Фшшч<вж№ ажтшжтш® ш фомж
ПуштИ еёшсМшт
УДК 75.491.1
СОВРЕМЕННЫЙ ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Брюхова К.Е.
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия Институт образования и практической психологии Email: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена роль паралимпийского спорта и его значение для людей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены актуальные проблемы, которые являются препятствием для реализации спортивных достижений инвалидов. Также рассмотрены возможные перспективы паралимпийского спорта, его история и государственная поддержка спортсменов-инвалидов.
Актуальность. Актуальность этой темы определяется наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. В России, как и во всем мире, растет число инвалидов, что приводит к превращению их во все более значительную социальную группу - субкультуру.
Цель, задачи. Цель статьи - с помощью обзора статей отразить особенности и значение паралимпийского спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: отразить проблемы и перспективы развития паралимпийского спорта, изучить историю возникновения паралимпийского спорта, выявить психологические и физиологические особенности людей с ОВЗ, занимающихся спортом.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники, размещённые в научной электронной библиотеке elibrary (сайт https://elibrary.ru). Методы исследования: сбор материала; обзор публикаций и изучение, анализ научных литературных источников; оформление результатов обзора; написание статьи.
Результаты и их обсуждение. Спорт для людей с инвалидностью - это не только возможность укрепить свое тело, но и шанс доказать, что есть выход из любой трудной ситуации. Адаптивный спорт способствует интеграции инвалида в общество. Паралимпийский спорт играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека с ОВЗ.
Заключение. Развитие паралимпийского спорта среди инвалидов выступает одним из важнейших условий их всесторонней физической, социальной, профессиональной и медицинской реабилитации. В статье были выделены проблемы, пути их решения и перспективы развития паралимпийского спорта. Паралимпийский спорт является реабилитацией для людей с ОВЗ, создает условия для успешной жизнедеятельности, не обращая внимания на какие- либо недостатки, и укрепляет физическую силу, усиливает эмоциональную стойкость во время стрессовых ситуаций, повышает коммуникативную активность. Паралимпийские игры влияют положительно на людей с ограниченными возможностями. У людей появляется уверенность в себе и повышается самооценка, у них появляется стимул жить и двигаться вперед к новым достижениям и улучшениям результатов.
Ключевые слова: паралимпийский спорт, люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, адаптивный спорт, история паралимпийского спорта, ресоциа-лизация инвалидов, интеграция инвалидов.
тетах их реабилитации и интеграции в общество. Действующий с 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил новое содержание понятия «инвалид». В соответствии со ст. 9 данного закона реабилитация инвалида - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека — потребности в самоактуализации, поскольку профессионально трудовая, общественно политическая и другие виды деятельности зачастую оказываются недоступными [10].
На сегодняшний день в мировой и российской практике социальной работы с инвалидами наиболее эффективной формой является физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Привлечь лица с физическими ограничениями к занятиям спортом, значит, во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц [1].
Психолого-педагогическая поддержка необходима всем спортсменам, независимо от их класса и от того, какой разряд они имеют. Тем более актуальна такая поддержка для спортсменов с инвалидностью. Психологическое сопровождение мы рас-
Актуальность. В настоящее время неуклонно растет число людей с нарушениями психического и физического развития. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13 %, всего в мире около 200 млн. детей с ограниченными возможностями. В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов, за последнее десятилетие в России частота детской инвалидности увеличилась в два раза. Современный подход к социальной интеграции предполагает подготовку лиц с ограниченными возможностям здоровья к вхождению в общество, а также подготовку самого общества к принятию таких людей [17].
В России более 13 миллионов инвалидов и не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта. Именно поэтому в настоящее время наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов:
паралимпийское, сурдоолимпийское и специальное олимпийское [16]. Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью адаптивной физической культуры. Его цель - реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд - это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу.
Государственная политика в отношении инвалидов в России базируется на приори-
сматриваем как совокупность мероприятий для повышения эффективности всех видов подготовки спортсменов и, прежде всего, обеспечения психической готовности к выступлению, создание предпосылок к продолжительной спортивной карьере и стабильной демонстрации высоких результатов. Основные задачи психолога в работе со спортсменами с ОВЗ: обучить методам саморегуляции, снизить уровень тревожности, сформировать мотивацию и оценить готовность к соревнованию, развить волю, внимание, мышление, реакции и т.д. [16].
История паралимпийского спорта.
Идея организации международных спортивных соревнований, в которых могут участвовать инвалиды, принадлежит английскому нейрохирургу Сток-Мандевильского госпиталя города Эйлсбери - Людвигу Гуттману. Именно там во время Второй мировой войны Гуттман организовал Центр лечения спинных травм, где наравне с традиционными методами лечения стали применяться разработанные им комплексы физических упражнений для реабилитации покалеченных солдат. Поняв на практике, что спорт не только объединяет, но и восстанавливает психическое и отчасти физическое здоровье, Гуттман решил узаконить это движение и в 1956 г. разработал хартию спортсменов-инвалидов. В 1988 г. во время Олимпиады в Сеуле игры спортсменов-инвалидов получили статус Параолимпийских и право проведения соревнований на олимпийских стадионах [1].
Первоначально название «параолим-пийские игры» было связано с термином paraplegia (паралич нижних конечностей), так как данные соревнования проводились среди людей, у которых было выявлено нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА). Соответственно, паралимпийцы -это «опорники». Одним из важнейших способов физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов является параолимпийский спорт. Термин «Парао-лимпиада» первоначально состоял из двух слов: «параплегия» (паралич всех четырех конечностей) и «олимпиада». Затем, когда такие игры стали проводиться регулярно и
включать не только спортсменов с параплегией, было выбрано латинское значение префикса «пара» - присоединившийся. То есть игры для инвалидов «присоединяются» к Олимпийским играм, проводятся вместе с ними [17].
С начала участия в играх спортсменов с другими заболеваниями, учёные перефразировали и переосмыслили понятие, которое отныне стало обозначаться как «рядом, вне Олимпиады», имелось в виду, что Па-раолимпийские игры имели право на существование наравне с Олимпийскими.
Отдельно хотелось бы отметить спортсменов, которые приняли участие в зимних Паралимпийских играх-2014 из города Челябинска. Это Варлаков Василий (следж-хоккей) и Романов Марат (кёрлинг на колясках). Также стоит отметить, что первым видом спорта на Параолимпийских (летних) играх стал баскетбол на колясках, потом были приняты бильярд, футбол для спортсменов с церебральным параличом и для слепых, борьба, плавание, стрельба, дартс, дзюдо, верховая езда, лёгкая атлетика и многие другие [9].
Первое соревнование на инвалидных креслах состоялось в Лондоне в 1948 году, в день открытия Олимпийских игр, и было названо Stoke Mandeville Games (Сток-Мандевильские игры). Они стали прототипом современных Паралимпийских игр.
Их программа включала восемь видов спорта: стрельба из лука, легкая атлетика, баскетбол на колясках, фехтование на колясках, настольный теннис, плавание, дартс, бильярд. В соревнованиях участвовали 400 спортсменов из 23 стран, впервые к участию в соревнованиях допускались люди с различными категориями инвалидности, получившие травмы не только во время боевых действий [2].
Спортивное движение в России приобрело целенаправленный характер с созданием Параолимпийского комитета в 1966 году. Многое сделано, в том числе благодаря Паралимпийским играм в г. Сочи 2014 году [20].
Паралимпийские игры в Сочи способствовали активной интеграции людей с инвалидностью в полноценную жизнь. Доступность транспортной инфраструктуры
создала больше возможностей для вовлечения их в общественные процессы. Во время подготовки к Олимпиаде при организации доступа и передвижения уделялось особое внимание удовлетворению потребностей людей с инвалидностью: все спортивные объекты и инфраструктура были оборудованы с учетом их особенностей. В рамках развития инфраструктуры реализован проект по созданию безбарьерной среды. В список первоочередных входят около 1 800 объектов. Паралимпийские игры служат не только позитивным примером социализации, но и способствуют активной интеграции людей с ограниченными возможностями в активную социальную жизнь общества [8].
Паралимпийский спорт имеет множество психологических аспектов. Он является реабилитацией для людей с ограниченными возможностями, создает условия для успешной жизнедеятельности, позволяет вернуться к нормальной жизнедеятельности, не обращая внимания на какие-либо недостатки, и укрепляет физическую силу, усиливает эмоциональную стойкость во время стрессовых ситуаций, повышает коммуникативную активность, так как часто данный контингент людей находится в эмоциональной и социальной изоляции, им необходима социальная поддержка. Пара-лимпийские игры влияют положительно на людей с ограниченными возможностями. У людей появляется уверенность в себе и повышается самооценка, у них появляется стимул жить и двигаться вперед к новым достижениям и улучшениям результатов.
Сегодня главная цель Паралимпийского движения: создать для параолимпийцев все условия, позволяющие им достигать высот спортивного мастерства [2].
Символика параолимпийского спорта. Графическим символом паралимпий-ского движения стали красная, синяя и зеленая полусферы, которые символизируют ум, тело и несломленный дух [1].
Паралимпийский девиз - «Spirit in Motion» («Дух в движении»). Девиз лаконично и ярко передаёт видения Паралим-пийского движения - необходимость предоставлять спортсменам - паралимпий-цам любого уровня и происхождения воз-
можности для того, чтобы вдохновлять и восхищать мир благодаря спортивным достижениям. Паралимпийцы являются символом мужества, гордости, решимости, чести, достоинства, самопожертвования и величия, свойственным людям, которые способны показать путь к мировому успеху, превзойдя все стереотипы и преграды
[7].
Паралимпийский гимн был написан французским композитором Тъерри Дарни в 1996году, утвержден в марте 1996года. Название оркестрового произведения переводится как «гимн будущего» в оригинале звучит как «Hymn de I" Avenir» [22].
Проблемы параолимпийского спорта. Недостаточное развитие физической культуры и спорта среди инвалидов в России ощущается. Объясняется это рядом причин: во-первых, отсутствие социально-экономических условий для решения данной проблемы; во-вторых, недопониманием многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и, в первую очередь, руководителями спортивных организаций важности решения этой проблемы; в-третьих, полным отсутствием элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, прежде всего возможности личного передвижения в общественном транспорте, нерешенностью проблем в градо- и дорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и др.; в-четвертых, излишней увлеченности спортивных организаций достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности; в-пятых, низкой мотивацией у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом [1].
В тренировочном процессе у спортсменов с ОВЗ может возникать ряд трудностей следующего характера:
- нарушение концентрации и переклю-чаемости внимания (им бывает трудно быть сосредоточенным в течение всего занятия);
- трудности с пониманием инструкции и указания тренера (особенно это проявляется у спортсменов с нарушением интеллекта);
- снижение волевых процессов.
К сожалению, в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) встречаются препятствия - «барьеры», которые мешают им жить полно-ценной и насыщенной жизнью. Мы можем выделить, по меньшей мере, три вида таких барьеров: 1) материальные (физические) -отсутствие пандусов для инвалидных колясок, пороги, тяжелые двери, которые сложно открывать и т.д.; 2) информационные - те случаи, когда люди с инвалидностью по зрению не могут читать книги, пользоваться интернетом, с инвалидностью по слуху - слушать радио и полноценно воспринимать видео со звуковым сопровождением; 3) ментальные - это стереотипы, предубеждения в сознании большой части окружающих людей относительно лиц с ОВЗ [19].
Для улучшения качества жизни людей с инвалидностью недостаточно совершенствования социального и медицинского обслуживания. Необходимо создание условий для их социальной адаптации и интеграции в общественную и трудовую деятельность, в том числе через занятия спортом и туризмом [20].
Основными причинами слабого развития физкультуры и спорта среди инвалидов являются: недостаточное количество специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность данных проблем в архитектурно-строительном комплексе; недостаток профессиональных кадров; отсутствие в достаточной степени у самих инвалидов потребности в физическом совершенствовании, что связано с недостаточной пропагандой, мотивирующей инвалидов к занятиям физкультурой и 23 спортом. Имеются многочисленные организационные проблемы, в том числе проблемы параолим-пийского спорта, являющихся олицетворением спорта инвалидов, и финансовые проблемы, связанные с отсутствием мощной системы внебюджетного финансирования спорта инвалидов. Следует также
отметить существование проблем информационного освещения спорта инвалидов. Зачастую наши сограждане
даже и не знают о выдающихся спортивных успехах российских спортсменов-инвалидов. Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации [11].
Классификация спортсменов пара-лимпийского спорта. Паралимпийские игры являются отличным плацдармом в социализации людей с ограниченными возможностями. Для них предоставляются возможности преодолеть какие-либо психологические и физические барьеры, познакомится с людьми с разных уголков мира, а также стать примером для подражания. В паралимпийских видах спорта атлеты делятся, как и по видам и весовым категориям, так и на функциональные. Существует несколько классов в паралим-пийском спорте. В первый класс входят девять категорий ампутанты - от А1 до А9. Класс В предназначен для спортсменов с нарушением зрения - от В1-В3. Класс СР -в него входит восемь категорий, на которые разделены спортсмены, страдающие от церебрального паралича - С1-С8. Также существует отдельная классификация для спортсменов с поражением головного мозга. Они разделяются на пять классов от I до V, которые зависят от отдела позвоночника, в котором поражен спинной мозг. К сожалению, несмотря на прогресс, большинство инвалидов до сих пор оторваны от общества и не имеют возможности приобщиться к паралимийскому спорту из-за недостаточной его пропаганды, отсутствия условий и предпосылок для занятия людей с ограниченными возможностями спор том, а также недостаток квалифицирован-
ного персонала, готового тренировать па-ралимпийца [5].
Для того чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами-инвалидами, имеющими различные нарушения и отклонения.Оргкомитет XI летних Параолимпийских игр 2000 года в Сиднее разработал порядок распределения спортсменов на следующие группы: лица с ампутациями и с прочими двигательными нарушениями, с церебральным параличом, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, спортсмены на колясках. В каждой из групп спортсмены распределяются не категориями инвалидности, а по классам - в соответствии с функциональными возможностями. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на тех способностях спортсмена, которые позволяют спортсменам соревноваться в определенной спортивной дисциплине, а потом уже - на диагнозных медицинских данных. Спортсмены обязательно проходят обследование, включающее медицинское и предсоревновательное тестирование [16].
Выделяют также международные стандарты инвалидного спорта, они делятся на пять групп: Лица с ампутациями и прочими двигательными нарушениями (ISOD); Лица с церебральным параличем (СР-КЯА); Лица с нарушением зрения (КРА); Лица с нарушением интеллекта (INAS-FID); Спортсмены на колясках (ISMFW) [21].
Мы можем предположить с достаточной степенью уверенности, что спортсмены с умственной отсталостью и спортсмены с синдромом Дауна в соревновательной практике не полежат объединению в одну группу в силу исходных базовых различий в психофизическом статусе. Следовательно, для включения спортсменов с синдромом Дауна в программу ИНАС-ФИД по требуется введение новой соревновательной группы. В процессе исследования перспектив участия лиц с синдромом Дауна в спорте высших достижений есть необходимость вначале разработать инструментарий для измерения степени развития каждого двигательного навыка и оценки общего уровня психофизического разви-
тия, а затем выявить и описать характерные для них особенности и нарушения, базовые отличия от других спортсменов с умственной отсталостью [14].
Значение паралимпийских игр для людей с инвалидностью. Паралимпий-ские игры - это комплекс престижных соревнований для спортсменов, имеющих инвалидность разной категории за исключением нарушений, которые связаны с потерей слуха [9].
Паралимпийские игры содействуют укреплению позиций и повышению престижа инвалидов на международной арене, оказывают практическую помощь общественным объединениям инвалидов, развивающим и культивирующим виды спорта параолимпийских игр. На сегодняшний день более 20 видов спорта присутствуют на Параолимпийских играх, как на зимних, так и на летних [10].
Паралимпийский спорт имеет множество психологических аспектов. Он является реабилитацией для людей с ограниченными возможностями, создает условия для успешной жизнедеятельности, позволяет вернуться к нормальной жизнедеятельности, не обращая внимания на какие-либо недостатки, и укрепляет физическую силу, усиливает эмоциональную стойкость во время стрессовых ситуаций, повышает коммуникативную активность, так как часто данный контингент людей находится в эмоциональной и социальной изоляции, им необходима социальная поддержка. Пара-олимпийские игры влияют положительно на людей с ограниченными возможностями. У людей появляется уверенность в себе и повышается самооценка, у них появляется стимул жить и двигаться вперед к новым достижениям и улучшениям результатов.
Ресоциализация - это повторный процесс социализации индивида, который предполагает деконструкцию сложившихся, как правило, вследствие приобретения инвалидности или каких-либо других ограничений, стереотипов и восстановление прежних социально значимых для самого инвалида или общества навыков, действий, ценностей или же замену их новыми, более функциональными и социаль-
но приемлемыми. Об успешной ресоциа-лизации инвалида говорят следующие показатели: адаптация к новой деятельности, удовлетворенность реализацией ценностных ориентаций, эмоциональное самочувствие, соответствие ролевого поведения ожиданиям окружающей среды [21].
Виды спорта, которыми занимаются инвалиды практически все идентичны спорту для обычных людей. Отличаются они лишь некоторыми правилами и условиями, которые позволяют и инвалидам заниматься ими. Самыми распространенными видами спорта для инвалидов являются футбол, бочче, настольный теннис, плаванье, биатлон и лыжные гонки.
Когда человек получает какие-то физические проблемы, особенно если дело касается опорно-двигательного аппарата, ему просто необходимы физические нагрузки. Вместе с этой необходимостью инвалид иногда еще и находит себя в каком-либо виде спорта, а затем прикладывает все усилия, чтобы дальше в нем развиваться, и в конечном итоге добивается в нем нереальных успехов. Прямым доказательством этому служат чемпионы параолимпийских игр. С помощью спорта инвалиды отвлекаются от своих проблем и увлекаются развитием. В нашей стране стремятся привлечь как можно большее количество людей с ограниченными возможностями к спорту, чтобы помочь им пройти ресоциа-лизацию и преодолеть себя, а также создается огромное количество организаций и секций, помогающих инвалидам стать чуточку сильнее, приспособиться к новой реальности и почувствовать себя нормальными людьми [21].
Спорт для людей с инвалидностью - это не только возможность укрепить свое тело, а шанс доказать, что есть выход из любой трудной ситуации. И выйти из нее нужно победителем. Еще задолго до возникновения параолимпийского движения были герои, которые доказали, что отсутствие руки или ноги - это не повод считать себя неполноценным. Следует учесть, что профессиональные тренировки могут навредить и здоровым спортсменам, не говоря уже о людях с инвалидностью. Паралим-пийский спорт - это не лечебная физкуль-
тура. Огромные физические нагрузки, порой, обостряют проблемы с позвоночником и даже усугубляют повреждения внутренних органов. Однако для спортсменов как здоровых, так и с инвалидностью, главным является достижение высокого спортивного результата, цена которого может быть слишком высока. Так, несколько лет назад мировая общественность была шокирована историей британской школьницы Даниэль Бредшоу. Когда девочке было 11 лет, из-за генетического заболевания ей пришлось ампутировать правую ногу. Подобно своему кумиру Оскару Писториусу она занялась профессиональным спортом. Но если у Оскара два протеза, то у Даниэль - один. От непропорционального распределения нагрузки здоровая нога стала сильно болеть, вследствие чего спортсменка не могла полноценно тренироваться. Снижались результаты. Тогда Бредшоу обратилась к врачам с просьбой ампутировать здоровую ногу. И это далеко не единственный случай, когда спортсмены готовы навредить собственному здоровью, нанести себе дополнительные увечья, для достижения результатов [15].
Художественные практики являются актуальным, эффективным механизмом ин-культурации и социализации личности, дают возможность рассмотреть через культуру свое представление о мире, развивают эмоциональную сферу и восприятие, возвращают к изначальному идеалу гармоничной личности, заложенной древними греками и основными принципами олимпийского движения, инициируемые Пьером де Кубертеном [4].
Одна из ключевых задач игр заключалась в предоставлении спортсменам-паралимпийцам возможности для достижения наилучших результатов на соревнованиях высшего уровня и возможности для развития, наглядно демонстрирующие дух и ценности параолимпийского движения. Четыре основные параолимпийские ценности являются краеугольными камнями мирового параолимпийского здания. Мужество означает совершать непредсказуемое и достигать невозможное, преодолевая стереотипы. Целеустремленность - умение преодолевать препятствия и побеждать не-
благоприятные обстоятельства, максимально развивая свои физические возможности. Воодушевление-восхищение спортсменами-паралимпийцами, используя пример их силы духа и достижений в собственной жизни. Равенство предполагает, что параолимпийский спорт призван стирать социальные барьеры, дискриминирующие людей с инвалидностью [8].
Среди боевых искусств для инвалидов и людей с физическими отклонениями наибольшее распространение получило паратхэквондо. Данный вид спорта предназначен для спортсменов, имеющих поражение опорно-двигательного аппарата, а именно - травму или отсутствие рук. От классического тхэквондо данное искусство отличается лишь запретом на удары в голову, по правилам они могут наноситься лишь в корпус соперника. На сегодняшний день паратхэквондо развивается в 30-ти регионах России. Так, 16 октября 2013 года Всемирная Федерация тхэквондо была признана Международным Паралимпий-ским комитетом, а 31 января 2015 года было принято решение о включении данного вида спорта в программу летних Паралим-пийских игр 2020 года [6].
Соревнования по футболу среди лиц с ограниченными возможностями проходят в различных категориях. Вся деятельность в данном направлении ведется под контролем Департамента массового и детско-юношеского футбола Российского футбольного союза. В настоящее время футбол инвалидов включает в себя шесть разновидностей, сформированных по медицинским признакам заболеваний. В него играют ампутанты и глухие, тотально слепые и слабовидящие, люди с детским церебральным параличом и нарушением умственного развития. Основной целью деятельности Федерации футбола инвалидов России как общественной организации является вовлечение инвалидов в практическую реализацию их равных по сравнению со здоровыми людьми прав и возможностей для занятий физической культурой и массовым спортом, в частности футболом, и, как следствие, обеспечение социальной реабилитации инвалидов и их адаптации к условиям современного общества. Футбо-
листы - ампутанты являются неоднократными обладателями Кубка мира, чемпионами мира, а также вторыми призерами чемпионатов мира, юноши с заболеванием ДЦП - чемпионами Паралимпийских игр, чемпионами и призерами крупнейших международных соревнований по футболу. Заметных успехов на международной спортивной арене добились футболисты -инвалиды по другим категориям заболеваний. Высоких результатов добились футболисты-инвалиды. Российская команда одержала несколько убедительных побед на чемпионатах мира, завоевала Кубок мира и стала лучшей в Европе [12].
Перспективы развития паралимпий-ского спорта. Не смотря на это можно говорить о том, что параолимпийский спорт в данный момент претерпевает изменения, выходя на новый уровень. Широко и активно стали применять протезы компании Flex-Foot Cheetah. Они изготовлены из углеродистого волокна, которое обеспечивает прочность. Современные модели имеют сложную конструкцию. По форме протез изготовлен в виде буквы L, за счет 80 слоев материала создается пружинящий эффект, который помогает параолимпийцам участвовать в забегах и прыжках в длину. Устройство достаточно легкое, поэтому не стесняет движения и не требует дополнительной нагрузки. Ученые-разработчики на сегодняшний день добились 92 % сходства по функциям с сухожилиями. В протезах последнего поколения встроены силиконовые вкладыши и клапаны, создающие всасывающий эффект, что позволяет крепко прикрепить протез к коже и снизить процесс трения.
Отдельное пространство на рынке инновационной техники для параолимпиады занимают инвалидные кресла. Существует большое количество видов спорта для колясочников. И для таких занятий необходимы высокотехнологичные модели инвалидных кресел. Сейчас их производство возможно с мощью трехмерной печати на 3-D принтерах. В качестве материала используется углеродное волокно, которое делает коляски легкими, гибкими. Но по прогнозам специалистов повсеместное
внедрение 3-0 принтеров в производство позволит снизить стоимость оборудования.
Инновационные разработки позволили заниматься биатлоном спортсменам с серьезными ограничениями по зрению, так как обычное оборудование для стрельбы могло бы причинить вред, как спортсменам, так и организаторам по неосторожности. В современные приспособления интегрированы лазерные прицелы. Технология осуществляется за счет электроакустических наушников, которые посредством сигналов сообщают спортсмену о месторасположении мишени. Так, чем дальше находится прицел, тем тише уровень сигнала. Однако, несмотря на представленный широкий ряд спортивной продукции для паралимпийцев, не все из них могут позволить себе новейшие инновационные средства в виду их высокой стоимости [18].
В общих чертах перспективы дальнейшего развития адаптивной физической культуры можно обозначить так: в первую очередь необходимо создание комплексных условий, обеспечивающих граждан равными возможностями вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, в целях повышения качества жизни населения и повышения имиджа страны [3].
Государственное участие в развитии паралимпийского спорта. Сейчас в развитии спорта среди инвалидов в России становятся заметными возрастание роли и важности решений государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди инвалидов; в финансировании подготовки спортсменов с ограниченными возможностями, как материальной части, так и психологической; формировании социальной политики, формирование и становление социальной защищенности спортсменов, тренеров и специалистов, которые необходимы спортсменам.
Одним из главных считается решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов, профессионально занимающихся спортом, к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев. Потому, начиная с 2000 года
спортсменам, которые победили или стали призерами Паралимпийских игр и их тренерам, осуществлявшим непосредственную спортивную подготовку данных спортсменов, выделяются денежные вознаграждения.
Паралимпийские игры в первую очередь нужны здоровым людям, чтобы они видели, что на свете есть люди с физическими ограничениями и замечали их борьбу и упорство, чтобы знали, что даже если что-то с ними случится, они не будут отстранены от общества, и смогут снова вернуться в общество здоровых людей. В сфере физического и морального восстановления инвалидов по-прежнему существует непонимание того, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для здорового. Активные спортивные занятия, участие в соревнованиях - являются необходимыми, т.к. дают таким людям необходимое им общение, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение отчужденности, вселяют чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни [13].
Заключение. Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в его недостаточной связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию [17].
Развитие паралимпийского спорта среди инвалидов выступает одним из важнейших условий их всесторонней физической, социальной, профессиональной и медицинской реабилитации.
В настоящее время в Российской Федерации параолимпийским спортом занимается более 200 тыс. человек, создано более 1200 спортивно-оздоровительных клубов, объединяющих лиц с ограниченной двигательной активностью, проводятся соревнования по паралимпийским видам спорта среди всех категорий инвалидов, расширяются международные связи спортсменов-инвалидов, отрабатываются и успешно применяются новейшие методики тренировок. Привлечь инвалидов к занятиям па-
ралимпийским спортом - значит восстановить их ослабленный или утраченный контакт с окружающим миром.
Паралимпийский спорт создает психические установки, необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде, является фактором оздоровления и формирования здорового образа жизни, способствует профилактике инвалидизации населения.
Следует особо подчеркнуть, что использование средств физической культуры и параолимпийского спорта является эффективным, а в ряде случаев и единственным средством физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
В общественном сознании необходимо формирование гуманистического отношения к лицам с ограниченными возможностями: инвалид - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни; он может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Инвалид - не пассивный объект социальной помощи, а человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
ЖШ Литература
1. Абросимова, М.Е. Параолимиийское движение как фактор реабилитации лиц с ограниченными возможностями / М.Е. Абросимова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10, № 2. С. 65-67.
2. Андреева, Ю.В. Паралимпийские игры - спортивное мастерство на грани возможного. К 30-летию со дня первого проведения / Ю.В. Андреева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3, № 11. С. 1232.
3. Баченина, Е.А. Перспективы развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта / Е.А. Баченина, Д.Е. Логинова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 21 октября 2021 года. Нижневартовск, 2021. С. 43-45.
4. Белозерова, Г.М. Специальное олимпийское движение Санкт-Петербурга в процессе ин-культурации и социализации личности инвалидов / Г.М. Белозерова // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 135-137.
5. Бродницкая, К.В. Спорт для инвалидов. Паралимпийский спорт / К.В. Бродницкая // Молодежь и наука: шаг к успеху : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 4-х томах, Курск, 22-23 марта 2021 года. Курск, 2021. С. 143-145.
6. Верютин, В.Н. Боевые искусства для лиц с ограниченными возможностями. Паратхэкван-до / В.Н. Верютин, О.С. Абакумова // Молодежь и XXI век - 2021: Материалы XI Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах, Курск, 18-19 февраля 2021 года. Курск, 2021. С. 255-257.
7. Губарев, Д.С. Паралимпийские игры / Д.С. Губарев // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования : Материалы XLШ Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 23 декабря 2021 года. Том Часть 1. Ростов-на-Дону, 2021. С. 519-522.
8. Гудкова, Т.В. Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь / Т.В. Гудкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 1(29). С. 68-76.
9. Квашнин, Н.А. История создания Паралимпийских игр / Н.А. Квашнин, М.Н. Комлева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы, Чебоксары, 22 января 2016 года. Чебоксары, 2016. С. 359-362.
10. Ким, В.А. Спорт для людей с ограниченными возможностями / В.А. Ким // Фундаментальные проблемы социально-экономического развития общества: история и современность :
материалы международной научно-практической конференции, Кингисепп, 10 апреля 2015 года. Кингисепп, 2015. С. 219-221.
11. Козловских, И.С. Роль физического воспитания и спорта в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья / И.С. Козловских // Colloquium-Journal. 2019. № 2-4(26). С. 7879.
12. Мельничук, М.В. Футбол для лиц с ограниченными возможностями / М.В. Мельничук // Молодежь и наука: шаг к успеху : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 4-х томах, Курск, 22-23 марта 2021 года. Курск, 2021. С. 128-132.
13. Моисеева, А.Д. Развитие и проблемы паралимпийского спорта / А.Д. Моисеева // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова : Посвящена 165-летию В.Г. Шухова, Белгород, 01-20 мая 2018 года. Белгород, 2018. С. 60276030.
14. Набойченко, Е.С. Психофизические возможности лиц с синдромом Дауна и условия их участия в параолимпийском спорте / Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 146-151.
15. Плескачева, О.Н. Параолимпийский спорт как возможность самореализации для людей с инвалидностью / О.Н. Плескачева, В.Б. Чикризова, Т.А. Иванова // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма : Сборник материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции, п. Новомихайловский, 28 сентября - 03 2020 года. п. Новомихайловский, 2020. С. 141-144.
16. Селиванова, Ю.В. Психологическое сопровождение спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / Ю.В. Селиванова, И.А. Глазырина // XXV Страховские чтения : Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ, Саратов, 02-03 ноября
2017 года. Саратов, 2017. С. 256-260.
17. Сербина, Л.Ф. Социальная интеграции инвалидов в параолимпийском спорте / Л.Ф. Сер-бина // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4-2(52). С. 128-131.
18. Тюфтяков, А.А. Внедрение инновационных технологий в параолимпийский спорт / А.А. Тюфтяков // Региональный вестник. 2019. № 1(16). С. 7-9.
19. Царева, Н.М. Влияние занятий спортом на формирование личности паралимпийцев / Н.М. Царева // Страховские Чтения. 2018. № 26. С. 352-354.
20. Щеглова, Е.В. Роль Паралимпийских игр в современном обществе / Е.В. Щеглова, П.А. Лукашов // Современные тенденции развития физической культуры и спорта : Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Рязань, 30 октября 2020 года. Рязань, 2020. С. 197-199.
21. Харина, А.Ю. Ресоциализация инвалидов через спортивную деятельность / А.Ю. Харина // New science generation : сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 октября 2019 года. Петрозаводск, 2019. С. 130-134.
22. Хомич, Р.Н. Параолимпийский спорт. Его виды и развитие / Р.Н. Хомич, О.В. Фадеева // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 декабря
2018 года. Пенза, 2018. С. 264-266.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Брюхова К.Е. Современный паралимпийский спорт: перспективы его развития / К.Е. Брюхова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 12. С. 11-23.
Сведения об авторе Брюхова Ксения Евгеньевна
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия Институт образования и практической психологии Email: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 12, pp. 11-23.
MODERN PARALYMPIC SPORT: PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT Bryukhova K.E.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia Institute of Education and Practical Psychology Email: [email protected]
Abstract. The article examines the role of Paralympic sports and its significance for people with disabilities. The actual problems that are an obstacle to the realization of sports achievements of disabled people are identified. The possible prospects of Paralympic sports, its history and state support for disabled athletes are also considered.
Relevance. The relevance of this topic is determined by the presence in society of a significant number of people with disabilities. In Russia, as in the whole world, the number of disabled people is growing, which leads to their transformation into an increasingly significant social group - subculture.
Purpose, tasks. The purpose of the article is to reflect the features and significance of Paralympic sports for people with disabilities through a review of articles. Objectives: to reflect the problems and prospects of the development of Paralympic sports, to study the history of the emergence of Paralympic sports, to identify the psychological and physiological characteristics of people with disabilities involved in sports.
Materials and methods of research. The research materials were scientific sources published in the scientific electronic library elibrary (website https://elibrary.ru ). Research methods: collection of material; review of publications and study, analysis of scientific literary sources; registration of the results of the review; writing an article.
Results and their discussion. Sport for people with disabilities is not only an opportunity to strengthen their body, but also a chance to prove that there is a way out of any difficult situation. Adaptive sport promotes the integration of a disabled person into society. Paralympic sport plays an integral role in the life of every person with disabilities.
Conclusion. The development of Paralympic sports among the disabled is one of the most important conditions for their comprehensive physical, social, professional and medical rehabilitation. The article highlighted the problems, ways to solve them and prospects for the development of Paralympic sports. Paralympic sport is a rehabilitation for people with disabilities, creates conditions for successful life without paying attention to any shortcomings, and strengthens physical strength, enhances emotional resilience during stressful situations, increases communicative activity. The Paralympic Games have a positive impact on people with disabilities. People gain self-confidence and self-esteem, they have an incentive to live and move forward to new achievements and improvements in results.
Keywords: Paralympic sports, people with disabilities, disabled people, adaptive sports, history of Paralympic sports, resocialization of disabled people, integration of disabled people.
Information about the author Bryukhova Ksenia Evgenievna
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia Institute of Education and Practical Psychology Email: [email protected]
Поступила в редакцию 10.11.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 17.12.2022.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/