ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Н.Н. СЕТЯЕВА, СурГПУ, г. Сургут, Россия; И.Г. ДОРОВСКИХ, Н.М. ВЛАДИМИРОВ, ХМГМА, г. Ханты-Мансийск, Россия;
М.Р. АРПЕНТЬЕВА, Центр «Содействие», г. Калуга, Россия
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена возрастающими требованиями к развитию самостоятельности студентов с ОВЗ как субъектов физической культуры и спорта, поиску возможностей и путей развития самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры и спорта. Цель исследования заключалась в изучении проблемы формирования и развития самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры и спорта. Были использованы следующие методы исследования - теоретико-эмпирический анализ и синтез процессов и результатов формирования и развития личностной и учебно-профессиональной самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры и спорта. Показано, что в процессе занятий физической культурой и спортом развиваются способности студентов к саморегуляции, управлению своим состоянием и развитием. Сформулированы основные аспекты развития самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры и спорта как системы.
Ключевые слова: физическая культура, паралимпийский спорт, саморегуляция, личностная самостоятельность,
учебно-профессиональная самостоятельность, студенты с ОВЗ.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INDEPENDENCE OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN PHYSICAL EDUCATION
N.N. SETYAEVA, SurSPU, Surgut city, Russia; I.G. DOROVSKIKH, N.M. VLADIMIROV, KhMSMA, Khanty-Mansiysk city, Russia;
M.R. ARPENTYEVA, Center "Sodeystvie", Kaluga city, Russia
Abstract
The relevance of the article is due to the increasing requirements for the development of the independence of students with disabilities as subjects of physical culture and sports, the search for opportunities and ways to develop the independence of students with disabilities by means of physical culture and sports. The purpose of the study is to study the problems of formation and development of independence of students with disabilities by means of physical culture and sports. The research method is theoretical and empirical analysis and synthesis of processes and results of formation and development of personal and educational-professional independence of students with disabilities by means of physical culture and sports. It is shown that in the process of physical culture and sports, students develop the ability to self-regulate, manage their condition and development. The main aspects of the development of independence of students with disabilities by means of physical
culture and sports as a system are formulated.
Keywords: physical culture, Paralympics sports, self-regulation, personal independence, educational and professional
independence, students with disabilities.
Введение
Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями к развитию самостоятельности студентов с ОВЗ, поиску возможностей, средств и путей ее увеличения. Большое внимание в этом контексте традиционно придается физической культуре и спорту (пара-
лимпийскому). Самостоятельность студента с ОВЗ в рамках физкультурно-спортивной деятельности может быть рассмотрена как системная черта индивида - как личности, партнера, ученика и профессионала, раскрывающаяся умением и стремлением независимо, осознанно и сво-
е»)
бодно совершать и реализовывать решения в том, какие характеристики телесно-физического развития считать необходимыми для обеспечения индивидуальной целостности, само- и социальной эффективности; какое качество и тип телесного функционирования являются необходимыми и достаточными; какова должна быть телесная идентичность; как адаптироваться и развивать телесные возможности средствами адаптивной физической культуры и спорта (ФКиС) [1].
История адаптивной ФКиС инвалидов России для разных нозологических групп приходится на конец XIX - начало XX века. Еще в 1870 г. К.К. Грот создал в Петербурге первое в стране врачебно-гимнастическое общество, открыл двухгодичные курсы по подготовке преподавателей гимнастики для гимназий и прогимназий. В ХХ в. значительный вклад в развитие ФКиС в образовательных учреждениях страны, подготовку преподавателей в области ФКиС внёс В.А. Сухомлин-ский и многие иные известные педагоги, занимавшиеся проблемами профилактики педиогений (постстрессовых нарушений) и иных нарушений здоровья, возникающих и развивающихся в образовательном процессе. В зарубежной практике адаптивная ФКиС, паралимпийское движение и забота о здоровье школьников и студентов активно развивались в ответ на массовые инвалидизации людей в результате Первой и Второй Мировых войн, иных военных столкновений и конфликтов. Большое значение в истории адаптивного и паралимпийского спорта имеет стремление ряда стран, например, Японии, к всеобщности/инклюзивности, повышению качества и уровня подготовки специалистов в этой области [2]. В наше время эти исследования приобретают свою развернутую и системную форму. Как отмечают М.В. Аран-сон и Б.Н. Шустин, такие комплексные, многосоставные проблемы должны разрабатываться и, как правило, разрабатываются, многоцентровыми коллективами, включающими в себя специалистов различных профилей, часто из разных учреждений и разных стран [3, с. 57]. Одна из перспективных линий такого изучения рассматриваемой нами проблемы - работа в поле создания «интегральных» моделей и выявления обобщенных показателей актуального психофизиологического состояния и статуса студентов, занимающихся ФКиС. Для обоснования важности интегративного подхода достаточно обратиться к философской концепции жизни, отраженной олимпизмом: эта концепция объединяет в единое целое тело, волю и разум, что находит отражение в известном паралимпийском девизе - «Разум, тело, дух». Здесь важным моментом являются задачи разработки научно обоснованных методик психолого-педагогического сопровождения физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [4, с. 13] как деятельности самоактуализации и самореализации обучающегося с ОВЗ.
Цель исследования - изучить проблемы формирования и развития самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры и спорта.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования были использованы теоретико-эмпирический анализ и синтез процессов и результатов формирования и развития личностной и учебно-
профессиональной самостоятельности студентов с ОВЗ средствами ФКиС. В качестве ведущего теоретического концепта исследования выступают идея развития и развивающий подход, заложенный в школе Л.С. Выготского, работы и выводы А.Р. Лурии [5], представления психосоматики и антипсихиатрии о психосоциальных ресурсах развития. Второй центральный концепт работы - понятие самостоятельности студентов как уровня сформирован-ности и развитости компетенций [6]. Этот уровень можно определить по готовности и способности независимо, осознанно и свободно принимать и воплощать разные решения. Относительно направленности, интенсивности и типа собственной учебно-профессиональной активности, включая решения о характере своей физкультурной и спортивной, а также иных видах физической/телесной активности для решения задач самоосуществления для полноценного (К. Роджерс), «организмического» (А. Мас-лоу) [7] функционирования и совершенствования, а не только адаптации и социализации. Новизна реализуемого нами исследования заключается в попытке интегра-тивного, системно-деятельностного осмысления проблем формирования и развития самостоятельности студентов с ОВЗ средствами ФКиС [8]. Мы исходим из представления о том, что обучающиеся с ОВЗ - это студенты, чья индивидуальность и в том числе самостоятельность складываются в условиях попыток компенсации нарушений и возникших на их основе дефектов развития. Но направленность их развития должна быть связана с задачами самоосуществления (самоактуализации и самореализации).
Результаты исследования и их обсуждение
Физическая культура и спорт - область «культуры, которая представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими социальных обязанностей» [9, с. 122]. Пик интереса многих людей к ФКиС приходится на возраст студенчества: юность и молодость многих людей, включая людей с ОВЗ, тесно связана с самостоятельными и учебными занятиями ФКиС, включая спорт высших достижений вплоть до олимпийского и паралимпийского. Паралимпийский спорт - компонент адаптивной ФКиС, отличающийся от традиционных целей и задач лечебной физической культуры и физической реабилитации, а также от адаптивной физической культуры наличием соревновательного компонента, направленностью занятий физической культурой на совершенствование и достижение спортивного превосходства - над собой и другими людьми [10]. Многие исследования ограничиваются «адаптивными» целями данных занятий. Однако развитие паралимпийского движения говорит о том, что запрос людей с ОВЗ существенно больше, чем запрос на адаптацию и компенсацию имеющихся нарушений функционирования и развития, поэтому нужно обратиться к анализу проблем самоосуществления и совершенствования человека с ОВЗ посредством занятий ФКиС. «В отличие от обычного индивида, которому нужно развивать и совершенствовать только профессиональные спортивные навыки при нормальном уровне психофизического развития и физических способностей, адекватных
возрасту и полу индивида», студентам с ОВЗ нужно преодолеть собственную психофизическую ограниченность и достичь уровня физического развития, позволяющего «совершать движения, необходимые для определенного вида спорта, а затем совершенствовать их до уровня профессионального, ...до такой высокой степени, чтобы они могли превысить профессиональные результаты других спортсменов и послужили залогом победы» [11, с. 619-620].
Исследования самостоятельности и саморегуляции в физкультурно-спортивной активности молодых людей с ОВЗ и инвалидностями, как правило, осуществляются в соответствии с тенденцией, выявленной в ряде отечественных мета-исследований под руководством М.В. Аран-сона и Б.Н. Шустина. «Основные направления исследований в группах видов спорта в основном определяются специфическими требованиями, предъявляемыми спортивной деятельностью» [3, с. 57]. В рассматриваемой области большое значение имеют и вопросы организации, осуществления и совершенствования психолого-педагогического сопровождения спортсменов, изучение общих и особенных черт сопровождения нормотипич-ных спортсменов и паралимпийцев, спортсменов-пара-лимпийцев и занимающихся «обычной» физической культурой людей с ОВЗ [11, с. 618]. Кроме прочего, и в традиционном, и в адаптивном спорте, согласно выводам М.В. Арансона и Б.Н. Шустина: «Постоянный интерес для исследователей представляют различные методики предотвращения травматизма и заболеваемости, характер которых также определяется спецификой соревновательной деятельности» [3, с. 57].
Особенно важны здесь также типологический и индивидуальный подходы: управление процессом становления спортсмена как субъекта деятельности должно носить индивидуальный характер, управление им должно строиться на основе учета индивидуально-психологических особенностей [12, с. 172]. Учет психологических проблем и трудностей занятий может способствовать повышению успешности программ психологической работы со спортс-менами-паралимпийцами и иными занимающимися [1, с. 12; 11, с. 618]: «Качество тренировочного процесса в первую очередь определяется соблюдением дидактических принципов, основанных на психологических и физиологических исследованиях закономерностей реагирования спортсмена и его организма на те или иные воздействия» [13, с. 141]. В результате многие паралимпийцы имеют более высокую самооценку и оценку других людей, в сравнении с инвалидами и иными людьми с ОВЗ, не занимающихся спортом. Они также чаще применяют активные и конструктивные копинг-стратегии и демонстрируют большую компетентность саморегуляции, в том числе учебно-профессиональную самостоятельность, включая самостоятельность в области занятий ФКиС [11, 14].
Эмпирическая часть нашего исследования включала опрос студентов с ОВЗ, обучающихся в вузах ХМАО -Югры и Иркутской области. Опрос проводился в 20182021 гг. Выборка исследования представлена 30 спортс-менами-паралимпийцами в области спортивных игр, из них - 20 юношей и 10 девушек с нарушениями опорно-
двигательного аппарата. Все респонденты были действующими спортсменами, регулярно и успешно принимающими участие в паралимпийских соревнованиях разного уровня, все они изъявили желание принять участие в исследовании и обсуждении его результатов. Диагностика различных компонентов саморегуляции студентов-спортсменов с ОВЗ осуществлялась с помощью авторского опросника, результаты которого обрабатывались при помощи методики контент-анализа (качественно-количественного анализа текстовых данных).
Результаты письменных ответов респондентов на вопросы авторского опросника о том, зачем они занимаются спортом; какие изменения возникли в результате таких занятий; а также вопросы о том, насколько самостоятельными они себя ощущают, в каких областях и с чем это связано, показали, что респонденты отмечают рост самостоятельности в процессе занятий ФКиС и важность этого для спортивных успехов, самоосуществления человека посредством данных занятий.
Конкретные результаты авторского опроса самостоятельности студентов с ОВЗ оказались следующими. Студенты с ОВЗ, активно занимающиеся спортом, отметили: 1) наличие стремления к самореализации как ведущего, побуждающего их заниматься спортом (86,7%); 2) наличие стремления к самоактуализации (63,3%); 3) мотивы превосходства «человеческой природы», принятия жизненного вызова и преодоления ограничений (70,0%); 4) мотивы построения и развития отношений со значимыми другими (36,7%).
В качестве основных эффектов от занятий студенты с ОВЗ отметили: 1) ощущение уверенности в себе, самоэффективности (90,0%), уверенности в преодолении трудностей и деструктивных состояний (отчаяния, «жизненного тупика», посттравматических переживаний, переживаний неполноценности и т.д.); 2) включенность в социальную жизнь, равноправие и даже превосходство над другими, в том числе «нормотипичными» людьми в избранной области спорта (100%); 3) гармоничность отношений с другими людьми, минимизация конфликтности и снижение напряженности, удовольствие общения с другими, совместного труда и взаимопомощи (73,3%); 4) рост учебно-профессиональной самостоятельности в целом, достижения в учебе и профессиональном становлении (46,7%); 5) ощущение самостоятельности в сфере телесно-физического существования и спорта (96,7%).
В отношении значения, которое имеет самостоятельность в физкультурно-спортивной деятельности студентов с ОВЗ и жизни в целом, многие отметили роль собственных усилий, осознанной и направленной работы (труда), самоизменения (86,7%). Значительная часть студентов отметила творческое и «гибкое» отношение к жизни, ее трудностям, стремление развиваться и преодолевать себя (70,0%). Многие студенты отметили роль поддержки близких, тренеров и специалистов вуза (63,3%).
Таким образом, физическая культура и спорт дают возможность активизации и гармонизации формирования и развития обучающихся с ОВЗ, их самостоятельности и саморегуляции.
Заключение
Физическая культура и спорт - важный канал формирования и развития учебно-профессиональной самостоятельности учащихся и обучающихся. Развитие самостоятельности студентов с ОВЗ средствами ФКиС - системная трансформация жизнедеятельности, связанная с изменениями в личностной и межличностной сферах; повышение гибкости, осознанности, планомерности и рефлексивности спортивной и иных видов активности
студентов. Ведущим условием формирования и развития самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры и спорта выступает поддержка со стороны членов семьи и специалистов вуза. Самостоятельность позволяет студенту ощутить и осуществить себя как уникального и социально значимого субъекта, начиная с физической культуры и спорта и заканчивая отношениями в семье и учебно-трудовом коллективе.
Литература
1. Арпентьева, М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. - СПб: Лань, 2022. - 252 с.
2. Ростеванов, А.Г., Копылова, Н.Е., Бочкарева, С.И., Высоцкая, Т.П., Зайцев, В.А., Голубничий, С.Р., Нарциссо-ва, С.Ю. Инклюзивный спорт. - М.: Академия МНЭПУ, 2021. - 168 с.
3. Арансон, М.В., Овчаренко, Л.Н., Озолин, Э.С., Шус-тин, Б.Н. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 5. - С. 55-59.
4. Банаян, А.А. Психофизиологические факторы успешности спортивной деятельности паралимпийцев высокой квалификации: дис. канд. психол. наук. - СПб: Санкт-Петербургский НИИФК, 2020. - 193 с.
5. Лурия, А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. - М.: АМН СССР, 1948. - 235 с.
6. Голубчикова, М.Г. Теоретический анализ понятия «самостоятельность» в историческом и современном аспектах // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 1 (80). - С. 35-37.
7. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. -М.: Смысл, 1999. - 425 с.
8. Коломиец, О.М., Голубчикова, М.Г. Концептуальные положения развития учебной самостоятельности студен-
тов в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 306-308.
9. Курамшин, Ю.Ф. Современные тенденции развития теории и методики физической культуры // Научно-педагогические школы университета. - СПб: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2020. - С. 120-136.
10. Брискин, Ю.А., Евсеев, С.П., Передерий, А.В. Адаптивный спорт. - М.: Советский спорт, 2010. - 316 с.
11. Шестиловская, Н.А. Психологические характеристики спортсменов-паралимпийцев // Философия и социальные науки в современном мире: материалы международной научной конференции, Минск, 26-27 сентября 2019 г. / под ред. В.Ф. Гигина. - Минск: БГУ, 2019. - С. 618-621.
12. Бабушкин, Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 (119). - С. 170174.
13. Ильин, Е.П. Психология спорта. - СПб: Питер, 2013. - 352 с.
14. Марьясова, Д.А. Психическая адаптация спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: дис. канд. мед. наук. - М.: МГМСУ, 2013. -144 с.
References
1. Arpentyeva, M.R. (2022), Psychosocial support of persons with disabilities and their families: Monograph, St. Petersburg: Lan', 252 p.
2. Rostevanov, A.G., Kopylova, N.E., Bochkareva, S.I., Vysotskaya, T.P., Zaytsev, V.A., Golubnichiy, S.R. and Nar-cissova, S.Yu. (2021), Inclusive sport, Moscow: MNEPU Academy, 168 p.
3. Aranson, M.V., Ovcharenko, L.N., Ozolin, E.S. and Shustin, B.N. (2016), Analysis of modern trends in scientific research in high performance sports, Bulletin of sports science, no. 5, pp. 55-59.
4. Banayan, A.A. (2020), Psychophysiological factors of successful sports activity of highly qualified Paralympic athletes. Ph.D. Dissertation in psychology, St. Petersburg: St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, 193 p.
5. Luria, A.R. (1948), Restoration of brain functions after a military injury, Moscow: USSR Academy of Medical Sciences, 235 p.
6. Golubchikova, M.G. (2020), Theoretical analysis of the concept of "independence" in historical and modern aspects, World of science, culture, education, no. 1 (80), pp. 35-37.
7. Maslow, A. (1999), New frontiers of human nature, Moscow: Smysl, 425 p.
8. Kolomiets, O.M. and Golubchikova, M.G. (2019), Conceptual provisions for the development of educational independence of students in the educational process, World of Science, Culture, Education, no. 1, pp. 306-308.
9. Kuramshin, Yu.F. (2020), Modern trends in the development of the theory and methods of physical culture, Scientific and pedagogical schools of the university, St. Petersburg: P.F. Lesgaft National State Univ., pp. 120-136.
10. Briskin, Yu.A., Evseev, S.P. and Perederiy, A.V. (2010), Adaptive sport, Moscow: Soviet sport, 316 p.
11. Shestilovskaya N.A. (2019), Psychological characteristics of Paralympic athletes, in: Gigin, V.F. (Ed.), Philosophy and social sciences in the modern world: materials of the inter-nationalscientific conference, Minsk, September26-27,2019, Minsk: Belarusian State University, pp. 618-621.
12. Babushkin, G.D. (2013), Psychological support of the formation of an athlete as a subject of activity, Omsk Scientific Bulletin, no. 3, pp. 170-174,
13. Ilyin, E.P. (2013), Sports psychology, St. Petersburg: Peter, 352 p.
14. Maryasova, D.A. Mental adaptation of disabled athletes with lesions of the musculoskeletal system: Dis. of Ph.D. (Med.), Moscow: MSUMD, 2013, 144 p.
C*)