Региональная и отраслевая экономика
УДК 332.142
Х.А. Константиниди
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА
Южный макрорегион России относится к числу наиболее проблемных масштабных пространственных систем, обладающих значительными природными, человеческими и технологическими ресурсами и в то же время обремененных многочисленными рисками и угрозами. Приведем некоторые данные, отражающие эти обстоятельства.
В составе Южного макрорегиона (ЮМР) -существенно различные и исторически слабо связанные друг с другом в социально-экономическом и культурном отношении территории. В данном отношении конструкция ЮМР представляется достаточно искусственной, созданной административным путем без учета реальных сил социально-экономического притяжения. Как известно, такие силы лежат в основании процесса интеграционного взаимодействия.
Если конкретизировать оценку в качественном отношении, то ЮМР включает три различных типа субъектов-регионов РФ:
- три субъекта макрорегиона - Краснодарский край, Астраханская и Ростовская области -должны быть отнесены к регионам со средним уровнем развития;
- Волгоградская область - должна быть отнесена к регионам с уровнем развития ниже среднего;
- Республика Калмыкия - должна быть отнесена к регионам с низким уровнем развития.
Неравномерность развития многих региональных систем субъектов РФ, входящих в расширенное пространство ЮМР «по административной вертикали» дополняется неравномерно-
стью по «хозяйственной горизонтали». Такая комбинация обусловливает формирование ряда существенных угроз развитию макрорегиональ-ного пространства, из которых мы выделим две наиболее опасные.
Первая угроза заключается в стихийном оттоке наиболее ценных и перспективных ресурсов, факторов производства, владельцев квалифицированной рабочей силы и элементов человеческого капитала за пределы макро-регионального пространства. В основании данной угрозы лежит элементарное сопоставление естественных сил хозяйственного притяжения.
Дело в том, что сила хозяйственного притяжения глобальных центров развития окажется значительно выше, нежели сила притяжения локальных центров развития, организованных внутри макрорегиональной системы. В итоге вполне вероятно ресурсное и капитальное опустошение хозяйственной территории. Следует согласиться с А. Керашевым в том, что в данном отношении серьезные опасения вызывают как навязанные России извне, так и инициируемые определенными «компрадорскими» силами внутри нее проекты создания «транспортных коридоров» по осям «Север - Юг» и «Запад -Восток». В условиях сохраняющейся функциональной слабости и структурной отсталости Юга России такие «транспортные коридоры» вызовут к жизни губительные для страны инвестиционно-сырьевые «сквозняки» и окончательно закрепят за ней статус сырьевого придатка и мирового резервата отходов и невостребованных ресурсов [1].
Вторая угроза нормальному развитию мак-рорегиональной системы Юга России заключается в последовательном установлении специфического финансово-инвестиционного контроля над реальным сектором экономики. Отток денежного капитала, ориентация национальной финансовой системы и национальной валюты на мировые финансовые рынки обрекают ослабевшую национальную экономику России на зависимость от глобальных инвестиционно-финансовых игроков, а макрорегиональную систему Юга России, не обладающую значительными запасами сырья и энергоносителей, - на роль сегмента национальной экономики, приспособленного к обслуживанию тех или иных групп потребностей ТНК и прочих интеграционных образований глобального уровня.
Следует согласиться с А. Керашевым и в том, что содержание данной угрозы состоит в идеальном приспособлении структуры экономики Юга России для реализации принципа «сегментируй и финансово властвуй», поскольку совокупность взаимосвязанных факторов - концентрация вредных производств, превращение добычи и экспорта сырья в инвестиционно-и бюджетообразующую отрасль, ориентация национальной перерабатывающей промышленности на рост производства водки, пива и табака, неуклонное сокращение доли высокотехнологичных продуктов в ВВП, - не оставляет возможности для маневра в проведении макроре-гиональной экономической политики [2].
Отмеченное сочетание рисков, угроз и других феноменов, затрудняющих развитие интересующего нас макрорегиона, обусловливает повышенное внимание к факторам, воздействующим на эволюционный процесс пространственной системы.
Можно констатировать, что в пространстве развития Южного макрорегиона действуют различные факторы, взаимодействие которых обусловливает конкретную стратегическую ориентацию развития данной пространственной системы.
Реализация стратегического подхода к развитию предполагает классификацию указанных факторов. Существует несколько возможностей
проведения такой классификации. Оценим их, используя сопоставительный анализ возможностей и ограничений, предоставляемых различными вариантами группировок факторов развития:
- по времени возникновения факторов;
- по широте охвата региональных систем, находящихся в пространстве межрегионального взаимодействия;
- по силе воздействия тех или иных факторов на внутреннюю среду макрорегиона и др.
Классифицируя факторы развития макроре-гиональной системы по признаку времени их возникновения, мы получаем возможность оценить длительность действия тех или иных факторов и сопоставить результаты их влияния с учетом времени такого влияния. Однако такой способ классификации ограничивает анализ в том отношении, что относит к одним и тем же группам факторы, обладающие различной природой и вызывающие различные в качественном отношении результаты.
Классифицируя факторы развития макро-региональной системы по признаку широты охвата региональных систем, находящихся в пространстве межрегионального взаимодействия, мы получаем возможность оценить представительство тех или иных факторов в расширенном пространстве развития различных регионов, входящих в данное пространство. Вместе с тем такой способ классификации ограничивает потенциал анализа в том отношении, что не дает возможности привести полученные результаты к одному и тому же периоду времени, а также относит к одним и тем же группам факторы, обладающие различной природой.
Классифицируя факторы развития макро-региональной системы по признаку силы воздействия тех или иных факторов на ее внутреннюю среду, мы получаем возможность оценить представительство сильных, средних и слабых факторов в данной среде, а также определить наиболее сильные факторы, чтобы ориентироваться на них при формировании и реализации конкретных стратегий развития интересующей нас пространственной системы. Вместе с тем такой способ классификации ограничивает по-
тенциал анализа в том отношении, что абстрагируется от времени возникновения, представительства в пространстве макрорегиона и природы тех или иных факторов, воздействующих на развитие пространственной системы. Указанные ограничения существенны при применении стратегического подхода к исследованию и практическому осуществлению управления эволюционным процессом макрорегио-нальной системы.
Обобщим установленные выше результаты сопоставительного анализа под углом зрения процесса эволюции макрорегионального пространства ЮМР и потребностей избранного нами стратегического подхода. Нам необходимо найти компромиссный вариант группировки факторов, воздействующих на развитие указанной макрорегиональной системы, позволяющий рационально использовать потенциал избранного подхода.
Для ответа на поставленный вопрос оценим природу сил и факторов, существующих в расширенном пространстве макрорегиона. Многие ученые сходятся в том, что в указанном пространстве действуют силы и факторы, относящиеся к двум противоположно ориентированным, но неразрывно связанным между собой направлениям эволюционного процесса -направлению дифференциации и направлению интеграции.
А. Полиди прав в том отношении, что миссия любых экономических процессов и явлений, в том числе и дифференциации с интеграцией, должна раскрываться через функцию общественной полезности. Прежде всего, оба указанных процесса объективно нацелены на удовлетворение постоянно меняющихся запросов рынка как отражение постоянно растущих потребностей людей (экономический закон возвышения потребностей). Поэтому их следует рассматривать как формы общественного согласования между двумя переменными эволюционного процесса: потенциалом развития пространственной системы отношений; имеющимися потребностями данной системы [3].
Дифференциация означает разделение хозяйственного пространства, возникновение в нем ряда относительно самостоятельных структур-
ных образований, имеющих свои собственные потенциалы развития и потребности, интересы и капитальные факторы. Зачастую дифференциация сопряжена с возведением в пространстве хозяйственного взаимодействия барьеров, на преодоление которых приходится затрачивать энергию и ресурсы.
Напротив, интеграция означает синтез, соединение, переплетение и комбинирование потенциалов развития и потребностей обособленных друг от друга структурных образований; в пространстве хозяйственного взаимодействия возникают качественно новые масштабные структуры, которые взламывают ранее возникшие барьеры.
При этом обе формы согласования двух переменных эволюционного процесса предполагают одна другую. Так, дифференциация предполагает не только разделение, но и последующее соединение разных видов хозяйственной деятельности в единое целое, т. е. создание качественно нового хозяйственного комплекса.
Если такой комплекс позиционирован в пространстве одного региона или нескольких взаимодействующих между собой регионов, то он служит своеобразным инструментов интеграции интересующего нас метарегионального хозяйственного пространства. В указанном отношении дифференциация прокладывает дорогу интеграции пространственных систем социально-экономических отношений.
Интеграцию правомерно квалифицировать как доминирующую тенденцию общественно-хозяйственного развития современного мира. Содержание понятия «интеграция», если подходить к нему с философских, мировоззренческих позиций, можно раскрыть следующим образом: восстановление, обеспечение условий для существования и развития целостности.
В специфически экономическом смысле интеграция представляет собой объединение в целостную систему ранее самостоятельных отношений, блоков, элементов, формирование у них системных связей, или системного качества. Интегрировать прежде разрозненные элементы в хозяйственном пространстве - сформировать из них систему, обладающую главным качеством субъекта экономических отношений -
способностью самостоятельно функционировать и развиваться. Л. Абалкин следующим образом раскрывает понятие «интеграция» применительно к экономическим отношениям: «Интеграция - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними» [4].
Приведем также перспективную в смысле достижения целей нашего исследования научную позицию В. Ахполовой, определившей понятие «системное качество» применительно к пространственной системе: «Поскольку пространственная система устойчива и способна реализовать свои функции (прокормить локализованное в ней население, дать работу тем, кто в ней нуждается, обеспечить оборот функционирующего в ней капитала, создать и укрепить социальные коммуникации и т. п.), то входящие в ее состав структурные элементы и отдельные функции не существуют сами по себе как хаотические, случайно сложившиеся совокупности, а органически связаны между собой и обладают системным качеством» [5].
Подведем итоги. С учетом ранее установленных специфических характеристик системы макрорегиона, а также указанных выше возможностей и ограничений, предоставляемых различными вариантами группировок факторов развития, правомерен вывод о том, что
в основу классификации факторов, обусловливающих стратегическую ориентацию развития, целесообразно отнести признак принадлежности данных факторов к одному из двух альтернативных векторов, определяющих основные направления социально-экономических взаимодействий в макрорегиональном пространстве:
К вектору дифференциации, который обобщает и обозначает совокупность следующих процессов:
- обособление региональных систем в расширенном пространстве;
- спецификацию их ресурсов;
- специализацию действующего капитала и инфраструктуры.
К вектору интеграции, который обобщает и обозначает совокупность следующих процессов:
- синтез региональных систем в расширенном пространстве;
- соединение, комбинирование и переплетение их ресурсов;
- соединение, комбинирование и переплетение действующего капитала и инфраструктуры.
Используя данные векторы, можно оценить воздействие дифференцирующих и интегрирующих факторов на развитие Южного макрорегиона России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Керашев, А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интегральным образованием [Текст] / А.А. Керашев. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005. - С. 95-97.
2. Керашев, А.А. Интеграционно-воспроизводственная парадигма управления хозяйственным комплексом макрорегиона [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / А.А. Керашев. - Ростов н/Д, 2006. - С. 97-98.
3. Полиди, А. А. Диверсификация как доминирующая базовая стратегия развития российской про-
мышленности в условиях глобализации экономических отношений [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / А.А. Полиди. - Владикавказ, 2006.
4. Абалкин, Л.И. Логика экономического роста [Текст] / Л.И. Абалкин. - М.: ИЭ РАН, 2002. - С. 215.
5. Ахполова, В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в пространстве макрорегиона [Текст] / В.Б. Ахполова. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2007. - С. 5.