Научная статья на тему 'Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования'

Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / профессиональное мышление / цель жиз5 ни / смысл жизни / ценности / самоорганизация / competence approach / professional thinking / purpose of life / meaning of life / values / self%organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченко Наталья Станиславовна, Бендрикова Альбина Юрьевна, Дегтярёв Сергей Иванович, Логинова Надежда Сергеевна

При реализации компетентностного подхода по ФГОС ВО были выявлены проблемы в процессе формирования определенных профессиональных и личностных качеств обу5 чающихся медицинского вуза, что обусловило цель дальнейшего исследования. Авторы анализируют современные и классические подходы при рассмотрении предмета иссле5 дования. Для характеристики профессионального мышления и таких его атрибутов, как системность, критичность, логичность, для сбора эмпирических данных в статье были использованы методы анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции, аналогии. Ав5 торами была откорректирована гипотеза о причинах возникновения проблем формиро5 вания важных профессиональных качеств будущих врачей и акцентировано внимание на связи профессионального мышления, профессиональной культуры с деятельностью и личностными качествами, смысложизненными ориентациями обучающихся в Алтай5 ском государственном медицинском университете (АГМУ). В ходе работы было проведе5 но социологическое исследование. Для сбора эмпирической информации о цели, смыс5 ле жизни, иерархии ценностей студентов медицинского вуза был использован метод ан5 кетирования. В результате анализа полученных данных авторами статьи представлена иерархия ценностей студентов5медиков, обозначены основные смысложизненные ори5 ентиры обучающихся. Обозначены основные проблемы, возникающие в ходе формули5 рования цели и смысла жизни молодежи. Полученные результаты исследования выявили необходимость корректирования не столько содержания и методов обучения и воспита5 ния, сколько методов и форм внеучебной работы для смещения акцентов с успешного выполнения тактический задач на формирование стратегического мышления, с деталь5 ной организации образовательного процесса на формирование способности к самоор5 ганизации, выбору стратегии поведения, самостоятельному управлению своей жизнью, выстраиванию траектории саморазвития, самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимченко Наталья Станиславовна, Бендрикова Альбина Юрьевна, Дегтярёв Сергей Иванович, Логинова Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL THINKING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF LIBERAL ARTS EDUCATION

When implementing the competence approach according to the Federal State Educational Standard in higher education, problems were identified in the process of forming certain profes% sional and personal qualities of medical university students, which determined the purpose of fur% ther research. The authors analyze modern and classical approaches when considering the subject of the study. To characterize professional thinking and its attributes such as consistency, criticali% ty, logic; to collect empirical data, the methods of analysis, synthesis, generalization, induction, deduction, and analogy were used in the article. The authors corrected the hypothesis about the causes of the problems of the formation of important professional qualities of future doctors and focused on the connection of professional thinking, professional culture with the activities and per% sonal qualities, life orientations of students at Altai State Medical University (ASMU). In the course of the work, a sociological study was conducted. To collect empirical information about the purpose, meaning of life, hierarchy of values of medical university students the questionnaire method was used. Drawing upon the results of analysis of the obtained data the authors provide a hierarchy of medicine students’ values and outline their main life orientations. Main problems ari% sing in the course of defining young people’s purpose and meaning of life are pointed out. The obtained results of the research revealed the necessity to correct not only the contents and me% thods of teaching and upbringing but also the methods and forms of extracurricular work in order to shift the focus from successful implementation of tactical tasks to the formation of strategic thinking; form detailed organization of educational process to developing the skill of self%organisation, the choice of behaviour strategy, independent management of their lives, building the trajec% tory of self%development, and self%cultivation.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования»

Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya (2019) / A. Yu. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya and dr. ; ed. by A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina. Moscow, Higher School of Economics. 343 p. (In Russ.).

«Cifrovoe» obrazovanie: pust' nikto ne ostanetsya lishnim (2019). Kommersant. 25.11.2019. [online] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4171063 (accessed: 25.05.2022). (In Russ.).

Submission date: 01.07.2022.

Меньшикова Ольга Ивановна — доктор экономических наук, профессор, научный консультант Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России, профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета. Адрес: 105043, Российская Федерация, г. Москва, ул. 4-я Парковая, 29. Тел.: +7 (495) 917-75-79. Эл. адрес: om-g@yandex.ru

Бикменева Елена Геннадьевна — аспирант второго года обучения кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (903) 978-99-62. Эл. адрес: Bikme-nevaeg@gmail.com

Menshikova Olga Ivanovna, Doctor of Economics, Professor, Scientific Consultant, All-Russian Research Institute of Labor, Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Professor, Department of Economic and Financial Disciplines, Moscow University for the Humanities. Postal address: 29, 4th Parkovaya St., Moscow, Russian Federation, 105043. Tel.: +7(495) 917-75-79. E-mail: om-g@yandex.ru

Bikmeneva Elena Gennadievna, Post-Graduate Student, Department of Economic and Financial Disciplines, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (903) 978-99-62. E-mail: Bikmenevaeg@gmail.com

РО!: 10.17805^ри.2022.4.3

Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования

Н. С. Тимченко

Алтайский государственный медицинский университет,

А. Ю. Бендрикова Алтайский государственный медицинский университет,

С. И. Дегтярёв Алтайский государственный медицинский университет,

Н. С. Логинова Алтайский государственный педагогический университет

При реализации компетентностного подхода по ФГОС ВО были выявлены проблемы в процессе формирования определенных профессиональных и личностных качеств обучающихся медицинского вуза, что обусловило цель дальнейшего исследования. Авторы анализируют современные и классические подходы при рассмотрении предмета исследования. Для характеристики профессионального мышления и таких его атрибутов, как

системность, критичность, логичность, для сбора эмпирических данных в статье были использованы методы анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции, аналогии. Авторами была откорректирована гипотеза о причинах возникновения проблем формирования важных профессиональных качеств будущих врачей и акцентировано внимание на связи профессионального мышления, профессиональной культуры с деятельностью и личностными качествами, смысложизненными ориентациями обучающихся в Алтайском государственном медицинском университете (АГМУ). В ходе работы было проведено социологическое исследование. Для сбора эмпирической информации о цели, смысле жизни, иерархии ценностей студентов медицинского вуза был использован метод анкетирования. В результате анализа полученных данных авторами статьи представлена иерархия ценностей студентов-медиков, обозначены основные смысложизненные ориентиры обучающихся. Обозначены основные проблемы, возникающие в ходе формулирования цели и смысла жизни молодежи. Полученные результаты исследования выявили необходимость корректирования не столько содержания и методов обучения и воспитания, сколько методов и форм внеучебной работы для смещения акцентов с успешного выполнения тактический задач на формирование стратегического мышления, с детальной организации образовательного процесса на формирование способности к самоорганизации, выбору стратегии поведения, самостоятельному управлению своей жизнью, выстраиванию траектории саморазвития, самосовершенствования.

Ключевые слова: компетентностный подход; профессиональное мышление; цель жизни; смысл жизни; ценности; самоорганизация

ВВЕДЕНИЕ

Компетентностный подход в образовании в сочетании с философией здоровья и другими направлениями философско-педагогической мысли начала XXI в. ориентирует на формирование определенного набора качеств будущего врача для решения задач диагностики, лечения, а также профилактики и восстановления пациента после перенесенного заболевания (Ушакова, 2015). В соответствии с ФГОС ВО врач должен обладать такими универсальными компетенциями, как компьютерная грамотность, креативность, коммуникативность, умение работать в команде, мобильность (готовность к изменениям, самообразованию, саморазвитию). В работах, посвященных проблемам формирования качеств современного специалиста, отмечается, что современный специалист, наряду с другими навыками, должен уметь работать с информацией (поиск, преобразование, применение в профессиональной деятельности) (Мироненко, 2019). Эти порождаемые велением исторического времени требования предполагают сдвиги в мышлении обучающегося. Оно должно быть не только репродуктивным, но и критическим, аналитическим, системным. Врач лечит не болезнь, а человека, учитывает его физические и психические особенности, а также специфику влияния окружающей среды. Поэтому современный врач «должен обладать гибким, пластичным мышлением, проявляющимся в быстроте преобразования, модификации способа, тактики лечения, диагностических заключений в соответствии с изменениями объективной ситуации (изменения течения болезни или состояния больного, атипичность картины болезни)» (там же: 220).

В педагогике высшего медицинского образования распространено мнение, что системность мышления — необходимое условие для проявления компетентности врача при реализации профессиональных навыков в начале XXI в. В связи с этим требует особого внимания вопрос о содержании теоретической модели профессионального мышления врача, которая является концептуальной основой компе-тентностного подхода.

Профессиональное мышление врача, по мнению Б. А. Ясько, включает в себя два основных компонента — клиническое мышление и рефлексию (надо, хочу, могу) и представляет собой «отражение профессионального бытия субъекта врачебной деятельности в его связях и отношениях, в его многообразных опосредовани-ях» (Ясько, 2008: 82). Соответственно, основными векторами развития профессионального мышления врача будут формирование «образа субъекта», развитие профессиональной аутентичности личности врача; осмысление и преобразование «образа объекта» врачевания. При этом стоит отметить, что личностные качества, отраженные в профессиональной деятельности, связаны с иерархией смысложиз-ненных ценностей, которыми врач будет руководствоваться в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, складывающаяся система ценностных ори-ентаций будущего врача предполагает освоение определенных универсальных компетенций, развитие некоторых свойств мышления.

Системность как фундаментальное свойство мышления имеет своим основанием деятельностную сущность интеллекта человека, которая генерируется и развивается в процессе социализации будущего врача. Для формирования системного качества мышления врача необходим определенный уровень развития логической культуры человека, который, обретая новое качество, становится активно действующим началом интеллекта. Это начало включает в себя умение профессионально мыслить, т. е. оперировать медицинскими понятиями, делать выводы из ранее сформулированных общетеоретических положений, обобщать факты медицинской практики, опытным путем проверять положения диагноза.

Исследования, проведенные В. И. Моисеевым, О. Н. Моисеевой, подтверждают важность и вместе с тем отсутствие системности в современном медицинском образовании (Моисеев, Моисеева, 2022: 28). К сожалению, господство в медицине редукционизма не только создает условия для доминирования инженерной и коммерческой моделей отношения врача и пациента, чем вызывает новые конфликты в обществе на фоне распространения трансгуманизма, но и отрицает ценности, смыслы, цели, приводит к отождествлению понятий клинического и профессионального мышления, заменяет смыслопорождающую функцию языка функцией редупликации и информации, отбрасывает детализацию чувств, приводит не только к затруднениям в овладении научными знаниями, но и формирует иллюзию ненужности изучения гуманитарных дисциплин в медицинских вузах. Снижение требований, приспособление к проблеме вместо ее решения, заучивание и повтор, как и доминирование тестовых методик проверки знаний, по мнению российских исследователей в области нейролингвистики, психологии, педагогики, не решают, а только усугубляют данную проблему (Пищальникова, 2021: 40).

Следует отметить, что формирование системного мышления происходит во взаимосвязи с отработкой навыков критического и логического мышления. Например, Н. В. Ронжина связывает«системное и критическое мышление» с объективными факторами (мировые тенденции по усложнению труда и трудовых функций, требования работодателей к выпускникам, государственный заказ в сфере образования) и субъективными факторами (профессиональное развитие обучающихся, конкурентоспособность, успешность, признание) социокультурного развития. «С позиций такого подхода к профессиональной деятельности весьма востребованным становится формирование у будущих специалистов мышления (системного, критического, логического), становящегося инструментом поиска и обработки информации для принятия

решений, выявления закономерностей, аналогов, самостоятельной постановки задач, нахождения оптимальных методов их решения» (Ронжина, 2020).

При этом еще С. Л. Рубинштейн писал о том, что критичность есть существенный признак зрелого ума. Опираясь на его концепцию деятельностного начала в мышлении, отечественные педагоги интерпретировали критичность как аналитичность и креативность. Согласно этой концепции, основой критического мышления является знание законов и правил формальной логики, закрепляемое на практике (решение проблемных ситуаций, выполнение специальных упражнений / практических заданий, игр и пр.) (Рубинштейн, 2010). Стоит подчеркнуть, что используемые методы и приемы обучения выполняют и воспитательные задачи, так как влияют на смысложизненные ориентации личности. Выявление и попытка решения социокультурных проблем заставляют обучающихся заметить, переосмыслить процессы не только внутриличностного развития, но и связать их с актуальными процессами функционирования, развития таких систем, как общество, культура, природа.

Критическое мышление — это выявление и разрешение диалектических противоречий в материальной и духовной жизни человека, в его познавательной и практической деятельности, в его отношениях с другими людьми и с самим собой. То, какого типа противоречия студенты или выпускники медицинского вуза намерены выявлять и разрешать, зависит от их смысложизненной ориентации. Наличие жизненной установки является обязательным условием критичности мышления, позволяет адаптироваться к изменившимся условиям, работать в команде, проявлять инициативу, активно участвовать в жизни общества (Пищальникова, 2021: 39). Поэтому по содержанию смысложизненной ориентации студента и выпускника медицинского вуза можно судить о степени сформированности свойства критичности профессионального мышления и, значит, соответствующей компетентности, которая не может быть только продекларирована и проверена тестом. Подлинная критичность мышления, в отличие от критиканства, возможна лишь в том случае, когда в основе смысложизненной ориентации человека заложены такие ценностные установки, как совесть, честь и достоинство, свобода и ответственность, верность долгу. Эти ценности после просмотра видеофильмов, чтения научных текстов не только активно обсуждаются на занятиях, но и практически реализуются в процессе проведения преподавателями гуманитарных дисциплин воспитательных учебных и внеучебных мероприятий.

В научных публикациях А. А. Баталовой, И. С. Гомбоевой, М. М. Кашаповой, Л. А. Лебедевой, К. Е. Мамаева, А. В. Мельничук, Л. Б. Набатовой, Е. А. Ходос, Д. М. Ша-кировой, Т. Н. Шипиловой раскрываются иные признаки, черты, особенности профессионального мышления, в том числе врачей. Данные свойства достаточно определенно согласуются с универсальными компетенциями ФГОС ВО. Формирование универсальных компетенций (в том числе логичности, критичности, системности мышления) осуществляется в процессе преподавания социальных и гуманитарных дисциплин в АГМУ чаще всего такими методами, как групповые дискуссии, а также в беседе, при отработке навыков по алгоритмизации деятельности, при решении ситуационных и логических задач, при выполнении разнообразных творческих заданий, в том числе на понимание, критическую оценку информации, смысло-образование.

От профессионального мышления в XXI в. ожидают проявления таких свойств, как полифункциональность, вариативность, мобильность. При этом основная цель

его формирования остается прежней — выстраивание траектории внутреннего духовного развития обучающегося. Это означает, что организация процесса обучения в вузе также должна включать возможность продолжения духовного саморазвития обучающегося на основании эффекта синергии, в том числе при освоении универсальных компетенций студентами вузов. Большинство этих универсальных компетенций реализуется преподавателями гуманитарных дисциплин. При этом возникает проблема согласования цели, задач, средств и содержания образования, а также проблема согласованности обучения и проводимой воспитательной работы в вузе. Реальность показывает, что результат профессионального образования в медицинских вузах обычно оценивается путем выявления внешних признаков профессионального мышления и чаще всего исключает рефлексию, процесс и результат формирования личностных качеств, отражающих иерархию ценностей, цель и смысл жизни выпускников медицинского вуза.

Системное, критическое мышление в целом несомненно оказывает влияние на становление любого профессионального мышления. Но существует множество его вариантов. Вариативный уровень профессионального мышления будущего врача формируется в процессе профильного образования, когда вырабатываются особенные, специфические черты медицинского мышления. Следует подчеркнуть, что именно развитие такого мышления (умственной активности) и интеллекта (умственной способности), правильное определение объекта и предмета (специфики протекания болезни у конкретного человека) позволяют врачу оказывать высокотехнологическую квалифицированную помощь, минимизируют возможные ошибки в диагностике и лечении пациента, снижают конфликтность горизонтальных и вертикальных взаимоотношений.

Подчеркнем еще раз, что успешное освоение вариативного уровня невозможно без рефлексии, без творчества. Теоретическое, рефлексивное, творческое мышление «дает огромные преимущества врачу при решении диагностических, лечебных и профилактических профессиональных задач» (Ронжина, 2020).

Определенно, системное и критическое мышление врача, опирающиеся на теоретичность и рациональную рефлексивность, тесно связаны как с его профессиональной деятельностью, так и с личностными качествами медицинского работника, с его смысложизненными установками. Не только знание, но и понимание этапов, специфики, методов познания, исключение логических ошибок при установлении обратной связи с пациентом и иные умения, навыки, формируемые в ходе освоения универсальных компетенций, а также их принятие, готовность реализовать обусловливают успешное освоение профессиональных компетенций врача, а также предполагают обязательное корректирование личностно-профессиональ-ных качеств врача, их адекватную демонстрацию в обществе в соответствии с предъявляемыми требованиями как к компетентности, так и к образу врача в Российской Федерации.

Системное мышление даже в XXI в., к сожалению, не всегда согласуется с формируемым естественно-научными дисциплинами клиническим мышлением. Их внешняя противоречивость снимается за счет включения принципа дополнительности, принципа синергии, за счет расширенного понимания профессионального мышления врача. О. В. Тарабрина, С. М. Юдина, И. А. Иванова считают, что для эффективного формирования клинического мышления следует акцентировать внимание обучающихся медицинских вузов на принципах взаимоотношений с кол-

легами, с больными, на их манере общения, внешнем виде, ЗОЖ (Тарабрина, Юдина, Иванова, 2015). Еще раз подчеркнем, что такая установка обучающихся находится в прямой зависимости от их личностных ценностей, имеющих статус личностных ценностей. «Глобализация проблемы здоровья в развитии человечества, с одной стороны, и успехи биомедицинских исследований, с другой стороны, в корне изменили в наши дни облик медицины как формы знания и деятельности, по-новому детерминируя актуализацию в ней ценностной составляющей» (Умир-закова, 2020: 4). В ХХ-ХХ1 вв. профессиональные клятвы, этические кодексы, сформированные правила и принципы биоэтики постоянно модернизируются не только социокультурной ситуацией, но и практикой организации профессиональной деятельности врача. Поэтому изучение гуманитарных дисциплин в вузе включает в себя и воспитательный компонент, в том числе работу со смыслами, значениями, мотивами деятельности, напрямую связано со смысложизненными ориен-тациями студентов медицинского вуза.

В. Я. Кочергин, А. Г. Пацеева считают, что «развитие профессиональной культуры не является линейным процессом, но предполагает некоторые бифуркации — смены установившегося режима работы системы, точки "ветвления" системы, что обусловливает ее внутреннее структурирование на отдельные типы» (Кочергин, Пацеева, 2017). Довольно часто это происходит в момент выбора, при решении задач, проблем, связанных с целью, смыслом своей жизни, при смене ценностной иерархии в обществе. Данные авторы выделяют традиционный, адаптивный и новаторский типы (по отношению к пациентам, передовым медицинским технологиям, технической оснащенности рабочего места) профессиональной культуры врача.

Несомненно, что сдвиги в отношениях «врач — пациент», рост узкой специализации, изменения в содержании понятия «квалификационный уровень врача», влияние доказательной медицины и менеджмента на профессиональную культуру, а также признание здоровья высшей ценностью как для человека, так и для государства не только расширили трудовые функции врача, но и трансформировали традиционные нормы и ценности медицинского работника. Именно ценностно-регулятивные основания врачебной деятельности, гармонически связанные с критическим и системным мышлением, на наш взгляд, смогут обеспечить высокий потенциал самоорганизации духовного мира врача (направленность на себя) и простимулируют рост коллективной социальной ответственности медицинских работников (направленность на других, в том числе на общество и государство). Особый акцент о смысложизненных ориентациях будущих врачей сделан в силу их определяющего влияния на отношения личности к самой себе, другим, природе, а также их регулирующей функции на уровне поведения.

А. В. Маслихин, анализируя учения философов о смысле жизни, приходит к выводу о том, что формирование смысложизненных установок тесно связано с деятельностью человека, иерархией ценностей и идеалом, выбором жизненного пути, отношением к процессу жизни. Следует подчеркнуть, что смысложизненные ориентации и установки определяются и отношением к смерти. Те, кто признают наличие смысла в своей жизни, ориентированы как на внешние ценности (благо, блага), так и на внутренние (счастье), имеют возможность не только положительно, но и негативно оценивать ее содержание. Несомненно, смысл жизни («зачем») тесно связан с целью («куда») жизни человека. Его осознание, на наш взгляд, помогает не только предотвратить «профессиональное выгорание» врача, но и способству-

ет выживанию человека (как врача, так и пациента) в периоды кризиса, катаклизмов, болезни.

«Для новейшей истории, с ее глобальными проблемами и бедами «дикого капитализма» свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни» (Маслихин, 2012: 81). В то же время философы, культурологи, социологи и педагоги конца ХХ — начала XXI в. отмечают, что потребитель, гедонист, человек массы все чаще отказывается от осознания смысла жизни, нередко путает его с целями, задачами, демонстрирует отсутствие стратегического мышления и способности управлять своей жизнью, выстраивать траекторию саморазвития, самосовершенствования (Гиренок, Козолупенко, 2022). Это явление было нами отмечено в течение последних пяти лет работы со студентами медицинского вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2022 г. было проведено авторское исследование, основной гипотезой которого выступает связь профессионального мышления, профессиональной культуры со смысложизненными ориентациями будущих врачей. На основании анализа студенческих эссе о цели и смысле жизни современного молодого человека, анализа «Дерева целей» (МПЦУ) студентов первых — шестых курсов АГМУ, а также результатов анкетирования обучающихся вторых — шестых курсов АГМУ были выявлены причины формирования важных профессиональных качеств будущих врачей.

При выполнении задания на построение «Дерева целей» большинство студентов шестого курса не справились с ним, так как испытали затруднения с различением цели (стратегия) и задач (тактика), цели и смысла жизни (мотивация внешняя положительная, внешняя отрицательная, внутренняя). Основную цель жизни, задачи и смысл своей жизни большая часть студентов, особенно имеющих среднее профессиональное образование, связала с профессией (повышение в должности, увеличение престижа, дохода, получение дополнительных благ). Около 2% студентов, принявших участие в исследовании, в формулировании задач упомянули такую ценность, как семья, и только 1% — любовь. При этом семья и любовь не были связаны с целью жизни, хотя включались в «Дерево целей».

Студенты первого и второго курсов более отчетливо разделили цель и задачи, но почти не увидели различия между целью (куда) и смыслом жизни (зачем). Большая часть опрошенных студентов кроме профессионального успеха / самореализации (реже упоминали доход, получение благ) писали о семье (чаще всего родительской). Примерно у третьей части опрошенных в схеме встречается любовь, около 5% упомянули о дружбе (ее сохранении). Около 30% принявших участие в опросе молодых людей писали о счастье, примерно 10% — о благе. Студенты вместе с тем демонстрировали альтруистические наклонности, связывали желание помогать людям со своей будущей профессией.

После того как на учебных занятиях по гуманитарным дисциплинам были проанализированы результаты составления «Дерева целей», после дискуссий по ценностным ориентациям личности и ценностным установкам в современном обществе обучающиеся писали эссе по определению цели и смысла жизни современного человека. При анализе данных эссе нами было выявлено, что обучающиеся часто акцентировали внимание на своей персоне, своих желаниях и интересах (эгоцентризм). В большинстве случаев они упоминали о ценностях и антиценностях современного российского общества, но не всегда соединяли цель и смысл своей жизни

с определенными социокультурными проблемами (гедонизм, потребительство, хамство, инфантилизм, снижение ценности семьи и пр.). Большая часть студентов младших курсов Института общественного здоровья и профилактической медицины и Института стоматологии оправдывали гедонизм, но осуждали лень, писали о профессиональном успехе, связывали его с качеством жизни, желанием благ для себя и семьи. Обучающиеся Института клинической медицины и Института педиатрии демонстрировали меньшую прагматичность, поэтому помимо профессионального успеха упоминали также о личном счастье (любовь, семья, дружба) и желании гармонизации / снятии противоречий в реализации различных социальных ролей личности (врач и член семьи). Только около 2% упомянули о корпоративной или личной ответственности и желании помогать другим людям / улучшить жизнь других представителей общества. При этом более 75% опрошенных указали на долг врача и на помощь пациентам. Свои желания и интересы студенты связывали чаще всего с доминирующими ценностными ориентациями в обществе.

Вместе с тем около 2% отнесли себя к представителям массовой культуры, около 3% — к людям с клиповым мышлением, около 16% после размышлений над характеристиками соответствующей позиции — к гедонистам или потребителям. Фиксация этих негативных ценностей на личностном уровне не побуждает студентов к их пересмотру. При этом студенты осознают их несовместимость со своей будущей профессиональной деятельностью.

Анализ полученных результатов привел к выводам о существовании у обучающихся младших курсов проблем с различением стратегии и тактики, цели и смысла жизни, ценностных установок и ценностных ориентаций, заученных деонтоло-гических норм и личных желаний/интересов, а также выявил проблемы с формированием атрибутов профессионального мышления (системность, критичность, логичность). Основная причина — целевые установки обучения будущих врачей естественно-научным и медицинским дисциплинам, а именно формирование клинического мышления. Изучение гуманитарных дисциплин способно вывести клиническое мышление на уровень профессионального, избежать существующий в образовательной практике редукционизм.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено также авторское исследование на тему «Цель и смысл жизни студентов медицинского вуза». Было проведено анкетирование 164 студентов АГМУ вторых — шестых курсов. Из них в возрасте 20-25 лет — 89%, 26-30 лет — 9%. 68% опрошенных женского пола, 32% — мужского.

В результате полученных в ходе опроса данных была выстроена иерархия ценностей студентов АГМУ. На первом месте — здоровье (79%). Мы полагаем, что приоритет данной ценности обусловлен спецификой будущей профессии, а также полученным личным и профессиональным опытом жизнеосуществления в период пандемии СОУГО-19. Семья как жизненная ценность отмечена у 78% опрошенных респондентов. Духовное общение становится ценностью современной молодежи, отсюда проистекают и желание быть в дружеских отношениях внутри семьи, и ценность и значимость семьи в целом. Любовь и дружбу как ценностные ориентации отметили 65 и 48% опрошенных соответственно. При сравнении текстов студенческих эссе, творческих работ (работа с цитатами, научными текстами), результатов дискуссий за последние пять лет мы пришли к выводу, что значение этих ценностей значительно возросло для молодых людей за последние два года в связи

с продолжительным периодом изоляции, невозможностью непосредственного межличностного общения.

Карьеру как жизненную ценность отметили 44% принявших участие в опросе студентов. Но работу как ценность отметили лишь 24% респондентов. Профессия сама по себе не вызывает большого жизненного интереса и рассматривается респондентами как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу» (Кулакова, 2018). Одновременно с этим образование как ценность важно для 48% опрошенных. Следовательно, можно сделать вывод о том, что молодые люди рассматривают образование как важный процесс получения и накопления знаний, а не только как способ достижения других целей.

Около половины опрошенных (45%) в качестве жизненной ценности указали добро, что обусловлено усвоением деонтологических принципов будущей профессии. При этом ценность «добро» они практически не связывают с такими ценностями, как «истина», «красота».

Будущие врачи в большой степени аполитичны, их мало интересуют вопросы равенства, безопасности, власти, а свободу молодые люди, как правило, связывают с самосовершенствованием. Стоит также отметить низкую оценку труда — 12% опрошенных (по сравнению с удовольствием — 27%, с творческой реализацией — 22%). Это объясняет низкий уровень формирования гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, несмотря на актуализацию данных ценностей в современном российском обществе.

Необходимо подчеркнуть, что гражданственность, патриотизм основаны на особом отношении к добру и труду. Взаимосвязь данных ценностей видна не только при анализе компонентов патриотизма (Кондрашова, 2015: 136), но и отражена в исследованиях педагогов, психологов, зафиксирована во внесенных в мае 2020 г. Президентом РФ поправках в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Например, акцентируется внимание на цели патриотического воспитания — «формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения памяти защитников Отечества и подвигов героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению» (Фан, 2021: 76). Без реализации ценностных ориентаций в деятельности (в труде), в том числе в профессиональной деятельности, их формирование и развитие теряют свое значение не только для общества, но и для личности, так как остаются на уровне информации, лозунгов без понимания, принятия, реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные желательно учитывать не только при планировании, организации воспитательной работы с обучающимися медицинского вуза, но и в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, которые в большей степени способствуют формированию и развитию как атрибутивных свойств профессионального мышления врача, так и смысложизненных ориентаций обучающихся, их согласованию с иными дисциплинами вуза.

Результатом реализации компетентностного подхода в АГМУ должны стать не только полнота знаний, умений, навыков, но и отработка способностей самостоятельного выбора стратегического поведения, осознания своей роли в структуре общества, понимание принципов отношений между людьми, принятие и реализа-

ция стандартов, эталонов поведения. Воспитание самостоятельности, ответственности у будущего врача необходимо не только для эффективной организации образовательного процесса в медицинском вузе, но и для формирования понимания эффективности самоорганизации, в том числе умения успешно решать проблемные ситуации, самостоятельно ставить, реализовывать цель, разбивать ее на задачи и пр. (Алдашева, 2012).

Выстраивание осознанной вертикали ценностей (Я — Мы — для Других) тесно связано с процессом формирования определенных личностных качеств врача, но в современном постмодернистском обществе уже несколько десятилетий наблюдается горизонтальное растекание, стирание границ, разрушение эталонов, идеалов, в том числе нивелирование значения традиционных культурных ценностей (Маркова, Матис, Орлов, 1990). Поэтому проблема выбора стратегии поведения (нормативная основана на долге, сущностная — на эмоциях комфорта хочу и могу, запретная — на мотиве и требованиях, рациональная — на рефлексии) является одной из актуальных и требует немедленного разрешения.

Определение мотивов и цели связывает жизненный и профессиональный опыт, максимально точно прогнозирует готовность врача к развитию определенных в ФГОС ВО компетенций (Яковлева, 2019). Создание условий для критического осмысления и развития иерархии личностных ценностей при изучении гуманитарных дисциплин создает основу не только понимания и принятия, но и реализации в поведении, профессиональной деятельности установок на добро, труд, помощь людям, на формирование гражданственности, патриотизма. Это позволит успешно решать задачи при реализации обратной связи на основе рефлексии, эмпатии, совершенствовать «образ Я» в процессе самоорганизации личности будущего врача.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алдашева, А. А. (2012) Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. №4. С. 121-128.

Гиренок, Ф. И., Козолупенко, Д. П., Ростова, Н. Н. (2022) Кто мыслит сложностно в современной философии? // Вопросы философии. №1. С. 30-42.

Кондрашова, Е. Н. (2015) Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. №3. С. 134-144.

Кочергин, В. Я., Пацеева, А. Г. (2017) Профессиональная культура врача: внутренняя дифференциация и перспективы развития // Социологический альманах. №8. С. 473-482.

Кулакова, А. Б. (2018) Поколение 7: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. №2 (42). С. 6.

Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. (1990) Формирование мотивации учения. М. 192 с.

Маслихин, А. В. (2012) Смысл жизни человека // Вестник Марийского государственного университета. №8. С. 79-82.

Мироненко, С. Н. (2019) Развитие логического мышления бакалавров профессионального обучения на основе проектирования системы дидактических задач // Вестник Череповецкого государственного университета. №5 (92). С. 219-229.

Моисеев, В. И., Моисеева, О. Н. (2022) Судьба медико-гуманитарного образования в России // Биоэтика. Т. 15. №1. С. 24-32.

Пищальникова, В. А. (2021) Функциональная неграмотность как следствие утраты доминирующей функции языкового знака в цифровом информационном пространстве // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. №2. С. 36-45.

Ронжина, Н. В. (2020) Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления // Профессиональное образование и рынок труда. №2. С. 116-121.

Рубинштейн, С. Л. (2010) Основы общей психологии. СПб. : Питер. 713 с.

Тарабрина, О. В., Юдина, С. М., Иванова, И. А. (2015) Опыт формирования профессионального мышления врача // Наука и общество в современном мире: проблемы и перспективы развития : материалы Международного электронного симпозиума. С. 65-69.

Умирзакова, Н. А. (2020) Биоэтика как ценностная ориентация в профессиональной компетентности врачей // Гуманитарный трактат. №77. С. 4-7.

Ушакова, Е. В. (2015) Мировоззренческий статус философии здоровья в контексте системной философии // Социальные процессы в современной Западной Сибири : сб. науч. трудов. Горно-Алтайск. С. 207-210.

Фан, И. Б. (2021) Гражданственность в публичном дискурсе России // Вестник Пермского университета. Политология. Т. 15. №1. С. 74-83.

Яковлева, Н. В. (2019) Конфликтный потенциал профессиональной медицинской деятельности: организационный и личностный аспекты // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой науч. журнал. Т. 7. №4 (27). С. 583-596.

Ясько, Б. А. (2008) Клиническое мышление в структуре профессионального мышления врача // Человек, сообщество, управление. №4. С. 82-91.

Дата поступления: 02.10.2022 г.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL THINKING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF LIBERAL ARTS EDUCATION

N. S. Timchenko Altai State Medical University,

A. Yu. Bendrikova Altai State Medical University,

S. I. Degtyarev Altai State Medical University, N. S. Loginova Altai State Pedagogical University

When implementing the competence approach according to the Federal State Educational Standard in higher education, problems were identified in the process of forming certain professional and personal qualities of medical university students, which determined the purpose of further research. The authors analyze modern and classical approaches when considering the subject of the study. To characterize professional thinking and its attributes such as consistency, criticali-ty, logic; to collect empirical data, the methods of analysis, synthesis, generalization, induction, deduction, and analogy were used in the article. The authors corrected the hypothesis about the causes of the problems of the formation of important professional qualities of future doctors and focused on the connection of professional thinking, professional culture with the activities and personal qualities, life orientations of students at Altai State Medical University (ASMU). In the course of the work, a sociological study was conducted. To collect empirical information about the purpose, meaning of life, hierarchy of values of medical university students the questionnaire method was used. Drawing upon the results of analysis of the obtained data the authors provide a hierarchy of medicine students' values and outline their main life orientations. Main problems arising in the course of defining young people's purpose and meaning of life are pointed out. The obtained results of the research revealed the necessity to correct not only the contents and methods of teaching and upbringing but also the methods and forms of extracurricular work in order to shift the focus from successful implementation of tactical tasks to the formation of strategic thinking; form detailed organization of educational process to developing the skill of self-organisa-

tion, the choice of behaviour strategy, independent management of their lives, building the trajectory of self-development, and self-cultivation.

Keywords: competence approach; professional thinking; purpose of life; meaning of life; values; self-organization

REFERENCES

Aldasheva, A. A. (2012) Professional'naja kompetentnost': ponjatie i struktura. Vestnik Ady-gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija, no. 4, pp. 121-128. (In Russ.).

Girenok, F. I., Kozolupenko, D. P. and Rostova, N. N. (2022) Kto myslit slozhnostno v sovre-mennoj filosofii? Voprosy filosofii, no. 1, pp. 30-42. (In Russ.).

Kondrashova, E. N. (2015) Jevoljucija pedagogicheskih idej vospitanija patriotizma v zhizni nashej strany. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 3, pp. 134-144. (In Russ.).

Kochergin, V. Ja. and Paceeva, A. G. ( 2017) Professional'naja kul'tura vracha: vnutrennjaja dif-ferenciacija i perspektivy razvitija. Sociologicheskij al'manah, no. 8, pp. 473-482. (In Russ.).

Kulakova, A. B. (2018) Pokolenie Z: teoreticheskij aspect. Voprosy territorial'nogo razvitija, no. 2 (42), p. 6. (In Russ.).

Markova, A. K., Matis, T. A. and Orlov, A. B. (1990) Formirovanie motivacii uchenija, Moscow. 192 p. (In Russ.).

Maslihin, A. V. (2012) Smysl zhizni cheloveka. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo univer-siteta, no. 8, pp. 79-82. (In Russ.).

Mironenko, S. N. (2019) Razvitie logicheskogo myshlenija bakalavrov professional'nogo obu-chenija na osnove proektirovanija sistemy didakticheskih zadach. Vestnik Cherepoveckogo gosu-darstvennogo universiteta, no. 5 (92), pp. 219-229. (In Russ.).

Moiseev, V. I., Moiseeva, O. N. (2022) Sud'ba mediko-gumanitarnogo obrazovanija v Rossii. Biojetika, vol. 15, no. 1, pp. 24-32. (In Russ.).

Pishhal'nikova, V. A. (2021) Funkcional'naja negramotnost' kak sledstvie utraty dominirujush-hej funkcii jazykovogo znaka v cifrovom informacionnom prostranstve. Vestnik VGU. Serija: Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija, no. 2, pp. 36-45. (In Russ.).

Ronzhina, N. V. (2020) Rol' universal'noj kompetencii «sistemnoe i kriticheskoe myshlenie» v formirovanii professional'nogo myshlenija. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, no. 2, pp. 116-121. (In Russ.).

Rubinshtejn, S. L. (2010) Osnovy obshhejpsihologii. St. Petersburg, Piter. 713 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tarabrina, O. V., Judina, S. M. and Ivanova, I. A. (2015) Opyt formirovanija professional'nogo myshlenija vracha. Nauka i obshhestvo v sovremennom mire: problemy i perspektivy razvitija. Materialy Mezhdunarodnogo jelektronnogo Simpoziuma, pp. 65-69. (In Russ.).

Umirzakova, N. A. (2020) Biojetika kak cennostnaja orientacija v professional'noj kompetent-nosti vrachej. Gumanitarnyj traktat, no. 77, pp. 4-7. (In Russ.).

Ushakova, E. V. (2015) Mirovozzrencheskij status filosofii zdorov'ja v kontekste sistemnoj filosofii. Social'nye processy v sovremennoj Zapadnoj Sibiri. Sbornik nauchnyh trudov, Gorno-Altajsk. Pp. 207-210. (In Russ.).

Fan, I. B. (2021) Grazhdanstvennost' v publichnom diskurse Rossii. Vestnik Permskogo universiteta. Politologija, vol. 15, no. 1, pp. 74-83. (In Russ.).

Jakovleva, N. V. (2019) Konfliktnyj potencial professional'noj medicinskoj dejatel'nosti: organi-zacionnyj i lichnostnyj aspekty. Setevoj nauchnyj zhurnal «Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie», vol. 7, no. 4 (27), pp. 583-596. (In Russ.).

Jas'ko, B. A. (2008) Klinicheskoe myshlenie v strukture professional'nogo myshlenija vracha. Chelovek, soobshhestvo, upravleni, no. 4, pp. 82-91. (In Russ.).

Submission date: 02.10.2022.

Тимченко Наталья Станиславовна — доктор социологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук Алтайского государственного медицинского университета. Адрес: 656000, Российская Федерация, Барнаул, переулок Некрасова, 65. Тел.: +7 (913) 234-83-59. Эл. адрес: nattimchenko@yandex.ru

Бендрикова Альбина Юрьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Алтайского государственного медицинского университета. Адрес: 656000, Российская Федерация, Барнаул, переулок Некрасова, 65. Тел.: +7 (913) 361-74-20. Эл. адрес: bendrikova-a@mail.ru

Дегтярёв Сергей Иванович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Алтайского государственного медицинского университета. Адрес: 656000, Российская Федерация, Барнаул, переулок Некрасова, 65. Тел.: +7 (906) 946-53-22. Эл. адрес: degtyarev57sink@ yandex.ru

Логинова Надежда Сергеевна — кандидат философских наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Алтайского государственного педагогического университета. Адрес: 656000, Российская Федерация, Барнаул, ул. Молодежная, 55. Тел.: +7 (952) 000-07-91. Эл. адрес: philocophia@mail.ru

Timchenko Natalia Stanislavovna, Doctor of Sociology, Professor, Department of Social Sciences and Humanities, Altai State Medical University. Postal address: 65, Nekrasova Lane, Barnaul, Russian Federation, 656000. Tel.: +7 (913) 234-83-59. E-mail: nattimchenko@yandex.ru

Bendrikova Albina Yurievna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Department Social Sciences and Humanities, Altai State Medical University. Postal address: 65, Nekrasova Lane, Barnaul, Russian Federation, 656000. Tel.: +7 (913) 361-74-20. E-mail: bendrikova-a@mail.ru

Degtyarev Sergey Ivanovich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Altai State Medical University. Postal address: 65, Nekrasova Lane, Barnaul, Russian Federation, 656000. Tel: +7 (906) 946-53-22. E-mail: degtyarev57sink@yandex.ru

Loginova Nadezhda Sergeyevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Altai State Pedagogical University. Postal address: 55, Molo-dezhnaya St., Barnaul, Russian Federation, 656000. Tel.: +7 (952) 000-07-91. E-mail: philo-cophia@mail.ru

001: 10.17805/7ры.2022.4.4

Понимание учебного материала как критериальная характеристика комфортности интеллектуальной школьной образовательной онлайн-среды

Л. Н. Леонтьев Ульяновский государственный университет,

Р. В. Гурина Ульяновский государственный университет

Комфортная интеллектуальная образовательная онлайн-среда способствует процессу усвоения теоретического и практического учебного материала. Понимание учебного материала является вполне адекватной критериальной характеристикой интеллектуальной составляющей комфортности образовательной онлайн-среды. Определение уровня интеллектуальной комфортности школьной образовательной среды в режимах онлайн-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.