие-либо «надуманные» нормативы, с помощью которых можно было бы установить характер интеграционного взаимодействия. Указанные нормативы можно определить только путем длительного измерения и сопоставления параметров интеграционного взаимодействия.

Экономический смысл предложенных инструментов оценки схематично отображен на рис. 2.

Предложенные в данном разделе инструменты оценки параметров развития макрорегио-нальной системы спроектированы для условий ЮМР. Между тем, они могут использоваться и для управления развитием других макроре-гиональных систем современной России, поскольку обладают необходимой методической

Коэффициент макрорегиональной адаптации

Центр ФЦП, проекты ЮМР

Развитие системного качества отношений

в макро- региональном пространстве

инвестиций

Прирост частных инвестиций на единицу прироста государственных инвестиций

Рис. 2. Экономический смысл инструментов оценки параметров интеграционного взаимодействия в пространстве ЮМР

универсальностью, позволяют оценить общие для всех макрорегиональных систем параметры их развития.

Указанные инструменты целесообразно дополнить группой институциональных инструментов, поскольку полученные при пробных замерах параметры развития макрорегиональ-ной системы ЮМР свидетельствуют о наличии следующих институциональных проблем:

- устойчивой, институционально закрепленной асимметрии между концентрацией финансово-инвестиционных ресурсов в составе ФЦП «Юг России» и локализацией целей их использования;

- институционально закрепленного разрыва между потоками государственных и частных инвестиций в развитие макрорегиональной системы ЮМР.

Обобщая полученные результаты, можно отметить следующее.

Существенная и устойчивая асимметрия между вертикальной и горизонтальной компонентами процесса интеграционного взаимодей-

ствия региональных систем в расширенном пространстве Южного макрорегиона обусловлена действующей административной парадигмой управления развитием данной территориальной системы. Отмеченная асимметрия замедляет эволюционный процесс в пространстве Южного макрорегиона и препятствует утверждению в нем инновационного типа воспроизводства. В результате требуется стратегическая коррекция развития данной пространственной системы.

Для решения этой задачи предлагается методологически и инструментарно обеспеченная стратегия симметричной интеграции развития системы Южного макрорегиона России, реализация которой обеспечит устойчивую соразмерность между вертикальной и горизонтальной компонентами интеграционного взаимодействия в макрорегиональном пространстве, смену административной парадигмы управления развитием на интеграционно-воспроизводственную, а также условия для утверждения инновационного типа воспроизводства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ойкен, В. Принципы экономической политики [Текст] / В. Ойкен. - М.: Прогресс, 1995.

2. Шарапов, М.В. Функциональное содержание отношений, факторы формирования и стратегии развития финансового рынка макрорегиона [Текст] / М.В. Шарапов. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2006.

3. Киргуев, А.Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях де-

зинтеграции хозяйственного пространства [Текст] / А.Т. Киргуев. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2006.

4. Ахполова, В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона [Текст] / В.Б. Ахполова. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.