УДК 338.246.2
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
© 2014
Н.А. Полянская, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и статистика»
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)
Е.Ю. Денисов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятия» Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новгород (Россия)
Аннотация: Рассмотрены ключевые проблемы и принципы использования механизмов государственно-частного партнерства при развитии региональной инфраструктуры. Предложена методика стратегического анализа инвестиционных проектов развития региональной социальной инфраструктуры
Ключевые слова: экономика региона, государственно-частное партнерство, региональная инфраструктура, принципы развития инфраструктуры.
Развитие региональной инфраструктуры имеет важное как социальное, так и экономическое значение для региона и всей страны. Инвестиционно - строительные проекты направление на создание и реконструкцию инфраструктурных объектов регионов позволяют не только улучшить качество жизни населения, но и способны интенсифицировать экономический рост. В тоже время, реализация региональных инфраструктурных проектов сдерживается дефицитом бюджетов субъектов РФ. Другим источником финансирования подобных проектов является Федеральный бюджет, однако принципиальным условием выделения денег является наличие частного софинансирования. Таким образом, Федеральные органы власти мотивируют субъекты РФ к использованию механизма государственно - частного партнерства. В тоже время, использование механизма ГЧП сдерживается рядом факторов, таких как отсутствие прозрачности процедур перераспределения рисков между бизнес - структурами и органами региональной власти; длительные сроки реализации проектов с использованием бюджетных средств, вследствие бюрократизации управленческих решений и процедур; спонтанный характер инвестиций. Системная политика в области перспективного планирования строительства и реконструкции объектов транспортной, энергетической, социальной и коммунальной инфраструктуры в большинстве субъектов РФ отсутствует.
Решение проблем развития региональной социальной инфраструктуры должно носит комплексный характер и основываться на следующих принципах (таблица 1):
Таблица 1 - Принципы развития региональной социальной инфраструктуры
Название принципа Характеристика принципа
Диверсификация источников финансирования Необходимо привлечение к проектам частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), а также частичное финансирование строительства социальных объектов из различных Федеральных целевых программ и грантов
Дебюрократизация принятия управленческих решений и процедур Сокращение сроков согласования проектов, минимизация бюрократических процедур при одновременном сохранении качества проектов
Систематизация использования бюджетных средств Устранение диспропорций финансирования объектов на основе формирования инвестиционной политики в социальной сфере на уровне муниципалитетов и региональных органов власти
Конкуренте способное ть технологий При принятии решения об использовании технологий при строительстве объектов социального назначения необходимо руководствоваться не только критериями первоначальной стоимости материалов, элементов конструкции зданий, выполнения работ, но и эксплуатационными характеристиками. Важно, чтобы в социальной сфере использовались самые передовые инновационные технологии
Гармонизация социального и экономических эффектов Требуется нахождение оптимального баланса между стоимостью строительства объектов и уровнем социального эффекта, который этот объект формирует
Энергоэффективность и экологичность Необходим учет экологических факторов при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов социального назначения. При этом энергоэффективностъ зданий социального назначения должна служить в качестве одного из основных критериев при проектировании объектов
зе демографических, экономических и научно-технических факторов, воздействующих на определенные территории, а также транслирует цели и приоритетные направления развития задаваемые, федеральным уровнем управления.
Законы н нормативные акты
Социально-экономические цели развития региона
Инвестиционная стратегии развития региональной социальной
Факторы среды региона
(экономические, демографические и т.д.
Базовые принципы развития социальной
Бюджет (среднесрочный и краткосрочный)
I
Определение инвестиционных приоритетов
Декомпозиция стратегии на конкретные цели и проекты (в виде дерева целей"
Выбор способа реализации проектов:
Модели ГЧП:
Прямое финансирован! е из местного, региональной: и федерального бюджете!
ВТО - Build, Transfer, Operate (строительство - передача -эксплуатация)
BOO - Build, Own, Operate -(строительство -владение -экс плуатация/ управление)
ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer — строительство — эксплуатация/управле ние - обслуживание -передача)
Технологическая, экономическая, правовая.
экологическая экспертизы проектов |
Реализация проектов
Экономический эффект от привлечения частных инвестиций и мероприятий по энергосбережению
Социальный эффект
Реализация данных принципов может быть осуществлена на основе предлагаемой стратегии развития региональной социальной инфраструктуры (рисунок 1).
Все мероприятия должны осуществляться на основе специально разработанной стратегии развития региональной социальной инфраструктуры. Она является базой для принятия всех управленческих решений относительно проектов строительства и реконструкции объектов социального назначения.
Данная стратегия основывается на глубоком анали-
Мониторинг эффективности реализации стратегии развития социальной инфраструктуры
Рисунок 1- Стратегия развития региональной социальной инфраструктуры
Одним из основных элементов стратегии развития социальной инфраструктуры региона является бюджет. В нем должны быть указаны все источники финансирования соответствующих проектов (местные, региональные и федеральные бюджеты, целевые программы, средства частных инвесторов).
Исходя из бюджета, необходимо выбрать базовые приоритеты развития социальной сферы региона, на основании чего можно декомпозировать все заявленные стратегические направления на конкретные цели и проекты. Для этого представляется возможным построение дерева целей, где будут указаны конкретные проекты и сроки их реализации.
В настоящее время можно выделить следующие способы реализации инвестиционных проектов развития социальной инфраструктуры:
1. Прямое финансирование из местного, регионального и федерального бюджетов.
2. Использование различных моделей частно-государственного партнерства. Наиболее приемлемыми в отечественной практике среди них являются: BTO -Build, Transfer, Operate (строительство - передача - эксплуатация); BOO - Build, Own, Operate (строительство - владение - эксплуатация/управление); BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача).
Таким образом, целесообразно внедрение дифференцированной модели реализации частно-государственного партнерства в социальной сфере, базирующейся на сочетании различных вариантов концессионных отношений — возвратной, при которой государственные власти возмещают концессионеру сумму произведенных им затрат за счет бюджетных средств и компенсационной, при которой предприниматель оплачивает значительную часть проекта с последующей компенсацией затрат его пользователями.
Востребованы такие хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике схемы инвестирования материальной базы социальных отраслей, как использование в частно-государственном партнерстве институтов рынка коллективных инвестиций (конструкцию ПИФов венчурных инвестиций) в социальную инфраструктуру, что позволит решить одну из основных проблем малых предприятий — невозможность предоставления в кредитующий банк залоговых обеспечений и создать двухуровневую систему обеспечения гарантий для соединения частного и государственного инвестиционного участия, что наиболее эффективно может содействовать реализации социально значимых задач государства [2].
Обязательным условием для всех проектов строительства (реконструкции) зданий социальной инфраструктуры является технологическая, экономическая, правовая, экологическая экспертизы проектов. Реализация проектов с использованием частных инвестиций и энергосберегающих технологий позволяет получить экономический эффект в виде экономии денежных средств регионального бюджета, которые могут быть направлены на другие социальные проекты. Эффективность работы данной модели должна обеспечиваться на основе мониторинга.
Методика стратегического анализа инвестиционных проектов развития региональной социальной инфраструктуры
В инвестиционном проекте должны быть реализованы интересы одновременно двух сторон: представителей частного бизнеса (инвесторы) и интересы конечных получателей услуг (жителей города, муниципалитетов). На практике данные требования к инвестиционным проектам не всегда удается реализовать.
Например, привлекательный с точки зрения социальной значимости инвестиционный проект по всем показателям не интересен для инвесторов. Это может быть связано с длительным сроком окупаемости или низкой рентабельностью.
В данном случае с целью мотивации инвестора может быть использован механизм приоритетных инвестиционных проектов и финансовые меры поддержки со стороны муниципальных и региональных представителей государственной власти. Придание проекту статуса приоритетного имеет важное стратегическое значение для потенциальных инвесторов. Однако далеко не все проекты могут получит этот статус и соответственно финансовую поддержку.
Для определения направлений развития конкретных проектов и механизмов мотивации и поддержки инвесторов целесообразно проведение стратегического анализа инвестиционных проектов (рисунок 2).
Принципиальное отличие данной методики от других заключается в использовании в качестве критериев эффективности инвестиционных проектов не только экономической привлекательности, но и социальной значимости финансовых инициатив.
Список инвестиционных проектов по развитию социальной инфраструктуры
Ш
Анализ привлекательности проектов для инвесторов
Оценка по критериям:
PI индекс рентабельности инвестиций
NPV PI = 1 + --
TIC
где:
NPV-чистый дисконтированный доход; TIC - полные инвестиционные затраты проекта
Анализ социальной н экономической эффективности для населения н муниципалитета
Оиенка по критериям:
-бюджетная эффективность; -социальная эффективность и значимость;
ИППР - интегральный показатель привлекательности проекта для региона ИППР =К1Бэ+К2Сэ+ КЗИэ, где:
Kl, К2, КЗ - весовые коэффициенты, определяемые экспертным путем;
Бэ- балльная оценка бюджетной эффективности; С?- балльная опенка социальной значимости проекта; Иэ- балльная оценка по показателю в
Реализация возможна без финансовой поддержки в рамках приоритетного инвестиционного проекта (ВАРИАНТ 1) Реализация проекта целесообразна с использованием механизма частно-государственного партнерства с оказанием поддержки в рамках приоритетного инвестиционного проекта (ВАРИАНТ 2)
Реализация проекта не целесообразна (ВАРИАНТ 4) Реализация целесообразна с использованием финансовой поддержки в рамках приоритетных инвестиционных проектов или прямое государственное финансирование
Интегральный показатель привлекательности проекта для региона ИППР
L
Технологическая, правовая, экологическая экспертиза
Отбор инвестиционных проектов и обоснование мер их подаержкн
Принятие решении и заключение договоров
Рисунок 2 - Методика стратегического анализа инвестиционных проектов
Таким образом, методика акцентирует внимание на соблюдении баланса интересов частных инвесторов, региональных и федеральных органов власти и общества. На основе этого изначально закладывается возможность применения таких форм инвестиционных проектов, как частно-государственное партнерство, а также учитывается необходимость поддержки со стороны государственных органов власти поддержи определенных проектов.
Анализ инвестиционных проектов включает в себя следующие критерии: привлекательность проектов для инвесторов; социальная и экономическая эффективность для населения и муниципалитета.
Первый критерий может быть выражен в традиционных показателях, таких, как: чистая текущая стоимость денежных потоков (ЫРУ), срок окупаемости инвестиций (РВР), внутренняя норма рентабельности (1КЯ). Относительным показателем является индекс рентабельности инвестиций (Р1), который позволяет учитывать полные инвестиционные затраты проекта (Т1С'). Данный аспект предопределяет выбор именно этого показателя для оценки критерия привлекательности проектов для инвесторов в предлагаемой методике (1).
ЫР¥ (!)
Р1 = 1 +
ПС
При Р1 >1 - проект является рентабельным, и его следует принять, при Р1 < 1 - проект нерентабелен для инвестора, Р1 = 1 означает, что инвестор не понесет ни прибыли, ни убытков.
Второй критерий - социальная и экономическая эффективность для региона, обычно выражается различными показателями, которые не поддаются интеграции. Данные показатели представляется возможным разбить на три группы: бюджетная эффективность; социальная значимость проекта; величина привлекаемых инвестиций.
Бюджетная эффективность обычно рассчитывается как сумма планируемых к уплате налогов и неналоговых платежей в консолидированные бюджеты за минусом предоставляемых инвестору налоговых льгот и иных мер государственной поддержки.
Социальная эффективность может быть выражена в таких показателях, как изменение количества рабочих мест, условий труда, структуры производственного персонала, уровня здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий, снабжение населения отдельными видами товаров, экономия свободного времени населения и т.д.
Этап 1. Балльная экспертная оценка показателей социальной и экономической значимости проекта (по десятибалльной шкале):
Бэ — балльная оценка бюджетной
эффективности;
Сэ — балльная оценка социальной
значимости проекта;
Иэ - балльная оценка по
показателю величины
привлекаемых инвестиций
Этап 2. Определение весовых коэффициентов:
К] — весовой коэффициент бюджетной эффективности; К2 — весовой коэффициент социальной значимости проекта;
КЗ — весовой коэффициент по показателю величины привлекаемых инвестиций приусловии, что К1 + К2 + КЗ = 1
Этап 3. Расчет интегрального показателя социальной привлекательности проекта (ИППР):
ИППР =К1 Бэ + К2 Сэ + КЗИэ
Этап 4. Принятие управленческих решений о привлекательности инвестиционного проекта на основе критериев:
ИППР < 5 — проект признается незначимым с точки зрения социальной и экономической эффективности для субъектов Федерации; ИППР = 5 — проект имеет среднее социальное и экономическое значение; ИППР > 5 — инвестиционный проект имеет важное социальное и экономическое значение для региона
Рисунок 3 - Алгоритм оценки социальной и экономической значимости инвестиционных проектов для региона
Алгоритм оценки социальной и экономической значимости инвестиционных проектов для региона представлен на рис 3.
Данные показатели могут быть интегрированы на основе экспертных балльных оценок по формуле (2).
ИППР = К1 Бэ + К2 Сэ + КЗИэ, (2)
где: ИППР - интегральный показатель привлекательности проекта для региона; К1, К2, КЗ - весовые коэффициенты, определяемые экспертным путем; Бэ - балльная оценка бюджетной эффективности (по 10-балльной шкале); Сэ - балльная оценка социальной значимости проекта (по 10-балльной шкале); Иэ - балльная оценка по показателю величины привлекаемых инвестиций (по 10-балльной шкале).
Если ИППР < 5, проект следует отнести к незначимым с точки зрения социальной и экономической эффективности для субъектов Федерации. При ИППР = 5 считается, что проект имеет среднее социальное и экономическое значение. Ситуация, когда ИППР > 5, означает, что инвестиционный проект имеет важное социальное и экономическое значение для региона.
Расчет предложенных показателей позволяет построить матрицу «Инвестиционная привлекательность - социальная значимость». Данная матрица разбита на четыре сектора, для каждого из которых предложены различные модели реализации инвестиционных проектов (таблица 2).
Вариант 1, когда инвестиционная привлекательность
высокая, однако проект не имеет социального значения, со стороны региональной исполнительной власти возможны лишь некоторые финансовые и нефинансовые меры поддержки:
- действие принципа «неухудшения» условий для инвестора;
- распространение позитивной информации об инвесторе;
- налоговые льготы.
Таблица 2 - Характеристика основных вариантов реализации проектов
Вариант 1 Р1 > 1; ИППР< 5 Инвестиционный коммерческий проект
Цели проекта 1. Получение прибыли частными инвесторами
Инициатор проекта Частный инвестор
Механизм поддержки проекта со стороны исполнительной и законодательной власти 1. Возможны некоторые финансовые и нефинансовые меры поддержки: - действие принципа «неухудшения» условий для инвестора; - распространение позитивной информации об инвесторе; - налоговые льготы; - привлечение средств инвестиционного фонда РФ
Вариант 2 Р1> 1; ИППР>5 Частно-государственное партнерство
Цели проекта 1. Объединение государственного и частного капиталов с целью реализации крупномасштабных инвестиционных проектов (в первую очередь развитие инфраструктуры) и получение на этой основе прибыли частными инвесторами. 2. Обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности. 3. Повышение доступности и улучшение качества услуг, предоставляемых населению с использованием объектов социальной инфраструктуры, за счет привлечения частных инвестиций в создание, модернизацию, обслуживание, эксплуатацию объектов
Инициатор проекта Органы федеральной и региональной исполнительной власти, частные инвесторы
Механизм поддержки проекта со стороны исполнительной и законодательной власти 1 .Нефинансовые меры поддержки в рамках приоритетных инвестиционных проектов: - действие принципа «неухудшения» условий для инвестора; - распространение позитивной информации об инвесторе; - развитие общей инфраструктуры бизнеса; - сопровождение стратегически важных инвестиционных проектов на всех стадиях реализации. 2.Финансовые меры поддержки в рамках приоритетных инвестиционных проектов: налоговые льготы; инвестиционный налоговый кредит; освобождение от арендной платы за земельные участки; - государственные гарантии региональных властей. 3. Привлечение средств инвестиционного фонда РФ
Вариант 3 Р1 < 1; ИППР >5 Социально значимый инвестиционный проект
Цели проекта 1. Повышение доступности и улучшение качества услуг, предоставляемых населению с использованием объектов социальной инфраструктуры (включая развитие образовательных и медицинских учреждений)
Инициатор проекта Органы федеральной и региональной исполнительной власти; некоммерческие организации
Механизм поддержки проекта со стороны исполнительной и законодательной власти 1. Прямые государственные инвестиции 2. Некоторые меры финансовой поддержки в рамках приоритетных инвестиционных проектов: - освобождение от арендной платы за землю; - налоговые льготы. 3. Ряд нефинансовых мер поддержки в рамках приоритетных инвестиционных проектов: - распространение позитивной информации о проекте и инвесторе; - развитие общей инфраструктуры для реализации проекта; - сопровождение стратегически важных инвестиционных проектов на всех стадиях реализации
Вариант 2, когда высокая инвестиционная привлекательность сочетается с социальной экономической значимостью проекта для субъектов федерации, реализация проекта целесообразна с использованием механизма частно-государственного партнерства с оказанием поддержки в рамках приоритетного инвестиционного проекта.
В качестве инициаторов таких проектов могут выступать как органы федеральной и региональной исполнительной власти, так и частные инвесторы. Целями таких проектов являются:
- объединение государственного и частного капиталов с целью реализации крупномасштабных инвестиционных проектов (в первую очередь развитие инфраструктуры) и получения на этой основе прибыли частными инвесторами;
- обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- повышение доступности и улучшение качества услуг, предоставляемых населению с использованием объектов социальной и инженерной инфраструктуры, за счет привлечения частных инвестиций в создание, реконструкцию, модернизацию, обслуживание или эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Вариант 3, когда низкая инвестиционная привлекательность проектов не позволяет привлечь частных инвесторов, при этом проект является социально значимым, реализация его возможна на основе прямы государственных инвестиций._
Механизмами поддержки таких проектов могут быть:
1.Нефинансовые меры поддержки в рамках приоритетных инвестиционных проектов:
- действие принципа «неухудшения» условий для инвестора;
- распространение позитивной информации об инвесторе;
- развитие общей инфраструктуры бизнеса;
- сопровождение стратегически важных инвестиционных проектов на всех стадиях реализации.
2.Финансовые меры поддержки в рамках приоритетных инвестиционных проектов: налоговые льготы; инвестиционный налоговый кредит; освобождение от арендной платы за земельные участки; государственные гарантии региональных властей.
3. Привлечение средств инвестиционного фонда РФ.
Реализация таких проектов может осуществляться в
рамках определенных организационных форм: традиционной, «под ключ» и проектного управления. В современной бизнес-практике именно последняя форма зарекомендовала себя как наиболее эффективная и способствующая быстрой реализации крупномасштабных про-
ектов. В соответствии с ней выделяется интегрирующий и специализированный центр управления всем проектом - управляющая компания. Для этого целесообразно создание единого органа по ГЧП на региональном уровне с функциями подготовки, финансирования и участия в реализации проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрапетян, М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства/ Аналитическая записка опубликована на официальном сайте Государственной Думы РФ. - Электронный ресурс. - http://wbase.duma.gov.ru
2. Бородачев И.М., Вашаломидзе Е.В. Частно-государственное партнерство как фактор развития социально значимых проектов // Вопросы экономических наук. — 2007. — № 6.
3. Инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России. Пресс-релиз Центра Развития Государственно - частного партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/ru/
REGIONAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT THROUGH PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
© 2014
E. J. Denisov, the candidate of economic sciences, the senior teacher of the chair
of enterprise's economics Nizhniy Novgorod Pedagogical University, Nizhniy Novgorod (Russia) N.A. Polyanskaya, the candidate of economic sciences, the senior lecturer of chair
of economics and statistics Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Knyaginino (Russia)
Annotation: Examines the key issues and principles for the use of public-private partnership in the development of regional infrastructure. The technique of strategic analysis of investment projects of development of regional social infrastructure
Keywords: the region's economy, public-private partnerships, regional infrastructure, infrastructure development principles.