Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИИ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
555
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ИНВАЛИДЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / СТРУКТУРА РАСХОДОВ / ADAPTIVE SPORT / PERSONS WITH DISABILITIES / DISABLED PEOPLE / SOURCES OF FINANCING / BUDGET FUNDS / STRUCTURE OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перькова Елена Юрьевна

Развитие адаптивного спорта в мире имеет тенденции к расширению. Россия, соблюдая Международную Конвенцию ООН по защите прав инвалидов, стремится создать все необходимые условия для вовлечения инвалидов в спорт, способствуя не только их физической, но и социальной адаптации. Специфика проблем работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями не позволяет быстро и масштабно изменить сложившиеся за долгие годы отсутствия внимания к этой проблеме тенденции. Сейчас в России более 180 тыс. чел. занимаются адаптивным спортом, но целевые показатели пока не достигнуты. Финансирование адаптивного спорта в России в десятки раз ниже, чем финансирование физической культуры и спорта. Характерной особенностью финансирования адаптивного спорта является резкое увеличение его объемов в годы проведения зимних Паралимпиад и скачкообразное развитие в другие годы. В структуре финансирования адаптивного спорта по источникам преобладают средства Бюджетов субъектов РФ, в динамике значительно снижается доля Федерального бюджета и растет доля Бюджетов муниципальных образований и Внебюджетных источников по аналогии с развитием финансирования физической культуры и спорта в России в целом. Отмечается, что нестабильность и невысокие объемы финансирования не позволяют решить наиболее острые проблемы в развитии адаптивного спорта, поэтому, в первую очередь, требуется стабилизировать процесс финансирования адаптивного спорта и выстроить тенденцию к его систематическому росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF ADAPTIVE SPORTS IN RUSSIA

The development of adaptive sports in the world has a tendency to expand. Russia, observing the UN international Convention on the protection of the rights of persons with disabilities, seeks to create all the necessary conditions for the involvement of persons with disabilities in sports, contributing not only to their physical but also social adaptation. The specificity of the problems of working with disabled people and persons with disabilities does not allow for a quick and large-scale change in the trends that have developed over the years of lack of attention to this problem. Now in Russia more than 180 thousand people are engaged in adaptive sports, but the targets have not yet been achieved. The financing of adaptive sports in Russia is ten times lower than the financing of physical culture and sports. A characteristic feature of the financing of adaptive sports is a sharp increase in its volume in the years of the winter Paralympics and abrupt development in other years. In the structure of financing adaptive sports by sources dominated by the Budgets of the subjects of the Russian Federation, in the dynamics of a significant decrease in the share of the Federal budget and the growing share of municipal Budgets and Non-budgetary sources by analogy with the development of financing of physical culture and sports in Russia as a whole. It is noted that instability and low volumes of financing do not allow to solve the most acute problems in the development of adaptive sports, therefore, first of all, it is necessary to stabilize the process of financing of adaptive sports and build a tendency to its systematic growth.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИИ»

Perkova Elena Yurievna

FINANCING OF ADAPTIVE SPORTS ..

economic sceinces

УДК 33:796.06

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0066

ФИНАНСИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИИ

© 2020

AuthorID: 583332

SPIN: 9242-1458

Перькова Елена Юрьевна, ассистент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: t9051583595@gmail.com)

Аннотация. Развитие адаптивного спорта в мире имеет тенденции к расширению. Россия, соблюдая Международную Конвенцию ООН по защите прав инвалидов, стремится создать все необходимые условия для вовлечения инвалидов в спорт, способствуя не только их физической, но и социальной адаптации. Специфика проблем работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями не позволяет быстро и масштабно изменить сложившиеся за долгие годы отсутствия внимания к этой проблеме тенденции. Сейчас в России более 180 тыс. чел. занимаются адаптивным спортом, но целевые показатели пока не достигнуты. Финансирование адаптивного спорта в России в десятки раз ниже, чем финансирование физической культуры и спорта. Характерной особенностью финансирования адаптивного спорта является резкое увеличение его объемов в годы проведения зимних Паралимпиад и скачкообразное развитие в другие годы. В структуре финансирования адаптивного спорта по источникам преобладают средства Бюджетов субъектов РФ, в динамике значительно снижается доля Федерального бюджета и растет доля Бюджетов муниципальных образований и Внебюджетных источников по аналогии с развитием финансирования физической культуры и спорта в России в целом. Отмечается, что нестабильность и невысокие объемы финансирования не позволяют решить наиболее острые проблемы в развитии адаптивного спорта, поэтому, в первую очередь, требуется стабилизировать процесс финансирования адаптивного спорта и выстроить тенденцию к его систематическому росту.

Ключевые слова: адаптивный спорт, лица с ограниченными возможностями, инвалиды, источники финансирования, бюджетные средства, структура расходов.

FINANCING OF ADAPTIVE SPORTS IN RUSSIA

© 2020

Perkova Elena Yurievna, assistant professor of the department of economics and management Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: t9051583595@gmail.com)

Abstract. The development of adaptive sports in the world has a tendency to expand. Russia, observing the UN international Convention on the protection of the rights of persons with disabilities, seeks to create all the necessary conditions for the involvement of persons with disabilities in sports, contributing not only to their physical but also social adaptation. The specificity of the problems of working with disabled people and persons with disabilities does not allow for a quick and large-scale change in the trends that have developed over the years of lack of attention to this problem. Now in Russia more than 180 thousand people are engaged in adaptive sports, but the targets have not yet been achieved. The financing of adaptive sports in Russia is ten times lower than the financing of physical culture and sports. A characteristic feature of the financing of adaptive sports is a sharp increase in its volume in the years of the winter Paralympics and abrupt development in other years. In the structure of financing adaptive sports by sources dominated by the Budgets of the subjects of the Russian Federation, in the dynamics of a significant decrease in the share of the Federal budget and the growing share of municipal Budgets and Non-budgetary sources by analogy with the development of financing of physical culture and sports in Russia as a whole. It is noted that instability and low volumes of financing do not allow to solve the most acute problems in the development of adaptive sports, therefore, first of all, it is necessary to stabilize the process of financing of adaptive sports and build a tendency to its systematic growth.

Keywords: adaptive sport, persons with disabilities, disabled people, sources of financing, budget funds, structure of expenses.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В России развитие ни одной из отраслей социальной направленности не возможно без средств государственной поддержки. Поддержка адаптивного спорта в странах мира существенно различается. Наибольших успехов в организации системы развития адаптивного спорта удалось добиться в США, Великобритании, Германии, Франции, Канаде, Австралии, Японии, где значительная роль в поддержке адаптивного спорта различным общественным и некоммерческим организациям [1]. В современной концепции развития российского общества приоритетным направлением является развитие физической культуры и спорта, подразумевающее достижение высоких показателей по уровню вовлеченности населения в массовый спорт, повышение доступности объектов спортивной инфраструктуры для населения, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, развитие детско-юношеского спорта и спорта высших достижений, повышение качественных показателей кадрового состава в отрасли физической культуры и спорта [2-4]. Адаптивный спорт сталкивается как с общими проблемами, присущими развитию отрасли спорта, так и со специфическими, прису-

щими работе с людьми с ограниченными возможностями и инвалидами. Наиболее важными среди них являются проблемы с кадровым обеспечением адаптивного спорта, проблемы с доставкой молодых спортсменов с ограниченными возможностями до места тренировок, слабая система вовлечения инвалидов в занятия массовым спортом и отсутствие реальной мотивации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к занятиям спортом [5, 6]. Решение подавляющего большинства проблем, связанных с развитием спорта, имеет финансовый характер решения и адаптивный спорт в этом не исключение, поэтому целесообразно изучить, как в динамике изменялось финансирование адаптивного спорта в России.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. О проблемах финансирования физической культуры и спорта, о его недостаточности и нестабильности пишут многие авторы [7-10]. Некоторые авторы отмечают низкую долю физической культуры и спорта в расходах бюджета Российской Федерации относительно других социально значимых отраслей [11, 12]. Тем не менее, за период действия Федеральной целевой программы по развитию

272

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

экономические науки

Перькова Елена Юрьевна ФИНАНСИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ...

физической культуры и спорта удалось улучшить качество спортивной инфраструктуры в стране, повысить ее доступность для населения и увеличить количество граждан, систематически занимающихся спортом [13]. Адаптивный спорт является не только способом физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, но и способом реабилитации социальной, когда инвалиды посредством взаимодействия с обществом в рамках спорта приспосабливаются к иным сферам жизнедеятельности [14-16].

В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года планируется довести долю лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, систематически занимающихся спортом, до 20% от общей численности инвалидов в России, обеспечивая ежегодный прирост в численности на 357 тыс. чел., создавая при этом все условия для развития адаптивного спорта [17]. На данном этапе развитие паралимпийского спорта в мире имеет тенденции к расширению, ориентация занятий смещается от реабилитационной к спортивно-результативным, снижаются требования к ограничению функциональных возможностей спортсменов, применяются критерии лицензирования и квотирования участия в Паралимпийских играх для повышения зрелищности мероприятий, совершенствуется система организации тренировочного процесса инвалидов и качество спортивного инвентаря и др. [18].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Оценить динамику и структуру финансирования адаптивного спорта в Российской Федерации.

Постановка задания. Анализ динамики и структуры финансирования адаптивного спорта, сравнение расходов на развитие физической культуры и спорта и адаптивного спорта в Российской Федерации.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались статистические материалы Министерства спорта РФ [19, 20]. Анализ динамики финансирования адаптивного спорта охватывает период с 2010 г., при анализе структуры финансирования адаптивного спорта используются данные за 2014 г. и 2018 г. Динамика развития финансирования адаптивного спорта анализируется посредством применения обширного перечня методов и подходов к исследованию, включая обобщение и интеллектуальный анализ данных, методы статистики и общенаучного анализа [21].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Вовлечение населения любой категории в занятия спортом является одной из важнейших стратегических задач в развитии общества. Финансирование адаптивного спорта в России в десятки раз ниже, чем финансирование отрасли физической культуры и спорта в целом (рисунок 1).

ся годы, когда в России проводились крупнейшие спортивные соревнования с участием лиц с ограниченными возможностями и инвалидов - зимняя Паралимпиада в Сочи в 2014 г., зимняя Паралимпиада в Пхёнчхане 2018 г., где российские спортсмены-паралимпийцы выступали под нейтральным флагом и заняли вторую позицию в медальном зачете игр после США [22]. Расходы на развитие адаптивного спорта в динамике выросли в 12,2 раза, а на развитие физической культуры и спорта в 2,8 раза. Относительно предкризисного 2014 г. расходы на развитие адаптивного спорта снизились на 17,4%, а относительно пикового кризисного периода 2016 г. расходы на развитие адаптивного спорта в 2018 г. выросли в 4,7 раза. Что касается соотношения, то максимальный разрыв между показателями отмечается в 2012 г., минимальный - в 2014 г., когда на развитие адаптивного спорта была выделена максимальная сумма за весь исследуемый период. Относительно небольшой разрыв также отмечается в 2018 г. В среднем за период разрыв в финансировании составил 36 раз. Финансирование физической культуры и спорта в России имеют более устойчивые тенденции в развитии - до 2015 г. они росли, затем в 2016 г. наблюдается снижение на 14,9% относительно 2014 г., затем 45%-ый рост в 2017 г.

Влияние крупных спортивных событий на объемы финансирования адаптивного спорта более четко прослеживается при анализе динамики в разрезе анализа финансирования по видам источников (рисунок 2).

Внебюджетные источники Бюджет муниципального образования Бюджет субъекта РФ Федеральный бюджет

1988 § 830 ; 255

7696 ШШ 4207 ШМ 4072

Ш 3083 ШШШШШШШУ 29243

40387

;;;; 1370 | 381 4075

О 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 2018г. а2016г. ^2014г.

Рисунок 1 - Динамика финансирования физической культуры и спорта и адаптивного спорта в России в 2010-2018 гг., млн. руб.

Динамика финансирования адаптивного спорта имеет неустойчивый характер развития. Отчетливо выделяют-

Рисунок 2 - Динамика финансирования адаптивного спорта в разрезе источников финансирования, млн. руб.

Очевидно, что в динамике больше всего сократились расходы Федерального бюджета на развитие адаптивного спорта, откуда в 2018 г. было выделено на 66,4% меньше, чем в 2014 г., что, в свою очередь является следствием Паралимпиады 2014 г., поскольку за счет Федерального бюджета финансируется в большей степени развития профессионального спорта. На 27,6% сократилось финансирование адаптивного спорта из средств Бюджетов субъектов РФ. В 2016 г., когда российской паралимпийской сборной не требовалась столь существенная поддержка, как в годы проведения зимних Паралимпиад, отмечается резкое сокращение финансирования из Бюджета субъекта РФ и Федерального бюджета, откуда финансируется подготовка международных и всероссийских спортивных соревнований как на территории страны, так и за ее пределами, и финансируется подготовка сборных команд субъектов РФ (участие в соревнованиях и обеспечение всем необходимым для организации тренировочного процесса) [23]. В 7,9 раза выросло финансирование адаптивного спорта за счет Внебюджетных источников, что чаще всего становится следствием социальной нагрузки на бизнес, нежели собственным желанием частных инвесторов развивать спорт. На 89,0% возросли расходы Бюджетов Муниципальных образований на развитие адаптивного спорта, что связано с возросшей на них нагрузкой в части обеспечения условий для развития спорта в муниципальных районах и городских поселениях, а также увеличению частоты проведения физкультурных соревнований и иных мероприятий по привлечению населения к занятиям спортом.

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30)

273

Perkova Elena Yurievna

FINANCING OF ADAPTIVE SPORTS ..

economic sceinces

С точки зрения анализа структуры финансирования адаптивного спорта, то наиболее сбалансированный вид она имела в 2016 г., когда разрывы между долями различных видов бюджетов были менее значительны, чем в 2014 г. и в 2018 г. (рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура финансирования адаптивного спорта по видам источников финансирования в 20142018 гг., %

В 2014 г преобладание Бюджетов субъектов РФ было более значительным над остальными видами бюджетов, чем в 2018 г., но все их доля имеет самое весомое значение. Заметно увеличилась доля Бюджетов муниципальных образований и Внебюджетных источников, в то время как доля Федерального бюджета в структуре финансирования адаптивного спорта сокращается на 5,0%. Это отражает, что идет постепенное снижение роли федеральных средств в развитии адаптивного спорта, что наблюдается и в финансировании физической культуры и спорта в целом.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Как отмечается в одной из работ, недостаточное финансирование адаптивного спорта зачастую становится причиной низких результатов при выступлении российских паралимпийцев на соревнованиях, а отсутствие достаточной финансовой поддержки паралимпийских спортсменов в регионах служит причиной отсутствия подготовленных команд по отдельным видам спорта [24]. Россия пока отстает в развитии видов паралимпийского спорта, приносящих большое количество медалей, причиной чему в большой степени является недостаточное финансирование, базирующееся на федеральном и региональных бюджетах, а безуспешные попытки наладить государственно-частное партнерство не позволяют в условиях кризиса рассчитывать на увеличение объемов поддержки адаптивного спорта [25].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проблема финансирования адаптивного спорта не теряет своей актуальности, особенно в условиях развития кризисных ситуаций в экономике. Как было установлено, финансирование адаптивного спорта в России сильно зависит от моментов проведения Паралимпиад. Само финансирование адаптивного спорта имеет неустойчивый характер, а его объемы в десятки раз ниже финансирования физической культуры и спорта в целом. В структуре формирования финансирования адаптивного спорта тенденции по изменению долей различных бюджетов сходны с тенденциями изменения структуры в финансировании спорта в стране, когда значительно снижается доля Федерального бюджета.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Развитие адаптивного спорта в стране имеет большие перспективы, поскольку решение проблем, связанных с развитие адаптивного спорта, сейчас находится на начальной стадии решений, а соответствие международной концепции ООН по защите прав инвалидов является дополнительным шагом России к интеграции с развитыми в социальном плане государствами. Без достойного финансирования развитие адаптивного спорта в России не возможно, поэтому первым шагом на этом пути должна стать стабилизация финансовых

потоков, направляемых на развитие адаптивного спорта ежегодно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Касмакова Л.Е. Адаптивный спорт в России и зарубежных странах // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-13. С. 29-35.

2. Зюкин ДА., Матушанская Е.Е. Массовый спорт как неотъемлемый элемент реализации концепции здорового образа жизни населения //Региональный вестник. 2018. № 6 (15). С. 11-13.

3. Сахарова А.А. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные факторы, способствующие оздоровлению населения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-4. С. 139-141.

4. Бобровский Е.А. Развитие материально-технической базы как фактора повышения доступности занятий спортом //Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 103-107.

5. Симашенков П.Д., Буков А.В. Актуальные проблемы организации адаптивного спорта в Российской Федерации // Вестник Международного института рынка. 2018. № 2. С. 100-105.

6. Современное состояние и тенденции развития адаптивного спорта в России и за рубежом / С.А. Блохин, Г.Д. Гейко, А.Г. Хайруллин, В.Х. Хисамутдинов, Р.Х. Халиуллин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 34-39.

7. Чернобровкина Е.Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7 (59). С. 63-70.

8. Курочкин В.В. Финансирование физической культуры и спорта в России //Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 137-140.

9. Перфильева И.В. Оценка финансового обеспечения в сфере физической культуры и спорта. / И.В. Перфильева, Е.Ю. Чернявская // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2016. № 1 (15). С. 84-88.

10. Государственная политика финансирования физической культуры и спорта в России / Л.А. Иванова, Д.С. Минасян, О.А. Казакова, Е.В. Махова // OLYMPLUS. Гуманитарная версия. 2018. № 2 (7). С. 62-64.

11. Матушанская Е.Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. 2018. № 12 (30). С. 91.

12. Перькова Е.Ю. Анализ динамики и структуры источников финансирования физической культуры и спорта в России //Наука и практика регионов. 2019. № 2. С. 31-35.

13. Бобровский Е.А. Динамика развития физической культуры и спорта в РФ в 2014-2018 гг. //Наука и практика регионов.2019. № 2. С. 49-53.

14. Демина А.Ш., Кириллов Е.М. Физическая культура и спорт в системе реабилитации и социальной адаптации инвалидов //Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2017. № 2 (6). С. 19-21.

15. Бобровский Е.А. Реабилитация инвалидов через адаптивный спорт и физическую культуру //Региональный вестник. 2017. № 2 (7). С. 24-26.

16. Кожемякина А.П. Физическая культура и спорт в системе реабилитации инвалидов //Аллея науки. 2016. № 3 (3). С. 275-278.

17. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]—Режим доступа: https://www. minsport.gov.ru/ activities/federal-programs/2/26363/ (Дата обращения: 25.12.2019 г.).

18. Абалян А.Г. Современные тенденции развития паралимпийского спорта //Адаптивная физическая культура. 2016. № 1 (65). С. 3739.

19. Адаптивная физическая культура и спорт. Минспорт РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ sport/paralympic/ (Дата обращения: 25.12.2019 г.).

20. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/(Дата обращения: 25.12.2019 г.).

21. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКиС // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 76-81.

22. Нейтральные паралимпийские спортсмены на зимних Паралимпийских играх 2018. Википедия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейтральные_паралим-пийские_спортсмены_на_зимних_Паралимпийских_играх_2018 (Дата обращения: 25.12.2019 г.).

23. Финансирование физической культуры и спорта. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. [Электронный ре-сурс]—Режим доступа: https://isfic.info/profsport/alfiz33.htm (Дата обращения: 25.12.2019 г.).

24. Чешихина В.В., Селезнев В.В. Анализ финансового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Российской Федерации // Современные здоровьесберегающие технологии. 2016. № 2 (3). С. 120-128.

25. Еремеева Л.А., Захарова С.А. Особенности правового обеспечения паралимпийского спорта в России // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 1 (13). С. 65-77.

Статья поступила в редакцию 26.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

274

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.