Научная статья на тему 'Ключевые принципы формирования стратегии развития региональной инфраструктуры'

Ключевые принципы формирования стратегии развития региональной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / REGIONAL INFRASTRUCTURE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ГОСУДАРСТВЕННО – ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробейников И.О.

В данной статье автор отвечает на следующие вопросы: Какие принципы необходимо использовать при разработке стратегии развития инфраструктуры региона? Какие формы развития инфраструктуры региона являются наиболее эффективными? Каким образом делать выбор форм развития инфраструктуры региона?I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article answers the following questions: What principles should be used when developing a strategy for infrastructure development in the region? What forms of infrastructure development in the region are the most effective? How to choose the forms of infrastructure development in the region?

Текст научной работы на тему «Ключевые принципы формирования стратегии развития региональной инфраструктуры»

УДК 657.5

И. О. Коробейников

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ключевые слова: региональная инфраструктура, стратегия, государственно - частное партнерство.

В данной статье автор отвечает на следующие вопросы: Какие принципы необходимо использовать при разработке стратегии развития инфраструктуры региона? Какие формы развития инфраструктуры региона являются наиболее эффективными? Каким образом делать выбор форм развития инфраструктуры региона?

Keywords: regional infrastructure, strategy, public - private partnership.

In this article answers the following questions: What principles should be used when developing a strategy for infrastructure development in the region? What forms of infrastructure development in the region are the most effective? How to choose the forms of infrastructure development in the region?

Развитие региональной инфраструктуры имеет важное как социальное, так и экономическое значение для региона и всей страны. Инвестиционно - строительные проекты направленные на создание и реконструкцию инфраструктурных объектов регионов позволяют не только улучшить качество жизни населения, но и способны интенсифицировать экономический рост. В тоже время, реализация региональных инфраструктурных проектов сдерживается дефицитом бюджетов субъектов РФ. Другим источником финансирования подобных проектов является Федеральный бюджет, однако принципиальным условием выделения денег является наличие частного софинансирования. Таким образом, Федеральные органы власти мотивируют субъекты РФ к использованию механизма государственно - частного партнерства.

В тоже время, использование механизма ГЧП сдерживается рядом факторов, таких как отсутствие прозрачности процедур

перераспределения рисков между бизнес -структурами и органами региональной власти; длительные сроки реализации проектов с использованием бюджетных средств, вследствие бюрократизации управленческих решений и процедур; спонтанный характер инвестиций. Более того, следует констатировать, что системная политика в области перспективного планирования строительства и реконструкции объектов транспортной, энергетической, социальной и коммунальной инфраструктуры в большинстве субъектов РФ отсутствует.

Таким образом, на настоящем этапе существует объективная необходимость

формирования и реализации региональных стратегий комплексного развития инфраструктуры субъектов РФ. В качестве базовых нормативных документов для таких стратегий следует выделить:

- правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации [2];

- рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации, опубликованные Министерством экономического развития РФ в 2013 г. [3];

- законы субъектов РФ о ГЧП, например, закон Нижегородской области «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» № 40-З от 11.03.2010 [1].

На основе анализа практики реализации проектов ГЧП в РФ, при формировании региональных стратегий развития инфраструктуры использовать следующие базовые принципы:

- диверсификация источников финансирования. Данный принцип подразумевает целесообразность привлечения к проектам развития региональной инфраструктуры частных инвестиций, а также частичное финансирование строительства инфраструктурных объектов из различных Федеральных целевых программ и грантов;

- систематизация использования бюджетных средства. Этот принцип предполагает устранение диспропорций финансирования строительства инфраструктурных объектов на основе формирования инвестиционной политики в на уровне муниципалитетов и региональных органов власти;

- конкурентоспособность технологий. Данный принцип предполагает, что при принятии решения об использовании технологий при строительстве или реконструкции инфраструктурных объектов необходимо руководствоваться не только критериями первоначальной стоимости материалов, элементов конструкции зданий, выполнения работ, но и эксплуатационными характеристиками;

- энергоэффективность и экологичность. Данный принцип подразумевает необходимость учета экологических характеристик при проектировании, строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов.

Реализация данных принципов может быть осуществлена на основе предлагаемой стратегии развития региональной инфраструктуры (рис. 1). Она является базой для принятия всех управленческих решений относительно проектов строительства и реконструкции инфраструктурных объектов.

Данная стратегия основывается на глубоком анализе демографических, экономических и научно-технических факторов, воздействующих на

определенные территории, а также транслирует цели и приоритетные направления развития задаваемые, федеральным уровнем управления.

Одним из основных элементов стратегии является бюджет. В нем должны быть указаны все

источники финансирования соответствующих проектов (местные, региональные и федеральные бюджеты, целевые программы, средства частных инвесторов).

Экономические цели развития региона

Законы и нормативные акты

а к в

о р

и

кти

е р

р о

Инвестиционная стратегия развития региональной

инфраструктуры +

Факторы среды региона

Базовые принципы развития инфраструктуры региона

X

Бюджет (среднесрочный и краткосрочный)

X

Определение инвестиционных приоритетов

Декомпозиция стратегии на конкретные цели и проекты (в виде дерева целей)

Выбор способа реализации проектов:

Прямое финансирование из местного, регионального и федерального бюджетов Модели ГЧП:

BTO - Build, Transfer, Operate (строительство -передача -эксплуатация) BOO - Build, Own, Operate -(строительство -владение -эксплуатация/управ ление) BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer -строительство -эксплуатация/управление - обслуживание -передача)

Технологическая, экономическая, правовая, экологическая экспертизы

Реализация проектов

*

г Экономический эффект от привлечения частных инвестиций и мероприятий по энергосбережению

Социальный эффект

Мониторинг эффективности реализации стратегии

Рис. 1 - Стратегия развития региональной инфраструктуры

Исходя из бюджета, необходимо выбрать базовые приоритеты развития инфраструктуры региона, на основании чего можно декомпозировать все заявленные стратегические направления на конкретные цели и проекты. Для этого представляется возможным построение дерева целей, где будут указаны конкретные проекты и сроки их реализации.

В настоящее время можно выделить следующие способы реализации инвестиционных проектов развития региональной инфраструктуры:

1. Прямое финансирование из местного, регионального и федерального бюджетов.

2. Использование различных моделей частно - государственного партнерства. Наиболее приемлемыми в отечественной практике среди них являются: BTO - Build, Transfer, Operate

(строительство - передача - эксплуатация); BOO -Build, Own, Operate (строительство - владение -эксплуатация/управление); BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство -

эксплуатация/управление - обслуживание -передача).

При выборе форм реализации инфраструктурных проектов следует использовать построение матрицы приоритетов (рис. 2).

Список инвестиционных проектов по развитию региональной инфраструктуры

Анализ привлекательности проектов для инвесторов

Оценка по критериям:

PI - индекс рентабельности инвестиций NPV Ш

PI-1 + -

где

NPV - чистый дисконтированный доход; TIC - полные инвестиционные затраты проекта

Анализ социальной и экономической эффективности для субъекта РФ

Оценка по критериям:

- бюджетная эффективность;

- социальная эффективность и значимость;

- величина привлекаемых инвестиций; ИППР - интегральный показатель привлекательности проекта для региона ИППР = К1 Бэ + К2 Сэ + К3Иэ,

где

К1, К2, КЗ - весовые коэффициенты, определяемые экспертным путем;

Бэ - балльная оценка бюджетной эффективности; Сэ - балльная оценка социальной значимости проекта; Иэ - балльная оценка по показателю величины привлекаемых инвестиций

Реализация возможна без Реализация проекта

финансовой поддержки в целесообразна с

рамках приоритетного использованием механизма

инвестиционного проекта частно-государственного

(ВАРИАНТ 1) партнерства с оказанием

поддержки в рамках

приоритетного

инвестиционного проекта

(ВАРИАНТ 2)

Реализация проекта не Реализация целесообразна с

целесообразна использованием финансовой

(ВАРИАНТ 4) поддержки в рамках

приоритетных инвестиционных

проектов или прямое

государственное

финансирование

(ВАРАНТ 3)

0 5 10

Интегральный показатель привлекательности проекта для региона ИППР

Рис. 2 - Матрица приоритетов принятия решений о выборе форм реализации инфраструктурных проектов

Обязательным условием для всех проектов инфраструктуры является технологическая,

строительства (реконструкции) объектов экономическая, правовая, экологическая экспертизы

проектов. Реализация проектов с использованием частных инвестиций и энергосберегающих технологий позволяет получить экономический эффект в виде экономии денежных средств регионального бюджета, которые могут быть направлены на другие социальные проекты. Эффективность работы данной модели должна обеспечиваться на основе мониторинга.

Литература

1. Закон Нижегородской области «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» № 40-З от 11.03.2010.

2. Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. №134 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2008 №468, Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. №1064)

3. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации// Министерство экономического развития РФ, Москва 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© И. О. Коробейников - д-р экон. наук, проф., дир. Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Нижегородсмета»; smeta-nnov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.