Научная статья на тему 'Формирование и развитие органов государственного управления Российской империи в первой четверти XVIII века'

Формирование и развитие органов государственного управления Российской империи в первой четверти XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1385
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНАТ / КОЛЛЕГИИ / ОРГАНЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОНАРХ / КАНЦЕЛЯРИИ / СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марченко А.Н., Малыгина Е.А.

Статья посвящена теории устройства государственного строя России периода абсолютизма. В данной проблематике представлен историографический анализ коллегий как централизованных отраслевых органов управления. Формирование чиновничества в Российской Империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие органов государственного управления Российской империи в первой четверти XVIII века»

232 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

момент главная задача каждой страны - внести посильный вклад в решение общемировых проблем (таких например, как терроризм, эпидемии и т.д.), не запирая наработки внутри страны, тем самым не передавая опыт миру.

Список литературы:

1. Антиглобалисты. История движения и хроника борьбы [Электронный ресурс] // Сайт РИА Новости. - 06.06.2007. - Режим доступа: www.ria.ru.

2. Большая актуальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. - М.: Эксмо, 2009. - Режим доступа: www.politike.ru

3. Бородулина Л. П., Кудряшова И.А., Югра В.А. Международные политические организации: учеб пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.

4. Официальный сайт Антиглобалистического движения в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.anti-global.ru.

5. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVШ ВЕКА

© Марченко А.Н.*, Малыгина Е.А.*

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск

Статья посвящена теории устройства государственного строя России периода абсолютизма. В данной проблематике представлен историографический анализ коллегий как централизованных отраслевых органов управления. Формирование чиновничества в Российской Империи.

Ключевые слова Сенат, коллегии, органы централизованного управления, монарх, канцелярии, Святейший Правительствующий Синод.

К XVIII веку в России складывается абсолютная монархия. Абсолютная монархия в России характеризовалась сосредоточением судебной, исполнительной и законодательной власти в руках монарха, правом правителя рас-

* Студент кафедры Теории и истории государства и права (специальность: Государственное муниципальное управление). Научный руководитель: Чебанова Н.С., преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, кандидат юридических наук.

* Студент кафедры Теории и истории государства и права (специальность: Государственное муниципальное управление). Научный руководитель: Чебанова Н.С., преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, кандидат юридических наук.

поряжаться финансами, устанавливать налоги, осуществлять управленческие функции, централизацией местного самоуправления. Российский абсолютизм опирался на дворянство и служивых людей.

В 1699 году наряду с Боярской Думой Петр создал Ближнюю канцелярию, в которую вошли 20 особо приближенных к Петру людей. В начале в ее компетенцию входил контроль за расходом и приходом денежных средств. Вскоре функции канцелярии расширились и в неё стали входить начальники приказов, и она получила название «Конзилия» министров. В ней также как и в приказах прослеживался четкий график работы, определенная структура, состоящая из должностных лиц, которые получали жалование, также как и в приказах Московского государства в «Коллизии» министров было налажено делопроизводство [1, с. 56]. В первой четверти XVIII века был проведен ряд реформ, связанных с изменением устройства органов государственного и местного управления. Необходимость проведения реформ связана с тем, что государство перестает справляться с новыми, возникающими перед ним задачами, государственные органы дают сбои. В 1711 году создается новый высший орган исполнительной и судебной государственной власти -Сенат, который заменил собой Боярскую Думу. Должностные лица назначались и освобождались от должности императором. В Сенат входили 9 человек, трое являлись представителями знати, трое - бывшие члены Боярской Думы, трое - из дворян, также туда входили Разрядный стол, расправная палата и генерал-рекетместер, который принимал жалобы от населения, генерал-фискал, который доносил императору. Решения Сенат принимал коллегиально. В его компетенцию входили следующие вопросы: внутренней и внешней политики, разработка нормативно-правовых актов, финансовый и налоговый контроль, надзор за судами.

Так как к концу 17 века приказы ка органы централизованного управления изжили себя в силу частого дублирования функций, увеличения населения, отсутствия контроля на местах. В следствие чего в 1699-1701 годах Петром I была проведена первая реформа органов центрального управления, ею были укрупнены приказы, а в 1717-1721 годах была проведена вторая реформа, в результате которой произошла замена приказов новыми централизованными органами - коллегиями. Всего было образовано 12 коллегий, основными из которых были: коллегия Иностранных дел, Военная коллегия и Адмиралтейская. Их значение подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Они занимали такое привилегированное положение в силу того, какое значение предавал Петр флоту, армии и дипломатии, а также благодаря той роли, которую играли их президенты (князь А.Д. Меньшиков, генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин и канцлер граф Г.И. Головкин). Три из двенадцати ведали финансовыми делами это - Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-контор коллегия (выделение казенных средств правительственным учреждениям) и Ревизион-коллегия (финансовый контроль). Еще

234 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

три коллегии отвечали за управление различными экономическими отраслями. Берг-коллегия (горная металлургия), Мануфактур-коллегия (казенные мануфактуры), Коммерц-коллегия (руководство внутренней и внешней торговлей) [2, с. 295]. В 1720 году появился Главный магистрат, который управлял делами государства, включая судебную и административную власть. Также существовали две коллегии, которые носили сословный характер: Вотчинная коллегия занималась землями дворянства, Главный магистрат являлся судом для городского населения. Управление местными судами находилось в ведении Юстиц-коллегии. В 1722 году была образована Малороссийская коллегия, в который трансформировался Малороссийский приказ. Данная коллегия была единственной, которая функционировала по территориальному принципу.

Также как и приказная система коллегиальная система формировалась и развивалась медленно, на протяжении первой половины XVIII века формировались все новые и новые органы. Новое в коллегиальной системе в отличие от приказной было то, что в коллегиальной системе было более четкое разделение обязанностей, коллегии имели единое делопроизводство, четко очерченную законодательством компетенцию и функционирование органов на основе принципа коллегиальности.

Коллегия состояла из президента, вице-президента, четырех советников и четырех ассесоров, решения которые принимали коллегиально, большинством голосов. Введение коллективного принципа принятия решения Петр мотивировал тем, что большинством голосов и при обсуждении достигается истина, недели чем решение было бы принято одним лицом.

Правовой основой деятельности коллегий является «Генеральный регламент» от 28 февраля 1720 года.

Состав коллегии тоже регламентировался регламентом. Коллегия состояла из присутствия, которое являлось общим собрание, и канцелярии. В присутствие входили президент, вице-президент, четыре-пять советчиков и четыре ассесора. Президент коллегии назначался царем. Вице-президент и другие члены коллегии назначались Сенатом. Основным полномочием канцелярии являлось ведение делопроизводства. Канцелярия состояла из секретаря. Нотариуса, регистратора, архивариуса, писцов и переводчика.

«Генеральный регламент» определял сроки работы, дни в которых проходили заседания в коллегиях. Также в коллегиях находились отраслевые местные учреждения. Система местных органов находились в Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Юстиц-коллегии, Камер-коллегии, Военной коллегии. Местные органы были, соответственно, комиссариатство, надворные суды, камеры и земские комиссары, губернаторы, рентмейстеры. Вышеуказанные коллегии приносили доношения в Сенат по поводу проделанной работы.

В соответствии с Регламентов все вопросы, которые не могли быть решены в коллегиях решал Сенат. Например, по спорным вопросам с другими

учреждениями, в силу чрезвычайных ситуаций, по требованиям подчиненных коллегиям лиц, по вопросам, превышающим их компетенцию, по делам, которые требовали внесения изменений в законодательство.

Коллегии по-прежнему не охватывали всех отраслей управления. Существовали также дворцовые, ямские, строительный, медицинские приказы и палаты.

Подводя итог, следует сказать, что круг вопросов, которыми занимались коллегии был схож с теми вопросами, которые рассматривают в настоящее время современные министерства. Коллегии просуществовали почти 100 лет, и были упразднены в 1802 году Александром I.

Список литературы:

1. Чебанова Н.С., Рассказов Л.П. Законодательное регулирование организационных основ и полномочий приказов как органов централизованного управления в Московском государстве XVI - середина XVII вв. // Право и государство: теория и практика. - № 4. - С. 56.

2. Чистяков О.И. История отечественного государства и права: учебник. -М.: Юристъ, 2007. - 478 с.

3. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. - М.; Ростов н/Д, 2003. - 450 с.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННЫХ ПРИКАЗОВ КАК ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI-XVП ВВ.

© Пилипенко Д.А.*

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск

Данная статья посвящена развитию и формированию военных приказов как органов централизованного управления в Московском государстве. Рассмотрены основные приказы в военной сфере государства. Отмечена их роль в усилении централизации государства. Особое внимание уделено Иноземному, Стрелецкому и Разрядному приказам.

Ключевые слова военные приказы, централизация государства, структура, формирование, Стрелецкий приказ, Иноземный приказ, трансформация приказов.

* Студент кафедры Теории и истории государства и права. Научный руководитель: Чебанова Н.С., преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.